Реферат по предмету "Разное"


22. 05. 09 г. Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «цифрра»

22.05.09 г. Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА». Обзор алкогольных событий- заметки дежурного эксперта Центра «ЦИФРРА»: ВИНО –461. Возвращаясь в будущее. Возвращаясь к начатой в прошлой статье теме о возможности и необходимости иностранных инвестиций в российское виноделие. Азия (Китай, Гонконг, Индия, Сингапур и т.д.) не даст западным виноделам того эффекта, который они ожидают по приросту потребления вина в этих странах. Особенный отпечаток на потребления там вина наложит кризис. При этом, западные компании не стесняются вкладывать деньги в виноделие тех же Китая и Индии. В то же время западные компании очень рассчитывают на рост винного рынка в России. Об ошибочности и чрезмерности их прогнозов мы писали в предыдущей статье. И мы во многом связываем отсутствие восстановления винного рынка в России (именно восстановления- так как в 1984 г. мы потребляли около 20 л виноградного вина на душу, пусть даже не менее 30% из них были портвейны, но и они были натуральными- из винограда; а сегодня 6 л) с политикой западных компаний. Приведем примеры: до 1992 г. мы практически знали о западных винах из книг. С 1992 г. начался импорт дальнего зарубежья. Везли и серьезные, дорогие вина, но в общей массе везли самые средние вина, которые превращались в России в очень дорогие. Импортеры создавали ореол вокруг вина дальнего зарубежья. Все это происходило до 1998 г. на фоне дешевого импорта из Молдавии, Болгарии, Венгрии, Румынии. О российском виноделии в это время практически никто не вспоминал. В 1996 -1997-1998 г.г. производилось в России виноградного вина в 12-13 раз меньше, чем в 1984 г. Российские компании вкладывали деньги в производителей и производство зарубежного вина (молдавского, болгарского). Государство продолжало «гробить» виноделие в России. При таком положении вещей какая нормальная западная компания будет вкладывать деньги в виноделие России? В результате дефолта на какой-то период (полгода, год) рынок активно обратил внимание на российское производство, а затем вновь пошла лавина импорта. А в 2000 г. произошел первый «психологический» скачок: в России начались поставки столового вина из дальнего зарубежья. Сначала – небольшие. Но в 2003- 2004 г.г. «Винный мир» «заставил» рынок резко нарастить работу с испанскими и аргентинскими столовыми винами. Это был своего рода прорыв. В том числе и для дешевых вин Нового Света. Весь этот растущий поток импорта не давал западным компаниям даже повода задуматься о том, что в России существует предел импорта вина, ограниченного каким –то объемом. Для сравнения они имели два числа: 20 л в 1984 г. и 3,5 л душевого потребления в 2000 г. И рост рынка. Но Россия развивается по своим законам. Пришел 2006 г., который отбросил импорт резко назад. Запрет поставок коснулся двух стран: Молдавии и Грузии. Уже тот факт, что эту нишу заняли даже не болгарские (как многие предполагали; «ЦИФРРА» в тот период в своих статьях делала ставку только на российские тихие и шампанские с игристыми вина, что и произошло в результате), а наши вина, должен был насторожить западные компании. Но их отчасти все устраивает: весь прирост винного рынка России обеспечивается до сих пор импортным виноматериалом. Еще раз маленький расчет: мы производим максимум 20 млн дал виноградного виноматериала, который идет виноградное вино; шампанские и игристые вина; изготовление коньячных спиртов. А если бы мы решили полностью перейти на самообеспечение сырьем, то нам надо производить не менее 100- 110 млн дал на изготовление вина и не менее 110 млн дал на изготовление коньяка. Менее чем на 10% мы пока можем себя самообеспечить сырьем. То есть, получается, что политика производства дешевого вина в России вполне устраивает западные компании- мы обеспечиваем работой виноградарство и виноделие Испании, Аргентины и т.