Реферат по предмету "Психология"


Модель Юнга

Модель Юнга Для более наглядного представления о том, как функционирует психика человека, Аушра Аугустинавичюте предложила использовать модельный подход. Она обозначила функции психики графическими значками и расположила их в определенном порядке. Здесь мы рассмотрим так называемую модель Ю, которую разработала Аушра и которую она назвала так в честь Юнга. Это была первая модель, которую она разработала и которая

явилась прообразом более полной модели (модели А), которая используется в настоящее время при рассмотрении и описании типов. Эту модель мы рассмотрим в следующем разделе. Однако модель Юнга может быть полезной нам как в практическом, так и в плане начального обучения, поэтому сначала мы рассмотрим ее, а затем перейдем к более сложной и более совершенной модели А. Модель Юнга проще по конструкции (в ней меньше элементов), ее легче запомнить, поэтому мы настоятельно

рекомендуем вам разобраться в ней, она вам еще пригодится. Итак, Юнг ввел 4 функции психики: мышление, эмоции, ощущения, интуицию и две установки: экстраверсию и интроверсию. Аушра видоизменила юнговские термины и назвала мышление логикой, эмоции этикой (поверим на слово, что это почти одно и то же, и связано лишь с тем, чтобы избежать путаницы - ведь мыслить способен не только мыслительный тип, а проявлять эмоции - не только эмоциональный.

К тому же в разных переводах юнговский термин "эмоции" переводился как "чувства", поэтому, чтобы не путать "чувства" с "ощущениями", а это у Юнга принципиально разные понятия, Аушра переиначила термины. Вы можете предложить свои термины). Итак появились: логика, этика, сенсорика, интуиция и экстраверсия с интроверсией. Аушра обозначила каждую функцию специальным значком, а чтобы отличать, в каком варианте

(экстравертном или интровертном) существует данный элемент психики, он будет либо закрашен черным цветом, либо будет только один контур. Вот эти обозначения: интротимные: - черная сенсорика - черная интуиция - черная логика - черная этика экстратимные: - белая сенсорика - белая интуиция - белая логика - белая этика Далее модель Юнга строится следующим образом. Итак имеем 4 пустых клеточки (4 функции психики по

Юнгу) , которые должны быть заполнены четырьмя (из 8) фигурками. Но заполняться они могут не в произвольном порядке, а подчиняясь определенным правилам. Правила эти следующие. Во-первых, если на первом месте стоит сенсорика (то есть тип с наиболее развитой функцией сенсорики), то интуиция должна стоять на 4-м последнем месте. Аналогично, если на первом месте логика, то этика должна находиться на 4-м месте.

Дело в том, что интуиция и сенсорика, а также логика с этикой составляют две пары взаимно противоположных функций, если одна из них развита сильнее всего, то другая должна быть самой слабой (о чем и говорил Юнг). Далее, если на первом месте стоит функция одного цвета, то остальные три должны иметь другой цвет, то есть иметь другую "вертность" по сравнению с первой (это также отмечал Юнг). И наконец, последнее условие (естественное): все фигурки в каждом типе должны быть разные, причем

независимо от цвета (то есть не может быть две логики или две сенсорики, а тем более три или вообще все четыре) Тогда, если вы попробуете перебрать все варианты расположения фигурок по 4-м клеточкам при выполнении указанных выше условий, то вы обнаружите, что способов всего 16, что, как говорится, и требовалось доказать. Ниже мы приводим таблицу всех 16-ти типов с соответствующими моделями Юнга для каждого из них:ДонКихот интуитивно-логический экстраверт

Дюма сенсорно-этический интроверт Гюго этико-сенсорный экстраверт Робеспьер логико-интуитивный интроверт Гамлет этико-интуитивный экстраверт Горький логико-сенсорный интроверт Жуков сенсорно-логический экстраверт Есенин интуитивно-этический интроверт Дж.Лондон Логико-интуитивный экстраверт Драйзер этико-сенсорный интроверт Наполеон сенсорно-этический экстраверт

Бальзак интуитивно-логический интроверт Штирлиц логико-сенсорный экстраверт Достоевский этико-интуитивный интроверт Гексли интуитивно-этический экстраверт Габен сенсорно-логический интроверт Чем может быть полезна модель Юнга. Во-первых, она очень наглядна. Сразу видно, какая функция у данного типа самая сильная, какая вторая по силе, какая самая слабая. Немаловажно, к примеру, знать, какая функция находится на 3-м месте.

Как показали исследования эта позиция является "слабым" местом в психике человека, это так называемое "место наименьшего сопротивления" - самое уязвимое место, которое часто является источником конфликтов, обид и непонимания. Человек очень болезненно реагирует, когда задевается его 3-я функция (в первых двух он обычно уверен, в четвертой он и сам знает, что она слабая, а вот третья - это больное место). Очень удобна модель Юнга при анализе интертипных отношений.

Полезно например для каждого типа сделать своего рода "линейку" из соответствующих 4-х функций. Тогда просто поставив линейки двух любых типов друг против друга, вы наглядно посмотрите отношения между соответствующими типами. К примеру в результате такой процедуры становится ясно, почему 12 отношений являются симметричными и лишь 4 (по два - ревизии и социального заказа) из 16 - несимметричными. Видно также, что в конфликтных отношениях то, что у одного типа является самой сильной функцией, у

другого является местом наименьшего сопротивления, и наоборот. Отсюда и конфликт. Приведем далее пояснения того, какие стороны внешнего мира отражает каждый из 8-ми элементов, введенных Аушрой: - черная интуиция (интуиция потенциальных возможностей). По этой функции человек воспринимает скрытые способности и возможности человека, перспективы людей, событий, начинаний, проектов. Эта функция наиболее развита у

Дон Кихота и Гексли. - белая интуиция (интуиция времени). Способность человека прогнозировать и планировать будущее, уклоняться от возможных неприятностей, избегать ошибочных поступков, учиться на прошлом опыте, правильно ориентироваться во времени. Эта функция наиболее развита у Есенина и Бальзака. - черная этика (этика внутренних эмоций). С ней связаны эмоции человека, а также умение распознавать чувства других людей.

Эта функция дает способность разбираться в том, что людей возбуждает, а что подавляет. Человек отличается способностью индуцировать или передавать свои настроения другим людям, заряжать их своими эмоциями. Эта функция наиболее развита у Гюго и Гамлета. - белая этика (этика отношений). По ней человек воспринимает отношения между людьми (любовь, ненависть, зависть, восхищение, симпатия, антипатия, жадность или отсутствие жадности и т.д.

). Когда эта функция является ведущей, человек отличается умением видеть и оценивать желания - как свои собственные, так и других людей. Он всегда знает, кто от кого чего хочет. Отличается умением обеспечивать себя нужными отношениями с людьми и уверенностью в своих возможностях влиять на других людей. Умеет манипулировать этическими чувствами других людей. Наиболее развита эта функция у Драйзера и Достоевского. - черная сенсорика (волевая сенсорика).

По ней человек воспринимает волевые качества других людей, их силу. Воспринимается информация о внешней организованности человека, его физических и энергетических данных, умении пользоваться своей волей, служебным положением, противопоставлять свою волю воле других людей. Когда эта функция ведущая, человек отличается волевыми качествами. Он отличный организатор любого нового дела. Отличается способностями мобилизации людей на достижение

цели, умеет пользоваться и управлять одушевленными и неодушевленными предметами. Умеет обращаться с вещами, воспроизводить по имеющимся примерам почти любые предметы. Такие люди отличаются стремлением к реализации своей воли, энергии, сил, стремлением к подчинению своей воле воли других. Наиболее развита эта функция у Жукова и Наполеона. - белая сенсорика (эстетическая сенсорика).

Через эту функцию человек воспринимает эстетику окружающего мира, искусство, красоту, комфорт, удобства. Этим аспектом воспринимается информация о самочувствии своем и окружающих. Когда этот аспект ведущий, человек способен изменять качества окружающего пространства и самочувствие находящихся в нем людей. Он умеет избегать физического дискомфорта и охранять от него других. Это определяется способностью воссоздать однажды пережитые эстетические чувства.

К примеру, когда человек этого типа стряпает, он начинает с того, что представляет себе, какой вкус будет иметь изготавливаемое блюдо. Эти люди способны отличать однажды пережитые эстетические чувства от новых, умеют их коллекционировать и помнить. Таких людей отличает способность навязывания своего понимания эстетики и комфортабельной жизни другим людям. Эта функция наиболее развита у Дюма и Габена. - черная логика (деловая логика).

Этим аспектом определяется знание и умение или неумение придумывать методы действия, отличать рациональные поступки от иррациональных, умение или неумение руководить работой других. Когда этот аспект ведущий, человек отличается умением планировать свою работу и работу других людей, способностью использовать самому и передавать другим наиболее рациональные способы действия. Эта функция наиболее развита у Джека Лондона и у Штирлица. - белая логика (объективная логика).

Это умение систематизировать знания ("раскладывать все по полочкам"), логически мыслить, создавать научные теории, Когда этот аспект ведущий, человек отличается своей логичностью при оценке взаимоотношений объективного мира. Это дает чувство силы при столкновении с логикой или алогичностью других людей. Эта функция наиболее развита у Робеспьера и Горького. А теперь отвлечемся от того, какая конкретно функция располагается на том или ином месте в

модели Юнга и рассмотрим обратную задачу: рассмотрим те общие особенности функции, когда она оказывается на первом, втором, третьем и четвертом месте. Итак что будет, если какая-то функция оказывается на первом месте. Последующее изложение процитировано из книги Р.К.Седых "Информационный психоанализ".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :