III цикл Основы термодинамики Лабораторные работы №1-III и №4-III Измерение атмосферного давленияЦель работы: предложить способ определения атмосферного давления с помощью имеющегося оборудования. Выполнить необходимые измерения и определить атмосферное давление.Оборудование: две стеклянные трубки (одна из них с пробкой), соединённые длинной гибкой трубкой, штатив, вода, линейки демонстрационная и ученическая. Содержание и метод выполнения работы Для определения атмосферного давления можно осуществить изотермический процесс расширения воздуха, находящегося в стеклянной трубке между поверхностью воды и пробкой. Т рубка 1 закреплена в штативе, а трубку 2 можно перемещать произвольным образом. Если трубку 2 расположить так, чтобы уровни воды в обеих трубках совпали, можно утверждать, что воздух в трубке 1 находится под атмосферным давлением p и занимает объем V. При опускании трубки 2 (см. рисунок) давление воздуха в трубке уменьшается на величину p = gh, где h – разность уровней воды в трубках, – плотность воды, g – ускорение свободного падения. Воздух, находящийся под пробкой, занимает новый объем V + V. Процесс расширения воздуха, находящегося в трубке, можно считать изотермическим. Для изотермических состояний воздуха в трубке можно записать уравнение:рV = (p – p)(V + V). Из этого уравнения выразим атмосферное давление p:. Так как p = gh, V = S и V = S, где ^ S – площадь поперечного сечения стеклянной трубки, – первоначальная длина столба воздуха и – изменение длины столба воздуха, то. Следовательно, для определения атмосферного давления необходимо измерить первоначальную длину столба воздуха в трубке при одинаковой высоте уровней воды в трубках 1 и 2, длину + столба воздуха в трубке 1 после опускания трубки 2 и разность высот h уровней воды в трубках 1 и 2.^ Порядок выполнения работы Установите перемещением трубки 2 равенство уровней воды в трубках 1 и 2. Измерьте ученической линейкой длину воздушного столба в трубке с пробкой 1.Опустите трубку 2 в среднее положение между уровнем воды в трубке 1 и уровнем пола. Измерьте + и h, причем + измеряется демонстрационной линейкой. Положите трубку 2 на пол и измерьте новые значения + и h.Аналогичные измерения можно сделать, поднимая трубку 2 выше трубки 1. Поднимите трубку 2 на высоту, которую позволяет длина гибкой трубки. Проведите необходимые измерения. Затем исследуйте положение трубки 2 между максимальной высотой и высотой для п. 1.Используя полученные результаты измерений + , – и h, вычислите атмосферное давление воздуха. Сравните полученное значение с показаниями барометра pб. Оцените погрешности измерений и вычислений.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу: № , м + , м – , м h, м p, Па pб , Па Дополнительное задание Проанализируйте возможные способы повышения точности измерения атмосферного давления.^ Контрольные вопросы Возможен ли опыт Торичелли с использованием воды вместо ртути?Какими способами можно повысить точность измерения атмосферного давления?Как устроен ртутный барометр и барометр-анероид?^ Лабораторная работа №2-III Определение постоянной Больцмана Цель работы: используя результаты эксперимента вычислить постоянную Больцмана.Оборудование: герметически закрытый стеклянный сосуд емкостью 3,25 л, водяной манометр, шприц медицинский на 1 мл с ценой деления 0,02 мл, эфир этиловый (или ацетон).^ Содержание и метод выполнения работы С огласно молекулярно-кинетической теории, давление газа p, его абсолютная температура T и концентрация молекул n связаны между собой соотношением p = nkT, где k – постоянная Больцмана. Отсюда следует, что для экспериментального определения постоянной Больцмана k необходимо измерить концентрацию молекул n, давление p и температуру газа T: . Концентрацию молекул газа с известной молярной массой легко подсчитать, если известна масса ^ M газа, занимающего определенный объем V. Разделив массу газа М на молярную массу , получают число молей газа в сосуде объемом ^ V. Каждый моль газа содержит число молекул, равное числу Авогадро NA. Следовательно, в данном объеме V содержится молекул. В единице объема их будет: . Подставив найденное выражение в уравнение для определения постоянной Больцмана, получают: . Установка, применяемая для экспериментального определения постоянной Больцмана, показана на рисунке. Герметически закупоренный стеклянный сосуд известного объема V соединен резиновым шлангом с водяным открытым манометром. Сосуд заполнен воздухом при атмосферном давлении, поэтому уровни водяного столба в обоих коленах манометра, соединенного с сосудом, одинаковы. В шприц набирают определенное количество жидкого этилового эфира и вводят его через пробку внутрь сосуда. Эфир быстро испаряется; его пары равномерно распределяются по всему объему сосуда и создают давление p, которое уравновешивается давлением водяного столба в правом колене манометра. Давление отсчитывают спустя некоторое время, когда уровень водяного столба перестанет изменяться и температура паров эфира будет равна комнатной. Этих результатов измерений достаточно, чтобы вычислить постоянную Больцмана k.^ Порядок выполнения работы 1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений. 2. Наберите в шприц 0,4 см3 ацетона и введите его через специальный разъем. Шприц, вставленный в разъем, не вынимайте до конца эксперимента. 3. Через 1–2 минуты измерьте давление, создаваемое парами ацетона, и выразите его в Паскалях. 4. Измерьте комнатную температуру и выразите ее в градусах шкалы Кельвина. 5. Подсчитайте массу введенного в сосуд ацетона в килограммах. 6. Используя результаты измерений, известные значения объема сосуда V и молярной массы ацетона вычислите постоянную Больцмана. 7. Результаты измерений и вычислений внесите в таблицу. Давление паров ацетона, p2 Молярная масса ацетона , кг/моль Масса паров ацетона М, кг Температура паров ацетона Постоянная Больцмана k, Дж/К cм водяного столба Па Т, С Т, К Объём сосуда – 3,25 л. ^ Справочные данные: Плотность ацетона = 781 кг/м3. Молярная масса ацетона = 5810 –3 кг/моль. Число Авогадро NA = 6,021023 моль –1. Давление 1 см водяного столба равно 102 Па.^ Контрольные вопросы Каков физический смысл постоянной Больцмана?Можно ли для выполнения этой работы вместо ацетона использовать воду?^ Лабораторная работа №3-III Проверка объединенного газового закона Цель работы: на опыте убедиться в том, что при изменении давления, объема и температуры одной и той же массы газа произведение давления на объем, деленное на абсолютную температуру, остается постоянным .Оборудование: два стеклянных баллона, стеклянная трубка постоянного сечения длиной 420 0,1 мм, закрытая с одного конца и закрепленная на деревянной рейке, инструментальная линейка, закрепленная около открытого конца трубки, термометр, горячая и холодная вода, штатив.^ Содержание и метод выполнения работы Е сли трубку с воздухом, закрытую с одного конца, поместить в сосуд с горячей водой, трубка и воздух в ней будут нагреваться до температуры воды. Воздух при этом будет расширяться, выходить из трубки в виде пузырьков, всплывающих на поверхность воды в сосуде. Когда температуры воды и воздуха сравняются, воздух перестанет выдавливаться из трубки. Измерив температуру воды в сосуде, узнаем температуру воздуха в трубке. Если теперь быстро перенести трубку из горячей воды в холодную, воздух в трубке охладится, его объем уменьшится и в трубку втянется некоторое количество воды. Температура воздуха в трубке будет равна температуре воды. Внутренний диаметр трубки не должен быть большим, чтобы при переносе трубки из горячей воды в холодную горячий воздух в трубке не смешивался с окружающим воздухом. Но и очень тонкой трубкой пользоваться не следует, чтобы не мешали капиллярные явления.^ Порядок выполнения работы Приготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений. Измерьте длину узкой трубки l и выразите объем воздуха в ней в условных единицах объема (пусть каждый миллиметр длины трубки соответствует единице объема). Давление воздуха в трубке равно атмосферному. Определите его по барометру.Погрузите трубку в сосуд с горячей водой. Через 1–2 мин воздух в трубке прогреется до температуры воды. Характерным признаком равенства температур воды и воздуха в трубке будет прекращение выделения воздушных пузырьков из нижнего конца погруженной в воду трубки. Измерьте температуру воды. Результаты измерений объема, давления и температуры, выраженной в единицах абсолютной шкалы, запишите в таблицу. Состояние газа p, мм рт. ст. V, усл. ед. Т, С Т, К 1 2 Выньте трубку из горячей воды и погрузите в сосуд с холодной водой открытым концом вниз. При погружении температура воздуха в трубке, ее объем и давление изменятся.Спустя 1–2 мин измерьте температуру холодной воды и объем воздуха в трубке. Чтобы определить давление воздуха в этом состоянии, следует к атмосферному давлению прибавить давление столба воды, которое определяется его высотой h от поверхности воды до ее уровня в трубке. Давление следует выразить в миллиметрах ртутного столба. (Давление 1 мм рт. ст. равно давлению 13,6 мм вод. ст.) Поэтому , где h выражено в миллиметрах. Температуру выразите в единицах абсолютной шкалы. Результаты измерений запишите в таблицу.Выньте трубку из холодной воды, вытряхните из нее воду. Так как за время проведения эксперимента горячая вода несколько остыла, проведите опыт еще раз для других значений температуры.Для каждого состояния вычислите произведение давления на объем, деленное на температуру.Определите относительную и абсолютную погрешности, последнюю сравните с разностью полученных результатов.^ Контрольные вопросы 1. результаты вычислений величины, приведенной в последней графе таблицы, оказались неодинаковыми. При каком условии это не противоречит утверждению о ее постоянстве? 2. Укажите погрешности, ухудшающие результат, которые трудно учесть при выполнении работы.^ Лабораторная работа №5-III Оценка средней скорости теплового движения молекул газа Цель работы: оценить среднюю скорость теплового движения молекул газа по реактивному действию газовой струи, принимая, что молекулы газа вылетают из сосуда с этой скоростью.Оборудование: пластмассовый баллон из-под шампуня, штатив, резиновая пробка со шлангом, весы, гири, насос, манометр, линейка демонстрационная длиной 2,5 м.^ Содержание и метод выполнения работы Одно из основных свойств вещества в газообразном состоянии – это способность неограниченно расширяться и занимать любой предоставленный ему объем. Используя способность газа к неограниченному расширению, можно оценить приблизительно скорость теплового движения его молекул. Если в сосуде, заполненном газом, имеется отверстие, то молекулы газа будут вылетать из него с теми самыми скоростями, с какими они движутся внутри сосуда. Можно считать, что скорость истечения газовой струи из сосуда в вакууме примерно равна средней скорости теплового движения молекул. Истечение газовой струи приводит к возникновению реактивной силы. Если сосуд не связан с другими телами, то в результате истечения газа он, как ракета, движется в противоположном направлении. По закону сохранения импульса можно записать:, где m – масса газа, вышедшего из сосуда, – скорость истечения газовой струи, mc – масса баллона, – скорость движения баллона. Для оценки скорости v истечения газовой струи нужно измерить начальную скорость u движения сосуда-«ракеты», его массу mc и массу m газа: . (1) В качестве сосуда можно взять пластмассовую бутылку из-под шампуня. Бутылку следует насадить на резиновую пробку с отверстием с таким усилием, чтобы она слетала с пробки при избыточном давлении около 105 Па. П робку с помощью шлангов соединяют с насосом и манометром, закрепляют пробку в лапке штатива и насаживают на нее пластмассовую бутылку (см. рисунок). Накачивая воздух в бутылку, постепенно повышают давление в ней. Когда бутылка взлетает вертикально вверх, из нее выходит воздух до тех пор, пока давление оставшегося в ней воздуха не понизится до атмосферного. Массу m выходящего из «ракеты» воздуха можно найти из уравнения Клайперона – Менделеева: , (2) где – избыточное давление воздуха в сосуде, измеренное манометром, V – объем бутылки, M – молярная масса газа, Т – его температура. Отсюда масса m вышедшего воздуха равна:. (3) Начальную скорость u «ракеты» можно найти по высоте ее подъема:. (4) Порядок выполнения работы 1. Определите массу mc пластмассовой бутылки, взвесив ее на весах. 2. Насадите бутылку на пробку, соединенную с манометром и насосом. Закрепите пробку в штативе таким образом, чтобы «ракета» взлетела вертикально вверх. 