4.5. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССВопросы Понятие о мышлении Виды мышления, их особенности Операции и процессы мышления Понятие об интеллекте Индивидуальные особенности мышления Творческое мышление Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком явлений и предметов объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Результат – мысль, идея, понятие, знание Источник мышления – непосредственное чувственное познание действительности.Мышление осуществляется под влиянием жизненных потребностей человека, на основе его практической деятельности и с помощью тех средств, которые создаются в процессе этой деятельности.Мыслительные действия с объектами соответствуют самой объективной реальности, в которой нет изолированных предметов и явлений.Опыт дает возможность человеку различать правильные и ошибочные мысли, она является критерием их истинности.Мышление выходит за границы чувственного познания и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно.Мысли, если они правильные, отражают явления природы и общества шире, глубже, полнее и точнее, чем их непосредственное восприятие.В познавательной деятельности человека имеет место единство чувственного и рационального, их постоянные взаимопереходы.Знания, накопленные поколениями людей, могут быть успешно усвоены только тогда. когда будут осмыслены.Думая, человек использует при этом свой собственный опыт и опыт других людей, зафиксированной в речи.Мышление присутствует в высших формах других познавательных процессов; это определяет уровень их развития.Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией, нейрофизиологией, кибернетикой.Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного характера. ^ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ -------------- Теоретическое: понятийное и вербально-логическое; Практиеское: наглядно-образное и наглядно-действенное. -------------- Критическое ( выявление недостатков в суждениях других людей) Творческое (генерация собственных оригинальных идей) ------------ Дивергентное:порождение оригинальных творческих идей Конвергентное:решение задач, имеющих единственно правильный, заранее заданный ответ ^ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ Мыслительные операцииСравнение – установление сходства и различий Анализ – мысленное выделение в объекте отдельных его элементовСинтез – построение целостной структуры из элементовКлассификация – отнесение предметов к определенному классу Абстрагирование – выделение такого аспекта явления, который как самостоятельное в действит-сти не существуетОбобщение – выделение и объединение свойств класса предметов и явленийМыслительные процессыСуждение - высказывание, в котором при отображении свойств, связей и отношений объектов утверждается или отрицается что-либо.Истинное\ошибочноеУтвердительное \противоречивоеОбщее\одиночное\частичноеПростое\сложноеУмозаключение – высказывание, в котором на основе определенных суждений делается вывод.Индуктивное.Дедуктивное.По аналогииОпределение понятий - обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных особенностях; выражается словом или группой слов.Индукция – вывод суждения или умозаключения от частного к общемуДедукция – вывод общего суждения из частных.^ ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ(Интеллект – совокупность самых общих мыслительных способностей, обеспечивающих человеку успех в познании окружающего мира и адаптации к нему)^ Теории интеллекта 1.Ч.Спирмен (нач. ХХ ст.): общий, или генеральный фактор G, который определяет успешность выполнения любого интеллектуального теста. Этот фактор лучше всего соотносится с двумя ведущими мыслительными операциями: способность устанавливать связи между предметами и явлениями (закономерности) и способность восстанавливать эти связи в других условиях. Роль фактора G максимальна в сложных математических и абстрактных вербальных тестах и минимальна в сенсомоторных. 2.Л.Терстоун (нач.ХХ ст.) – отрицание общей основы интеллекта и невозможность использования IQ; многофакторная модель интеллекта – профиль по первичным способностям: способность к счету, вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентировка, память, способность к умозаключениям, быстрое восприятие сходства и различий между объектами. 3.Р.Кеттелл (20-30-е гг. ХХ ст.) –самая распространенная модификация теории Спирмена. Фактор G состоит из двух компонентов: 1) «жидкий» интеллект - термин для описания способностей, обусловленных наследственными и врожденными факторами и относительно свободными от влияния социо-культурных факторов; 2) «кристаллизованный» интеллект – результат использования «жидкого» интеллекта для решения разнообразных проблем в течение жизни, в процессе обучения; соотносится с жизненным опытом человека.^ Соотношения «жидкого» и «кристаллизованного интеллекта в теории Р.Кеттелла «Жидкий интеллект» - способности и операции. «Кристаллизованный» интеллект – локальные способности.^ Среднестатистические значения IQ в зависимости от рода занятий Физики - 140,3Нобелевские лауреаты – 140 математики - 138,2 Инженеры - 134,8 Химики - 131,5 Люди, работающие над диссертациями - 130,8 Биологи - 126,1 Педагоги - 123,3 Средне-статистическая норма – 100^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СкоростьСамостоятельностьКритичностьГлубина мыслиГибкость\ригидностьЛюбознательностьПоследовательность Креативность (творческость) ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕХарактеристики творческого мышления (по Дж.Гилфорду):ОригинальностьСемантическая гибкость (способность обнаружвать новые качества объектов)Образная гибкость (способность изменять объект) Спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи)