Реферат по предмету "Разное"


6 Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства

Вернуться назадГлава 6. Психодиагностика управленческих потенциалов и стилей руководстваРаздел 1Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя 6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства 26.1.2. Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя 46.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя 66.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 76.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышев, Н.П.Фетискин) 96.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен) 146.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей 156.1.8. Диагностика стилей педагогического общения 176.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта) 18 ^ 6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно рассматривать как комплекс систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчиненных и общения с ними. «Чтобы раскрыть сущность стиля руководства, - считает Р. X. Шакуров, - необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о его функциях и структуре». Общая функция стиля заключается, по его мнению, в адаптации деятельности руководителя к специфике условий ее осуществления. Эта функция рассматривается как единство двух частных функций -адаптации деятельности к особенностям: а) объективных, внешних условий: б) самого субъекта деятельности. Первую из них Р. X. Шакуров называет социальной, вторую - психологической функцией стиля. К числу объективных, внешних условий, формирующих стиль руководства на том или ином конкретном управленческом уровне, можно отнести, как отмечают А. Л. Журавлев и Н, Ф. Рубахин, характер организации (военная, производственная научно-исследовательская и т. д.), специфику стоящих задач {очередные, привычные или срочные, непривычные), условия выполнения этих задач (благоприятные, неблагоприятные или экстремальные), способы и средства деятельности (индивидуальные, парные или групповые). Наряду с указанными выше особо выделяется такой фактор, как уровень развития коллектива. Этот ряд факторов, действующих, как правило, одновременно, может быть продолжен. С другой стороны, индивидуально-психологические особенности того или иного руководителя вносят своеобразие в его управленческую деятельность. На основе соответствующей трансформации внешних влияний каждый руководитель проявляет присущий ему индивидуальный стиль руководства. Наиболее распространенные классификации стилей руководства, рассматриваемые нашими авторами, ведут свое начало от работ К. Левина. При этом выделяются три основных стиля руководства: 1) автократический (или авторитарный, административный, волевой, директивный); 2) демократический (или коллегиальный, товарищеский); 3) свободный (или анархический, либеральный, примешивающийся, нейтральный, попустительствующий, разрешительный, формальный). На наш взгляд, уместнее всего называть последний стиль номинальным, поскольку при этом руководитель как официальное лицо занимает определенное место в официальной организационной структуре, однако не вмешивается или почти не вмешивается в деятельность своих подчиненных. Свою основную обязанность такой руководитель видит лишь в том, чтобы снабжать подчиненных информацией, необходимой для их работы. Среди немногочисленных эмпирических исследований стилей руководства, проведенных к настоящему времени в отечественной психологии, следует отметить работы А. Л. Журавлева. Общеизвестно, что субъективным условием успешного выполнения личностью той или иной деятельности являются ее соответствующие способности. Поэтому обратимся сначала к проблеме управленческих способностей. В отечественной литературе издавна используется другой термин - организаторские способности, и это, конечно, суживает круг рассматриваемой проблематики. Лишь в одной из своих последних работ известный авторитет в данной области К. К. Платонов выделил «способности к руководству». В их состав были включены и организаторские способности (А. Л. Свенцицкий). По данным Л. И. Уманского, структура организаторских способностей включает следующие личностные свойства: психологическая избирательность - способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи. Практически-психологическая направленность ума - овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач. Психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми. Данные свойства личности Л. И. Уманский рассматривает в единстве, в силу их тесной взаимозависимости, используя для названия этой триады термин «организаторское чутье». Общественная энергичность - способность личности заражать и заряжать своей энергией организуемых людей. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей. Три эти свойства Л. И. Уманский также объединяет в целостном образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью. Наконец, выделяется такое свойство личности, как склонность к организаторской деятельности - потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении. В этой структуре главная роль принадлежит организаторскому чутью, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как питательная почва, обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой Бездейственности. Для осуществления организаторской деятельности необходимо единство данных качеств, так как только в комплексе все эти качества и свойства являются организаторскими способностями. Интересный подход к рассматриваемой проблематике представлен в работах Л.Д.Кудряшовой. Исследовательское внимание здесь привлечено к явлению целостности личности руководителя (имеется в виду наличие у него общих способностей, не сводимых к сумме частных, специальных способностей и качеств). Действительно, если деятельность современного руководителя в силу ряда условий «носит ярко выраженный «системный» характер, то аналогичный характер должны иметь (для обеспечения эффективности деятельности) и его качества и способности». В соответствии с этим «общая способность к управленческой деятельности» определяется исходя из степени неоднородности ее частных, специфических способностей. Действительно, эффективный руководитель должен постоянно проявлять совершенно противоположные (сами по себе) качества личности. Ему необходимо «совместить в своей деятельности исполнительность с инициативой, демократизм - с умением последовательно проводить свою линию в управлении, творческий подход - с умением использовать типовые схемы управления, регламентацию работы сотрудников - с предоставлением им возможностей для реализации творческого потенциала и т. д. (А. Л, Свенцицкий). В соответствии с вышеуказанными подходами структура диагностического обеспечения была нацелена на выявление следующих управленческих особенностей: оценку управленческого потенциала руководителя; коммуникативных и организаторских способностей; базовых управленческих ориентации; стилей руководства коллективом; стилей работы с документацией; стилей принятия управленческих решений; когнитивно-деятельностного стиля; лидерских способностей и стилей; деятельностной эффективности руководителя: самооценка профессионально-деятельностных ограничений; проявление барьеров и комплексов в управленческой деятельности; биполярная эффективность руководства; экспертная оценка эффективности труда руководителя.^ 6.1.2. Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя Назначение. Методика может использоваться при выяснении склонности к использованию различных стилей руководства.Инструкция. В предложенных ситуациях выберите те варианты решения, которые вам подходят, и отметьте их соответствующей буквой. Старайтесь быть искренним. Ваши решения определяют вашу ориентацию как руководителя. Предполагаются четыре типа ориентации: на интересы дела (Д); на психологический климат в коллективе, отношения с людьми (П); на себя (С}; на официальную субординацию (0).Деятельностные ситуации:Ситуация 1. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего. Какая? а) Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности. б) Все это мелочи. Главное в оценке людей - это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено. в) Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его. г) Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная заработная плата, заслуженная премия.Ситуация 2. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами. а) Стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно. б) Часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело. в) Предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным. г) Отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.Ситуация 3. При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это явилось поводом для их жалоб начальнику цеха. Как бы вы отреагировали на его месте, отвечая жалобщикам? а) КТУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем. б) Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром. в) Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме. г) Пообещав помочь установить истину, сразу же идете на участок и беседуете с бригадиром, мастером и другими членами актива бригады. В случае подтверждений обоснованности жалоб предлагаете бригадиру перераспределить КТУ в следующем месяце.^ Обработка и интерпретация результатов Используя ключ, оцените свой результат. Номер ситуации Тип ориентации Д П С О 1 б а в г 2 б а г в 3 г б в а О доминировании той или иной ориентации можно судить по совпадению трех ответов с ключом, о выраженной тенденции - двух ответов и незначительности проявления - одного ответа.^ 6.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя Инструкция. На предложенные 14 вопросов следует давать ответы в форме «да» (+) и «нет» (-). Для этого в бланке ответов рядом с номером утверждения проставьте один из указанных ответов. Далее следует указать все стандартные требования к методикам опросного типа.Опросник 1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения. 2. Трудно ли вам отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались работая на более низкой должности? 3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавляемому вами подразделению, уйдя на повышение. 4. Стремитесь ли вы к выработке универсального стиля управления, подходящего для большинства ситуации? 5. Умеете ли вы относительно безошибочно дать целостную оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировать их как сильных, средних или слабых руководителей? 6. Легко ли выйти за рамки личных сомнений или антипатий в кадровых назначениях? 7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления не существует и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций? 8. Считаете ли вы, что легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными. 9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами ли подразделении. 10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя? 11. Часто ли вам приходиться объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами ( нехватка жилья, перебои в материально-техническом снабжении и т. п)? 12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени? 13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать на объектах, то эффективность вашего руководства значительно повысилась? 14. Предоставляете ли подчиненным, которые являются более сильными руководителями, значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус? ^ Обработка и интерпретация результатов Для обработки результатов исследования применяется следующий ключ: № Да Нет № Да Нет 1 2 3 4 5 67 1 0 0 0 2 11 0 1 1 2 0 00 8 9 10 11 12 1314 0 1 11 0 0 02 2 0 0 2 1 20 Максимальное количество баллов равно 20 и свидетельствует о высоком управленческом потенциале руководителя Дифференцированные управленческие потенциалы руководителей расположены в следующих диапазонах: 1 -6 - низкий; 7-13- средний; 14-20 - высокий.^ 6.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) Инструкция. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.Опросник 1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми? 2. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? 7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми? 8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений? 9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту? 10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)? 