CEDAW/PSWG/2005/I/CRP.2/Add.5 27 September 2004RussianOriginal: Spanish Комитет по ликвидации дискриминациив отношении женщинПредсессионная рабочая группаТридцать вторая сессия 10–28 января 2005 года^ Ответы на перечень проблем и вопросов в связи с рассмотрением объединенных третьего и четвертого периодических докладов и пятого периодического доклад ^ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: 1-Я И 2-Я СТУПЕНИ МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ^ В ПРОЦЕНТАХ 51,6 48,4 ИТОГО ПО СТРАНЕ 489 510 459 173 ^ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: 3-Я СТУПЕНЬ МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ^ В ПРОЦЕНТАХ 50,6 49,4 ИТОГО ПО СТРАНЕ 148 230 144 478 ^ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БАКАЛАВРИАТ МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ^ В ПРОЦЕНТАХ 49,6 50,4 ИТОГО ПО СТРАНЕ 81 830 83 054 ^ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ^ В ПРОЦЕНТАХ 30,6 69,4 ИТОГО ПО СТРАНЕ 7710 17 459 общий охват школьным обРАЗОВАНИЕМ ^ Итого по стране Дошкольные учреждения (5 лет) 1-я и 2-я ступени (6-11 лет) 3-я ступень (12-14 лет) 3-я ступень (13-15 лет) Среднее образование (16-18 лет) ^ В процентах 81 108 76 79 44 ^ ДОЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСТАЮЩИХСЯ НА ВТОРОЙ ГОД ^ ИТОГО ПО СТРАНЕ Дошкольные учреждения (5 лет) 1-я и 2-я ступени (6-11 лет) 3-я ступень (12-14 лет) 3-я ступень (13-15 лет) Среднее образование (16-18 лет) ^ В процентах 19 17 38 32 26 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ^ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИТОГО ПО СТРАНЕ: 31 565 ^ ИТОГО ПО СТРАНЕ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ обучение ГРАМОТЕ ВСЕГО 25 351 18 905 23 656 1778 69 690 ^ уровень отсева начальная школа: 1-я и 2-я ступени итого по стране мужчины женщины город деревня 28 480 25 584 19 537 34 527 ^ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: 3-Я СТУПЕНЬ итого по стране мужчины женщины город деревня 11 093 8966 11 652 8407 ^ СРЕДНЯЯ ШКОЛА: БАКАЛАВРИАТ ИТОГО ПО СТРАНЕ МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ГОРОД ДЕРЕВНЯ 4993 4058 6720 2339 ^ коренное население парагвая УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ С РАЗБИВКОЙ ПО ЯЗЫКОВЫМ И ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ ^ Языковая группа Народность Грамотные Неграмотные паи-тавитера 94,11 5,79 мбья 83,47 15,39 ава-гуарани 63,56 34,86 тупи-гуарани гуарайо 18,65 81,35 ньяндева 49,6 50,35 аче-гуаяки 47,34 52,04 самуко айорео 61,09 38,91 чамакоко 46,75 53,06 нивакле 42,24 56,92 матако-матагуайо мака 49,98 50,95 манхуи 77,95 22,05 ленгуа 59,26 39,08 санапана 71,95 27,45 маскои гуана 81,48 18,52 ангаите 78,13 21,76 тоба-маскои 61,90 35,83 гуайкуру тоба-ком .. .. ВСЕГО 35,9 63,0 ^ ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ОХВАТА С РАЗБИВКОЙ ПО УРОВНЯМ И ПОЛУ УЧАЩИХСЯ ^ Уровень и пол учащихся Всего 1997 годОфициальные учебные заведения Частные учебные заведения Всего 2001 годОфициальные учебные заведения Частные учебные заведения на гос. дотации ^ Дошкольное образование 532 338 194 1036 457 579 Мужчины 271 176 95 544 233 311 Женщины 261 162 99 492 224 268 ^ Начальная школа 9917 6074 3843 10059 6026 4033 Мужчины 5351 3264 2087 5440 3267 2173 Женщины 4566 2810 1756 4619 2759 1860 ^ ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕЖЕГОДНИК ЗА 2001 ГОД.Межкультурное двуязычное образованиеОдним из важнейших достижений реформы образовательной системы была разработка и осуществление в рамках этой системы двуязычной программы образования (испанский язык – гуарани). На уровне начальной школы она представляет собой планомерный процесс обучения детей на двух языках; это означает, что двуязычное образование предполагает не только изучение двух официальных языков (изучаемые языки), но и использование обоих языков как средства преподавания в других областях знаний (языки обучения).