5 класс Раздел «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» 1 четверть (9 часов) п/п № Тема урока Цели Содержание Новые понятия Оборудование Кол – во часов 1. Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Рассказать о роли музыки в искусстве, о её влиянии на другие виды искусств. У зари – у зореньки - р.н.п.Вокализ- С.Рахманинова.Концерт №3 для фоно с оркестром С.Рахманиновым- мелодия 1 части. Песня, концерт, вокализ. Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия 1 кл., магнитофон. Муз.инструмент. Портрет С. Рахманинова. 1 час 2. Как сложили песни. Показать взаимосвязь слова и мелодии в р.н.п. У зари – у зореньки - р.н.п.Мы пойдем погулять р. н. п. .народная песня Композиторская песня. Муз. инструмент, нар. инструменты. 1 час 3. Другая жизнь песни. Показать возможность возрождения песни в новом жанре. Жаворонок- М.Глинка, Жаворонок Глинки – Балакирева ( пьеса). Романс,Пьеса- фантазия,Вариация. Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия 1 кл., магнитофон. Муз.инструмент. 1 час 4. Превращения песен и мелодий в инструментальную. Сформировать представления учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Са Ира , Карманьола- франц. Нар. песни. Симфония №6 Мясковского (экспозиция финала). Симфония. Учебник – тетрадь,Хрестоматия .портрет Магнитофон, аудиокассеты, хрестоматия, портрет. 1 час 5. Пени без слов. Познакомить с жанрами: вокализ, инструментальная песня. Грустная песенка Чайковского.Грустная песня – Свиридова.Моя Россия – Г. Струве,С чего начинается Родина? – С. Баснера. Вокализм, инструментальная песня. Аудиокассеты,Магнитофон, Хрестоматия 1 час 6. Жанр кантаты. Познакомить с жанром кантаты , показать особенности строения, исполнения. Поэма памяти С. Есенина. Г. Свиридов – 2 ч. Поёт зима, аукает.Стих – е , С. Есенина «Поёт зима аукает» Кантата, Хор,Солисты,Симфонический оркестр. Учебник тетрадь, хрестоматия, аудиокассеты, магнитофон. Метод. пособие. Репродукции картин:- А. Рылов «В голубом просторе»-В. Борисов – Мусатов «У водоёма»Портреты Ф. И. Тютчева, Рахманинова . 1 час. 7. Опера. Познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра с содержанием оперы «Садко» Н.А.Римского- Корсакого. Садко- былина, Садко- опера Р.- Корсакого. Фрагменты: Колыбельная Волховы, Хороводная Садко – Заиграйте мои гусельки. Былина,Опера. Учебник тетрадь, хрестоматия, аудиокассеты, магнитофон. Метод. пособие. 1час 8. Связь музыки и литературы в оперном жанре. Познакомить с фрагментами оперы «Руслан и Людмилы М Глинки. Сцена Наины и ФарлафаРуслан и Людмила отрывки поэмы А.Пушкина. Ария,Форма рондо Магнитофон, аудиокассеты, хрестоматия, портрет 1 час. 9. Балет. Познакомить с жанром балета. Доктор Айболит – сказка Чуковского.Доктор Айболит – балет Морозова. Чиполлино – сказка- ДЖ.Родари. чиполино – балет Хачатуряна. Балет. Магнитофон, хрестоматия, портрет 1 час. ^ 5класс РАЗДЕЛ «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» 2 четверть (7 часов) № ^ ТЕМА УРОКА ЦЕЛЬ УРОКА СОДЕРЖАНИЕ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ оборудование Кол-во часов 1. Музыка- главный герой сказки. Показать, как музыка, выступая главным героем сказки проявляет свою волшебную силу- помогает в тяжёлую минуту. Музыкант – чародей бел. нар. сказка. Чонгурист –груз. Нар. сказка.Мелодия – Аладова.У лукоморья – Д Кабалевского – попевка. Музыкальная сказка. Хрестоматия, аудиокассеты, магнитофон. Метод. пособие. Портреты композиторов. 1 час 2. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира. Чела – груз. Нар. песня.Волшебный смычок норв.нар. песня. Музыкальная сказка. Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия, магнитофон. Муз.