www.diplomrus.ru ® Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок Содержание Введение...3Глава I Типология мифов северной Европы...261.1. Мировое древо в мифологии славян, финно-угров, скандинавов: сравнительная характеристика...261.2. Тотемизм у народов Северной Европы...361.3. Мир живых людей и мир загробный в североевропейской мифологии...46Глава II Мифологические миры древних скандинавов...60Глава III Годи и конунг как носители магической силы.. 993.1. Магия конунга и годи...993.2. Культ войны у древних скандинавов...1463.3. Антропонимика героев Бравалльской битвы...169Глава IV Быт древних скандинавов в мифологическихинтерпретациях...184Заключение...221Список использованных источников и литературы...231ВведениеАктуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена анализу особенностей формирования и содержания преимущественно скандинавских мифов в контексте общего развития мифологии североевропейских народов. Рассматривается также взаимовлияние мифологических представлений трех основных групп европейских народов (славян, финно-угров, германо-скандинавов) на развитие внутренне и внешне политической истории стран Северной Европы в VIII-XI веках (эпоху викингов). Несмотря на появление в последнее десятилетие большого числа работ посвященных мифологии скандинавов, многие из них носят обобщающий и описательный характер и не позволяют более глубоко охарактеризовать религиозные верования северян раннего и классического средневековья. В то же время, несмотря на детальное изучение истории Скандинавии указанного периода многие вопросы политического, социального, культурного плана остаются неразрешенными. Выход из сложившегося положения может быть найден благодаря, во-первых, более «подробному» разбору содержания основных дошедших до нас северных мифов (по возможности воссоздание частично утраченных памятников), во-вторых, учитывая доминирующее положение мифологии в жизни средневекового дохристианского общества, объяснить некоторые специфические особенности истории скандинавских стран через призму мифологизированного сознания людей исследуемой эпохи. В настоящее время возрождается интерес к сравнительной характеристике мифологических систем индоевропейских народов. В данной связи бесспорный интерес для решения вопроса о славяно-скандинавских (финно-угорских) контактах представляет изучение антропонимики балтийского региона, основанное на исследовании мифологического «багажа» скандинавов и их соседей — балтийских славян и финно-угров. Указанные обстоятельства заставляют обратиться к внимательному и всестороннему рассмотрениюсодержанию скандинавских мифов эпохи викингов. Существующие источники наиболее полно позволяют восстановить мифологическую систему именно древних скандинавов, что и определяет структуру диссертации.Объектом настоящего исследования является уникальная (по объему и богатству содержания) в мировой культуре публикация скандинавских мифов (преимущественно исландских). Анализировались также (к сожалению неполные) тексты славянских мифов, опубликованные российскими исследователями XIX века. Финно-угорская мифология реконструировалась на основании рассмотрения «Калевалы» Э. Леннрота и разнообразных мифологических сюжетов собранных саранским этнографом Н. Ф. Мокшиным.Предметом исследования стало изучение общих и специфических черт в мифологических представлениях скандинавов, финно-угров и славян по ключевым вопросам религиозного дохристианского мировоззрения североевропейских народов (древо жизни, тотемизм, магия, эсхатология и. д.р.).Хронологические рамки диссертации главным образом охватывают период с VIII по XI века, когда языческие представления господствовали на территории Северной Европы, а мифологическая система была окончательно сформирована и приобрела относительно целостный вид. Однако в некоторых местах работы в зависимости от исследовательских задач, поставленных в той или иной главе, нижняя граница хронологических рамок расширяется до VII века, а верхняя до XII века.