На уровне средней школы коммуникативная функция обоих официальных языков закрепляется и расширяется. Для этого используется общий методический подход, реализуемый в рамках функциональной программы изучения языка и литературы. На этом уровне ставится задача развития навыков анализа литературных и других текстов и составления текстов литературной и другой направленности. На этом уровне в официальную учебную программу включается третий язык. Учебные заведения, в зависимости от имеющихся средств, имеют возможность выбрать один или более иностранных языков: английский, португальский, итальянский, французский и немецкий.^ (БОЛЕЕ ПОДРОБНЫЕ ДАННЫЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ СОДЕРЖАТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ 1)9. Что планируется сделать для восполнения имеющихся пробелов в учебных программах и обеспечения того, чтобы гендерная проблематика находила отражение как в школьной программе, так и при подготовке преподавательского состава? Существуют ли планы включения в учебную программу учебно-просветительской работы по вопросам равенства полов и прав женщин?Второй Национальный план действий по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин (2003-2007 годы) был разработан Секретариатом по делам женщин при президенте Республики при участии организаций гражданского общества и утвержден указом президента. Одной из сфер деятельности в рамках Плана является образование. В этой сфере была введена в действие программа ПРИОМЕ, которую осуществляют министерство просвещения и культуры и Секретариат по делам женщин на основании межведомственного соглашения, ставя своей главной целью включение гендерного компонента в образовательную политику. Осуществление этой программы стало возможным благодаря созданию оперативно-технической группы по координации действий при главном управлении развития образования, подведомственном заместителю министра образования.^ Основные мероприятия Программы обеспечения женщинам равных возможностей и результатов в области образования (ПРИОМЕ)В рамках сотрудничества ЮНИСЕФ/министерства просвещения и культуры/Секретариата по делам женщин при президенте Республики – ПРИОМЕ, имеющего целью лучше поставить дело образования девушек в Парагвае, было проведено оценочное исследование программы ПРИОМЕ, для того чтобы выйти на новый стратегический этап и выявить сильные и слабые стороны этой программы, опираясь на восьмилетний опыт ее осуществления. Кроме того, был проведен однодневный семинар по вопросам стратегического планирования на 2003-2007 годы на основе систематизированной оценки программы ПРИОМЕ. На семинаре обсуждались следующие вопросы: отведение программе более важного места в юридической и технической деятельности министерства и его бюджете; более тесная увязка программы с процессом планирования с учетом того, что она имеет отношение ко всем сферам работы системы; периодический контроль и систематизация; уделение особого внимания разработке концепции, методологии и методов включения гендерной проблематики в учебно-педагогическую работу; совершенствование учебных планов, текстов и материалов, а также подготовка преподавательского состава с учетом гендерных аспектов.В настоящее время осуществляется межведомственное соглашение между Секретариатом по делам женщин при президенте Республики и фондом «Эн Альянса» института «В поисках жизни» в целях разработки учебного курса по развитию личности в рамках комплексного корпоративного обучения на основе гендерного подхода, ориентированного на группу руководителей министерства просвещения и культуры и Секретариата по делам женщин. При этом ставится цель способствовать, на основе практического обучения, разработке и освоению инструментов, которые стимулировали бы включение гендерной проблематики в образовательную систему. Была создана межведомственная сеть по гендерным вопросам в сфере образования в составе технических специалистов из различных подразделений министерства, с тем чтобы продолжить совершенствование теоретической, научной и учебной работы по гендерным вопросам в конкретных областях деятельности их подразделений и образовать тем самым динамично работающую сеть. Эта сеть открыта для участия других технических специалистов министерства, которые выразят такое желание. Другие цели и задачи сети, помимо более активного учета гендерной проблематики, состоят в создании форума для обучения и приобретения новых знаний, в первую очередь таким образом, чтобы не потерять из виду человеческий фактор, о котором говорилось в ходе учебного курса «Гендерная проблематика в образовании»; реализации и содействии осуществлению проектов, разработанных самими участниками; создании возможностей для того, чтобы ПРИОМЕ продолжила работу по институционализации сети благодаря принятию министерской резолюции, которую поддержал бы и одобрил Национальный совет по гендерным вопросам в образовании. ПРИОМЕ и министерство образовали техническую группу, призванную служить форумом для размышлений и анализа, связанных с изменением ученых званий таким образом, чтобы в них не было указаний на мужской или женский род. Как координаторы программы мы считаем, что употребление нейтральных формулировок должно сопровождаться изменением психологии и привычек, что также имеет важное значение для того, чтобы гендерный подход применялся во всех ситуациях, могущих повлечь за собой дискриминацию, в частности при выдаче свидетельств и присуждении ученых званий.В стране проводится учебно-просветительский семинар по анализу Национального плана гражданского воспитания с гендерной точки зрения, координатором которого выступает министерство просвещения и культуры, а в организационную группу которого входит ПРИОМЕ. Эта инициатива осуществляется Секретариатом по делам женщин через ПРИОМЕ при участии гражданского общества, и ее цель состоит в анализе следующих вопросов: каким образом гендерные аспекты влияют на утверждение в обществе тех или иных ценностей, каким образом существующие ценности влияют на самосознание людей и их отношение к гендерным вопросам, что представляет собой гендерный анализ, какие ценности лежат в основе этого анализа и т.д. Другая цель семинара – четко сформулировать поступившие от гражданского общества предложения по поводу разработки такого документа, как план гражданского воспитания.Организационная группа, занимающаяся консультированием по гендерным вопросам, совместно с группой министерства участвует в проекте двуязычного обучения на гуарани-испанском языке, по таким темам, как гендерные аспекты и роль общин в производственной сфере, здравоохранении и образовании. К настоящему времени завершился второй этап этого проекта после двух лет его осуществления в департаментах Итапуа, Каагуасу и Сан-Педро. Он был ориентирован на уязвимые группы женщин и мужчин, которые неизменно оказываются вне рамок образовательной системы. В проекте приняло участие свыше 3200 человек, в том числе 75 процентов женщин и 25 процентов мужчин. Постепенно к использованию, сохранению и регулированию той модели, которая была введена в практику, приобщаются местные общины, правительственные и неправительственные учреждения. В настоящее время министерство обращается за помощью к международным кругам, с тем чтобы внедрить эту модель в других департаментах страны.10. В пятом докладе указывается, что имели место определенные сдвиги к лучшему в отношении к забеременевшим ученицам и/или незамужним учительницам, которых пять лет назад с позором отстраняли от должности (стр. 21). Просьба сообщить, благодаря чему были достигнуты эти успехи и уважается ли право забеременевших учениц оставаться в учебном заведении – государственном или частном – в общенациональном масштабе.Беременные ученицы и преподавательницы пользуются правом, предоставленным им в национальном трудовом кодексе, который не предполагает принятия каких-либо дисциплинарных мер по причине беременности. Кроме того, они находятся под защитой статей 46 и 73 Национальной конституции 1992 года и Всеобщего закона об образовании. Другим управленческим инструментом министерства является стратегический план «Парагвай 2020», который задумывался как основа для работы в сфере двуязычного образования и изучения гендерной проблематики. В трудовом кодексе предусмотрены 84 дня отпуска по беременности и родам и один час свободного времени в день для работниц, кормящих ребенка грудью. В случае с преподавательницами на период отпуска им подбирается замена, а сам отпуск регулируется соответствующими надзорными органами системы образования.