Реферат по предмету "Разное"


I. Сущность Всемирной Торговой Организации

СОДЕРЖАНИЕ. Введение…………………………………………………………3 Глава I. Сущность Всемирной Торговой Организации……….7 1.1. Возникновение Всемирной торговой организации. ……..7 1.2. Цели, задачи и принципы ВТО…………………………….8 Глава II. Место России в отношениях со Всемирной Торговой Организации……………………………………………………………14 2.1. Проблемы вступления в ВТО……………………….14 2.1.1. Регулирование внешней торговли………….14 2.1.2. Доступ к национальным рынкам…………..16 2.1.3. Перестройка банковского сектора………….17 2.1.4. Вмешательство государства…………………17 2.2. Стратегические аспекты присоединения России к ВТО....18 Глава III. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. Возможные изменения в таможенных правилах и процедурах…….25 Заключение …………………………………………………………….41 Список литературы…………………………………………………….45 Введение  Одним из важнейших аспектов участия России в сфере международных экономических отношений в последнее десятилетие становится ее сотрудничество с международными экономическими организациями. При этом наиболее интенсивными темпами развивалось взаимодействие России с международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Но, несмотря на очевидный прогресс в реализации обширного потенциала сотрудничества, российские отношения с международными экономическими организациями имели один существенный недостаток: вместо построения фундаментальных основ рыночной экономики, базирующихся на таких долгосрочных факторах, как высокий экспортный потенциал и конкурентоспособность, сотрудничество России с международными экономическими организациями долгое время концентрировалось на решении краткосрочных проблем за счет увеличения долгового бремени. Недостаточное использование возможностей в торговой сфере, безусловно, следует рассматривать как серьезное упущение во взаимоотношениях между Россией с международными экономическими организациями. Наиболее важным шагом в устранении указанного недостатка представляется допуск России к полноправному участию в международном разделении труда, что в свою очередь, предполагает ее вступление в ВТО. Мы выбрали эту тему, т.к. проблематика, связанная с присоединением России к ВТО, в последнее время очень актуальна и требует особого внимания. Мы считаем, что это ключевой вопрос развития российской экономики, от решения которого зависит будущее положение России на международной арене, а также окончательный выбор в пользу развития российской экономики по пути продвижения к рынку. Актуальность проблем взаимоотношений России и ВТО определяется, прежде всего, тем, что присоединение России к ВТО входит в число наиболее приоритетных направлений российской внешнеэкономической политики. Более того, в последнее время наметился прорыв в переговорном процессе между Россией и странами-членами ВТО, что делает перспективу вступления России в организацию реальной в обозримом будущем. Переговоры России со странами-членами данной организации ведутся в условиях продолжающейся либерализации мирового хозяйства в рамках ВТО. При этом в компетенцию ВТО постоянно входят все новые сферы регулирования, которые приобрели особую важность в связи с окончанием министерской конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001г., где было положено начало новому раунду торговых переговоров. Во многом проблема присоединения России к ВТО осложняется наличием ряда особенностей экономической системы и государственного устройства России, а также объективными сложностями переходного периода. В этих условиях в основе национальных интересов России при ее вступлении в ВТО лежит, прежде всего, обеспечение выгодных условий присоединения к данной организации, которое учитывало бы специфику экономической системы России. Нужно заметить: не стоит питать иллюзии - ВТО автоматически не уравнивает конкурентоспособность стран - членов организации. Присоединение к ВТО потребует от России значительного напряжения в условиях роста конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей, при этом потери отечественных производителей в краткосрочной перспективе неизбежны. В итоге присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране, на конкурентную среду, затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле. Таким образом, целью данной работы является изучение современного состояния и перспективы развития отношений России с ВТО. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи: рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО; Раскрыть проблемные аспекты взаимоотношений России и ВТО; проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО; рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации (в качестве примера приводится переговорный процесс Китая и ВТО, поскольку позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО очень схожи, и это, в свою очередь, диктует необходимость учета опыта Китая; проанализировать плюсы и минусы вступления и возможные последствия присоединения России к ВТО. Существует много различных мнений о перспективах развития отношений России с ВТО. Как показала Всероссийская конференция “Россия - ВТО”, состоявшаяся 27 февраля 2002г. в Москве, большинство ученых, экономистов, политиков едино в том, что нынешняя Россия с ее разбалансированной экономикой пока не готова к вступлению в ВТО. По мнению участников конференции, необходима обстоятельная и всесторонняя подготовка экономики России к вступлению в ВТО. Кроме того, участники конференции “Россия - ВТО” поддержали инициативу Торгово-промышленной палаты России по созданию объединенного Консультативного Совета российского бизнеса по проблемам ВТО. На наш взгляд, в настоящее время российская экономика не готова противостоять острой конкуренции в системе мирового рынка. Поспешное вступление России в ВТО может нанести ущерб интересам национальной безопасности. Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики. Вступление России в ВТО - акция чрезвычайно серьезная и ответственная. Ее осуществление может иметь свои и положительные и отрицательные последствия для экономической жизни страны. Вступление России в ВТО должно быть в конечном счете осуществлено в национальных интересах России и принести нашей Родине и экономические, и геополитические выгоды.^ Глава I. Роль ВТО в развитии мировой экономики Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. Основной международной организацией, целью которой является регулирование международной торговли является Всемирная торговая организация (ВТО).^ 1.1 Возникновение Всемирной торговой организации Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы. Сейчас участницами ВТО являются более 140 стран. «Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ заключаются в следующем: ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов. ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности».1 Достижение соглашения между странами-членами ВТО о начале нового раунда вдохнуло новую жизнь в процесс многосторонней либерализации мировой торговли. Само же достижение соглашения потребовало от различных групп стран пойти на компромисс, который мучительно рождался в спорах между развитыми и развивающимися странами и потребовал продления срока министерской конференции в Катаре. В итоге развивающиеся страны согласились на включение в повестку дня нового раунда таких вопросов, как экологические проблемы и либерализация в инвестиционной сфере. Развитые страны в свою очередь смирились с уступками развивающимся странам в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также с тем, что проблема трудовых стандартов не будет обсуждаться на предстоящей раунде торговых переговоров.^ 1.2 Цели, задачи, принципы и функции ВТО Высшим руководящим органом ВТО является конференция министров, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются не реже одного раза в два года. Они принимает решения по наиболее важным вопросам: прием новых членов в Организацию, начало нового раунда многосторонних торговых переговоров и утверждение их повестки. В период между конференциями деятельностью ВТО руководит Генеральный совет, состоящий из послов и глав делегаций членов ВТО. Генеральный Совет проводит обзоры торговой политики стран-членов и занимается разрешением торговых споров между ними. Эти функции он делегирует двум специальным органам - по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету подчинены также три совета - Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности, а также три комитета по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, Финансам и административным вопросам. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. В ВТО практикуется принятие решений консенсусам, при его отсутствии решение принимается большинством голосов. Кроме того, в структуру ВТО входят различные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Техническое обеспечение деятельности многочисленных органов ВТО возложено на Секретариат. Хотя Секретариат не принимает решений по принципиальным вопросам, его значение и влияние в ВТО весьма велико. Систему соглашений ВТО можно рассматривать как международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами и услугами. Основу правовой системы ВТО составляет пакет документов, главным из которых является Соглашение о ВТО, а также 4 приложения к нему. В Приложении 1 входят три основополагающих соглашения ВТО: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994г., Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В Приложение 1 включены два соглашения, устанавливающие права и обязанности правительств по регулированию торговли отдельными категориями товаров: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстилю и одежде. Ряд соглашений регламентирует применение основных инструментов внешнеторговой политики: Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по применению ст. VI ГАТТ-94 (Соглашение по антидемпинговым мерам), Соглашение по защитным мерам, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарным норм, Соглашение по применению ст. VII ГАТТ-94 (Соглашение по таможенной оценке товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. «ВТО выполняет следующие основные функции: контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований сопряженных соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли; ВТО является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия для роста международной торговли и упорядочения последней; ВТО выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением “правил игры” на мировом рынке; ВТО тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями, участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности, с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), МВФ Международным банкам реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе».2 Одной из основных задач ВТО (как отмечалось) является либерализация международной торговли, поощряющая трансграничное движение товаров, услуг и капитала и позволяющая странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов, и вряд ли можно оспаривать важное значение устранения барьеров на пути развития международной торговли. Однако в последних словах приведенного положения таится одна существенная деталь либерализации торговли, деталь заключается в том, что наибольшие конкурентные преимущества от устранения барьеров получают, естественно, предприниматели экономически более развитых стран. Последнее объясняет сильное стремление их правительств к максимальной либерализации международной торговли. Одним из главных достижений еще ГАТТ-1947, как уже упоминалось, является то, что в нем сформулированы основополагающие принципы международной торговли. Эти принципы представляют собой общие основные обязательства стран-членов ВТО, играют важную роль для коммерческих партнеров. Принципы международной торговли, и особенно принципы наибольшего благоприятствования, недискриминации, национальный режим, получили самое широкое освещение и разработку. Во-первых, страны ГАТТ/ВТО установили, что их взаимные торговые отношения должны осуществляться в соответствии с “режимом наибольшего благоприятствования”, что означает, если одна страна предоставляет другой стране какое-либо преимущество в торговле товарами, она должна автоматически распространить такое же преимущество и торговлю товарами со всеми другими странами, в отношении которых действует указанный режим. Это касается, прежде всего, таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах, внутреннего налогообложения и регулирования сбыта. Во-вторых, страны согласились предоставлять друг другу “национальный режим”, т.е. создавать одинаковые условия для импортных товаров после осуществления таможенных формальностей, такие же, как и для идентичных отечественных товаров на внутреннем рынке. Национальный режим относится, прежде всего, к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю. В-третьих, страны договорились об отказе от дискриминации во взаимных торговых договорных отношениях. Речь идет, об отказе от использования каких-либо ограничений в торговле с кем-либо из стран-членов ВТО, не применяемых ко всем членам. В-четвертых, страны договорились, что регулирование внешней торговли товарами должно осуществляться, прежде всего, с помощью таможенных тарифов (это повышает степень “прозрачности” и предсказуемости осуществления коммерческих операций). Кроме того, они договорились, что таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара, и что транзит должен быть свободным. В-пятых, страны решили содействовать развитию международной торговли путем взаимного снижения таможенных пошлин и не повышения их, как правило, в дальнейшем. Условия о не повышении таможенных пошлин в одностороннем порядке вылилось в принцип “связанности”. Обоснованием такого режима является признание, что все страны выигрывают от расширения международного обмена товарами и услугами в условиях стабильности низких таможенных тарифов. При этом выгода становится оптимальной при максимально свободном обмене, позволяющем экономике каждой страны специализироваться на том, что у нее получается лучше всего. В-шестых, страны договорились обеспечить гласность в регулировании внешней торговли. Это означает, что все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых законов, постановлений, распоряжений и к ним должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности стран ВТО. И в-седьмых, страны «еще в 1965г. договорились о предоставлении ряда льгот в пользу развивающихся стран создавать более благоприятные условия доступа их товарам на внутренние рынки, воздерживаться от установления импортных ограничений на сырьевые и другие товары, поставляемые развивающимися странами, не требовать эквивалентных уступок от этих стран при переговорах о взаимном устранении тарифных и нетарифных торговых барьеров и т.п.»3^ Глава II. Место России в отношениях со Всемирной торговой организацией 2.1 Проблемы вступления в ВТО Ряд нижеперечисленных мер по либерализации экономики осуществлялся в России в 2000-2001гг. в связи с заявленной ориентацией на вступление в ВТО.^ 2.1.1 Регулирование внешней торговли По состоянию на 1 января 2001г. число таможенных тарифов было сокращено с 7 до 4, средняя ставка составила приблизительно 11,5%. Третий средний тариф составлял около 13%. С этого момента применялись тарифы: 5, 10, 15 и 20%. Они охватывают 3500 наименований продукции из 10000, фигурирующих в таможенной классификации России. Исключение составляют автомобили, пошлина на которые равна 25%, сахар, алкоголь и табак. Кроме того, были объединены ставки по некоторым подкатегориям с тем, чтобы не допускать фиктивных деклараций. Произошло новое сокращение средней ставки благодаря переходу 400 видов продукции из одной тарифной категории в другую. Производственное оборудование для сельского хозяйства, легкой промышленности и текстиля теперь облагаются 5% вместо 10%, оборудование для тяжелой промышленности - 10% вместо 15%. Таким образом, средний реальный тариф стал несколько ниже 11% (таблица 1). Стали гибкими и до некоторой степени стабилизировались все остальные нормативы внешнеэкономической деятельности. Экспортные пошлины на сырье пересматриваются раз в месяц и корректируются в зависимости от изменений на мировых рынках. Правительство намерено продолжать политику облегчения валютного контроля. Таблица 1 Средневзвешенное значение импортных тарифов в России, % январь 2003 г. Продукция Ставка тарифа   Эффективная* Начальная предельная Конечная предельная Сельскохозяйственная 14,70 34,71 25,11 Промышленная, всего 10,92 39,18 12,82 в том числе:Пищевая продукция и сельскохозяйственное сырье (за исключением текстиля)    14,77    34,88    25,16 Минералы, включая топливо и энергоносители 5,43 11,06 5,43 Химикаты и каучук 8,48 10,22 6,09 Древесина, целлюлоз и бумажная продукция 8,73 14,62 7,85 Текстиль, одежда и обувь 11,69 18,31 12,37 Драгоценные камни и металлы, а также товары их содержащие 20,00 25,00 20,00 Металл и металлопродукция 11,35 19,29 11,70 Машинное и транспортное оборудование 9,48 14,83 8,75 Гипс, стекло и керамика 15,51 20,18 14,39 Дубильные вещества, меха и изделия из меха 14,94 21,13 13,25 Прочая (часы, музыкальные инструменты и т.д.) *январь 2003 г. 18,04 20,20 16,43 Источник: Жюльен Веркей. Вступление России в ВТО: выбор стратегии. Проблемы прогнозирования // Вопросы экономики. 2003.^ 2.1.2 Доступ к национальным рынкам Одна из целей ВТО - облегчение доступа рынков государств-членов к предприятиям стран партнеров. Это касается условий конкуренции, правовых рамок национальных и иностранных торговых товариществ и лицензируемых видов экономической деятельности. Хотя во многих случаях для улучшения снабжения рынков (по количеству, качеству, ценам) стимулирование конкуренции необходимо, но нет возможности определить всеобщие критерии свободной конкуренции. Такие области, как интеллектуальная собственность, естественные монополии, взаимоотношения между фирмами могут успехом управляться государственной властью. Поэтому в ВТО действует принцип подхода к каждому случаю - в рамках законов, направленных на повышение конкуренции на национальных ранках. Вмешательство правительства предполагается в случаях сбоев в работе национальных рынков. В области конкуренции Россия решила изменить закон о банкротстве 1998г., в котором было много не состыковок, после кризиса 1998г. он способствовал возникновению обратного эффекта банкротства. В сентябре 2000г. назрела необходимость пересмотра всех законов об управлении корпорациями в сотрудничестве Всемирным банкам, ЕБРР и ОЭСР, в результате должна быть полная нормативная система. Приняты некоторые поправки по акционерным обществам, в соответствии с которыми мелким