12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня? 13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей? 28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту? 29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу? 30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами? 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив? 34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 39.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?^ Обработка результатов тестирования Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2»^ Ключ для обработки данных Коммуникативные склонности Ответы (+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 (-) нет З, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 Организаторские склонности (+) да 2, 6, 10, 1 4, 18, 22, 26, 30, 34, 38(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже. Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20 Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности. Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.^ 6.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышев, Н.П.Фетискин) Назначение. Методика предназначена для определения интегральных организаторских способностей личности.Инструкция. В форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в виде оценки независимого эксперта, Желательно давать объективные и искренние ответы, не допуская пропусков. Значения пятибалльной оценки: 5 - черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно, 4 - черта проявляется довольно часто, 3 - эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме, 2 - качество проявляется очень редко и малозаметно, 1 - качество полностью отсутствует. В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-)-угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) - отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде.^ Бланк для ответов № ^ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ (способность наиболее полно и глубоко отражать психологию других людей) 5 4 3 2 1 б в 1. Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека. 2. Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность). 3. Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах). 4. Способность давать меткие характеристики людям. 5. Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности. 6. Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей. 7. Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей. 8. Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива. 9. Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека. Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств) ^ 2. КРИТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УМ (ум «практика-психолога», владение практической психологией) 1. Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей. 2. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей. 3. Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях. 4. Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности. 5. Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи. 6. Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям: а) быстро б) прочно 7. Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности. 8. Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей. 9. Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других). Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств) 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними) 1. Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева. 2. Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека. 3. Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»). 4. Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. 5. То же, но в зависимости от временных состояний. 6. То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом. 7. Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям. 8. Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения). 9. Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям. Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств) 4. СОЦИАЛЬНАЯ БОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них) 1. Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию. 2. Способность к волевому воздействию на других. 3. Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией. 4. Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям. 5. Способность воздействовать на других убедительностью доводов. 6. Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами. 7. Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу). 8. Способность создавать в группе уверенность в успехе дела. 9. Способность правильно выбирать момент решающего воздействия. Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств) 5. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ КДРУГИМЛЮДЯМ (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к себе) 1. Способность быстро принимать решения о предъявлении требования. 2. Постоянство в предъявлении требований. 3. Самостоятельность в требованиях. 4. Гибкость в требованиях. 5. Настойчивость в требовательности. 6. Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки). 7. Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств) 6. КРИТИЧНОСТЬ (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается ссамокритичностью) 1. Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны. 2. Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей. 3. Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности. 4. Прямота и смелость, критичность без придирчивости. 5. Логичность и аргументированность критических замечаний. 6. Глубина и существенность критических замечаний. 7. Постоянство критичности. 8. Доброжелательность критичности. Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств) 7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать) 1. Потребность в организаторской деятельности. 2. Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей. 3. Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности. 4. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других. 5. Неутомимость в организаторской работе. 6. Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы. 7. Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде). 8. Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности. Общий балл (Σ) Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.