Что касается сексуальных домогательств и грубого обращения с несовершеннолетними в образовательных учреждениях, то уже поступили сотни заявлений о подобных случаях. Министерство просвещения и культуры предоставляет юридические консультации, а при подтверждении изложенных фактов начинает соответствующее расследование; одновременно с этим дело передается в прокуратуру для возбуждения дела в обычном порядке. С 2001 года ведется систематизация полученных сообщений, и были вынесены судебные решения примерно по 20 делам.^ Занятость и нищета11. На странице 21 указывается, что 40 процентов населения живет в условиях крайней бедности, а на странице 45 говорится, что в крайней нищете живет 15,5 процента населения. Просьба объяснить причину такого расхождения и указать, какие меры планируется принять для того, чтобы гендерная проблематика нашла отражение в стратегиях борьбы с нищетой, разрабатываемых Консультативной группой экспертов в области социальной политики.В период 1995-2000 годов примерно треть населения нашей страны жила в условиях нищеты, но к 2002 году этот показатель вырос примерно на 14,9 процента, в результате чего за чертой бедности оказалась почти половина населения. Как явствует из исследования «Учет гендерных аспектов в стратегии борьбы с нищетой и неравенством в Парагвае», проведенного Лине Барейро в рамках серии исследований Национальной трехсторонней комиссии по изучению и улучшению положения женщин на рынке труда под эгидой Международной организации труда (МОТ), существует разница в оценках масштабов нищеты, произведенных ЭКЛАК и Главным управлением статистики, обследований и переписей: по оценке ЭКЛАК, общий уровень нищеты в Парагвае в 1999 году составлял 60,6 процента, доля малообеспеченных – 33,9 процента, а по оценке Главного управления, общий уровень нищеты составлял 33,7 процента.Национальная трехсторонняя комиссия по изучению и улучшению положения женщин на рынке труда при технической и финансовой поддержке со стороны МОТ проводит комплекс исследований с целью дать населению в целом и организациям, занимающимся этой проблематикой, в частности базовые знания, которые позволили бы им лучше понять суть задач, связанных с ликвидацией нищеты, созданием возможностей для получения достойного заработка и поощрением равенства между мужчинами и женщинами.Памятуя об обязательстве, принятом нашей страной на Саммите тысячелетия в 2000 году, национальное правительство поручило группе учреждений разработать национальную стратегию борьбы с нищетой, неравенством и социальным отчуждением, которая представляет собой государственную политику, рассчитанную на долгосрочный период. С этой целью она разрабатывается на основе координации с различными учреждениями государственного сектора, в число которых входит техническая рабочая группа Секретариата по делам женщин при президенте Республики.В настоящее время в соответствии с Национальной стратегией создан «кризисный штаб» для разработки плана скоординированных, последовательных и согласованных действий различных звеньев правительства по решению проблем, стоящих перед крестьянскими хозяйствами, на основе комплексных мер, нацеленных на создание агропромышленной модели сельскохозяйственного производства, рассчитанной на средне- и долгосрочную перспективу. С другой стороны, планируется создание сети социальной защиты и улучшения социального положения для групп населения, живущих в крайней нищете. Эта сеть будет предполагать осуществление ряда программ, которые в своей совокупности будут охватывать всех членов семьи, живущих в крайней нищете, с учетом их специфических особенностей и нужд. Эти программы будут осуществляться последовательно и дополнять собой другие текущие программы, рассчитанные на лиц, живущих в крайней нищете.12. В пятом докладе указывается, что, несмотря на введение норм, гарантирующих равное вознаграждение (например, Конвенции № 100 МОТ о равном вознаграждении за труд равной ценности, 2000 год), различия в оплате труда сохраняются. Просьба сообщить, какие причины затрудняют эффективное осуществление этих норм и какие меры планируется принять в этой связи.К числу главных трудностей относятся: a) незнание норм; b) необходимость проведения структурных реформ, которые обеспечили бы равное вознаграждение, как в частном, так и в государственном секторе; c) экономический кризис, способствующий найму малоквалифицированной рабочей силы, в первую очередь женщин, и традиционно дискриминационное отношение к ним.При поддержке МОТ в рамках второго Национального плана действий по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин планируется разработать программу доступа к ресурсам, с тем чтобы ввести в действие политику трудоустройства в интересах женщин в министерстве юстиции и труда; обеспечить доступ к ресурсам (кредиты, техническая помощь, право собственности на землю), предоставляемым министерством земледелия и животноводства; придать импульс работе над проектом закона о равных возможностях на государственной службе и в сфере занятости.13. Какие успехи достигнуты в отмене дискриминационных положений трудового кодекса, таких, как непредоставление отпуска по беременности и родам женщинам, занимающим выборные должности, невыплата в полном объеме субсидий и пенсионных пособий женщинам, работающим преподавательницами в частном секторе, и самостоятельно занятым женщинам и отсутствие социальной защиты и пенсионных пособий у женщин-домохозяек? Просьба также сообщить о причинах, по которым частные предприятия при отборе работниц по-прежнему требуют прохождения теста на беременность.На основании прецедента, когда отпуск по беременности и родам, предусмотренный в трудовом кодексе, не был предоставлен женщине-члену муниципального совета Асунсьона, Национальному парламенту был представлен набросок документа, который изучается в настоящее время на предмет разработки законопроекта. Секретариат по делам женщин дополняет предложения о проведении законодательных реформ информационной деятельностью в форме пропагандистских кампаний, исследований и других мероприятий, которые приводят к изменению культуры в нашем обществе. Что касается социальной защиты, то Национальная трехсторонняя комиссия по изучению и улучшению положения женщин на рынке труда организует серию коллективных дискуссий и обсуждений для анализа нынешней ситуации в целях подготовки соответствующих предложений.Частные предприятия не требуют обязательного прохождения теста на беременность при приеме на работу, поскольку в конституционных и трудовых нормах и кодексе санитарных норм содержится явный запрет на увольнение женщин по причине беременности. Однако на практике женщины подвергаются дискриминации по причине беременности, а их права на отпуск по беременности и родам и предоставление времени на кормление грудью не соблюдаются, что служит препятствием для их дальнейшей работы.14. В докладе отсутствуют сравнительные данные о процентном соотношении мужчин и женщин в различных секторах, уровне их заработной платы и тенденциях на рынке труда, запрошенные после рассмотрения Комитетом предыдущего доклада Парагвая. Просьба предоставить такую информацию, если она имеется.По данным переписи населения 2002 года, экономически активное население насчитывает 1 964 160 человек, из которых 72,5 процента составляют мужчины и 34,7 процента – женщины. Из этого числа 26,6 процента заняты в добывающей промышленности, 17,8 процента – в обрабатывающей промышленности и 52,1 процента – в сфере услуг, причем доля женщин в соответствующих секторах составляет 36,5 процента, 21,1 процента и 39,7 процента.^ Распределение экономически активного населения по профессиональным категориям, в процентах ^ Профессиональная категория Женщины Мужчины Всего по стране Самостоятельно занятые 30,6 46,4 41,4 Члены семьи, занимающиеся неоплачиваемым трудом 2,7 6,6 5,4 Работодатели 2,3 3,7 3,2 Домашняя прислуга 25,4 0,6 8,5 Служащие и рабочие 35,3 40,8 39,0 Прочие 1,7 1,3 1,4 Источник: Перепись населения 2002 года. ^ Тип безработицы Женщины Мужчины Всего по стране Открытая безработица 10,1% 6,7% 8,1% Скрытая безработица 8,7% 3,1% 5,3% Всего безработных 17,9% 9,6% 13,0% ^ Категории занятых Женщины Мужчины Всего Общий показатель неполной занятости 28,3% 21,5% 24,1% Неполная занятость в открытой форме 11,6% 5,1% 7,6% Неполная занятость в скрытой форме 16,7% 16,4% 16,5% Источник: EPH 2003.