Реферат по предмету "Разное"


6. античность как тип культуры

Тема 6. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ6.1. Крито-микенская культура 6.2. Греческая античность 6.3.Культура Древнего Рима6.1 В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации, переживая упадок, уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: критская, или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикладская, островная культура, названная так по имени Кикладских островов, кругообразно расположенных в Эгейском море вокруг острова Делос (по-гречески кюклос - круг); и культура Эллады - Балканской Греции. Во II тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая критской микенская (с центром в Микенах - городе в Пелопоннесе, в южной Греции), или ахейская культура. Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Просуществовала она примерно до 1200 г. до н.э. Это была самобытная, развитая, так называемая дворцовая культура: вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцовых комплексов критских правителей. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А.Эванса в Кноссе, в центральной части острова был открыт первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. По-видимому, это и был знаменитый Лабиринт (от слова «лабрис» - двусторонний топор, излюбленный символ древних критян, которым они украсили стены этого дворца), описанный в греческом мифе о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка их отличалась беспорядочностью. Но это все же были единые архитектурные ансамбли. В городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. они украшены колоннадами и фресками (в современной Криту кикладской и элладской культурах архитектура носила куда более примитивный характер). Центральной частью дворца был большой прямоугольный световой двор, с которым связывались все остальные помещения. Кносский дворец обладал всеми признаками восточной пышности, с моря он выглядел особенно живописно: ряды колоннад карабкаются вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства. Замечательна настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики дворца. Минойские художники, по-видимому, в совершенстве владели техникой живописи. Мастерство этой техники, тонкость и живость красок поразительны. В орнаментах преобладают растения - лилии, крокусы, пальмы, обитатели подводного мира - дельфины, рыбы, осьминоги, моллюски и др. На сюжетных фресках изображены сцены из жизни придворных, в частности «игры с быками» (тавромахии) - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Здесь же изображены элегантные мужчины и сверкающие драгоценностями, декольтированные дамы. Женщины вообще имели в этой культуре бесспорное преимущество. Символом всей минойской культуры является богиня со змеями: хорошо известно ее изображение, датирующееся XVII в. до н.э. и хранящееся сейчас в Гераклионе, в критском историческом музее. Редкий случай для ранних цивилизаций, но основной фигурой минойского пантеона также является женщина: Великая Богиня (Владычица). На Крите сложилась особая форма царской власти – теократия. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Кстати, критские дворцы не имели укреплений, что объясняется безусловным преобладанием Крита на море. Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены во время сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (Санторин), а также вторжения из материковой Греции воинственных ахейских племен. В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации переместился на материк, где в это время расцветает микенская (ахейская) культура, сформировавшаяся ок. 1700 г. до н.э. Первоначально микенская культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, фасоны одежды, фресковая живопись, принципы устройства водопровода и канализации и др. Но, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно оригинальной. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения: в отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки сами считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны, - настолько огромными были громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые «львиные ворота», украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари сооружали для себя величественные купольные гробницы – «толосы», которые пришли на смену шахтным погребениям, являющимся более ранними памятниками микенской культуры. К наиболее пышным усыпальницам относится «гробница Агамемнона», поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец. В отличие от критских дворцов, построенных вокруг светового открытого дворика, центром микенских дворцов был мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами. Сцены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением батальных сцен. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке, правда более архаичном, чем язык позднейшего классического периода. Преобладанию ахейцев в Греции и высокоразвитой микенской культуре положило конец передвижение на рубеже XII-XI вв. до н.э. новой волны греческих племен - дорийцев, называвших себя потомками Геракла. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Тесня ахейцев с севера и передвигаясь на юг Балканского полуострова, дорийцы дали начало могущественным государствам в Пелопоннесе, в частности основали Спарту. Особенно важным для последующего развития греческой культуры было то, что дорическая волна, положившая конец крито-микенской цивилизации, миновала Аттику, издавна населенную ионийскими племенами. Их культуре суждено было в будущем возвеличить и прославить всю Элладу. Что же касается места крито-микенской культуры в истории человечества, и ее типа, то она вполне типична для мифологической культуры, но одновременно и своеобразна. Крито-микенскую культуру иногда называют мифологическим «модерном»: натурализм верований, буйство красок в искусстве, обилие деталей и украшений в одежде (микенская мода кем-то остроумно названа модой первых кринолинов), эксцентричность - все это придавало ей «модернистское» своеобразие и очарование. Пожалуй, именно эта культура самим своим существованием подчеркнула великое общее значение мифологических культур человечества, будь то страны Древнего Востока, культура индийского субконтинента или во многом еще загадочные древнеамериканские цивилизации. В них впервые с огромной силой раскрываются возможности искусства. Здесь творческая деятельность человека создает художественную культуру как сложную совокупность видов искусства. В частности, возникает зодчество - основа больших синтетических стилевых систем пространственных искусств, в пределах которых расцветают монументальная скульптура и живопись. В этих же культурах из фольклорной стихии словесного народного творчества выделяются поэтические эпические циклы. Им на смену приходит сложный мир раздумий и чувствований поэзии лирической, затем возникают первые зачаточные формы художественной прозы. Из культовых празднеств, магических колдовских действ создается великий мир зрелищных искусств, зарождаются и достигают своего первого расцвета драма, трагедия и комедия. Художественные ремесла утрачивают то почти монопольное место, которое они занимали в конце первобытного периода в области пластической. Однако все сказанное не противоречит мифологической нерасчлененности различных областей духовности. Художественная практика в целом, а также жизнь отдельных произведений искусства воспринималась (и была таковой) как некая часть культовой, шире - социальной реальности. С этим явлением и связана особая способность искусства древности к воплощению универсальных свойств отношения человека к миру - к внесению меры, строя, порядка в сознание и жизнь человека. Данные качества, активно проявляющиеся в канонических культурах Древнего Востока, в пластике греческой античности приобретут доминирующее значение.6.2 Как известно, история Древней Греции делится на несколько этапов: гомеровский ( XII-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VII вв. до н.э.), классический (конец VII-IV вв. до н.э.), эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.). В первые два периода культура ахейцев сменяется культурой пришедших с севера дорических греческих племен. Классический период - это эпоха зарождения, расцвета и первого кризиса греческого города-государства (античного полиса). Выход античного общества из этого кризиса на основе практической ликвидации или ограничения государственной независимости полисов и создания путем завоеваний на Востоке огромных монархий является эпохой эллинизма. Гомеровский период отличался относительной бедностью материальной культуры. Для него характерны простая и грубая керамика, архаичная и незатейливая форма произведений декоративного искусства, отсутствие монументальной архитектуры. Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей. Но в то же время в Греции появляются первые изделия из железа, что заложило основы для будущего процветания Греции в Восточном Средиземноморье. До нас дошло сравнительно мало иных памятников искусства гомеровского периода. Основные строительные материалы того времени - недолговечные дерево и необожженный кирпич. Монументальная скульптура тоже была деревянной. Очевидно, наиболее распространенным видом изобразительного искусства в этот период становится вазопись. Во всяком случае, наиболее яркими памятниками искусства, дошедшими до нас, являются вазы, расписанные геометрическим орнаментом - схематическим, однообразным узором. Ученые давно полагают, что орнамент - необходимая ступень в эволюции способности человека эстетически осваивать мир: «Геометрический орнамент в его развитой форме основан на эстетическом оформлении возникшего в человеке чувства ритма, то есть упорядоченной повторности деятельности человека во времени и сознании цикличности развития явлений природы»1. Лучшие образцы этого стиля, относящиеся к гомеровской эпохе, - дипилонские