Территориальные рамки исследования ограничены регионом Северной Европы (главным образом землями, примыкающими к Балтийскому региону). Здесь, как известно, жили и взаимодействовали в указанный выше период три группы индоевропейских народов: скандинавы, финно-угры и славяне. Диссертант исходит из идеи, что территориальная близость этих народов неизбежно приводила кдлительным контактам и взаимодействиям, как в сфере политических отношений, так и культурно-религиозных. Кроме территориальной близости огромную роль играла миграция этносов, а также общность природной и хозяйственной среды в регионе.Целью исследования является изучение скандинавских мифов по средствам сравнения их с мифологическими представлениями соседствующих народов (славян и финнов).Достижение цели предполагает решение следующих задач:- сравнительный анализ представлений народов европейского севера о мироустройстве (древо жизни);- изучение специфических особенностей скандинаво-германского тотемизма в сравнение с аналогичными представлениями финно-угров и славян;- рассмотрение эсхатологических взглядов североевропейских народов (образ «живого мертвеца»);- анализ концепции мифологических миров у древних скандинавов;- определение роли конунгов, годи у скандинавов и колдунов у финно-угров как носителей магической силы;- специфика мифологических представлений викингов как особой (военной) группы североевропейского населения;- анализ антропонимики Бравалльской битвы;- характеристика специфических черт (погребальный обряд, система даров, роль корабля в жизни северян) в развитии Скандинавии раннего средневековья.Методология исследования. Автор диссертации стремится следовать принципам научной объективности и историзма, которые требуют конкретного и всестороннего изучения разнообразных явлений мифологии североевропейских народов раннего средневековья. Использовались методы источникового анализа: выявление, отбор, критика происхождения, содержания и сравнения. В диссертации применяются как специально-исторические, так и общенаучныеметоды: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический. Масштабность предмета исследования обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения. Таким образом, методологической основой диссертации являются важнейшие принципы и методы научно-исторического познания.Научная новизна диссертации заключается в том, впервые делается попытка провести компаративный анализ мифологии представителей трех групп североевропейских народов по ряду ключевых вопросов: мифы о мировом древе, о происхождении племен и народов, о связи мира живых людей с загробным миром, магические представления (инициальная магия), детальная характеристика основных анти-божественных сил скандинавской мифологии - карлов и етунов, их взаимодействие с северными богами — асами и т.д. Автором осуществлялся комплексный научный подход к анализу мифологических представлений жителей Северной Европы. При этом использовался широкий круг нарративных источников.Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории скандинавских стран и работ, посвященных отдельным направлениям заявленной тематики. Использование материалов диссертации также возможно при разработке учебных пособий, специальных и лекционных курсов по мифологии и истории Северной Европы эпохи викингов (VIII-XI в.в.). Как нам кажется, материалы исследования должны способствовать усилению культурных контактов народов балтийского региона. Автор стремится привлечь внимание к общим явлениям их ранней истории.Основные положения диссертации, выносимые на защиту;1. Территориальная близость и связанные с нею политические, экономические, культурно-бытовые взаимодействия трех групп народов европейского севера привели к ясно улавливаемому в источникахвзаимовлиянию в мифологической сфере. В частности, к общим мифологическим принципам в области тотемизма, эсхатологии, мироздания. Для этих народов характерны общие подходы к магическим процедурам, особенно в диссертации отмечается область инициальной магии.2. Проанализированные источники позволяют говорить о том, что скандинавская мифология является наиболее разработанной мифологической системой, намного превосходящей существовавшие синхронные представления славян и финно-угров.3. Представляется, что система мифологических представлений раннего средневековья сложилась в период подготовки и проведения викингами завоеваний обширных территорий в различных регионах Европы, и именно это определяет яркую агрессию скандинавских богов и героев.4. Характеристика основных мифологических персонажей скандинавских мифов (обитателей ясеня Иггдрасиля, великанов-турсов, етунов, карликов-карлов, ванов) дает возможность отнести их к «темному» доминирующему пантеону северных богов, враждебных по отношению к асам.5. Древние конунги Северной Европы подобно исландским годи, обладали колдовским и пророческим даром, отвечали за своевременное принесение жертв богам. Кроме того, повелители севера представляли собой одну из центральных «ячеек» в распределении и хранении магической удачи. Последнее характерно как для скандинавов, так и для финнов и славян. Во время принятия христианства именно благодаря конунгам, вере в их силу, связь с богами, подавляющая часть населения скандинавских стран сумела мирным путем перейти от политеистической религии к монотеизму.6. Берсерки севера, «рядовые» викинги исландских саг, определенная часть мирного населения Скандинавии поклонялись темной составляющей северной мифологии (что не характерно ни для славян, ни для финно-угров, так как у них преобладали «теплые», светлые божества), представленной родом великанов связанных с Одином и ванами, народом подземных жителей (карлов) и подавляющим большинством обитателей мирового древа.7. Погребальный обряд скандинавов, связанный с выносом тела через пролом в стене, а также доминирующей южной ориентировкой, уходит своими корнями в глубокое языческое прошлое Северной Европы. В основном данный обряд получил распространение при погребении известных людей, героев севера и имел целью защитить жителей Мидгарда от негативных действий обитателей загробного мира. Особенности скандинавского погребального обряда позднее (после принятия христианства) были усвоены финскими и славянскими племенами.Мифология любого народа на стадии его становления и развития есть именно тот основополагающий стержень, посредством которого происходит формирование основных жизненных принципов, ценностей, характерных для данного человеческого сообщества. В последствии во многом именно эти ценности, антиценности, «дух» исследуемого народа позволяют ученым выявить и объяснить основные этапы его истории. Само слово мифология переводится с греческого как «изложение преданий»1. Однако, в научной среде мифология приобрела другое значение, и понимается как древнейший способ постижения окружающей действительности, причем такой способ, который не только объяснял существующий порядок вещей, но и задавал человеку определенный характер действий в этом мире . Сравнивая миф и сказку, В. Я. Пропп отмечал тот факт, что под мифом древние понимали рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит3. О тесной связи истории с мифологией науке было известно уже в XIX веке. Э. Б. Тайлор выделял мифологию как средство для исследования истории и законов человеческого познания в1 Волошина, Т. А, Астапов, С.Н,. Языческая мифология славян / Т. А. Волошина, С. Н. Астапов. -Ростов-на- Дону.: Феникс, 1996. - С. 3 .2 Там же. С. б .3 Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В. Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2000. - С. 13 .отдельную научную отрасль1, а сам миф автор называл историческим источником . «Старые мифы заняли надлежащее место среди исторических фактов как свидетельства процесса развития мысли, как воспоминания о давно исчезнувших верованиях и обычаях и даже (в известной мере) как материалы для истории тех народов, которым они принадлежали»3. В своей основной работе «Первобытная культура» ученый обращается к ряду приемов, характерных для «разумного» исследования мифологии. Одним из этих приемов является аллегория. По мнению Э. Б. Тайлора, аллегория должна помочь исследователю «разложить миф на реальные элементы, изменить процесс создания мифа»4. Вторым приемом автор называет эвгемеристический подход к трактовке мифов, согласно которому многие герои мифов действительно когда-то жили на земле и со временем превратились в богов5. Таким образом, с момента своего научного зарождения мифология была неразрывно связана с историей, что неоднократно подчеркивалось ведущими учеными всего мира6. Кроме так называемой эвгемеристической точки зрения, которой придерживаются приверженцы эволюционистской школы, вопрос о сущности и происхождении мифологии в настоящее время рассматривается еще с трех сторон: 1. натуристическая (натур-мифологическая, астрально-мифологическая) теория видит в мифах олицетворенное описание и объяснение явлений природы, преимущественно небесных (мифологическая школа); 2. биологическая точка зрения на мифологию ак на фантастическое порождение подавленных подсознательных сексуальных влечений человека (3. Фрейд и его школа); 3. социологическая теория, понимающая мифы как непосредственное1 Тайлор, Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э. Б. Тайлор. - Смоленск.: Русич, 2000. - С. 452 Там же. С. 51.3 Там же.4 Там же. С. 47.3 Там же. С. 48-49. Также возможно, что древние изменяли биографию исторических личностей, приукрашивая ее всевозможными мифическими рассказами.6 Исследуя само понятие «миф», М. Элиаде акцентировал внимание на том, что миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена. См.: Элиаде, М. Аспекты мифа/ М. Элиаде. -М.: Академический проект, 2000.-СП. выражение связи первобытного общества с окружающим миром (Леви-Брюль), или как «переживаемую реальность» и обоснование социальной практики (Б. Малиновский)1. Недостатком всех выше приведенных теорий является полное отрицании друг друга, что значительно затрудняет разработку и изучение вопросов связанных с мифологией. Огромный интерес для исследователя мифов заключается в сравнении мифологических систем разных народов. Как отмечает К. Королев: «Чем дальше на север от колыбели цивилизации — Средиземноморья, - тем суровее становится дух мифологии, тем жесточе делаются боги, кровопролитнее битвы, трагичнее конфликты и безнадежнее судьбы. И своего апогея это «нарастание драматизма» достигает в мифологии крайнего европейского Севера - в мифологии скандинавов» . При изучении скандинавской мифологии одним из первостепенных вопросов, с которым сталкивается исследователь, становится вопрос, связанный со временем возникновения северных мифов. Если время записи исландских песен «Старшей» и «Младшей» Эдды датируемы (классическое средневековье)3, то сами истоки германских представлений о богах и героях восстановить достаточно сложно. А. Я. Гуревич отмечает: «Уже Тацит, который одним из первых оставил описание германских племен, упоминает древние песни их о мифических предках и вождях: эти по его утверждению, заменяли варварам историю»4. Не вызывает сомнений, что в основе «скандинавской книжной традиции» лежит устное творчество, вероятно возникшее еще в первобытную эпоху. В пользу подобного предположения говорит сама структура скандинавских мифов, во многом идентичная структуре верований архаических обществ, где миф:1 Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. — М.: Издательство политической литературы, 1990. -С. 508-509.2 Королев, К. Скандинавская мифология / К. Королев. - М.: ЭКСМО, 2004. - С. 7.3 Датировка «Старшей» Эдды варьируется от V до XII в-в. Подробнее об этом см. Топорова, Т. В. Древнегерманские представления об ином мире / Т. В. Топорова // Представления о смерти и локализации иного мира у древних кельтов и германцев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. -С. 380.4 Гуревич, А. Я. Средневековый героический эпос германских народов / А. Я. Гуревич // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Издательство художественная литература, 1975. - С. 5. 1. составляет историю подвигов сверхъестественных существ; 2. это сказание представляется как абсолютно истинное (так как оно относится к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ); 3. миф всегда имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения; 4. познавая миф, человек познает «происхождение» вещей, что позволяет овладеть и манипулировать ими по своей воле; 5. так или иначе, миф «проживается» аудиторией1. Архаическую природу северных мифов подтверждает и их анонимность. «Мифы о богах, рассказы о Хельги, Сигурде, Брюнхильд ... были общенародным достоянием, и человек, пересказывающий или записывающий песнь, даже пересоздавая ее, не считал себя ее автором» . Несмотря на столь древнее происхождение большинства мифологических памятников севера, многие из них все же несут указания на королей, героев древности, даже намеки на отдельные события. По мнению исследователей, северные «тулы» (перечень имен), в изобилии встречающиеся в древних текстах, не только мифологичны, но и историчны3. Кроме группы мифов, относящихся к древнейшему «первобытному пласту», ученые выделяют еще ряд песен, возникших, вероятно, в период Великого переселения народов (IV-VII в.в.), а также относящихся к эпохе викингов (VIII-XI в.в.). К тому же мифология скандинавов испытала на себе влияние набирающего силу христианства. Боги стали приобретать человеческие пороки, составители песен нередко насмехаются над высшими силами, надеются на себя, а не на помощь некогда великого Одина. «Вера во всемогущество асов разрушалась, их место постепенно начали занимать Христос и дева' Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Академический проект, 2000. - С. 23-24.2 Гуревич, А. Я. Средневековый героический эпос ... С. 15.3 Там же. С. 16. Мария, наделяемые при этом некоторыми качествами старых богов»1. Изучение содержания скандинавских мифов, различия песен по датировке, изложению событий - все это говорит об отсутствии общего «прочного» мифологического сюжета. Попытки ученых датировать мифы при помощи упоминаемых в них вещей (оружия, украшений) оказались неубедительными2. Так совершенно невозможно по мифам определить погребальный обряд северян в тот или иной период3. «Анализ процесса формирования скандинавской мифологии, базирующейся на принципе разновременности генезиса сюжетов, отслеживаемого по дифференциации реалий в мифологической традиции. Главным динамическим импульсом представляется постепенное замещение (шедшее с рубежа эр до вендельского времени) в германской мифологии общеиндоевропейской версии, связанной с верховенством громовника Тора, на собственно германо-скандинавскую, «одиническую», придавшую неповторимый колорит скандинавскому мировосприятию и симметричную возрастанию роли военных вождей и дружин»4. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день единой для всех мифологов, скандинавистов-историков шкалы датировки северных мифов, наиболее приемлемой, к тому же объединяющей многие точки зрения, на наш взгляд, является гипотеза А. А. Хлевова согласно которой: «Ядро северной мифологии складывалось не позднее V в. н.э. в континентальной Европе, а затем подвергалось окончательной шлифовке в период вендельского времени в Скандинавии и Ютландии, окончательно сформировавшись к началу эпохи викингов»5. Помимо наличия в скандинавской мифологии различных исторических, культурных слоев, северные мифы уникальны своей разнообразностью. Практически все известные группы мифов, так или иначе, представлены1 Гуревич, А. Я. Избранные труды: Древние германцы. Викинги / А. Я. Гуревич. - М.: Университетская книга, 1999. - Т.1. - С. 177.2 Там же. С. 173.3 Джонс, Г. Викинги. Потомки Одина и Тора / Г. Джонс. - М.: Центрполиграф, 2003. - С. 343.4 Хлевов, А. А. Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII веках / А. А. Хлевов. - СПб.: Евразия, 2002.-С. 11. в мифологии северян. Перечислим лишь некоторые из них: мифы о животных, астральные мифы (лунарные, солярные), космогонии (мифы о происхождении космоса), теогонии (о происхождении богов), антропогонии (о происхождении человека); эсхатологические мифы (рассказы о конце света), мифы о происхождении культурных благ, календарные мифы и т.д. Еще одной особенностью северной мифологии, сыгравшей решающую роль в истории Скандинавии раннего и классического средневековья, следует признать ее консервативный характер. Во многом благодаря сохранению, «замораживанию» своих мифов, верований скандинавский менталитет в корне отличался от менталитета жителей континентальной Европы, подчинившихся «детям» асов и великанов на целых четыре столетия.Источниковая база диссертации. Использованные в настоящей работе источники можно разделить на две основные группы.К первой группе относятся непосредственно песни о богах и героях условно объединяемые названиями «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», а также предания народов европейского севера: финских и славянских.Эддическая поэзия сохранилась в нескольких рукописях, но основное, наиболее полное ее собрание — это так называемый Codex Regius (середина XIII века). Эту рукопись нашел в 1643 году знаменитый собиратель древностей епископ Бриньольв Свейнссон. Что значит слово «Эдда» остается неизвестным, несмотря на множество попыток его истолкования (чаще всего предполагали, что оно означает «поэтика», производили это название также от Одди — названия хутора, где воспитывался Снорри Стурлусон, отождествляли название «Эдда» -со словом «Эдда» - «прабабушка»)1. Авторство этого свода приписывалось исландскому ученому Сэмунду Мудрому (1056-1133 г. г.), отсюда другое название - «Сэмундова Эдда», или, поскольку весь свод состоит из песней, - «Песенная Эдда» (в противоположность1 Стеблин-Каменский, М. И. Младшая Эдда: Снорри Стурлусон и его «Эдда» / М. И. Стеблин-Каменский. - Ленинград: Наука, 1970. -СЛ02. «Младшей», или «Прозаической Эдде»), однако «непричастность» Сэмунда к «Эдде» была доказана в XIX столетии1. Полный перевод свода на русский язык впервые был осуществлен в 1963 году. Большинство произведений «Старшей Эдды» возникли в Исландии, хотя имеются песни восходящие к южногерманским прототипам. Так же в «Эдде» встречаются мотивы и персонажи, знакомые по англосаксонскому эпосу, эпосу других скандинавских стран. Типологическое сопоставление «Старшей Эдды» с другими памятниками эпоса заставляет отнести ее генезис к весьма отдаленным временам, во многих случаях к более ранним, чем начало заселения Исландии скандинавами в конце IX - начале X века. В «Старшей Эдде» можно найти следы христианского влияния, но в целом ее дух и содержание очень от него далеки. Как отмечает А. Я. Гуревич: «Это скорее дух воинственных викингов, и вероятно, к эпохе викингов, периоду широкой военной и переселенческой экспансии скандинавов (IX-XI века), восходит немалая часть эддического поэтического наследия» . Песни не составляют связного единства, обращает на себя внимание и разностильность произведений «Эдды» - все это свидетельствует о том, что до нас дошла лишь часть их. В целом все эддические песни подразделяются на песни о богах (занимающие центральное место в предлагаемом исследовании) и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это важнейший источник для познания скандинавского язычества. Рисующиеся в песнях о богах драматические ситуации обычно возникают как результат столкновений или соприкосновений, в которые вступают разные миры, противопоставленные один другому то по вертикали, то по горизонтали. Основная тема «Эдды» - тема борьбы жителей Асгарда (богов-асов) и Мидгарда (людей) против носителей мирового зла - великанов и чудовищ. Как Асгард представляет собой1 Королев, К. Скандинавская мифология / К. Королев. - СПб.: Мидгард, 2004. - С. 560.2 Гуревич, А. Я. Старшая Эдда: Средневековый героический эпос германских народов / А. Я. Гуревич. - М.: Художественная литература, 1975.-С. 17. идеализированное жилище людей, так и боги скандинавов во многом подобны людям, обладают их качествами, включая и пороки. Боги отличаются от людей ловкостью, знаниями, в особенности - владением магией, но они - не всеведущи по своей природе и добывают знания у более древних родов великанов и карлов. Антропоморфность асов сближает их с богами античности, однако, в отличие от последних, асы не бессмертны. В грядущей космической катастрофе они вместе со всем миром погибнут в борьбе с силами зла. Художественное и культурно-историческое значение «Старшей Эдды» огромно. Она по праву занимает одно из почетных мест в мировой литературе.Памятник, обычно называемый «Младшая Эдда», написан исландским ученым, поэтом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном в 1222 -1225 годах в Исландии. «Младшая Эдда» сохранилась только в списках более поздней эпохи (не древнее начала XIV века) и явно не в первоначальном виде. Основные рукописи это, во-первых, пергамент из Королевской библиотеки в Копенгагене (codex regius 2367), его датируют около 1325 г.; во-вторых, пергамент Оле Ворма из Арнамагнеанского собрания в Копенгагене (Wormianus, AM 242), его датируют около 1350 г.; в-третьих, пергамент из Упсальской библиотеки (codex Uppsaliensis 11), его датируют около 1300-1325 г.г.; в — четвертых, бумажный список из Утрехтской библиотеки (codex Trajectinus 1374), сделанный около 1600 г. с древней рукописи; в-пятых, три фрагмента на пергаментах XIV из Арнамагнеанского собрания в Копенгагене (AM 748 I, AM 748 II, AM 757). Впервые «Младшая Эдда» была опубликована на русском языке в 1970 году. В произведении Снорри Стурлусона четыре части, сильно отличающиеся друг от друга и по форме, и по содержанию: «Пролог», «Видение Гюльви», «Язык поэзии», и «Перечень размеров». Обычно считается, что «Младшая Эдда» - это руководство для скальдов (поэтов), то есть учебник поэзии. Однако, две части книги Снорри — «Пролог» и «Видение Гюльви» даже по своей форме резко отличаются от обычного учебника. В «Прологе» рассказывается о появлении первых людей, содержится описание мира. Но самое главное, дается эвгемеристическая концепция происхождения Одина и остальных асов.«Видение Гюльви» - несомненно, наиболее цельная часть «Младшей Эдды». Содержание этой части — языческие мифы и всевозможные сведения о языческих богах. Здесь рассказывается о возникновении мира, его устройстве, об отдельных богах и богинях, их именах, их жилищах, их подвигах, и, наконец, о грядущей гибели мира и богов и его втором рождении. Многие мифы представленные в произведении исландца, известны также из «Старшей Эдды» (миф о гибели мира), но многие известны только из данного источника (рассказ о путешествии Тора к Утгарда-Локи, о строительстве стены вокруг Мидгарда и т.д.). Как отмечал М. И. Стеблин-Каменский: « по-видимому, очень многое в исландских мифах было в свое время общим для всех скандинавских народов. По всей вероятности, немало в них восходит и к германской общности и даже к индоевропейской»1. Обрамление «Видения Гюльви», то — есть рассказ о самом Гюльви и его собеседниках асах, ставит перед исследователями «Младшей Эдды» самый трудный из вопросов, связанных с этим памятником, а именно вопрос о том, что думал сам Снорри о языческих богах. Исследователи отмечают, что в трактовке скандинавских богов у автора «Младшей Эдды» просвечивается вера в них в средневековом смысле этого слова — вера, которая сочеталась у него и с эвгемеризмом ученых трактатов, и с исландским христианством, довольно терпимо относившимся к пережиткам северного язычества.Помимо «Эдд», огромную роль в деле изучения скандинавского язычества сыграл труд Бенджамина Торпа, английского философа и фольклориста «Северная мифология» (Northern Mythology. 1851 г.)2. Едва ли не первым среди европейских ученых Торп объединил в одной1 Стеблин-Каменский, М. И.Указ. соч. С. 109.2 Торп, Б. Северная мифология / Б. Торп // Скандинавская мифология - СПб.: Мидгард, 2004. -С. 181-452.17книге «мифологическое» и собственно фольклорное исследование, опираясь в известной мере на опыт Я. Гримма, который в своей «Германской мифологии» неоднократно использовал народные предания в качестве «иллюстраций» к мифологическим текстам. Кроме того, Торп ввел скандинавскую традицию в общеевропейский фольклорный контекст: его работы изобилуют сопоставлениями скандинавских мифов и преданий с мифами германских племен, с героическими и волшебными преданиями англосаксов, французов, континентальных германцев и даже славян.Великий эпос существовал и у ближайших соседей скандинавов -финнов. В 1820 году профессор Рейнгольд фон Беккер издал несколько рун о Вяйнямейнене (финский герой), объеденив их в единый цикл. В 1821-1830 годах выходят пятью выпусками «Древние руны и новые песни финского народа», которые Захария Топелиус записывал с 1803 года1. Настоящий прорыв в области изучения, сборки финских песен связан с именем врача их северной Карелии Э. Леннрота. На основе подготовленных ранее циклов и записей в 1835 году ученый выпускаетсборник песен под названием «Старая Калевала». В этом сборнике пока всего лтшь 32 руны2. «Новая Калевала» выходит только в 1849 году (в ней 50 рун). Важно отметить, что по сравнению с первоначальным текстом, «Новая Калевала» «обогатилась» заговорами, изучая которые можно составить более полное представление о магических верованиях древних финнов. Даже после смерти Э. Леннрота работа по восстановлению финского эпоса не прекратилась. Новые руны постоянно обнаруживались и в Финляндии, и особенно в Карелии. С 1909 года по 1948 год финские филологи опубликовали многотомное собрание «Старые и новые руны Карелии», где собраны и записи современников Леннрота, и более поздние3. В России интерес к карельским рунам проявился в 1828 году, когда Ф. Глинка, опубликовал