Реферат по предмету "Разное"


3 Культура речи

3.1. Культура речи Под культурой речи подразумевается свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти, обеспечивающая моментальный и точный выбор нужного слова, отсутствие дефектов произношения, развитие речевого дыхания и голоса, богатая и послушная логическим законам мыслительная основа речи. В среде непрофессионалов культура речи понимается в широком смысле слова: субъект не делает речевых ошибок, говорит свободно, понятно, иногда – выразительно и красиво, владеет голосом и интонациями, соблюдает вежливость, этикет. К основным признакам культурной речи можно отнести: богатство речи, определяемое словарем носителя языка, чистоту речи, характеризуемую отсутствием слов паразитов (сорняков), ясность и понятность, определяемые минимальным количеством потерь информации при взаимодействии адресата и адресанта, точность речи, оцениваемую адекватностью подбора слов, выразительность речи, связанную с умением ярко и образно передать мысль. К современным поправкам к понятию культуры речи можно отнести такие прагматические моменты как остроумие, знание иностранных языков, общительность (коммуникабельность) и быстрота реакции. В образованном обществе ценятся образность, приведение литературных цитат, фразеология. В контексте культуры речи важно различать понятия язык и речь. Язык человека выполняет функцию осознания окружающего мира и этим отличается от коммуникаций в животной среде. Что не названо, то и не осознано. Именуя окружающий мир, человек структурирует его в объект сознания, в абстракцию. На основе увиденного, услышанного или иначе, почувствованного не возникает абстрактного мышления, как нет его у животных. Та огромная разница, которая существует между миром человеческой культуры и миром природы, объясняется наличием у человека языка как средства познания и единственного условия возникновения сознания, абстрактного мышления. Языковая способность (то есть аудиоартикуляционный аппарат, вербализация внутренней речи) дана нам от рождения, но язык и речь формируются только в социуме. Если логический строй мышления является в принципе одинаковым у людей разных наций и народностей, то грамматический строй различных национальных языков имеет свою конкретную специфику. Например, цвета спектра в английском языке выражаются с помощью шести слов, а в русском языке – с помощью семи слов. В английском языке слово blue – означает и голубой и синий цвет. Одна и та же мысль может быть выражена разными языковыми средствами, например, синонимами. Одно и то же выражение может заключать в себе разные мысли, например, смерть в исламе ассоциируется с белым цветом, а в православии – с черным. Таким образом, язык – это знаковая система, которая выступает оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения.Структура языка включает единство разнородных элементов в пределах целого. Различие элементов структуры языка качественное, определяется разными функциями этих элементов:Звук «я» - перцептивная функция, выражает объект восприятия.Морфема (корень, суффикс, окончание) – семасиологическая функция, выражает понятие.Слово – номинативная функция.Предложение – коммуникативная функция.Системы отдельных уровней языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка. К основным функциям языка как системы можно отнести следующие:информативная – передача и хранение всех знаний,коммуникативная – установление связи между людьми в процессе общения,эмотивная – передача эмоционального состояния говорящего,когнитивная – познавательная,регулятивная – речь как поступок (текстовой и мысленный проект речи).Вышесказанное позволяет акцентировать внимание на информационной природе языка: с одной стороны, язык - это средство коммуникации, тот код, позволяющий передавать информацию; с другой - язык является той ментальной информационной средой, в пределах которой только и возможно развитие человеческого сознания. Итак, можно говорить о том, что язык - это то ментальное пространство, где происходит встреча сознаний и их взаимодействие. Такое взаимодействие полностью отвечает условиям информационного обмена: передаваемая сущность (языковое сообщение - организованная система смыслов) не утрачивается отдающим объектом - Говорящим, но приобретается получающим - Слушающим. Таким образом, мы можем говорить о языке как явлении, существующем для аккумулирования, передачи и для создания новой информации, как о явлении, формирующем первичную информационную среду человека. Речь – это не язык и не отдельный речевой акт, а индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речь – это разное использование возможностей языка, разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Различают: устную и письменную речь, речь ребенка, молодежи, сценическую речь, прямую и косвенную, деловую и художественную, монологическую и диалогическую. Отмечают синхронические и диахронические процессы в языке и речи. В каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию. В любую минуту речь есть и живая деятельность и продукт прошлого. Синхрония – это состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые значимы в силу соотношений между собой внутри системы. Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории.Всякий говорящий на данном языке находится в сфере синхронии, ему надо владеть языком, пользоваться им, но при познании языка, его изучения необходима диахрония.^ Отличительные признаки языка и речи: (например, клякса и буква. с его материальной характеристикой, а содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристико Язык Речь Стабильность Подвижность Нормативность Нарушает нормы Центростремительная сила (государственный язык) Центробежная сила (жаргоны, профессионализмы) Безразличен к личности Индивидуальна Уровневая структура Линейна во времени Конечен Бесконечна Выражает категорию сущности и общего Выражает категорию явления и частного Не оценивается Подвержена оценке Таким образом, культура речи носителя языка зависит как от накопления языковых ресурсов, так и от развития речевой способности.3.2. Практические задания к семинару по культуре речи:1. Подберите синонимы к следующим словам, обра­щаясь к словарям синонимов. красивый, печальный, холодный, длинный, ласковый, уютный, доброжелательный; девушка, дом, платье, рука, книга, дерево, го­род, муха, хлеб, человек, писатель; бежать, говорить, есть, улыбаться, воспиты­вать, кормить, ругать, отдыхать, плакать; быстро, хорошо, нахально, тихо, скучно, гру­бо, просто, правильно, зло.2. Скажите другими словами (дайте мак­симальное количество вариантов) следующие предло­жения: • извините меня; • я с вами не согласен; • я все равно сделаю по-своему; • мне не нравится ваш костюм; • вы ничего не понимаете в этом вопросе; • ты меня совершенно не понимаешь; • не лезь не в свое дело; • это мое личное дело.^ 3. Замените выделенные слова фразеологизмами, используя фразеологический словарь. 1. Друзья работали рядом. 1. Он очень умный. 3. Сочинять он был мастер. 4. Не задерживайся, возвращайся быстро. 5. Опаздывая, мы мчались быстро. 6. Администрация не замечает этих недостатков. 7. Любит он много говорить. 8. Что вы здесь бездельничаете? 9. У Виктора, при всех его недостатках, есть одна слабость. 10. Прежде чем стать стойким бойцом, он много испытал. 11. Почему вы не постарались, а работали плохо. 12. Евгений и раньше был без­вольным, а теперь, потерпев неудачу, он и совсем приуныл. 13. Припасы у путе­шественников кончились, и пришлось поголодать. 14. Они работали не отды­хая. 15. Последнее произведение поэта было действительно лучшим в его твор­ческом наследии. 16. Наконец ты перестал сердиться и заговорил.4. Сгруппируйте слова по темам: политика, криминал, технология, тело, душа, мода, бизнес, искусство. Лифтинг, лизинг, боди-арт, боди-гарт, боди-форминг, бестселлер, блокбастер, брокер, шейпинг, имидж, спонсор, мониторинг, ньюсмейкер, спичрайтер, дисплей, киднеппинг, менеджер, рейтинг, киллер, саммит, модем, бэджик, джакузи, папарацци, дефиле, гамбургер, хот-дог, VIP, кастинг, маргинал, секонд-хенд, секс-чат, шоп-тур, шузы, финтнесс, пилинг, хит-парад, пиар.5. Упражнение "Метафора". Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем поучаствовать в творческом процессе, в совместном сознании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем одному желающему выйти в середину круга. ^ Задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Поделитесь своими творческими идеями по этому поводу.6. Напишите монофон на любую тему (выбор темы свободный).Монофон – краткий оригинальный рассказ, в котором каждое слово начинается с одного и того же звука. Монофоны развивают чувство темпа-ритма речи, способствуют становлению ее логичности и ощущению индивидуального стиля, расширяют словарный запас, систематизируют слова по звучанию и значению.Требования к монофону:В нем должно быть не менее 50 слов.Все слова должны начинаться с одной буквы (с какой именно, вы выбираете сами).Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под..) или двуслоговыми (например, около, напротив).Слова, использованные в монофоне несколько раз учитываются в количественном отношении только один раз.В составлении монофона поможет любой словарь.Образец: Не пейте пиво! Пожалуй, первокурсник, пьющий пиво перед парой – плохой. Пиво портит почку, преимущественно правую, и печень. Постоянно пьющий парень плохо питается, так как приобретение пенного продукта пускает пятаки по ветру. После пьянки противный перегар пугает представительниц прекрасного пола и преподавателей полезных предметов. После пьянки поневоле пропадает понедельник. Постоянно пьющий первокурсник первым попадает в призывники. Пей - проверишь! (Лбов А. гр. Р-34) Счастливый студент. Счастливый студент съел соленую сосиску, сыр со сливовым соком, собрался спать и сообразил: «Скоро сессия!». Сон сам собой скрылся. Студент стал смотреть старые собрания сочинений по социологии Соловьева С.С. Смутные сомнения спутали сознание студента: «Стоит ли не спать из-за сессии?» Совесть сказала: «Стоит!», а сестра-слабость склонила ко сну. Странные сны стали сниться Стасу: строгий Соловьев спрашивал студента о сути своих сочинений. Смущенный Стас сгорал от стыда, совсем не соображая смысла слов социолога. Свалившись со стула, студент смекнул – слава святым! - Страшный сон! (Совместное собрание сообразительных студентов гр. Р-21)^ 3.3. Психолингвистический тест на оценку самоконтроля в общении Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оце­нить как верное или неверное применительно к себе. Если пред­ложение кажется вам верным или преимущественно верным, по­ставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным — букву "Н". Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. Из меня мог бы выйти неплохой актер. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я ча­сто веду себя совершенно по-разному. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вес­ти, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрог­нозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в дан­ный момент". Люди с низким коммуникативным контролем бо­лее непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.^ Подсчет результатов По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопро­сы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму бал­лов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-види­мому, можно сказать следующее:0-3 балла — у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в за­висимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскры­тию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.^ 4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявле­ниях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.^ 7-10 балло


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :