Реферат по предмету "Разное"


7), Волгин О. С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А. М. (Темы 13, 16), Рудановская С. В. (Темы 6, 8), Курмелева Е. М. (Темы 3, 4, 5, 10), Тагиров Ф. В. (Темы 1, 2, 9, 14), Бондарь О. Ю. (Тема 17)

ФИЛОСОФИЯМоскваРоссийский университет дружбы народов2006Коллектив авторов: Гречко П.К. (Введение, Тема 7), Волгин О.С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А.М. (Темы 13, 16), Рудановская С.В. (Темы 6, 8), Курмелева Е.М. (Темы 3, 4, 5, 10), Тагиров Ф.В. (Темы 1, 2, 9, 14), Бондарь О.Ю. (Тема 17).Философия. Учебно-методическое пособие. – М., Изд-во РУДН, 2006. – 178 с.Подготовлено на кафедре социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.© Коллектив авторов, 2006 г. © Издательство Российского университета дружбы народовсОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 4ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ 6ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: 12МИФ, ЛОГОС И ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ КУЛЬТУР 12ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) ЭПОХЕ (4 ЧАСА) 19ТЕМА 4. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ 34ЧЕЛОВЕКА, МИРА, БОГА 34ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ И МОЗГ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 42ТЕМА 6. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ 50ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК 56ТЕМА 8. НАУКА, ТЕХНИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 64ТЕМА 9. ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 71ТЕМА 10. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФОРМЫ И КРИТЕРИИ 79ТЕМА 11. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 86ТЕМА 12. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА: УСЛОВИЯ, ГРАНИЦЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 93ТЕМА 13. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 99ТЕМА 14. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 105ТЕМА 15. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ 112ТЕМА 16. СОВРЕМЕННОЕ (ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ) ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОФИЛИ 120ТЕМА 17. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ 126ТЕМА 18. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ИСТОРИИ 132 ПРЕДИСЛОВИЕ В исходном своем смысле лекция есть устное изложение учебного материала или какой-нибудь темы. Что дает или что добавляет к такому изложению текст лекции? Оказывается, многое. В противоположность текучести устного изложения текст несет с собой фиксируемость, а значит, большую структурность, внятность, дисциплинированность, прозрачность. Фиксируемость – это, по-другому, аналитичность, без которой невозможен переход от мифа к логосу в любом познавательном процессе. Точность мысли существенным образом зависит от распознаваемости выражающих ее знаков. В написанном (записанном) слове «членораздельности» больше, чем в устном. В устном языке некоторые звуки неразличимо сливаются, тогда как в тексте – языке письменном, они всегда сохраняют свою различительную самостоятельность. Текст увеличивает число различений (различий), которые легче в таком виде использовать, сохранять и припоминать. Отталкиваясь от пословицы «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», можно сказать, что текст есть та сеть, в которую это слово все-таки попадает. Да, философия возникла в рамках устной традиции (Сократ – олицетворение философии, беседовал, говорил, а не писал), но существовать и развиваться она может только в «письменной» среде. Будучи знаковым многообразием, текст прекрасно справляется с задачей выражения нюансов и деталей, играющих ничем не заменимую роль в философском осмыслении мира, особенно мира социального, где дифференциации и различения часто более продуктивны, чем тождества и единства. Кроме того, текст не требует немедленной реакции понимания, как в случае устной коммуникации, понимание здесь можно откладывать на лучшие времена, когда появится, будет больше свободного времени и концентрации интереса-внимания. Снимая непосредственность устного общения, но препятствуя забвению, текст ускоряет, делает более эффективным обучение. В ходе учебного процесса у студентов/студенток появится еще один текст – конспект «живой» лекции преподавателя. Предлагаемые тексты лекций являются развернутыми конспектами (записью мыслей) самих преподавателей. Сравнение этих двух текстов, наверняка, выявить различия, требующие устранения, а заодно и углубления в изучаемый материал. Наконец, работа с текстом и над текстом развивает умение читать и понимать – умение, высоко ценимое в любом деле, во всех областях человеческой жизни. Именно текст, его чтение и понимание развивают абстрактную понятийность – то, без чего невозможно мышление, по традиции и совершенно справедливо называемое абстрактным. Итак, можно смело настаивать на том, что предлагаемые тексты лекций имеют вполне определенное назначение и по праву займут достойное место в учебно-методическом оснащении университетского курса философии.