Реферат по предмету "Разное"


9. Крупная буржуазия частная и государственная 10

Классы современной РоссииПредисловие 1.Качественное определение классов 1.1 Сущность капиталистического способа производства 2. На каких данных будет строиться работа 3. Некоторые общие характеристики российского общества 4. Расслоение и обнищание в обществе 5. Распределение численности занятого населения по «статусу» 6. «Классическая» буржуазия, фракции капитала 7. Мелкая буржуазия 8. Средняя буржуазия 9. Крупная буржуазия частная и государственная 10.Сводные данные по классической буржуазии 11. Роль иностранного капитала в экономике Российской Федерации 12. Роль монополистического капитала в РФ 13. Криминальная буржуазия и криминальность капитала 14. Распределение численности наёмных работников по видам экономической деятельности 15. Буржуазные управленцы 16. Пролетариат 16.1 Предел массовой заработной платы 16.2 Доля пролетариата в различных отраслях экономики (видах экономической деятельности) 16.3 Абсолютные значения численности пролетариата по «видам экономической деятельности» 16.4. Среднепролетарская заработная плата 16.5. Пролетариат производительный и непроизводительный 16.6 Основные и неосновные работники, ИТР, контрольные операции, полупролетарии 16.7 Гастарбайтеры 17. Рабочая аристократия 18. Экономические факторы, порождающие рабочую аристократию, степень эксплуатации пролетариата 19. Люмпены 20. Советское наследие, особенности и неоконченность процесса возвратного классообразования 21. Общая сводка по классам 22. Классовая борьба 22.1 Таблица 22.2 Совместная борьба пролетариата, мелкой буржуазии, широких народных масс 22.2.1 Совместная борьба пролетариата и рабочей аристократии 22.3 Буржуазно-демократическая борьба 22.4 мелкобуржуазная борьба 22.4.1 Борьба против монополистического капитала 22.4.2 антипролетарская борьба мелкой буржуазии 22.5 Самостоятельная борьба пролетариата 22.6 Борьба буржуазии 22.7 Государство в борьбе классов 22.8 Возможные сценарии развития классовой борьбы 23 Задачи пролетарских революционеровПредисловие Эта работа рассчитана как на широкого читателя, только знакомящегося с классовой теорией общественных формаций, так и на левых активистов, которые желают получить представление о реальном классовом устройстве современного общества на основе фактического материала. Решение написать эту и планируемые в последующем работы этого цикла вызвано переоценкой стадии развития левого движения. Ранее я ошибочно полагал, что сейчас оно находится на стадии кружковщины, и что усиление классовой борьбы, создание центральных органов, хотя бы и на широких революционных принципах, поможет преодолеть кружковщину. Однако теперь, пережив некоторое оживление классовой борьбы, получив опыт работы в организациях, стоящих на широких принципах, стало ясно, что в большинстве своём, современные левые/коммунистические организации, это не кружки, а секты. Секты, которые по своей природе являются с одной стороны в массе реакционно-социалистическими, а с другой стороны, оторванными от реальности. Никто из них, за крайне редким исключением, не пытается исследовать объективную реальность, исследовать, прежде всего, современное общество, чтобы выяснить условия, в которых необходимо вести политическую борьбу. Все они придерживаются априорно выбранных стратегий, каждая из этих сект претендует на всероссийский статус, зачастую не ведя никакой практической работы на месте. Этим-то отсутствием практической деятельности на месте они, прежде всего, и отличаются от кружков. Понятие секты по отношению к этим организациям применимо, поскольку они отказываются от сотрудничества друг с другом в практических делах, а вовсе не из-за их численности. Эти секты сродни народникам 90-х годов 19 века в Российской Империи. Они держались за понятие «мужика» и желали на основе форм прошлого – крестьянских общин – идти к будущему, к коммунизму. Они не желали видеть объективной реальности, видеть, как капитализм дифференцирует «мужика» на классы, не желали идти по пути развития классовой борьбы. Так и современные левые, в лучшем случае говорят о «рабочем», а в худшем - о «народе», они принципиально отказываются видеть, как капитализм дифференцирует на разные классы и «народ», и «рабочего». Вместо того, чтобы идти по пути развития классовой борьбы, эти левые хотят от правительства таких действий, которые бы её сгладили, затушевали её. Попытки исследования общества в его современном состоянии сегодня ведутся единицами коммунистов. И даже многие активисты, близкие к последовательно революционной позиции, приходят к ней интуитивно и/или априорно. Но правильная позиция, полученная чутьём и/или удачей, хотя и ценна на практике, но крайне слаба в идеологической борьбе. Для того, чтобы коммунистическая на деле, а не по форме, идеология смогла стать господствующей в левом движении, необходимо расчистить ей место. Расчистить же место можно только направив острие идейного разоблачения на реакционно-социалистические и рабочистски-экономистские, центристские организации. Это идейное разоблачение не возможно без изучения современного общества. Сделаем отступление и поясним для широкого читателя некоторые используемые термины. Реакционный социализм - это политика, направленная на возврат к предшествующему общественному устройству, как к лучшему относительно ныне существующего. Как правило, реакционный социализм сопровождается стремлением сгладить классовую борьбу в обществе. Подробнее читайте в «Манифесте коммунистической партии»[a], а применительно к современной России - в моей работе «Реакционный социализм»[b]. Рабочизм - это политика ориентации исключительно на промышленных основных рабочих, игнорирования других частей пролетариата, игнорирование классовой дифференциации промышленных рабочих. Экономизм – политика, не желающая идти дальше сознания «среднего рабочего», ориентированная преимущественно на ведение экономической борьбы, например, борьбы за повышение заработной платы и отрицающая необходимость одновременно с этим вести революционную политическую пропаганду. Подробнее читайте в работе Ленина «Что делать?» [c]. Центризм – политическая позиция промежуточная между оппортунистической и последовательно революционной. Центризм ведёт революционную риторику, но на деле он не способен порвать с оппортунизмом. Наши учителя, предшественники: Маркс, Энгельс, Ленин оставили нам наследие в виде марксизма-ленинизма, теории, которая верно описывает капиталистическое общество, как в домонополистический период, так и в современную его империалистическую стадию. Однако, как и любая общая теория, теория марксизма-ленинизма развивается, обогащается и должна быть применена к практике. Прежде всего, с помощью этой теории должно быть проанализировано современное общество. Центральным элементом марксизма является формационная теория. Теория, показывающая, что каждая классовая общественная формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая), соответствующая определённому уровню развития производительных сил, выдвигает определённые общественные классы. Прежде всего, основные классы, антагонистические - с противоположными интересами. Коммунистическое движение - это есть выражение организованной классовой борьбы пролетариата. НО! В левом движении есть огромное число трактовок того, что такое пролетариат (немало и тех, кто вообще считает понятие «пролетариат» устаревшим), какие другие классы существуют в обществе, и какую роль они играют. На эту тему между различными левыми группами/активистами идут столь же постоянные, сколь и безрезультатные войны. «Победу» в этих войнах одерживает не сторона, приведшая больше фактического материала, подтверждающего её правоту, не сторона, сумевшая этот материал лучше объяснить и систематизировать, а сторона наиболее твердолобая, упорная. Почему? Потому, что почти НИКТО в левом, коммунистическом движении не занимается изучением общества, не считает нужным исследовать его. Эти споры на деле являются не борьбой идеологий, а безыдейной борьбой людей и групп, выражающих интересы разных классов и прослоек (каждому классу и прослойке выгодно по-своему изображать общество). Перед работой стоят цели показать, что такое класс, какие классы существуют в России, как они развивались и развиваются, что они из себя представляют, какие интересы имеют. Стоит также отметить, что в значительной мере эта работа является развитием обсуждений классов, начатых ещё на форуме ныне несуществующего Революционного Фронта в подразделе «Общество» раздела «Теория» [d].1.Качественное определение классов Что такое общественный класс? Ленин определил класс следующим образом:«... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» [e] Постараемся разъяснить ленинское определение. Классы – это общности больших групп людей; общности, разделённые между собой различными условиями общественного бытия. Какие условия разделяют классы между собой, объединяют членов одного класса? Место в общественном производстве (этот критерий главный, поскольку именно производство обеспечивает существование общества). Отношение к средствам производства, т.е. владение, совладение (акционирование) или не владение ими, (большей частью это отношение закреплено законными путями, но далеко не всегда). Роль в организации труда, т.е. подчинён ли человек кому-то в процессе труда и/или он управляет кем-то. Способ получения общественного богатства. Размер, доля получаемого общественного богатства. Именно эти элементы положения людей в обществе с одной стороны разделяют общество на классы, а с другой стороны объединяют отдельных его представителей в классы.1.1 Сущность капиталистического способа производства Чтобы в целом приступить к разбору данных, касающихся современной России, классового устройства российского общества, необходимо получить общее представление о капиталистическом способе производства. Именно способ производства определяет наличные классы. Если разобраться в принципиальных вопросах капиталистического способа производства, то можно будет говорить об основных классах и будет намного легче выявить неосновные. Для того, чтобы читатель несколько разобрался в этом вопросе, приводятся отрывки из главы «Прибавочная стоимость» работы Ленина «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)».[f] «На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было: Т (товар) – Д (деньги) – Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наоборот, Д – Т – Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Факт этого “роста” денег в капиталистическом обороте общеизвестен. Именно этот “рост” превращает деньги в капитал, как особое, исторически определенное, общественное отношение/производства. Прибавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения, ибо оно знает лишь обмен эквивалентов, не может возникнуть и из надбавки к цене, ибо взаимные потери и выигрыши покупателей и продавцов уравновесились бы, а речь идет именно о массовом, среднем, общественном явлении, а не об индивидуальном. Чтобы получить прибавочную стоимость, “владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости”, такой товар, процесс потребления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. И такой товар существует. Это – рабочая сила человека. Потребление ее есть труд, а труд создает стоимость. Владелец денег покупает рабочую силу по ее стоимости, определяемой, подобно стоимости всякого другого товара, общественно-необходимым рабочим временем, необходимым для ее производства (т. е. стоимостью содержания рабочего и его семьи). Купив рабочую силу, владелец денег вправе потреблять ее, т. е. заставлять ее работать целый день, скажем, 12 часов. Между тем рабочий в течение 6 часов (“необходимое” рабочее время) создает продукт, окупающий его содержание, а в течение следующих 6 часов (“прибавочное” рабочее время) создает неоплаченный капиталистом “прибавочный” продукт или прибавочную стоимость. Следовательно, в капитале, с точки зрения процесса производства, необходимо различать две части: постоянный капитал, расходуемый на средства производства (машины, орудия труда, сырой материал и т. д.) – стоимость его (сразу или по частям) без изменения переходит на готовый продукт – и переменный капитал, расходуемый на рабочую силу. Стоимость этого капитала не остается неизменной, а возрастает в процессе труда, создавая прибавочную стоимость. Поэтому для выражения степени эксплуатации рабочей силы капиталом надо сравнивать прибавочную стоимость не со всем капиталом, а только с переменным капиталом. Норма прибавочной стоимости, как называет Маркс это отношение, будет, напр., в нашем примере 6/6 т.е. 100%. Исторической предпосылкой возникновения капитала является, во-1-х, накопление известной денежной суммы в руках отдельных лиц при высоком сравнительно уровне развития товарного производства вообще и, во-2-х, наличность “свободного” в двояком смысле рабочего, свободного от всяких стеснений или ограничений продажи рабочей силы и свободного от земли и вообще от средств производства, бесхозяйного рабочего, рабочего-”пролетария”, которому нечем существовать кроме как продажей рабочей силы. Увеличение прибавочной стоимости возможно путем двух основных приемов: путем удлинения рабочего дня (“абсолютная прибавочная стоимость”) и путем сокращения необходимого рабочего дня (“относительная прибавочная стоимость”). Анализируя первый прием, Маркс развертывает грандиозную картину борьбы рабочего класса за сокращение рабочего дня и вмешательства государственной власти за удлинение рабочего дня (XIV–XVII века) и за сокращение его (фабричное законодательство XIX века). ^ После того, как появился “Капитал”, история рабочего движения всех цивилизованных стран мира дала тысячи и тысячи новых фактов, иллюстрирующих эту картину. >… …… … “Историческую тенденцию капиталистического накопления” Маркс характеризует в следующих знаменитых словах: “Экспроприация непосредственных производителей производится с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника” (крестьянина и ремесленника), “основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы... Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих. Эта экспроприация совершается игрой имманентных законов самого капиталистического производства, путем централизации капиталов. Один капиталист побивает многих капиталистов. >…» Итак, из этого замечательного отрывка видно, что капиталистический способ производства подразумевает под собой наличие двух основных классов: класса капиталистов, владеющих средствами производства, господствующих, и класса наёмных работников, лишённых средств производства. Первые присваивают результаты труда вторых, получают прибавочную стоимость, эксплуатируют их. Для того, чтобы конкретизировать основные классы и описать роль и место неосновных, для того, чтобы сделать это наглядно и убедительно, необходимо изучить российское общество по статистическим данным. (Для более полного понимания капиталистического способа производства рекомендую ознакомиться с работой, из которой был взят отрывок, а также с «Капиталом» Карла Маркса).2. На каких данных будет строиться работа Для того, чтобы проанализировать, какие классы и как представлены в российском обществе, мы будем в основном обращаться к официальной статистике, приведенной на сайте Росстата [1]. При этом надо понимать, что использование этих данных приводит к количественным ошибкам. Эти ошибки вызываются погрешностями вычислений Росстата (часть данных недостаточно детализирована, часть данных, приведённых в одном справочнике, противоречит данным другого справочника), а также целенаправленным искажением Росстатом данных в интересах господствующих классов. Других источников, сопоставимых по обширности и количеству обработанного материала в РФ нет, так что мы вынуждены пользоваться данными Росстата, однако с известной долей недоверия и критического подхода. Кроме данных Росстата, но в куда меньшей мере, в работе будут приводиться и отдельные высказывания государственных деятелей по интересующим нас вопросам и данные отличных от Росстата буржуазных источников. При этом во всех случаях постараемся давать ссылки на источники информации. В некоторых пунктах работы будут использованы данные тех левых идеологов, которые внесли свой вклад в решение того или иного вопроса. Обратим внимание читателя на то, что цифры, которые будут использоваться, в большинстве своём относятся к 2008 году, за исключением случаев, когда необходимо показать динамику, на данные сильно повлиял кризис, либо данные за 2008 год отсутствуют. В таких случаях будет использована статистика и/или за другие годы.3. Некоторые общие характеристики российского общества Прежде чем мы сможем приступить непосредственно к классовому анализу, мы должны будем получить общее представление о российском обществе. Население России на конец 2008 года составляет 141,9 млн. человек [2], для удобства пользования мы округлим это число до 142. Из 142 млн. жителей России 104 (73%) млн. городских жителей и 38 (27%) млн. сельских. [3] Из этого мы видим, что Россия является урбанизированной страной, где три четверти населения проживает в городе. Также отметим, что сельское население зачастую отправляется на заработки в города или же на селе занимается несельскохозяйственными видами производства, используя свой участок земли для ведения натурального хозяйства. Существует и обратное, но увядающее явление (досталось нам из СССР, где проявлялось стремление к гармоничному развитию личности) - часть городского населения занимается на своих участках натуральным хозяйством. Увядает это явление в силу того, что индивидуальный земледельческий труд неэффективен, и новые поколения предпочитают ему увеличение занятости на городских работах или отдых. В трудоспособном возрасте находится 89752 тыс. чел, округлим до 90 млн. чел. Трудоспособным населением по методике Росстата считаются мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года. [4] 90 млн. трудоспособного населения – это цифра, всё ещё не позволяющая перейти к классовому анализу, т.к. из числа этих людей многие ещё или уже не вовлечены в систему общественного производства. Потому мы должны использовать цифру экономически активного населения. Она составляет – 75892 тыс. чел – 76 млн. При этом занятых в экономике – 70603 тыс. чел – 70 млн. [1,4] (Округлим именно до 70, т.к. Росстат приводит разные оценки от 68 до 72 млн.). Эти 70 млн. в основном и определяют соотношения классов в России (в процессе работы мы будем вынуждены увеличить это число, чтобы учесть неучтённых Росстатом занятых в экономике), правда, Росстат в них включает и надстроечные элементы, такие, как гуманитарная интеллигенция и гос. органы. 4. Расслоение и обнищание в обществе Рассмотрим общие характеристики и тенденции расслоения в обществе. Как видно из таблицы «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ», развивается тенденция к дифференциации, ко всё большему расслоению, к относительному обогащению верхов за счёт обнищания низов общества. Причём, нужно заметить, что под денежными доходами населения имеются в виду доходы, направляемые преимущественно на потребление, а не все общественные богатства. 1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Денежные доходы2) – всего, процентов 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 в том числе по 20-про­цен­тным группам насе­ления: первая (с наименьшими доходами) 7,8 10,1 9,8 6,1 5,9 5,7 5,7 5,5 5,4 5,4 5,3 5,1 5,1 Вторая 14,8 14,8 14,9 10,8 10,4 10,4 10,4 10,3 10,1 10,1 9,9 9,7 9,7 Третья 18,0 18,6 18,8 15,2 15,1 15,4 15,4 15,3 15,1 15,1 14,9 14,8 14,8 Четвертая 22,6 23,1 23,8 21,6 21,9 22,8 22,7 22,7 22,7 22,7 22,6 22,5 22,5 пятая (с наибольшими доходами) 36,8 33,4 32,7 46,3 46,7 45,7 45,8 46,2 46,7 46,7 47,3 47,9 47,9 Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах … … … 13,5 13,9 13,9 14,0 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8 16,9 Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) ... ... ... 0,387 0,395 0,397 0,397 0,403 0,409 0,409 0,416 0,423 0,423 ^ Табл. 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ1)1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения.2)1970-1990 гг. - совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения). «Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.^ Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.» [5] Как видно из таблицы общественная доля благ для богатых растёт, а доля для бедных падает, богатые богатеют, бедные беднеют, и это не мудрено, если мы имеем ограниченные ресурсы, то рост относительной доли одних это всегда – относительное падение доли других.Эта тенденция, свойственная капитализму как формации, подтверждается следующим графиком: Рис. 1. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ МЕЖДУ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО ДОСТАТКА (кривая Лоренца) «На графике диагональ квадрата соответствует равномерному распределению доходов (попарные доли населения и доходов совпадают) и означает полное отсутствие концентрации дохода, т.е. каждая группа населения получает доход пропорционально своей численности. Чем ближе кривая Лоренца приближается к диагонали, тем более равномерно распределены доходы. Чем больше эта линия отклоняется от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше их концентрация.» [6]5. Распределение численности занятого населения по «статусу» Данный пункт работы назван сообразно таблице Росстата, потому как эта таблица есть шаг нам навстречу в классовом анализе. Её наличие несравненно облегчает нашу работу. Взглянем на неё. 2008 % тыс.чел. Занято в экономике  всего 100 70603 в том числе: работающие по найму 93 65661 из них: у юридических лиц 82,2 58036 у физических лиц 10,8 7625 работающие не по найму 7 4942 из них: работодатели 1,5 1059 самостоятельно занятые 5,1 3601 члены производственных кооперативов (артелей) 0,3 212 помогающие на семейном предприятии 0,2 141 Табл. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СТАТУСУ [7] (абсолютные цифры получены с использованием числа «занятых в экономике» [8]) Капиталистическое общество вообще - это общество, основанное на товарном производстве (продукты потребления производятся преимущественно на продажу, чтобы стать товаром, а не для собственного потребления, как при натуральном хозяйстве), а также на постоянном возрастании капитала путём эксплуатации рабочей силы. Т.