Реферат по предмету "Психология"


Медитация

В 1950 году вышел труд, сделавший много шума, о дыхательных упражнениях. Автор писал Я сумел убедиться, что наилучшим внешним подспорьем для достижения внутреннего покоя могут в самом деле служить дыхательные упражнения Делайте эти упражнения, как любой человек, который занимается лечебной гимнастикой. Известный американский специалист по проблемам долголетия Поль С.Брегг считал, что между рождением человека и смертью лежит жизнь, полностью зависящая от дыхания.

Я знаю писал Брегг что мы - машины, работающие на воздухе. Я знаю, что кислород один из величайших поставщиков энергии. Более 50 лет я изучаю долгожителей и обнаружил, что все они - медленно дышащие люди. Я обнаружил, что чем глубже дышит человек, тем меньше дыханий он призводит в минуту, тем длиннее его жизнь Дыхательные упражнения лишь одна составляющая медитации, раскрытой в дальнейших его трудах.

В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли карты внутреннего пространства и движения воздуха разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок неизбежным в условиях различных культур, образов мира часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают,

например, исследования Д.Голмена 1977 под такими словами как дхиана, самадхи, фана, даат, турийа и др взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как спасение, избавление от страданий, просветление, истинное видение.

Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме. Абаев 1986, анализируя одно из наиболее авторитетных произведений буддизма махаяны - Махаяна - шраддхотпада - шастру, описывает изложенную концепцию сознания. Под сознанием в буддийской литературе подразумевается источник высшей психической деятельности, условие объединения всех психических функций, включающее как сознательное, так и подсознательное в психике,

объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание обычного человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования 1.чистое сознание - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания 2.загрязненное, омраченное сознание преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться

путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны. Омраченный аспект сознания формирует семена отпечатки, следы всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется.

Одним из основных факторов, омрачающих сознание человека, является дискурсивно-логическое мышление, основанное на различении, выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. Омраченное сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность.

Все дхармы говорится в шастре изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации.Соответственно, для достижения просветленного состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, омрачающего изначально чистое по своей природе сознание. Под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности.

Если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации я осознаю нечто остается только предикат осознается, который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние ни осознавания, ни не-осознавания, в котором нет ни ощущений, ни их отсутствия. Особое внимание уделяется в шастре практическим методам достижения просветления, среди которых главное

место занимают две медитативные техники шаматха и випассана. К этим двум видам медитации примыкают большинство медитативных техник в разных культурах. Сущность шаматхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз асан и дыхательных техни. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией

на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд. Единственный недостаток этой теории - то, что объектом для медитации чаще служит образ, чем реальный предмет. При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который

знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это - полное поглощение, растворение - дхиана. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают прекращается внутренний диалог - К.Кастанеда. Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность.

Дальше углубление концентрации соответствует такому порядку -Чувство блаженства , однонаправленность и невозмутимость восторг исчезает - Невозмутимость и однонаправленность блаженство и всякое чувство удовольствия в теле исчезают Сознание бесконечного пространства невозмутимость и однонаправленность Осознание пустоты. Невозмутимость и однонаправленность

Ни восприятие, ни не-восприятие невозмутимость и однонаправленность. Второй, не менее распостраненный вид медитации - випассана. Это анализ своего снутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая что-либо как недостойное

внимания, не уделяя чему-либо преимущественное внимание. Ступени постижения, заканчивающиеся нирванной и ниродхи - окончательным освобождением , абсолютным знанием, крайне трудно осмыслить обыденным сознанием, перевести на язык науки. Видимо, на ранних стадиях осознаются многие психические процессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуется выполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное

состояние сознания стало обычным т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии возможна любая обычная деятельность. Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер сон становится осознанным по крайней мере в большей степени осознанным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. и советуют избегать их, как опасных соблазнов, уводящих

в сторону с пути просветления. Что интересно, медитативные практики существовали не только на Востоке, ученые отмечают и наличие их в христианстве. С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что представляло собой вид медитации.

Более сложные медитативные практики существовали в закрытых духовных орденах доминиканцев, тамплиеров, госпитальеров. Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из некоторых высказываний например Ищи сокровище в сердце свом у тамплиеров, что полностью соответствует многим восточным учениям, существования Логосмедитации, православной Иисусовой молитвы, иезуитских экзерциций. Есть существенные совпадения между основными элементами этих упражнений и практикой йогической медитации.

То же можно сказать о продолжительных молитвах преподобного Серафима Саровского. Иисусова молитва повторялась им многократно, подобно практике беспрерывного чтения мантр в джапа-медитации. Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения, например, Мейстер Экхарт. По Экхарту, человек способен познать Бога благодаря тому, что в самом человеке заложена искорка, единосущая

Богу. Отрешаясь от своего Я, соединяясь с Божественным ничто, душа человека является средством порождения Богом самого себя. Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в западном обществе активно начался в эпоху хиппи, детей цветов, когда зародилось движение ньюэйдж и всевозможные институты развития способностей человека. Начало любой медитации концентрация, сосредоточенность ума, отрешнность от всего

постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нм, сливается с ним объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определнным образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов

оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства появляется невозмутимость, сознание бесконечного. Независимо от идейной подоплки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания приобретают чувство глубинного

спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации. При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния ума, прыжок в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума.

Человек в обычном бодрствующем состоянии постоянно делает две некие ошибки, мешающие его счастливой жизни. Во-первых, Человеку свойственно относиться к себе предвзято или наоборот слишком снисходительно в любом случае, его собственное представление о себе не совпадает с тем, что существует на самом деле. Отсюда, говоря языком социологии, несовпадение социальных ролей, которые берет на себя человек, а потому и разнообразные стрессы, неврозы, депрессии, да и просто ощущения усталости.

Отсюда неспособность работать, делать что-либо, необоснованное плохое настроение и предвкушение неудач. По медитативной практике, толчок или побуждение к работе над самосознанием может возникнуть только тогда, когда иллюзия имеющихся у нас способностей, которыми мы действительно не владеем, пропадает. Другая характеристика обычного бодрствующего состояния это механический ненужный разговор, который вызывает бесполезную утечку энергии и является препятствием к развитию высших состояний сознания.

Она связана с другой болезнью ненужных физических движений и напряжений в теле подергиваний, суетливых движений, постукивания пальцами, притопывания ногами, гримасничания и т.п которые в основном служат для того, чтобы закрыться от собеседнике, воспользоваться некой защитной реакцией организма от окружающей среды на уровне психических рефлексов. Это истощает ежедневную порцию энергии, которая могла бы быть использована, если только человек знает, как, для повышения уровня полезного внимания.

Отношения сущности и личности ещ один ключевой момент. Обычный человек переживает мир таким образом, что он доволен своим положением, получает определенное количество удовольствия и наслаждения и находит сносной жизнь без движения и самореализации. То есть, обычный человек теряет способность использовать личность для выполнения желаний своей сущности. У большинства людей личность является активной, а сущность пассивной личность определяет их оценки

и веру, профессию, религию и философию жизни. Сущность это то, что является собственно человеком. Личность это то, что не является его собственным, что может быть изменено при изменении условий. Личность и сущность обе необходимы для саморазвития, так как без личности не будет желания достичь высших состояний сознания, не будет неудовлетворенности повседневным существованием, а без сущности не будет основания для развития. Таким образом, чтобы достичь каких-то целей, нужно соединить в себе

Личность и Сущность, что нужно делать в неповседневных для человека условиях. Со стороны это, возможно, звучит настораживающее, однако для достижения необходимого эффекта достаточно просто не забывать о своем внутреннем Я, которое подталкивает вас на деятельность. Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь с состоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро перед началом дневной деятельности.

Сначала этот период сидения в медитации будет заключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общего сознавания физического состояния тела при фокусированном внимании на физических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, что установлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем в практике Четвртого Пути вводятся другие техники. Иногда используются техники достижения пустого ума от мыслей во время спокойного сидения может быть

использована так называемая Атма вачара медитация на истинное Я, заключающаяся в медитативном размышлении над вопросом Кто я. Прогресс во внутреннем развитии при применении различных медитативных практик следует общему курсу. Сначала ум находится в большой активности, и его болтовня не поддается никаким попыткам продвинуться к внутренней тишине и простому вниманию к физическому телу.

Со временем и постепенно близкое знакомство с внутренним процессом допускает некоторое освобождение от отождествления с его капризами, и здесь появляются моменты ясного сознания. Когда пассивная медитация углубляется, моменты самовоспоминания в течение активной жизни могут быть связаны с этим медитативным состоянием, в результате чего они становятся более сильными и более достоверными. Также используются ритмические гимнастические движения и танцы медитации в действии можно сравнить

с динамической медитацией Раджниша, в то же время они имеют отношение к искусству и языку. При практике этих движений внимание должно быть разделено между выполняемыми движениями и воспоминанием себя голова, руки и ноги должны следовать определенным, часто весьма сложным ритмам, и без большого напряжения внимания выполнять эти движения совершенно невозможно. Для их выполнения необходима правильная работа центров и последовательное осознание каждого движения.

Движения производятся под музыку, которая вовлекает в действие эмоциональный центр, соединенный с интеллектуальным центром, и двигательно инстинктивный уровень функционирования, который должен идти против личного и идиосинкразического отклонения, и он делает движения точно, как указывается. Многие, не доверяющие медитации, задают вопросы а в принципе, зачем она нужна Это просто расслабление Просто отдых для организма

Несомненно, да. Однако помимо этого человек в расслабленном состоянии, уже после медитаций, представляет себе то, к чему он стремиться, намного более красочно, чем это было раньше. Картинка отпечатывается в мозге, и человеческая психика воспринимает ее как уже существующую. Поэтому, незаметно для себя, человек начинает совершать такие действия, которые приблизят его к этой, созданной пока только в его голове действительности, и сделают ее реальной.

Существует много примеров, когда ученые рассматривали нескольких людей и перед сном говорили им о том, что нужно определенным образом представить. Даже не выходя из научных центров, люди получали желаемое через некоторое время исключительно за счет того, что их внутренний голос говорил им, где и когда следует оказаться. Ум человека, жаждущий все более широких и глубоких переживаний, всегда живт в своих воспоминаниях. Он зависим от переживаний, вызовов, которые поддерживают нас в состоянии бодрствования.

Фактически эта зависимость от переживаний только притупляет ум. Человек должен быть свободным от всяких потребностей, ибо в тот момент, когда он испытывает потребность, и возникает желание испытать переживание. Чтобы быть свободным от потребностей и их удовлетворения, необходимо исследовать в самом себе и понять всю природу потребности и ее целостность. Медитация это понимание жизни в ее целостности, понимание, в котором все формы фрагментирования прекратились.

Медитация не контроль за мыслью Медитация должна быть осознанием каждой мысли, каждого чувства, при котором никогда не следует говорить, что это правильно или неправильно. Нужно лишь наблюдать их и двигаться вместе с ними. При таком наблюдении вы начинаете понимать целостное движение мысли и чувств. И из этого осознания возникает безмолвие это безмолвие есть медитация, в которой медитирующий полностью

отсутствует, потому что ум освободил, опустошил себя от прошлого. Медитация это состояние ума, который смотрит на все с полным вниманием, целостно, а не выделяя какие-то части . Медитацию сравнивают иногда с любовью, потому что любовь не продукт системы привычек, не результат следования методу. Любовь может придти, когда существует полное безмолвие, безмолвие, в котором медитирующий совершенно отсутствует а ум может быть безмолвным только тогда, когда он понимает свое

собственное движение мысли и чувства. Чтобы понять это движение мысли и чувства, при его наблюдении не должно быть осуждения. Однако большое внимание стоит уделить тому, как сделать медитацию стилем жизни, иначе если обычная жизнь не используется как метод медитации, то медитация становится видом бегства от действительности. Медитация необходима и не только для саморегуляции человеком. Она используется не только каждым, персонально, для попытки понять себя и улучшить тем самым эффективность

своей деятельности. Медитация используется и в различных отраслях современной науки, в различных сферах жизни. Она популярна в подготовке рабочих кадров для какой-либо организации. Занятия проводятся группами. Некоторые группы практикуют для психологической подготовки лиц, чья профессиональная деятельность сопряжена со стрессом, большими нервно-психическими и физическими нагрузками, риском для жизни и большой моральной ответственностью. Другие группы направлены на то, чтобы люди, пришедшие туда,

научились чувствовать себя, растворенными в этой среде и научились чувствовать рядом с собой таких же людей. Таким образом на сеансах медитации начальники добивались сплочения коллектива, создания чувства уверенности и доверия, а также ощущения целостности коллектива, что, естественно, сказывалось на эффективности работы. Медитация используется в спорте. Статистические данные, проанализированные учеными, показали, что из 5000 опрошенных спортсменов 42 уже заранее понимают, что не окажутся на высоких местах лишь

потому, что сами себя настраивают на такой исход соревнований. Перед соревнованиями, несомненно, возникает стрессовое состояние, боязнь неудач и провала. Большая роль здесь, конечно, отводится тренеру, который обязан успокоить своего подопечного, однако лучше любых уверений со стороны работает собственное, личностное мнение. Медитация помогает спортсмену расслабиться, сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, не только

отвлекаясь от плохих мыслей, но и рисуя в голове благоприятных исход. На смену нервничанию приходит ощущение покоя, тепла, безмятежности и полной уверенности в своих силах. Это так называемая подготовительная стадия в медитации, которая необходима непосредственно перед совершением чего-то. Однако, медитация способна совершаться и при ритмическом повторении одинаковых действий. Таким образом, динамическое медитативное состояние у спортсменов непосредственно во время соревнований

или тренировок хорошо знакомо тем из них, кто переживал так называемое второе дыхание или так называемую спортивную форму. Это состояние характеризуется полным внутренним покоем, необычайным приливом сил и отсутствием мешающих мыслей и эмоций, концентрацией внимания на одном-единственном образе, цели или мысли, полным ощущением единства духа мыслей, души чувств и тела ощущения и движения. Динамическая медитация проводится в ритмическом движении, в ходьбе, в беге, плавании и др.

Те, кто достигал этого состояния, всегда имеют результаты лучше. И не только в спортивных достижениях, но и в здоровье. При медитации человек совершает меньшее количество дыхательных движений, такое дыхание медики считают более глубоким и экономичным, а поскольку легочный ритм тесно связан с сердечным, то сердце тоже начинает биться спокойнее и ровнее, ускользая от угрозы инфаркта у обычных людей, а регулярная практика ведет

к понижению кровяного давления, и облегчая нагрузку спортсмену. Медитация широко используется в творческих профессиях. С методически-процессуальной точки зрения медитация подразумевает длительное размышление о каком-то единственном предмете образе, идее, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума на одном и том же, в то время как все остальное как бы уплывает и отсутствует в сознании.

Таким образом, с одной стороны, это невероятное для обычного бодрствования сужение внутреннего внимания на одном предмете, с другой - чрезвычайное расширение сознания бодрствующей психики при отражении лишь одного-единственного предмета, находящегося в центре внимания индивида. Таким образом, в художественных школах преподаватели стараются разрушить сложившиеся у детей стереотипы и помочь каждому видеть в одном и том же предмете свое, опираясь исключительно на свой внутренний мир.

Таким образом избегается переживание ребенка по поводу того, что он неталантлив или неспособен увидеть в обыденном новое, что так необходимо для творцов. Медитативная практика используется и в медицине. И не только в психотерапии. Наиболее ярок и известен случай, произошедший в Америке с 9-летним ребенком. У него был лейкоз. Страшная болезнь могла бы отступить, если бы, как утверждали врачи, он сам помог

этому, так как его организму не хватало уверенности для сопротивления. Ребенка же останавливал естественный страх и болезнь не отступала. Врачи понимали, что в этом случае важны не только физиологические показатели, но и психологическая установка ребенка. Была разработана компьютерная игра и предложена мальчику. В течение некого времени он уничтожал нарисованные веб-дизайнерами раковые клетки, расплодившиеся в

виртуальных сосудах. Ребенок был полностью погружен в игру и повторение одинаковых действий повлияло на его заинтересованность психически, а это, в свою очередь, и на физическое состояние аномальные лейкоциты постепенно стали исчезать и из его собственной крови. В психотерапии медитативные техники используются обычно для решения более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания

нервнопсихологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе. Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстраннно наблюдать себя и сво поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать е, изменить отношение к ней и найти новые способы е решения. Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных е модификациях, в технику

комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции. В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технически примы медитации концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими руководствуются следующими правилами 1 медитация проводится в тихом и тплом помещении 2 медитация проводится натощак или не ранее полутора часов после еды 3 занятия должны быть регулярными,

порядка 3-4 раз в неделю по 15-45 минут предпочтительнее ежедневные короткие занятия, нежели редкие и длинные 4 медитацию надо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего предоставить событиям идти своим чередом, исключить критику и анализ. При проведении медитации используются простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося например, сидя на стуле со спинкой или лжа на спине.

На первых этапах предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации. Сложно определить конкретные формы медитации, которые лучше всего подходят для тех или иных индивидов. Поэтому большего эффекта добиваются, предложив пациенту несколько медитативных методик. Именно психотерапевт должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое психологическое

и физиологическое влияние оказывает медитация, как она может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании своих психических состояний. Различные техники медитации, в чм-то совпадая друг с другом, могут давать разный эффект. Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк они могут быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным

эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции, в дальнейшем доходя до таких, как глубокая умиротворенность, концентрация, положительные эмоции радости, любви и сострадания, глубокое проникновение в природу ума и даже различные трансцендентные состояния. Улучшение способности к восприятию дат возможность рассмотреть собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает, что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено

фантазиями, представлениями. Медитация положительно влияет на творческие способности креативность, увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля. Также медитация способна ускорить достижение зрелости, что подтверждается измерениями по шкалам развития эго, морального и когнитивного развития, умственных способностей, академических достижений, самоактуализации и состояний сознавания. Можно привести в пример результаты психологического тестирования восприятия,

проведнного среди практикующих буддийскую медитацию. Испытуемые работали с тестом Роршаха, причм начинающие показывали обычные реакции образы животных, людей и т.п в то время как испытуемые, обладающие большой степенью концентрации, видели на картах Роршаха только светлые и темные узоры. Таким образом, их ум оказался менее склонен к преобразованию этих структур в организованные образы, и это означает, что концентрация в процессе медитации фокусирует

ум и уменьшает число привычных ассоциаций. У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации подвержена сердечно-сосудистая система во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению кровяного давления.

Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи полагают, что она может лечить различные психологические и психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное напряжение, бессонница и слабая депрессия. Таким образом, медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, в частности, е действие отражается на общем улучшении психического и физического

здоровья и саморегуляции. По сравнению с другими методами практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости, легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию. Конечно, медитирующие, как и все обычные люди, могут переживать психологические трудности на различных стадиях. Продвинутые практики также могут испытывать трудности, хотя и более утончнные, включающие экзистенциальные или духовные проблемы. Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с успехом

практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты повышенный интерес ко внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности. Литература 1. Берзин А Общий обзор буддийских практик, 1993 2. Каптен Ю. Основы медитации. Самара, 1992 3.

Кришнамурти Дж. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни. Харьков, 1994 4. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М 1956. 6. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993. 7. Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. МГУ, 1988.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.