Цель предлагаемого курса лекций – содействие формированию у слушателей рефлексивной («осмысленной») культуры бытия, в которой с определенностью выделяются такие составляющие, как мировоззрение, методология и продуктивное воображение. С точки зрения ценностных ориентаций речь идет о становлении трех идентичностей: собственно специалиста, гражданина и человека. Компетентность специалиста – это особая идеология, идеология профессиональной чести, доверия к разуму и его аргументам, вера в возможность совершенствования человеческой природы и т. д. Главное здесь – профессиональный долг, то есть совокупность обязательств, которые человек должен ощущать по отношению к тому делу, которым он занимается. Идентичность гражданина очерчивается национальными (нация-государство), региональными и цивилизационными ценностными ориентациями. Что касается идентичности человека, то она строится на основе экопланетарного сознания, уважения к Другому (и другому), общечеловеческих ценностей, перспективы возвышения человека до Человека. В ней индивид сориентирован – в мыслях, чувствах и делах – на горизонты самой глубокой (homo sapiens) своей сущности. Для образования в современном мире одинаково важны все названные идентичности, но если выстраивать их по ранжиру, искать ведущую, то несомненно выйдем на идентичность человека. Потенциал открытости и взаимозависимости в ней самый большой – должен выдержать все вызовы современности.Зав. кафедрой социальной философии, доктор философских наук, профессор Гречко П.К.^ ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ Что может дать человеку философия?Философия, миф и религия как типы мировоззрения^ Предмет философии и ее основные функции философииОсновные разделы философии1. Что может дать человеку философия? Когда Вы приезжаете в незнакомый город, где люди говорят на незнакомом языке, Вам нужна карта. Без карты Вам предстоят долгие бесцельные блуждания. А если этот город не похож ни на один из тех, где Вы бывали, если все Вам непонятно и трудно что-либо наверняка сказать наперед – как Алисе, оказавшейся в Стране Чудес, – то не ясно даже в каком направлении сделать следующий шаг. Мир, в котором мы живем, – это тот самый незнакомый город, живущий по своим, не всегда понятным нам законам. Философия может помочь Вам набросать карту этого города. Можно, конечно, послушать, что скажут другие люди и строить свою жизнь по программе, которую написал кто-то другой, но еще Сократ (ок. 470-399 до н. э.) сказал, что непознанная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Как же может философия помочь человеку обрести такую жизнь, чтобы ею вообще стоило жить? Философия ставит самые глубокие и животрепещущие вопросы, причем ставит их ребром, вынуждая человека искать на них ответ. Надо честно признаться в самом начале нашего разговора: если человеку еще не приходилось всерьез и, может быть, до боли задумываться о смысле или бессмысленности собственного существования, дружелюбии или враждебности мира, справедливости и несправедливости общества и государства, – то для большего покоя и комфорта ему было бы лучше обойти эти вопросы стороной. Ибо знание ранит, а блаженны несведущие. Но человека то и отличает от животного, что он стал выше мира инстинктов и рефлексов, что его поведение направляется еще и разумом. И нельзя однозначно сказать, выиграл ли от этого человек или проиграл. Одни философы готовы были едва ли не молиться на свет разума, другие называли человека больной обезьяной. И не важно, кто прав в этом споре. Человек, конечно, может вести себя неразумно (что он, как порой кажется, обычно и делает), но он наделен этой способностью – разумом – это его судьба, и от этого никуда не деться. Стало быть, если человек – уже не просто животное, если судьба наделила его разумом, то каждый выбор, который человек делает, должен быть разумным. То есть осознанным, ответственным. И едва ли уместно оправдываться тем, что этот выбор сделал за человека кто-то другой. Ж.-П. Сартр (1905-1980), к примеру, утверждал, что человек всегда и во всем свободен, но его свобода всегда подразумевает и ответственность за свободный выбор. Только поступок, являющийся результатом свободного, осознанного и ответственного выбора может называться доподлинно человеческим, только такой поступок отличает человека от растения или робота. А из чего исходит человек, когда совершает свой собственный рациональный выбор? Разумеется, из цели, которую он стремится достичь в результате своего поступка или целой цепочки действий. Цели у людей различны, различны бывают и пути достижения одной и той же цели. Но почему один человек ставит перед собой такие-то цели, а другой – совершенно иные? Можно сказать: ситуации бывают разные. Но в схожих ситуациях люди не всегда ведут себя одинаково, не всегда устремляются к одной и той же цели. То, что лежит в основе выбора цели, глубже, чем просто ситуация или среда. Люди порой ставят перед собой различные цели даже в схожих ситуациях, поскольку они являются носителями различных наборов ценностей. Что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно – это предписывается той системой ценностей, которая для нас наиболее значима. Ценности предписываются традицией, передаются через воспитание, усваиваются через общение с другими людьми или же, что тоже порой случается, устанавливаются самим человеком, который своей жизнью их выстрадал. Спросим же себя, существует ли что-то, что стоит за ценностным миром того или иного человека. Или же ценности – это предельная реальность, которая влияет на нашу деятельность? Мы недаром говорим о системе ценностей: ценности у человека не должны быть свалены в кучу (иначе как они помогут организовать жизнь, сами не зная порядка?), они образуют единое упорядоченное целое – ценностный мир, живущий по определенным законам и имеющий определенную иерархию. И вершиной этой иерархической пирамиды ценностей, сердцем ценностного мира, с которым в идеале соотносится любая ценность, выступает смысл жизни. Конечно же, мы не возьмем на себя ответственность говорить об универсальном, раз и навсегда данном смысле жизни для всех людей. Возможно, что такого универсального смысла жизни и не существует. Но человек ищет смысл своей жизни, находит или изобретает, конструирует его и, отталкиваясь от этого смысла, выстраивается система ценностей, которая в свою очередь предопределяет набор целей, исходя из которых человек совершает тот или иной конкретный выбор. Известно, что если бы сороконожка всякий раз задумывалась о том, куда поставить ту или иную лапку, то она бы вообще не сдвинулась с места. Автоматизм, до которого мы доводим определенные формы нашей деятельности, – необходимая сторона нашей жизни. Однако даже когда человек не вспоминает о смысле жизни, подспудно, невидимый тот все равно тайно присматривает за человеком. Но идти самому и быть всегда лишь ведомым за руку – это разные вещи. Философия дает человеку шанс познать непознанное, осознать неосознанное, открыть то главное, ради чего он живет, и принять либо критически пересмотреть смысл своей жизни.2. Философия как тип мировоззрения Чтобы рассуждать о том, зачем мы в этом мире, необходимо, во-первых, знать, что из себя представляет мир, а во-вторых, – какое место в нем отведено нам. Система наиболее общих взглядов на мир и на место человека в этом мире называется мировоззрением. Философия существовала не всегда, она – лишь один из исторических типов мировоззрения. Наряду с философией в качестве исторических типов мировоззрения принято выделять мифологию и религию.Мифология – самый древний тип мировоззрения. Он сопутствует человеку с самой зари существования последнего. Ведь человек начал вопрошать о смысле собственного существования, как только стал человеком. Или наоборот: человек и стал человеком, когда стал задаваться этим вопросом. И первые ответы на него дала мифология. Несведущий человек, порой, готов смеяться над наивностью мифа, но миф – это не просто набор суеверий или байки о богах и героях. Миф – это способ познания мира и это система знаний о мире, он не ниже и не выше науки, он качественно иной, у него своя логика, подчас непонятная современному человеку. То, что наука объясняет с помощью абстрактно-теоретических понятий, миф описывает в чувственно-образных формах, выстраивая вокруг человека вселенную из множества символов. Для мифа также характерно целостное, нерасчлененное восприятие мира. Человек не противопоставляет себя природе и космосу, он – часть этого мира, где одними и теми же тропами ходят люди, звери, духи предков и боги. Мифы существуют и по сей день. И сегодня жизни множества людей в той или иной мере определяются мифологическим сознанием, новыми мифами, возникшими уже в XX и в XXI вв.^ Религиозное сознание формируется на основании мифологического. Между религией и мифом очень много общего. Религия строится на мифах, вокруг мифов, создает свои собственные мифы. Так же как и в мифе, в религиозном мировоззрении мир представлен в первую очередь в виде чувственно постигаемых образов. Однако для религий, достигших зрелости, как правило, свойственно разделение целостного мира на два (так называемое «удвоение мира»): на мир небесный, вечный, божественный и мир людей, земной, мир, где время стирает все. И главная задача человека – приблизиться к божественному миру вечности. Религиозное мировоззрение, так же как и мифологическое, – догматично. То есть религия очень ревностно следит за сохранением вполне определенных форм истины. Есть, к примеру, в христианстве догмат о троичности Бога, и если человек – христианин, то он не должен ставить его под сомнение, иначе его признают отступником, еретиком. В отличие от мифа и религии философия принципиально адогматична. То есть ни одна философская истина не должна приниматься как истина в последней инстанции, из чьих бы уст она ни исходила. Уместно вспомнить знаменитое высказывание Аристотеля (384-322 до н. э.) об учении своего учителя Платона (427-347 до н. э.): «Платон мне друг, но истина дороже». Слепую веру в авторитеты Ф. Бэкон (1561-1626) называл одним из идолов, препятствующих достоверному знанию. Другое очень важное различие между мифом и религией, с одной стороны, и философией, с другой, заключается в самом способе философского познания мира. Философия, как правило, предпочитает образному мышлению – понятийное, чувствам и вере – разум. Это роднит философию с наукой. Данное родство, кстати, – предмет отдельного спора: «считать ли философию наукой?». Исторически предлагались различные варианты ответа. Первая точка зрения сводится к тому, что философия должна быть наукой в строгом смысле слова, а любая философия, которая не отвечает критериям научности, – это даже и не философия, а, скорее, поэзия или рассуждение на уровне мнения. Менее категоричные философы утверждали, что философия – это особая наука, существующая по своим законам и к которой неприменимы многие требования, которые мы предъявляем обычной науке. А ряд философов, не столь убежденных в могуществе разума и идеале «научности», склонялись к мысли, что философия вообще не является наукой, а есть некая специфическая форма знания, познавательной деятельности человека. Как бы то ни было, между философией и наукой наличествует еще и генетическое родство – многие науки когда-то зародились внутри системы философского знания, а впоследствии, сформировавшись как самостоятельные дисциплины, обрели независимое существование. Есть, однако, одно качество, которое отличает философию от большинства современных наук и сближает с религией и искусством. О чем бы ни рассуждала философия, она, в конечном итоге, всегда выходит на человека и на смысл его существования, ибо это – самый фундаментальный предмет ее исследования.3. Предмет философии и ее основные функции Само слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Считается, что впервые это слово употребил Пифагор (ок. 580-500 до н. э.). Однако еще с древних времен стали разделять мудрость и просто знание о чем-то. Как утверждал другой древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н. э. или ок. 520-460 до н. э.), многознание уму не научает. А с точки зрения Платона, философ – это даже и не мудрец, он где-то между мудрецом и глупцом. Платон говорил, что мудрец уже обладает мудростью, а глупец потому и глупец, что не в состоянии ее оценить. Философ же стремится к мудрости, пылая к ней небесной любовью. Философия есть стремление к истине, но не всякое стремление к истине философично. Есть конкретные истины, истины фактов, их постигают конкретные науки. Та же истина наиболее философская, которая наиболее универсальна, то есть может быть применена к наибольшему числу людей, вещей, явлений, но при этом она не должна быть пустой для человека, а наоборот – глубокой и актуальной, задевающей его за живое. Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем заключить, что философия – это специфическая форма духовной деятельности людей, направленная на познание мира в его целостности и многообразии, а также человека и их взаимоотношений. Отсюда следует, что предмет философии комплексен и многолик, как многолики мир и человек, что, однако, не должно нарушать единство философского знания. Предмет философии заключается в: исследовании наиболее фундаментальных вопросов бытия (при этом слово «бытие» понимается, с одной стороны, как целокупность сущего, все что есть, мироздание в его целостности, мир как таковой, а с другой – как специфический способ существования чего-либо – того или иного явления или человека); исследование наиболее фундаментальных вопросов познания (таких как: способы познания мира, природа истины, возможные границы познавательной деятельности человека); изучение наиболее глубоких проблем бытия человека; исследование основных принципов существования и развития общества. Та или иная вещь может быть либо бессмысленной, либо полезной для нас (поскольку наличие некоего смысла – это предпосылка возможной полезности или же ее результат). Когда мы говорим, в чем сущность, суть той или иной вещи, мы обычно подразумеваем, зачем она нужна. То, зачем та или иная вещь нужна – Богу, природе, обществу или ее обладателю – это функция вещи. Будучи формой духовной деятельности, философия выполняет ряд функций, связанных как с самим процессом постижения мира, так и с критикой социального порядка, с изучением истинно человеческого в человеке. Существует много классификаций функций философии; обобщая, можно выделить следующие основные функции:^ Мировоззренческая функция. Наряду с мифом, религией, искусством философия формирует мировоззрение человека, объясняя ему, что собой представляет мир в целом.^ Гуманистическая (она же аксиологическая) функция. Поскольку философия обращена на человека, она помогает ему глубже познать самого себя, обнаружить человека в себе, исследовать мир смыслов и ценностей, которыми он руководствуется.^ Эвристическо-методологическая функция. Поскольку предметы исследования различных наук различаются, различаются и методы их изучения. У каждой науки есть свой собственный метод, но существуют также общие научные методы, которые конкретизируются каждой наукой применительно к собственному предмету исследования. Эти методы не могут быть созданы отдельно взятыми науками в силу их ограниченности собственным предметом, зато на это способна философия, стремящаяся к постижению мира в его целостности. В основе методов современных наук лежат, к примеру, рассуждения выдающихся философов Нового Времени – Френсиса Бэкона и Рене Декарта.^ Прогностическая функция заключается в способности философии вскрывать тенденции развития человека и общества, направлять его и предупреждать о возможной опасности. Собственно говоря, практическая ценность любого знания – именно в том, что оно служит основанием для деятельности с относительно предсказуемым результатом.^ Критическая функция. Как уже было сказано раньше, философия адогматична, то есть любые философские решения той или иной проблемы могут быть пересмотрены. Поэтому без обоснованной критики несостоятельных или устаревших теорий философия не смогла бы ни существовать, ни развиваться, а главное – она оказалась бы неспособной отвечать на вызовы современности современными же средствами и языком. Кроме того, философия – это едкое жало, которое человек направляет туда, где особенно очевидно несовершенство. Критиковать мироздание как оно есть было бы довольно бессмысленной затеей, поскольку критики достойно лишь то, что может быть изменено, и философ обращает свою критику на себя, на человека, на общество и его культуру. ^ Социальная функция. Хотя человек существует в физическом, природном мире, его непосредственной средой обитания является социальная реальность. В обществе человек рождается, формируется и становится человеком. Любой порок, изъян в общественной жизни может отдаваться невыносимой болью в сердце (или в желудке) человека. Ритмы жизни общества тесно связаны с жизнью отдельно взятого человека. Философия должна помочь человеку, во-первых, глубже постичь общество, в котором он живет, во-вторых, вскрыть его наиболее злокачественные опухоли и, в-третьих, предложить возможное лекарство для его исцеления.4. Основные разделы философии Философское знание целостно, но, поскольку предмет философии в своем единстве весьма многообразен, принято выделять в философии несколько разделов, которые называются философскими дисциплинами. Основными разделами философии можно считать онтологию, гносеологию, социальную философию, этику, эстетику, аксиологию, философскую антропологию и историю философии. Онтология переводится с древнегреческого как учение о бытии. Другими