Реферат по предмету "Разное"


Cols=2 gutter=93> Бондаренко Е. А

Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры учащихся // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2010. С.29-34.ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯЕ. А. Бондаренко УРАО «Институт содержания и методов обучения»Ключевые слова: медиакультура, информационное общество, медиатекст, культурное пространство.Аннотация. Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры. Современные процессы информатизации общества приводят не только к видимому изменению личностной коммуникации, но и к структурным изменениям во всей культуре. Это заставляет ряд исследователей говорить о кризисе культуры или даже ее гибели. Однако отметим, что это кризис классической культуры, стержнем которой была позитивная оценка научно-технического прогресса. В центре этой культуры стоял Разум, и классической ее формулой являлась триада «Разум — Логика — Просвещение». Основную роль в преемственности такой культуры и фал о образование, где главное место занимало изучение наук, что и определяло малую роль других способов познания в учебном процессе. Картина мира меняется стремительно. В современную школу не входят -вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы получения знаний, электронные искусства. Даже преподавание основ религиозной культуры, вызывающее столько дискуссий и29 споров, можно рассмотреть с другой стороны: это попытка ввести в школьное образование третий вид познания, ранее представленный в совершенно иных организационных и методических формах. Познание через логику (путь науки), через художественный образ и интуитивное знание (путь искусства), и через веру (путь религии)... сочетание всех трех элементов в учебном процессе пока выглядит утопией. Тем не менее, все эти виды познания сочетаются в человеческой культуре, и анализ каждого из них равноправно представлен в антропологической педагогике. Только в пространстве культуры путь познания, на наш взгляд, непротиворечив, так как все три вида познания дополняют друг друга, но не входят в неразрешимое противоречие. Современный мир - мир массовой коммуникации. Знания о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто происходит не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ. Современный ученик колеблется в выборе основного источника информации между телевидением и Интернетом; учитель же, по мнению многих ученых, должен был бы перейти на позицию консультанта. Однако не стоит забывать о том, что немалую часть представлений о мире (в том числе миросозерцание и мировоззрение) ребенок и подросток формирует на основе неявной информации, которую можно передать только при личном общении. Учитель должен остаться учителем - изменив личностную позицию, поскольку он теперь не единственный и главный источник информации, но человек, благодаря опыту которого ребенок адаптируется к ситуации информационного стресса и учится гармонизировать свое внутреннее бытие, получает основы социального бытия в современном социокультурном пространстве. Именно поэтому одним из вариантов разрешения проблемы представляется целенаправленное формирование медиакультуры учащихся. Область медиакультуры вызывает большой интерес у всех, кто занимается проблемами новых технологий, информационного пространства, преобразования современной культуры. К настоящему времени существует множество определений медиакультуры Так, по мнению Н.Б.Кирилловой, «медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств.материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» (4, с.92). Область данного определения традиционна для культуры вообще - однако не вполне конкретна именно для области массовой коммуникации. Еще в 1995 г. автором этих строк было предложено определение медиакультуры как «культуры диалога в медиапространстве» (1, с. 14). В настоящее время можно уточнить: это культура полилога (многостороннего диалога) в информационном пространстве массовых коммуникаций. Понятие культуры включает и материальную сторону (получение знаний), и духовную (воспитание), и операциональную - освоение процесса (методик, технологий), итогом которого будет саморазвитие и самовоспитание, самореализация через творчество и рефлексия, на основе которой должно происходить постоянное самоообновление, развитие личности. С этих позиций и следует рассматривать процесс формирования медиакультуры. Невзирая на сложность формулировок, сам процесс прост. Ребенок с той минуты, как он научился включать телевизор или компьютер (что теперь происходит раньше, чем он научился читать), попадает под влияние массовых коммуникаций, выходит в медиапространство. И научиться «жить в виртуальных мирах», не теряя связи с реальностью, - вот одна из задач, которую и ставит жизнь перед современной школой. Новый этап развития информационного общества, в котором открывается много неожиданного, будет вносить свои коррективы в школьное образование. Однако в настоящее время многие попытки анализировать ситуацию и выстраивать стратегии современного образования приводят к выстраиванию моделей того, что уже было - но не того, что должно быть. Вспомним о том, что наши дети — завтрашние взрослые, которые будут жить уже в совершенно ином мире. Тем не менее теоретические обоснования новой школы должны учитывать необходимость сочетать элементы консерватизма, основанные на традициях нашего образования и менталитета, с теми изменениями, которые продиктованы развитием сегодняшней культуры. Одна из основных проблем современной школы - «слепое» копирование элементов высшего образования. Это обусловлено и тем, что главной целью школы считается подготовка ученика в вуз, а подготовка учебных пособий и учебников стаза прерогативой авторов и методистов из высшей школы. Не учитывая того, что школьный возраст имеет свою специфику восприятия, понимания, необходимости методической адаптации предметного материала, мы получаем и психологическую, и физиологическую перегрузку. Ситуация усложняется с каждым годом и требует принятия целого комплекса мер. Все же есть тенденции, которые позволяют предположить, по каким направлениям будет далее развиваться школьное образование. Необходимость разработку новых учебных технологий в настоящее время является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. На наш взгляд, учебные технологии, применяемые в сфере формирования медиакультуры учащихся, должны внести свой вклад в развитие и формирование таких социальных и мировоззренческих качеств, которые необходимы на данном этапе развития общества. Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры. По мнению А.А Калмыкова (3), сегодня появляется необходимость и возможность говорить о медиавсеобуче, то есть о массовом медиаобразовании. Его предпосылкой является развитие новых технологий, прежде всего -компьютерных. Отметим, что применение новых технологий в учебном процессе оказывает влияние на образовательную среду. Расширяются возможности 30 31 приобщения к новым знаниям - но одновременно растут требования к восприятию, способности критически анализировать полученную информацию, обрабатывать и преобразовывать ее. А обращение к искусству через электронные технологии грозит утерей эстетического художественного восприятия и подменой его на опосредованное восприятие «медиарепродукций», которые лишены эмоционального воздействия и настраивают восприятие учащихся на логический лад. Задайте в классе вопрос - кто видел картины Леонардо да Винчи? Вам придется долго «подводить» детей к мысли о том, что существует разница между картиной - и картинкой в Интернете (или иллюстрацией в журнале). Произведение искусства стало более доступным - но при этом утратило свою уникальность и часто становится поводом для внехудожественной деятельности (изображение упомянутой выше картины в разнос время использовали для рекламы вентиляторов и шоколада). Вне процесса образования, вне целенаправленной педагогической работы процесс эстетического восприятия учащихся так и останется неполноценным, с годами рискуя превратиться в потребление медийных стереотипов. Выполняя творческие задания (работая над мультимедийными проектами и т.п.), аудитория осваивает важнейшие понятия медиаязыка, комплексно, неразрывно объединяя теорию и практику. На базе практической деятельности постигаются азы построения медиатекстов, развиваются творческие способности, фантазия, воображение. Важная сторона медиакультуры - взаимодействие разных культур, диалог между народами и странами. Это определяет особую роль искусства в современной школе. Только искусство дает возможность освоения восприятия информации как многостороннего диалога, поиска «несхожести», индивидуальности людей, наций, культур, освоения этнокультурной специфики и этики межэтнических взаимоотношений. Большие возможности дает формирование медиакультуры и для учащихся с ограниченными возможностями. Немалая часть таких детей, обучаясь в массовой школе, постоянно испытывают чрезмерные для них стрессы: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, "нездоровое" соперничество при сравнении себя с другими. Возникающие в процессе традиционной педагогической коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо их значимость уменьшается. Для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями в рамках общего образования. Это и возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, и замена личностного, непосредственного диалога с педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активную работу ребенка, и расширение возможностей доступа к информации - использование электронных библиотек, специальных сайтов и т.д. Процесс целенаправленного поиска информации создает также предпосылки для формирования психологических механизмов, обеспечивающих информационную безопасность личности, формирует познавательную активность, стимулирует рефлексию. Применение адаптированных для людей с ограничениями в жизнедеятельности компьютерных технологий и программ облегчает доступ к информации и ее' использование, способствует органичному вхождению в информационное общество. Заложенные на уроках искусства основы должны быть развиты в самостоятельной деятельности школьников во второй половине дня. Важным вкладом в формирование медиакультуры становится работа над мультимедийными проектами, которая органично включает в себя и освоение информации из различных источников, и ее преобразование. Получение знаний, освоение новых для себя информационных технологий, творческое самовыражение, рефлексия, выход на молодежное медиапространство образовательного учреждения/округа/города/ федерации - все это определяет важность реализации таких проектов в структуре новой школы. Сам термин "медиакультура" отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналы массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента "присвоения культуры" (термин B.C. Библера), что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в процессе образования. Для старшего школьного возраста предложен вариант профессиональной специализации - наряду с уроками МХК в образовательных учреждениях идут профильные курсы журналистики, дизайна и рекламы, режиссуры мультимедиа, компьютерной анимации. В целом варианты освоения медиакультуры в современной школе должны способствовать: реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию; формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира; формированию личной и активизации общественной позиции школьника; освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных медиатекстов; возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над творческими проектами; интенсификации освоения знаний и умений, формированию целостной, единой картины мира. 32 33 Литература Бондаренко Е.А. Медиакультура (учебная программа) // Экранная культура. Медиакультура. М., МИОО, 1995 Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков // ВИО / http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/indcx/slr/clckron_bibliot.files/Jomal/Vio 130/cd site /Articles/art_ l_5.htm Калмыков А.А. Е-learning как инструмент медиаобразования // Высшее образование в России. 2009. № 10. С.29 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешнее расширение человека. М.. 2003. Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. 34 35


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 16
Реферат Особенности учета затрат на производство в строительстве
Реферат Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов животного и растительного происхождения на продовольственных рынках
Реферат Эпоха великих изобретений
Реферат ПЭВМ
Реферат The Life Of Antigone Essay Research Paper
Реферат «Разумные эгоисты» Н. Г. Чернышевского
Реферат Скульптура Ульяновской области
Реферат Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений
Реферат Мотивация в современных условиях
Реферат Гриневицкий, Игнатий Иоахимович
Реферат Сущность государственного бюджета
Реферат Направление реформирования образования в России
Реферат Транспортирование сырца в сушильные агрегаты. Основные сведения о процессе сушки. Естественная сушка в сушильных сараях
Реферат Особенности речевого развития старших дошкольников