I съезд строителей Сибири г. Омск 30 мая 2006 г. СтенограммаДиктор по радиосвязи объявляет: «Для обращения к делегатам и участникам Первого съезда строителей Сибири слово предоставляется Каминскому Эдуарду Францевичу – Герою Социалистического Труда, Заслуженному строителю России, почетному гражданину Омской области.Каминский Э. Ф. Уважаемые делегаты и участники Первого съезда строителей Сибири! Сердечно поздравляю Вас с этим знаменательным событием и желаю плодотворной работы, доброго здоровья всем присутствующим. Мне, как старейшему строителю, приятно сознавать, что вопросы целевой программы «Доступное и комфортное жильё – гражданам России!» решаются на Омской земле, в Сибирском регионе, где всегда уделялось большое внимание капитальному строительству и, особенно, жилищному. Мы сегодня обсудим и примем знаковые решения по многим наболевшим вопросам наших трудовых будней. Сегодняшнее рассмотрение вопроса «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в таком составе, где присутствуют все руководители регионов Сибирского Федерального округа, руководители строительных и проектных организации проводится впервые и выработка мер по увеличению темпов строительства жилья обеспечит выполнение задач, поставленных Правительством и Президентом России. Нашему форуму предстоит обобщить опыт строительства доступного и комфортного жилья, которые буду высказаны в выступлениях руководителей строительных организаций и руководителей регионов, что позволит распространить лучшие предложения по всем регионам Сибирского Федерального округа. Мы должны довести наши предложения Правительству России, о том, что увеличение темпов строительства жилья во многом зависит от ответственного отношения федеральных структур к решению вопросов снижения процентных ставок по кредитам, предоставляемым гражданам и хозяйствующим субъектам до 5-8%, а также по многим другим вопросам, зависящим от него. Успехов нам в осуществлении всех планов и намерений. Разрешите съезд считать открытым. Уважаемые делегаты! Для работы нашего съезда необходимо избрать рабочий президиум. Предлагаю избрать президиум из числа делегатов в количестве 15 человек. Есть возражения? Нет, спасибо. В состав президиума предлагается избрать: 1. ^ Глушкова Николая Сергеевича – президента «Союза строителей Сибири», заместителя губернатора Красноярского края. 2. Городецкого Владимира Филипповича –председателя Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, мэра г. Новосибирска. 3. Зубова Владислава Максимовича– главного инженера ОАО «Кемеровопромстрой», Заслуженного строителя Российской Федерации. 4. Каминского Эдуарда Францевича – Героя Социалистического Труда, Почетного гражданина Омской области, Заслуженного строителя Российской Федерации. 5. Квашнина Анатолия Васильевича– полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. 6. Кошукова Бориса Петровича– генерального директора ЗАО «Омскстроймост-Мостоотряд-63», Почетного гражданина города Омска, Заслуженного строителя Российской Федерации. 7. Крылова Анатолия Сергеевича- Председателя президиума Совета ветеранов при Ассоциации строителей и инвесторов г. Новосибирска и Новосибирской области. 8. Мальцева Бориса Алексеевича – председателя Совета законодателей Сибирского федерального округа, председателя Государственной Думы Томской области. 9. Полежаева Леонида Константиновича– Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области. 10. Ромашкина Геннадия Ивановича – генерального директора ОАО «Управление Механизации -1» (Алтайский край). 11. Середкина Виктора Леонидовича– генерального директор ОАО «Ангарское управление строительства», вице-президента Союза строителей Иркутской области. 12. Хлопонина Александра Геннадиевича – председателя Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение», губернатора Красноярского края. 13. Червова Валерия Дмитриевича – президента Управляющей Компании «Концерн «Сибирь». 14. Шпака Евгения Олеговича – заместителя генерального директора фирмы «Базисстрой». 15. Шпетера Александра Карловича – генерального директора ОАО «Томский Домостроительный Комбинат», Заслуженного строителя Российской Федерации, вице-президента Союза строителей г. Томска и Томской области, кандидата экономических наук. Есть возражения? Нет, спасибо. Президиум прошу занять свои места. Уважаемые делегаты и гости! Предлагаю пригласить в президиум наших гостей: 1. ^ Тыртышов Юрий Павлович– заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству. 2. Кошмана Николая Павловича- Президента Ассоциации строителей России. 3. ^ Салова Сергея Семеновича – начальника Сибирского регионального центра МЧС, генерал- лейтенанта. Гостей прошу занять места в президиуме. Уважаемые делегаты и гости! Нам необходимо избрать Председателя Президиума. Председателем Президиума предлагаю избрать ^ Квашнина Анатолия Васильевича. Нет возражений? Нет. Прошу Вас Анатолий Васильевич. Квашнин А.В. Тогда позвольте Iсъезд строителей Сибири объявить открытым. ^ Исполняется гимн Российской Федерации. Уважаемые делегаты и участники Первого съезда строителей Сибири! В выданных Вам во время регистрации материалах имеется проект повестки дня съезда. Есть ли возражения или дополнения по повестке? Нет Предлагаю повестку дня съезда утвердить. Нет возражений? Голосуем. Против? Нет. Воздержался? Нет. Кто за? Спасибо. Предлагается утвердить следующий регламент работы съезда: время для докладов установить до 30 минут максимум, время для выступлений установить до 10 минут, для справок до 5 минут. Для сообщений рабочих органов съезда отвести до пяти минут. В 13-00 съезд выполнит почетную миссию - награждение золотыми почетными знаками «Достояние Сибири» наших выдающихся земляков. И ориентировочно с 13.15 до 14.15 перерыв на обед. В 16.00 предлагается завершить работу съезда и принять участие в мероприятиях, подготовленных принимающей нас Омской областью. В частности посмотреть, подготовленную выставку. Нет возражений по предлагаемому регламенту? Нет. Против, есть? Нет. Воздержался? Нет. Необходимо избрать рабочие органы съезда: секретариат съезда, счетную, мандатную и редакционную комиссии. От президиума предлагаю избрать секретариат съезда в количестве 3 человек . Нет возражений? Кто за? За, нет (смех)? Кто против? Остальные воздержались? Принимается. Проект персонального состава секретариата имеется у делегатов. По персональному составу есть дополнения, возражения? Нет. Против есть кто? Нет. Воздержался? То же нет. Предлагаю ^ Мандатную комиссиюизбрать в количестве 5 человек. Нет возражений? Против? Воздержался? Нет. У делегатов также имеется проект состава мандатной комиссии. Есть вопросы или замечания по персональному составу? Нет. Против кто? Воздержался? Нет. Принимается. Нам необходимо избрать ^ Редакционную комиссию съезда. Предлагается избрать ее в количестве 7 человек. По количеству нет возражений? Против кто? Кто воздержался? Нет. По предложенному вам проекту персонального состава редакционной комиссии замечания, предложения есть? Нет. Кто против? Воздержался? То же нет. Предлагаю ^ Счетную комиссиюизбрать в количестве 5 человек. Возражения? Против? Нет. По имеющемуся у делегатов проекту персонального состава счетной комиссии, какие возражения, дополнения? Нет. Воздержавшихся? Против? То же нет. Спасибо. Организационную часть съезда мы с Вами проработали. Приступаем к работе съезда. У нас доклад «Основные задачи развития строительного комплекса Сибирского федерального округа в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Позвольте мне выступить с докладом.Квашнина А.В. Создание благоприятной среды проживания для сибиряков является одной из главных задач строителей. Строительный комплекс Сибири сегодня ориентирован на реализацию целей и задач приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»: - увеличение объемов жилищного строительства; - удовлетворение спроса всех групп населения на жилье различной степени комфортности; - развитие коммунальной инфраструктуры. Реализация проекта тесно связана с самой острой проблемой современной России – демографией. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года сказал ...сегодня мы должны стимулировать хотя бы рождение второго ребенка. Что мешает молодой женщине принять такое решение? Ответы здесь очевидны, известны. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Важно понимать, свое личное комфортное жилье – это прочность семьи, это психологический климат и много других показателей, влияющих на стабильность, независимость, уверенность личности, семьи, общества. Рост потенциала Сибири предопределен исторической миссией региона, его природным, промышленным, транспортным, геополитическим, географическим значением для развития страны. В Сибири работает 296 тыс. строителей, 6,5 тыс. проектировщиков, 51 тыс. человек заняты на предприятиях промышленности строительных материалов. На начало 2006 года средний уровень загрузки производственных мощностей в строительном секторе составил 60%. Износ основных фондов – 45%. В предыдущем году введено в эксплуатацию 4407,8 тысяч квадратных метров жилья. (Слайды № 1 и № 2)^ В качестве первоочередных задач в жилищном строительстве округа необходимо выделить следующее: Прежде всего, формирование и осуществление государственной политики в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Существующие мастерские градостроительного проектирования в округе маломощны и уступают центральным: Москве, Санкт-Петербургу. Присутствие проектных организаций из европейской части страны приводит к увеличению стоимости разработок. Сроки разработки документации по субъектам федерации уходят на 2008-2010 годы. Соответственно передвигаются сроки начала строительства. Для преодоления сложившейся ситуации считаю целесообразным рассмотреть вопрос о создании окружного градостроительного института с филиалами в регионах (возможно на базе существующего института).^ Отсутствие градостроительных документов приводит к нарушениям действующего законодательствапри выделении земельных участков под строительство, созданию «черного» рынка торговли земельными участками. Различные «поборы», «сборы», плата за технические условия, экспертизы составляют от 30 до 40% себестоимости строительства. Мэрии городов забирают с застройщиков безвозмездно от 5 до 12% построенных площадей. В ряде городов за последние 1,5 года арендная плата за землю выросла в 4 раза. Сроки прохождения документов через региональные органы МЧС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, ГИБДД, Роспотребнадзора, Росземкадастра и др. составляют от 1 до 3 месяцев. Создаются «карманные фирмы», которые навязывают услуги по разработке надуманных проектов и экспертиз. Всего за 2005 – 2006 г.г. органами прокуратуры по данному направлению выявлено 6000 нарушений. Принесено 1500 протестов на незаконные правовые акты, внесено 1196 представлений об устранении нарушений закона. В суды направлено 859 исков. Возбуждено 28 уголовных дел, 1309 дел об административных нарушениях. При выборе и получении площадок под строительство важную роль играет наличие «Правил землепользования и застройки». Разработка таких правил на местах – не разовый акт, а постоянная работа по мониторингу градостроительного состояния.^ Наличие «Правил землепользования и застройки» исключает основания для торга. Система становится прозрачной, правовой режим и статус площадок определяется документально, а цена вопроса регламентируется специальным расчетом. На данный момент даже в крупных городах нет документально оформленной стратегии их развития. В лучшем случае представлены документы на уровне намерений.^ По-прежнему важным направлением является сохранение и обновление существующего жилого фонда за счет реконструкции. Половину жилого фонда округа составляют панельные дома первых массовых серий. Панельные дома в ряде городов составляют 25% существующей жилищной застройки. По мнению специалистов, задержка с их реконструкцией приведёт к «одномоментному выходу их из эксплуатации» через 15-20 лет. Москва может позволить себе снос панельных пятиэтажек. Мы должны идти по пути реконструкции и возведения мансардных этажей. Реконструкция старого жилья должна стать таким же важным этапом, как и строительство нового. (Слайд № 3) Опыт реконструкции жилых домов показывает: - этажность увеличиваться на 1-2 этажа; - площадь дома увеличивается на 20-40%, потери тепла уменьшаются на 40%, улучшается архитектура зданий; - не требуется нового отвода земли; - вводимая жилая площадь в 1,5 раза дешевле, чем новое строительство; - не требуется строительство инженерных сетей; - самоокупаемость реконструкции происходит за счет продажи возведенного жилья.^ Рост объемов жилищного строительства увеличивает потребность в энергоресурсах на 10% в год. В округе половина жилых домов не отвечают требованиям строительной теплотехники и на каждый квадратный метр в год, мы затрачиваем килокалорий в 3 раза больше, чем в странах с аналогичными климатическими условиями. Треть потерь тепловой энергии происходит при транспортировке, но еще больше теряется непосредственно при потреблении. Потери в жилых зданиях составляют: - через стены 40%; - через окна 30-40%; - через крыши – 10%; Основной мерой, направленной на сокращение расходов тепла в домах стало ужесточение требований к наружным стенам зданий. Использование эффективной конструкции стен и утеплителей снижает потери тепла в зданиях на 40%. Десятки километров теплосетей доносят до потребителей только 70% тепла. В Сибири еще стоит мороз, но трава уже показывает, где проложены теплосети, т.к. топим «улицу». Основные способы решения вопросов энергосбережения известны: газификация, автономные системы теплоснабжения, встроенные и крышные котельные, установка контрольно-измерительных приборов учета и регулирующих устройств в каждой квартире.^ Одной из главных задач в жилищном строительстве округа является развитие промышленности строительных материалов. (Слайд № 4) Территориальный перекос в развитии производств произошел еще в период плановой экономики. В результате этого Сибирь обречена приобретать стройматериалы в Европе с учетом железнодорожных тарифов. Материалоемкость строительства жилых домов превышает 60-65% в себестоимости, а за всем этим стоит цена жилья. Создание местных производств и оптимизация транспортных перевозок является одним из способов уменьшения стоимости строительства. С переходом на новые принципы энергосбережения строители стали широко применять эффективные утеплители. В округе в 2005 году выпущено 300 тыс.м3 утеплителя. В 2006 году необходимо завезти 2,5 млн.м3 утеплителя из европейской части страны. В Сибири есть несколько месторождений базальтов, способных удовлетворить потребность в утеплителях всего округа. Одно из них находится в поселке Горный Новосибирской области. Администрацией Новосибирской области принимаются меры по строительству завода в п. Горный силами Челябинского завода минплит. Но мощности завода (300 тыс. м3 в год) смогут удовлетворить потребность лишь одной области. Признанные лидеры в производстве утеплителей – «Роквул», «УРСА» построили заводы под Москвой и Санкт-Петербургом, а почему не в Сибири? Решать эту проблему нужно также кардинально, как, например, с цементом, где удалось найти партнеров, вкладывающих в развитие «Искитим-цемента» 120 млн. евро, получив кредит банка на 8 лет. С 2004 года в округе не производится стекло по причине остановки двух заводов (в г.г. Улан-Удэ и Тулун). Нехватка кирпича по округу в 2005 году составила 30%.^ Необходимо на уровне округа в масштабе Сибири для развития промышленности стройматериалов сделать следующее: - провести анализ состояния существующих предприятий и рассмотреть ежегодную динамику развития; - составить карту-схему размещения основных предприятий отрасли и наличия сырьевых запасов; - сформировать информационную базу; - определить баланс потребности основных стройматериалов с учетом удвоения ввода жилья к 2010 году в каждом регионе; - рассмотреть вопросы кооперации субъектов Федерации, с учетом существующих транспортных схем; - изучить профессиональные и инвестиционные предложения из регионов; - определить необходимость строительства и профильность новых предприятий, особенно по выпуску теплоизоляционных материалов; - на всех уровнях власти инициировать участие бизнеса в развитии промышленности строительных материалов. Не выполним эти мероприятия, не выполним ни каких обязательств. Однозначно. ^ Особо важная задача – строительство доступного жилья в малых городах и на селе. Необходимо повсеместно поддерживать инициативу индивидуального строительства селян за счет результатов труда на личном подворье. То есть производство натуральных продуктов: мясо, птица, овощи. Имеется несколько вариантов. Опыт Белгородской области и республики Мордовия, либо организация технологических цепочек производство, переработка, сбыт. Для села необходимо создание сельскохозяйственных кооперативов на базе личных подсобных хозяйств в поселениях объединении их в агрохолдинги на уровне районов и субъектов федерации, с целью не только выращивания, не только приема, но и регулируемого сбыта. Муниципальная власть должна принять активное участие в этом процессе. Такой подход должен положить начало массового строительства жилья на селе. То есть за счет результатов индивидуального подворья, ну как в Белгороде условно квадратный метр жилья определен на условный килограмм натуральной продукции. ^ Власть на местах обязана предоставить индивидуальному застройщику широкий выбор: - проектов жилых домов; - материалов для строительства (кирпич, сибит, без-автоклавный ячеистый бетон, бетонит, дерево, теплостен и др.). (Слайд № 5) Планировочное решение современного сельского подворья должно предусматривать сблокированный вариант хозяйственных построек и жилого дома. В проектах сельских домов должны быть представлены различные варианты автономных систем жизнеобеспечения: отопления, электроснабжения, газоснабжения, водопровода и канализования. Необходимо инициировать индивидуальное строительство, также и в крупных, и в малых городах. Желающих получить землю и кредит под строительство своего дома в черте города немало. Для одних – это возможность переехать в загородный дом, для других решение задачи удешевления собственного жилья. Строительство дома для своей семьи, особенно многочисленной, обойдется дешевле покупки квартиры в городской многоэтажке. Появляется возможность применения более дешевых местных материалов и использование труда членов семьи. Застройка малоэтажными домами должна быть оригинальной, красивой, как в маленьких Европейских городах, чтобы в пригороде или на селе жить было приятней, чем в мегаполисе. Вы сегодня, здесь вот, на выставке видели район застройки индивидуальными домами. И застройка, она должна быть не просто оригинальной, красивой, но и в то же время, системной, а не хаотичной. Нужно предложить застройщикам варианты проектов так называемых «растущих домов», к которым можно легко пристроить несколько комнат вслед за ростом семьи. Надо не бояться использовать для индивидуального строительства сельскохозяйственные земли вокруг городов. Эти земли составляют менее 1% сельхозугодий в целом по Сибири. И если у нас вокруг городов земли сельскохозяйственного назначения разработаны, то если отъехать в глубинку, там они заросли. То есть, проблем ни каких нет, использования этих земель, сельхозугодий, перевода их на строительство. Земли у нас в Сибири достаточно.Деревянное домостроение перспективное направление в жилищном строительстве благодаря использованию экологически безопасного, возобновляемого природного ресурса – леса. В округе деревянное домостроение занимает в общей структуре около 14%. Президент Страны говорит о необходимости глубокой переработки древесины для использования в домостроении. Мы же везем ангарскую сосну в Европу, США, Японию, Китай. Вместе с тем, панельно-каркасное домостроение является основным типом малоэтажного строительства в Скандинавии, Германии, Канаде и США. Приведу пример, в 2004 году в США построили 314 млн. квадратных метров жилья из дерева, и только 40 млн. квадратных метров каменного. У нас с Вами картина наоборот. Дома монтируют в условиях вечной мерзлоты и повышенной сейсмики. Деревянные дома. Деревянные панельные технологии применяются при строительстве 80% частного жилья. Такой выбор обусловлен растущими требованиями к комфортности, энергосберегаемости и экологичности жилья. Мне довелось быть на острове Шпицберген. Он чем интересен, примечателен. Это остров контраста. Часть острова это чисто Российский, там собственность России, два города, еще в 1937-е приобретенные, и Норвежские. Но это разная картина. Стоят наши пятиэтажные дома из железобетонных изделий, стоят мощные котельные установки, черный снег и на территории Норвежской индивидуальные дома трех, двух, одноэтажные, есть дома общего пользования, даже аэропорт сделанный из каркасного домостроения, аэропорт международный. Совершенно другой тепловой контур, совершенно другие условия и по сути дела, будим говорить так, далеко мы отстали в этом вопросе. Нам надо догонять. А климат, ну, наверное, покрепче, чем здесь у нас, потому что это уже за Северным полярным кругом. Мы провели 15 мая 2006 года совещание с участием руководителей Рослесхоза и «Ассоциации деревянного домостроения» вместе с Рощупкиным Валерием Павловичем по вопросам развития индивидуального строительства. На совещании намечались пути развития деревянного малоэтажного домостроения в Сибири. Но и сейчас этот вопрос более глубже прорабатываем. С целью снижения стоимости строительства, Рослесхозом рассматривается возможность, а по сути дела, проблем нет, бесплатного выделения леса на корню для строительства индивидуальных деревянных домов. В этом плане, только, что бы не было различных схем увода леса от строительства жилья. Заслуживает внимание опыт Томской области, где установлены нормативы льготного пользования лесным фондом при заготовке древесины для строительства индивидуального жилья, обустройства крестьянских хозяйств, либо дачных участков. Ну, есть над чем работать. Партнерство власти и бизнеса должно решить задачу развития деревянного малоэтажного домостроения. (Слайд № 6)^ Во многих городах Сибири массовое строительство по-прежнему обеспечивают заводы крупнопанельного домостроения. Многие из них модернизированы. Сегодня тяжелые холодные стены заменяются на трехслойные панели «сэндвич» с утеплителем и отвечают современным требованиям строительной теплотехники. Модернизированное крупнопанельное домостроение получает дальнейшее развитие и «имеет право на жизнь». Возводимые современные панельные дома должны быть архитектурно выразительными, надежными и долговечными, а квартиры доступными по цене.^ Необходимо рассмотреть на съезде вопрос создания демонстрационной зоны малоэтажного жилищного строительства. Возможно создание зон в Западной и Восточной Сибири. Постоянные демонстрационные зоны представят варианты применения строительных технологий и материалов, инженерных коммуникаций и автономных систем зданий. Эффективность такого способа информации подтверждена международной практикой. Заслуживает внимание опыт работы общероссийской общественной организации «Деловая Россия», которая представляет интересы бизнеса в конструктивном диалоге государства и общества. Одним из направлений деятельности организации является проект национального масштаба «Новая жилищная политика». На проведенной в мае этого года научно-практической конференции «Деловая Россия» выступила с предложением о целесообразности объединения ипотечных компаний в специализированную ассоциацию. И полагает, что создание системы саморегулирования на ипотечном рынке возникнут условия для взаимодействия государства и бизнеса в успешной реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». (Слайд № 7) ^ В деле обеспечения безопасности и повышения уровня качества строительства важна роль органов государственного строительного надзора Российской Федерации. Государственный строительный надзор является последним рубежом государства по защите потребителей от некачественной строительной продукции.^ Для решения задачи кадрового обеспечения строительного комплекса необходимо выполнить: Первое – составить современные программы обучения, подготовить учебно-методической литературу и пособия с использованием компьютерных технологий. В частности, я Вам скажу, по деревянному домостроению, нам надо по сути дела, с нуля начинать, именно по деревянному домостроению высоких технологий. Мы должны еще, наладить процесс профессионального обучения. Второе – провести анализ реальной потребности отрасли в специалистах и их квалификации по видам деятельности. Решить вопросы трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Третье – построить единую организационную систему подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров: а) задействовать ресурсы профессионально-технического образования регионов для подготовки квалифицированных кадров строительных специальностей; б) возобновить и создать на базе крупных строительных организаций в субъектах федерации технические школы, учебные пункты, курсы по подготовке рабочих для строительного комплекса; в) организовать обучение строительным специальностям в общеобразовательных школах. Четвертое – организовать координацию процессов подготовки кадров на уровне Сибири, субъектов федерации и муниципальных образований в целом.^ Только объединив усилия, мы сможем поднять отрасль и обеспечить достойную жизнь для будущих поколений сибиряков. Диалог строителей с властью должен вестись постоянно и конструктивно. Главное учитывать мнение всех сторон. В итоге в выигрыше оказываются все: строители, власть и граждане. Депутатскому корпусу регионов также необходимо принимать активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Перед властью стоит задача, чтобы в основу инвестиционно-строительной политики каждого субъекта Сибири была заложена концепция, обеспечивающая формирование полноценной среды жизнедеятельности. Уникальные коммерческие здания можно строить из зеркального стекла и алюминиевых сплавов. Жилье надо делать высокотехнологичным, комфортным и доступным. Доступное жилье требует экономичной, рациональной системы домостроения. Жилье должно быть по настоящему и доступно и комфортно для всех граждан Сибири с любым достатком. Вот такая цель стоит перед нами, цель очень важная. Цель и решение этой задачи, будет в какой то мере, влиять системно на другие не менее важные задачи. Задачи, которые стоят не только перед государством Российским, не только перед народом, но и в целом перед вот тем регионом, в котором мы сейчас. Нам надо в период как сказал Президент в своих предыдущих посланиях, в посланиях 2004, 2005, 2006 года Президента Федеральному Собранию и по сути дела всем нам - это долгосрочная программа наших действий на 10 лет. Где грандиознейшие задачи стоят и с другой стороны в этих посланиях Президентом России дана оценка этого периода – это период экономического выживания. И в этом периоде экономического выживания мы должны жить, расти, строить и созидать быстрее других. Быстрее всех других в мировом сообществе. Потому что, в какой то мере, мы сейчас от темпов развития в целом мирового сообщества, пока отстаем. И эти пробелы, темпы нас естественно не должны удовлетворять. Мы должны ускориться. Ускориться можно не лозунгами. Ускориться можно, только профессионально, только трудом профессиональным. Лозунги не проходят. Лозунги приводят к тому, что народ в начале слушает, а потом разочаровывается. И создается соответствующее условие для очередных, характерных для России революционных ситуаций. Что не желательно. Россия должна перейти стабильно с революционного пути развития на эволюционный. Спасибо. Слово для доклада предоставляется ^ Полежаеву Леониду Константиновичу – Губернатору, Председателю Правительства Омской области, Председателю координационного совета по архитектуре и строительству Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»Доклад:«Увеличение объемов строительства доступного жилья в Омской области. Опыт работы, организационно-методические рекомендации».Полежаев Л.К. Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые коллеги! Позвольте мне выразить вам глубокую признательность за высокое доверие – избрание Омского Прииртышья местом проведения столь неординарного и важного по своему значению мероприятия. Съезд представителей строительных организаций Сибири - знаковый не просто как первый в истории такого рода собраний, но и в силу того, что посвящен актуальнейшей на данный момент теме - участию отраслевого комплекса в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Это, бесспорно, крайневажное событие для нас, жителей Сибири. Вопрос, стоящий на повестке дня, определяет качество жизни наших соотечественников и составляет основу социальной политики государства освобождения от многих проблем, в том числе и связанной с демографической ситуацией в стране. Тем более, что съезд строителей ставит во главу угла идеологический аспект и является логическим продолжением ряда значимых мероприятий, которые мы пытались инициировать на нашей территории на протяжении последнего ряда лет. Без внятной и выстроенной идеологии попросту не решить задачу, поставленную в качестве приоритета для всей страны в целом. Важнейшим условием для нас является эффективное взаимодействие и партнерство на паритетных условиях органов государственной власти с предприятиями и организациями, бизнесом, занятыми в строительной отрасли. Нам на деле удалось доказать, что можно обеспечить население качественными коммунальными услугами, не взвинчивая тарифы, а применяя методы эффективного управления, технического перевооружения и ресурсосбережения. Модернизация ЖКХ позволила нам значительно повысить эффективность подготовки организаций жилищно-коммунального комплекса к работе в зимних условиях. В области возросли объемы выполненных работ по реконструкции объектов тепло- и водоснабжения, ремонту жилищного фонда. И это, и прямым и косвенным образом, оказалось тесно связанным с проблемой решения жилищного вопроса. Сейчас область приступила к реализации крупномасштабного Национального проекта для решения жилищных проблем граждан. Задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан заложены в основу приоритетного национального проекта и наряду с развитием образования, здравоохранения сельского хозяйства, определяют социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Особенно важных, здесь на территории Сибирских регионов. Жилищная проблема - одна из многолетних. Долгое время она не решалась из-за отсутствия достаточного количества финансовых ресурсов в жилищной сфере, обеспечивающих динамичное развитие рынка доступного жилья. Процессы, происходящие в жилищной сфере в Омской области, типичны, и характерные практически для всех регионов России и мало в чем отличаются. Тот же объем примерный жилищного фонда 40,4 млн. кв. метров. 18,7 кв. метров на душу населения. 85% жилья находятся в частной собственности. И на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий состоят около 43 тыс. семей. Из общего числа семей, состоящих на учете, почти 9 тыс. семей, или 20% составляют очередники льготных категорий. Среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет. Наблюдается рост ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. Нуждается в реконструкции свыше 300 тыс. кв. метров крупнопанельного жилья первых массовых серий. Так оказалось, что эта серия по своим объемам превысила применение этой серии в Москве и Санкт-Петербурге. Эта ситуация безусловно требует коренных изменений в практике жилищного строительства. Это те, стартовые условия с которых собственно мы и начинали свою жилищную программу. В Стратегии развития строительного комплекса региона до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области в 2004 году, определены четыре основных направления: первое комплексное решение проблем устойчивого функционирования строительного комплекса Омской области на современном техническом и технологическом уровне, дальнейшаяструктурная перестройка материально-технической базыстроительной индустрии с развитием производства конкурентоспособной продукции, внедрением новой номенклатуры материалов, изделий и конструкций и другие организационные вопросы; второе- укрепление трудовых и развитие трудовых коллективов, повышение престижности строительной профессии, размера оплаты труда в отрасли, возрождение системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по типу предприятия - учебное заведение и привитие, такое можно применить слово в массовом сознании вновь уважения к профессии строители; третье - создание системы государственной поддержки инвестиционной деятельности и установление режима инвестиционного благоприятствования на территории региона; и последнее - значительное увеличение объемов жилищного строительства, создание рынка доступного жилья, повышение уровня обеспеченности населения современными объектами социальной сферы (здравоохранение, образования, культуры). Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории региона, значительные вложения областного бюджета в сферу жилищно-коммунального строительства, определенный рост доходов жителей области и наличие платежеспособного спроса на жилье, а также сохраненный и управляемый строительный комплекс - все это составляющие, которые обеспечивают неуклонный рост объемов жилищного строительства и стабильного его функционирования. В силу объективных причин строительному комплексу Омской области было сложнее выжить в рыночных условиях и набрать необходимый темп по сравнению с другими регионами Сибирского Федерального округа. По причине географических особенностей, в которых область практически не имеет собственной ресурсной базы для производства строительных материалов. Имея такие условия, мы вынуждены решать одновременно две задачи - и наращивание объемов жилищного строительства и модернизацию производственной базы строительного комплекса, и при этом на протяжении последних двух лет сохранять самые низкие цены на первичном рынке жилья среди