инструмент. портреты бардов 1 час 3. Музыка – главный герой басни. Показать, что музыкальные звуки доказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзию, дорисовывают поэтический мир произведения;Дать понятие «квартет» А. Бородин – квартет №2, фрагмент из 3 ч.Басня Крылова – «Квартет» Басня,Квартет Изображение муз. Инструментов.Видео и аудио записи фрагментов. 1 час. 4. Чудо музыки в повестях К. Паустовского Показать значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания. В. Моцарт – фрагмент из 2 ч. Симфонии «Юпитер»;Фрагмент из 1 ч. Симфонии №40,Рассказ К. Паустовского – «Старый повар» Симфония Аудиозаписи, картины,Портреты, муз. Инструмент. 1 час 5. Музыка в жизни героев А. Гайдара. Обратить внимание учащихся на музыкальность произведений А. Гайдара. Ф – т повести А. Гайдара «Судьба барабанщика»,Горные вершины – А. Варламова, (Рубинштейна) М. Глинка – Жаворонок Шварц – «Бьют барабаны». Романс, Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия. магнитофон. Муз.инструмент. 1час 6. Музыка церковного богослужения. Познакомить ребят с музыкой церковного богослужения. Бортнянский – Херувимская песнь №7,Народные песнопения о русских святых.Рождественские песни разных народов мира.Высокая месса си минор И. Баха.Детская библия – отрывки. Месса. Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия, магнитофон. Муз.инструмент. 1час 7. Музыка в кино. Показать роль музыки в кинофильмах;Музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства вызывает эмоциональный отклик. «Урок музыки» – Роджерса,Песня друзей. – Г.Гладкова.«Мы – маленькие дети», «Ты – человек,»»Песня о колоколах»– Е.Крылатова. Закрепление и повторение понятий. Муз. Инструмент, портрет Чайковского, Аудио и видео кассеты. 1час. ^ 5 класс Раздел « Музыка и изобразительное искусство» 3- четверть (10 часов) № ^ Тема урока Цель Содержание Понятиятермины Оборудование Кол- во часов 1. Можем ли мы увидеть музыку. Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни. «Песня о тачанке» – К. Листова.Тачанка – Грекова.«Три парня» - шведская н.п. Муз. инструмент, Аудиокассеты, Метод. Пособия. 1 час 2. Богатырская тема в искусстве. Симфония №2 (Богатырская) – А.П.Бородина, картина «Богатыри» – Васнецова, «Два князя» – Глазуновы.«Песня о маленьком трубаче» – Никитина. Симфония.муз. портрет,худ. портрет Муз. инструмент,Аудиокассеты,Метод.пособия, 1 час 3. Героические образы в искусстве. Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа (богатырского). Показать значение музыки в создании героических образов; дать почувствовать, в каких случаях музыка может возбудить в нашем воображении героические образы «Песня о маленьком трубаче» – Никитина.Последний бой, «Погоня» – Я. Френкеля из к–ма «Новые приключения неуловимых». Муз. инструмент, тексты песен, аудио записи. 1 час 4. Музыкальный портрет. Сопоставить произведения живописи и музыки; познакомить с творческим содружеством « Могучая кучка»; углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи: музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Бородино – Лермонтова.Бородинская битва – Рубо.Военный совет в Филях – Кившенко.Опера. Борис Годунов – Мусоргского.Песня Варлама.Протодьякон – Репина. Опера,Ария. Муз. инструмент, тексты песен, аудио записи. 4 час 5. Картины природы в музыке. Дать понятие музыкальный пейзаж. О. Хованщина – Мусоргского.Вступление – рассвет на Москве – реке.С. Рахманинов – прелюдия соль мажор.Весна. Большая вода – Левитана. Прелюдия,Картины,Оперы. Портреты, картины, муз. инструмент. 1 час 6 Можем ли мы увидеть музыку. Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и ИЗО М. П. Мусоргский – «Картинки с выставки» Пьесы,Картинки. Портрет МусоргскогоСлова песен, Муз. иструмент, муз. пособия. 1 час 7. Обобщающий урок четверти. Обобщить изучаемый материал четверти «Взаимосвязь музыки и ИЗО» Изученный материал по выбору учителя и учащихся. Все изученные понятия. Муз. инстр., фонозапись, метод., пособия.Портреты композиторов. 1 час ^ 5 класс Раздел « Можем ли мы услышать живопись» 4 - четверть (8 часов) № ^ Тема урока Цель Содержание Новые понятия Оборудование Кол- во часов 1.2. Можем ли мы услышать живопись?Музыкальные краски Познакомить с понятием «музыкальность картин»,Дать возможность почувствовать учащимся , что каждый может услышать в мыслях то. Что на самом деле не звучит в этот момент, что у каждого человека при прикосновении с природой работает воображение, возникают музыкальные образы – звуки.Объяснить, что музыка потому и может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Звучность, ритм, нюансы, оттенки и др. Празднества – Дебюсси.Бульвар капуцинок в Париже. – Писсарро.Здорово, здорово! – Цфасман.Марш Будённого- Д. ПокрассаРавель – «Хабанера»Картина «Лютнист» - Караваджо.Готье - Гавот Соната,ЭкспозицияГавот,Картины. Муз. инструмент, Аудиокассеты, Метод. Пособия.Муз. инструмент, Аудиокассеты, Метод. Пособия.Портреты композиторов. 1 час1 час 3. Музыкальная живопись Познакомить с импрессионизмом: комбинация звуковых красок. Структурные инструменты, история создания. Левитан – «Вечерний звон»,Р.н.п. – Вечерний звон.Колокольные звоны русских храмов и монастырей.Бурлаки на Волге. – Репин.Эй, ухнем, - р.н.п.Песня о России. – Локтева.Этюд – картина ми – бемоль мажор – Рахманинова. Песня.- программное произведение,Этюд. Муз. инструмент, Аудиокассеты, Метод. Пособия.Картины. 1 час 4. Народные обряды и праздники. Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы, пейзажность русской народной песни. «Этюд – картина ми – бемоль мажор – Рахманинова.Масленица –Кустодиева.Масленичные песни русского народа.Взятие снежного городка – Сурикова. Этюд,Р.н.п.Обряд. Картины.Муз. инструмент, метод Пособия. 1 час 5. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Выявить. Как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяется в одно целое. И. Стравинский – балет «Петрушка»Фрагменты. Потешные сцены. Муз. инструмент, магнитофон, портреты И. Стравинского. 1 час 6. Вечная тема в искусстве. Показать взаимосвязь иконописи и музыки и воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. Шуберт – Аве Мария.,Литургия – Чайковский.Богоматерь Владимирская. – икона. Литургия.Икона. Муз. инстр., фонозапись, метод., пособия. Портрет П. И. Чайковского, Шуберта. 1 час 7. Обобщающий урок полугодия Закрепить и углубить понятия «Музыка и ИЗО» Изученный материал по выбору учащихся и учителя. Повторение всех понятий Муз. инструмент, Аудиокассеты, Метод. Пособия. 1 час 8. Урок – концерт Выступить перед родителями и учителями. Исполнить изученный музыкальный материал. Повторение всех понятий Муз. инструмент, Аудиокассеты, Метод. Пособия. 1 час ^ 5 класс Раздел «Музыка и литература» 1 полугодие № П./п. ТЕМАурока Цель Содержание Понятиятермины Оборудование Кол-во часов 1. Что роднит музыку и литературу Опираясь на жизненно-музыкальный опыт раскрыть взаимодействие музыки и литературы, что роднит их между собой.Эстетическое отношение к жизни. Сказки и мифы народов мира (где «звучит» музыка и звуки),«Жаворонок» М.Глинки«Моя Россия! Г. Струве«Пер Гюнт» Э. Григ фр. симфония №4 П. Чайковского. жанры литературы и музыки, песня, романс,сюита, симфония. Ф-но, мет .пособие, стр.10 аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов. 1 час 2. Вокальная музыка:«Россия, Россия нет слова красивей…» Воспитание любви и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, через вокальную музыку. Рассказ В.Белого «Тихая моя родина…»,пейзаж И. Левитана «Стога. Сумерки»«Вечерняя музыка» В.ГаврилинаСимфония №3, С.Рахманинова или Вокализ, «У зори-то у зоренька» р.н.п.( на выбор) интонация слова и музыки,вокал – вокальная, звуковедение Ф-но, мет .пособие, стр.13 аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов. 1 час 3. Вокальная музыка:«Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…» Углубление знаний о вокальной музыке, знакомство с различными жанрами р.н.п., формирование вокально-хоровых навыков. «У зори-то у зоренька» р.н.п. (на выбор), «Ты река ль, моя реченька»,«Раз, два люблю тебя», «Калинка». жанры народной песни: обрядовые, трудовые, игровые и хороводные, лирические и закличка - календарные. Ф-но, мет .пособие, стр15 аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 1 час 4. Вокальная музыка:«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» Углубление знаний о вокальной музыке. Сочинить мелодию на заданные стихи, сравнить с композиторскими сочинениями, передача поэтической мысли музыкальной интонацией. «Горные вершины» А. Варламов и А.Рубинштейн романс, песня, тембр голоса: тенор, дискант,диапазон голоса, дуэт, перекличка голосов, втора, кульминация. Ф-но, мет. пособие стр19, аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 1 час 5 «Фольклор в музыке русских композиторов»«Стучит, гремит Кикимора…» Познакомить с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе литературных источников (сказаний, сказок, легенд, былин и тд.) А. Лядов «Кикимора»«Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина или другую песню по выбору. симфоническая миниатюра,челеста, колыбельная,флейта, гобой. Ф-но, мет. пособие стр21, аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 6. «Фольклор в музыке русских»«Что за прелесть эти сказки» Показать, как в музыке русских композиторов передан национальный колорит музыки Востока. Повествование, морской пейзаж, взаимодействие образов, понимание музыкального языка. «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина или другую песню по выбору программная музыка,симфоническая сюита,восточные интонации, оркестровка. Ф-но, мет. пособие стр22, аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 1 час 7. «Жанры инструментальной и вокальной музыки»«Мелодией одной звучат печаль и радость…» Углубить представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной лит. Основой. Дать понятие – баркаролы. «Баркарола» П.Чайковского из «Времен года»,«Баркарола» Ф.Шуберта,«Песня венецианских гондольеров» Ф. Мендельсон из цикла «Песни без слов»,«Венецианская ночь» М, Глинки баркарола,песня без слов,мерность ритма,простота мелодии. Ф-но, мет. пособие стр24, аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 1 час 8. «Жанры инструментальной и вокальной музыки»Вторая жизнь песни Углубить представление учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки, познакомить с современными интерпретациями классической музыки. «Жаворонок» М.Глинки,«Жаворонок» А.Балакирева,«Песня Сольвейг» Э Григ, и джаз обработка,«Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»Н,Римского-Корсакова. интерпретация, обработка, трактовка,аранжировка, опера, сюита. Ф-но, мет. пособие стр27, аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 1 час 9. «Жанры инструментальной и вокальной музыки.Вторая жизнь песни Ф-но, мет. пособие стр28, аудиозапись,учебник, тетрадь,портреты композиторов 1 час