акционерам предоставляется больше прав. Счета крупных энергетических компаний с 2002г. представляются в соответствии с международными нормами. «Количество лицензирования видов коммерческой деятельности теперь сократилось с 450 до 120, облегчены административные формальности регистрации предприятий и расширены права предприятий по отношению к инспекциям».4 Условия принятия прямых иностранных инвестиций также потребовали вмешательства законодателя. ^ 2.1.3 Перестройка банковского сектора После кризиса 1998г. потребовалась перестройка банковского сектора. В принципе банковская система должна быть основана на мерах пруденциального надзора и стандартах отчетности, направленных на ограничение информационных перекосов между клиентами и их банками. Основными вопросами, обсуждаемыми в России, являются нормы банковской капитализации и роль Центрального банка в финансовой системе. Реформа ЦБ, начатая в октябре 2000г., продолжается до сих пор и сопровождается реорганизацией других государственных финансовых институтов (например: Внешэкономбанк и Внешторгбанк). На первоначальном этапе перестройка банковской системы происходила медленно, несмотря на постоянное давление со стороны международных организаций. Принятые в 2001г. меры касались главным образом минимальной суммы капитала, необходимой коммерческим банкам для получения лицензии от ЦБ. Эта сумма должна быть доведена до требуемой национальными и иностранными банками. Рабочей группе ВТО были представлены другие предложения, например, предложение об увеличении доли капитала в российских банках, открытой для иностранных инвесторов, с 12 до 20%.^ 2.1.4 Вмешательство государства Западные наблюдатели поддерживают приватизацию всех промышленных предприятий, находящихся в руках государства, но только после проведения правовой и институциональной реформ в сфере бизнеса. Поэтому приватизация - это процесс, который может происходить в течение длительного периода. Что касается естественных монополий, то предлагается разделить их на две части: на предприятия, которые способны конкурировать, и предприятия, обеспечивающие экономию на массовом производстве, но трудно приватизируемые. С 2000г. приватизация проводилась в более открытых условиях, чем раньше. В июле 2000г. была проведена реорганизация некоторых государственных предприятий, управляющих естественными монополиями, - РАО “ЕЭС России” и “Газпром”. Принятие Государственной Думой Земельного Кодекса позволило снять часть противоречий, существовавших в этом вопросе в российской правовой системе. Предусмотренный правительством план приватизаций включает 450 предприятий секторов энергетики и сельскохозяйственного производства. «Создание Комитета по регулированию цен естественных монополий (РАО “ЕЭС России”, “Газпром”, национальная компания железных дорог) могло бы привести к сокращению субсидий, предоставляемых промышленным предприятиям, благодаря, в частности, цене продукции этих предприятий. В июле 2000г. правительство представило план реформирования железнодорожного транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций и газа, намереваясь перевести эти секторы исключительно в федеральное подчинение. Этот план был подтвержден в предложениях, представленных в феврале 2001г. рабочей группе ВТО, об открытии капитала предприятий по телекоммуникациям для иностранных инвесторов (на 25%)».5^ 2.2 Стратегические аспекты присоединения России к ВТО Защита национальных интересов в процессе присоединения России к ВТО предполагает решение двух взаимосвязанных задач - обеспечение оптимальных сроков вступления в ВТО, а также выработку приемлемой исходной позиции нашей страны перед присоединением к ВТО. При этом важно отметить, что затягивание процесса присоединения к ВТО отнюдь не обязательно приводит к укреплению исходной позиции России. Пример переговорного процесса Китая и ВТО свидетельствует о том, что затягивание сроков вступления может привести к росту объема требований по отношению к кандидату на вступление в организацию. С точки зрения выработки благоприятных условия для присоединения к ВТО следует отметить, что на первых этапах переговорного процесса в СТО Россия неоднократно повышала импортные пошлины в целях укрепления своей исходной позиции. Действительно, чем выше изначальный уровень импортных тарифов, тем больше объем уступок, который она может получить от контрагентов в обмен на снижение пошлин. При этом основным фактором, который принуждал российскую сторону повышать пошлины, явилось то, что на таможенный тариф можно повысить лишь до вступления в ВТО, после чего это сделать уже практически невозможно. Что также крайне важно, на первых этапах внешнеторговой либерализации степень защиты внутреннего рынка оказалась крайне низкой, что объективно требовало разработки средств таможенно-тарифной защиты российских производителей и временного повышения импортного тарифа. В ходе переговоров процесса представители ВТО высказались против повышения таможенных барьеров Россией, угрожая затягиванием переговоров в случае дальнейшего повышения импортных тарифов в период переговорного процесса. В результате эпизодическое повышение импортного тарифа со стороны России, как например, в 1995г. приводило к затягиванию переговоров. В дальнейшем позиция России изменилась - в 2000г. была начата внешнеторговая реформа, которая сопровождалась рационализацией структуры импортного тарифа и его снижением с 13 до 11%. «Снижение таможенных барьеров во многом диктовалось потребностями экономического развития в послекризисный период, но отчасти такого рода шаг со стороны России был также направлен на ускорение переговорного процесса со странами ВТО. В феврале 2002г. правительство решило пойти еще дальше и пересмотреть ограничения по доступу на рынок финансовых услуг, а также импортные пошлины на продукцию черной металлургии, автопрома, авиапромышленности и фармацевтику».6 При всей целесообразности дальнейшей внешнеторговой либерализации в России, стратегические соображения требуют учета специфики переговорного процесса с ВТО. Зависимость между сроками присоединения к ВТО и переговорной позицией страны далеко неоднозначна, с одной стороны, затягивание переговоров может привести к ослаблению переговорной позиции, но, с другой стороны, “революционные” темпы принятия на себя обязательств по отношению к ВТО также чреваты потерями для национальных интересов России. Прецедент стратегии, предусматривавшей крайне сжатые сроки присоединения к ВТО, есть: это Китай, который вел переговоры о вступлении с этой организацией еще с 1983г. «В 1984г. Китай стал участником действующего в рамках ГАТТ Международного соглашения по торговле текстилем на правах развивающейся страны. В июле 1986г. КНР подала заявку на восстановление своего статуса договаривающейся стороны в ГАТТ. В мае 1987г. была образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской заявки. Начались сложные и длительные переговоры. За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО (1987-1994) состоялось 19 заседаний рабочей группы ГАТТ по Китаю».7 “Камнем преткновения” в обсуждавшихся условиях вступления Китая в ВТО является не столько доступ на его рынок, сколько проблемы прозрачности экономического режима страны. Формирования ее правовой, административной и институциональной системы, механизмов выполнения принимаемых обязательств. Уже тот факт, что вопрос о присоединении Китая к ВТО стал одним из основных в его отношениях с развитыми странами Запада, говорит о признании последними значимости стремительного роста экономического потенциала КНР, об уходе на второй план противоречий политико-идеологического характера. Прагматизм в отношении к Пекину сочетался с расчетами развитых стран влиять на эволюцию экономической и политической системы КНР посредством выдвижения требований по осуществлению рыночных преобразований. При этом необходимо подчеркнуть, что Китай, делая уступки Западу и реформируя внешнеэкономическую систему, сохранял высокообщественную экономику с централизованным регулированием, а западный бизнес, наращивая свое присутствие на китайском рынке, достаточно умело к этому приспосабливался. Китай цепко торговался на переговорах с ВТО. Парадоксально, но именно в результате чрезмерного рвения со стороны Китая, эта страна не успела стать членом ГАТТ еще до образования ВТО, что несомненно давало бы определенные преимущества. Все дело в том, что с самого начала Пекин делал очень существенные уступки странам-членам ГАТТ. Это касалось как соглашений по тарифным, так и по нетарифным барьерам. Когда же представители китайской стороны решили отказаться от уже сделанных уступок, ответом со стороны ГАТТ/ВТО стало ужесточение режима принятия Китая в организацию. В результате даже снижение импортных тарифов по 5000 товарным позициям, которое одновременно снижало ставку средневзвешенного импортного тарифа с 36 до 23%, оказывалось недостаточным. В области так называемых “новых сфер” компетенции ВТО Китай повторил ту же ошибку, заключив соглашение с США о защите прав на интеллектуальную собственность, после чего количество нарушений в этой области с его стороны увеличилось в несколько раз, а США и Китай оказались на пороге торговой войны. Последнее резко затрудняло достижение соглашения между двумя странами в рамках переговорного процесса по принятию Китая в ВТО. В дальнейшем позиция Китая изменилась - согласно заявлениям представителей этой страны, “основополагающие интересы не будут обменены на допуск в ВТО”. Во многом такого рода позиция была также продиктована тем, что, по оценкам китайских специалистов, “принятие на себя всех прав и обязанностей члена ВТО в полном объеме принесет Китаю значительные трудности. По крайней мере в первые 5-10 лет экономические потери... превысят дополнительные валютные и прочие поступления”. Вплоть до конца 90-х годов средний уровень таможенного тарифа КНР превышал уровень таможенного обложения развивающихся стран (155%) и был значительно больше показателя развитых стран (4,9%). При этом следует напомнить, что итогом Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ (1986-1994гг.) явилось соглашение о снижении среднего уровня таможенных пошлин до 3,5% для развитых стран и 10% для развивающихся стран (последний показатель согласно обязательствам китайской стороны будет достигнут лишь к 2005г.). Противоречит нормам ВТО и Китайская преференциальная налоговая политика в открытых экономических районах страны, помимо этого, надо признать, что ставки таможенного тарифа КНР, превышающие 25%, до последнего времени охватывали до трети общего тарифного списка, а тарифные ставки менее 5% составляют менее 10% общего их списка. Количественные ограничения, действующие в Китае, распространялись в 2000г. примерно на 20% китайского импорта. Китаю, при его куда более конкурентоспособной экономике, удалось при вступлении в ВТО по большинству вопросов фактически добиться получения статуса развивающейся страны. Отвергнув обязательства по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения КНР, сумела оговорить предоставление переходного периода, в ряде областей, предусмотренного нормами этой организации для развивающихся стран. Китай не стал торопиться с присоединением к Соглашениям ВТО о правительственных закупках и по торговле гражданской авиатехникой, а также с обязательствами выходящими за рамки переговоров о вступлении в ВТО в сфере приватизации, инвестиционного режима, связывание экспортных тарифов и др. «Во второй половине десятилетия акцепт в Китайской переговорной политике делался на долговременном достижении компромиссных развязок, которые свели бы к минимуму возможные потери в ходе первоначального этапа после вступления, при сохранении жесткости по нескольким принципиальным вопросам. Продолжительность переговоров китайскую сторону не пугала, поскольку в Пекине были твердо убеждены, что Запад в не меньшей степени заинтересован в полноправном членстве Китая в ВТО, а излишняя поспешность в решении вопроса лишь приведет к неоправданному экономическому ущербу. Такая убежденность китайской стороны основывалась на растущей вовлеченности деловых кругов развитых стран в экономическое взаимодействие с КНР, при котором им становилось все более невыгодно держать Китай за рамками ВТО».8 Нельзя не заметить то, в какой степени схожи позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО. Экономика обеих сторон переживает переходный период и фактически делится на две части - рыночную, в основном экспортоориентированную, и отсталую, в основном государственную, существующую преимущественно за счет дотаций от государства. У наших стран фактически одинаковы “проблемные сферы во внешнеторговой системе”, впрочем, как и “проблемные контрагенты” в процессе вступления в ВТО. Все это в свою очередь диктует необходимость учета опыта Китая в переговорном процессе. В то же время следует отметить, что существуют факторы, вынуждающие Россию ускорить процесс вступления в ВТО. Одним из них является создание Россией совместно с рядом стран СНГ таможенного союза, при


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт трёхфазного трансформатора
Реферат Передняя подвеска на автомобиле ваз2107
Реферат Отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций как элемент процедуры банкротства
Реферат Понятие и основы конституционного строя общества и государства
Реферат Правовая иформатика
Реферат Поиски “нравственного соглашения” между людьми как авторская задача в русской прозе 1860–1870-х годов
Реферат Экономическая география Республики Мордовии
Реферат Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ “О связи”
Реферат Стандарт по Управление трудовыми ресурсами
Реферат Рисковое предпринимательство
Реферат Виписування зберігання застосування лікарських препаратів
Реферат А. И. Герцен говорил: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые"
Реферат Методологические проблемы современной психологии в зеркале истории науки
Реферат Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты
Реферат Метаболические осложнения сахарного диабета