словами, онтология – это философское вопрошание о том, как устроен мир, как он существует и развивается, о природе реальности как таковой. Ответ на вопрос «кто мы есть?» тесно связан с решением загадки «что такое мир?», поскольку мир – это то, где мы есть, и то, благодаря чему мы вообще можем быть. Гносеология (от древнегреческого «гносис» – знание) представляет собой философское учение о познании. То, как, по нашему мнению, устроен мир, и то, как нам следует его изучать, – две стороны одной медали. Чтобы получить удовлетворительное знание о мире, нужно руководствоваться должными эвристическими (познавательными) принципами, а то, какое познание в наибольшей степени способно приблизить нас к истине, в свою очередь, предопределяется природой самой реальности. Синоним понятия гносеология – эпистемология. Философия тесно связана с метафизикой (букв. «то, что после физики»). По сути говоря, метафизика объединяет в себе как онтологию, так и гносеологию, ставя вопросы о глубочайших (сверхфизических) первопричинах мира и принципах его постижения. Аристотель считал учение о первоначалах мира – первой философией, на которую должны опираться все прочие философские изыскания. Р. Декарт (1596-1650) рассматривал метафизику как корни древа знания, стволом которого является физика – учение о природе, – а ветвями – все остальные дисциплины. И. Кант (1724-1804) же, напротив, называл метафизические идеи химерами, фантазиями разума, отвлеченного от чувственно постигаемой стороны явлений, знание которой может рассматриваться как единственно достоверное. Социальная философия – это философское учение об обществе, его истоках, формах, структуре и развитии. Социальная философия включает в себя все философское знание о социальной реальности, представленное философией истории, философией политики, философией культуры, философией религии и т. д. К социальной философии тесно примыкают этика и аксиология. Этика есть философское учение о морали. Слова этика и мораль восходят к двум древним языкам – древнегреческому и латинскому, где они означают одно и то же: обычаи и нравы общества. Однако наряду с синонимичным использованием этих понятий в философии принято подразумевать под моралью систему нравственных норм и принципов, а под этикой – философское осмысление и анализ этой системы. Аксиология в переводе с древнегреческого означает учение о ценностях. К ценностям относится все, что ценно для человека, все, к чему он стремится в своей жизни, все, чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Жить без ценностей человек не может, в такой ситуации все становится равным образом бессмысленным; если человек ниспровергает старые ценности, их место занимают другие. Ценностный мир организован в иерархическую систему, где одни ценности являются определяющими для других. Эстетика – это раздел философии, изучающий прекрасное как таковое, способы его постижения, а также многочисленные формы художественного творчества, где человек создает по законам красоты и гармонии. При всей культурно-исторической обусловленности этих форм и законов для философии очень важен вопрос о том, стоит ли что-то универсальное за местной спецификой в понимании красоты, и если да, то каковы могут быть эти всеобщие принципы красоты. «Антропос», как известно, означает человек. Антропология, соответственно, – это учение о человеке. Все, что есть специфически человеческого в человеке, его «человечность» представляет собой предмет антропологии. Поскольку антропология включает в себя все знание о человеке, философская антропология – одна из ее форм. Наряду с философской антропологией существует, например, религиозная. В рамках же самой философской антропологии как философском учении о человеке можно выделить социальную антропологию – учение о человеке как социальном существе. У всякого знания есть своя история. История философии открывает перед нами величественную картину развития философской мысли, философских терзаний, борений, панораму того, как одно философское видение мира сменяло другое, а, кроме того, показывает, как из эпохи в эпоху (сменяя маски, адаптируясь к новым культурным условиям и актуализируясь очередными вызовами, брошенными историей) переходили одни и те же фундаментальные философские вопросы, которые недаром называются вечными.Вопросы для самоконтроля Что может дать человеку изучение философии? Предложите несколько собственных вариантов. Что общего и различного между мифом и религией как типами мировоззрения? В чем специфика философского мировоззрения? В чем состоит предмет философии? Перечислите и раскройте основные функции философии. Назовите основные разделы философии. Придумайте один-два философских вопроса для каждого раздела.