д. В то время, как сегодня «работают» лишь 30% виноградников России от площадей советского периода. Это ли не вредительство по отношению к собственному виноделию. Да, своих денег в России на развитие виноградарства и виноделия сегодня нет; пусть они придут к нам со своими деньгами и выращивают на остальных 70% виноградников «дешевый виноматериал» для российских вин. Не пора ли начать такую политику. Мы никогда не заместим импорт полностью; да это и не требуется; мы же не Белоруссия, где политика полного алкогольного замещения (там все же нет «юга») – на уровне государственной политики. Не вкладывают пока западные компании свои деньги и в производство высококачественных вин в России. Это пытались делать сами россияне на старых известных заводах: «Мысхако» и др. Появились новые заводы: на базе «Авроры» - «Шато Ле Гран Восток», иноземное название которого должно было убедить рынок в западности компании. В 1998 г. посадили французскую лозу на «Фанагории», глядя в перспективу, что позволило компании создать свои сегодня базовые продукты в области высококачественных вин («Номерной резерв» и «Крю Лермон»). Надо отметить «Кубань- Вино»; «Миллеровский винзавод» с его винами Ведерникова; работает над производством таких вин «Русская лоза» и ряд др. хозяйств. Но все это на свои российские деньги. И далеко не баснословные. Повезло «Абрау-Дюрсо»; пришел туда с деньгами докризисный миллиардер Титов. Вкладывает серьезные деньги в шампанский проект Романов. По нашему мнению именно кризис должен перевернуть психологию западных компаний. Они должны понять, что у них есть возможность и перспектива вложения денег в российское виноградарство и виноделие. У российских компаний сегодня на развитие виноградарства и виноделия денег нет. Кто-то закроется, кто-то вырастет. Но рынок в целом в кризис по объему в лучшем случае останется прежним (хотя наиболее вероятен спад в 15% потребления вина. Кстати, мы вовсе не прогнозируем, как написала пресса падение рынка шампанского и игристого на 25% в 2009 г. Мы дали три варианта развития событий: небольшой рост или падение – плюс- минус 5% от уровня 2008 г.; падение на 15%; падение на 25%. Последний вариант – только в случае серьезных социально- экономических потрясений осенью 2009 г. Падение на 15% - это сохранение потребления на торжественных мероприятиях при снижении потребления по романтическим поводам. А наиболее вероятен – как раз первый вариант.). Для развития российского винного рынка (развития, а не перераспределения долей между производителями) в России нужны западные инвестиции в существующие хозяйства. В российскую водку вкладывать можно, но это не увеличит объем рынка. Рынок расти не будет; хотя свою долю можно попробовать после кризиса увеличить. В кризис водочные рынки регионов все равно закроются (по крайней мере до тех, пока будет на рынке господствовать дешевая нелегальная водка). А вот российское вино – перспективно. Раза в 2- 2,5 можно увеличить объем рынка, а то и больше. Тем более, что пропорции производства и импорта вина в бутылках и пакетах меняется: до 2006 – 50% на 50%; 2006- сентябрь 2008 – 70% на 30%; в настоящее время – 80% на 20%. Нужны экономические условия для западных компании по перепрофилированию их деятельности: если мы можем (хотя исходя из площадей былых виноградников) производить еще 50 млн дал виноматериалов, то мы должны производить их в России. Почему бы это не сделать на иностранные деньги? Тем более, что западные опыт и знания используют некоторые российские компании; на «Шато Ле Гран Восток», «Фанагории» много лет работают западные виноделы. Кроме того, 2008 г. стал в определенной степени «переломным»: российские винные «прозападные» эксперты все-таки признали наличие в России вина высокого качества. Вот и еще один момент приложения финансов западных компаний. Мы не скоро станем полноценным конкурентом для западного виноделия. Они не боялись вкладывать деньги в Новый Свет, когда пошатнулись 35 лет назад устои Старого Света. На протяжении последних 10 лет в старом и новом вином мире наблюдается серьезное перепроизводство вина. И тем не менее это не мешает французам и американцам вкладывать деньги в китайское и индийское виноделие (на наш взгляд- не очень перспективное; не заставить Азию пить вино – особенно