Утверждена Президиумом Совета по профессиональному образованию Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 02/08 от 3 сентября 2008 г.)Программаподготовки и аттестациипрофессиональных бухгалтеровбюджетных учреждений(500 часов)ОГЛАВЛЕНИЕ Учебный план 6ВВЕДЕНИЕ 7РАЗДЕЛ 1. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 9Тема 1. Конвергенция национальных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности 9Тема 2. Реформирование бухгалтерского учета 10Тема 3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Порядок ведения бухгалтерского учета 12Тема 4. Общий порядок и организация ведения бюджетного учета 13Тема 5. Учет основных средств 15Тема 6. Учет нематериальных активов 18Тема 7. Учет непроизведенных активов 19Тема 8. Учет материальных запасов 20Тема 9. Учет вложений в нефинансовые активы 23Тема 10. Учет денежных средств учреждения 24Тема 11. Учет средств на счетах бюджетов 27Тема 12. Учет средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов 29Тема 13. Учет финансовых вложений 31Тема 14. Учет расчетов с дебиторами по доходам 32Тема 15. Учет расчетов по выданным авансам 33Тема 16. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам 34Тема 17. Учет расчетов с подотчетными лицами 35Тема 18. Учет расчетов по недостачам 37Тема 19. Учет расчетов с прочими дебиторами 38Тема 20. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам 39Тема 21. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, в том числе по оплате труда 40Тема 22. Учет расчетов по платежам в бюджет 42Тема 23. Учет прочих расчетов с кредиторами 44Тема 24. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджет и по выбытиям из бюджета 45Тема 25. Учет финансовых результатов 46Тема 26. Санкционирование расходов бюджетов 47Тема 27. Учет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 49Тема 28. Учет на забалансовых счетах 51Тема 29. Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями 51Тема 30. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств 52Тема 31. Порядок составления и представления бюджетными учреждениями бюджетной отчетности 54^ РАЗДЕЛ 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 56Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации 56Тема 2. Участники налоговых отношений 56Тема 3. Налоговое обязательство и его исполнение 57Тема 4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 57Тема 5. Налог на добавленную стоимость 58Тема 6. Налог на доходы физических лиц 59Тема 7. Единый социальный налог 60Тема 8. Налог на прибыль организаций 60Тема 9. Имущественные налоги 61Тема 10. Транспортный налог 62Тема 11. Государственная пошлина 63Тема 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями 63Тема 13. Налоговая отчетность бюджетных учреждений 64Тема 14. Налоговые, таможенные, финансовые органы, органы внутренних дел и другие государственные органы: их права и обязанности в области налогообложения и сборов 65^ РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 68Тема 1. Общие положения. Судебная защита прав субъектов бюджетной сферы 68Тема 2. Субъекты предпринимательской деятельности 68Тема 3. Организационно-правовые формы юридических лиц 69Тема 4. Имущественная основа предпринимательской деятельности 69Тема 5. Сделки и договоры 70Тема 6. Основы правового регулирования трудовых отношений 71Тема 7. Правовое регулирование деятельности бюджетного учреждения 73Тема 8. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 74Продвинутые курсы 75^ РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИКА 75Тема 1. Формирование профессиональной этики в бухгалтерской профессии 75Тема 2. Основы профессиональной этики бухгалтера 75Тема 3. Общие требования этики, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру — члену ИПБ России 75Тема 4. Этические нормы поведения публично практикующих профессиональных бухгалтеров 75Тема 5. Этические нормы поведения профессиональных бухгалтеров, работающих по найму 76^ РАЗДЕЛ 2. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 77Тема 1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 77Тема 2. Бюджетная классификация РФ 77Тема 3. Доходы бюджетов 78Тема 4. Расходы бюджетов 78Тема 5. Государственный (муниципальный) долг 79Тема 6. Государственные внебюджетные фонды 80Тема 7. Участники бюджетного процесса, их полномочия и обязанности 80Тема 8. Организация деятельности казначейства. Казначейское исполнение бюджетов 81Тема 9. Порядок открытия и ведения в казначействе лицевых счетов бюджетных учреждений, в том числе для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 83Тема 10. Порядок применения органами Федерального казначейства и другими финансовыми органами мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации 85^ РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 87Тема 1. Основы управленческого учета 87Тема 2. Финансы и финансовый механизм бюджетного учреждения 88Тема 3. Сущность и организация финансового менеджмента в общественном секторе 89Тема 4. Система управления бюджетными инвестициями 90Тема 5. Планирование государственных (региональных) и муниципальных финансов 91Тема 6. Смета доходов и расходов: порядок составления, согласования, утверждения и исполнения 92Тема 7. Управление доходами и ликвидностью при реализации государственной и муниципальной финансовой политики 93Тема 8. Управление расходами 94Тема 9. Механизмы повышения эффективности использования финансовых (бюджетных) ресурсов 94Тема 10. Управление государственным и муниципальным имуществом 95Тема 11. Обеспечение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере 97Тема 12. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления бюджетным учреждением 97Тема 13. Методы и типовые методики анализа финансово-хозяйственной деятельности 98Тема 14. Анализ пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности 101^ РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 104Тема 1. Теоретические и организационно-правовые основы государственного (муниципального) финансового контроля 104Тема 2. Основы аудита 107Тема 3. Аудит эффективности использования бюджетных средств и государственной (муниципальной) собственности 109^ РАЗДЕЛ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ СИСТЕМЫ 112Тема 1. Информационные бухгалтерские системы (ИБС) и их роль в управлении финансами бюджетных учреждений 112Тема 2. Общие требования к бухгалтерским информационным системам. Обзор существующих ИБС для бюджетных учреждений 112Тема 3. Выбор информационной системы. Этапы внедрения. Сопровождение ИБС 112Тема 4. Работа в ИБС 113Тема 5. Обмен данными. Администрирование ИБС. Защита информации 113Тема 6. Системы нормативного обеспечения бухгалтерского учета – справочно-правовые информационные системы 113 ^ Учебный план подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений (500 часов) БАЗОВЫЕ КУРСЫ – 298 часов Бюджетный учет и бюджетная отчетность Налогообложение Правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений 198 часов 52 часа 48 часов ПРОДВИНУТЫЕ КУРСЫ (202 часа) Профессиональные ценности и этика Бюджетное законодательство и организация казначейского исполнения бюджетов Основы управленческого учета и финансового менеджмента в бюджетном учреждении Финансовый контроль и аудит в бюджетной сфере Информационные и справочные правовые бухгалтерские системы 10 часов 72 часа 48 часов 56 часов 16 часов Сдача квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера главного бухгалтера бюджетного учреждения; резерва главного бухгалтера бюджетного учреждения ВВЕДЕНИЕ Цель программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений (далее – Программа) – обобщить и систематизировать современные достижения науки и практики бюджетного учета, которые должен знать и уметь использовать в своей работе профессиональный бухгалтер бюджетного учреждения. Уровень усвоения этих знаний проверяется при сдаче квалификационного экзамена на аттестат профессионального бухгалтера бюджетного учреждения. Программа предназначена для специалистов, имеющих среднее специальное образование при наличии стажа работы не менее 5 лет в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономического отдела или их заместителей, на руководящих должностях, требующих знания бюджетного учета, а также преподавателей и консультантов по бюджетному учету, что существенно расширяет круг лиц, получающих возможность быть аттестованными профессиональными бухгалтерами бюджетных учреждений. Программа позволяет специалисту со средним специальным образованием глубже изучить теорию бухгалтерского учета и анализа, осмыслить роль финансово-бухгалтерской службы в общей системе управления и повышении эффективности производства, освоить новые методы работы, современные информационные технологии и полностью соответствовать требованиям, которые предъявляются мировой бухгалтерской общественностью к профессиональному бухгалтеру бюджетных учреждений. Изучение бюджетного учета основывается на базе 842 часов обязательных учебных занятий по следующим дисциплинам, предусмотренным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» по квалификации бухгалтер: Индекс Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы Часы ОГСЭ.02 Основы права: 32 ОПД.06 Документационное обеспечение управления 48 ОПД.07 Теория бухгалтерского учета 80 ОПД.08 Финансы, денежное обращение и кредит 60 ОПД.10 Бизнес-планирование 32 ОПД.11 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 48 СД.01 Бухгалтерский учет 250 СД.02 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 100 СД.03 Налоги и налогообложение 82 СД.04 Аудит 60 СД.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности 50 ИТОГО 842 В связи с тем, что в рамки среднего профессионального образования не вписывается изучение таких дисциплин как «Политология», «Психология и педагогика», «Финансовый менеджмент», «Финансы», «Теория экономического анализа», «Контроль и ревизия», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и «Анализ финансовой отчетности» в Программу добавлены соответствующие разделы. Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бухгалтерам бюджетных учреждений, и призвана подтвердить компетентность и высокий профессионализм аттестуемого работника, способного не только организовать качественную работу бухгалтерской службы, но и соблюдать нормы профессиональной этики. Претендент на получение квалификационного аттестата должен обязательно проходить профессиональную подготовку по данной Программе в одном из Учебно-методических центров, аккредитованных при Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России).