Среднемесячный доход по основному месту работы, с разбивкой по районам и полу работников(в гуарани, по состоянию на март 2001 года) Район Женщины Мужчины Деревня 241 942 399 271 Город 536 770 733 682 Всего 709 030 1 081 292 Источник:^ DGEEC, EIH 2000/2001.15. В пятом докладе (стр. 34) указывается, что на рынке труда доля лиц в возрасте 12 лет и старше составляет около 51 процента. Просьба пояснить, означает ли это, что в стране разрешен детский труд, и если да, то какова доля мальчиков и девочек, занятых на рынке труда.Численность экономически активного населения рассчитывается именно с этого возраста по той причине, что в сельских районах уборкой урожая обычно занимается вся семья, в том числе сыновья и дочери, а в городах дети широко используются в качестве домашней прислуги. В Трудовом кодексе (Закон № 213/93, глава II «Договорная правоспособность», статья 36) указывается, что несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет имеют право заключать трудовые договора на основании разрешения, которое может быть обставлено определенными условиями, ограничено или аннулировано законным представителем интересов несовершеннолетнего. По данным исследования Лилиан Сото «Положение домашней прислуги в Парагвае и оплачиваемый труд детей в качестве домашней прислуги», для целей которого лицами, занимающимися детским трудом, считаются мальчики и девочки в возрасте 10-17 лет, положение с их занятостью выглядит следующим образом: ^ Профессиональная категория Доля в процентах Домашняя прислуга 11 Служащие на частных предприятиях 8 Рабочие на частных предприятиях 22 Самостоятельно занятые 13 Члены семьи, занимающиеся неоплачиваемым трудом 46 Согласно «Анализу показателей детского труда по данным обследования домохозяйств», проведенному Роберто Сеспедесом в 2001 году, численность работающих мальчиков и девочек составляла 241 954 человека, т.е. 4,2 процента всего населения в этом году. Доля работающих детей в 2001 году составила 21 процент от общей численности детей; доля мальчиков и девочек в возрасте 15-17 лет почти втрое превышает долю детей в возрасте 10-14 лет.На основании Указа № 2645 от 8 июня 2004 года был принят Национальный план действий по искоренению детского труда. Парагвай ратифицировал конвенции МОТ № 138 и 182, об установлении минимального возраста для приема на работу на уровне 14 лет и борьбе с наихудшими формами детского труда, соответственно. Образован Национальный координационный совет (КОНАЕТИ) в целях искоренения всех форм детского труда. В его состав входит Секретариат по делам женщин. Здравоохранение Национальное правительство во главе с д-ром Никанором Дуарте Фрутосом силами министерства здравоохранения и социального обеспечения разработало политику, направленную на усиление социальной защиты на основе равенства и внедрение национальной системы здравоохранения, что в первую очередь предполагает укрепление институциональной структуры для выполнения функций в таких областях, как руководство, организация, снабжение и страхование; на следующие этапы предполагается выйти после того, как будет достигнут более широкий консенсус между всеми общественными силами и гражданами страны. Таким образом, национальная политика в области здравоохранения как часть государственной политики направлена на превращение здравоохранения в центральный элемент устойчивого социального развития людских ресурсов, что предполагает создание системы здравоохранения, учитывающей нужды и потребности населения, и надлежащих условий для обеспечения здоровья людей и предоставления им доступа к эффективным услугам и качественной медицинской помощи на основе равенства возможностей.Разработаны планы чрезвычайных мероприятий на местах для 18 медицинских округов. Эту работу дополняет деятельность работников санитарного просвещения и добровольцев, передвижных групп, диспансеров, медпунктов, районных и специализированных клиник и больниц; они образуют систему обслуживания, призванную оказывать населению медицинскую помощь на соответствующем уровне с учетом имеющихся потребностей, включая направление пациентов к специалистам.13. Какие конкретные меры планируется принять для ликвидации основных причин смертности среди женщин и каков уровень доступа к услугам по охране здоровья и медицинской помощи у женщин из сельских районов, женщин, владеющих исключительно языком гуарани, мигрантов и женщин из наиболее уязвимых групп (престарелые, инвалиды и т.