Реферат по предмету "Разное"


6. Воспитательная деятельность гоу впо «Соликамский государственный педагогический институт»

6. Воспитательная деятельность ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»Воспитательная работа в институте осуществляется на основе разработанной и утвержденной на Ученом совете Концепции воспитательной работы и Программы воспитательной деятельности на цикл обучения в Соликамском государственном педагогическом институте, которая представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные цели, задачи, принципы, содержание и направления воспитательной работы в вузе. Концепция является базой создания и развития системы воспитательной работы в институте и на факультетах. Организация воспитательной деятельности в вузе опирается на нормативно-правовые акты федерального, регионального и институтского уровня.^ 6.1 Задачи и организационно-управленческие основы воспитательной работы. Воспитание студентов осуществляется на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время. В настоящее время в институте сложилась воспитательная система, которая отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне СГПИ. Под воспитательной системой понимается совокупный субъект, возникающий в ходе ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса, которая упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей воспитания, придает ей определенную ценностно-смысловую направленность и обеспечивает активное участие воспитанников в различных видах созидательной деятельности. Согласно нормативным документам и гуманистической модели воспитания, представленной в Концепции воспитательной работы СГПИ выпускник института должен обладать следующими общекультурными компетенциями: быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности; обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью, предприимчивостью, тягой к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях; иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими; иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе. Формирование данных компетенций осуществляется в процессе решения следующих воспитательных задач: систематически (не менее одного раза в учебный год) обсуждать актуальные проблемы воспитания студентов на ученом совете института и советах факультетов, заседаниях кафедр с выработкой конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы; обеспечить активное участие в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава, организовав обучение преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров; создать в институте истинно гуманитарную воспитательную среду, которая бы способствовала формированию положительных качеств студентов, преподавателей и всех сотрудников; систематически проводить воспитательную работу по всем направлениям воспитания: гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, профессионально-трудовому, воспитанию здорового образа жизни активизировать работу института кураторов и студенческого самоуправления; в полной мере реализовать воспитательный потенциал учебной и научной работы; систематически привлекать к участию в воспитании студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики и права, работников других сфер общественной жизни; добиваться органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха студентов; обеспечить систематическое отслеживание (мониторинг) интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов как основы планирования воспитательной работы. Управление воспитательным процессом в вузе осуществляет ректорат, администрация факультетов, ученый совет вуза, советы факультетов, совет по воспитательной работе, профсоюзная организация и органы студенческого самоуправления. Ведущая роль в управлении воспитательной деятельностью принадлежит Ученому совету института, который определяет концепцию и программу развития воспитания, основные направления воспитательной работы и их реализацию, формирование воспитательного пространства вуза. Ректорат осуществляет: •  организацию работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих воспитательную деятельность в вузе, организацию системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам воспитательной деятельности; •  обеспечение системности и целенаправленности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов; •  разработку и введение в действие основных нормативных, нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательную деятельность вуза; •  создание материально-технической базы для обеспечения воспитательного процесса, научно-технической деятельности студентов, художественного творчества, оздоровительной и спортивной работы. Совет по воспитательной работе: •  разрабатывает основные направления воспитательной работы; •  координирует деятельность вузовских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания; •  содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений воспитательного характера; •  осуществляет обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработку рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания. Советы, деканаты факультетов: •  определяет цели и задачи воспитания студентов факультета; •  осуществляет формирование основных направлений воспитания на факультете, разработку планов воспитания с учетом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива; •  привлекает профессорско-преподавательский состав к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультете; •  участвует в разработке и проведении общевузовских мероприятий; •  осуществляет разработку рекомендаций по совершенствованию системы обучения и воспитания. Профсоюзный комитет студентов: •  осуществляет информационное обеспечение студентов – членов профсоюза; •  осуществляет защиту социально-экономических прав и интересов студентов – членов профсоюза. •  заботится о сохранении и развитии студенческих традиций; •  оказывает через городской комитет профсоюза работников образования и науки юридическую помощь студентам; •  взаимодействует с органами местного самоуправление по развитию физической культуры и спорта среди студентов; Советы студенческого самоуправления осуществляют: •  формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности и производительному общественно-полезному труду; •  формирование активной жизненной позиции и навыков в управлении государственными и общественными делами; •  воспитание чувства хозяина в университете, уважения к российским законам, нормам нравственности и правилам общежития; •  оказание помощи администрации в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, поиску и организации эффективных форм самостоятельной работы; • организацию быта и досуга студентов. Центр образования и воспитания студенческой молодежи – кафедра, основными функциями которой являются: •  формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и приумножение традиций вуза; • формирование навыков эффективной организации умственного труда; •  организация научно-исследовательской работы студентов, в том числе по проблемам воспитания; •  внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований; •  информационное обеспечение студентов через наглядные и иные средства информации; •  научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитания. Существенное место в развитие и обогащении воспитательных традиций занимает библиотека, которая проводит работу по всем направлениям воспитания будущих специалистов: организует круглые столы, беседы, диспуты, конференции, выставки, обзоры, открытые просмотры литературы, готовит информационные стенды. Непосредственное руководство воспитательным процессом в вузе осуществляет проректор по воспитательной работе, на факультетах – деканы, в общежитиях – коменданты. В штатном расписании института имеются должности директора студенческого клуба; руководителя Центра содействия здоровью школьников, студентов, педагогов; педагога-психолога; социального педагога; педагогов дополнительного образования. Важнейшее место в воспитании студентов занимает институт кураторов академических групп. Планирование воспитательной работы (далее ВР) осуществляется на основе Концепции воспитательной работы СГПИ, Программы воспитательной деятельности на цикл обучения. Общий план по ВР на учебный год готовит проректор по ВР на основе обсуждения и координации планов студенческого совета, научно-методической комиссии по ВР, студенческий общественных объединений, студклуба, Центра здоровья. Всего на заседаниях Ученого совета за период с 2003 по 2008 гг. было рассмотрено более 15 вопросов, касающихся организации внеучебной воспитательной работы в вузе. Таким образом, организационная структура воспитательной системы на современном этапе включает в себя совокупность различных компонентов, позволяющих обеспечить реализацию целей и задач воспитательной деятельности по всем ее направлениям.Схема 6.1 Структурные компоненты воспитательной системы СГПИ Студенческий совет института Профком студентовПроректор по ВР Служба социально-психологической поддержки Валеологический мониторинг образовательного процесса Студенческие проблемные группы, творческие экспедиции и мастерские Ученый совет институтаРектор Библиотеки института, читальные залы, музей института Совет по ВР Студенческий научное общество «Альтернатива» Центр содействия здоровью школьников, студентов, педагогов Школа вожатых Студенческие профильные отряды Служба трудоустройства Студенческая газета «Открытые двери» Студенческий пресс-центр Фото-, видеостудия Творческие коллективы Школа КВН Студенческий клуб «Креатив» Спортивные секции Туристическая секция Физкультурно-оздоровительные объединения студентов и преподавателей Клубы по интересам Студенческая информация и реклама на сайте института Студенческая спартакиада Клуб выпускников Развитие воспитательной системы в институте предполагает укрепление внутренних связей между элементами ее структуры, создание единого «воспитательного пространства», в котором формируется личность студента.^ 6.2 Студенческое самоуправление в вузе Одним из приоритетных направлений в деятельности вуза является работа по поддержке инициативы организации и деятельности студенческих органов самоуправления. Студенческое самоуправление является неотъемлемым элементом общей системы управления институтом и направлено на то, чтобы максимально учесть интересы и потребности студентов на основе регулярного изучения об­щественного мнения и выдвигаемых ими конкретных инициатив. Нормативной базой студенческого самоуправления являются: Положение о студенческом самоуправлении в СГПИ Положение о студенческом совете СГПИ Положение о студенческом совете общежития СГПИПоложение о старостате СГПИ Положение о студенческих отрядах СГПИ Положение о клубе выпускников СГПИ Положение о студенческом пресс-центре СГПИ Цели студенческого самоуправления: •  повышение эффективности и успешности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования; •  формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи; •  воспитание ответственности студенческих коллективов за дисциплину, труд, утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива; •  развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания; •  дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту; •  усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, их идейной убежденности и социальной активности. Основные направления деятельности студенче­ского самоуправления на факультете, в институте: - участие в учебно-воспитательном процессе; участие в совершенствовании студенческой НИР; объединение студенчества на основе традиций факультета, института; организация студенческого досуга; организация работы в общежитиях. В настоящее время в институте успешно функционируют студенческие советы групп, факультетов, общежитий, института; студенческие отряды различных профилей; студенческая профсоюзная организация; объединения студентов по творческим интересам; старостаты факультетов и института. Высшим органом студенческого самоуправления является конференция студентов, которая созывается не реже одного раза в год. Исполнительным органом является студенческий совет института. Все органы самоуправления формируются на выборной основе. На уровне академической группы основным органом самоуправления является собрание, которое избирает студсовет. В течение учебного года председатель студсовета группы наглядно отражает в журнале общественной (внеучебной) активности участие каждого студента в жизнедеятельности акаде­мической группы, факультета, института. Аккумулирование информации в журнале позволяет председателю студсовета, старосте, куратору, декану в случае необходимости оперативно ее использовать — на от­четных собраниях в группе, на факультете; при распределении вознаграждений; при формировании ответственных групп и распределении обя­занностей; для участия в конкурсах «Студент года» и «Лучшая академическая группа». В институте с целью развития у студентов лидерских качеств, навыков организационной деятельности работает школа студенческого актива. Традиционными стали выезды актива на учебу, программа которых все время обновляется и дополняется. Лидеры студенческого самоуправления были участниками различных семинаров, форумов, лагерей: - всероссийская летняя школа актива«Лидер XXI» (Ростовская область 2004, 2006); - всероссийский студенческий лагерь «РОСТ» (Нижегородская область, 2004) - всероссийский студенческий лагерь «Новая волна» (Краснодарский край, 2005,2006) - Всероссийский форум студенческих отрядов (Кемерово, 2006) - семинар «Школа Орлёнка» (Пермь, 2005) - Молодёжный форум (Пермь, 2006) - форум общественных инициатив (г. Соликамск, ежегодно) и др. По инициативе студенческого совета в СГПИ продолжают действовать: - школа студенческих советов; - школа вожатского мастерства; - студенческая газета «Открытые двери»; - фото-, видеостудия; - студенческий клуб «Креатив», в рамках которого осуществляют свою деятельность ВИА «Факультет», танцевальная и вокальная студии, спортивные секции, команды КВН «Сборная СГПИ» и «Бред-фактор». Стали традиционными совместные собрания представителей ректората и студенческого самоуправления, на которых обсуждаются вопросы студенческой жизни: жилищно-бытовые условия в общежитиях, организация питания, отдыха и досуга; физкультурно-оздоровительная работа и др. В институте реализуются новые студенческие инициативы. Студенты педагогического факультета организуют благотворительные акции: шефство над детским домом г. Соликамска (проведение ролевых игр и коммуникативных игр, концертно-развлекательных программ, военно-спортивных мероприятий); шефство над Соликамским обществом инвалидов и учреждениями социального обслуживания населения (концертно-развлекательные программы, совместное участие в различных конкурсах). Ежегодно студенты СГПИ участвуют в трудовых десантах по уборке городского парка, территории детской больницы, кладбища, исторических памятников. Студенты-волонтёры ежегодно принимают активное участие в организации городских, зональных, региональных фестивалей: «Удаль молодецкая», «Исторические города Прикамья», «Сердце Пармы», «Ночь в музее», «Виват, культура!», «Ярмарка здоровья», «Ярмарка образовательных услуг», «Туризм и отдых» и др. Социально значимые проекты студентов «Программа развития туризма г. Соликамска», «Городской парк отдыха и развлечений» стали дипломантами регионального конкурса и участниками всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» (Захаренко Г.). Проекты педагогического отряда «Мечта» «Няня на час», «Когда мои друзья со мной», «Шаг на встречу будущему», «Школа Орлёнка» получили финансовую поддержку в краевом конкурсе социально-значимых проектов «Прикамский витамин». Проект «ЕДИНСТВО» получил финансовую поддержку в конкурсе социальных проектов в рамках международной программы «Гражданская активность каждый день». Бизес-проект по развитию гостиничного комплекса стал победителем городского конкурса (2008 г.). В институте функционирует студенческая профсоюзная организация, которая насчитывала в 2007 – 2008 учебном году – 320 студентов, что составляет 35% от общего числа обучающихся в вузе. Студенческий профсоюзный комитет представляет интересы обучающихся института при заключении соглашения администрации и студентов СГПИ, при установлении условий обучения и назначения стипендий, контролирует соблюдение законодательства о гарантиях обучающихся, о правах, льготах и охране труда, жилищно-бытовом обслуживании студентов; проводит работу по разъяснению целей и положений национальной доктрины образования, оказывает содействие в организации научно-исследовательской и культурно-досуговой деятельности студентов, в трудоустройстве обучающихся и выпускников. Отношения между ректоратом и профкомом студентов института строятся на основе Соглашения администрации и студентов СГПИ.^ 6.3 Материально-техническая база и финансирование В институте создана и эффективно используется материально-техническая база для воспитательной работы. В общежитии №1 и № 2 выделены и оборудованы по 2 помещения для работы творческих коллективов. Помещения столовой используются для проведения культурно-массовых студенческих мероприятий. В главном учебном корпусе имеется актовый зал на 250 мест, в котором оборудовано помещение для занятий рок-группы. Для работы творческих коллективов и студенческих клубов имеются необходимое оборудование и технические средства, способствующие эффективному проведению культурно-массовых мероприятий. Для работы профсоюзной организации, студенческих профильных отрядов, органов студенческого самоуправления выделены помещения, где имеют средства связи, компьютеры и необходимое оборудование. В институте созданы необходимые условия для проведения занятий физической культурой и спортом, осуществления тренировочного процесса. Имеется 1 спортивный и 1 тренажёрный зал. Институт арендует стадион «Бумажник» и плавательный бассейн «Здоровье», располагает спортивным инвентарём и туристическим снаряжением. Данная материально-техническая база и её оптимальное использование способствует организации позитивного досуга студентов, приобщению их к здоровому образу жизни. Финансовое обеспечение воспитательной деятельности осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств института, а также привлеченных средств со стороны Комитета по делам молодежи г. Соликамска, некоммерческого фонда «Верхнекамье» и за счёт участие в грантовых конкурсах и проектах. За последние 5 лет разработаны и утверждены новые нормативные документы, определяющие механизмы морального и материального стимулирования студентов и преподавателей активно принимающих участие в воспитательной деятельности.^ 6.4 Научно-методическое сопровождение В институте ежегодно проходят научно-практические конференции, где рассматриваются актуальные проблемы воспитания. 2003 – 2004 учебном году в рамках работы секций обсуждались: «Народные традиции воспитания в контексте актуальных проблем современной образовательной практики», «Этнокультурный компонент в содержании образования»; «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования», «Психолого-педагогические основы организации преемственности воспитания в системе непрерывного образования». 2004 – 2005 – «Экологическое воспитание, образование и просвещение», «Педагогические традиции и современное развитие в системе непрерывного образования в Соликамске и Верхнекамском регионе», «Здоровье и образование: опыт и перспективы развития в историко-культурном пространстве». 2005 – 2006 – «Взаимодействие образовательных учреждений с другими социальными институтами по гражданскому воспитанию детей и молодёжи», «Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в современном образовательном пространстве». 2006 – 2007 – «Инновационные технологии в обучении и воспитании различных групп детей и учащейся молодёжи: региональный опыт, перспективы», «История, культура и туризм Урала в системе гражданского воспитания учащейся молодёжи». 2007 – 2008 – «Воспитание как гуманитарная образовательная практика». Материалы конференций публикуются в сборниках. Проблемы воспитания учащейся молодёжи неоднократно обсуждались на специализированных семинарах и круглых столах, которые проводились совместно с Комитетом по делам молодёжи, Управлением культуры, Управлением образования г. Соликамска и Ассоциацией профессиональных учреждений Верхнекамья. Совет по ВР осуществляет и поддерживает разработку научно-методических рекомендаций для организации воспитательной работы по включению студентов в различные виды деятельности. Следует отметить, что за отчётный период значительно обогатилось методическое обеспечение воспитательной деятельности в институте. В институте широко используются формы внутривузовского повышения квалификации: с 2006 года кураторы проходят обучение по программе «Совершенствование форм и методов воспитательной деятельности»; для деканов и заведующих кафедрами проходят ежемесячные методические совещания, где обсуждаются актуальные проблемы воспитательной практики и новые технологии воспитательной деятельности, рассматриваются вопросы конструктивного взаимодействия студентов и преподавателей и возможности использования педагогических ресурсов окружающей среды.^ 6.5 Воспитание в учебном процессе Воспитание является неотъемлемой стороной обучения и органической частью всей деятельности вуза. В учебных планах направлений и специальностей, помимо циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включены специализированные курсы, обладающие высоким воспитательным потенциалом. В них освещаются психолого-педагогические и нравственные аспекты деятельности будущего педагога, устанавливаются связи с духовными запросами общества. Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов представлены и в дисциплинах общепрофессионального блока, где формируется чувство гордости за достижения отечественной науки, показывается всемирное значение трудов великих русских ученых, создаются условия для реализации собственного творческого потенциала в решении современных проблем государства и общества, формирования профессиональных навыков и умений. Воспитательное взаимодействие посредством «содержания образования» реализуется через работу педагогического коллектива над материалом учебных дисциплин. Она предполагает целенаправленный отбор, систематизацию и интеграцию дидактических единиц образовательных областей содержания образования, которые воспитательно значимы, например, спецкурсы «Педагогика игры», «Этнопедагогика», «Экологическая культура личности», «Валеологическая культура личности», «Приобщение дошкольников и младших школьников к иноязычной культуре», «Педагогика ненасилия», «История Соликамска», «История мировых цивилизаций», «Современная научная картина мира», «Синергетика как основа научного мировоззрения» и другие. Ведущая роль в воспитании принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Нравственный облик студентов, их мировоззрение формируются содержанием учебных дисциплин, характером и стилем взаимодействия с преподавателями, личностью педагога. В отчётный период проблеме конструктивного педагогического взаимодействия, демократизации отношений преподавателей и студентов уделялось внимание на научно-практических конференциях, на методических совещаниях деканов, методических оперативках кураторов. На методических совещаниях и семинарах преподавателей кафедр рассматривались результаты опросов студентов, позволяющих определить динамику в развитии демократических отношений в вузе. В последнее время преподаватели активно внедряют компетентностно-ориентированные технологии, такие как: проектное обучение, портфолио, интерактивные методы. Использование этих технологий воспитывает у студента чувство ответственности пред собой, семьёй, другими людьми за результаты своего труда и за результаты труда учебной группы. Значительную роль в организации воспитательной работы выполняют кафедры теории и истории педагогики, педагогики и частных методик, психологии и коррекционной педагогики. Преподаватели этих кафедр осуществляют методическое сопровождение проектной деятельности студентов, выступают организаторами психологических и педагогических олимпиад, выступают в роли консультантов по организации жизнедеятельности студентов, организуют профилактическую работу по предупреждению вредных привычек и утверждению норм культурного поведения студентов. В течение отчётного периода студенты института принимали участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня (см. табл.). Таблица 6.5 Сведения об участии студентов в предметных олимпиадах и конкурсах. Учебный год Название олимпиады, конкурса Количество участников Количество призовых мест 2003 – 2004 Областная студенческая олимпиада по педагогике (Пермь) 5 6 призовых мест в индивидуальном зачёте, командное – 2 место 2004 – 2005 1.Всероссийская выставка творческих работ «Школа. Учитель. Искусства» (Чебоксары)2.Региональная студенческая олимпиада по математике. (Екатеринбург) 44 Дипломы – 4 чел.Призовых мест нет 2005 – 2006 Городской конкурс «Кукла – 2005» 6 1 призовое место 2006 – 2007 1.Межрегиональный студенческий конкурс-выставка «Архиперспектива 2007» (Екатеринбург)2.Открытая региональная олимпиада по Педагогике среди вузов Урала и Сибири3.Олимпиада по педагогике (ПГУ, г. Пермь)4.Региональная студенческая олимпиада по математике. (Екатеринбург) 55104 2 призовых места, 3 диплома участника1 место в индивидуальном зачёте в теоретическом конкурсе1 призовое место Призовых мест нет 2007 – 2008 1.Открытая региональная олимпиада по педагогике среди вузов Урала и Сибири2.Всероссийская студенческая олимпиада по специальности «Педагогика и психология» 75 2 призовых места в индивидуальном зачёте, 2 призовых места в командном зачёте; в общекомандном зачёте – 5 место 8 призовых мест в индивидуальном зачёте, 1 место в командном зачёте по компьютерному тестированию. В общекомандном зачёте – 3 место ^ 6.6. Основные направления воспитательной работы Реализация концепции, задач и направлений внеучебной деятельности осуществляется в институте через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего учителя. Целевые программы ГОУ ВПО СГПИ:Программа гражданского образования; Программа «Образование и здоровье»; Программа комплексной профилактики злоупотребления психоактивными веществами; программа «Студенческая наука»Программа адаптации первокурсникаПрограмма психологического сопровождения образовательного процесса Воспитательная работа в институте ведется в соответствии с утвержденной Ученым советом института Концепцией по следующим направлениям: – профессионально-трудовое; – гражданское; – духовно-нравственное; – воспитание здорового образа жизни. Все направления отражены в Программе воспитательной деятельности на цикл обучения. 6.6.1. Профессионально-трудовое воспитаниеВ процессе формирования личности конкурентоспособного спе­циалиста-профессионала в вузе важнейшую роль играет професси­онально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заклю­чается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятель­ности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-тру­довое воспитание студентов выступает институте как специ­ально организованный и контролируемый процесс приобщения сту­дентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с экономическим воспита­нием и воспитанием профессиональной этики. Для достижений вышеуказанных целей в сфере профессионально-трудового воспитания используются различные формы работы. В течение учебного года в институте проходят выступления должностных лиц перед студенческой аудиторией на общефакультетских, курсовых собраниях, где обсуждаются текущие моменты и перспективы развития института, проблемы студенческой жизни. Ежегодно осуществляется ревизия и оценка всех нормативных документов, ре­гулирующих учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения преподавателей, кафедр со студентами; издание сборников этих документов; включе­ние требований к студентам в учебно-методические пособия, мате­риалы; ознакомление студентов с этими документами, исчерпываю­щее информирование. Кроме того, анализируются жалобы и предложения студентов по организации учеб­но-воспитательного процесса, организации зачетов, экзаменов и т.д. В начале обучения студентов знакомят с должностными обязанностями, профессиограммами, требованиями, предъявляемыми к выпускникам вуза по избранным специальностям в современных условиях. Вуз создаёт условия для получения студентами дополнительныхспециальностей и специализаций, а также для совершенствованияимеющихся навыков (курсы обучения работы на компью­тере, курсы изучения иностранных языков и т. д.). В течение учебного года организуются и проводятся встречи студентов с известными учеными, руководителями образовательных учреждений, производственниками, писателями, с начинающими работать учителями школ, психологами, мастерами педагогического труда. Среди студентов первых курсов проходят конкурсы стенгазет и плакатов по темам «Я – будущий учитель/ психолог», конкурс сочинений, эссе на темы «Идеальный образ современного учителя», «Учитель в моей судьбе». Профессиональное воспитание осуществляется через научно-исследовательскую деятельность студентов (участие в проблемных группах, в конкурсах научно-исследовательских и социальных проектов, в научно-практических конференциях различного уровня, в педагогических чтениях, в общественных смотрах знаний, в проведении профессиональных и предметных декад, в научно-исследовательских экспедициях). Например, в выполнении научно-исследовательской работы «Теоретико-методологический анализ взаимодействия социальных институтов в современном образовательном пространстве» по заказу Федерального агентства образования участвовало в течение 2005 – 2007 годов 50 студентов педагогического факультета. Результаты студенческих фольклорно-диалектологических экспедиций и музейных практик по территории Пермского края и Свердловской области студентов-филологов опубликованы в монографиях. В течение двух последних лет на естественно-математическом факультете проводятся студенческие научно-практические конференции «Проблемы естественно-математического образования в исследованиях профессионально ориентированной личности», в которых приняло участие 97 человек. Ежегодно в институте проводится конкурс педагогического мастерства среди студентов пятых курсов, который организует кафедра теории и истории педагогики совместно с педагогическим отрядом «Мечта». Отряд существует в СГПИ с ноября 1996 года. За отчетный период студенты продемонстрировали своё педагогическое мастерство на краевом и федеральном уровнях. Профильный молодёжный лагерь для школьников и студентов Пермского края «Усолье 400 лет», который прошёл в рамках V Фестиваля исторических городов Прикамья в июле 2006 года. Студентами педагогического отряда по руководством старшего преподавателя кафедры теории и истории педагогики Добренко А.Ю. были разработаны различные тематические смены, такие как: «Колесо истории», «Снежная сказка», «Эконом проект», «Волшебник изумрудного города», «Школа Хогвартс», «Хроники Нарнии», «Десятое королевство», «Антарес», «Хроники мира» и.д. В период с 2003 по 2008 год 30 студентов педагогического отряда прошли стажировку в ВДЦ «Орлёнок» - лагеря «Штормовой», «Стремительный», «Дозорный». В течение учебного года педагогический отряд организует и проводит «Школу вожатого» для студентов института. Ежегодно в канун Нового года студентами педагогического отряда проводятся детские праздники и спектакли для детей студентов и преподавателей вуза, а также для учащихся школ и дошкольных образовательных учреждений города Соликамска. Педагогический отряд активно взаимодействует с детскими оздоровительными центрами города Соликамска – «Лесная сказка», «Уральские самоцветы», Красновишер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.