^ РАЗДЕЛ 1. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ Тема 1. Конвергенция национальных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности Национальные бухгалтерские стандарты. Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне. Необходимость и предпосылки гармонизации, конвергенции и международной стандартизации бухгалтерского учета. Базовые понятия и принципы Статистики государственных финансов, их место и значение в разработке методологии бюджетного учета в РФ. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Особенности МСФО в общественном секторе (МСФООС). Трансформация национальных традиций бюджетного учета в соответствии с требованиями Руководства по статистике государственных финансов (РСГФ) Международного валютного фонда, осуществляемая в целях повышения качества учета органов государственного (муниципального) управления и прозрачности их отчетности. Методологическая и аналитическая основа бюджетного учета (в свете РСГФ), его категории (доходы и расходы, лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования, балансовые счета, активы (нефинансовые и финансовые), пассивы (обязательства), финансовый результат и проч., методы (кассовый, модифицированный кассовый методы; метод начислений, модифицированный метод начислений) и принципы (принцип двойной записи, принцип консолидации и пр.).Литература: Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах», «Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования»): Постановление Правительства РФ от 22.05.04 г. № 249. [КонсультантПлюс: Версия Проф.]. Руководство по статистике государственных финансов / МВФ: Стат. управление, 2001. 2-е изд. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sifbd.ru/fdo/budget. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156. Алексеева И.В. Бюджетный учет шаг за шагом. М.: ЭКАР, 2007, 480 с. Бюджетная реформа в действии (Бюджетная политика 2006 – 2008 годов) Минфин России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/budref/budref.htm. Доклад руководителя Федерального казначейства Нестеренко Т.Г. на VI Международном Форуме бухгалтеров и аудиторов, состоявшемся в г. Москве 25 мая 2005 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/news_12.html.Зырянова Т.В., Терехова О.Е. Концепция реформирования бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 8 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: От управления затратами к управлению результатами. – М.: КомКнига, 2005. 556 с.Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность. В 2 ч. – М.: ЭКАР, 2005. Первый шаг на пути прозрачности операций с госфинансами // Бюджетный учет. 2005. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bujet.ru/projects/ budget_account/archive/04_2005/3.htm. Положение по бюджетному учету // Бюджетный учет. 2006. № 11 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Проект Модернизации Казначейской системы Российской Федерации. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 – 2008 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskazna.ru/store/store/conpr.doc. Реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2006. № 8 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Семенова О.Ю. Реализация МСФО в процессе развития бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 17(161). С. 43 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.^ Тема 2. Реформирование бухгалтерского учета Необходимость, задачи и цели реформирования бухгалтерского учета в интересах внешних и внутренних пользователей. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Базовые принципы МСФО и их реализация в Концепции. Допущения, исходя из которых строится бухгалтерский учет: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Требования к бухгалтерскому учету: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. Программа реформирования бухгалтерского учета в РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, причины, цели и основная идея перестройки учета. Меры по реализации в 2001 – 2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета. Создание нормативного регулирования бухгалтерского учета для обеспечения стабильности и развития бухгалтерского учета при сочетании государственного и общественного регулирования. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Меры, принимаемые государством по повышению качества государственного (муниципального) управления, реформированию бюджетного процесса и бюджетного учета. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах. Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по реализации их полномочий, а также качества управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы (в том числе посредством повышения результативности бюджетных расходов с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат, совершенствования среднесрочного финансового планирования и бюджетного учета, а также создания в бюджетной сфере систем управленческого учета).Литература: Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России от 29.12.97 г. (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ) [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина РФ от 01.07.04 г. №180. Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006–2008 годах и плане мероприятий по ее реализации: Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г. № 467-р. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах», «Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования»): Постановление Правительства РФ от 22.05.04 г. № 249. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности: Постановление Правительства от 06.03.98 г. № 283. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156.Бакаев А.С. Реформирование бухгалтерского учета: итоги за 2003 год // Финансовая газета, 2004. № 4 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Гетьман В. Реформирование системы бухгалтерского учета: оценка активов по справедливой стоимости // Финансовая газета, 2001. № 24 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Зырянова Т.В., Терехова О.Е. Концепция реформирования бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2005. № 8 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Ивашкевич В.Б. Эволюция управленческого учета // Сибирская финансовая школа, 2007. № 1. С. 24–25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sifbd.ru/magazint/article/764.Мельник М.В. Роль бухгалтерского учета и анализа в совершенствовании систем управления современной экономикой // Сибирская финансовая школа, 2007. № 1. С. 12–19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sifbd.ru/magazint/article/764.Рассказова-Николаева С.А. Обучение профессиональному суждению // Сибирская финансовая школа, 2007. № 1. С. 19–24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sifbd.ru/magazint/article/764.Смирнов Е.Е. Реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2006. № 8 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Соколов Я.В. План счетов и реформирование бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет, 2000. № 12 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Стуков Л.С. Реформирование системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности // Аудиторские ведомости, 2003. № 3 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.Шеремет А.Д. Реформирование бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами // Аудиторские ведомости, 2006. № 8 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].^ Тема 3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Порядок ведения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Организация бухгалтерского учета в организации. Главный бухгалтер, его обязанности и требования. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация. Хранение документов бухгалтерского учета. Публичность бухгалтерской отчетности.Литература: Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.98 № 145-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.94 №51-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Инструкция по бюджетному учету: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 №25н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. Налоговый кодекс РФ(часть вторая): Федеральный закон от 05.08.00 № 117-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 24.08.07 № 74н. Об утверждении форм регистров бюджетного учета: Приказ Минфина РФ от 23.09.05 № 123н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Основные правила работы архивов организации, одобрены решением коллегии Росархива России от 06.02.02 Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете: Утверждено Минфином СССР 29.07.83 № 105 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Раздел 1 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития РФ 09.06 07 Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.01 №197-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156.Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения // Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2002 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии // Книги Издательского Дома «МЦФЭР», 2001.Бакаев А.С. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2000. № 7 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Николаева С.А. Нормативное регулирование бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет, 2000. № 2 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.^ Тема 4. Общий порядок и организация ведения бюджетного учета Организация бюджетного учета. Субъекты бюджетного учета. Единый порядок ведения бюджетного учета. Полномочия руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения. Государственная учетная политика и ее реализация. Учетная политика бюджетного учреждения. Порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета. Порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета. Первичные учетные документы, применяемые при оформлении операций, проводимых бюджетным учреждением. Формы первичных учетных документов и порядок их использования. Регистры бюджетного учета и порядок их утверждения, формы регистров и порядок их ведения. Характеристика Плана счетов бюджетного учета и основные правила его применения.Литература: Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н. Об утверждении форм регистров бюджетного учета: Приказ Минфина РФ от 23.09.05 г. № 123н. [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156.Баятова И.М. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 18 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Глущенко А.В., Солодова С.В. Формирование учетной политики в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 13 (181) С. 18–20 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Калмыкова Ю. Порядок проведения инвентаризации // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006. № 5 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность. В 2 ч. – М.: ЭКАР, 2005.Маслова Т.С. Бюджетный бухгалтерский учет результатов инвентаризации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2007. № 12 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухучета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2007. № 6 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Необходимость формирования учетной политики бюджетными учреждениями // Ваш бюджетный учет. 2006. № 11 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Новая инструкция по бюджетному учету // Главбух. 2006. № 10 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 г. № 359.)Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР–БИНФА», 2007. – 232 с. Положение по бюджетному учету // Бюджетный учет. 2006. № 11 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.Хабаев С.Г. Бухгалтерская учетная политика в бюджетных учреждениях // Бюджетный учет. 2005. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bujet.ru/projects/budget_account/archive/02_2005/9.htm.Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – М.: Актион-Медиа, 2006.^ Тема 5. Учет основных средств Понятие основных средств в бюджетном учете. Классификация и группировка основных средств в соответствии с ОКОФ. Инвентарный объект основных средств как единица бюджетного учета. Группировка сумм фактических вложений при формировании первоначальной стоимости приобретенных основных средств. Определение первоначальной стоимости основных средств, полученным по договору дарения и путем безвозмездной передачи. Учет поступления и внутреннего перемещения основных средств, документальное оформление этих операций. Особенности учета безвозмездно поступивших основных средств. Учет выбытия основных средств (в зависимости от способа их выбытия), документальное оформление операций. Переоценка основных средств и отражение ее результатов в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Аналитический учет основных средств: инвентарные карточки и порядок их оформления, ведение Инвентарных списков нефинансовых активов. Понятие амортизации основных средств. Порядок начисления и учет амортизации основных средств. Инвентаризация основных средств и документальное оформление ее результатов в бюджетном учете. Раскрытие информации об основных средствах в бюджетной отчетности.Литература: Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 18.11.06 г. № 697 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.97 №122-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. О классификации автомобилей скорой медицинской помощи: Письмо Федеральной налоговой службы от 25.04.07 г. № ШТ-6-03/349@. [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. О порядке проведения переоценки: Письмо Минфина РФ от 08.02.07 г. № 02-14-07/274. О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений: Приказ Минэкономразвития РФ № 306, Минфина РФ № 120н, Росстата № 139 от 02.10.06 г. О совершенствовании учета федерального имущества: постановление Правительства РФ от 16.07.07 №447 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об оценочной деятельности в РФ: Федеральный закон от 27.07.98 № 135-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов: постановление Государственного комитета РФ по статистике от 11.02.99 №13 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Об утверждении порядка проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений: Приказ Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.03 г. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 21.01.03 №7 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94: Постановление Госстандарта РФ от 26.12.94г. № 359 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93: Постановление Госстандарта РФ от 30.12.93г. № 301 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений: Приказ Минэкономразвития РФ от 25.01.03 №25/6н/14/7 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Раздел 3. Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития РФ 09.06 07. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156.Алексеева И.В. Отдельные вопросы бюджетного учета нефинансовых активов // БиНО: Бюджетные учреждения. 2007. № 5 (101). C. 11–33.Аликова Н.В. Особенности учета при приобретении нефинансовых активов по ценам, выраженным в условных денежных единицах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 9 (177) С. 13–15.Бычков С.С. Нюансы реализации государственного и муниципального имущества // Бюджетный учет, 2007, № 2 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].Васильев Ю. Влияние корректировки стоимости основного средства на расчет налога на имущество и порядок внесения исправлений в регистры бюд