5.2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЗЕЕВ И ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСАЗатронув внутренние организационно-психологические проблемы музеев, нельзя не коснуться и «внешних» проблем, в особенности тех, которые возникают в процессе взаимоотношений музеев и турфирм. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Здесь можно выделить две группы проблем. Одни связаны с самим музеем как объектом культурного туризма (посредственным качеством музейно-туристских продуктов); вторые - с практически отсутствующим рекламно-маркетинговым комплексом и третьи - с низким качеством деловых отношений музеев и различных представителей турбизнеса.^ 5.2.1. Проблемы музейно-туристских продуктовВыше уже упоминалось о том, что турфирмы видят в музеях только один из зачастую не самых привлекательных объектов культурного туризма. Эти претензии, на мой взгляд, имеют под собой почву, так как российские муниципальные музеи, изначально ориентированные на комплектование и изучение фондов, создание краеведческих экспозиций и проведение по ним экскурсий для местных жителей, работу со школьниками и т.д., иллюзорно полагают, что можно успешно работать с турфирмами, не меняя стиля и методов своей работы и соответственно, видов и качества музейных продуктов.Таким образом, сегодня на повестке дня остро стоит вопрос о создании специальных (возможно, сезонных) музейно-туристских продуктов, направленных именно на удовлетворение туристского спроса. Среди них: внутренние и внешние экскурсии, новые экспозиции, сувениры, издательская продукция, развлекательные программы (совместно с другими муниципальными учреждениями культуры, бизнесом, муниципалитетом) и т.д.Интересны мнения об этом, экспертов и участников I Международного Форума «Музей и туризм», прошедшего в 2002 году в Петрозаводске (5) высказанные в своих докладах. Некоторые из них приводим здесь: «Заранее изучать работникам музеев маршруты и программы обслуживания туристов и экскурсантов с целью предложения турфирмам нового музейного турпродукта»; «Необходимо формирование набора услуг с учетом запросов той или иной турфирмы; кроме экспозиции нужны спец. программы»; «Музеям необходимо производить и торговать собственными сувенирами и сувенирами чужого производства»; «Проведение для стабильных турфирм эксклюзивных культурно-развлекательных программ и т. д.^ 5.2.2. Проблемы рекламно-маркетингового комплексаКонечно, проблема качества комплекса музейно-туристских продуктов - чрезвычайно важна, но как бы хорош ни был турпродукт, он никогда не попадет на рынок туризма без специальных усилий рекламно-маркетингового характера со стороны музея. Причем речь здесь идет не только о продажах турпродукта, но и о просто цивилизованном маркетинговом подходе к работе с турфирмами.Эксперты Форума «Музей и туризм», обсуждая данную проблематику, сформулировали ряд конкретных предложений, обращенных к руководству музеев.Представляем здесь перечень этих предложений: заранее знакомить работников турфирм с новыми музейными экспозициями, выставками, экскурсиями и т.д. через интернет, а также очно, организуя «День турфирм» и т.д.; безвозмездно передавать турфирмам рекламную продукции музеев с целью ее продвижения, обеспечивать турфирмы календарными планами выставочной деятельности музеев как минимум на год вперед; подготовить календарь интересных событий, праздников в республике (районах) заранее и распространять его осенью; предоставлять рекламно-маркетинговые услуги для турфирм, например, размещать рекламу турфирм в музеях, на музейных сайтах, а также издательской продукции и т.д. оказывать турфирмам информационные услуги, в частности, предлагать турфирмам услуги музея по проведению собственных экскурсий по городу, району и т.д.^ 5.2.3. Проблемы деловых отношенийПроблемы рекламно-маркетингового комплекса тесно взаимосвязаны с проблемами деловых отношений между музеями и организациями туристского бизнеса. Сложившаяся ситуация имеет глубокие исторические предпосылки, связанные с изначальными различиями в стилях работы музеев как бюджетных государственных некоммерческих организаций и туристских фирм как небюджетных негосударственных коммерческих организаций. Здесь существует масса расхождений, непониманий и претензий друг к другу. Не вдаваясь в подробности, относительно взаимных претензий, сразу перейду к перечню конструктивных предложений со стороны и уже опытных музейщиков и представителей турбизнеса относительно совместного выстраивания деловых отношений и формирования позитивного делового климата (6,7,8): основывать взаимоотношения исключительно на договорной основе (в ряде случаев долгосрочного характера); согласовывать по срокам и ценам предлагаемые музеями мероприятия досугового и культурно-познавательного характера в целях организации событий и тематических туров; согласовывать проведение ценовой политики, учитывая уровень цен на городские и музейные экскурсии и входную плату, предоставление скидок для групп, позволяющих реализовать услуги для них по ценам не выше розничных; предоставлять скидки турфирмам со значительным объемом тургрупп, а также турфирмам - долгосрочным партнерам и турфирмам - перспективным партнерам (до 10%); разрешать экскурсоводам турфирм проведение экскурсий по отдельным экспозициям, а экскурсоводам музеев - городских экскурсий; оказывать друг другу безвозмездно информационные услуги; предоставлять сотрудникам принимающих туристов организаций право бесплатного входа в музеи, а сотрудникам музеев - бесплатного посещения экскурсий, проводимых турфирмами, и т.д.К сожалению, сегодня намного больше предложений поступает от турфирм, а не от музеев, со стороны которых нередко слышны мнения о том, что турфирмы должны подстраиваться под «храмы муз». В связи с этим надо выработать нечто среднее или турфирмам, учитывая известный музейный консерватизм, пойти на уступки. Однако, когда речь заходит о туризме, именно музеям необходимо встать на деловые позиции туристского бизнеса и начать играть по их правилам, а не наоборот и именно музейщикам стоит вспомнить о степени своего недоумения и недовольства при виде новых, на скорую руку «сляпаных» музеях, построенных во множестве в последнее время некоторыми китами туристского бизнеса.