в результате кризиса. Азия выходит вперед, и будет навязывать Европе и прочим свой стиль жизни, в котором вину найдется место очень ограниченному европеизированному населению). Это в случае, если Азия действительно выйдет вперед (о чем думают многие экономисты). Но эксперты «ЦИФРРА» считают, что Азия (в частности экономика Китая) потерпит в результате кризиса гораздо больший крах, чем США и Европа. Это не из-за природного пессимизма и духа противоречия. Но это уже отдельная тема разговора и не для этого материала. Мы давно понимаем всю серьезность мирового кризиса; также понимаем, что Китай не в состоянии переориентировать производство на потребности внутреннего рынка; главное препятствие этому – 1 500 000 000 очень бедного и бедного населения. Интерес к китайским товарам в мире падает гораздо быстрее, чем «растет» (а с чего бы ему расти) уровень жизни это группы. А миллионов 200 китайцев, живущих нормально, не спасут своим спросом китайскую экспортоориентированную экономику от очень вероятного частичного краха где-то в 2010 г. Спад экспорта китайских товаров в марте составил более 17%; в апреле уже более 22%. В этом случае все вложения в китайское виноделие теряют свою привлекательность. Россия в этом плане перспективней (мы в отличии от китайцев – страна примитивная; поставляем сырье, без которого худо-бедно мир не обойдется), несмотря на то, что наше население в 12 раз меньше китайского. Если у нас теперь Федеральная служба занимается вопросами виноделия, а Минсельхоз- виноградарства, то соединяйтесь и решайте- какие условия и гарантии нужно создать и дать иностранцам для вложения денег в российское виноградарство и виноделие. Хотя, истины ради надо отметить, что опыт зарубежных инвестиций в российское виноделие имеет крупнейший производитель вина в мире компания Castel. Совсем недавно компания дала о себе информацию: « В российский филиал Castel, расположенный в Клину, в 80 километрах от Москвы, куда «вина французской земли» - «Малезан», «Камбра» или «Барон Лиссандр» привозятся во «флекситанках» - контейнерах, внутри которых находится огромная пластиковая емкость, содержащая 240 гектолитров вина. После многонедельного путешествия в корабельном трюме через Северное и Балтийское моря вино подвергается электродиализу, что позволяет избавиться от осадка, затем фильтруется и разливается в бутылки. Известная своими марками «Вье Пап», «Рош Мазе», «Барон де Лестак» или «Сиди Брахим» компания Castel - третий производитель вина в мире (в 2008 году оборот компании превысил 1 миллиард евро, из которых 35% были получены от зарубежных операций) планирует стать игроком первого ряда в России, где три четверти рынка, оцениваемого в 913 миллионов литров, составляют бутылки, продаваемые меньше чем 100 рублей за штуку, то есть около 2,50 евро. Подобную цену невозможно установить на вина, экспортируемые из Бордо или Лангедока. Мы разрабатываем вина во Франции и адаптируем их к вкусу русских, которые предпочитают полусладкое вино. Но разливаем мы вино в основном в России. Это более рентабельно. На самом деле только сортовые вина и продукция с подтверждением подлинности наименования среднего уровня импортируются в бутылках. Castel, начиная с 2006 года, инвестировала 17 млн евро в строительство разливочного завода производительностью 45 миллионов бутылок в год для вин дешевых марок. В 2008 году оборот российского филиала Castel составил 22 миллиона евро, на 27% больше, чем за предыдущий отчетный период. В этом году мы планируем достичь планки в 30 миллионов, а в 2013 - 45 миллионов». Достаточно большая цитата. Так вот не о таких вложениях мы ведем речь. Хотя и это неплохо на фоне основной массы российского вина; это хоть гарантированного качества. Заводов по розливу продукции в России полно. А вот создавать вино «полного цикла» здесь, в России – совсем другое дело. И уж вина столовые уровня вин столовых дальнего зарубежья (включая Францию) здесь у нас можно произвести в достатке. Таблица. Динамика изменения доли физического объема производства вина компании «Клинские напитки» на рынке российского вина. ^ Наименование