^ Основные определения1Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.Мифология (греч. mythologia, от mythos – предание, сказание и lоgos – слово, рассказ, учение) – фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов, и наука, изучающая мифы.Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.Философия – (греч. philosophia, буквально = любовь к мудрости, от phileo = люблю и sophia = мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.ЛитератураОбязательнаяОртега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Лекция I-III.Философия. Учебник для вузов. М., 1997 // Под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. ДополнительнаяГегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Работы разных лет в 2 т. М., 1970. Т. 1.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Философия – это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.Философский энциклопедический словарь. М., 1986. Стивенсон Дж. The Complete Idiot’s Guide To Philosophy // Философия. М., 2004.Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.^ ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: МИФ, ЛОГОС И ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ КУЛЬТУР С чего начинается философия?От мифа к логосу^ Зарождение философии и «осевое время»Философия Древней ИндииФилософия Древнего КитаяУ истоков европейской философии: Древняя Греция1. С чего начинается философия? Существует две полярные точки зрения на то, почему человек начинает философствовать. Первая точка зрения была хорошо представлена еще Аристотелем. По его мнению, философия «начинается с удивления». В какой-то момент человек вдруг замечает, как сложен и многообразен окружающий его мир и как гармонично он устроен. Человек поражен чудесами мироздания и пытается найти им логичное объяснение, то есть – начинает философствовать. Другая точка зрения, скорее, близка героям Федора Достоевского. Тем, кто унижен, тем, кто оскорблен, тем, кто особенно остро ощущает несправедливость общества, а то и всего миропорядка. Альбер Камю (1913-1960), к примеру, писал, что природа отрицает человека или, в лучшем случае, безразлична к его уделу. Согласно Мартину Хайдеггеру (1889-1976), трагедия неизбежно сопутствует человеческому существованию. Она заключается в том, что человек смертен. Но животные, скажем мы, тоже умирают, однако мы не называем их существование трагичным. Человек же не только смертен, он еще и знает об этом, знает, что когда-нибудь умрет. Несовершенство собственного удела, конечность собственного бытия непрестанно идут рука об руку с теми радостями и счастьем, что порой отпущены человеку. И человек задается вопросом «почему?». По сути говоря, обе представленные точки зрения иллюстрируют один и тот же процесс философского вопрошания о том, как устроен мир, почему он устроен так, а не иначе, и как следует жить человеку в таком мире. Только получается, что одни приходят в философию от удивления перед совершенством мира, а другие от печали, рожденной его несовершенством. Первый подход делает философию неким элитарным занятием, доступным и оправданным лишь для немногих. Аристотель рассматривал философскую деятельность скорее как роскошь, которую может позволить себе аристократ, но не крестьянин или раб, чей удел – насущные проблемы, а не отвлеченные рассуждения. С другой стороны, отталкиваясь от определенного несовершенства мира и общества, мы приближаем философию к практической сфере, опираемся на проблемное понимание действительности. Если мир, человек и общество несовершенны, то как сделать их лучше? – спрашивает философ. И тут уже не только элита, но каждый, кто оказывается свидетелем несправедливости, пытается постичь тайны мира и общественной реальности, чтобы найти корень несовершенства и, если удастся, искоренить его.2. От мифа к логосу Философские вопросы – о природе мира, человека и общества, о справедливости, о возможном и должном – коренятся в специфике человеческого существования, поэтому в той или иной форме человек задавал их всегда. Но философия же была не испокон веков, она – явление историко-культурное, то есть возникла в определенное время, в определенном месте. А что же было до того? До зарождения философии ответы на эти вопросы давал человеку миф.^ Философия возникает на стыке мифологии и зарождающегося научного знания. Недаром А.Н. Чанышев назвал миф и науку мамой и папой философии. Путь становления философии пролегает от мифа к логосу. Под «логосом» в античности понимали «слово», а также заключенный в нем смысл. В ряде учений логос рассматривался как мировой закон. Разумность организации миропорядка считалась предпосылкой его рационального постижения. Мы можем понять другого человека, только когда он рассуждает или поступает разумно. Понять сумасшедшего невозможно, поскольку мы пытаемся постичь разумом, логикой то, что неразумно, нелогично. Миф и религия в первую очередь обращаются к иррациональному началу в человеке: к вере, к чувствам, они стремятся исключить сомнение, для философии же сомнение – это исходная точка любого рассуждения. Поэтому там и тогда, где и когда человек уже не принимает то, что ему сообщают миф и религия как нечто несомненное, мы можем говорить о возникновении философии. Зарождение философии и «осевое время» Сам момент, когда человек открыл для себя философию, – глубоко загадочен и даже мистичен. Дело в том, что философия почти одновременно возникает в трех совершенно различных древних цивилизациях: древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. С точки зрения Карла Ясперса (1883-1969), зарождение философии – это часть более всеохватывающего процесса – формирования общечеловеческой духовности. До определенного времени человек, как полагает Ясперс, находился в плену у мифа, то есть был склонен воспринимать все «как данность», как само собой разумеющееся. Но потом вера в мифы сменяется так называемой «философской верой», верой вне конфессий (что отличает ее от религиозной веры), верой, которая строится на рациональном обосновании. Эту эпоху – примерно с 800 по 200 гг. до н. э. – Ясперс называет «осевое время». Место философии Древнего Востока, ее статус как философии понимается по-разному. Если мы берем западную модель философии за эталон, то по сравнению с ней древневосточная философия кажется нам не-философией или, в лучшем случае пред-философией. Восточная философия проигрывает своей западной сестре в рационализме и аналитизме, она в большей степени сохранила связь с мифологическим сознанием и религией. Однако если мы сумеем преодолеть до сих пор не изжитый нами европоцентризм и признаем, что западная модель философии со всеми ее неоспоримыми достоинствами – это всего лишь одна из моделей, один из подходов к философскому постижению мира, то мы обнаружим глубину и самобытность восточной философии. Эти две ветви философии скорее взаимодополняют, нежели взаимоисключают друг друга.Философия Древней Индии Древнейшим памятником индийской философии считаются Упанишады. Упанишады в переводе с санскрита означают «сидеть возле», то есть возле ног учителя. Упанишады являются философским осмыслением древних сакрально-религиозных текстов – Вед («веда», слово однокоренное русскому слову «ведать», означает «знание»). Как и любой другой религиозный текст – Библия, Коран и т. д. – Веды догматичны, они состоят в первую очередь из гимнов богам, описаний ритуалов, магических практик, различных пророчеств. Упанишады, принимая мудрость Вед, впервые задаются вопросом «почему?» и уже по-философски пытаются разрешить проблемы, связанные с ч­еловеческим существованием. Самые первые Упанишады относятся приблизительно к VI в. до н. э., наиболее поздние были написаны в XIV–XV вв. н. э. Одно из центральных понятий древнеиндийской философии – ^ Атман, индивидуальная душа, душа того или иного человека. Наряду с индивидуальной


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика проведения лабораторно практических работ по экономике в школе
Реферат Значення тестування у середній загальноосвітній школі
Реферат Особенности транзисторов
Реферат Теоретичні основи формування і розвитку загальнотрудових умінь і навичок в учнів 8-11 класів при вивченні профілю "Деревооброрбка"
Реферат Тарас Бульба народный герой
Реферат Субъекты преступлений, связанных с банкротством
Реферат Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс)
Реферат Трактовка сознания в "эклектическом спиритуализме" В.Кузена
Реферат Першы вопыт кадыфікацыі права ў ВКЛ Прывілей 1447 года і Судзебнік Казіміра 1468 года
Реферат Процессуальные особенности судебной защиты избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Реферат Политические партии и их характеристика
Реферат Понятие и виды основных прав и свобод, классификация
Реферат Гарантии, предупреждающие нарушение права работника на получение вознаграждения за труд
Реферат Українська культура у другій половині ХVII–XVIII століття
Реферат Возбуждение гражданского дела в суде