9.1 МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ Маркетологу приходится задавать себе вопросы от Клиента практически в любой ситуации. Наиболее эффективно эта техника работает при проведении так называемого маркетингового аудита. На него может уйти от нескольких дней до нескольких недель. Многие бизнесмены не понимают важности маркетингового аудита. В частности, они не понимают того, что как больного невозможно лечить без тщательного обследования и диагноза, так и фирму невозможно консультировать (и делать для нее рекламу) без детального маркетингового аудита самой фирмы и ее рынка (рынков). Характер и объем аудита зависит от множества обстоятельств. Обычно он включает подробнейший анализ с точки зрения Клиента следующих позиций: • Основные характеристики фирмы • Категории продуктов • Продукты (товары и услуги) • Клиент (Человек Живущий и Человек Покупающий) • Сегментирование • Клиент в каждом сегменте • Операции: производство, логистика и т. д. • Конкуренты Также анализируется все, что влияет на бизнес компании: • Поставщики товаров и/или комплектующих • Партнеры • Внешняя среда (политические, экономические, социальные, экологические и прочие аспекты) • Научно-технические достижения в данной и смежных областях • Разработки и патентование • Новые продукты Некоторые из этих тем будут рассмотрены ниже. Главным объектом маркетингового аудита является Клиент. Основным результатом аудита является перечень продающих моментов фирмы и ее продуктов, с делением по категориям продуктов и сегментам, а также выявление типичных возражений Клиентов и разработка ответов на них. Эти результаты являются основой для маркетинговых решений, программ обучения и маркетинговых кампаний. В процессе анализа и мозговых штурмов вскрывают резервы, разрабатывают предложения, совершенствуют продукты, повышают уровень удовлетворенности клиента.