Реферат по предмету "Психология"


нейропсихология

методологическая необходимость возникновения нейропсихологии. Известно, что традиционно каждая наука ставшей дисциплинарной имеет свои предметные изучения свои задачи и методы. Это имеет большое значение. Конкретные дисциплины используют определенные методы, собирали много конкретных данных, которые вели к созданию новых отраслей родственных наук. Каждая новая отрасль имела тенденции сформировывать свои задачи, вырабатывать свои методы, исследования

, вести новые понятия и в один момент дошли, что специально одной и той же отрасли не могли понять о каких фактах и процессах идет речь. Узкое изучение фактов и явлений оставила некоторые территории иногда очень пространственные никем ни занятые. Дистанционные занятия изучения человека отдалялись для того, чтобы как результат сохранить свою автономию и как результат вместо интегрированной модели человека как система т. .к. он действительно на самом деле фрагментально и часто не находилось взаимоотношения

между поведением в различных средах. Для того чтобы объяснить все процессы которые проходят в человеческом организме в своей реальной единстве необходимо знать в комплексе человеческий организм и чтобы познания человека подчинялись - эпистемиологической модели. Необходимость такой ориентации стала чувствоваться в конце 19 и начале 20 века. Эти методологические направления становились общепринятыми во второй половине 20 века, когда были приняты

общая теория систем, кибернетика. Данные методологических направлений основаны на двух фундаментальных утверждениях 1 Каждый предмет или явление независимо от своей природы должен считаться целым. Его исследования должно осуществляться внутри его структурного комплекса, а также связь с внешним миром. 2 Расследования или изучения предмета с разных углов и с разных точек . Эти утверждения приняты в основу исследований человека и открыли новые перспективы для его познания.

На протяжении последующих столетий такие точки зрения развивались психические, клинические, неурологические науки и как результат появилась новая наука интеграционного типа названа - психоневрологией или нейропсихологией. Данная наука не изучает отдельно человеческую психику и человеческий мозг. В таком случае Н. имеет свою собственную ориентацию диалектическое единство между структурой и функцией развития. В свете такого утверждения структура организации мозга человека не должна рассматриваться

как что-то статистическое ну как результат. Эволюционная функция под воздействием внутреннего и внешнего мира Ии необходимости анализировать каждую структуру через призму функций. Понятие нейропсихологии находиться вокруг соотношений между нейрональным слоем и психической деятельности и считается что предметом изучения должно быть соотношение между различными структурами головного мозга, законном функционировании и процессах которые протекают в головном мозге.

В таком случае исследований должно найти 1 Место и значение разных структур и зон мозга в реализации и определении конкретных действий. 2 Локализация разных психических процессов и функций. 3 Как реализовать нервные модели внешних раздражителей . 4 Как реализовать нейропсихоны специализации в реализации некоторых психических функций и некоторых звеньев. 5 Какие эффекты имеют дифференцию повреждения мозга на психическую деятельность.

6 Какие возможности компенсаций психоповеденческих расстройств появившихся после локального повреждения мозга. 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Сформировавшись на стыке нескольких научных дисциплин, нейропсихология как самостоятельная отрасль науки сосредоточилась на изучении роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности. Можно выделить основные задачи нейропсихологии. 1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть,

с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности. 2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах. 3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга. Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы.

К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй - методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности. Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы.

С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон 1903 провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке 1945 . Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга - непрямом

раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Дальнейшее развитие экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу - изучению

активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов, которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения или выключения . Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических

операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые разрушения хирургическое удаление тех или иных участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга. Обратимые нарушения связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов, метод

Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального препарата и отключение соответствующего полушария мозга. Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, батарея

Луриевских методов . А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ по их параметрам . Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения поставить топический диагноз . Предложенный метод основан на системном подходе к анализу

нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям. Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного - речи, мышления, письма и счета, памяти. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема

школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение. 3. СВЯЗЬ НЕЙРОПСХОЛОГИИ С МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМИ , ПСИХОПЕДАГОГИЧЕСКИМИ И ТОЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ. Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины неврологии,

нейрохирургии начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины - нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно - в нашей стране. Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных

поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг чему способствовал целый ряд причин - во-первых, новые физиологические теории теория функциональных систем П. К. Анохина и концепция многоуровневого построения движений

Н. А. Бернштейна . Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения как психической функции , разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека - во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития

ВПФ Л. С. Выготского. Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками. Автор выдвинул идею о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности, о последовательном формировании ВПФ человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации как основной закономерности

психического развития. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга - и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. В ходе Великой Отечественной войны появилось большое количество раненых с поражением головного мозга, что позволило провести клиническую проверку теоретических исследований.

Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга. В этой новой области научного знания отечественная нейропсихология занимает одно из ведущих мест. Ее успехи и высокий международный авторитет связаны прежде всего с именем одного из самых выдающихся психологов XX века - Александра

Романовича Лурия. 4.СВЯЗЬ ПСИХИКА-МОЗГ. Проблема дифференцированной локализации психических функций.Теория системной динамической локализации психических функций - разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия теория, согласно которой - психические функции человека рассматриваются как системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными речью - физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные

и эфферентные взаимозаменяемые звенья, связанные с определенными мозговыми структурами - у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций. Теория системной динамической локализации высших психических функций - оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими

представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами главным образом речью , произвольных по способу управления. Т. с. д. л. в. п. ф. создавалась в борьбе против узкого локализационизма и антилокализационизма - двух основных концепций в решении проблемы мозг и психика . Она боролась также с эклектическими представлениями о мозговых механизмах психических процессов, объединяющими

эти оба направления. Согласно Т. с. д. л. в. п. ф. мозг как субстрат психических процессов не является совокупностью мозговых центров различных психических способностей узкий локализационизм и не представляет собой недифференцированное целое, во всех своих отделах в равной степени связанное со всеми психическими способностями антилокализационизм . Согласно данной теории мозг - это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров аспектов, звеньев психической функции.

Совокупность этих структур составляет определенную функциональную системы или морфо-физиологическую основу конкретной психической функции. Таким образом, высшим психическим функциям как системным образованиям соответствует их системная мозговая организация. Динамический характер этой организации проявляется в онтогенезе и при компенсации нарушенных функций. Т. с. д. л. в. п. ф. смогла объяснить, почему при поражении одного участка мозга появляются одновременно

нарушения не одной, а целой совокупности функций и почему одна и та же психическая функция нарушается при самых различных локальных поражениях мозга. Эти клинические факты не способны объяснить никакая другая теория мозговой организации психических процессов. Т. с. д. л. в. п. ф. позволила по-новому объяснить нейропсихологические синдромы и - главное - дать качественную оценку нарушениям высших психических функций.

Создание данной теории - большая заслуга отечественной нейропсихологии, с ее позиций можно систематизировать огромный фактический материал, накопленный в нейропсихологии и прогнозировать дальнейшее развитие этой области науки о мозге. Справедливость Т. с. д. л. в. п. ф. подтверждена многолетней практикой - нейропсихологической диагностикой локальных поражений головного мозга и нейропсихологической реабилитацией нарушений высших психических функций. 5. Связь психика-мозг. Проблема узкого локализационизма.

ВПФ - сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Проблема локализации ВПФ. Две основные теории узкого локализационизма Брока, Вернике и антилокализационизма Джексон, Флуранс . Локализационизм ПФ ? неразложимая на компоненты единая психическая способность, которая должна быть

полностью соотнесена с мозгом. Мозг рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых целиком заведует определенной психической функцией. Поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции. Антилокализацмонизм. ПФ- так же неразложимая психическая способность, что и выше, но мозг трактуется как однородной целое равноценное и равнозначное для всех

ПФ во всех своих отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга. В осн.положения данной теории входит понятийный аппарат о НП. В нем выделяют 2 класса понятий 1. понятия общие для

НП и общ.пси ВПФ, пси деят, пси-я система, пси-й процесс, речевое опосредование, значение, ЛС, пси-е орудие, образ, знак, действие, операция, интериоризация и др. 2. собств-но НП-кие понятия. Все понятия сост-ют опред сист знаний теорию с единых позиций объясн-ю закон-ти нарушений и восст-й ВПФ при локальных поражениях мозга и обоснов-х представления об их мозг организации. Общепсихол-ю основу теории сост-ет положение о систем-м строении

ВПФ и их систем-й мозг-й организации. Понятие ВПФ явл центр-м для НП. ВПФ - слож формы сознат пси деят осущ-е на основе соответ-х мотивов и регул-мые соответ-ми целями и программами, подчиняющиеся всем закон-тям пси деят. 3 осн х-ки ВПФ формир-ся прижизненно под влиянием соц-х факторов интериоризация опосред-ны по своему пси строению с пом реч сист произвольны по способу осущ-ния.

ВПФ как системы обладают большой пластичностью, взаимозамен-ю входящих в них компонентов. 2-й класс понятий НП-й симптом - наруш-е психич ф-ций, возник. вследствие локального поражения ГМ.Первич-е НП-е симптомы - наруш-е психич ф-ций непосед-но связанные с пораж-м НП-го фактора причины .Вторичные НП-е симптомы - наруш-е психич ф-ций, возник как системное следствие первичных НП-х симптомов по законам их систем-х взаимод-ий.

НП-й синдром - закон-е сочетание НП-х симптомов, обусл пораж-м выпадение опред фактора или нескол факторов.НП-й фактор - структурно-функц-ая единица работы мозга, характ опред принципом физиол-ой деят, ее наруш явл причиной появления НП-го синдрома.Синдромный анализ -анализ НП-х синдромов с целью обнаружения общего основания факторов , объясн-го происхождение различ НП-х симптомов. Это изуч-е качеств-й специфики наруш-я различ психич ф-ций, связ-х с пораж-м опред фактора.

Синоним факторный анализ.НП-я диагностика - исслед больных с локал-м пораж-м ГМ с пом клинич НП-х методов, с целью установления места поражения мозга.Функц сист - морфофизиол-е понятие, объясн-е мозг мех-мы ВПФ, совокупность афферентных и эфферентных звеньев, кот. создаются мозгом для достижения конечного рез-та. Для выполнения той или иной ф-ции создаются свои функц сист.

Мозг-е мех-мы ВПФ - совокуп морфологич-х стр-р мозга подкорка и кора и протекающих в них физиол-х проц кот. входят в единую функц сист необход-е для осуществления той или иной формы пси-й деятЛокализ.ВПФ - центр понятие в теории сист-динам локал-и ВПФ, объясняющее связь мозга с психикой.Полифунк-ть мозг-х стр-р -сп-ть мозг-х стр-р перестраивать свои ф-ции под влиянием новых афферентных воздействий в следствие чего происходит перестройка пораженных функц сист.

Норма ф-ции - хар-ет среднее значение тех или иных ф-ций в опред популяции. МежПШ ассиметрия мозга - неравноценность вклада кот. делает лев и прав ПШ-е в каждую психич ф-цию. 6. модель динамической локализации его значение для решения проблемы психика- мозг. По Лурия теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в борьбе с направлениями антилокализационизма и антилок-ма.

В советской психологии было пересмотрено понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу, опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные. Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс.

ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую

организацию каждой функции. 7.понятие о механизме психической функции. Высшие психические функции - составные системные части мозга Термин был введен в психол Л.С. Выготским, кот-й различал элементарные или натуральные и высшие психич ф-ции логич мышл, логич память, произвол вним, запоминание, речь и др ВПФ - слож формы сознат пси деят осущ-е на основе соответ-х мотивов и регул-мые соответ-ми целями и

программами, подчиняющиеся всем закон-тям пси деят. 3 осн х-ки ВПФ формир-ся прижизненно под влиянием соц-х факторов интериоризация опосред-ны по своему пси строению с пом реч сист произвольны по способу осущ-ния. Системное строение ВПФ проявляется в сложном - одновременно устойчивом и подвижном - составе их компонентов, при котором выполняемая задача остается инвариантной, а средства для ее достижения - вариативными.

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия сущ. два осн пути изучения ВПФ 1 анализ закон-тей их формир в онтогенезе 2 анализ закон-тей их нарушения при различ формах патологии мозга. ВПФ как системы обладают большой пластичностью, взаимозамен-ю входящих в них компонентов. А.Р. Лурия выделил два типа перестроек - внутрисист-е и межсист-е, благодаря кот-м нарушенная ф-ция начинает осущ-ся с пом новых звеньев. На разных этапах онтогенеза функц системы, явл-ся мозг мех-ми

ВПФ, имеют различную стр- ру. Вертикальная организация высших психических функции А.Р. Лурия, идея вертикальной уровневой организации ВПФ. Разраб-я проблему ВПФ как функц сист , Лурия ввел в НП новое понятие - фактор. Опред-я сущность синдромного анализа, он отмечал, что при поражении опред звена функц-ной сист возник-т первичные нарушения психич проц, непосред-но связ с работой этого звена.

Функц сист в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных локальных поражениях она нарушается по-разному. Согласно представлениям А.Р. Лурия, в качестве фактора может выступать только звено, общее для нескольких функц систем. Синдромный анализ позвол выделить общее пораженное звено ряда функц-х систем фактор и по соответст НП-му синдрому опред-ть зону поражения мозга. 8. Структурная функциональная организация мозга

Особенности строения и функционального значения отдельных участков коры позволяют выделить отдельные корковые поля. Различают три основные группы полей в коре первичные, вторичные и третичные поля. Первичные поля связаны с органами чувств и органами движения на периферии, они раньше других созревают в онтогенезе, имеют наиболее крупные клетки. Это так называемые ядерные зоны анализаторов, по И. П. Павлову например, поле болевой, температурной, тактильной и мышечно-суставной чувствительности

в задней центральной извилине коры, зрительное поле в затылочной области, слуховое поле в височной области и двигательное поле в передней центральной извилине коры рис. 54 . Эти поля осуществляют анализ отдельных раздражений, поступающих в кору от соответствующих рецепторов. При разрушении первичных полей возникают так называемая корковая слепота, корковая глухота и т. п. Рядом расположены вторичные поля, или периферические зоны анализаторов, которые связаны с отдельными

органами только через первичные поля. Они служат для обобщения и дальнейшей обработки поступающей информации. Отдельные ощущения синтезируются в них в комплексы, обусловливающие процессы восприятия. При поражении вторичных полей сохраняется способность видеть предметы, слышать звуки, но человек их не узнает, не помнит их значения. Первичные и вторичные поля имеются и у человека, и у животных. Наиболее далеки от непосредственных связей с периферией третичные поля, или зоны перекрытия анализаторов.

Эти поля есть только у человека. Они занимают почти половину территории коры и имеют обширные связи с другими отделами коры и с неспецифическими системами мозга. В этих полях преобладают наиболее мелкие и разнообразные клетки. Основным клеточным элементом здесь являются звездчатые нейроны. Третичные поля находятся в задней половине коры - на границах теменных, височных и затылочных ее областей

и в передней половине - в передних частях лобных областей. В этих зонах оканчивается наибольшее число нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария, поэтому роль их особенно велика в организации согласованной работы обоих полушарий. Третичные поля созревают у человека позже других корковых полей, они осуществляют наиболее сложные функции коры. Здесь происходят процессы высшего анализа и синтеза.

В третичных полях на основе синтеза всех афферентных раздражении и с Учетом следов прежних раздражении вырабатываются цели и задачи поведения. Согласно им происходит программирование двигательной деятельности. Развитие третичных полей у человека связывают с функцией речи. Мышление внутренняя речь возможно только при совместной деятельности анализаторов, объединение информации

от которых происходит в третичных полях. При врожденном недоразвитии третичных полей человек не в состоянии овладеть речью произносит лишь бессмысленные звуки и даже простейшими двигательными навыками не может одеваться, пользоваться орудиями труда и т. п Воспринимая и оценивая все сигналы из внутренней и внешней среды, кора больших полушарий осуществляет высшую регуляцию всех двигательных и эмоционально-вегетативных реакций. 9.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА. В основе структурной функциональной организации мозга лежит множество принципов каждый выявляя определенную сторону закономерность нервной системы раскрывает их, а также определяет их методологическое значение открывая новые возможности для объяснения множественных аспектов вопроса соотношении психика - мозг. 1.принцип нейрона - объясняет внутреннее строение мозга. Согласно ему мозг имеет сложную структуру организация, которой обеспечивает функциональную дифференцию

и специализированную установку связей между ними осуществляя подчинение и координацию по вертикали повышения интегративной способности. 2.принцип централизации- свидетельствует о закономерной физической тенденции нервной системы - соединительных нервных центров. У человека этот принцип наиболее очевиден. Человеческий мозг является совокупностью нервным центров которые взаимодействуют между собой. 3. принцип цефализации- он связан с общественным планом строения организма.

В связи с тем, что передний отдел мозга, будет стремиться, выполнять самые сложные функции он же будет, больше усовершенствован. У человека этот принцип имеет самую сильную степень развития и именно передний мозг достиг самое сложное строение. В функциональном плане самые сложные процессы которые генерируют психические функции осуществляются также нейрональными формациями головного мозга. 4. принцип кортиколизации - который свидетельствует, что самая новая филогенетическая структура является

кора головного мозга . Чем больше тенденции к развитию тем она станет основным высшим организмом команды и контроля и будет себя подчинять деятельность всех других нервных структур. У человека картиколизация квазитотальная. Практически не существует ни одной дуги ни самотической ни которые не имели бы свою резепродуктивность на уровне коры. По нисхождению путей кора управления всеми нервными центрами находиться ниже в иерхической системе

мозга. 5. принцип дифференциации - и специализации не должен рассматриваться как однородная масса в структурном и функциональном плане. В процессе эволюции утверждается объект закономерность структурной дифференциации и функциональной специализации. Если некоторые структуры имеют историческую филогенетическую , то другим специальностям в течении жизни и деятельности организма. Касательно психических функций даже структуризация с определенной детерминацией филогенетической структуры

должна проходить определенно стадию воздействия. 6. принцип иерархизации и систем интеграции- является предметом предыдущему если предыдущий действовал индивидуальности и автономности нейрональной структуры, то иерархизация и систематическая интеграция были направлены на установление связей и взаимоотношений между различными звеньями нервной системы. Иерархизация показывает взаимодействие сигментов ЦНС по вертикали, она предусматривает подчинение низших высшими.

Поэтапное повышение сложностей процесса . Основными ерархическими структурами является спиной мозг продолговатый мозг средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, большие полушария головн.мозга. Между этими структурами двойная связь. 10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА. 1.Принцип коммутирования - объясняет селективность мозга среди многочисленных импульсов которые

влияют на организм. Как осуществить выбор одного ответа из многочисленных факторов которые одновременно действуют на организм. Существуют определенные механизмы которые позволяют ответить на один фактор и блокировать остальные. Эти механизмы определяются разновидностями и количеством звеньев входа и выхода информации 2. принцип рефлекса -объясняют природу деятельности организма. Согласно данного принципа основные функции ВНС является рефлекторная дуга

Этот принцип предусматривает взаимодействие между входом и выходом звеньев нервной системы. Рефлекс- это самоя большая ценность в нейропсихологии которая позволяет научно объяснить психические явления. 3. принцип обратной связи -стоит в основе общего дела деятельности мозга как кибернетическая система которая способна к авторегуляции и самоорганизации благодаря ему мозг способен а поддерживать равновесие и осуществлять коррекцию тех функциональных ошибок которые могут иметь место при деятельности.

Б оптимизировать свою деятельность через связи между двумя функциональными блоками, команды и контроля, но определенная прямая и косвенная связь очень относительно. 4. принцип резистентности - состоит в основе мозга на воздействие различных факторов особенно те которые создавали шум. В реальном мире не существует информационной идеальной системы в которой обрабатывается и передача импульса осуществляется без потерь энергии и шума, однако исключение нервная система.

5. принцип вербализации - появляется в процессе межчеловеческого общения и развития артиклей речи. Речь через знаки, и слова являются системой кодификации и объективизации информации обрабатываемой и интегрированием на психическом уровне. У взрослого человека практически не существует процесс который не находится под влиянием слова. Который является инструментом становления и развития психических функции и процессов в основном когнитивном. Чем сложнее этот процесс, тем более он становиться зависимым от

слова. Таким образом речь является основной сущностью человеческого мозга и необходимым в пояснении механизма психической деятельности. 6. принцип обучаемости - показывает что высокая специализация мозга в основном не предопределена и не совершенна. Данный принцип предусматривает усовершенствование активности мозга в зависимости с внешним миром. То состояние которое имеет мозг во взрослом возрасте является результатом обучения. К рождению число этих рефлексов лимитировано и ребенок не способен реагировать на внешние

факторы, но его обучающая способность лимитированы. Обучаемость мозга универсальна , но его система в индивидуальном плане разная. Больной мозг не подается обучению. У нормального мозга существует топологические, биофизические, биохимические, физиологические особенности которые обеспечивают разный уровень обучения. 11. НЕЙРОН И ЕГО ФУНКЦИИ. КЛАСИФИКАЦИЯ НЕЙРОНОВ ПО

РАЗНЫМ КРИТЕРИЯМ. Функциональные и основные свойства нейрона определяются его способностью к возбуждению и самовозбуждению. Передача возбуждения осуществляется по отросткам нейрона - аксонам и дендритам. Аксоны - более длинные и широкие отростки. Они обладают рядом специфических свойств изолированным проведением возбуждения и двусторонней проводимостью Нервные клетки способны не только воспринимать и перерабатывать внешнее возбуждение, но и самопроизвольно выдавать импульсы, не вызванные внешним раздражением самовозбуждение

. В ответ на раздражение, нейрон отвечает импульсом активности - потенциалом действия, частота генерации которых колеблется от 50-60 импульсов в секунду для мотонейронов , до 600- 800 импульсов в секунду для вставочных нейронов головного мозга . Аксон заканчивается множеством тоненьких веточек, которые называются терминалями. С терминалей импульс переходит на другие клетки, непосредственно на их тела или чаще на их отростки дендриты. Количество терминалей у аксона, может достигать до одной тысячи, которые оканчиваются

в разных клетках. С другой стороны, типичный нейрон позвоночного имеет от 1000 до 10000 терминалей от других клеток. Дендриты - более короткие и многочисленные отростки нейронов. Они воспринимают возбуждение от соседних нейронов и проводят его к телу клетки. Различают мякотные и безмякотные нервные клетки и волокна. Мякотные волокна - входят в состав чувствительных и двигательных нервов скелетной мускулатуры и органов

чувств Они покрыты липидной миелиновой оболочкой. Безмякотные волокна - составляют основную часть симпатических нервов. Они не имеют миелиновой оболочки и отделены друг от друга клетками нейроглии. В безмякотных волокнах роль изоляторов выполняют клетки нейроглии нервной опорной ткани . Швановские клетки - одна из разновидностей глиальных клеток. Помимо внутренних нейронов, воспринимающих и преобразующих импульсы, поступающие от других нейронов,

существуют нейроны, воспринимающие воздействия непосредственно из окружающей среды - это рецепторы, а так же нейроны, непосредственно воздействующие на исполнительные органы - эффекторы, например, на мышцы или железы. Если нейрон воздействует на мышцу, его называют моторным нейроном или мотонейроном. Среди нейрорецепторов различают 5 типов клеток, в зависимости от вида возбудителя - фоторецепторы, которые возбуждаются под воздействием света и обеспечивают работу органов зрения механорецепторы, те

рецепторы, которые реагируют на механические воздействия. Они располагаются в органах слуха, равновесия. Осязательные клетки также являются механорецепторами. Некоторые механорецепторы располагаются в мышцах и измеряют степень их растяжения хеморецепторы - избирательно реагируют на присутствие или изменение концентрации различных химических веществ, на них основана работа органов обоняния и вкуса терморецепторы, реагируют на изменение температуры либо на ее уровень - холодовые

и тепловые рецепторы электрорецепторы реагируют на токовые импульсы, и имеются у некоторых рыб, амфибий и млекопитающих, например, у утконоса. Исходя из выше сказанного, хотелось бы отметить, что долгое время среди биологов, изучавших нервную систему, существовало мнение, что нервные клетки образуют длинные сложные сети, непрерывно переходящие одна в другую. Метод Гольджи сильно помог изучению строения нервных клеток.

Его использование показало, что, не смотря на то, что клетки в головном мозгу расположены чрезвычайно близко друг к другу, и их отростки перепутаны, все же каждая клетка четко отделяется. То есть мозг, как и другие ткани, состоит из отдельных, не объединенных в общую сеть клеток. 12. СИНАПС. ТИПЫ И СТРУКТУРА Каждый многоклеточный организм, каждая ткань, состоящая из клеток, нуждается в механизмах, обеспечивающих межклеточные взаимодействия.

По нервной клетке информация распространяется в виде потенциалов действия. Передача возбуждения с аксонных терминалей на иннервируемый орган или другую нервную клетку происходит через межклеточные структурные образования - синапы от греч. Synapsis -соединение, связь . Понятие синапс было введено английским физиологом Ч. Шеррингтоном в 1897 году, для обозначения функционального контакта между нейронами.

Следует отметить, что еще в 60-х годах прошлого столетия И.М. Сеченов подчеркивал, что вне межклеточной связи нельзя объяснить способы происхождения даже самого нервного элементарного процесса. Чем сложнее устроена нервная система, и чем больше число составляющих нервных мозговых элементов, тем важнее становится значение синаптических контактов. Различные синаптические контакты отличаются друг от друга.

Однако при всем многообразии синапсов существуют определенные общие свойства их структуры и функции. Поэтому сначала опишем общие принципы их функционирования. Синапс - представляет собой сложное структурное образование, состоящее из пресинаптической мембраны чаще всего это концевое разветвление аксона , постсинаптической мембраны чаще всего это участок мембраны тела или дендрита другого нейрона , а так же синаптической щели.

Механизм передачи через синапс долгое время оставался невыясненным, хотя было очевидно, что передача сигналов в синаптической области резко отличается от процесса проведения потенциала действия по аксону. Однако в начале XX века была сформулирована гипотеза, что синаптическая передача осуществляется или электрическим или химическим путем. Электрическая теория синаптической передачи в ЦНС пользовалась признанием до начала 50-х годов, однако она значительно сдала свои позиции после того,

как химический синапс был продемонстрирован в ряде периферических синапсов. Так, например, А.В. Кибяков, проведя опыт на нервном ганглии, а также использование микроэлектродной техники для внутриклеточной регистрации синаптических потенциалов нейронов ЦНС позволили сделать вывод о химической природе передачи в межнейрональных синапсах спинного мозга. Микроэлектродные исследования последних лет показали, что в определенных межнейронных синапсах существует

электрический механизм передачи. В настоящее время стало очевидным, что есть синапсы, как с химическим механизмом передачи, так и с электрическим. Более того, в некоторых синаптических структурах вместе функционируют и электрический и химический механизмы передачи - это так называемые смешанные синапсы. Если электрические синапсы характерны для нервной системы более примитивных животных нервная диффузионная система кишечнополостных, некоторые синапсы рака и кольчатых червей, синапсы нервной системы рыб , хотя

они и обнаружены в мозге млекопитающих. Во всех перечисленных выше случаях импульсы передаются посредством деполяризующего действия электрического тока, который генерируется в пресинаптическом элементе. 13. ХИМИЧЕСКИЕ СИНАПСЫ мпульс возбуждения, достигает пресинаптической мембраны нервной клетки дендрита или аксона , в которой содержатся синаптические пузырьки, заполненные особым веществом - медиатором от латинского Media - середина, посредник, передатчик .

Пресинаптическая мембрана содержит много кальциевых каналов. Потенциал действия деполяризует пресинаптическое окончание и, таким образом, изменяет состояние кальциевых каналов, вследствие чего они открываются. Так как концентрация кальция Са2 во внеклеточной среде больше, чем внутри клетки, то через открытые каналы кальций проникает в клетку. Увеличение внутриклеточного содержания кальция, приводит к слиянию пузырьков с пресинаптической мембраной.

Медиатор выходит из синаптических пузырьков в синоптическую щель. Синаптическая щель в химических синапсах довольно широкая и составляет в среднем 10-20 нм. Следует отметить, что химические синапсы отличаются не только механизмом передачи, но также и многими функциональными свойствами. Некоторые из них мне хотелось бы указать. Например, в синапсах с химическим механизмом передачи продолжительность синоптической задержки, то

есть интервал между приходом импульса в пресинаптическое окончание и началом постсинаптического потенциала, у теплокровных животных составляет 0,2 - 0,5мс. Также, химические синапсы отличаются односторонним проведением, то есть медиатор, обеспечивающий передачу сигналов, содержится только в пресинаптическом звене. Учитывая, что в химических возникновениях синапсах возникновение постсинаптического потенциала обусловлено изменением ионной проницаемости постсинаптической мембраны, они эффективно обеспечивают

как возбуждение, так и торможение. 14. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ И СТРУКТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой.

Деятельность нервной системы лежит в основе чувств, обучения, памяти, речи и мышления - психический процессов, с помощью которых человек не только познает окружающую среду, но и может активно ее изменить. Характерной особенностью этой нервной системы является тот акт, что вся она состоит из сети нервных волокон, которые возбуждаются особо чувствительными клетками сензиллами , расположенными на поверхности тела животного, и передают это возбуждение на элементарные двигательные клетки миомы , возбуждение которых

и приводит к сокращению тела животного. Эта сетевидная нервная система во многом напоминает те нервные образования, которые существуют и у высших позвоночных и которые известны там под названием ретикулярные формации . Однако, если ретикулярная формация высших животных представляет собой лишь низкий этаж нервной системы, то у низших многоклеточных она представляет единственную форму нервной системы. Эта нервная система обладает рядом значительных преимуществ однако она еще лишена тех возможностей

регуляции поведения, которые появляются лишь на высших этапах эволюции. С появлением специальных высокочастотных рецепторных клеток и сетевидной нервной системы возникает повышение чувствительности не только к контактным непосредственно приложенным к поверхности тела , но и к дистанционным действующим на расстоянии раздражителям. Возбуждение, вызванное этими раздражителями, распространяется несравненно быстрее, чем это было на

стадии донервной жизни, и охватывает гораздо большую поверхность. Наконец, возникает повышенная, возможность дозировать возбуждение при более интенсивных и меньшее при менее интенсивных раздражителях. Этим самым осуществляются первоначальные формы регуляции поведения, характерные для фазы сетевидной нервной системы. Однако, сетевидная нервная система обладает и рядом существенных недостатков, 17. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ Продолговатый мозг является непосредственным продолжением

спинного мозга. Граница между продолговатым и спинным мозгом соответствует уровню краев большого затылочного отверстия. Верхняя граница продолговатого мозга на вентральной поверхности проходит по заднему краю моста. Передние отделы продолговатого мозга по сравнению с задними несколько утолщаются и этот отдел мозга приобретает форму усеченного конуса. Борозды продолговатого мозга являются продолжением борозд спинного мозга и носят те же названия. По обеим сторонам от передней срединной щели на вентральной поверхности

продолговатого мозга расположены выпуклые, постепенно суживающиеся к низу пирамиды. Латеральнее пирамиды с обеих сторон находятся овальные возвышения - оливы В нижней части на дорсальной поверхности продолговатого мозга тянется задняя серединная борозда, по бока от которой заканчивается утолщениями тонкий и клиновидный пучки задних канатиков спинного мозга. В этих утолщениях располагаются ядра этих пучков, от которых отходят волокна, формирующие медиальную

петлю. Медиальная петля на уровне продолговатого мозга образует перекрест. Пучки этого прекреста расположены дорсальнее пирамид, в межоливном слое. Здесь же проходят волокна медиального пучка. Латеральнее оливы из задней латеральной борозды выходят тонкие корешки языкоглоточного, блуждающего и добавочных нервов, ядра которых лежат в дорсолатеральных отделах продолговатого мозга Серое вещество продолговатого мозга представлено в вентральных отделах

скоплениями нейронов, которые образуют нижние оливные ядра. Дорсальнее пирамид вдоль всего продолговатого мозга располагается ретикулярная формация, которая представлена переплетением нервных волокон и лежащими между ними нервными клетками. На уровне продолговатого мозга находятся такие жизненно важные центры, как дыхательный и кровообращения. МОСТ на основании мозгового ствола имеет вид поперечно расположенного белого валика, который имеет

вид поперечно расположенного белого валика, который в каудальном отделе граничит с пирамидами и оливами продолговатого мозга, а в краниальном - с ножками мозга. Продолжение моста в латеральном направлении образует среднюю ножку мозжечка. Дорсальная поверхность моста прикрыта мозжечком и снаружи не видна. На поперечном разрезе моста в центральных отделах можно видеть толстый пучок идущих поперечно волокон,

относящихся к проводящему пути слухового анализатора и образующих трапецивидное тело. В нижних отделах моста заметны скопления серого вещества, называемые ядрами собственно моста, которые выступают в роли посредников в осуществлении связей коры полушарий большого мозга с полушариями мозжечка. В дорсальной части моста лежат волокна медиальной петли, идущей от продолговатого мозга. над которым расположена ретикулярная формация моста. 15. СПИННОЙ

МОЗГ. СТРУКТУРА И ЕГО РЕФЛЕКТОРНАЯ ФУНКЦИЯ Важную роль в развитии представлений о рефлекторной деятельности спинного мозга сыграли открытия и обобщения английского физиолога, лауреата Нобелевской премии Чарлза Шеррингтона 1859-1952 . Объем функций, осуществляемых спинным мозгом, чрезвычайно велик. В нем находятся центры всех двигательных рефлексов за исключением мускулатуры головы , всех рефлексов мочеполовой системы и прямой кишки, рефлексов, обеспечивающих терморегуляцию, регулирующих метаболизм

тканей, центры большинства сосудистых рефлексов, центр сокращения диафрагмы и др. В естественных условиях эти рефлексы всегда испытывают влияние высших отделов головного мозга. Степень проявления рефлексов зависит от того, сохраняются ли связи структур спинного мозга со структурами головного мозга. После децеребрации удаления головного мозга или спинализации отделения спинного мозга от головного посредством перерезки исчезают многие сложные формы активности, создаваемые спинным мозгом.

Как правило, рефлексы спинальных животных являются координированными. Возбуждение у них каждой группы рецепторов сопровождается своим специфическим ответом. Например, механическое раздражение кожи ступни у лягушки вызывает сгибание раздражаемой конечности и разгибание другой. Раздражение рецепторов мочевого пузыря и прямой кишки сопровождается рефлекторным сокращением их мускулатуры. В полисинаптической дуге на пути возбуждения от рецептора к эффектору помимо

чувствительного и эффекторного нейрона находятся еще вставочные нейроны. Таким образом, возбуждение в этой дуге проходит не через один, а через несколько синапсов, определяющих время латентного периода ответа и суммарной синаптической задержки. При осуществлении рефлекторных реакций в моно- и полисинаптических дугах вовлекаются также координирующие рефлекс многочисленные интернейроны. Подобный анализ периферических воздействий, а также надсст-ментарный

контроль за рефлекторной деятельностью спинного мозга происходит с помощью длинных многоэтажных рефлекторных дуг. Их центры локализованы в подкорковых областях и коре головного мозга. К числу рефлексов спинного мозга относятся защитные рефлексы, рефлексы на растяжение, мышц-антагонистов, висцеромоторные, вегетативные рефлексы. Эта классификация весьма условна, и весь ее смысл в том, что она указывает на многообразие рефлекторных ответов.

Даже у спинального животного трудно встретить рефлексы, которые относились бы только к одной из названных групп. Раздражение в виде укола кожи стопы вызывает у лягушки защитный рефлекс - либо отдергивание лапки при легком уколе, либо вовлечение в реакцию другой лапки и отодвигание от источника при более сильном воздействии, наконец, убегание животного при значительном болевом раздражении, когда в возбуждение вовлекаются многие структуры нервной системы. Рефлексы растяжения проявляются укорочением мышцы в ответ на ее растяжение.

Основными рецепторами в этом случае служат нервно-мышечные веретена, афферентным звеном - чувствительные волокна соматических нервов и дорсальных корешков спинного мозга. Эти рефлекторные дуги чаще всего замыкаются в спинном мозге. Начало и конец рефлекторной дуги связаны с мышцей. Рефлексы наиболее выражены в мышцах-разгибателях.

Для того чтобы организм мог противостоять силе земного притяжения, эти мышцы должны находиться в состоянии тонического напряжения. Биологическое значение этих рефлексов состоит в том, что они участвуют в сохранении статики и положения тела, регулируя степень сокращения мышцы в соответствии с падающими на нее раздражениями. Особое значение этот вид рефлексов имеет у копытных животных, хотя и у человека они хорошо развиты. Рефлексы мышц-антагонистов лежат в основе локомоторных актов и характеризуются тем, что при возбуждении

мотонейронов сгибателей одновременно происходит торможение мотонейронов мыщц-разгибателей. При этом в конечности другой стороны наблюдаются обратные явления. В целом это создает правильное чередование противоположных по функциональному значению мышечных сокращений. Механизм, обусловливающий такое чередование активности различных двигательных ядер, например при ходьбе, локализуется в интернейронном аппарате спинного мозга.

Вместе с тем для его активации необходимо поступление тонического нисходящего сигнала из двигательных центров головного мозга. Висцеромоторные рефлексы возникают при возбуждении афферентных волокон внутренних органов и характеризуются появлением двигательных реакций мышц грудной и брюшной стенки, мышц-разгибателей спины. Возникновение этих рефлексов связано с существованием конвергенции висцеральных и соматических афферентных волокон к одним и тем же интернейронам спинного мозга.

Вегетативные рефлексы заключаются, во-первых, в появлении полисинаптических разрядов в преганглионарных симпатических волокнах в ответ на возбуждение симпатических и соматических чувствительных клеток, во-вторых, в возникновении рефлекторных реакций парасимпатических нейронов в ответ на раздражение чувствительных путей. Наряду с выполнением собственных рефлекторных реакций нейронные структуры спинного мозга служат аппаратом для реализации большого числа сложных процессов, осуществляемых различными отделами головного

мозга. Это управление может быть прямым, когда нисходящие пути непосредственно связаны с мотонейронами спинного мозга, и непрямым через интернейроны, образующие короткие межсегментарные связи. Свойства последних и особенности связей с нисходящими волокнами и моторными нейронами создают возможность к интеграции поступающих сигналов, их переработке и пространственному перераспределению. 16. ПРОВОДНИКОВАЯ ФУНКЦИЯ СПИННОГО МОЗГА. Проводниковый аппарат спинного мозга является составной частью

интеграционного аппарата и обеспечивает двустороннюю связь спинного мозга с интеграционными центрами головного мозга и включает афферентные и эфферентные пути тракты , а также расположенные по ходу афферентных путей собственные ядра задних рогов. К настоящему времени подробно описано уже более 20 сенсорных восходящих путей, волокна которых являются составной частью канатиков спинного мозга. Все сенсорные проводящие пути являются длинными проекционными , т. е. они связывают рецепторы органы

чувств с определенными областями ствола или полушарий мозга. Организация проекционных сенсорных путей основана на нескольких принципах, среди которых наиболее важны следующие 1. модальность сенсорного пути 2. размер рецептивного поля 3. скорость проведения нервных импульсов 4. количество и место переключений 5. конечная проекция пути. Модальность лат. modus - способ в сенсорной физиологии используется для определения способа активации

данного рецептора. Существует несколько модальностей рецепторов - механорецепторы, хеморецепторы, терморецепторы, ноцицепторы, фоторецепторы. Модальность рецептора обычно соответствует модальности чувства, которое проводится от данного рецептора. Так, через механорецепцию формируются следующие виды соматической чувствительности чувство давления чувство вибрации чувство положения чувство движения кинестезия тактильная чувствительность прикосновение щекотка. В то же время чувство боли, жжения и зуда формируется механорецепторами в совокупности

с болевой рецепцией и хеморецепцией. В сочетании с терморецепторами механорецепторы формируют температурную чувствительность. В невропатологии используется также чувство массы в качестве самостоятельной модальности. Понятие модальности также нередко используется для обозначения чувствительности по локализации рецептора в пределах организма кожная, мышечная, суставная . Обычно чувствительность подразделяется на соматическую и висцеральную.

В соматической чувствительности выделяется экстероцептивная поверхностная, кожная и проприоцептивная глубокая - мышечная и суставная . В отличие от специализированных сенсорных систем, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, чувство равновесия, обладающих специализированными органами чувств, перечисленные выше виды чувствительности входят в группу общей чувствительности . Ранее предполагалось, что каждый сенсорный путь проводит один вид чувствительности и, следовательно,

является мономодальным. Данные современной электрофизиологии позволили установить, что большинство проводящих сенсорных путей все же полимодальны, то есть проводят одновременно несколько видов чувствительности - кожную, мышечную суставную, однако одна из сенсорных модальностей всегда доминирует. Чувствительный нейрон характеризуется величиной рецептивного поля , т. е. величиной поверхности или объема ткани, на которой располагаются рецепторы, собирающие через аксоноподобный дендрит сигналы к

чувствительному нейрону. Рецепторное поле может быть большим или малым. Обычно нейроны с малым рецептивным полем обладают большеплотностью расположения рецепторов в тканях и мало перекрываются между собой. Скорость проведения импульса различна в разных проводящих путях. Существуют быстро- и медленнопроводящие сенсорные пути от 0.4 м с вволокнах типа С до 120 м с в волокнах Аa . Количество переключений наряду со скоростью проведения по аксонам отвечает

за то, как быстро будет доставлен сенсорный сигнал от рецептора до центральных отделов сенсорного тракта. В проекционных проводящих сенсорных путях коркового направления бывает не меньше трех переключений, которые осуществляются на разных уровнях ЦНС. Проводящие пути всех видов чувствительности, за исключением обонятельного тракта, перед вступлением в кору головного мозга переключаются на нейронах таламуса thalamus . Таламус представляет собой парное скопление серого вещества, которое организовано почти в 150 парах

ядер. Ядра таламуса анатомически разделяются на несколько групп, каждая из которых связана с определенными областями коры головного мозга и подкорковыми структурами. Конечная проекция представляет собой структуру ЦНС, в которой проводящий путь заканчивается. Имеются основания считать, что почти все проводящие сенсорные пути восходят к коре головного мозга. Классификации сенсорных путей. Существует несколько классификаций сенсорных проводящих путей.

В основе практически каждой классификации лежит принцип разделения спинного мозга на старые, филогенетически более древние, и новые, филогенетически молодые отделы. В учебной и научной литературе наиболее часто употребляется противопоставление лемнисковой и экстралемнисковой сенсорных систем, а также дорсолемнисковой и антеролатеральной систем. Названным видам сенсорных проводящих систем во многом соответствуют протопатическая древняя и эпикритическая

новая формы чувствительности. Возможно также разделение сенсорных путей на пути осознанной и неосознанной чувствительности, глубокой и поверхностной, висцеральной и соматической чувствительности. 19. МОЗЖЕЧОК. Мозжечок составляет более крупную, чем мост, часть заднего мозга, которая заполняет собой большую часть задней черепной ямки. В мозжечке различают верхнюю и нижнюю поверхности, границами между которыми являются передний и задний края. Верхняя поверхность мозжечка на целом мозге прикрыта затылочными

долями полушарий большого мозга и отделена от них глубокой поперечной щелью большого мозга. В мозжечке различают непарную серединную часть - червь, два полушария. поперечными бороздами червь расчленен на мелкие извилины, которые придают ему некоторое сходство с кольчатым червем. Обе поверхности полушарий и червя изрезанны множеством поперечных параллельно идущих мелких бороздок, между которыми находятся длинные и узкие извилины мозжечка.

Группа извилин, отделенных более глубокими бороздами, образуют дольки мозжечка. Полушария мозжечка и червь состоят из белого вещества, расположенного внутри, и тонкой прослойки серого вещества коры мозжечка, окаймляющего белое вещество по периферии. Кора мозжечка представлена тремя слоями нервных клеток. На сагитальном разрезе белое вещество мозжечка представлена тремя слоями нервных клеток и имеет вид

ветвистого дерева. В толще белого вещества обнаруживаются отдельные парные скопления нервных клеток, которые образуют зубчатое, пробковидное, шаровидное ядра мозжечка и ядра шатра. В мозговом стволе следующим после моста отделом, небольшим , но функционально важным , является перешее ромбовидного мозга, состоящий из верхних ножек мозжечка, верхнего мозгового паруса и треугольной петли, в котором проходят волокна латеральной слуховой петли.

18. СРЕДНИЙ МОЗГ Средний мозг состоит из дорсального отдела крыши среднего мозга и вентрального - ножек мозга, которые разграничиваются полостью - водопроводом мозга. Нижней границей среднего мозга на его вентральной поверхности является передний край моста, верхний зрительный тракт и уровень сосцевидных тел. На препарате головного мозга пластинку четверхоломия, или крышу среднего мозга, можно увидеть лишь после удаления полушарий большого мозга.

На основании головного мозга хорошо видна вторая часть среднего мозга в виде двух толстых белых расходящихся пучков, идущих в ткань полушарий большого мозга это ножки мозга. Углубление между правой и левой ножками мозга называются межножковой ямкой, из нее выходят корешки глазодвигательных нервов. Впереди о ядра глазодвигательного нерва лежит ядро медиального продольного пучка. Самым крупным ядром среднего мозга является красное ядро - одно из центральных координационных

ядер экстрапирамидной системы. Рядом с водопроводом лежит ретикулярная форма среднего мозга. На поперечном разрезе отчетливо видно черепное вещество, которое делит ножку мозга на два отдела дорсальный - покрышку среднего мозга и вентральный - основание ножки мозга. В покрышке среднего мозга располагаются ядра среднего мозга и проходят восходящие проводящие пути. Вентральные отделы ножек мозга целиком состоят из белого вещества, здесь проходят нисходящие проводящие

пути. Функциональное значение среднего мозга состоит в том. что здесь расположены подкорковые центры слуха и зрения ядра головных нервов, обеспечивающих иннервацию поперечнополосатых и гладких мышц глазного яблока ядра, относящиеся к экстрапирамидной системе, обеспечивающей сокращение мышц тела во время автоматических движений. Через средний мозг следуют нисходящие двигательные и восходящие чувствительные проводящие пути. Область среднего мозга является также местом расположения вегетативных центров центральное серое

вещество и ретикулярной формации 20. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ. Промежуточный мозг представлен следующими отделами 1 областью зрительных бугров таламическая область , которая расположена в дорсальных его участках 1 гипоталамусом подталамическая область , составляющим вентральные отделы промежуточного мозга 1 III желудочком, имеющим вид продольной сагитальной щели между правым и левым зрительными буграми и соединяющимися через межжелудочковое отверстие с боковыми желудочками.

В свою очередь таламическая область подразделяется на таламус зрительный бугор , метаталамус медеальное и латеральное коленчатые тела и эпиталамус шишковидное тело, поводки, спайки поводков и эпиталамическая спайка . Зрительные бугры состоят из серого вещества, в котором различают отдельные скопления нервных клеток ядра зрительного бугра , разделенными тонкими прослойками белого вещества. В связи с тем что здесь переключается большая часть чувствительных проводящих путей, зрительный бугор

фактически является подкорковым чувствительным центром, а его подушка - подкорковым зрительным центром. К медиальной поверхности зрительных бугров при помощи поводков присоединяется шишковидное тело - эпифиз. Гипоталамус составляет вентральный отдел промежуточного мозга и участвует в образовании дна III желудочка. К гипоталамусу относятся серый бугор с воронкой и гипофизом - железной внутренней секреции, зрительный тракт, зрительный перекрест, сосцевидные тела.

Гипоталамус представляет собой продолжение ножек мозга в промежуточный мозг. Серое вещество подталамической области располагается в виде ядер, способных вырабатывать нейросекрет и транспортировать его в гипофиз, регулируя эндокринную работу последнего. Таким образом, серое вещество промежуточного мозга составляют ядра, относящиеся к подкорковым центрам всех видов чувствительности. В области промежуточного мозга расположены ретикулярная формация, центры

экстрапирамидной системы, вегетативные центры, регулирующие все виды обмена веществ и нейросекретные ядра. Белое вещество промежуточного мозга представлено проводящими путями восходящего и нисходящего направлений, обеспечивающих двустороннюю связь коры головного мозга с подкорковыми образованиями и центрами спинного мозга. Помимо этого, к промежуточному мозгу относятся две железы внутренней секреции - гипофиз и шишковидное тело, принимающие участие вместе с соответствующими ядрами гипоталамуса и эпиталамуса

и образовании гипоталамогипофмзарной и эпиталамо-эпифизарной систем. 26. ЗРИТЕЛЬНЫЕ АГНОЗИИ Агнозии - нарушения различных видов восприятия, возникающие при поражении коры больших полушарий и ближайшей подкорки при сохранности элементарных функций анализаторов. Виды зрительных агнозий Предметная агнозия. Возникает при поражении 18, 19 полей нижняя часть затылочной области . В грубых случаях при двусторонних поражениях.

Больной видит как будто все поля, цветоощущение и т.д но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. Ведут себя как слепые ощупывают предметы, ориентируются по звукам. Менее грубые случаи по картинкам не может узнать изображенные предметы или не может выполнить сенсибилизированные пробы перечеркнутые контурные изображения , фигуры Поппельрейтора фигуры наложены друг на друга - Больные не могут вычленить предметы , проба, когда

Больной должен узнать в недорисованных рисунках предметы. Легкие нарушения увеличиваются пороги узнавания. Фрагментарность и вычленение отдельных признаков предмета, которых недостаточно для идентификации объкта ключ - нож . Левое полушарие поражено ошибки по типу перечисления деталей. Правое полушарие отсутствие самого акта идентификации нет целостной картины .

Оптико-пространственная агнозия. Поражение верхней части 18, 19 полей верхний затылок . Грубые случаи нарушение ориентации пространственных признаков изображенных объектов, зрительно воспринимаемых. Нарушена ориентировка в пространстве нарушается система координат . Нарушается ориентировка в сторонах света, не понимают, где верх - низ. В менее грубых случаях Больного путает лево - право.

Если нарушено правое полушарие, то нарушается одностороннее левостороннее игнорирование человек не может рисовать, не может передать признаки предмета. Возникают сложности в быту. Нарушается чтение и письмо. Пробы в беседе, рисунок обуви где правый, где левый , определение времени по часам, копирование дается участок карты - какой правильный . Если примешиваются апраксические нарушения, то здесь идут нарушения

праксис позы. Апрактоагнозия - сочетание двигательных пространственных расстройств со зрительными пространственными расстройствами. Агнозия глубины. Нарушения картографии. Трудности считывания информации. Буквенная агнозия символическая . При поражении левого полушария на границе височной и затылочной областей Больного не узнает буквы и цифры символы . Пространственный фактор может быть сохранен.

Могут копировать буквы, но назвать их не смогут. Больные правильно воспринимают предметы, распадается навык чтения. Цветовая агнозия. Возникает при поражении затылочной области, более точно сказать трудно. Цветоощущение сохраняется. Больные не могут соотнести цвет с предметом. При предъявлении карточек Люшера, он называет цвета, но если спросить какого цвета апельсин, он не сможет назвать. Они не могут представить себе цвет.

У Больного нарушено воображение цветов. У них нарушена категорицазия цветов. Корковая слепота на цвета при нарушении цветового поля. Больные не различают цвета вообще. Амнезия на названия цветов. Симультанная агнозия. Правостороннее поражение или обе стороны поражены. Затылок ближе к темени. Нарушена симультанность восприятия - нарушено восприятие нескольких предметов

одновременно. Возникает атоксия взора - глаза на одном месте неподвижны . Больные не могут перейти улицу. Страдает восприятие в целом. В жизни Больные почти недееспособны. Лицевая агнозия. Поражение правого полушария затылок . Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. Грубые случаи не узнает своего лица, лица родственников, знакомых.

Проба лица известных людей. Легкие случаи не узнают лица родственников на фотографиях. Может описать отдельные части лица. Нарушено восприятие эмоций, которые считываются по мимике гнев, радость, страх, испуг, удивление . Редко встречается как отдельное заболевание, входит в другие агнозии. 25. СЕНСОРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Человек, как и все приматы, относится к зрительным млекопитающим основную информацию о внешнем мире он получает через зрительные каналы.

Поэтому роль зрительного анализатора для психических функций человека трудно переоценить. Зрительный анализатор, как и все анализаторные системы, организован по иерархическому принципу. Основными уровнями зрительной системы каждого полушария являются сетчатка глаза периферический уровень зрительный нерв II пара область пересечения зрительных нервов хиазма зрительный канатик место выхода зрительного пути из области хиазмы наружное или латеральное коленчатое тело

НКТ или ЛКТ подушка зрительного бугра, где заканчиваются некоторые волокна зрительного пути путь от наружного коленчатого тела к коре зрительное сияние и первичное 17-е поле коры мозга рис. 19, А, Б, Вт рис. 20 цветная вклейка . Работа зрительной системы обеспечивается II, III, IV и VI парами черепно-мозговых нервов. Поражение каждого из перечисленных уровней, или звеньев, зрительной системы характеризуется особыми зрительными симптомами, особыми нарушениями зрительных функций.

Первый уровень зрительной системы - сетчатка глаза - представляет собой очень сложный орган, который называют куском мозга, вынесенным наружу . Рецепторный строй сетчатки содержит два типа рецепторов v колбочки аппарат дневного, фотопического зрения v палочки аппарат сумеречного, скотопического зрения . Когда свет достигает глаза, возникающая в этих элементах фотопическая реакция преобразуется в импульсы, передающиеся через различные уровни зрительной системы в первичную зрительную кору 17-е поле .

Количество колбочек и палочек неравномерно распределено в разных областях сетчатки колбочек значительно больше в центральной части сетчатки fovea - зоне максимально ясного зрения. Эта зона несколько сдвинута в сторону от места выхода зрительного нерва - области, которая называется слепым пятном papilla n. optici . Человек относится к числу так называемых фронтальных млекопитающих, т. е. животных, у которых глаза расположены во фронтальной плоскости.

Вследствие этого зрительные поля обоих глаз т. е. та часть зрительной среды, которая воспринимается каждой сетчаткой отдельно перекрываются. Это перекрытие зрительных полей является очень важным эволюционным приобретением, позволившим человеку выполнять точные манипуляции руками под контролем зрения, а также обеспечившим точность и глубину видения бинокулярное зрение . Благодаря бинокулярному зрению появилась возможность совмещать образы объекта, возникающие в сетчатках

обоих глаз, что резко улучшило восприятие глубины изображения, его пространственных признаков. Зрительная информация, воспринимаемая двумя глазами или только одним глазом левым или правым , проецируется на разные отделы сетчатки и,следовательно, поступает в разные звенья зрительной системы. В целом, участки сетчатки, расположенные к носу от средней линии нозальные отделы , участвуют в механизмах бинокулярного зрения, а участки, расположенные в височных отделах темпоральные отделы в монокулярном

зрении. Кроме того, важно помнить, что сетчатка организована и по верхненижнему принципу ее верхние и нижние отделы представлены на разных уровнях зрительной системы по-разному. Знания об этих особенностях строения сетчатки позволяют диагностировать ее заболевания Поражения сетчаточного уровня зрительной системы разнообразны это разные формы дегенерации сетчатки кровоизлияния различные заболевания глаз, в которых поражается также и сетчатка центральное место среди

этих поражений занимает такое распространенное заболевание, как глаукома . Во всех этих случаях поражение, как правило, одностороннее, т. е. зрение нарушается только в одном глазу далее - это относительно элементарное расстройство остроты зрения т. е. остроты светоощущения , или полей зрения по типу скотомы , или цветоощущения. Зрительные функции второго глаза остаются сохранными.

Отсутствуют и более сложные зрительные расстройства. Второй уровень работы зрительной системы - зрительные нервы II пара . Они очень коротки и расположены сзади глазных яблок в передней черепной ямке, на базальной поверхности больших полушарий головного мозга. Разные волокна зрительных нервов несут зрительную информацию от разных отделов сетчаток. Волокна от внутренних участков сетчаток проходят во внутренней части зрительного

нерва, от наружных участков - в наружной, от верхних участков - в верхней, а от нижних - в нижней. Поражения зрительного нерва встречаются в клинике локальных поражений головного мозга довольно часто в связи с различными патологическими процессами в передней черепной ямке опухолями, кровоизлияниями, воспалительными процессами и др. Такое поражение зрительного нерва приводит к расстройству сенсорных зрительных функций только в одном глазу, причем в зависимости от места поражения страдают зрительные

функции соответствующих участков сетчатки. Важным симптомом поражения зрительного нерва является отек начала соска зрительного нерва слева или справа , который может привести к его атрофии. Область хиазмы составляет третье звено зрительной системы. Как известно, у человека в зоне хиазмы происходит неполный перекрест зрительных путей. Волокна от нозальных половин сетчаток поступают в противоположное контралатеральное полушарие, а волокна

от темпоральных половин - в ипсилатеральное. Благодаря неполному перекресту зрительных путей зрительная информация от каждого глаза поступает в оба полушария. Важно помнить, что волокна, идущие от верхних отделов сетчаток обоих глаз, образуют верхнюю половину хиазмы, а идущие от нижних отделов - нижнюю волокна от fovea также подвергаются частичному перекресту и расположены в центре хиазмы. При поражении хиазмы возникают различные чаще симметричные нарушения

полей зрения обоих глаз гемианопсии вследствие поражения соответствующих волокон, идущих от сетчаток. Поражение разных отделов хиазмы приводит к появлению разных видов гемианопсий v битемпоральной v бинозальной v верхней квадрантной v нижней квадрантной v односторонней нозальной гемианопсии при разрушении наружной части хиазмы с одной стороны .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.