надгробные амфоры и кратеры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами. Формы архитектонически ясны, построения четки. От органической текучести формы, ее упругой округлости, исповедуемой эгейскими мастерами, мало что осталось: грека радовала прежде всего ясная логика конструкции, чеканная красота узора, твердость обожженной глины - терракоты. Интересны и дошедшие до нас терракотовые и бронзовые статуэтки. Иные из них поражают экспрессией культового жеста поднятых рук. Они также покрыты геометризированным узором. Характер орнамента мотивируется тем, что он передает узор, вытканный на одежде. И в мелкой бронзовой пластике чувствуется своеобразное сочетание динамики и орнаментальности. Постепенно мастера переходят к более объемному восприятию формы, к пластически-объемной моделировке лица. Начинается освоение мотива движения. К VIII в. до н.э. керамика и пластика вплотную подходят к той художественной проблематике, которая разрабатывалась мастерами ранней архаики. Общеизвестно, что в доархаическую эпоху достигает своего расцвета греческая эпическая поэзия, ассоциируемая нами с именами Гомера и Гесиода. Тексты гомеровских поэм «Илиады» и «Одиссеи» были записаны в VIII в. до н.э., а окончательно кодифицированы только в VI в. до н.э., при Писистрате. До этого они существовали в устной традиции. В основе этих выдающихся памятников мировой литературы - ахейский эпос, сказания о походе ахейцев в Трою (город Малой Азии). Обе поэмы - это эпическое изложение основных взглядов грека на устройство мира, на историю, на мир богов, на мораль и красоту. В виде сочинений полумифического Гомера мы имеем поэтически выраженную картину мира. К доархаическому мифу относится и всеобщее одушевление природы, восходящее еще к первобытному анимизму. По мере развития греческой культуры оно облагораживается и поэтизируется. Мифы повествуют, что кроме главных (олимпийских) богов вся земля была населена существами, олицетворявшими явления природы: в реках и ручьях жили наяды, в море - нереиды, в лесах - дриады и сатиры с козлиными ногами и рожками на голове, в горах жила нимфа Эхо и т.д. С ними встречались, их видели, они зачастую воспринимались в виде самих явлений природы. Вера в материальную реальность антропоморфных богов и героев, в жизненную достоверность мифических сказаний в этот период была почти абсолютной. Олимпийские боги для греков столь же материальны, как и люди, но, воплощая исконные качества, присущие человечеству, они бессмертны, не способны дряхлеть, а потому истинно прекрасны. Уже в этом своеобразном стремлении к устойчивости образов, воплощающих всеобщие свойства бытия, природы и человека, по-видимому, заложено духовное стремление греков к утверждению красоты. Причем поначалу это была духовность статичной красоты. Красота становления станет предметом духовных вожделений только в эпоху высокой классики. Более систематизированные сведения о космогонических представлениях древнего грека дают эпические произведения Гесиода, в частности его поэма «Теогония» («Происхождение богов»). Гесиод знакомит нас с доантропоморфной или полуантропоморфной стихией доолимпийского мира божественных сил. Это дикий, еще смутный мир ранних первобытных воззрений древнейших греков, где представления о мироздании, зачатки религии и сказочная магичность были нерасторжимо сплетены друг с другом. Следующая за гомеровскими веками архаическая эпоха - время наиболее интенсивного развития античного общества, в которое окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. В это время были заложены основы классического рабства, системы денежного обращения и рынка, основной формы политической организации - полиса, концепции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали. В этот же период появляются философия и наука античности, театр, ордерная архитектура. Тогда же состоялись первые олимпийские игры. Архаика разрабатывает и эстетический идеал античности. Образ человека в искусстве этой поры еще обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная статичность изображения, условность, торжественность. Но тело человека начинает рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Образ человека постепенно обретает свое подлинное значение: человек (или бог, воплощенный в человеческой телесности) теперь выступает как кульминационная ценность мира. Он представляется прекраснейшей, довлеющей над хаосом пластической целостностью. «Все в меру» - вот девиз античного канона изображения человека, уже сформулированный в эпоху архаики. Этот девиз неукоснительно соблюдается в искусстве поздней архаики, не говоря уже о классике. Орнамент органически сочетается с пластикой в круглой скульптуре. К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах (позднее появится и коринфский ордер). В керамике возникает живописное оформление: рождается чернофигурная, а затем краснофигурная вазопись. К VI в. до н.