3. Накачивая воздух в сосуд, постепенно повышайте давление в нем. Один из наблюдателей должен зафиксировать, при каком значении избыточного давления «ракета» взлетела, а второй – заметить максимальную высоту подъема «ракеты». Наблюдать высоту подъема следует отойдя на несколько метров, чтобы параллакс не влиял на точность измерения h. 4. Объём бутылки указан на самой бутылке. По известным значениям объема V и избыточного давления найдите по формуле (3) массу m вышедшего воздуха. 5. По высоте h подъема «ракеты» с помощью уравнения (4) вычислите начальную скорость u «ракеты». 6. Подставив найденные значения mc, m и u в уравнение (1), вычислите начальную скорость v истечения струи воздуха из сосуда. 7. Повторите эксперимент 8 – 10 раз. Результаты измерений и расчетов занесите в отчетную таблицу. № опыта mc, кг , Па m, кг h, м u, м/с v, м/с 8. Оцените отклонение экспериментально измеренного значения скорости газовых молекул от средней квадратичной скорости vт теплового движения. Если это отклонение не превосходит 25–30%, то оценку средней скорости теплового движения молекул можно считать удовлетворительной.^ Дополнительное задание Исследуйте, зависит ли скорость истечения струи воздуха из «ракеты» от начального значения избыточного давления. Контрольные вопросы Обоснуйте примененный в работе способ оценки скорости теплового движения молекул газа. Почему с увеличением начального значения давления воздуха в ракете высота ее подъема возрастает?^ Лабораторная работа №6-III Опытное подтверждениезакона Бойля – Мариотта Цель работы: на опыте убедиться в справедливости закона Бойля – Мариотта.Оборудование: 2 трубки стеклянные длиной 300 – 500 мм, диаметром 13 и 16 мм, закрытые с одного конца, сосуд цилиндрический длиной 350 – 400 мм, линейка ученическая, штатив, барометр.^ Содержание и метод выполнения работы Из опытов Бойля известно, что объем массы газа обратно пропорционален давлению. p1V1 = p2V2 при T = const. П ри использовании этих формул безразлично, в каких единицах вы будете измерять объем и давление, лишь бы оба объема и оба давления были измерены в одинаковых единицах. Чтобы такой изотермический процесс осуществлялся при условии постоянства температуры газа, опыт можно воспроизвести при помощи прибора, изображенного на рисунке. Вода, как известно, обладает большой теплоемкостью, поэтому за счет теплообмена трубки и воздуха, заключенного в ней, с водой, температура воздуха будет практически постоянной. Объем воздуха пропорционален длине столба воздуха в трубке. Его можно измерить линейкой и выразить в условных единицах. Не следует забывать, что закон Бойля – Мариотта перестает оправдываться, если перейти к большим значениям давлений, что можно объяснить молекулярной картиной газа.^ Порядок выполнения работы 1. Измерить при помощи барометра атмосферное давление. 2. Измерить объем воздуха в стеклянной трубке (в условных единицах по делениям линейки). 3. Найти произведение давления воздуха на его объем. 4. Погрузить стеклянную трубку в воду закрытым концом вверх. 5. Измерить новый объем воздуха в трубке. 6. Измерить разность уровней воды в сосуде и трубке. 7. Рассчитать новое давление воздуха в трубке. 8. Вычислить произведение давление воздуха на его объем. 9. Повторить эксперимент для другой глубины погружения и для трубки другого диаметра. Результаты измерений занести в отчетную таблицу. № опыта Давление p, мм рт. ст. Объем V,усл. ед. Произведение pV Сравните полученные результаты и убедитесь в справедливости закона Бойля – Мариотта.^ Лабораторная работа №7-IIIОпределение температуры и удельной теплоты кристаллизации парафинаЦель работы: исследуйте зависимость температуры расплавленного парафина от времени охлаждения, определите температуру плавления (кристаллизации) парафина и удельную теплоту плавления (кристаллизации); необходимые значения температуры Т2 и времени t1, t2 найдите по графику зависимости Т(t).Оборудование: штатив с лапкой, термометр, тонкостенный стаканчик с расплавленным парафином, секундомер.