I. Краткая информационная справка оМБОУ СОШ с. ПервомайскоеВ качестве средней общеобразовательной наша школа функционирует с 1966 -1967 учебного года. За это время были сделаны 43 выпуска, аттестаты о среднем образовании получили 656 выпускников. В 2009-2010 учебном году в школе обучались 120 учащихся. Из них девочек 50, мальчиков 70.Обучение ведется в одну смену. В школе 11 классов – комплектов из них: - на 1 ступени обучения – 4 классов с общим количеством - 50 человек, - на 2 ступени обучения – 5 классов с общим количеством - 59 человека, - на 3 ступени обучения – 2 класса с общим количеством учащихся 11 человек.В составе коллектива школы трудятся 18 учителей, один совместитель, одна в декретном отпуске и 9 человек обслуживающего персонала. Данные об учителях:^ 1.1.Стаж работы педагогов. Стаж работы количество учителей (без совместителей)2009-2010 учебный год до 3-х лет 2 3-5 лет - 5-10 лет 5 10-15 лет 1 15-20 лет 2 свыше 20 лет 8 более 30 лет 1 Состав коллектива стабильный, но обозначилась проблема обновления педагогическими кадрами, так как средний возраст составляет 39 лет. Из 18 педагогов один имеет звание «Отличник народного образования Р. Ф.» , 2-е – отмечены грамотами Министерства образования Республики Башкортостан, 12 человек – грамотами отдела образования. Творческий потенциал педагогов растет за счет повышения образовательного уровня (заочное обучение в ВУЗах 3-х учителей). Большая часть членов педагогического коллектива проявляет интерес и изучает новые педагогические технологии, понимает необходимость самосовершенствования и применения современных образовательных технологий современных, в том числе информационно-коммуникационных, но к внедрению нового относятся неактивно. Необходима организация обучения членов педагогического коллектива навыкам использования информационно-компьютерных технологий. ^ 1.2. Данные о режиме работы.Школа работает в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность урока 45 минут (1 класс – 35 минут). Кружковые занятия и занятия детей в объединениях дополнительного образования проходят 6 дней в неделю с 15.00.Общее образование осуществляется через реализацию базисных учебных планов, дополнительное образование через: а)14 предметных кружков, с охватом в 106 учащихся;б) объединения дополнительного образования от ДДЮТ – 15 учащихся;в) музыкальную школу– 20 учащихся.^ 1.3. Данные о здоровье детей: учебный год здоров практически здоров с хроническими заболевания с нарушением зрения с пониженным весом на начало 2009/10 уч. г. 29ч. 71ч. 6ч. 13ч. 1 ^ Характеристика социального статуса семей учащихся. Количество детей, обучающихся в образовательном учреждении 120 детей Из них в семьях: неполных 12 многодетных 26 имеющих детей под опекой 3 «группы риска» 9 детей-инвалидов 2 малообеспеченных 24 детей сирот 3 ^ 1.5.Характеристика социума.Школа находится в с. Первомайское в 10 км от с.Кандры Большую часть населения поселка составляют рабочие ООО «СХП «Нерал-Матрикс» и предприятий с. Кандры. Родители учащихся (жители поселка) окружение школы 1. Рабочие – 51,2% ООО СХП «Нерал-Матрикс»,Частные магазины (4), Цех по производству керамзитных блоков, Новоапостольская церковь, строящаяся мечеть, детский сад, природный парк о.Кандры-Куль. 2. Служащие – 18% 3.Домохозяйки – 19% ( по причине безработицы) 4. Частные предприниматели – 7% 5. Неработающие отцы – 4% 6. Пенсионеры – 0,8% ^ 1.6.Внеурочные виды дополнительного образования. Виды дополнительного образования количество человек ДДЮТ творческие объединения 15 Музыкальная школа 20 ^ 1.7. Анализ классно-обобщающего контроля.В 2008-2009 учебном году обучалось 120 обучающихся. Окончили год: - на «5» - 8 учащихся – 6,6 %; - на «4» и «5» - 47 учащихся – 39,1 %; - с одной «3» - 8 учащихся – 6,6 %.Качество обучения по школе - 45,8 %.Уровень обученности – 99,16 %.