э. греки вырабатывают новую систему письменности. Через посредничество финикийцев они приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. В литературе сформировалось новое течение: эпоха героев ушла вместе с Гомером, возникла лирика, с совершенно естественной свободой раскрывающая мир человеческих переживаний и страстей, предваряющая появление классической трагедии. В целом своеобразие архаической культуры легло в основу культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации. Наиболее развитой областью Греции в архаическую эпоху была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности - натурфилософия. , Следующий этап - ранняя и зрелая классика (V в. до н.э.) - является эпохой наивысшего расцвета искусства греческого полиса. Большое значение для перехода культуры полиса к высшей стадии своей эволюции имели победа афинской рабовладельческой демократии и исход греко-персидских войн. Центром греческой культуры становятся Афины (особенно времен правления Перикла - 444-429 гг. до н.э.). Именно афиняне придали неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи. После победы над персами у греков происходят важные изменения в духовности. Победа эта воспринимается как свидетельство могущества греческих богов. Усиливается чувство исторического оптимизма. Зевс укрепляется в роли главы пантеона и приобретает в мыслях и чувствах грека черты гаранта справедливости. При Перикле проявляется, особенно в Афинах, тенденция к полному слиянию в рамках единого пантеона полисных и народных божеств. Укрепляется культ Афины, растет влияние культа Диониса. Все это происходит при том, что в мировоззрении греков идет интенсивный процесс логической дифференциации понятий, разрабатываются строгие методы философского рассуждения. Миф и философия тесно переплетаются с искусством: искусство находит в мифических образах живое воплощение основных представлений о бытии, характерных для духовного мира того времени; миф же, утрачивающий свою буквальную реальность, приобретает философско-этическую целостность. Поэтически окрашенная философия развивается в это время в рамках художественного слова. Этот союз во многом способствует взлету художественной зрелости античного человека. Но продолжается он недолго, всего немногим более века: уже во времена поздней классики эта органическая связь искусства с мифом, а мифа - с общим мировоззрением начинает распадаться. Мир мифических образов постепенно становится источником сюжетно-изобразительных средств для искусства, и ему суждено остаться таковым вплоть до наших дней. Не теряя своей универсальности, обретенной уже в архаике, образ человека в эпоху классики решительно выиграл в пластической жизненности: человек в науке и искусстве теперь либо действует, либо выражает способность и готовность к героическому действию. В скульптуре появляется динамика, композиционное построение, конфликт. В архитектуре явственно реализуются такие принципы, как соразмерность, гармоническая целостность. Во всех видах творчества формируется единство художественного языка. Не случайно именно в эту эпоху разум эллинов ищет и находит закономерности, лежащие в основе понятия красоты: формулируется понятие канона (меры), содержание которого составляют закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность и целесообразность. Гармонически контрастный синтез искусств на основе утверждения величия и этико-эстетической ценности человека получает в V в. до н.э. необычайно высокое выражение. Принцип органической связи личной и общественной сторон жизни, являющийся основанием мировоззрения той эпохи, находит свое совершенное воплощение не только в искусстве - во всей классической культуре в целом. Гармония контраста, противоречивая целостность - эти парадоксальные сентенции приходится постоянно применять для характеристики культурных реалий ранней и высокой классики. И это не случайно, ибо само мироотношение греков было в известной мере парадоксальным: не только оптимистическим, но и трагическим. Для эллина достоинство человеческого разума, человеческих установлений состояло в способности внести строй, порядок, гармонию, познать внутренний ритм бурного потока жизни со всеми ее противоречиями, радостями, горестями, победами и поражениями. Естественно, что V в. до н.э. с наибольшей полнотой словесно выразил себя в трагедийном жанре (для гомеровской эпохи такой «визитной карточкой» был эпос, для архаики - лирика). В трагедии, возникшей из хоровой песни и дифирамба, проблема двойственности человека, зависящего от богов и рока, но свободно, по законам человеческой совести и разума избирающего свой путь, находила конечные выводы в своей целостности, проводя человека подчас через мучительные перипетии к очищению - катарсису. Трагедия выявила красоту усилий героя, его страдания и даже гибели. Здесь так же, как и в пластике, гармония рождается из преодоления, поэтому так напряжëнны фигуры поликлетовских и мироновских статуй, столько героической радостности в парфеноновских фронтонах Фидия, так высок гуманизм героев Эсхила и Софокла. Культура поздней классики хронологически охватывает время с момента окончания Пелопоннесской войны (404 г. до н.э.) и большую часть IV в. до н.э. Исторический период, последовавший после смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.), представляет собой переходное время к следующему этапу в истории античного общества и культуры, к так называемому эллинизму. Этот завершающий период был временем распада грандиозного государства охватывающего Македонию, собственно Грецию, Египет, территорию бывшей монархии Ахеменидов и образования на развалинах огромной империи Александра Македонского относительно более устойчивых эллинистических монархий. Разрушалось единство возвышенного и естественного, героического и лирического начал культуры. Отходила в прошлое героическая гармония классического монументального синтеза. Идеал классики утрачивал свое внутреннее соответствие условиям реальной жизни. Гармонически прекрасный, поэтический образ человека не нес уже в себе героического пафоса былых времен, в нем не находили отзвука трагические диссонансы действительности. Ему на смену в поздней классике рождается лирически преобразованный мир личного счастья человека. Так возникает искусство Праксителя, сочетающее черты утопического гедонизма и тонкого чувства лирического начала жизни человека. К IV в. до н.э. утрачивается универсальная значимость мифологического образа. Мифологические представления о вселенной и обществе теряют органичность и непосредственность. В античной философии и отчасти в исторической науке мифологические принципы познания и оценки мира в известной мере преодолеваются, что связано, в первую очередь, с дальнейшим развитием рассудочных и рациональных форм сознания. Проявляется тенденция перехода к пост-мифологическому типу культуры. Происходит систематизация знаний, накопленных в течение тысячелетия. Наиболее важные научные открытия в это время были сделаны в тех областях, где знания древневосточной и древнегреческой цивилизаций переплелись и взаимообогатились: Архимед делает великие открытия в области механики и физики, Евклид создает труд о началах геометрии, Гиппарх составляет обширный звездный каталог, географ Эратосфен сравнительно точно определяет радиус Земли, астроном Аристарх Самосский высказывает предположение о вращении Земли и планет вокруг Солнца. Одним из стимулов формирования эллинистической культуры стало распространение греческого языка, образа жизни, системы обучения и воспитания на огромной территории. Художественная литература становится обширной и многожанровой: продолжают развиваться эпос, трагедия, комедия, историческая проза; при царских дворах процветает утонченная, но совершенно лишенная связи с жизнью идиллическая и гимновая поэзия. Появляется жанр эпиграммы. При этом распространение греческой культуры неоднозначно сказывается на художественной литературе эллинизма: проблематика и сюжеты мельчают, ограничиваются в основном моралью и бытом. Тот же процесс и те же образы параллельно идут в изобразительном искусстве: появляется бытовая и пейзажная живопись, пейзаж в скульптуре, возникает садовая декоративная скульптура для украшения парков. Но по-прежнему процветает и монументальное искусство: площади и храмы украшаются подчас грандиозными скульптурами на мифологические сюжеты. Складываются родосская, пергамская и александрийская школы ваятелей, которые продолжают традиции Лисиппа, Скопаса, Праксителя. В искусстве эллинизм навсегда остался «учеником» классической Греции - более разносторонним, но менее глубоким. В философии также происходит поворот к проблемам этики, морали, религии. Ощущение неустойчивости человека в условиях непрерывных военных и социальных конфликтов находит выражение в положениях философии стоицизма. Появляется эклектизм - стремление сочетать элементы различных школ и учений. Та же неустойчивость вызывает всплеск интереса к древневосточным традициям и культам. На смену рационалистическим чертам мировоззрения приходит мистицизм, расцветают астрология и магия. Эллинистические цари, используя идеологию Древнего Востока, основанную на идее божественности власти, насаждают царский культ. Но рано или поздно все кончается. Завершилась и история Древней Греции. Синтетическая культура эллинизма была, в конце концов, ассимилирована Римом, покорившим эллинские государства во II-I вв. до н.э. Затем ее наследие было воспринято Византийской империей и арабами и вошло в золотой фонд мировой культуры. Итак, подчеркнем характерные черты античной культуры, сложившиеся уже в Древней Греции. В этой культуре рациональное начало (Логос) возведено в культ. Логика мысли и жизни эллина исходила из практического чувства меры. Трудно найти в истории человечества другой народ, обладал таким же чувством меры, таким ясным сознанием своих практических и эстетических намерений, как греки. Культура сама оказалась «размеренной» во всех своих ипостасях: в политическом устройстве, религиозных построениях, философии, искусстве. Логос античности был сформирован в агоне, в соревновательном стремлении. Любой акт античной культуры - это воплощение индивидуальной воли автора. Не случайно Древняя Греция оставила в памяти человечества множество громких имен. Космос и красота для древнего грека - явления родственные. Во всех проявлениях этой культуры обнаруживается стремление творца зримо, телесно представить красоту мира, воплотить ее. Эстетизация культуры достигает небывалого напряжения, что впоследствии привлечет внимание современников эпохи Возрождения. Следующая особенность - диатипичность2 мышления. Античный человек воспринимает мир вещественным, наполненным реальными определенными предметами и образами (и в этом смысле – статичным) и, одновременно, - подвижным, текучим, изменяющимся. Чувство динамизма, становления наряду с очевидной «вещностью» мира возводятся греками в ранг «чувства жизни» и становятся в классический период основными принципами искусства. Надо признать, что и сама культура античного мира стала воплощенной гармонией целого и становящегося. Античность - это по сию пору длящийся диалог мыслей, форм, образов. Диалог равных, в котором не может преобладать какая-либо сторона, иначе будет нарушен порядок. Искусство ориентировано на пропорциональность форм; медицина исповедует равновесие сил в организме; философия обращается к равенству сил в мироздании; математика выводит формулы меры; архитектура воплощает гармонию «золотого сечения». Наконец, культура античности гуманистична: человек здесь признан «мерой всех вещей». В человеке счастливо сочетаются телесная красота и высокая духовность. Но гуманизм этот еще далек от антропоцентризма: «горизонт» космоса органично вбирает в себя человека как равного среди равных, не возводя его на культовый пьедестал. 6.2 Как только опустел греческий Олимп, в основание отношения человека к миру римской культурой был заложен принцип личности, первой формой реализации которого стал «вечный Рим», объединивший два великих исторических мира - Восток и Запад. Римская культура представляет заключительное звено древней истории Средиземноморья. Она продолжает культурные традиции этрусков, греков и других покоренных Римом народов. «Вечный Рим» прошел огромный путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владеющей всем миром. С возникновением Римского государства античные центры культуры были уже не отдельными островками цивилизации, а связанными между собой компактными образованиями, определявшими ход и основные тенденции исторического развития. История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: царский Рим (VIII-VIвв. до н.э.), ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.), Римская республика (III-I вв. до н.э.), расцвет Римской империи (I-II вв. до н.э.), упадок Римской империи (III-V вв. до н.э.). Если греческий гений был художественным и эллинскую историю творили художники, то римский гений - политика и патриотизм. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Римляне считали главными три занятия: воевать, править и строить. Еще Гораций говорил: «Сыновья Иула рождены, чтобы править миром». Иное считалось недостойным свободного человека. Владычество было самоцелью. Отсюда войны на протяжении нескольких столетий и, как итог, огромная империя, где действовал принцип: воевать можно не только оружием, но и законами. И все делалось ради господства, укрепления мощи и престижа государства. Мерой всех вещей в Римской империи считался уже не человек, а государственная власть. Творцами истории в Риме были политики, полководцы, юристы, ораторы, администраторы, правители городов и провинций. Роль художника в Древнем Риме также была иной, нежели в Греции, - менее связанной с общечеловеческими проблемами, более приспособленной к нуждам текущего дня. Римские юноши мечтали о военной карьере, занятия искусством были предоставлены покоренным народам. Между тем корабли, груженные произведениями древнегреческого искусства, прибывали в Рим беспрестанно. Римляне начали копировать, и нет худа без добра: благодаря римским мраморным копиям мы во многом знакомы с греческим искусством ваяния (оригиналы, выполненные из недолговечной глины, исчезли). Но речь идет не о слепом копировании культуры греков. Римляне заимствовали то, что было им близко и понятно, и перерабатывали все в собственном стиле. Кроме того, и культура этрусков стала образцом для римлян. В прикладных искусствах, военном мастерстве и строительном деле римляне переняли от этрусков ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, знаки власти правительственных лиц, архитектуру храмов с облицовкой и т.д. Через этрусков, как полагают ученые, пришло к римлянам и греческое письмо. Новаторский дух римлян проявился в создании своеобразной архитектуры, скульптуры, права, некоторых жанров литературы (в частности, сатиры). Они были авторами хорошо спланированных городских ансамблей с водопроводом и прекрасными дорогами, многие из которых действуют и поныне. В архитектуре ценилась грандиозность в сочетании с великолепием: памятники зодчества должны были внушать почтение, удостоверять могущество, поднимать достоинство власти. Ордерная архитектура была дополнена новыми формами, появились арка, свод, купол. К числу наиболее выдающихся творений римлян относятся акведуки, триумфальные арки, прославляющие победы полководцев. Своего рода местами отдыха и развлечения людей были термы, включающие в себя бани, бассейны, залы для прогулок, спортивные площадки, библиотеки. В знаменитых термах Каракаллы могли отдыхать одновременно тысячи людей. Это были шедевры архитектурного мастерства, роскошно убранные мрамором и другими дорогими материалами. Мировой известностью пользуются Колизей - самый большой амфитеатр древнего мира, вмещавший более 50 тысяч зрителей; колонна императора Траяна, высотой около 38 метров, покрытая семисотметровой лентой скульптурного рельефа; «храм всех богов» Римской империи - Пантеон, перекрытый куполом диаметром свыше 43 метров. Для таких грандиозных построек, естественно, требовались новые строительные материалы, и римляне вводят в практику водонепроницаемый бетон. Здания снаружи облицовываются полированным камнем, алебастром, золоченой бронзой. Особого расцвета в Римской империи достигли ювелирное искусство, фресковая живопись и мозаика. Во II в. до н.э. сложилось своеобразное искусство скульптурного портрета. Подчеркнутый интерес к личности, а также право должностных лиц воздвигать свои статуи на форуме - главной площади «вечного города» - способствовали его развитию. Римские портреты - это своеобразная летопись эпохи, история Рима, рассказанная в лицах. Конкретность и выразительность составляли отличительную черту всей римской портретной скульптуры. Общей особенностью римской архитектуры и искусства был культ и даже пафос полезности во имя государства. В рамках такой политизированной культуры, кстати, сложились основы классического права. Эпоха Октавиана Августа (конец I в. до н.э. - начало I в.н.э.) считается в истории римской культуры «золотым веком». Победив соперников в борьбе за власть, Август и его окружение стремились использовать выдающихся художников для укрепления своего морального авторитета. Выполнял эту миссию Гай Цильний Меценат. Его дом в Риме сделался центром литературной жизни римского общества. Меценат собирал, поддерживал и опекал всех талантливых поэтов своей эпохи: Вергилия, Горация, Секста Проперция и других. Наиболее известными писателями Древнего Рима, мастерами прозаического слова были Марк Теренций Варрон и Марк Туллий Цицерон. Первому за его заслуги в развитии римской культуры еще при жизни поставили памятник. Второй был государственным деятелем, оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В его произведениях латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую выразительность и пластичность. Отличительной чертой римской культуры была ее сугубая практичность. Признавая необходимость образования, римляне больше интересовались практическим приложением науки, а не ее теорией. Как заметил Цицерон, греки изучали геометрию для того, чтобы познавать мир, римляне же - для того, чтобы измерять земельные участки. Это был народ действия. Мечтательность, мистицизм были чужды римлянам и вызывали подозрение. Спокойствие, порядок и правильность - вот, что они предпочитали, избегая всего, что волнует душу. И хотя религия занимала исключительное место в жизни древних римлян, набожность их носила особый характер. Римские боги были настолько многочисленны, что казалось, будто количеством они превосходят население. Римлянин был очень мнительным и суеверным человеком. Однако его вера во многом сводилась к обрядности: почти каждый момент обыденной жизни был связан с обрядом. На внутреннее содержание верований мало обращалось внимания. Религиозная обрядность вменяла в обязанности молчание во время священных церемон


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Архитектура ЭВМ БЭСМ-6
Реферат Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций
Реферат Govt Internet Intervention Essay Research Paper The
Реферат Организация деятельности информационного вычислительного центра Октябрьской железной дороги
Реферат Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Реферат Березневі статті Богдана Хмельницького 2
Реферат Загальна характеристика системи освіти США
Реферат Claude Monet Essay Research Paper Claude Monet 2
Реферат Химическая и нефтехимическая промышленность
Реферат Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Реферат Andy Warhol And Pop Art Essay Research
Реферат Статистика финансов предприятий организаций
Реферат Учет доходов и расходов кредитной организации. финансовый результат и использование прибыли
Реферат Организация рекламно-ознакомительного тура в Ставропольском крае
Реферат Реформы военно-учебных заведений