о. капитализм подразумевает под собой отделение друг от друга средств производства (тех средств, с помощью которых человек и может трудиться: станков, аппаратов, производственного оборудования, технических сооружений, транспортных средств, сырья и т.д.) и рабочей силы, которая только и может осуществлять процесс производства. Т.е. владельцы средств производства и владельцы рабочей силы – люди, относящиеся к разным классам. Капиталистический способ производства осуществляется через приобретения капиталистом средств производства и найма рабочей силы с целью получения прибавочной стоимости. Выходит, что существует 2 основных класса: класс владельцев средств производства, осуществляющий найм рабочей силы с целью извлечения из неё прибыли, и класс, лишённый средств производства, продающий свою рабочую силу с целью поддержания своего существования. Следовательно, основное общественное отношение между этими классами - это есть отношение найма и эксплуатации первыми вторых. При этом в обществе остаются (хотя их число в историческом масштабе и сокращается) и такие люди, которые не лишены собственных средств производства и трудятся, используя их. По таблице уже можно сделать определённые численные выводы о классовом составе российского общества. Так, мы можем видеть численность нанимателей - 1,5% или 1059 тыс. чел. Видна и численность работающих самих на себя, не лишённых средств производства - 5,1% 3,6 млн. чел. Однако, это число занижено, т.к. многие занимаются индивидуальным предпринимательством, не имея государственной регистрации (например, таксисты, мелкие торговцы, индивидуальные фермеры и т.д.). Самая большая категория в данной таблице это – наёмные работники – 93% или 65,7 млн. чел. Было сказано, что Росстат этой таблицей сделал шаг навстречу классовому анализу, но этот шаг лишь начало пути, который придётся уже пройти нам. Росстат использовал всего лишь один критерий в определении классов, а именно критерий отношения к средствам производства и как следствие отношений найма. Однако, для нашего классового анализа крайне важны и другие критерии, так, например, для того, чтобы распределить по классам «работодателей», крайне важно увидеть место в организации общественного производства долю общественного богатства, численность нанятых работников. Это позволит нам относить нанимателей к тому или иному классу буржуазии, сравнить эти классы между собой численно и по степени влияния на общество. Для «работающих по найму» дальнейший анализ ещё более необходим, чем для «нанимателей», так как рядовой наёмный работник (грузчик или аппаратчик, продавец) отстоит от наёмного директора завода или супермаркета куда сильнее, чем хозяин небольшого магазина отстоит от собственника завода. Для классового анализа «работающих по найму» важны место в системе общественного производства, роль в системе общественной организации труда (рядовой исполнитель – аппаратчик, оператор машины, уборщик и т.д. или же управленец – мастер, начальник цеха/подразделения, директор предприятия, топ-менеджер), важна и доля получаемого общественного богатства (сумма зарабатываемых денег) и способ их получения (через заработную плату, или например, через процент от прибыли). Соответственно при различном комбинировании этих критериев среди «работающих по найму» получаются отличные друг от друга классы! В современном капиталистическом обществе буржуазные слои это – не только те, кто формально владеет частной собственностью, но и те, кто своим фактическим отношением к ней, близостью к ней, получает долю общественного богатства выше массового уровня. Среди наёмных работников есть как угнетённые эксплуатируемые, так и косвенно участвующие в эксплуатации – угнетении. Выделить классы и прослойки из общей численности «работодателей», «работающих по найму» и «самозанятых», увидеть их соотношение как вообще, так и в разных отраслях экономики России, а также выявить динамику и диалектику их развития – задача следующих глав работы.6. «Классическая» буржуазия, фракции капитала Перейдём к анализу классической буржуазии, класса, представители которого владеют капиталом, выражают его свойство к самовозрастанию. Классовый анализ начинается именно с них, т.к. именно капитал организовывает современное производство и общество в целом, через представителей буржуазии. Именно капитал в интересах возрастания своей стоимости соединяет средства производства и рабочую силу. Именно капитал порождает ради получения максимальной прибыли нищету и угнетение большинства населения. Именно он заправляет современной политикой, моралью, ценностями. Именно буржуазия является господствующим классом при капитализме, потому наш анализ начинается с неё. Какие классы буржуазии, фракции капитала необходимо выделить в данной работе? Прежде всего, мелкую, среднюю, крупную классическую буржуазию. Необходимо также выделить иностранный и российский капитал в РФ, а также государственный и частный. В домонополистическом капиталистическом обществе все части (подклассы) класса буржуазии объединяет владение средствами производства (начиная от нехитрых инструментов, таких, как швейная машинка и кончая целыми производственными комплексами). А что же их различает между собой? Количество имеющегося капитала, следовательно, число нанимаемых работников и место «хозяина» в производственном процессе. На основании этих показателей мы и покажем классы классической буржуазии и их взаимное соотношение.7. Мелкая буржуазия Мелкая буржуазия – владеет средствами производства, не нанимает работников или нанимает небольшое их число, живёт преимущественно результатами своего труда. В современном обществе представители классической мелкой буржуазии сосредоточены, прежде всего, в торговле, сельском хозяйстве, сфере услуг, отчасти в обрабатывающей промышленности. Можно привести такие примеры представителей этого класса, как таксист, работающий сам на себя, владелец ларька или небольшого магазина, ремесленник, слесарь-кустарь, фермер и т.д. Зачастую представители мелкой буржуазии имеют достаток, не сильно превышающий массовый (иногда даже ниже массового). Вообще мелкая буржуазия - класс, промежуточный между двумя основными классами. С одной стороны, она выступает как буржуазия, имея в наличии средства производства и участвуя на рынке, как продавец произведённых ею результатов труда, с другой стороны, она выступает как работник, занимаясь непосредственно производительным трудом. Классическая мелкая буржуазия представляет собой класс, в котором труд и капитал ещё не разделились, а слиты воедино. Мелкая буржуазия современной России начала складываться ещё в СССР (нелегально) в виде спекулянтов, кустарей и т.д.; а затем в перестройку и легально - в виде кооперативов. Наиболее бурное развитие получила в 90-е годы – с началом полномасштабной реставрации капитализма, развитием рыночной экономики. Вербовалась мелкая буржуазии из представителей разных слоёв советского и постсоветского общества. Процесс формирования мелкой буржуазии не закончен и закончен быть не может, т.к. мелкая буржуазия – наименее устойчивый класс в капиталистическом обществе. Она постоянно пополняется выбивающимися «вверх» пролетариями, рабочими аристократами, но также постоянно распадается на пролетариев и среднюю буржуазию. Статистические данные, которыми мы располагаем, не вполне удобны для анализа. Мы имеем неполные статистические данные по индивидуальным предпринимателям, которые, безусловно, являются мелкой буржуазией, а также более полные данные по средним и малым предприятиям. При этом малыми предприятиями, по законодательству РФ, считаются предприятия численностью до 30-100 человек (в зависимости от вида деятельности), что, естественно, не удовлетворяет понятию мелкой буржуазии (очевидно, что в таких предприятиях собственный труд буржуа либо отсутствует, либо составляет мизерную часть от получаемого им дохода). В некоторых таблицах указываются данные для микропредприятий (предприятия до 15 человек), самые малочисленные из которых (будем считать, что меньше или равно 5-ти человек) могут также относиться к мелкобуржуазным предприятиям.   Численность индивидуальных предпринимателей, осуществлявших предприниматель скую деятельность в 2007 г., тыс. человек Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по всем видам деятельности, млрд. руб. Численность наемных работников,занятых в сферепредприни-мательской деятельностибез образования юридического лица, тыс. человек Всего 2593 5622 5613        в том числе:       сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,4 26,3 83,7 рыболовство, рыбоводство 2,3 1,1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.