Реферат по предмету "Разное"


5 Целевая программа «Развитие системы подготовки бакалавров и магистров»

5.4. Целевая программа «Развитие системы подготовки бакалавров и магистров»Программа разработана в соответствии с законами Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266 -1 «Об образовании», от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Совместной декларацией министров образования Европы в Болонье от 19 июня 1999 года. Настоящая Программа определяет цели, задачи, общие принципы и организацию работ по развитию системы двухуровневого образования в Белгородском государственном университете (БелГУ). Она является основой для перспективного и текущего планирования работы по подготовке бакалавров и магистров, проведения соответствующей политики, решения организационных, финансовых и кадровых вопросов управления образовательной деятельностью университета. Целью Программы является подготовка специалистов нового типа, обладающих помимо высокого профессионального уровня, такими качествами, как навыки менеджмента, способность к установлению, анализу и оценке деловых связей, компетентностью, гибкостью мышления, инновационной активностью и восприимчивостью. Данная Программа охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к развитию системы двухуровневого образования, она направлена на их опережающее развитие, учитывает потребности региона, допускает возможности внесения необходимых корректив в ходе ее реализации.^ 1. Состояние и основные направления перехода на двухуровневую систему подготовки В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами-участниками процесса право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствии с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004 - 2010гг. принять ряд мер по модернизации образования, и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр). Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся. Двухуровневая система позволяет восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, резко повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени. Двухуровневая система высшего профессионального образования позволяет на каждом уровне задавать свои требования к качеству образования, более рационально распределять финансовые и материально-технические ресурсы между программами бакалавриата и магистратуры или подготовки специалиста. Это особенно актуально в условиях массового высшего образования, которое характерно для России уже в настоящее время. Введение в России двухуровневой системы высшего профессионального образования дает возможность реализовать один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию российской и европейской образовательных систем, способствовать развитию экспорта российских образовательных услуг. Дипломы российских вузов станут пользоваться признанием в странах Европы. При этом следует подчеркнуть, что содержание образовательных программ должно отражать национальные традиции Российской высшей школы. Цель Болонского процесса – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применение системы учебных кредитов (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на европейский рынок труда. Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:двухуровневой системы высшего профессионального образования;системы зачетных единиц для признания результатов обучения;сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику Приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей. Система высшего профессионального образования, которая сложилась в России состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по направлениям подготовки высшего профессионального образования. Практическая реализация этих подсистем в Белгородском государственном университете осуществляется по следующей схеме: совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 г. Разветвленная схема дает возможность обеспечивать необходимое содержание подготовки при меньших по сравнению с независимой схемой ресурсных затратах, оптимизировать образовательный процесс, а также позволяет расширить возможности студента по выбору образовательной траектории на старших курсах. В Белгородском государственном университете имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования по 27 направлениям подготовки бакалавров и 14 направлениям подготовки магистров. В настоящее время в вузе реализуется подготовка по 14 бакалаврским программам (010100.62 Математика, 010700.62 Физика, 020100.62 Химия, 020200.62 Биология, 020800.62 Экология и природопользование, 031000.62 Филология, 030600.62 Журналистика, 030400.62 История, 030300.62 Психология, 040100.62 Социальная работа, 030500.62 Юриспруденция, 080500.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 050700.62 Педагогика) и 13 магистерским (010100.68 Математика, 010300.68 Математика. Компьютерные науки, 010700.68 Физика, 020100.68 Химия, 020200.68 Биология, 020800.68 Экология и природопользование, 031000.68 Филология, 030600.68 Журналистика, 030400.68 История, 030500.68 Юриспруденция, 080500.68 Менеджмент, 080100.68 Экономика, 050700.68 Педагогика). Имеется свидетельство о государственной аккредитации, перечень аккредитованных образовательных программ которого включает 14 вышеназванных направлений подготовки бакалавров, имеющих законченный цикл обучения. Подготовка бакалавров осуществляется с 2001 года, магистров – с 2005 года. В бакалавриате студенты получают общую подготовку, в магистратуре – специализированную в рамках магистерских программ. Подготовка бакалавров в течение 3-х лет ведется по учебным планам специалистов одноименных специальностей, на 4-ом году обучения – по учебным планам бакалавров. Таким образом, учебный план рассчитан на четыре года и включает в себя три типа дисциплин:дисциплины федерального компонента (80% от трудоемкости теоретического обучения);дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента;дисциплины и курсы по выбору. Эти дисциплины сгруппированы в четыре блока:цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые дают общеобразовательную подготовку;цикл общематематических и естественнонаучных дисциплин, которые, наряду с общеобразовательной подготовкой, дают знания, необходимые для профессионального становления специалиста;цикл общепрофессиональных дисциплин;цикл специальных дисциплин, отражающих возможности профессиональной специализации выпускников. Процесс обучения в бакалавриате организован следующим образом. Основными формами обучения выступают:лекции, семинарские, практические занятия;групповые консультации по дисциплинам;индивидуальные консультации в рамках научно-исследовательской работы студентов;учебно-научные исследования;практики (ознакомительная, производственная, преддипломная);выполнение контрольных заданий, подготовка рефератов, проектов, программ в рамках самостоятельной работы;учебно-научные конференции, деловые игры, тренинги;подготовка курсовых и дипломных работ по специальности. Организация индивидуальной учебно-научной работы студентов, выполнение ими курсовых и дипломных работ осуществляется выпускающими кафедрами. Текущий контроль усвоения знаний по отдельным учебным дисциплинам проводится в виде контрольных работ, коллоквиумов, защиты курсовых работ по дисциплинам учебного плана, а также по направлению профессиональной подготовки и по итогам производственной и преддипломной практик. Текущий контроль выполнения учебного плана студентами осуществляется в форме экзаменов и зачетов по семестрам, итоговый контроль – в форме защиты выпускной квалификационной работы и государственного экзамена. Учебный план специализированной подготовки магистров рассчитан на два года и также включает три типа дисциплин, которые сгруппированы в следующие блоки:цикл ДМН – дисциплины направления специализированной подготовки;цикл СДМ – специальные дисциплины магистерской подготовки, т.е. дисциплины по девяти магистерским программам. Кроме этого, предусматривается НИРМ – научная (научно-исследовательская и/или научно-педагогическая) работа магистранта: научно-исследовательская работа в семестре, научно-исследовательская практика, научно-педагогическая практика, подготовка магистерской диссертации), а также ИГАМ – итоговая государственная аттестация магистранта (защита магистерской диссертации, государственные экзамены: итоговый по конкретной магистерской программе, обязательно; по философии и иностранному языку, факультативно). Процесс обучения в магистратуре включает в себя гораздо меньший объем аудиторных занятий по сравнению с бакалавриатом и больший объем самостоятельной работы. Студенты магистратуры учатся по планам, которые разрабатываются совместно с научным руководителем, обсуждаются на заседаниях профильных кафедр, где обычно работает руководитель магистерской программы, и утверждаются деканом факультета. В магистратуре больше, чем в бакалавриате, развит институт консультирования: студенты имеют реальную возможность получить консультацию у преподавателя конкретной дисциплины, у научного руководителя, у руководителя магистерской программы, у ведущих специалистов кафедры по профилю магистерской подготовки. Для этого при планировании педагогической нагрузки и организации текущей педагогической деятельности преподавателей кафедры предусматриваются соответствующие часы. Промежуточный контроль знаний не отличается от того, который существует в бакалавриате. Итоговый контроль отличается тем, что к магистерской диссертации предъявляются более высокие требования, что отражено в соответствующих положениях о защите выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. Обучаясь в магистратуре, студенты имеют возможность получить дополнительную подготовку по философии и иностранному языку и сдать кандидатские экзамены. Фактически это обеспечивает им преимущества при поступлении в аспирантуру. Следует также отметить, что студенты магистратуры имеют возможность обучаться по дополнительной программе «Преподаватель высшей школы», что дает право выпускникам работать преподавателями в вузе. Выпускникам бакалавриата присваивается степень «Бакалавр», магистратуры – академическая степень «Магистр». В настоящее время двухступенчатая система высшей профессиональной подготовки в университете находится в стадии становления. Существует множество проблем организационного, содержательного плана, а также информационно-методического сопровождения соответствующих образовательных программ. В этой связи перед университетом встает ряд новых задач.Программы подготовки бакалавров должны балансировать между знаниями общей подготовки и специальными знаниями и делать упор на универсальных умениях, поддержке востребованности бакалавров на рынке труда и привитии им навыков к самостоятельному обучению. При разработке учебных планов центральное место должно отводиться нуждам студентов. Главной заботой должна стать состоятельность выпускников на поприще их будущей работы, поэтому следует всячески укреплять отношения с рынком труда. В реструктуризации старых учебных программ следует видеть не столько инструмент сокращения общих сроков обучения, сколько средство достижения гибкости. Акцент нужно делать на общих умениях.^ Степени, присуждаемые выпускникам вуза, необходимо сделать более прозрачными и сопоставимыми, что является обязательным условием мобильности. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Необходимо дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. Магистратура предполагает более узкую и глубокую специализацию, магистрант обычно ориентируется на научно-исследовательскую или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование. В связи с изменениями требований к выпускнику вуза в соответствии с требованиями рынка труда следует изменить подходы к концепции практик, включенных в обязательном порядке в учебные планы. Предприятие, принимающее студента на практику, необходимо заинтересовать через предоставление налоговых льгот или иных преференций. Отсюда – необходима разработка нормативной правовой базы, регулирующей отношения вуза, направляющего студента на практику, и предприятия (независимо от формы собственности), принимающего студента на практику. Концепция модернизации российского высшего образования, перспективы полномасштабного участия российской высшей школы в общеевропейской интеграции образования и науки в рамках основных направлений Болонского процесса, задачи создания и развития единой образовательной информационной среды требуют новых путей организации учебного процесса. Одним из решений может стать введение системы зачетных единиц. Это будет накопительная система, способная работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни". (Вместо академических часов будет введена система накопления кредитных единиц — за каждую лекцию, семинар, лабораторную работу и т.п. будут ставить зачетные баллы; и только набрав необходимое их число, можно будет получить диплом). Ряд российских вузов уже использует систему зачетных единиц как одно из средств для ведения нелинейной организации учебного процесса, перехода к системе непрерывного образования, решения вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в рамках межвузовских обменов с российскими и зарубежными университетами. Введение системы зачетных единиц повлечет за собой значительное изменение организации учебного процесса и определенную реструктуризацию его содержания. Предоставление достаточных и независимых сведений для обеспечения международной «прозрачности» и справедливого академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов и т.д.) может обеспечить общеевропейское Приложение к диплому (Diploma Supplement). Приложение дает описание сущности, уровня, смысла, содержания и статуса обучения, которое проходило и успешно завершило лицо, поименованное в оригинале квалификации, к которой прилагается настоящее Приложение. При переходе на многоуровневую систему подготовки острыми и злободневными становятся вопросы методики и технологии обучения на каждой ступени. Методика преподавания и обучения является одним из основных факторов, определяющих качество как бакалаврских, так и магистерских образовательных программ. Разработка учебных планов и даже программ учебных дисциплин составляет не более половины успеха преподавательской деятельности. Самое главное и сложное заключается в том, насколько умело, квалифицированно, профессионально преподаватель сможет обеспечить изучение данной дисциплины не только в аудитории, но и в рамках самостоятельной работы студентов. Макеты действующих учебных планов предполагают распределение только аудиторной нагрузки по времени и формам. Перенос акцента в процессе обучения на самостоятельную работу должен найти отражение и в таком формализованном документе как учебный план и учитываться при его разработке. Обобщая состояние и существующие проблемы в системе подготовки бакалавров и магистров в БелГУ, можно определить следующие основные направления и связанные с ними задачи развития системы подготовки бакалавров и магистров в университете:^ 1. Развитие в БелГУ системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура: изучение и внедрение опыта ведущих университетов мира в совершенствовании структуры, содержания и организации учебной деятельности; разработка новой и адаптация имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам организации учебного процесса в связи с введением двухуровневой подготовки;укрепление кадрового потенциала и материальной базы учебных подразделений, совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса подготовки бакалавров и магистров; расширение спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным направлениям подготовки бакалавров и магистров; лицензирование с последующим открытием в университете новых приоритетных, востребованных в России и за рубежом направлений подготовки бакалавров и магистров.^ 2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS): изучение опыта ведущих вузов России по введению системы зачетных единиц, модульных технологий и балльно-рейтинговой системы контроля процесса обучения; развитие методики разработки индивидуальных, базовых и рабочих учебных планов, основанных на зачетных единицах; предоставление студентам при разработке индивидуальных планов возможности личного участия в формировании не только дисциплин по выбору и факультативов, но и вузовского компонента; введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности в учебный процесс бакалавриата и магистратуры; переход на балльно-рейтинговую систему.3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement): изучение опыта ведущих вузов России по введению европейского приложения к диплому (Diploma Supplement); подготовка информационных и методических материалов и инструкций по процедуре заполнения европейского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании; введение европейского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании в БелГУ; обеспечение условий для признания за рубежом выдаваемых в БелГУ документов об образовании.^ 4. Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования: изучение проблемы качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования; участие в работе семинаров по проблемам качества подготовки специалистов; интенсификация академических обменов с зарубежными партнерами БелГУ.Задания и показатели № п/п Задания ^ Этапы выполнения заданий по годам Показатели Ответственные 2006 2007 2008 2009 2010 ^ Развитие в БелГУ системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура Изучение концептуальных и организационных основ Болонского процесса, содействие проведению в БелГУ организационной и экспериментальной работы по адаптации российского вузовского и послевузовского образования к европейской системе высшего образования + + + + + Степень интеграции в Болонский процесс Проректор по учебной работе Осуществление адаптации нормативных документов, регламентирующих деятельность университета в связи с введением подготовки бакалавров и магистров + + Наличие адаптированных документов Проректор по учебной работе Разработка Положения о системе многоуровневого высшего образования в БелГУ + Наличие Положения Проректор по учебной работе Внесение изменений в: - Положение о порядке и правилах приема в бакалавриат и магистратуру; - Положение о порядке приема, обучения, перевода, отчисления, восстановления обучающихся и предоставления отпусков обучающимся в БелГУ; - Положение об итоговой государственной аттестации выпускников БелГУ; - Положение о порядке проведения практики студентов БелГУ; - Положение о подготовке и защите выпускных квалификационных работ + + Наличие откорректиро- ванных документов Начальник учебно-методического управления (УМУ) Выявление возможности сопряжения направлений подготовки бакалавров и магистров с традиционными специальностями высшего профессионального образования + Число направлений подготовки Начальник УМУ Разработка моделей подготовки бакалавров и магистров с учетом особенностей профилей подготовки в БелГУ + + Наличие моделей Начальник УМУ Осуществление заказа научной библиотекой БелГУ совместно с выпускающими кафедрами на необходимую учебную и учебно-методическую литературу для подготовки бакалавров и магистров + + + + + Число поступивших единиц Директор библиотеки Произведение необходимых расчетов в связи с определением стоимости обучения бакалавров и магистров и оплаты труда преподавателей по бакалаврским и магистерским направлениям подготовки + + + + + Стоимость обучения Главный бухгалтер Создание информационных, аналитических и методических ресурсов, web-сайта по двухуровневой системе для подразделений университета + + Наличие web-сайта Начальник управления информатизации Коррекция действующих учебных планов, программ дисциплин бакалавров и магистров с учетом положений Болонской декларации: включение в региональный компонент учебных планов дисциплин, способствующих формированию практических умений и навыков, удовлетворяющих потребностям региона; включение в учебные планы специальных курсов, факультативов, направленных на усиление языковой подготовки; увеличение доли самостоятельной работы студентов + + + + + Число откорректированных планов и рабочих программ Начальник УМУ Подготовка документации по организации учебной деятельности по вновь открываемым направлениям подготовки + + + + + Наличие документации Проректор по учебной работе Лицензирование новых, приоритетных направлений подготовки бакалавров и магистров + + + + + Число новых направлений подготовки Проректор по учебной работе Создание внутривузовской структуры для координации мероприятий по реализации целей Болонской декларации + Наличие подразделения Ректор ^ 2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) Ознакомление с результатами хода эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2003 г. № 2847 + Степень интеграции в проблему Проректор по учебной работе, деканы факультетов Анализ опыта, накопленного высшими учебными заведениями, перешедшими на систему кредитов + Наличие отчета Проректор по учебной работе Обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачетных единиц в российских вузах + Наличие отчета Проректор по учебной работе Подготовка и распространение информационных и методических материалов и инструкций по использованию зачетных единиц в учебном процессе на уровне отдельных кафедр и факультетов + + Наличие материалов в подразделения университета Начальник УМУ Расширение инновационной деятельности университета по переходу на систему зачётных единиц + Степень перехода к системе кредитов Проректор по учебной работе Изучение опыта внедрения модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования + + Степень интеграции в проблему Проректор по учебной работе Формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в БелГУ + Степень перехода к системе кредитов Начальник УМУ Внедрение балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин по направлениям подготовки на психологическом, историческом, биолого-химическом факультетах + Степень перехода к балльно-рейтинговой системе Проректор по учебной работе Создание и поддержание web-сайта с информацией о системе зачётных единиц и опыте её внедрения в БелГУ + + + + + Наличие web-сайта Начальник управления информатизации Разработка следующих форм учебного плана по каждому направлению подготовки: учебные планы по направлению подготовки, служащие для определения трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения; индивидуальные учебные планы студентов, определяющие их образовательную программу на семестр или учебный год; рабочие учебные планы, служащие для организации учебного процесса в течение учебного года (в том числе, расчета трудоемкости учебной работы преподавателей) +++ Наличие планов Деканы факультетов Обеспечение учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах + + + + + Наличие документов Начальник УМУ Проведение внутреннего аудита по внедрению балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин + + Степень перехода к балльно-рейтинговой системе Проректор по учебной работе Переход БелГУ на систему зачетных единиц + Степень перехода к системе зачетных единиц Проректор по учебной работе ^ 3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским Приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) Изучение основных положений международно-правовых актов, касающихся необходимости, порядка подготовки и выдачи общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) + Степень интеграции в проблему Проректор по учебной работе, начальник УМУ Организация и проведение специальных курсов, семинаров, посвященных подготовке и выдаче европейского Приложения к диплому + Число курсов и семинаров Проректор по учебной работе, начальник УМУ Разработка Инструкции о порядке подготовки и выдаче европейского Приложения к диплому + Наличие инструкции Проректор по учебной работе, начальник УМУ Разработка образца европейского Приложения к диплому о высшем профессиональном образовании +


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.