^ Содержание и метод выполнения работы Парафин – кристаллическое вещество. Это смесь твёрдых предельных углеводородов с общей формулой CnH2n + 2. Для парафина n = 20 и более. К огда твёрдому телу сообщают некоторое количество теплоты, происходит увеличение кинетической энергии атомов или молекул, колеблющихся в углах кристаллической решетки; температура кристалла при этом повышается. После достижения температуры плавления дальнейшая передача телу теплоты не сопровождается повышением температуры до тех пор, пока всё твёрдое тело не расплавится. Это происходит потому, что при его плавлении кинетическая энергия хаотического теплового движения атомов или молекул не меняется, а количество теплоты, получаемое им, расходуется на увеличение потенциальной энергии частиц. После расплавления всего кристалла сообщаемое количество теплоты снова расходуется на увеличение кинетической энергии атомов или молекул расплава, что проявляется в дальнейшем повышении температуры. При охлаждении расплава до температуры кристаллизации за счёт уменьшения потенциальной энергии взаимодействия частиц среде отдаётся такое количество теплоты, какое было получено в процессе плавления твёрдого тела. При этом кинетическая энергия атомов или молекул не меняется, температура кристаллизующегося вещества остаётся постоянной до завершения отвердевания всего расплава. Удельную теплоту кристаллизации можно найти по формуле = Q/m, где Q – количество теплоты, выделившееся при кристаллизации, m – масса парафина. Количество теплоты Q нетрудно вычислить, считая, что количество теплоты q, отдаваемое парафином в единицу времени при охлаждении, остаётся постоянным при небольших изменениях температуры. Тогда Q = q(t2 – t1), где (t2 – t1) – интервал времени, в течении которого происходила кристаллизация парафина и его температура оставалась постоянной. Пренебрегая за малостью теплоёмкостью сосуда, получим, что при охлаждении расплава парафина в единицу времени среде отдаётся количество теплоты, (1) где с = 3200 Дж/(кгК) – удельная теплоёмкость жидкого парафина, m – его масса, Т1 – начальная температура, t1 – время охлаждения жидкого парафина, Т2 – температура кристаллизации. Тогда количество теплоты, выделенное при кристаллизации, равно , а удельная теплота кристаллизации (плавления) равна.Порядок выполнения работы 1. Нагретый до ≈ 70 С расплавленный парафин вылейте в тонкостенный алюминиевый стаканчик. Опустите в парафин термометр, закреплённый в лапке штатива. Измерьте начальную температуру парафина и запустите секундомер. Составьте таблицу зависимости температуры парафина от времени охлаждения. (Опыт можно прекратить после достижения температуры 35 С.) Показания температуры снимать с интервалом 1 мин. 2. По результатам опыта постройте график зависимости температуры парафина от времени охлаждения. Определите из этого графика температуру плавления (кристаллизации) парафина. 3. Пользуясь полученным графиком, определите удельную теплоту плавления (кристаллизации) парафина. Используя это полученное значение и химическую формулу парафина С20Н42, оцените энергию связи молекул в кристалле парафина в расчёте на одну молекулу. (Решение. Число молекул в m кг парафина N = NAm/М, где М – молярная масса, NА – число Авогадро. Искомая энергии связи, приходящаяся на одну молекулу кристалла, равна ε = λ/N, или ε = λM/NА.) Контрольные вопросы Что называется удельной теплотой плавления кристалла? Как влияет значение удельной теплоты плавления (кристаллизации) вещества на длину горизонтального участка кривой отвердевания? Почему наклоны участков, соответствующих охлаждению расплава и твёрдого парафина, на графике различны? Почему они не прямолинейны? ^ IV цикл Основы МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Лабораторная работа №1-IVОпределение коэффициента поверхностного натяжения двумя способамиЦель работы: определить способом отрыва капель от трубки малого диаметра и с помощью капиллярных трубок.Оборудование: воронка и две трубки разных диаметров с кранами, штатив, сосуд с водой из-под крана, стаканчик, весы, гири, линейка ученическая, микрометр, капиллярные трубки.^ Содержание и метод выполнения работы В данной работе предлагается определить коэффициент поверхностного натяжения жидкости (КПН) двумя методами. Метод поднятия жидкости в капилляре не таит в себе никаких принципиальных трудностей. Метод отрыва капель требует некоторых разъяснений. 1. Суть определения методом отрыва капель заключается в том, что жидкость, медленно вытекая из трубки, образует на ее конце каплю, которая затем отрывается от трубки. Условием отрыва принято считать равенство сил тяжести и поверхностного натяжения, действующих на каплю: mg = d. (1) И а бРис. 1змерив массу одной капли и диаметр трубки d, легко найти КПН по формуле . Строго говоря, формула (1) несправедлива изначально, поскольку записана для так называемых сосредоточенных сил. Ведь если сила тяжести относится к таковым, ибо ее можно сосредоточить в центре тяжести, сила поверхностного натяжения (согласно ее определению) распределена по линии контакта и лишь в ситуации, показанной на рис. 1, б, в какой-то мере может считаться сосредоточенной. С увеличением диаметра трубки, когда он становится соизмеримым с диаметром отрывающейся капли, отклонения от формулы (1) становятся более заметными. Кроме того, в школьной литературе обычно рекомендуется измерять внутренний диаметр трубки, хотя в случае использования трубки из материала, смачивающегося используемой жидкостью, что обычно и случается, отрыв капли происходит отнюдь не от внутренней поверхности трубки. Для надежного определения КПН жидкости в опытах следует брать трубки, внешний диаметр которых существенно (в 5–10 раз) меньше диаметра капли. 2. В этой работе необходимо определить и при использовании капилляров. Высота подъема смачивающей жидкости в капилляре определяется поверхностным натяжением , плотностью жидкости и радиусом капилляра r: , где g – ускорение свободного падения, d – диаметр капилляра. Из этого следует, что для определения необходимо измерить высоту подъема жидкости известной плотности и знать диаметр капилляра. Следует обратить внимание на то, что в опытах с водопроводной водой значения получаются заметно ниже табличных, что связано, очевидно, с наличием в воде поверхностно активных веществ. (Этот факт служит поводом для размышлений о проблемах экологии).Порядок выполнения работыОпределение способом отрыва капель от трубки малого диаметра. Взвесьте стаканчик. Закройте краны трубок и налейте в воронку воду. Плавно открывая кран, добейтесь, чтобы вода капала из трубки во вспомогательный стаканчик. Подставьте взвешенный стаканчик и отсчитайте 80–100 капель. Взвесьте стаканчик с водой и определите средний вес одной капли. Измерьте наружный диаметр трубки микрометром.^ Проделайте эксперимент с другой трубкой (рис. 2). Рис. 2Выведите формулу для подсчета . По результатам эксперимента вычислите воды и сравните полученный результат с табличными данными. Измерение с помощью капиллярной трубкиИзмерьте высоту поднятия воды в капиллярах. Наблюдайте наличие краевого угла. Запишите диаметры капилляров (их значения посмотрите на подставке). Выполните чертеж и выведите формулу подсчета высоты поднятия жидкости в капиллярах. По результатам эксперимента вычислите воды.^ Контрольные вопросы 1. От чего зависит величина ? 2. Может ли быть = 0? Почему? 3. Почему так сильно отличаются результаты эксперимента от табличных данных? 4. Что вы можете сказать о точности опыта?^ Лабораторная работа №2-IV Определение термического коэффициенталинейного расширения вещества Цель работы: определить термический коэффициент линейного расширения веществ x, из которых изготовлены исследуемые образцы.Оборудование: установка для измерения , мензурка с горячей водой, термометр, линейка ученическая.^ Содержание и метод выполнения работы И звестно, что практически все твердые тела при нагревании расширяются – это уникальное свойство твердых тел. В данной работе при погружении установки, имеющей комнатную температуру, в сосуд с горячей водой, происходит одновременное удлинение двух стержней – титанового, входящего в конструкцию установки, и стержня из материала, которого требуется определить (см. рисунок). Рассмотрим взаимодействие этих стержней и разберем методику расчета x (годную для небольших изменений температур). При погружении тела в горячую воду его линейные размеры увеличиваются с известным соотношением: , где l0– длина стержня при температуре 0 С, l – длина стержня при температуре t C, – термический коэффициент линейного расширения.