Реферат по предмету "Разное"


6. Мониторинг текущего состояния предприятия

6. Мониторинг текущего состояния предприятия 6. Мониторинг текущего состояния предприятия Процесс диагностики, как правило, является достаточно трудоемким и не сколько по техническим причинам, связанным с расчетом финансовых показателей, сколько в связи с необходимостью дать правильную интерпретацию результатов диагностики. В самом деле, при налаженной системе учета на предприятии несложно автоматизировать расчет показателей и посчитать их можно в таком количестве, какое пожелает финансовый менеджер или его босс. Гораздо сложнее разобраться в том, о чем говорят эти показатели. Мониторинг текущего состояния предприятия осуществляется с целью оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия. По этой причине финансовые показатели, используемые в мониторинге, должны быть высоко информативными. Одновременно с этим количество таких показателей не должно быть очень велико. В противном случае сложно будет их совместно проанализировать и принять адекватное решение. Есть еще одно достаточно специфическое свойство системы показателей, которые могут использоваться для мониторинга. Эти показатели должны отражать текущее состояние и оперативную динамику предприятия. Каждому понятно, что «мерить» каждый месяц рентабельность активов и делать на этой основе выводы о текущем состоянии предприятия вряд ли разумно. Этот показатель формируется на протяжении всего года, и по этой причине рассчитывать и анализировать его следует, скорее всего, один раз в году. В то же время показатель ликвидности, очевидно, следует рассчитывать контролировать ежемесячно. Количество и состав показателей для мониторинга финансовый директор предприятия выбирает на основе собственных представлений о важности влияния тех или иных факторов на состояние бизнеса. В то же время, очевидно, что показатели для мониторинга выбираются из общей системы финансовых показателей, и их количество должно быть меньше. Для мониторинга следует использовать такие показатели, которые характеризуют оперативные характеристики бизнеса. Эти показатели имеет смыл сравнивать во временном аспекте достаточно часто, не реже одного раза в месяц. И последнее, на эти показатели менеджмент предприятия может влиять путем принятия тактических решений. По существу, мониторинг состояния предприятия создает систему раннего обнаружения надвигающегося кризиса, который принципиально грозит каждому предприятию. Задача составления списка показателей для мониторинга формально решается достаточно просто. Рассматриваются все финансовые коэффициенты, распределенные по группам. Из каждой группы выбираются те показатели, которые подходят для мониторинга по приведенным выше критериям. Не исключено, что из каких-либо групп показателей, финансовый менеджер не сможет выбрать ни одного показателя. Еще раз подчеркнем, что задача выбора показателей для мониторинга является индивидуальной. В то же время какие-то общие рекомендации могут быть сделаны. Ниже предлагается и обосновывается список показателей, которые автору удавалось использовать для построения конкретных систем мониторинга на отечественных предприятиях. Этот список образует систему минимальной конфигурации, т.е. необходимо контролировать как минимум показатели из этого списка. Этот список может быть расширен и дополнен. Но, как говорит народная мудрость, «лучшее – враг хорошего». Не следует увлекаться обилием показателей для мониторинга. Итак, система показателей для мониторинга состояния предприятия как минимум должна включать следующие финансовые коэффициенты: тенденция изменения выручки, относительный валовый доход, средний период погашения дебиторской задолженности, оборачиваемость товарно-материальных запасов, коэффициент быстрой ликвидности. Первый показатель является наиболее важным, так как тенденция изменения выручки является индикатором благополучия предприятия. Графически тренд выручки имеет вид, представленный на рис. 6.1.Рис. 6.1. Тренд изменения выручки На основании данных тренда выручки оценивается коэффициент изменения выручки. Расчетная формула для коэффициента изменения выручки имеет вид.Выручка часто имеет сезонный характер, который устанавливается статистикой прошлых периодов работы предприятия. Но чаще всего данный показатель отражает сравнение фактических и плановых объемов продаж. Негативный тренд выручки – индикатор скорой потери прибыли и ликвидности предприятия. Если выручка ниже плановых значений, то это означает потенциальную невозможность покрыть операционные издержки, что вскоре может привести к потере платежеспособности предприятия. Вот список основных причин негативного тренда выручки: отсутствие адекватной маркетинговой стратегии, пассивный маркетинговый подход, неэффективные средства продажи, низкое качество товара, неадекватное ценообразование, плохое качество обслуживания клиентов, устаревшие товары, жесткая конкуренция. Наблюдая негативное изменение выручки, менеджмент предприятия должен принять адекватное решения, не ожидая конца года, когда подводят окончательные итоги. В частности, возможно, следует разработать новую маркетинговую стратегию и план или пересмотреть степень выполнения действующего плана. Если имеет место соотношение “хороший план, но плохое выполнение”, то следует улучшить выполнение плана. Необходимо помнить, что современная рыночная среда является очень динамичной. Рыночные изменения требуют разработки новой стратегии. То, что вчера было приемлемым, сегодня может оказаться не эффективным. В качестве наиболее очевидного тактического средства следует пересмотреть политику и менеджмент продаж. В частности, усилить рекламу, ввести систему вознаграждений, произвести организационные изменения в системе продаж, организовать новые маршруты доставки товара, создать новые каналы продажи товара (например, прямые продажи, коммивояжерные продажи ...), произвести тренинг продавцов.Не следует пренебрегать также средствами прямого воздействия на потребителей, связанными с определенными манипуляциями, например, увеличить количество телефонных звонков с предложениями, увеличить количество проспектов и разослать проспекты потребителям. Выбор в качестве второго показателя относительного валового дохода, который рассчитывается по формуле , вызван тем обстоятельством, что данный показатель в наибольшей степени характеризует наиболее динамичную характеристику бизнеса – себестоимость проданных товаров. Если в составе системы показателей мониторинга использовать не относительный валовый доход, а относительную операционную прибыль, то тем самым мы будем учитывать административные и маркетинговые издержки. В то же время, этот вид издержек целесообразно учитывать на годовом временном базисе, так как маркетинговые программы, к примеру, не равномерно распределены по месяцам года, что обычно является проявлением определенной маркетинговой стратегии, и, следовательно, относительная операционная прибыль будет иметь закономерные колебания, что затруднит анализ и получение объективного вывода. Данный показатель рассчитывается в целом для предприятия и для каждого вида продукции. Последнее дает возможность произвести сравнительный анализ прибыльности в составе портфеля продукции предприятия. Наблюдая уменьшение данного показателя, менеджмент предприятия должен осознавать, что это является следствием возрастающих издержек или снижения производительности. Типичные причины возрастающих издержек: чрезмерные отходы и потери, рост цен на энергоносители, плохая политика закупок (завышенные цены на сырье, покупки сырья низкого качества, чрезмерная зависимость от одного поставщика). Снижение производительности предприятия обычно связано с увеличением длительности производственного цикла и слабой организацией производственных потоков ресурсов (не эффективная внутрифирменная логистика). Для уменьшения себестоимости проданных товаров, прежде всего, необходимо: проанализировать структуру издержек по каждому виду продукции, пересмотреть уровни издержек и оценить пути их снижения, сделать попытку перевести постоянные издержки в переменные, оцените последствия отказа от производства видов продукции с низким относительным валовым доходом. Еще раз подчеркнем тот факт, что подобные мероприятия менеджмент предприятия должен производить непрерывно по результатам мониторинга в следующей последовательности: прошел месяц – если результаты неблагоприятные, планируем и осуществляем изменения – анализируем результаты следующего месяца – если нет улучшений, то прибегаем к новым изменениям – и так далее. По существу, мониторинг позволяет реализовать подход, приводящий к последовательности проб и ошибок, который, по-видимому, является единственным универсальным средством менеджмента. Итак, первые два показателя характеризуют тенденции изменения выручки и прибыли. Теперь надо проанализировать факторы, которые «отвечают за деньги». Это – показатели оборачиваемости. Всем понятно, что можно выгодно (с большой прибылью) продать много товара, но вся прибыль может при этом “лечь на дебиторку”. Поэтому в качестве третьего показателя мониторинга текущей деятельности предприятия следует использовать показатель оборачиваемости дебиторской задолженности, например, в виде среднего срока погашения дебиторской задолженности. В отличие от годового измерения, которое базируется на годовой выручке, здесь необходимо воспользоваться более коротким промежутком, например квартал. В этом случае расчетная формула для показателя будет иметь вид: В числителе этой формулы стоит среднее арифметическое значение дебиторской задолженности из четырех значений – квартал состоит из трех месяцев, для каждого из которых необходимо использовать начало и конец. Ясно, что квартал в данном случае не является календарным, т.е. если, к примеру, мы рассчитываем средний срок погашения дебиторской задолженности, в феврале, то необходимо использовать выручку за период декабрь прошлого года – февраль текущего года. Данный показатель является очень информативным, так как служит мерой качества дебиторской задолженности, показывая, насколько быстро дебиторская задолженность превращается в деньги. Чем меньше средний период погашения дебиторской задолженности, тем лучше, так как меньше «проблем с деньгами». Высокое значение показателя свидетельствует о наличии проблем с дебиторами. Средний период погашения дебиторской задолженности должен быть соизмерим со сроком предоставления кредита дебитору. Вот типичные причины высокого значения периода погашения дебиторской задолженности: плохое управление дебиторской задолженностью, медленные продажи, приводящие к высокому кредитному риску, “продажа каждому, кто постучится в дверь”. Следует учитывать сезонность данного показателя. В самом деле, если Вы производите и продает прохладительные напитки или пиво, то оборачиваемость дебиторской задолженности летом будет существенно лучше, чем зимой или в осенние месяцы. Поэтому «ухудшение» оборачиваемости дебиторской задолженности в зимние месяцы не является таковым. Обнаружив негативное изменение дебиторской задолженности необходимо продумать пути ее улучшения. Среди первоочередных мер могут служить пересмотр и изменение существующей политики продажи в кредит. Прежде всего, необходимо уплотнить сроки кредитов, оценки и контроля потребителей, использовать скидки или другую мотивацию для ускорения платежей со стороны дебиторов. Кроме того, необходимо пересмотреть и изменить процедуры получения платежей. Для этого надо следует произвести временной анализ получения платежей, делегировать одному из работников ответственность контроля получения платежей, возможно, обратится к факторинговой фирме с предложением купить дебиторскую задолженность, списать часть безнадежных долгов как убытки периода. Следующим фактором, который замораживает деньги предприятия в краткосрочной перспективе, является неумелое управление товарно-материальными запасами. В соответствии с этим в систему мониторинга предприятия вводится показатель оборачиваемости товарно-материальных запасов. Данный показатель может быть рассчитан на различном временном базисе, начиная от квартала и оканчивая годом. Представляется, что, несмотря на краткосрочность целей мониторинга, расчет показателя оборачиваемости товарно-материальных запасов следует производить на основе показателей за 12 месяцев. В самом деле, если продукция предприятия имеет высокую сезонность, то использование 12 месяцев позволит «сгладить» оценку оборачиваемости, что в свою очередь позволит установить некоторое постоянное нормативное значение показателя. Если же сезонность не имеет места, то ухудшение управления запасами последнего месяца вызовет ухудшение используемого показателя оборачиваемости, который рассчитывается на базисе 12 месяцев. Понятно, что предыдущие 11 месяцев будут «удерживать» показатель, и поэтому необходимо адаптировать критерий принятия решений к данной особенности, т.е. считать, к примеру, ухудшение оборачиваемости на 5 процентов критическим. Для расчета данного показателя рекомендуется следующая формула: Типичные причины низкой оборачиваемости товарно-материальных запасов состоят в следующем: много устаревших запасов, слишком большой запас запасов (запасы на складе – это не деньги в банке), чрезмерно высокая номенклатура товара, излишний запас сырья. Для устранения негативных проявлений с оборачиваемостью товарно-материальных запасов, прежде всего, необходимо пересмотреть существующее положение управления запасами. В частности, создать систему контроля товарно-материальными запасами, установить целевые уровни производства продукции разных групп (АВС-система), продать излишние запасы даже с существенной скидкой, списать с баланса запасы, утратившие ценность, производить продукцию преимущественно по заказам (если характер бизнеса позволяет это сделать). Не исключено, что необходимо также пересмотреть существующее состояние системы управления производством и ввести эффективные технологии управления и контроля. Радикальным и наиболее эффективным средством здесь является внедрение интегрированной системы управления и контроля производством MRP класса. Замыкает минимальную систему показателей мониторинга – показатель ликвидности, который дополняет два предыдущих показателя оборачиваемости, так как выступает своеобразным противовесом. В самом деле, исходя и приведенных выше рассуждений, менеджер предприятия должен стремиться к улучшению показателей оборачиваемости. Одним из наиболее очевидных средств является уменьшение дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов. В то же время, это приводит к ухудшению ликвидности предприятия и, стало быть, к уменьшению возможности получения выгодных кредитов. Для целей характеристики ликвидности может быть использован как коэффициент общей ликвидности,так и коэффициент быстрой ликвидности. По мнению автора, наиболее информативным является второй из этих показателей. При этом надо подчеркнуть, что при расчете не используется просроченная дебиторская задолженность. Ухудшение ликвидности предприятия – это ранний симптом возможного банкротства. Кроме того, банки это воспринимают как потерю надежности клиента и могут прекратить кредитование по овердрафту. Набор традиционных средств улучшение ликвидности предприятия включает увеличение денежных средств за счет продажи излишних запасов, оборудования, активов, пересмотр сроков и условий кредитов и займов, и уменьшение кредиторской задолженности путем пересмотра и изменения политики закупок, пересмотра действующих контрактов на закупки. Следует еще раз подчеркнуть, что в процессе управления оборотными средствами менеджмент предприятия должен решать компромисс между эффективным управлением дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами с одной стороны и ликвидностью предприятия – с другой. Улучшая оборачиваемость активов, мы неизбежно ухудшаем ликвидность. Достижение компромисса – дело чести финансового менеджера и задача, которая решается в каждом конкретном случае по-разному, в том числе исходя из текущей конъюнктуры (нужно взять кредит, и потому надо улучшить ликвидность) и стиля руководства. Последнее немаловажно для выработки нормативов для показателей мониторинга. Принципиально существуют два полярных способа управления бизнесом – консервативный, минимизирующий риск, и агрессивный, допускающий высокую степень риска. В первом случае, менеджмент будет стремиться к увеличению ликвидности, в том числе за счет ухудшения оборачиваемости. Во втором случае, наоборот, менеджмент будет стараться заработать деньги “любым путем”, максимально увеличивая оборачиваемость и не особенно обращая внимание на ликвидность. Эта позиция оправдано тем, что денег, по-видимому, будет хватать (ведь оборачиваемость велика) и не придется обращаться за кредитами, ну а с коммерческими кредиторами «будем договариваться». И тот и другой вынужден рассчитываться за свою манеру ведения бизнеса: консервативный менеджмент – процентами за банковские кредиты, а агрессивный менеджмент – уступками поставщикам и потребителям. Существует еще один показатель, который часто используется для целей мониторинга. Это – производительность, или продуктивность (от американского Productivity) труда, которая представляет собой отношение выручки без НДС на количество работников предприятия (или фонд заработной платы). Почему данный показатель важен для мониторинга текущего состояния бизнеса? Дело в том, что стимулирование работников и привлечение новых трудовых ресурсов является одним из эффективных средств увеличения выручки и прибыли предприятия. В то же время нельзя этим увлекаться, так как фонд объем выплат сотрудникам должен находиться в зависимости от того, какой объем дополнительной прибыли эти работники смогут сгенерировать для предприятия. Существует также и обратная сторона этой медали. Нередко собственника возмущает то, что в структуре себестоимости предприятия начинает расти доля заработной платы. Дескать, в прошлом году было 7.5%, а сейчас уже около 8%, и поэтому необходимо либо сократить людей, либо уменьшить их вознаграждение. Такой подход лишен здравого смыла, так как рост доли заработной платы должен быть, прежде всего, соизмерен с результатами такого увеличения. Именно по этой причине в систему мониторинга следует ввести показатель производительности труда и анализировать его наряду с другими показателями. Естественно возникает вопрос: почему мы не используем при мониторинге показатели рентабельности и структуры капитала, которые играют существенную роль в системе общей диагностики. Ответ на этот вопрос прост и философичен. Можно использовать показатели рентабельности и структуры капитала в процессе мониторинга, равно как можно использовать все 42, к примеру, показателя, которые рассчитываются в процессе ежегодного финансового анализа предприятия. Но есть ли в этом смысл? По-видимому, нет, и по двум причинам. Во-первых, рентабельность капитала “собирается” в процессе года по причине колебания прибыли в течение года, и какой смысл лишний раз “расстраиваться” и волновать собственника по причине того, что показатель рентабельности капитала в текущем месяце уменьшился. Комплекс мер по улучшению ситуации не претерпит существенного изменения, так как показатель относительного валового дохода просигнализирует об этом, и менеджмент адекватно отреагирует на это. Во-вторых, чем больше показателей, тем сложнее разобраться во всех хитросплетениях финансового состояния предприятия. Это неминуемо отразится на разработке комплекса мер по улучшению ситуации, который будет весьма запутанным. В результате чего, каждые месяц менеджменту предприятия придется сталкиваться с ответственностью за принятие решений на стратегическом уровне. Все это может затруднить текущую работу. В заключение остановимся на формальном представлении результатов мониторинга. Здесь может быть рекомендован подход, который используется в японских контрольных картах. Графически представляется динамика какого-либо показателя на фоне критического значения. Приближение к критическому значению визуально сигнализирует об ухудшении ситуации, а пересечение критического значения говорит о том, что необходимо срочно принимать корректирующие меры. Пример такого анализа представлен на рис. 6.2. Рис. 6.2. Пример контрольной карты мониторинга В представленном примере в течение первых двух месяцев предприятие было близко к критическому значению оборачиваемости дебиторской задолженности. Комплекс мер, предпринятых менеджментом предприятия, позволил снизить средний срок погашения дебиторской задолженности до приемлемого уровня. В то же время, в дальнейшем, начиная с июля месяца, предприятие не смогло управлять ситуацией, в результате чего в августе оборачиваемость дебиторской задолженности превысила критическое значение. Необходимо серьезно проанализировать причина такого ухудшения и восстановить показатель на прежний уровень.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.