д.)? Министерством здравоохранения и социального обеспечения осуществляется программа профилактики рака шейки матки и молочной железы. Эта программа имеет общенациональный охват, а ее главными направлениями являются подготовка технических специалистов во всех медицинских округах страны и контроль за работой цитологических лабораторий. Для удовлетворения спроса на эти услуги у населения необходимо укрепить систему социальной помощи.В связи с этим Секретариат по делам женщин при президенте осуществляет проект создания и укрепления сети инспекторов по вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья, предполагающий подготовку инспекторов, которые выполняют роль посредников между учреждениями здравоохранения и населением в целом с целью содействовать увеличению спроса на эти услуги. Особое внимание уделяется повышению качества услуг по охране здоровья, включая оказание непосредственной медицинской помощи в лечебных учреждениях и за их пределами. Благодаря реализации стратегии первичного медико-санитарного обслуживания укрепляется базовая инфраструктура и улучшается оснащенность основных медицинских служб, а также реализуются программы комплексного обслуживания населения по возрастным группам (дети, подростки, женщины и престарелые) с уделением особого внимания крестьянам, коренному населению и обездоленным группам городского населения.Министерство здравоохранения намерено увеличить объем и повысить качество социальных услуг для лиц пожилого возраста. Работа ведется главным образом в домах престарелых, в которых находятся люди пожилого возраста, пережившие социальный кризис. Престарелые, находящиеся в уязвимом положении, получают помощь через общинные центры в Асунсьоне и муниципалитетах Центрального департамента, а учебная работа с ними ведется в рамках программы охраны здоровья. Если говорить о проблеме инвалидности, то парагвайское государство ставит своей целью борьбу с социальным отчуждением инвалидов путем их вовлечения в жизнь общества. Начато осуществление национальной программы реабилитации на базе общин, реализуемой через проекты повышения доступности общественных сооружений для инвалидов. К этой работе подключились различные правительственные и неправительственные учреждения. Что касается доступа коренного населения, то разработан и осуществляется проект комплексной помощи коренному населению в районе Пресиденте-Аес в ответ на пожелания, высказанные жителями этого района. Он осуществляется по результатам деятельности, проведенной отделом здравоохранения в районе Чако. Первоочередное внимание в рамках проекта уделяется доступу коренного населения во все больницы, подведомственные министерству здравоохранения и социального обеспечения, снабжению больниц лекарственными препаратами, направлению работников санитарного просвещения во все места проживания коренных народов и оснащению больницы «Посо Колорадо». В Институте социального обеспечения действует отдел по делам женщин, в задачу которого входит поддержка женщин, переживших социальный кризис, и уменьшение их уязвимости благодаря профессиональной подготовке и с уделением особого внимания достижению ими самостоятельности и искоренению бытового насилия. Канцелярия заместителя министра здравоохранения совместно с отделом по оказанию помощи уязвимым группам и канцелярией супруги президента взяла на себя ответственность за содействие оказанию помощи малообеспеченным группам населения.14. Какие успехи достигнуты в осуществлении Национального плана охраны репродуктивного здоровья на 1997-2001 годы? Просьба сообщить также, был ли утвержден новый Национальный план охраны репродуктивного здоровья на 2003-2008 годы и предусмотрены ли в нем программы полового просвещения, в том числе по вопросам планирования семьи и использования контрацептивов, в частности в сельских районах и среди коренного населения, а также среди подростков.Первый Национальный план охраны сексуального и репродуктивного здоровья (1997-2001 годы) представлял собой важный рамочный документ для деятельности по охране сексуального и репродуктивного здоровья, запланированной в стране, тем более что он учитывал межучрежденческий характер этой деятельности и осуществлялся на этой основе. Кроме того, в нем были выявлены слабые стороны и сформулированы предложения по разработке нового национального плана, который, помимо репродуктивного здоровья, включал бы в себя компонент сексуального здоровья.К числу основных препятствий для осуществления этого плана относились: а) нехватка финансовых и людских ресурсов; b) недостаточная приверженность этой деятельности и настрой на нее у социально-политических кругов на всех уровнях; с) несогласованность программ; d) отсутствие юридических положений, регламентирующих права в сексуальной и репродуктивной сфере; e) отсутствие информации о предоставляемых услугах; f) отсутствие коммуникации внутри сектора и между секторами; g) препятствия социально-культурного плана, такие, как разного рода табу, мужской шовинизм и необразованность; h) сопротивление религиозных кругов; i) сопротивление со стороны работников сферы услуг – как в секторе здравоохранения, так и в области образования; j) удаленность соответствующих служб и негостеприимный персонал; k) дискриминация по признаку пола, возраста, этнической принадлежности; l) сексуальная ориентация или социально-экономическое положение; m) неосведомленность населения о Национальном плане охраны сексуального и репродуктивного здоровья (1997-2001 годы) и отсутствие постоянно обновляемой информации о нем. Для преодоления этих препятствий был принят второй Национальный план охраны сексуального и репродуктивного здоровья на 2003-2008 годы, утвержденный резолюцией № 223/03 министерства здравоохранения как документ общенациональной значимости и введенный в действие декретом исполнительной власти № 1702/04.В Плане поставлена следующая стратегическая цель: «улучшение сексуального и репродуктивного здоровья населения Парагвая благодаря осуществлению комплексных и планомерных стратегий, программ и проектов, обеспечивающих оказание всесторонней помощи индивиду и обществу на основе уважения прав человека, учета гендерных аспектов, обеспечения качества и равноправия».Намечены следующие направления деятельности: безопасное материнство, планирование, грудное вскармливание, просветительская работа в сексуальной и репродуктивной сфере, профилактика и лечение болезней, передаваемых половым путем, и ВИЧ/СПИДа, программы охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков, раннее выявление раковых заболеваний у мужчин и женщин и их своевременное лечение, профилактика и лечение анемии и других нарушений питания, предупреждение сексуального насилия и лечение связанных с ним физических и психических травм и программы профессиональной подготовки и надзора за деятельностью тех, кто оказывает услуги по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая традиционных акушерок.Секретариат по делам женщин при президенте Республики, в состав которого входит Национальный совет по охране репродуктивного здоровья, осуществляет в общенациональном масштабе при поддержке Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения проект укрепления сети инспекторов по вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья, в рамках которого будущие инспекторы – 1028 женщин и 184 мужчины – изучают такие вопросы, как охрана сексуального и репродуктивного здоровья, ведение переговоров и деловое общение, и осваивают навыки руководящей работы и готовятся к оказанию добровольной помощи. В дальнейшем они будут работать в общинных структурах, осуществляя надзор за оказанием услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья в своих соответствующих общинах.15. В предложениях и рекомендациях, содержащихся в докладе Комитета о работе его пятнадцатой сессии, на которой были рассмотрены первый и второй доклады (А/51/38), Комитет обратил внимание государства-участника на срочную необходимость принятия мер по снижению высокого уровня материнс