Рассмотрим процесс расширения титанового стержня, входящего в конструкцию установки для измерения ., . Здесь l1 – длина титанового стержня при комнатной температуре , l2– длина титанового стержня при температуре горячей воды . , , , (1) где – удлинение титанового (эталонного) стержня в горячей воде.l’ – показания прибора, x – удлинение испытуемого стержня, l1= x1 – начальные (при комнатной температуре ) длины испытуемого и титанового стержней.l’ = x – l; x = l’ + l; учтем (1) . Для испытуемого стержня (аналогично титановому) выведем x:. Преобразовав, получим .можно считать приближенно .^ Порядок выполнения работы 1. В установку для измерения вставим один из исследуемых стержней. Поворачивая внешнее кольцо микрометрической головки, совместим нулевое деление шкалы со стрелкой прибора. Измерьте комнатную температуру и начальную длину стержней l1 = x1. Опустите собранную установку в мензурку с горячей водой и наблюдайте за движением стрелки прибора. Когда стрелка прекратит двигаться, измерьте температуру горячей воды. 2. Рассчитайте значение x, приняв = титана (титана = 7,710–6 С –1). Сравните полученный результат с табличным значением. 3. Возможен упрощенный вариант определения: опустить установку в горячую воду, измерить ее температуру, затем, быстро вынув установку из воды, вставить в нее исследуемый образец, имеющий комнатную температуру, и вновь опустить прибор в воду. Определите другого образца этим способом.^ Контрольные вопросы Почему посуда из толстого стекла лопается чаще, чем посуда из тонкого стекла, если в неё налить горячую воду? Почему проволочки, впаянные в баллон электрической лампы, делают не из любого металла? Почему зимой асфальт покрывается трещинами? Как изготовить прибор, сигнализирующий о пожаре?Лабораторная работа №3-IVОпределение модуля упругости при деформации растяженияЦель работы: вычислить модуль упругости Е.Оборудование: резиновый шнур, 7 гирь по 0,1 кг, штатив, линейка, микрометр.^ Содержание и метод выполнения работы В недеформированном теле средние положения частиц являются положениями равновесия. Деформация, появляющаяся под действием силы, приводит тело в напряженное состояние. Средняя сила взаимодействия каждой частицы с другими становится отличной от нуля, преобладает либо притяжение, либо отталкивание. Сумма межмолекулярных сил, обусловленных деформацией, представляет собой упругую силу. Согласно закону Гука, напряжение G и вызванное им относительное растяжение пропорциональны: , где Е – модуль упругости. Отсюда: . Для экспериментального определения модуля упругости нужно измерить деформирующую силу F, сечение образца S, его первоначальную длину l0 и абсолютное удлинение. Образец – резиновый шнур – укреплен в штативе. Растяжение шнура производится грузом известной массы. Отсчет l и l делается по линейке, укрепленной на том же штативе и расположенной параллельно образцу. Не следует забывать, что шнур имеет далеко не идеальную форму. Диаметр его не одинаков по длине, в сечении не обязательно будет круг. Поэтому следует выбрать маленький участок в верхней части шнура, взяв в качестве ориентира какое-либо деление линейки, и измерять диаметр при растяжении шнура, прикладывая микрометр так, чтобы не менять его положения относительно шнура.^ Порядок выполнения работы 1. Укрепите резиновый шнур на штативе и, подвесив к его концу 1 груз 0,1 кг, измерьте его первоначальную длину. 2. Измерьте с помощью микрометра толщину шнура и вычислите площадь его поперечного сечения S. 3. Подвешивая к шнуру грузы 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6 кг, измерьте соответствующие абсолютные удлинения шнура l1, l2, l3, l4, l5, l6, вычислите погрешность удлинения. Результаты измерений занесите в таблицу. № m, кг F, H l0, м Δl, м d, м S, м2 Е, Н/м ^ Вычислите модуль упругости Е. 1. Оцените погрешности эксперимента и запишите результат для Е с четом максимальной допустимой погрешности. Наибольшие допустимые погрешности при измерении F, l0, l и d оцените в процессе работы. Затем задайте абсолютную погрешность. 2. Постройте график зависимости от m грузов.^ Контрольные вопросы Почему при измерениях нельзя допускать раскачивания груза, подвешенного к шнуру?Зависит ли модуль упругости от сечения образца и от его длины?^ Лабораторная работа №4-IVИзмерение скорости роста кристалловЦель работы: проведите наблюдение за процессом роста кристаллов в пересыщенных растворах различных веществ и определите скорость роста кристаллов хлорида аммония.Оборудование: микроскоп, стеклянная пластина, стеклянная палочка, секундомер, насыщенные растворы хлорида аммония, оксалата аммония, хлорида натрия, квасцов хромовых, кусок проволоки диаметром 0,3 мм.^ Содержание и метод выполнения работы Каплю насыщенного раствора помещают на предметное стекло под объектив микроскопа. Испарение воды делает раствор пересыщенным и в нём начинается кристаллизация. Процесс кристаллизации удобнее наблюдать на краю капли, где он интенсивнее. Характеристикой процесса роста кристалла может быть, например, отношение прироста грани кристалла ко времени, за которое этот прирост происходит. Капля, помещённая на стеклянную пластину, растекается по её поверхности тонким слоем, вода быстро испаряется, раствор становится пересыщенным и начинается интенсивный процесс кристаллизации. Для растворов некоторых веществ степень пересыщения при этом так велика, что образуются необычные для данного вещества ветвистые древовидные формы, называемые дендритами. Их рост происходит следующим образом. Вершина кристалла соприкасается с раствором большей концентрации, чем боковые грани растущего кристалла. За счёт этого создаются условия для более интенсивного роста вершины кристалла. Если каплю раствора будет пересекать тонкая проволочка известной толщины, тогда скорость роста кристалла будет легко измерить. Настроив микроскоп так, чтобы было видно край капли и пересекающую её проволочку, и наблюдая за ростом кристалла, можно определить по секундомеру время, за которое кристалл удлинится на величину, соизмеримую с диаметром проволочки. Таким образом, диаметр проволоки будет являться своеобразным эталоном длины.^ Порядок выполнения работы Приготовьте микроскоп к наблюдению за ростом кристаллов, для этого получите резкое изображение поверхности стеклянной пластины. Поместите на стеклянную пластину с помощью стеклянной палочки небольшую каплю исследуемого раствора. Установите стеклянную пластину на столике микроскопа так, чтобы в поле зрения был виден край капли, где обычно начинается образование первых кристаллов. Вращением регулировочного винта микроскопа добейтесь чёткого изображения кристаллов. Осторожно поместите проволочку в поле зрения микроскопа. Предупреждение. Чтобы не повредить объектив микроскопа соприкосновением его со стеклом или каплей, рекомендуется наводку на резкость производить, перемещая объектив вверх. Перемещение объектива вниз необходимо контролировать наблюдением сбоку. Пронаблюдайте процесс роста кристаллов. Сделайте зарисовки кристаллов. Опыты повторите с другими растворами. Для раствора хлорида аммония определите абсолютную величину прироста грани кристалла за 1 с, если диаметры ионов примерно равны: хлора ≈ 36∙10 нм, NН4 ≈ 28,4∙10 нм.Контрольные вопросы 1. Почему обычно в пересыщенном растворе вырастает не один кристалл, а много маленьких кристаллов? 2. Какими способами можно сделать раствор пересыщенным, не добавляя в него растворимое вещество? 3. Почему скорость роста грани кристалла убывает со временем? ^ Лабораторная работа №5-IVОпределение коэффициента поверхностного натяжения σ жидкости при помощи рамкиЦель работы: сравнить полученные экспериментальные результаты коэффициента σ для воды из-под крана и для воды с моющим средством с табличными данными σ для дистиллированной воды.Оборудование: динамометр типа ДПН (от 0 до 10 ± 0,5 мН), штатив, линейка ученическая, 2 чашки – одна с водой из под крана, другая с раствором моющего средства, пинцет.^ Содержание и метод выполнения работы На молекулы, находящиеся в поверхностном слое жидкости, действуют силы притяжения других молекул, направленные внутрь жидкости. Для выхода молекулы из внутренних слоёв в поверхностный слой жидкости необходимо совершение работы против действия молекулярных сил притяжения. В результате молекулы поверхностного слоя обладают избытком энергии. Эта энергия называется свободной энергией жидкости. Поверхностная энергия в состоянии равновесия жи