Департамент по транспорту и связи Краснодарского краяСтратегия социально-экономического развитиятранспортного комплекса и связи Краснодарского края на период до 2020 годаг. Краснодар 2007 г.I. Оценка состояния отрасли Краснодарского края 1.1. Анализ тенденций и внешних условий развития транспорта и связи Краснодарского края Транспортный комплекс и связь Краснодарского края являются важнейшими секторами экономики края. Доля транспорта и связи в общем объеме производства хозяйственного комплекса Краснодарского края составляет 12%, при этом доля транспорта - 8,5%, доля связи – 3,5%. Транспортный комплекс и связь формируют 15% доходной части консолидированного бюджета края, в том числе доля транспортного комплекса - 11%, доля связи – 4%. Геополитическое расположение Краснодарского края обуславливает большую долю транспортного комплекса для экономики края в целом. Деятельность предприятий комплекса напрямую зависит от общего объема экспортно – импортных операций и развития отраслей экономики края: аграрного, промышленного, рекреационного комплексов и отражает в своем развитии процессы, происходящие в экономике края, России в целом. Деятельность транспорта, осуществляющего перевозку грузов, зависит от уровня развития отраслей, являющихся потенциальными грузо – отправителями и получателями. На работу морского транспорта значительное влияние оказывает конъюнктура мирового рынка. Работа пассажирского транспорта подвержена влиянию соотношения уровня инфляции, вызывающей рост тарифов на перевозку пассажиров, и уровня жизни основной массы населения, пользующегося услугами транспорта общего пользования.За последние три года ситуация в отрасли складывалась следующим образом. В 2006 году предприятиями транспортной отрасли перевезено 43,1 млн.тонн грузов, темп роста к 2004 году составил 117,3%. Перевезено пассажиров 444,8 млн. пассажиров, что составило 68,9% к 2004 году. Выполнен грузооборот в объеме 37,2 млрд.т-км с темпом роста к 2004 году 115,1%, пассажирооборот составил 9,9 млрд.пасс-км. с темпом роста к 2004 году – 101,8%. Как следует из представленной информации, положительная динамика отмечается с 2004 года. Грузооборот транспорта с 2000 по 2004 год имел отрицательную динамику, при этом рост данного показателя отмечается с 2005 года. Фактически, ежегодное снижение объемов перевозок пассажиров преодолено в 2007 году, а пассажирооборота – с 2005 года.В 2006 году общий объем работ и услуг, выполненных транспортным комплексом, составил 57,6 млрд.руб., что в 2,7 раза больше, чем в 2000 году, и в 1,3 раза больше, чем в 2004 году. Анализ развития рынка показывает, что в 2007 году объем услуг составит 65,7 млрд.руб., что на 14% больше, чем в предыдущем году. Сопоставимы и суммы, перечисляемые предприятиями комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края. В 2006 году в бюджет края транспортным комплексом перечислено 5,2 млрд.руб. налоговых поступлений, что в 2,7 раза больше, чем в 2000 году. По оценке в 2007 году в бюджет края поступит 6 млрд.руб. налоговых поступлений, темп роста к 2006 году составит 115%.На протяжении ряда лет стабильно сохраняет положительную динамику развития железнодорожный транспорт. В 2004 году объем перевозок грузов вырос на 16%, в 2005 году – на 25%, в 2006 году – на 12%, в 2007 году – на 15%. В номенклатуре грузов наибольшее увеличение приходится на нефть, нефтепродукты, строительные грузы. Ежегодно возрастает показатель грузооборота. Ориентированность железнодорожного транспорта на деятельность морских портов края позволяет прогнозировать дальнейший рост объемов грузовой работы железнодорожного транспорта. Успешно развиваются пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, обусловленные развитием курортного комплекса края. В 2006 году прирост объемов пассажирских перевозок к 2004 году составил 2 млн.чел., что соответствует 12%., в 2007 году – 14%.Возрастает транспортная работа предприятий автомобильного транспорта общего пользования. В 2004 году темпы роста грузооборота к предыдущему году составили 108%, в 2005 году – 123%, в 2006 году – 115%.В то же время снижается объем перевозок пассажиров, что вызвано влиянием объективных факторов – значительным ростом количества легковых автомобилей в личном пользовании, уменьшением подвижности льготных категорий пассажиров в связи с монетизацией льгот, износом парка автобусов, трамваев и троллейбусов. Для улучшения ситуации в отрасли предпринимаются меры по обновлению подвижного состава. За последние 3 года для предприятий транспорта общего пользования приобретено 548 автобусов, 34 троллейбуса и 6 трамваев. В 2007 году объем перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом оценивается в размере 444,1 млн.пассажиров с темпом роста 104%.На воздушном транспорте отсутствие устойчивого роста объемов перевозок пассажиров на протяжении ряда лет вызвано повышением стоимости авиабилетов в результате значительного подорожания авиатоплива. В 2006 году темпы роста авиаперевозок в условиях относительной тарифной стабильности возросли на 4,8%. В 2007 году объем пассажирских перевозок достигает уровня 2000 года.В последние годы по причине старения и списания судов значительно снижаются объемы перевозок грузов морским транспортом. Негативное влияние на снижение данного показателя оказывает перевод судов в «тайм-чартер». Крайне важна и необходима стратегия правительства РФ по обновлению и строительству парка новых морских и класса «река - море» судов. В 2007 году объем перевозок грузов морским торговым флотом, по оценке, увеличится по сравнению с предыдущим 2006 годом на 10%.На внутреннем водном транспорте объемы работ по перевозке грузов ввиду обособленности судоходной части реки Кубань напрямую зависят от уровня спроса на перевозку и потребление строительных материалов (песок, песчано – гравийная смесь, щебень) со стороны строительного комплекса края, являющегося основным потребителем добываемых и перевозимых судоходной компанией ОАО «Кубанское речное пароходство». С 2000 года наблюдается положительная динамика за исключением 2006 года, когда снижение было вызвано большими объемами добытого в 2004-2005 годах песка, хранящегося на складах. В 2007 году ожидается рост добычи и перевозки песка на 30%, по отношению к 2000 году рост составит 150%.^ Грузооборот морских портов Краснодарского края за период с 2000 года увеличился в 1,94 раза, в том числе по нефтеналивным грузам в 1,89 раза, по сухим грузам – в 2,1 раза. Устойчивыми темпами растут объемы перевалки внешнеторговых грузов в портах за последние три года – в 2004 году переработано 133 млн.тонн, в 2005 году - 147 млн.тонн, в 2006 году – 149 млн.тонн. В номенклатуре грузов в основном преобладают наливные грузы – нефть и нефтепродукты, доля которых составляет более 70%.Не менее динамично развивающейся отраслью хозяйственного комплекса края является Связь. В 2006 году предприятиями связи предоставлено услуг в сумме 22,7 млрд.руб., что в 4,4 раза больше, чем в 2000 году и в 1,5 раза больше, чем в 2004 году. Наибольшие темпы роста объемов услуг (до 50%) наблюдались в 2002-2003 года. Устойчивый рост объемов услуг обеспечен предприятиями связи и в последующие годы – в 2004 году - 125%, в 2005 году - 125,8%, в 2006 году - 116%, в 2007 году ожидаемый темп роста – 123%.За последние 3 года налоговые поступления от предприятий связи значительно выросли и в 2006 году составили более 2,5 млрд.руб., темп роста к 2004 году составил 140%, к 2000 году – рост в 6 раз.Ежегодно растет показатель плотности телефонных аппаратов фиксированной связи на 100 человек населения. В 2004 году этот показатель составил 24,7 единиц, в 2005 году - 25,5 единиц, в 2006 году – 25,7 единиц. Общее количество абонентов фиксированной связи в 2006 году составило 1,3 млн.абонентов.Уровень проникновения услуг сотовой связи превысил в настоящее время 130%. По данным операторов сотовой связи, количество абонентов в 2006 году составило 6,9 млн.чел., за последние 3 года рост составил 240%. ^ 1.2. Оценка инвестиционной активности и потенциала отрасли Инвестиционная привлекательность транспортного комплекса и связи края подтверждается высокой долей инвестиций в общем объеме инвестиций хозяйственного комплекса края. Доля транспорта и связи в инвестициях в основной капитал всех отраслей экономики края в 2006 году составила 22,1%, в том числе доля транспорта - 15,7%, доля связи – 6,4%.В 2006 году в развитие транспортного комплекса направлено 13,5 млрд.руб., что на 16% больше, чем в предыдущем году. Наибольший прирост инвестиций наблюдался в 2005 году, на развитие транспорта было направлено инвестиций на 60% больше, чем в 2004 году.В развитие объектов связи в 2006 году направлено 5,5 млрд.рублей. Наибольший прирост инвестиций отмечен в 2002 году – в 1,5 раза и в 2003 году – в 2,6 раза. Значительный объем инвестиций приходится на 2004 год (7,5 млрд.руб.), доля связи в общем объеме инвестиций края в этот период составила 15-18%. В эти годы наблюдалась наиболее активная инвестиционная политика ОАО «ЮТК», операторов сотовой связи.На территории края находится ряд стратегически важных объектов (объекты воздушного, морского транспорта и др.), имеющих федеральную форму собственности. На их реконструкцию и развитие направляются средства федерального бюджета. В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на развитие объектов транспорта на территории края с 2002 по 2006г. направлено 4512,8 млн.руб. средств федерального бюджета, в том числе в 2006 году – 3555 млн.руб.Приоритетным направлением в сфере транспортного комплекса является развитие портовых мощностей. В 2004 году была разработана генеральная схема развития порта в районе мыса Железный Рог общей мощностью 33,5 млн.тонн грузов в год, в соответствии с которой в ближайшие годы будет построен новый морской порт Тамань. В составе порта планируются современные нефтеналивные терминалы, комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов, специализированные контейнерный, угольный терминалы и автопаромный комплекс.Развивается порт Новороссийск, предусматривается реконструкция причалов по перевалке нефтепродуктов, газового конденсата, зерна, минеральных удобрений, лесных грузов, контейнеров. Начнется возведение глубоководного нефтеналивного причала и современных комплексов по перевалке зерновых грузов и химических удобрений в действующем порту Туапсе. Прорабатываются материалы по строительству нового морского порта на Черном море. Развитие портов предполагает принятие мер по обеспечению железнодорожных подходов к ним, расширению складских терминалов. ОАО «Мосгипротранс» разрабатывает технико-экономическое обоснование комплексной реконструкции железнодорожного участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла. Предварительная стоимость реконструкции участка с учетом строительства обхода Краснодарского узла составит 54,0 млрд. руб., из них строительство 2-х путного обхода Краснодарского узла протяженностью 60,0 км -14,0 млрд. руб., Если исходить из планируемых объемов перевозок, то в период до 2015 г. потребуется комплексная реконструкция участка Разъезд 9 км – Юровский – Анапа – Темрюк – Кавказ. Инвестиции в реконструкцию этого участка определены в объеме 10 млрд. рублей. Высокий износ основных фондов в воздушном и автомобильном транспорте требует инвестиционных вложений в обновление подвижного состава, оборудования. В 2006 году ОАО «Авиационные линии Кубани» приобретены в лизинг 2 воздушных судна Ту-154М, компания планирует продолжить закупку воздушных судов. Производится реконструкция аэродрома в аэропорту Сочи, по завершению которой аэропорт сможет принимать воздушные суда типа ИЛ-96-300, Боинг-747-400 и другие типы классом ниже. Завершение строительства аэровокзального комплекса в аэропорту Сочи позволит увеличить пропускную способность аэровокзала до 2500 человек и повысить качество обслуживания пассажиров в аэропорту, обеспечивающего авиационными перевозками крупнейший туристический и курортный район России на Черноморском побережье. В рамках проекта «Развитие аэропорта Геленджик» на основе государственно-частного партнерства ведется строительство взлетно-посадочной полосы и соответствующей инфраструктуры аэропорта Геленджик. Объем инвестиций в строительство взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов и объектов организации воздушного движения за счет средств федерального бюджета составит 5,9 млрд. руб.; в строительство инфраструктуры аэропорта, в том числе аэровокзального комплекса, за счет частных инвестиций - 1,8 млрд. руб. Общая стоимость проекта - 7,7 млрд. руб. Реализация этого проекта позволит принимать воздушные суда типа Ту-204, Ту-154, Як-42, Ту-334, Ту-134, Ил-96. Прогнозируемый объем пассажирских перевозок до 600 тысяч человек в год. В планах на ближайшую перспективу реконструкция аэропортов Краснодар, Анапа.В автомобильном и городском электрическом транспорте вопросы обновления подвижного состава стоят особенно остро. Износ парка составляет 60-80%. За последние 3 года пассажирский парк предприятий транспорта общего пользования пополнен 548 автобусами, 34 троллейбусами и 4 трамваями. Принято решение о существенном обновлении подвижного состава в автотранспортных предприятиях по лизинговым схемам и в рамках частно-муниципального партнерства. В условиях, когда основные телекоммуникационные сети в Краснодарском крае в основном уже построены, вектор дальнейшего развития отрасли будет иметь направление на расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг электрической и почтовой связи, полную цифровизацию местной телефонной связи за счет замены оборудования, увеличение зон покрытия сетями сотовой связи, внедрение технологий нового поколения.^ 1.3. Оценка текущего состояния и конкурентоспособности отраслей транспорта и связи Краснодарского края Морской транспорт Морской транспорт – это наиболее востребованный вид транспорта, в России с его участием осуществляется около 60 процентов внешнеторгового грузооборота. От уровня конкурентоспособности морского транспорта зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему, развитие всей экономики страны. Развитие морского транспорта нельзя рассматривать в отрыве от других транспортных секторов. Необходимо не только создавать новые порты и развивать существующие, но и строить и модернизировать всю сопутствующую сухопутную инфраструктуру: железные и автомобильные дороги, складские помещения, припортовые коммуникации, систему транспортной логистики. Морские порты представляют собой важнейшие транспортно-распределительные узлы в российском экономическом пространстве. Их роль с увеличением масштабов международной торговли и вхождением России в качестве полноправного участника в международные транспортные коридоры будет только возрастать. На территории Краснодарского края находятся восемь морских портов, активно развивается портовая деятельность. Более 35% внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты Российской Федерации, перерабатываются стивидорными компаниями портов Краснодарского края. Ведется реконструкция действующих и строительство новых портовых перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Темрюк. Строится новый морской порт Тамань. Крупнейшие в России морские порты Новороссийск и Туапсе обеспечивают перевалку более 130 млн. тонн внешнеторговых и транзитных грузов России, обслуживая треть российского нефтеэкспорта. Мелководные порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапа, Геленджик расположены в санаторно-курортной зоне и, в основном, обеспечивают обслуживание пассажирских перевозок. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах осуществляют федеральные государственные учреждения администрации морских портов. Управлением государственной собственностью морских портов, обеспечением проектных глубин в подходных каналах и акваториях портов, организацией оказания услуг, связанных с портовой деятельностью занимаются филиалы федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт». Грузооборот морских портов края только за последние 5 лет увеличился почти в 2 раза и в 2006 году составил 149 млн. тонн.^ Порт НовороссийскСамый крупный по объему грузопереработки не только в Южном бассейне, но и во всей Российской Федерации. Грузооборот Новороссийского порта в 2006 году составил 113 млн.тонн грузов, в том числе наливных – 87,5 млн. тонн. Это единственный универсальный глубоководный порт России в Азово-Черноморском бассейне – Южные морские ворота России. Уникальное географическое положение Новороссийского порта позволяет вести работу круглогодично. Новороссийск включен в международный транспортный коридор №9. Это крупная транспортная ветвь с направлением от госграницы с Финляндией - Санкт-Петербург – Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск. Помимо развитой причальной инфраструктуры Новороссийский порт связан разветвленной сетью железных дорог и автомагистралей с важнейшими промышленными центрами в России, Закавказье и Средней Азии. Близость Новороссийска к крупнейшим зарубежным рынкам определяет максимальную экономическую привлекательность грузоперевозок через Новороссийский порт. Новороссийский морской порт является современным многофункциональным и высокомеханизированным комплексом морских терминалов, обслуживает практически все типы судов различного тоннажа: танкеры, сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, суда типа Ro- Ro и пассажирские, способен перерабатывать практически все виды грузов. В Новороссийском морском порту осуществляют деятельность стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «Импортпищепром», ОАО «НУТЭП», ЗАО «Портхолдинг» и др. В настоящее время степень изношенности инфраструктуры в Новороссийском порту составляет 50%. Терминалы Новороссийского порта перегружены, их проектные мощности освоены на 98%. По оценкам аналитиков, дальнейший рост грузооборота ОАО «НМТП» за счет действующих мощностей исключается. Требуется немедленная модернизация терминалов с внедрением новых технологий для увеличения объема перерабатываемых грузов и строительство новых причалов, способных дешево и быстро перерабатывать грузы. НМТП в настоящее время является лидером по перевалке на экспорт сырой нефти. В связи с неблагоприятными погодными условиями (в порту штормовая погода бывает до 1 тыс. часов в год) ежегодные потери в объеме перекачки нефти составляют около 4 млн. тонн. Негативные последствия из-за погодных условий можно избежать за счет создания дополнительного прибрежного резервного парка, который обеспечит штатную работу нефтепроводов в штормовую погоду, когда невозможна отгрузка нефти на танкеры.Реализация проектов по развитию инфраструктуры Новороссийского порта не решит всех проблем без увеличения мощностей железнодорожных и автомобильных подходов и припортовых станций. Как и портовые терминалы, в настоящее время они с трудом справляются с поступающими в порты грузопотоками. ^ Порт Туапсе Второй по величине порт в России на Черном море, перегружающий на экспорт нефтепродукты и единственный глубоководный незамерзающий порт, переваливающий на экспорт уголь. Порт расположен в стратегически выгодном районе побережья Северного Кавказа, в небольшой бухте к юго-востоку от мыса Кадош. На территории порта осуществляют деятельность следующие стивидорные компании: ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ООО «Туапсинский морской коммерческий порт», ООО «Туапсинский балкерный терминал». Основные виды перерабатываемых грузов: нефть и нефтепродукты, каменный уголь, металл, сахар-сырец. Степень изношенности инфраструктуры в Туапсинском порту – 40-45%. В настоящее время существующие портовые сооружения используются на полную мощность. Увеличению грузооборота может способствовать строительство новых специализированных терминалов. Развитие грузооборота порта влечет за собой необходимость соответствующего увеличения пропускной способности железнодорожной станции, которая не соответствует перерабатывающим мощностям морского порта – возможность железнодорожного узла по доставке грузов для перевалки ограничена и не позволяет увеличить грузооборот порта Туапсе, требуется реконструкция с целью увеличения пропускной способности. Существующая транспортная схема дорог также с трудом справляется с потоком грузового транспорта, растущие объемы грузопотоков требуют реконструкции автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения. В Туапсе отсутствует морской вокзал и пассажирский морской транспорт. В период перестройки пассажирский флот был ликвидирован по причине нерентабельности пассажирских перевозок. Морской вокзал снесен, пассажирский пирс на протяжении ряда лет находится в аварийном состоянии. Порт Сочи Морской порт Сочи специализируется на обслуживании и перевозках пассажиров и переработке небольших партий грузов. Глубина на акватории до 9 м. Кроме этого к порту Сочи относятся причалы в 13 портопунктах: Имеретинская бухта, Южные культуры, Адлер, Кургородок, Кудепста, Мацеста, Курпарк, Новые Сочи, Мамайка, Дагомыс, Лоо, Аше. Эксплуатационную деятельность в порту осуществляет ОАО «Сочинский морской торговый порт». Основными видами деятельности акционерного общества является обработка судов и обслуживание пассажиров. В 2007 году после длительного перерыва возобновлено курсирование круизных судов между портами Черного моря. Круизная внутричерноморская линия начала работать с июля 2007 года и первым на нее вышел теплоход «Южная Пальмира» (Украина). С мая 2007 года возобновлено движение двух судов на подводных крыльях на линии Анапа-Сочи. В настоящее время Сочи, являющийся единственным на Юге России пассажирским портом, не отвечает современным требованиям по уровню приема и обслуживания крупных пассажирских и круизных судов. Порт не имеет возможности принимать суда с осадкой более 8 м, пассажировместимостью более 700 человек. Много времени тратится на оформление прибывших пассажиров, в связи с чем возникает необходимость пересмотра нормативно-инструктивных материалов пограничной службы ФСБ России по оформлению пассажиров. Проект развития существующего порта Сочи включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России».^ Порт Анап^ II. Формирование сценариев развития и видение дальнейшего развития транспорта и связи в Краснодарском крае При формировании стратегии развития отраслей транспорта и связи рассматриваются следующие сценарии развития: -инерционный, предполагающий сохранение умеренной консервативной динамики развития; -инвестиционный, предполагающий ускорение темпов экономического роста на основе максимального использования инвестиционного потенциала транспортного комплекса и связи; -инновационный, предполагающий развитие на базе новых современных технологий. Выработка предпочтительного варианта опирается на анализ социально-экономического развития транспорта и связи, а также проведенный SWOT- анализ с выявлением сильных сторон и конкурентных преимуществ отраслей транспорта и связи. Определение потенциальных возможностей развития отраслей позволяет выбрать инвестиционный и инновационный типы развития, обеспечивающие количественное наращивание объемов выполняемых работ и услуг за счет привлечения инвестиций и качественную модернизацию используемых технологий. Выгодное географическое положение Краснодарского края, обеспечивающее кратчайшее водное сообщение между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива, наличие разветвленной сети железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных магистралей, портов, пристаней, аэропортов, других объектов инженерной инфраструктуры обеспечивает инвестиционную привлекательность транспортного комплекса края. С целью реализации конкурентных преимуществ отраслей в сфере транспортировки внешнеэкономических грузов предполагается направление инвестиционных средств на реализацию крупных проектов в сфере развития морских портов, железнодорожных подходов к ним. Развитие санаторно-курортного комплекса Азово-Черноморского побережья Краснодарского края позволяет уже сейчас реализовать и планировать к дальнейшей реализации инвестиционные проекты в сфере развития воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта, имеются проекты по возрождению морских пассажирских перевозок. В сфере телекоммуникационных услуг стремительно меняется лицо средств коммуникаций. Идет интенсивное развитие и внедрение современных технологий, которые позволяют вывести на качественно новый уровень средства связи как на корпоративном уровне, так и среди массового населения. Наиболее прогнозируемый и успешный путь развития отрасли – инновационный. Перед отраслью стоит задача эффективности вложения средств с целью приобретения конкурентных преимуществ. Эффективное развитие рынка услуг почтовой связи предполагает модернизацию инфраструктуры и внедрение новых технологий оказания услуг. Дифференциация различных путей развития представлена в таблице: Динамика развития транспортной отрасли Краснодарского края по инвестиционному и инерционному сценариям показатели ед. изм. 2005г. 2006г. Темпы роста 2006г. к 2005г., % Инвестиционный + инновационный сценарий Инерционный сценарий 2020г. Темпы роста 2020г. к 2006г. 2020г. Темпы роста 2020г. к 2006г. водный транспорт грузооборот портов (без КТК) млн. т 116,5 120 103 230 192% 135 116% морские перевозки грузов млн. т 1,5 1,6 106,6 10 625% 6 400% морские перевозки пассажиров тыс. пасс. 200 250 125 500 200% 327 164% ж/д транспорт Перевозка (отправление) грузов млн. т 27,5 30,4 111 63,6 209% 42,7 155% Перевозка (отправление) пассажиров млн. чел. 16,7 18,3 110 39,6 216% 26,7 160% Грузооборот млн. т-км. 27,6 29,2 106 48 164% 34 123% Пассажирооборот всего млн. пасс-км. 5355 5300 99 9905,2 187% 7254 135% авиа Перевозка пассажиров млн.чел 0,5 0,56 112 0,8 143% 0,6 120% Пассажирооборот млн. пасс-км 795 809 101,8 1119,2 138% 980,6 123% автотранспорт Перевозка грузов млн. тн 9,3 10,2 109,7 24 235% 17,8 191% Перевозка пассажиров млн. чел. 253,2 245,9 97,1 298,2 121% 255,5 101% Грузооборот млрд. тн-км 1,6 2,1 131,3 5,1 243% 3,5 219% Пассажирооборот млн. пасс-км 3071 3226 105 3877,2 120% 3420 111% Динамика развития связи Краснодарского края по инвестиционному и инерционному сценариям № Показатели Ед.изм. 2005 год 2006 год Темп роста 2006г к 2005г. в % Инвестиционный + инновационный сценарий Инерционный сценарий 2020 год Темп роста 2020г. к 2005г. в % 2020 год Темп роста 2020г. к 2005г. в % 1 Количество основных телефонов, тыс. шт. тыс. шт. 1276 1290 101 2000 157% 1540 121% 2. Телефонная плотность на 100 жителей Шт. 25,5 25,7 101 40 157% 32,1 126% 3. Количество сотовых телефонов тыс. шт. 3800 4300 113 5000 132% 4500 118% 4. Плотность сотовых телефонов на 100 жителей Шт. 76 86 113% 100 132% 92 121% 5. Количество пользователей Интернет тыс. 580 670 116 2000 345% 1250 216% в том числе ШПД тыс. 9 18 в 2 раза 1950 в 210 раз 450 в 50 раз 6. Плотность пользователей Интернет на 100 жителей 11,6 13,4 116 40 345% 29 250% 7. Объем услуг связи млрд. руб. 19,5 22,7 116 75,5 387% 44,5 228% 8. Налоговые поступления в консолидированный бюджет млрд. руб. 2 2,5 125 6,8 340% 4,5 225% ^ III. Стратегическая цель и приоритеты развития транспорта и связи в Краснодарском крае Для России развитие транспортного комплекса имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию страны в мировое экономическое пространство. Решение этой задачи сделает экспорт транспортных услуг такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров, и даст значительный мультипликативный эффект как в самой транспортной отрасли, так и в других отраслях экономики. Реализация задач по развитию транспортного комплекса невозможна без повышения его инвестиционной привлекательности и эффективности использования бюджетных средств. Основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности отрасли являются: 1.Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства. Приоритетными направлениями должны стать концессии в сфере городского транспорта, портов и аэропортов, железнодорожных объектов. В настоящее время в сфере транспорта на территории Краснодарского края на основе государственно-частного партнерства осуществляется реализация следующих проектов: а) строительство взлетно-посадочной полосы и соответствующей инфраструктуры аэропорта Геленджик; б) реконструкция аэродрома и действующего аэровокзального комплекса аэропорта Сочи. Завершение строительства нового аэровокзального комплекса; в) комплексное развитие Новороссийского транспортного узла; г) создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок в г.Сочи. 2.Стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий. В сложившихся условиях экономического роста повышается спрос на услуги транспорта и привлекательность транспортных проектов; 3.Привлечение грузоотправителей и пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов; 4.Создание свободных экономических зон в крупнейших транспортных узлах для привлечения целевых инвесторов к их развитию; 5.Обеспечение государственными гарантиями проектов с длительными сроками реализации. Государственные гарантии при этом не столько обеспечивают финансовые риски, сколько убеждают инвесторов и других участников проекта в его общественной важности и заключается в заинтересованности государства обеспечить его успешную реализацию. Транспортная инфраструктура является особой сферой ответственности государства, и значение бюджетного финансирования является для этой сферы определяющим. Для решения задач, стоящих перед транспортным комплексом, общий объем средств на его финансирование в 2007 году за счет всех источников должен составлять не менее 2,3% ВВП, в том числе из федерального бюджета не менее 0,7%. Это так называемый уровень «инвестиционного барьера». В случае падения объема финансирования ниже этого уровня, высока вероятность того, что транспортный комплекс выступит в роли ограничителя экономического роста. Очевидно, что государственных инвестиций недостаточно, необходимо привлечение дополнительных частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры. Например, в портовой отрасли, которая развивается быстрыми темпами, на один рубль государственных вложений приходится 10 рублей частных инвестиций (в среднем в российской экономике этот показатель равняется 1 к 2). Стратегические цели и направления развития отраслей транспорта и связи в Краснодарском крае связаны с федеральными и краевыми приоритетами, определенными следующими документами:-«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» - предусматривает согласованное развитие и организацию взаимодействия различных видов транспорта, усиливает региональные аспекты в развитии транспортной инфраструктуры;-ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» -предусматривает реализацию проектов по развитию инфраструктуры железнодорожного, морского, воздушного, автомобильного транспорта, разработана с учетом увеличения роли транспорта в повышении качества жизни населения, увеличения уровня национальной безопасности, обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста и создания потенциала для будущего развития;-Концепция судоходной политики Российской Федерации – определяет основные приоритеты, цели, задачи и принципы функционирования и развития торгового флота и морских портов как составной части транспортного комплекса Российской Федерации;-«Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года» - основной целью которой является долгосрочное развитие и модернизация железнодорожного транспорта для обеспечения ускоренного экономического роста в стране и достижения глобальной конкурентоспособности транспортной системы;-«Концепция развития грузовых перевозок автомобильного транспорта в Краснодарском крае на 2006-2010 годы» – направлена на повышение бюджетной эффективности грузовых перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае, на упорядочение деятельности всех участников рынка грузовых перевозок;-ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;-ФЦП «Государственная граница» - направлена на решение вопросов эффективного функционирования пунктов пропуска через государственную границу, расположенных в морских портах России;- «Концепция развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 года» - определяет стратегию развития систем сотовой подвижной связи общего пользования в России на период до 2010 года с целью удовлетворения различных категорий потребителей современным набором услуг связи от базовых (речь, факсимильные сообщения низкоскоростные данные) до высокоскоросных услуг мультимедиа;- «Концепция развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года» - определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка услуг почтовой связи и роль государственного регулирования в процессе его развития на период до 2010 года;-«Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской федерации» – определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка телекоммуникационных услуг и роль государственного регулирования в процессе его развития. ^ Основные стратегические цели в области транспорта:Главная стратегическая цель – развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров.^ Первая стратегическая цель – повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Доступность рынка транспортных услуг, в том числе и ценовая, является ключевым условием повышения мо