^ Качество обучения по классам: низкий уровень (до39 %) средний уровень (40-49 % ) высокий уровень (50 % и более) 5 класс – 33,3% 3 класс – 41,6% 2 класс – 55,5% 7 класс – 28,5% 8 класс- 46,2 % 4 класс – 80 % 9 класс – 21,4% 6класс – 50 % 10 класс – 0% 11 класс – 11,1% Низкий уровень качества обучения объясняется:1) 5 класс – адаптационный период, недостаточная связь с родителями;2) 7 класс – недостаточная работа классного руководителя с родителями и учителями-предметниками; изменениями, характерными для подросткового возраста.3) 9 класс - изменения, характерные для старшего подросткового возрастаВ 10,11 классах – низкий уровень учебной мотивации; - «слабый» состав классов ( все учащиеся их классов, занимающиеся на «4» и «5», после окончания 9 класса поступили в колледжи).^ .8. Уровень обученности по предметам за 2009-2010 учебный гтематически – обобщающий (при подготовке к тематическим пед.советам, психолого – педагогическим семинарам, совещаниям при директоре и зам. директора по УВР); - классно – обобщающий (по 1,4,5,9 классам – при подготовке к пед.консилиумам); - персональный: 1) в отношении аттестуемых учителей - Усманова Р.Г., Шубенков А.В.,Хазова А.А., Гаар З.Д. 2) в отношении молодого специалиста –Сафина А.М. По результатам, анализу итогов контроля проверяющими составляются справки и доводятся до членов коллектива, обсуждаются на оперативных совещаниях, педагогических советах, совместных заседаниях МО, в беседах администрации с отдельными учителями, при классно-обобщающем контроле – до учащихся и родителей.^ Методы контроля: 1) общие: наблюдение, анализ документации, беседа, анкетирование, тестирование; 2) специфические: для учителя – самоанализ урока; для учащихся: контрольные срезы, опрос - устный, письменный, комбинированный, тестирование. В период подготовки к тематическим педагогическим советам и проблемным семинарам, заседаниям методического совета, совещаниям при директоре, во время посещений уроков, внеклассных мероприятий внимание уделялось тому, как работают учителя по тем проблемам, вопросам, которые будут поставлены на обсуждение коллектива. Делались выводы о том, кому из учителей можно поручить выступление, исходя из того, какие у кого есть наработки, чей опыт могут использовать коллеги в решении актуальных для коллектива проблем. Посещения уроков и внеклассных мероприятий преследовали следующие цели: -контроль за подготовленностью учителя к уроку, за соответствием урока современным требованиям; -методическая помощь учителю; -изучение учебной деятельности учащихся на уроках, степени подготовленности домашнего задания, проверка ЗУН учащихся; -изучение, проверка работы учителя по выполнению решений педсовета, рекомендаций методического совета, психолого-педагогического семинара, предметных МО, по теме самообразования и общешкольной методической теме: Совершенствование форм и методов образовательной работы в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания; по формированию и развитию общеучебных умений и навыков обучающихся.По всем урокам и мероприятиям, посещенным администрацией, проводился самоанализ и анализ с выводами и рекомендациями учителю по дальнейшему совершенствованию своего педагогического мастерства: - внедрение разноуровневых заданий для домашней работы и проверочных работ на уроках (всем); - овладение методами, приемами формирования сознательной дисциплины учащихся на уроках (Сафиной А.М., Нугмановой Р.М.), внеклассных мероприятиях (Усмановой Р.Г., Садреевой Ф.А); - более эмоциональная подача учебного материала (большинству); - определение оптимального темпа ведения уроков (большинству); - организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроках, наиболее полное осуществление принципа деятельностного обучения (Пакскиной О.Н. – география, Садреевой Ф. А., Фокиной Л.М., Олокиной Л.П.) - применение разнообразных методов и приемов проверки контроля знаний учащихся (Ефимовой С.П., Садреевой Ф.А.); - привлечение дополнительного материала, изложение его как учителем, так и «сильными» учащимися (Пакскиной О.Н.) - проведение динамических пауз в классах среднего звена (большинству). В течение учебного года зам. директора по УВР были посещены и проанализированы уроков и внеклассных мероприятий - 95, зам. директора по ВР – 72 , директором – 57 В целом, все уроки и внеклассные мероприятия, посещенные администрацией, методически построены грамотно. Рекомендации, данные учителям, воспринимаются положительно и при следующих посещениях просматривается работа учителя над выполнением рекомендаций администрации, психолого-педагогических семинаров, решений педагогических советов и методических советов. В течение года регулярно (1 раз в семестр) проверялись классные журналы. По итогам составлялись справки, содержание которых доводилось до членов коллектива на оперативных совещаниях. Проверки показали, что правильно и вовремя оформляют классные журналы подавляющая часть учителей. Есть учителя, которые исправляют текущие, семестровые оценки, годовые и итоговые. Проверка тетрадей показала, что единые орфографические требования к ведению тетрадей в основном выполняются, объем домашних заданий соответствует нормам ( за редким исключением по математике). Количество диктантов, контрольных и самостоятельных, практических работ соответствует календарно – тематическому планированию. Даны рекомендации: проводить работу над ошибками после каждого вида работы, давать учащимся дифференцированные задания. Проверка дневников учащихся 2-11 классов проводилась в течение учебного года два раза. Она показала, что дневники ведутся во всех классах и значительно лучше выполняются требования по ведению дневников по сравнению с прошлым годом, но есть ученики, которые оформляют дневник не регулярно ( больше таких в 7 классе), большая часть учеников не подают дневники своевременно учителям – предметникам для выставления оценок, полученных за работу на уроке. Замечания и рекомендации были высказаны каждому ученику на классных часах, классным руководителям в ходе беседы по результатам проверки дневников.^ 2.4. Анализ состояния работы с педагогическими кадрами. Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом Обеспеченность педагогическими работниками Фамилия, И.О..Должность по штатному расписанию Какое образовательное учреждение профессиональногообразования окончил, специальность по димлому Квалификационная категория Стаж педагогической работы Основное место работы, должность Условия привлечения к трудовой деятельности всего В т.ч.педагоги-ческий всего В т.ч. по преп. дис. Учитель Физики, Садреева Ф.А. БГУ, преподаватель физики и математики 2 кат. 22 21 21 учитель штатный Учитель истории, обществознания Вальтер Мария Васильевна БГУ, преподаватель Истории и обществознания выс.кат. 36 35 35 Зам.дир.по УВР штатный Учитель начальных классов Мартын Людмила Владимировна Белебеевское ПУ, учитель начальных классов 1 кат. 23 22 22 учитель штатный Учитель начальных классов Гаар Зульфия Дамировна Белебеевское ПУ, учитель начальных классов 1 кат. 28 27 27 учитель штатный Учитель начальных классов Выдрина Валентина Ивановна Магнитогорское ПУ, учитель начальных классов 1 кат. 20 19 19 учитель штатный Учитель начальных классов Хазова Анастасия Анатольевна ВЭГУ, педагогика 1 кат. 9 8 учитель штатный Учитель математики Усманова Роза Габитовна БГПУ, учитель математики 1 кат. 33 28 28 учитель штатный Учитель математики Фокина Люция Мансуровна БГПУ, учитель математики выс. кат. 32 28 28 учитель штатный Учитель русского языка и литературы Олокина Людмила Павловна БГПУ,русский язык и литература 1 кат. 17 16 16 учитель штатный Учитель русского языка,литературы,истории и обществознания Ефимова Светлана Петровна БГПУ,русский язык и литература 2 кат. 16 13 13 учитель штатный Учитель музыки Волкова Наташа Оттовна Октябрьское муз.училище нет 8 7 7 учитель штатный Учитель начальных классов Заварзина Наталья Николаевна н/высшее ВЭГУ, спр.44 2 кат. 32 31 31 учитель штатный Учитель технического труда, ИЗО,черчения Шубенков Алексей Владимирович Белебеевский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства, техник-механик выс. кат. 38 22 22 учитель штатный Учитель обслуживающего труда,географии Пакскина Оксана Николаевна г.Туймазы пед.классы, 2 кат. 19 6 6 учитель штатный Заместитель по ВР,учитель КБ Ган Лариса Сергеевна Высшее, БГПУ, 1 кат. 10 6 6 Зам. по ВР штатный Библиотекарь Васильева Ирина Александровна пед.классы, г. Туймазы Нет 18 17 5 Библиотекарь штатный Учитель английского языка Сафина Алия Маратовна Средне-специальное, ТПК Нет учитель штатный Учитель химии, биологии Шайхалиева Раушания Рузельевна Высшее, БГПУ Нет учитель штатный Учитель башкирского языка Ярмухаметова Адиля Рифовна Средне-специальное, переподготовка БИРО по специальности Нет учитель штатный Учитель башкирского языка Нугманова Резеда Маратовна Средне-специальное, ТПК Нет учитель штатный Учитель физкультуры Сагитов Мусабих Миргасимович Средне-специальное, Башкирский государственный техникум физической культуры Нет учитель штатный ^ Квалификационные показатели педагогического состава: Количество учителей, в т.ч. 19 с высшей квал. категорией 3 с 1 квал.категорией 7 со 2 квал. категорией 5 11 разряд 3 седьмой разряд 1 ^ Возрастной состав педагогического коллектива: 1) до 30 лет 3 15,8 % 2) от 30 до 40 лет 6 31,6 % 3) от 40 до 50 лет 4 21 % 4) от 50 до 60 лет 6 31,6 % ^ Образовательный уровень педагогического состава: Образование количество в % высшее образование 9 47,4 % н/высшее образование 1 5,2 % среднеспец. образование 9 47,4 % среднее образование - - Школа обеспечена педагогическими кадрами по всем учебным дисциплинам в соответствии учебной нагрузкой по учебному плану и количеством учащихся школы. ^ Мониторинг прохождения курсовой подготовкипо повышению квалификации педагогов ^ 2007-2008 учебный год 2008-2009 учебный год 2009-2010 учебный год Усманова Роза Габитовна (директор школы) – БИРО Усманова Роза Габитовна (учитель математики) – УКЦ БИРО г.ТуймазыЛутфуллина Ольга Алексеевна (учитель биологии) – УКЦ БИРО г.Туймазы Шубенков Алексей Владимирович (учитель технологии, черчения, ИЗО) - БИРО г.ТуймазыСадреева Фарида Ашрафовна (учитель информатики, физики, математики) – Всероссийские дистанционные курсыФокина Люция Мансуровна (учитель алгебры, геометрии) - БИРО г.ТуймазыХазова Анастасия Анатольевна – (учитель начальных классов) - БИРО г.Туймазы Заочное обучение в вузах: Галиуллина Р.М. (второе выс.образ.),Пакскина О.Н.,Халиуллина А.Ш.,Ярмухаметова А.Р. Заочное обучение в вузах: Пакскина О.Н.,Халиуллина А.Ш.,Ярмухаметова А.Р. Заочное обучение в вузах:Ефимова Светлана Петровна (переподготовка по специальности история)Пакскина О.Н.Ярмухаметова А.Р.Сафина А.М. Нуждаются в прохождении курсовой подготовки по повышению квалификации на 2010-2011 учебный год учитель математики Садреева Ф.А. , русского языка - Олокина Л. П., черчение и ИЗО - Шубенков А; культуры Башкортостана – Ган Л.С.; начальных классов – Заварзина Н.Н.; химии и биологии – Шайхалиева Р.Р. В 2009-2010 учебном году коллектив школы начал работу по новой методической теме: «Совершенствование форм и методов образовательной работы в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания, применения новых технологий»Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной культуры и компетентности учителей, педагогического мастерства для достижения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.Задачи:Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с перспективными школьными технологиями с целью применения этих знаний для анализа, самоанализа и корректировки педагогической деятельности членов коллектива.Методическое обеспечение перехода начальных классов на УМК «Школа – 21 век», участие в ЕМТ учащихся 4 класса, предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, в апробации ГИА выпускников 9 класса в новой форме. При планировании методической работы для реализации запланированных задач были использованы следующие уровни и формы:- тематические педагогические советы;- методический совет;-методические объединения учителей;- психолого-педагогические семинары;- открытые уроки;- работа учителей над темами самообразования;- работа творческих минигрупп при подготовке тематических педагогических советов, психолого-педагогических семинаров, общешкольных внеклассных мероприятий;- работа с молодыми учителями;- творческие предметные недели;- консультации по подготовке и проведению уроков, соответствующих современным требованиям (анализ и самоанализ уроков, посещенных администрацией);- методические оперативки;- разработка методических рекомендаций, инструкций, памяток в помощь учителям, классным руководителям; систематизация имеющегося материала в тематических папках;- организация и контроль прохождения курсовой системы повышения квалификации; - аттестация педагогических работников;- открытые уроки и внеклассные мероприятия, их анализ; - взаимопосещения и их анализ;- диагностика и самодиагностика уровня педагогического мастерства и уровня методического обеспечения УВР;- педагогический мониторинг.Члены педагогического коллектива участвовали в работе методических объединений двух уровней: на уровне ГРМО и на уровне ШМО. Наши учителя и руководители школы присутствовали на большинстве совещаний, семинаров, подготовленных методическим кабинетом УО и ГРМО. Учителя начальных классов Гаар З.Д., Хазова А.А., учитель технологии, ИЗО. Черчения Шубенкова А.В. выступили на предметных ГРМО по таким темам: «Работа с тестовыми заданиями на уроках в начальной школе, применение тестовых заданий с элементами контроля» (Хазова А.А.), «Вариативность заданий как средство развития познавательных интересов» (Гаар З.Д.); «Использование активных форм работы как условие повышения профессиональной культуры учителя» (Шубенков А.В.) В школе функционируют 4 методических объединения.^ Методические объединение учителей начальных классов, руководитель - Мартын Л.В. учитель первой категории. Методическое объединение в 2009-2010 учебном году начало работу над темой «Совершенствование форм и методов образовательной работы в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания, применение новых технологий. Вся деятельность методического объединения в текущем году была направлена на решение следующих задач:- начать работу над новой методической темой;- совершенствование педагогического мастерства через работу над темами самообразования;- изучение и внедрение новых педагогических технологий;- обмен опытом успешной педагогической деятельности. В течении года были проведены заседания методического объединения, на которых были рассмотрены следующие вопросы:1. Анализ работы МО за предыдущий год и планирование на новый 2009-2010 учебный год. Рассмотрение календарно-тематических планов на 2009-2010 учебный год Мартын Л.В. (протокол № 1 от 18.09.2009г.)2. Развитие связной речи (устной и письменной) младших школьников. Проверка тетрадей по русскому языку и математике (протокол № 2 от 10.11.2009 г.)3. Решение логических задач в начальной школе, как условие успешной учебы в старших классах- тестовый контроль в начальной школе;- организация творческой деятельности учащихся на уроках предметно-естественного цикла- обзор новой методической литературы (Гаар З.Д.) Структура и содержание примерных общеобразовательных программ для начальной школы в стандартах нового поколения ( Мартын Л.В.) протокол № 3 от 26.01.2010 г.4. Деятельность учителя в условиях информатизации процесса обучения. Работа по программе ОУУН; анализ техники чтения и принятие рекомендаций по ее улучшению Мартын Л.В. (протокол № 4 от 30.03.2010 г.)5. Итоги работы ШМО за 2009-2010 учебный год. Анализ мониторинга качества преподавания в начальных классах, выполнение плана ШМО Мартын Л.В. ( май 2010 г.) С учетом общешкольной методической темы каждый учитель начальных классов определил тему самообразования, над которой работал в течении года. Выдрина В.И. –«Дифференцированный индивидуальный подход в развитии речи»Мартын Л.В. – «Развитие речи в начальных классах в условиях личностно- ориентированного обучения». Гаар З.Д. – «Вариативность заданий как средство развития познавательной деятельности в условиях личностно - ориентированного обучения».Хазова А.А. – «Развитие познавательной активности в условиях личностно- ориентированного обучения». Совершенствование повышения теоретических основ педагогического мастерства способствовало и участие в подготовке и проведении психолого-педагогических семинаров, педагогических советов, методических советов. Выдрина В.И. подготовила и сделала выступление на педагогическом совете «Особенности работы с семьями учащихся с целью привлечения родителей к участию в общеобразовательном процессе» май 2010 г. Мартын Л.В. подготовила и выступила по вопросу «Атмосфера гуманности по Амонашвили «Ребенок - взрослый в творческом диалоге» на педагогическом совете «Учитель и ученик в творческом диалоге личностно-ориентированного обучения» (ноябрь) Гаар З.Д. выступила на психолого-педагогическом семинаре «Современные методы обучения и воспитания» (январь) Организовала научно-исследовательскую работу с учащимися 3 класса по теме «Правильное питание - залог здоровья», которая была отмечена дипломом «За активное участие в X научно-практической конференции учащихся города и района». Хазова А.А. подготовила и выступила:1) на психолого-педагогическом семинаре по вопросу «Методы и приемы развития познавательной сферы учащихся» (февраль)2) на педагогическом консилиуме по учащимся 4 класса «Степень готовности выпускников начальной школы к продолжению обучения на второй ступени обучения» (май 2010 г.) Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий способствовало обмену педагогическим опытом, активизации творческих начал в работе каждого учителя. В течении учебного года членами методического объединения были даны открытые уроки и мероприятия, отражающие работу педагогов по методическим темам: Выдрина В.И. – внеклассное чтение «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» мероприятия: «первый звонок», «Последний звонок», «Прощание с Азбукой». Мартын Л.В.: урок трудового обучения «Работа с полуфабрикатами. Обтягивание бумагой коробка «Игрушка из спичечного коробка «Барбос», мероприятие: «Праздник мам» Гаар З.Д. урок по математике 3 класс «Таблица умножения и деления с числом 8», урок по русскому языку «Закрепление правописаний слов с глухими согласными в корне», мероприятие: «Поможем природе». Хазова А.А. русский язык «Правописание окончаний имен существительных», математика «Сложение и вычитание величин», мероприятие: «Литературный ринг», литературно-музыкальная композиция по «Чествованию ветеранов ВОВ и тружеников тыла», линейка «ко Дню Суверенитета РБ». Совершенствование повышения теоретических и практических основ педагогического мастерства способствовало не только участие членов МО в подготовке и проведении педагогических советов , психолого-педагогических советов, методических советов школы, но и прохождение курсов ПК. В этом году Хазова А.А. прошла КПК по теме: «Стандарты второго поколения». Одна из важнейших форм повышения педагогического мастерства и определения деловой характеристики учителя является аттестация педагогических работников. В этом учебном году из учителей начальных классов аттестацию проходили Хазова А.А. и Гаар З.Д. Все подготовленные и проведенные уроки и внеклассные мероприятия отличались хорошим уровнем, способствующим запрашиваемой I квалификационной категории. Организация работы по преемственности велась по двум направлениям:1) Обеспечение непрерывности образования и воспитания единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.2) Обеспечение преемственности между начальным и средним звеньями средней школы. В марте - апреле будущий учитель первоклассников - Хазова А.А. посетила цикл занятий старшей группы детского сада, из которой дети сразу переходят в первый класс, на которых она ознакомилась с уровнем развития и готовности детей к школе. Провела собрание для родителей будущих первоклассников «Готовность ребенка к школе». По второму направлению обеспечения преемственности работа велась в течение всего учебного года. В сентябре 2009 года были проведены диагностические контрольные работы по математике и русскому языку в 5 классе. По результатам I четверти состоялся педагогический консилиум по 5 классу с целью реализации преемственности в работе учителей начальной им средней школы. По итогам педагогического консилиума каждый предметник получил рекомендации по применению дифференцированного подхода в работе с конкретными учащимися как на уроках, так и во внеклассной работе. Во втором полугодии для обеспечения преемственности в обучении и воспитании будущих 5-ти классников были организованы посещения уроков и внеклассных мероприятий в 4-ом классе учителями-предметниками. Итоги этих посещений и карта-характеристика учащихся 4-ого класса, подготовленные классным руководителем Хазовой А.А., стали основой педагогического консилиума по 4 классу, на котором обсуждался вопрос о преемственности данного класса. Внеклассная работа была тесно связана с красными датами календаря и общешкольными традиционными мероприятиями – праздник «Первого звонка» (сентябрь)- посвящение в читатели (октябрь)- школьная ярмарка (ноябрь)- новогодний утренник для учащихся 2-4 классов (декабрь)- утренник, посвященный мамам 2-4 классы (март)- прощание с Азбукой (май)- праздник «Последнего звонка» (май)А также участие в конкурсе рисунков: «Земля моя Башкортостан» - X«Зимушка зима» - XII«Золотая осень» - XI-«Весна красна» - III«Победа над войной, над фашизмом, над насилием» - V«На страже мира» - II Во внеклассной работе по предметам были задействованы кружки: «Волшебные сказки» - 1 класс, руководитель Выдрина В.И., «Занимательный русский язык» - 2 класс руководитель Мартын Л.В., «Занимательная математика» - 3 класс, классный руководитель Гаар З.Д., «Занимательный русский язык» - 4 класс, классный руководитель Хазова А.А.. Занятия проводились в нетрадиционной форме, что повышало познавательную активность учащихся и поддерживало интерес детей. Учащиеся 4 класса руководитель Хазова А.А., приняли активное участие в конкурсе стихотворений, посвященных Году учителя, где Масленникова Ангелина заняла 1 место, Салимов Артур, Валеева Азалия, Ефимова Алена -3 место. Новым в работе МО начальных классов было проведение « Предметная неделя начальных классов». Каждый день был посвящен одному предмету, где проводились различные конкурсы, викторины и внеклассные мероприятия. План недели:Первый день – линейка «Открытие предметной недели» - презентацияВторой день – Русский язык- Выдрина В.И. (Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе);Викторины: - Знаешь ли ты крылатые выражения - Перепутанные сказкиТретий день: Внеклассное мероприятие «Час занимательной математики» - Гаар З.Д.Четвертый день: Окружающий мир - Хазова А.А. Внеклассное мероприятие «Зов джунглей» Конкурс «отгадай кроссворд»Пятый день: День творчества – Мартын Л.В. Открытый урок по трудовому обучению во 2 классе Выставка поделок «Моя любимая игрушка»Шестой день: Линейка и Закрытие предметной недели. Организация работы с одаренными детьми шла по следующим направлениям:1) Индивидуальная работа на уроках и индивидуальные задания повышенной сложности:2) Привлечение к подготовке и проведению внеклассных мероприятий данной группы учащихся в качестве основных помощников учителя и ведущих этого мероприятия 3) Организация участия в школьных и районно-городских конкурсах. «Русский медвежонок», «Кенгуру» учащиеся 3-4 классов приняли участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» – 8 человек, «Кенгуру» - 10 человек, что значительно меньше по сравнению меньше с прошлым годом.4) привлечение к участию в районно-городской полиолимпиаде (русский язык, математика, окружающий мир) Михайлов Иван – 4 класс занял 49 место из 92 Большое внимание классные руководители начальных классов уделяли психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся. Главной и наиболее распространенной формой являются родительские собрания, а также родительские лектории: (Хазова А.А. в октябре провела родительский лекторий на тему: «Как наладить общение с ребенком в семье», Мартын Л.В. в марте провела лекторий на тему: «Как привить ребенку любовь к чтению») Проводились групповые и индивидуальные беседы – консультации для отдельных родителей по проблемам семейного воспитания и личностного развития ребенка в школьном коллективе, посещение квартир неблагополучных семей и «трудных подростков», вызов родителей на совет профилактике, организация праздников. В течении года все учителя МО продолжали пополнять папки материалами из опыта работы по избранной теме (разработки уроков, внеклассных мероприятий, выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах и методических советах). Задачи МО и мероприятия, намеченные на 2009-2010 учебный год выполнены. Недостатки, имеющие место в предыдущем 2008-2009 учебном году устранены: возобновлены Взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий. К минусам работы текущего учебного года можно отнести сужение участия членов МО в районно-городских мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства и творчества учащихся начальных классов. Улучшить работу с одаренными детьми, как во внеклассной работе, так и на уроках. ^ Методическое объединение учителей предметов естественно- математического цикла, руководитель - Фокина Л.М. учитель математики высшей квалификационной категории. Тема методического объединения «Совершенствование форм и методов образовательной работы в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания, применения новых технологий». Целями и задачами этого года были:1) продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства, повышению уровня общедидактической и методической подготовленности членов МО;2) изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии;3) проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности, использование и освоение наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся. Учителя МО работали по следующим направлениям:- Фокина Л.М. – «Решение текстовых задач»- Усманова Р.Г. – «Дифференцированные разноуровневые задания по геометрии»- Лутфуллина О.А. –«Дифференцированные разноуровневые задания по биологии в форме ЕГЭ»- Садреева Ф.А. - «Методика решения задач по физике. Подготовка к ЕГЭ».- Пакскина О.Н. – «Художественная обработка материалов. Вышивка»- Шубенков А.В. – «Художественная обработка древесины». В течении учебного года члены МО выступали на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах, методических чтениях, заседаниях ШМО и методического совета по следующим вопросам:- Усманова Р.Г. и Шубенков А.В. «Лекция как метод обучения: отличие лекций от других методов, условия эффективности школьной лекции»- Фокина Л.М. – «Коллективные формы работы и активные формы обучения».- Садреева Ф.А. - «Учитель и ученик в творческом диалоге личностно-ориентированного обучения»- Пакскина О.Н. – «Современные методы обучения и воспитания». В текущем учебном году проведены заседания МО по следующим темам: Первое заседание (протокол № 1 от 9.09.2009 г.):1. Организационные вопросы. 2.Планируемые работы МО на 2009-2010 учебный год.3. Подготовка к олимпиадам.4. Рассмотрение тематических планов.5. Новая форма итоговой аттестации в 9 классах (ГИА). Как добиться выполнение домашних заданий всеми учащимися6. Подготовка к педагогическому консилиуму по 5 классу: «Преемственность в обучении»7. Участие в зональной учебно - познавательной игре 5-6 классов. Второе заседание (протокол № 2 от 25.12.2009 г.)1. Разработка плана недели предметов естественно-математического цикла.2. Об участии в научно-практической конференции школьников «От знаний к творчеству».3. Обмен опытом: организация работы по устранению пробелов.Третье заседание (протокол №3 от 15.01.2010 г.)1. Об участие в независимом Всероссийском тестировании «Кенгуру –выпускникам», «Кенгуру - 2010»2. Фомы проведения переводных экзаменов.Четвертое заседание (протокол № 4 от 12.03.2010 г.)1. Подведение итогов творческой недели.2.Обмен опытом: «Математический диктант как форма проверки знаний».3. Обмен опытом: «Как на уроках развивать исследовательские умения» Пятое заседание (протоко