предприятия Доля 1 полугодии 2007 Доля в 2007 Доля в 1 квартале 2008 Доля в 1 полугодии 2008 Доляв январе-сентябре 2008 Доляв 2008 Прирост объема производства в 2008 к 2007 Доляв 1 кв2009 Прирост объема производства в 1 кв 2009 к 1 кв 2008 «Клинские напитки» 0,8% 0,8% 0,556% 0,545% 0,531% -19% 0,555% -47% Экспертные оценки деятельности компании в Таблице не свидетельствуют о серьезном прорыве подобного сценария деятельности в России. Хотелось бы участия западных компаний в производстве вина в России от винограда до готовой к употреблению продукции. Да уже под российским наименованием. ^ 2. Зарубежный блок. Слегка – про импорт в январе- апреле 2009 г. Что хорошего можно сказать про импорт алкоголя в январе- апреле? Да, практически ничего. Итак, физический объем импорта вина упал относительно января – апреля 2008 г. на 30%; импорт водки упал на 21%; импорт крепких ЛВИ – на 27%; импорт ЛВИ от 9% до 25% упал на 25%; импорт коньяка и бренди – на 51%; игристых вин – на 23%; импорт виски – упал на 47%; импорт рома – на 32%; импорт текилы – на 20% (но она практически и не росла в последние 3 года); импорт джина упал на 70%; импорт абсента – на упал на 35%% импорт вермутов и прочих ароматизированных вин упал на 45%; и только импорт плодовых вин вырос в 3,3 раза. Поэтому какие бы сказки не рассказывала розница о незначительном падении продаж дорогой премиальной продукции и т.д. – не верьте. Кризис идет к 9 месяцу. Даже с учетом старых запасов уж на 30% потребление дорогой продукции сократилось по России точно за счет перехода части среднего класса в нижеследующую потребительскую группу. По вину – разговор отдельный. Но водка и ЛВИ из-за рубежа в последние годы были предметом соревнования украинских компаний за наш рынок. Нам непонятен процесс роста производства водки в Украине при спаде производства ЛВИ на 50%. Поэтому, мы предпочтем все-таки оценивать деятельность украинских компаний на российском рынке суммарным показателем: водка и ЛВИ (как это делаем в России для российских компаний). Итак, лидерство в январе- апреле 2009 г. никому не отдает (как и уже много лет) «Немирофф» с долей рынка в сегменте импортных водки и ЛВИ – 45,3% (в 2008 г. доля была 38%); на втором месте «Хортица»- 37% (в 2008 г. доля была 28%); на третьем с большим отставанием «Союз-Виктан» - 4,3% (10,7%). Мы учитываем здесь только импорт; без производства «СВ» в России (а он, кстати, удвоил свой объем в 2009 г.); без производства «Немирофф» на «Ярославском ЛВЗ»; а «Хортица» еще не возобновила свое производство на «Столичном тресте». По большому счету, если не будет очередной девальвации рубля (а она скорей всего будет; слишком активно обрушивают сегодня доллар, чтобы от него избавлялись граждане и т.д.), то падать в объеме импорту уже некуда. Если курс валют вновь вырастет относительно рубля, то объем импорта составит не более 55%- 60% от показателей 2008 г. (то есть, спад – 40%- 45%). Если курс останется сегодняшним и катаклизмы нас минуют, то спад составит не менее 25%-30% относительно 2008 г. Белоруссия Белорусы уже обмениваются опытом (предприятие с предприятием) по импортозамещению произведенной в Белоруссии продукцией. Проведена оnline конференция «Минского завода виноградных вин»: успешный опыт импортозамещения». В Беларуси реализуется программа импортозамещения, главная цель которой - производство продукции, соответствующей или превосходящей зарубежные аналоги. При этом ее выпуск должен основываться на новых и современных технологиях с использованием прогрессивных методов организации производства. Уже в 2009 году впервые в истории международного конкурса-дегустации вин и коньяков, который проходил в Минске, лучшим признано виноградное вино белорусского производства - Ambassador Premium «Минского завода виноградных вин». Белорусский производитель не только показал хороший результат, но и доказал, что даже в нелегкие времена мирового экономического кризиса предприятие может успешно развиваться, внедрять новые технологии, выпускать новые виды продукции, создавать новые рабочие места и увеличивать продажи. Они там даже «холодный розлив» используют. Мы много раз писали об этом опыте. Но у них в отличии от России нет географического резерва для производства винограда (хотя они считают, что есть). Импорт готовой алкогольной продукции уже в 2009 г. упадет в Белоруссии до минимума. Все будут делать на месте. Тем более, что сегодня даже виски и т.д. компании готовы продавать наливом. Посмотрим за их опытом. Напоить белорусов (а их в 14 раз меньше, чем россиян) полегче будет, чем Россию. Кстати, в самом конце мая вступил в действие указ президента Белоруссии, по которому таможенные пошлины на многие виды импортных товаров вырастут на 10% (в том числе и импортное вино). На 10% поднялась пошлина на ввоз вина из ЕС и Болгарии. На молдавские вина пошлина не поднялась, так что они не подорожают. А вина из Болгарии, Испании, Италии, Франции могут подорожать. Но не больше чем на 10%. Белорусы взяли и сравнили цены на вино у них и в соседней Литве. Сравнивали нижнюю планку стоимости обычного сухого вина неразрекламированной марки. Оказалось, некоторые виды вина у белорусов стоят вдвое дороже! Мы добавили в таблицу цены на российское вино, а также перевели белорусские и литовские цены в российские рубли относительно белорусских рублей. Вот что получилось. Страна-импортер Цена в Белоруссии за 1 литр ^ Цена в Литве за 1 литр Цена в России за 1 литр (рос руб) Белорусские рубли Российские рубли ^ Белорусские рубли Российские рубли Бутылка в пересчете на 1 литр (мин цена) Пакет Испания 21 000- 25 000 239- 285 9 000 – 11 000 102 -125 210 Франция 22 000- 25 000 250- 239 14 000 -23 000 159 – 260 210 Италия 18 000- 20 000 205- 227 15 000 – 16 000 170 – 182 210 Оказывается, в той же России вина значительно дороже чем в Литве, но дешевле белорусских. При таких ценах и правда в Белоруссии начнешь импортозамещаться или переходить на молдавское вино. ^ Китай: выставка австралийских вин Австралийцы живут надеждой на чудо, которое повысит продажи австралийских вин. Никак не могут свыкнуться с мыслью, что рынок падает. Так, 18 по 27 мая на юге и юго-западе Китая пройдет выставка австралийских вин. Ставка на соседа ошибочна, но деваться некуда. Сократит потребление австралийских вин и Великобритания, куда уходило до 40% австралийского вина. В мире неизбежна переориентация рынка на «бюджетные» (не так давно их называли коммерческими винами) вина. Об этом заговорили эксперты. Да их - коммерческих вин и раньше в мире было 75%-80%, только рекламировали –то дорогие вина; отсюда и создавалось превратное впечатление о том, что народ предпочитает изысканные и уточненные вина. А теперь произойдет не просто переориентация мирового рынка, а переориентация рекламы на бюджетные вина. Их тоже теперь придется рекламировать на мировом рынке в борьбе за потребителя, по большей части в силу финансовых причин перестающего пижонить и идти на поводу у маркетологов. Действительно, в последние годы продажи вина в Китай продолжали расти. Все больше австралийских вин поступало на китайский рынок. В 2007 г. Китай обошел Японию и стал крупнейшим экспортным рынком для австралийского вина. А Австралия также стала вторым крупнейшим в Китае поставщиком вина. А теперь – внимание – цифры. Австралия отправляла на экспорт в последние годы от 700 до 800 млн л вина в год. В 2008 г. Австралия экспортировала 11,2 млн. литров бутылочного вина и 2,6 млн. литров разливного вина в Китай. За 2008 г. экспорт австралийского вина в Китай вырос на 26%. Естественно, до сих пор нет нигде данных по китайскому рынку вина в 2009 г. Есть только надежды. Австралия проведет выставку вин «2009 Australian wine showcase», в которой примут участие более 30 производителей в городах Гуанчжоу, Куньмин, Чонкин, Санья и Ксиамен. До сих пор Австралия очень гордилась тем, что коммерческие вина на экспорт не поставляет. Посмотрим. ГрузияЧтобы там ни было, но грузинских вин на рынке не хватает. Компанию «Вазиани» должны помнить в России. Так, она продала в 2008 году алкогольных напитков 778 860 бутылок продукции на сумму 3, 2 млн. лари (средняя цена единицы продукции- 4,11 лари). Компания производит вина, бренди и водку. 71, 5% (то есть, по 2008 году – 557 000 бутылок) продукции идет на экспорт в Украину, Казахстан, страны Балтии, Белоруссию, США, Канаду, Польшу. В 2008 году объем экспорта вырос на 14%. На местном рынке компания продала 176 800 бутылок вина на сумму 910 500 лари (средняя цена – 5,14 лари за бутылку). Прибыль компании в 2008 г. - 197 400 лари (6,2%)- не густо. В настоящее время в ней работает 100 человек. В 2005 году компания «Вазиани» приобрела 51% компании «Вино Телави». Надеемся дождаться момента, когда грузинские вина вновь появятся на прилавках российских магазинов, а грузинское виноделие доживет до этого. Экспорт грузинского вина упал с 50 млн бутылок в 2005 г. до 10 - 11 млн бутылок в 2007- 2008 г.г. Еще из интересных новостей: между экс-президентом Эстонии А. Рьюйтелем и компанией «Агуна - Гурджаанский винный завод» оформлено соглашение. Согласно договоренности, изготовленное предприятием вино будет направляться для реализации на эстонский рынок. Кроме того, эстонские бизнесмены намерены вложить инвестиции в развитие предприятия. Компания «Агуна» является грузино-эстонским предприятием и оснащена новейшей техникой. В ближайшее время экспортировать планируется 17 000 бутылок вина. В настоящее время идут переговоры об экспорте вина в Украину. Грузино-эстонская компания «Агуна» была создана в 2006 года. В строительство предприятия было вложено более 1 млн. дол. Дожили: на антироссийской почве вынужденно экономически объединяются наши бывшие союзники по Советскому Союзу. ^ Немцы ерепенятся Якобы, финансово-экономический кризис не затронул винодельческую отрасль Германии. Об этом свидетельствуют данные Союза виноделов Германии (VDP). На чем же они основаны? Согласно результатам опроса 2 000 предприятий-членов объединения, на сегодня они не ощутили каких-либо прямых последствий кризиса. Важно ведь еще знать: где, когда, у кого и о чем спрашивать. Нас всегда умиляли результаты опросов компаниями потребителей. Как ни опросят, то все минимум 30% потребителей предпочитают в России французское вино. А пили почему-то российское и молдавское. А теперь почему-то российское, болгарское и молдавское. Виноделы Германии считают, что у них был замечательный 2008 год, а также I квартал 2009 года. Общий товарооборот компаний-членов Союза в 2008 году вырос более чем на 8%. Средняя цена за бутылку вина увеличилась на 12% - до 9,6 евро. Вот удивительно- большая часть немцев пьет вино по цене в пределах 4 евро. А у этих такая высока средняя цена. Вместе с тем, что касается заказа больших партий вина, а также для банкетов в ресторанах, виноделы отмечают незначительное сокращение закупок. Продажи частным клиентам остаются на хорошем уровне. Объемы экспорта остались, несмотря на ожидания, чрезвычайно стабильными. Вот ведь опять типично рекламная информация, рассчитанная на потребителя. А поверят в это – виноделы. Более чем уверены, что по итогам года спад продаж немецкого вина в мире и в самой Германии достигнет уровня 12%-15%. Молдавия Профильная пресса молдавского виноделия отмечает, что «прибыль молдавских виноделов - только на бумаге». Весна — пора отчетов акционерных обществ. На их общем фоне ситуация в виноделии вырисовывается весьма печальная. Из опубликованных до настоящего времени 33 отчетов о финансово-хозяйственной деятельности АО за прошлый год убытки отмечены у 20. Показатели, которые зафиксировали остальные из чертовой дюжины, - скорее, не прибыль, а положительный результат. Руководитель одного из таких предприятий, где в 2007 г. убытки составили более 300 тыс. леев, а в 2008-м прибыль — более 200 тыс., объяснил, что на самом деле это получено не за счет производственной деятельности. Истек срок исковой давности по некоторым коммерческим задолженностям, т.е. списанные долги по бухгалтерскому балансу проведены как доход. Этот завод производит виноматериалы и продает их на внутреннем рынке, но его также коснулись проблемы экспорта, как и других. Покупателями виноматериалов были предприятия вторичного виноделия. До 2006 г. виноматериал шел и на молдавские и на российские заводы. Поставки виноматериала в Россию только начинаются (в 2005 г. в Россию поступило 200 млн л вина в бутылках и пакетах, а также 50 млн л в виде виноматериала). В большинстве своем молдавские заводы потеряли свои рынки в России за время «простоя». Прежняя потребность в виноматериалах тоже отпала. Продать виноматериалы за пределами Молдовы можно только в Белоруссии. Но найти там партнеров в очень сложно, т.к. в настоящее время поставки молдавской продукции в РБ осуществляются по старым проверенным каналам, и новичку вклиниться в этот поток нереально. Поэтому предприятие находится «в режиме ожидания» и понемногу торгует винами на разлив в кишиневских магазинах, но реализованные таким способом 100-200 дал в месяц положения не спасают. Кредит в банке невозможно получить, поэтому частично не оплачен виноград прошлого сезона. Все надежды здесь связывают с открытием российского рынка вин наливом. Если нынешняя кризисная ситуации в отрасли затянется, то, по мнению собеседника, молдавское виноделие умрет. «Судя по отчетным данным другой компании, она за прошлый год получила прибыль более 776 тыс. леев (в 2007 г. - 114 тыс.). Фактически прибыль только на бумаге, т.к. с ним не рассчитались три покупателя, причем местных (им не платят за экспорт, а они — здесь за виноматериал). Эта компания, в свою очередь, имеет долги перед виноградарями и полные хранилища вина. В 2006 г. были потеряны рынки Румынии после ее вступления в ЕС и России, а в прошлом году — украинский. Когда гривна упала с 5 до 8 за доллар, покупатель снизил цену на 40%, но и этого не заплатил. Один из местных должников завода хотел взять кредит, чтобы расплатиться за виноматериалы, но банки отказали ему в займе. На самом же предприятии давно решили не рисковать и не влезать в эту кабалу, поэтому реконструкцию делали несколько лет, ежегодно обновляя оборудование на 200-300 тыс. леев. По мнению руководителя компании без полноценного возвращения молдавской продукции на российский рынок развития молдавского виноделия не будет. Если до осени Молдова не получит разрешения на поставки вин наливом в Россию, то компания не станет закупать виноград, ограничится переработкой только собственного урожая с 110 га. Тревожным признаком является то, что некоторые хозяева не произвели обрезку виноградников. И, кроме того, нужно сделать минимум четыре опрыскивания. Но каждый год стоимость ядохимикатов увеличивается на 20-30%. Крестьянам стало не выгодно выращивать технические сорта винограда, чтобы продавать их винзаводам. Многие лидеры отказываются от виноградников и возвращают их владельцам, из которых кого-то вообще нет в стране и обрабатывать участки некому». Мы специально подробно цитируем слова руководителей компаний. Поскольку на долю виноделия приходится 20% ВВП Молдовы, от 28 до 30 % ее экспортных доходов, и 27% существующих в стране рабочих мест, а 85% его продукции вывозилось в Россию, эмбарго создало не просто серьезную, а тяжелейшую проблему. К январю 2007 г. Молдова, по оценкам, понесла убытки в 180 миллионов долларов в виде недополученных доходов. Винные заводы вскоре оказались не в состоянии расплачиваться по кредитам; до 30% предприятий отрасли перешли в собственность банков или оказались на грани банкротства. На днях пришло сообщение о том, что ЕС выделил большой и долгосрочный кредит Молдавии на реконструкцию ее сельского хозяйства. Но кому будет нужна эта продукция? Странам Евросоюза точно не нужна. В первом квартале 2009 г. производители экспортировали в Россию на 10% меньше продукции в стоимостном выражении, чем за аналогичный период 2008 года (это неудивительно, так как в начале прошлого года везли продукцию с избытком в надежде на рост рынка), на Украину — на 83%. Традиционно третий по объемам рынок — белорусский показал рост на 8%, а следующий за ним Казахстан — на 51%. В 1 квартале 2009 на первое место вышла Белоруссия (11,9 млн дол). На втором — Россия ( 9,7 млн дол), далее — Украина (2,2 млн дол) и Казахстан (1,8 млн дол). В целом по странам СНГ поставки снизились на 30%, в ЕС — на 17%, в другие страны мира — на 26%. Наибольшее увеличение импорта молдавских вин продемонстрировали Великобритания — на 66%, Германия — на 50%, США - 21%. Всего за первые три месяца на внешние рынки отгружено алкогольной продукции почти на 32 млн дол по сравнению с 44 млн дол в I квартале 2008 г. Возвращение молдавских вин на российский рынок в какой-то мере улучшило положение дел в отрасли в 2008 г. (до кризиса): в прошлом году производство выросло на 25% по сравнению с 2007 г., а экспорт — на 44%. Однако в начале нынешнего года наблюдался спад, т. к. в значительной мере повлиял мировой финансово-экономический кризис. Но молдаване считают, что в большей степени их отрасль пострадала из-за неоплаты экспортированной продукции в Россию и Белоруссию в 2005-2006 гг. Так как в Молдове ситуация с эмбарго не была признана форс-мажорной, то финансовые потери легли только на виноделов. Кроме того, укрепление национальной валюты не благоприятствовало росту экспорта, а в последнее время он стал невыгодным. По сравнению с прошлым годом остатки вин на хранении увеличились на 10 млн дал и в настоящее время составляют 30 млн дал. В отрасли сложилось критическое финансовое положение. По данным Национального банка, предприятия отрасли имеют кредитов на сумму 1 391 млн леев, из которых 270 млн леев — просроченные (у 56 предприятий). 34 компаниям начислена пеня в размере 7 млн леев. Задолженности перед виноградарями составляют около 200 млн леев. Кроме того, еще есть долги по зарплате и другим экономическим субъектам. Так, у одного из ведущих предприятий отрасли АО «Aroma» накопились долги перед кредиторами на 232 млн леев, из них 130 млн — за кредиты банкам. У «Vinuri-Ialoveni» 36 млн леев кредиторской задолженности, в том числе 13 млн — кредиты, Бэлцкий пищевой комбинат задолжал банкам 30 млн леев. Банкиры не верят в способность винодельческой отрасли выжить, и поэтому не дают большинству заводов новых займов. Но одновременно идут в Молдавии и другие процессы. Введенный в 2006 г. запрет на ввоз молдавского вина в Россию вынудил ведущие винодельческие предприятия страны «поднять планку» качества и нацелиться на западные рынки. В 2007 г. шесть заводов объединились в ассоциацию - Молдавскую винную гильдию - для укрепления позиций на зарубежных рынках: Château Vartely; Acorex Wine Holding, DK-Intertrade, Lion-Gri, Vinaria Purcari и Vinaria Bostavan. На долю этих шести компаний приходится треть всего винного экспорта Молдовы. Организация хочет стать мощной маркетинговой организацией, способствующей повышению конкурентоспособности каждого из наших участников на международном рынке. Эти шесть компаний - лидеры по поставкам молдавского вина в Европу; все они получали призы на престижных международных конкурсах. Молдавской винной гильдии оказывает поддержку USAID, американское ведомство, занимающееся оказанием экономической помощи зарубежным странам. Американцы считают, что «необходимо изменить и саму продукцию, и наша задача состояла в том, чтобы помочь предприятиям в приобретении навыков и внедрения методов производства новой продукции, отвечающей международным тенденциям - например молодых пряных вин вроде австралийских, калифорнийских или чилийских». Главная задача состояла в переходе от сладких вин «советского типа» к красным сухим сортам, которым отдают предпочтение в Европе. Кроме того, необходимо было создать запоминающиеся за рубежом брэнды. Сегодня производимая DK-Intertrade «Легенда о жар-птице» (Firebird Legend) реализуется во многих странах Восточной и Западной Европы, в том числе и в Великобритании. Acorex создала свой брэнд под названием «Истоки» («Taking root»). В 2008 г. 12% экспортных доходов молдавская винная отрасль получила за счет продукции, реализованной в странах ЕС (по сравнению с 2007 г. объем этой доли увеличился на 27%). Правда, почти 40% от этого объема приходится на Польшу. Однако Молдавская винная гильдия планирует и «прорыв» на западноевропейские рынки. Так, в Великобритании объем продаж молдавского вина с 2006 по 2007 г. вырос вдвое; правда, стартовый показатель был очень низким. Так что эти два параллельных процесса никогда не пересекутся.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.