Реферат по предмету "Разное"


21 июля 2009 г. №15-41-6 На №05–11/1020 от 24. 04. 2009 г

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЖитная ул., д. 14, Москва, 119991тел. (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-7921 июля 2009 г. № 15-41-6На № 05–11/1020 от 24.04.2009 г. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕЭкспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области (исх. № 05–11/1020 от 24.04.2009 г.), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», утвержденными данным приказом Положением об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации вероисповедания – езидизм «Езидство» (г. Ярославль, руководитель Далеян А.А.) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики. В соответствии с п.10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы: 1. Является ли Езидизм вероучением? 2. Можно ли считать вероучение, исповедуемое Местной религиозной организацией вероисповедания – езидизм «Езидство», аутентичным вероучению Езидизм? 3. Может ли глава местной религиозной организации вероисповедания - езидизм «Езидство» единолично определять и решать вопросы, связанные с единообразием совершения богослужения, вероучением, религиозными обрядами и церемониями, без разрешения (благословения) Духовного главы всех езидов Миря Тахсин-бека? 4. Можно ли осуществлять обучение религии и воспитание последователей при отсутствии сформулированного и зафиксированного в печатных источниках вероучения? 5. Может ли глава местной религиозной организации вероисповедания - езидизм «Езидство» единолично издавать документы, регламентирующие религиозные обряды, церемонии, богослужение вероисповедания Езидизм? Требуется ли на это разрешение (благословение) Духовного главы всех езидов - Миря Тахсин-бека? 6. Как соотносится предусмотренная Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» цель деятельности религиозного объединения «распространение веры» с особенностями учения Езидизм? Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы: - Далеян А.А. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике (копия на 9 л.); - Далеян А.А. Информация об езидах. (копия на 2 л.); - Езиды: статья. // Народы мира: Историко-этнографический справочник. / Гл.ред. Бромлей Ю.В. - М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 162-163 (копия на 2 л.); - Йезидизм: статья // Религиоведение: Энциклопедический словарь. / Под ред. Забияко А.И., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. - М.: Академический проект, 2006. С.469-471 (копия на 3 л.); - Мамое О. Езиды до шейха Ады. // Распечатка статьи из интернет-источника, подписанная Далеяном А.А. (на 2 л.); - Омархали Х. Образ павлина в езидизме и толкование символа Малакки Тауса. // Распечатка статьи из интернет-источника, подписанная Далеяном А.А. (на 5 л.); - Омархали Х. [без названия] // Распечатка статьи из интернет-источника, подписанная Далеяном А.А. (на 2 л.); - Иско А. Езиды: Краткий исторический очерк. - Тбилиси, 2001 (копия на 10 л.); - Решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 29 ноября 2007 года, установившее юридический факт существования группы граждан, относящих себя к езидам (заверенная копия на 2 л.); - Протокол учредительного собрания Местной религиозной организации вероисповедания – езидизм «Езидство», г.Ярославль, 2 февраля 2009 года (копия на 3 л.); - Устав Местной религиозной организации вероисповедания – езидизм «Езидство», г.Ярославль, от 2 февраля 2009 года, подписанного Далеяном А.А. (копия на 6 л.); - Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме РН0001 с приложениями (копия на 29 л.); - Справка в Управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области от 4 февраля 2008 года за подписью Озманяна Ф.Р. о предоставлении помещения (копия на 1 л.) и Свидетельство о государственной регистрации права (копия на 1 л.); - Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области от 10 марта 2009 года № 110 «О продлении срока рассмотрения документов религиозной организации при ее создании» (копия на 1 л.). При проведении экспертизы были установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов – в частности, дефицит информации в представленных документах, касающихся истории езидов, различных аспектов их религиозной деятельности в прошлом и настоящем. В силу этого, на основании п.4 и п.14 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Экспертный Совет на заседании 2 июня 2009 года счел необходимым: а) Расширить подлежащий изучению перечень материалов, касающихся истории езидов и религиозных особенностей езидизма за счет таких источников, как: Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. С.63-71; Курды: статья // Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: Современная версия. – М.: Эксмо, 2002. С.321; Население России: статья // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007. С.116; Езиды: статья; Курды: статья. // Расы и народы: Иллюстрированная энциклопедия «Руссика» / Научн.ред. д.ф.н., к.и.н. Минц Л.М. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007. Сс. 179, 276; Езиды: статья // Большая Советская энциклопедия. В 30-ти т. Изд. 3-е. Т.9 / Гл.ред. Прохоров А.М. – М.: Советская энциклопедия, 1972; Езиды: статья // Большая Российская энциклопедия. В 30-ти т. Т.9 / Отв. ред. Кравец С.Л. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007. С.628-629; Езиды: статья; Курды: статья. // Российский Энциклопедический словарь: В 2 кн. Т.I. / Гл.ред. Прохоров А.М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. С.500, 790; Полатов Д.Р. Езиды. Религия и народ: Монография. / Рец.: д.и.н., проф. А.Н.Родригес. М.: Издательство «Известия», 2005. – 320 с. и др. б) Направить (по согласованию) членов Экспертного Совета Васильченко А.В., Мухтарова Е.О. для личного ознакомления с деятельностью местной религиозной организации вероисповедания – езидизм «Езидство» с последующим докладом на заседании Экспертного Совета. Обе задачи были выполнены, дополнительная информация получена. В соответствии с п.7 «Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерациип» и п.13 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации «Езидство» и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал руководитель данной организации Далеян Атман Амари. ^ Предварительные поясненияУчитывая сложность поставленной перед Экспертным Советом задачи, разрозненность и фрагментарность данных о езидах и езидизме, постоянное смешение в общественном сознании езидов и курдов, считаем нужным перед ответами на поставленные вопросы определиться с основными понятиями и категориями. Курды (самоназвание: «курмандж») — один из древнейших народов Ближнего Востока, относящийся к индо-средиземноморской расе и использующий язык, принадлежащий к западной (курдской) подгруппе иранской группы индоевропейской языковой семьи1. По одной версии, этот этнос сформировался из племен кутиев, являющихся автохтонным этносом Загроса и Тавра2. Другие ученые видели в курдах «потомков тех воинственных и сильных иранских халдеев», которые «спустились в Тигро-Евфратскую низменность и покорили здесь слабые семитские племена Вавилонии»3, попутно включив «в свой состав некоторые местные элементы»4. В полемике по вопросу об этногенезе курдов в разное время участвовали такие известные отечественные востоковеды, как Н.В. Ханыков, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, однако окончательных выводов о происхождении курдов пока не сделано. Условно область этнического расселения курдов в Междуречье принято именовать Курдистаном. Ныне это территория, разделенная между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией5. Общая численность курдов в мире не поддается точному определению. Отечественным исследователем Б. Адриановым в последней четверти прошлого века были сделаны следующие оценки численности курдов: в Турции – 4,1 млн. человек; в Иране – 3,2 млн.; в Ираке – 2,3 млн.; в Сирии – 0,5 млн.6 Но, помимо данной территории, на которой происходил этногенез курдов, они проживают в Афганистане, Пакистане, Центральной Азии, а также, в результате миграций последних десятилетий, в Западной Европе, Армении, Грузии и России. Так, уже по данным переписи населения СССР 1979 года, в стране насчитывалось 115858 курдов, а перепись населения СССР 1989 года учла 152717 курдов7. В свою очередь, история езидов (йезидов, самоназвание – «езди») неразрывно связана с историей курдов и этнического Курдистана. Достаточно заметить, что по одной версии, общность езидов выделилась из курдов, а по другой, развивалось рядом с ними параллельно. Как бы то ни было, основная масса езидов говорит на языке «эздики», классифицируемом лингвистами как диалект курдского языка курманджи.8 По поводу этимологии самого термина «езид» («йезид») существуют версии, что он происходит от персидского слова «Иезд» (пер. – «Бог», такой версии придерживался академик Н. Я. Марр), от имени «Йезд», которое носили ангелы света в зороастризме9, от авестийского понятия «язата» (букв.: «тот, кого следует почитать»), от наименования «Эзида», которое имел храм в расположенном близ Вавилона городе Борсипп10, от названия города Иезден в Адиабене. Кроме того, имеется гипотеза, что термин «езид» происходит от имени халифа Язида - сына халифа Моавии, который является убийцей Хусейна, сына праведного халифа Али ибн Абу Талиба. Однако эта версия, отвергаемая самими езидами, по мнению ученых построена только на созвучии и не имеет под собой исторического обоснования. В отличие от неясной этимологии слова, хорошо известно изречение, что «езидом нельзя стать, езидом можно только родиться». Все езидское общество («ездихане») основано на кастово-теократическом принципе деления, где каждый езид уже рождается в одной из трех эндогамных каст. Это две касты священнослужителей (пиры, шейхи) и каста мирян (мриды или мюриды). Каждая каста включает в себя несколько родов, причем «межкастовые» браки, и тем более браки с представителями других этносов считаются одним из главных грехов и наказываются отторжением нарушителя из сообщества езидов. Эта обособленность накладывает отпечаток на обряды и обычаи езидов. Большинство езидов живет в Ираке, в районе Шейхана, где находится Лалиш (в другой транскрипции Лалеш) – древний езидский религиозный храм, а также в районе Джабал Синджара. Езиды также населяют районы Сруджа, Африна и Камышлы в Сирии, некоторые местности в Иране и в Турции. Кроме того, небольшие езидские диаспоры существует в Германии, Франции, Бельгии, Голландии и других странах Западной Европы11, а также на территории США. Согласно оценкам председателя Езидского национального союза Армении Азиза Тамояна, по состоянию на осень 2008 года численность езидов была следующей: в Ираке – около 1 млн. человек, в России – 350 тыс., в Европе – 300 тыс., в Грузии и Армении – 100 тыс12. Сегодня мало кто из ученых сомневается, что езидизм – это религия: в данном качестве ее определяла даже «Настольная книга атеиста»13, а советский историко-этнографический справочник «Народы мира» именовал езидизм «синкретическим культом».14 Современный словарь «Расы и народы», вышедший в 2007 году, тоже сообщает, что езидизм – именно религия15. Научные дискуссии вызывает лишь вопрос, кто ее исповедует: часть курдов, определяющих себя в качестве «езидов» по религиозному признаку, или отдельный народ под названием «езиды», который придерживается езидизма. Известный исследователь курдских традиций профессор С. Егиазаров в свое время, например, отмечал: «Езиды - это курды в полном смысле этого слова».16 Однако его коллега, востоковед И.Н.Березин (1818-1896), определял езидов как отдельный народ – «соседей курдов»17. «Большая Советская Энциклопедия» 1938 года издания идентифицировала езидов как «народность, родственную курдам», то есть отдельный этнос, а в справочнике «Современный Ирак» 1966 года издания езиды были названы «отдельным народом, переселившимся в район Ирака совместно с курдами»18. С семидесятых годов прошлого века научные источники стали вновь классифицировать езидов как «название части курдов»19, относить их к «этноконфессиональной общности в составе курдов», «субэтнической группе курдов»20, «особой религиозной общности внутри курдов»21, «этноконфессиональной группе курдов»22. Ныне опять налицо тенденция, когда езидов видят самостоятельным, отличным от курдов этносом. Сторонники этой точки зрения обращают внимание на отличия в культуре, обычаях, быте езидов от курдов, а также на исторические факты, когда правители разных курдских племен выступали против езидов с оружием в руках (1832-1833, 1892, 1914-1916 г.г.). Более того: утверждается, что именно езиды были субэтносом, от которого в VII веке нашей эры «откололись» современные курды-мусульмане23. Как бы то ни было, в Переписи населения Российской Федерации 2002 года появилась национальная графа «Езиды», а в новейших энциклопедиях – упоминание, что езиды не этноконфессиональная общность курдов, а именно отдельный «народ на севере Ирака»24. Та же точка зрения доминирует в монографии Д.Р.Полатова «Езиды. Религия и народ», вышедшей в 2005 году25, хотя до сих пор хватает езидов, которые идентифицируют себя и соплеменников в качестве курдов.26 С другой стороны, вопросы выяснения этнической принадлежности граждан в компетенцию Экспертного Совета не входят. Для нас представляется главным наличие группы лиц, определяющих себя в качестве последователей религии «езидизм» и утверждающих, что это древняя синкретическая религия, имеющая всю совокупность необходимых признаков, которым намерена соответствовать местная религиозная организация вероисповедания – езидство «Езидизм». Соответственно, задача Совета заключается в том, чтобы проверить данную информацию и сделать выводы. Для этого нам придется обратиться к истории Древней Месопотамии, где вместе с различными государствами существовали религии, оказавшие влияние на езидов и их верования. Месопотамия: краткая хроникаМесопотамия (самоназв.: Сеннаар; известна также как Междуречье и Древнее Двуречье) – область между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака. Ее заселение началось в период неолита, археологам известны расположенные здесь остатки культуры Джармо (VII тыс. до н.э) и Хассунской культуры (VI тыс. до н.э). Изначально Междуречье населяли племена хурритов. Однако во второй половине IV тысячелетия до н. э. здесь появились шумеры. Постепенно они подчинили себе Междуречье и создали здесь города-государства, общность которых стала известна под именем Шумер (IV-III тысячелетия до н. э.)27. В первой половине III тысячелетия до н.э. в Месопотамию пришли племена аккадцев, образовавших государство Аккад28. Оно покорило Шумер, переняло его достижения и культуру, но в самом начале XXII века до н.э. было завоевано вторгшимися с Иранского нагорья кочевниками-кутиями. Через несколько десятилетий их изгнали, после чего произошла реставрация государственности (2113-2000 гг. до н.э.). Но в начале II тысячелетия до н.э. на территорию Месопотамии с запада вторглись кочевники-амореи, после чего шумерско-аккадское государство окончательно прекратило существование.29 Своим административным центром завоеватели избрали старый шумерский город Кадингир, который переименовали в Вавилон (аморейс. Баб-илу - то есть «Врата Бога»). Он стал столицей Вавилонского царства, именуемого также Вавилонией. Пика могущества Вавилония достигла в XVII веке до н.э., но затем ее власть стала ослабевать. В это время началось возвышение расположенного на правом берегу Тигра города-государства Ашшур, вокруг которого в XV-XI веках до н.э. выросло государство Ассирия. Столетие спустя оно включило в свой состав всю Северную Месопотамию, а в VIII веке до н.э., не решаясь на прямой захват слабеющей Вавилонии, добилось унии, после чего ассирийский правитель объявил себя вавилонским царем. В VII в. до н.э. на севере Иранского нагорья образовалось государство Мидия, которое стало грозить Ассирии. Почти одновременно Вавилония объявила себя независимой. Так появилось Нововавилонское (Халдейское) царство. Оно заключило военный союз с Мидией, оба государства напали на Ассирию, и в 605 г. до н.э. последняя была разгромлена, после чего разделена между союзниками30. Северный Иран, именовавшийся тогда Персией, формально также находился под властью Мидии. Однако местное население подняло против нее восстание. В итоге в 550 году до н.э. Мидия подчинилась персам, которые образовали персидское царство Ахеменидов. В 539 году последнее, окрепнув, захватило Вавилонию. Летом 331 года до н.э. греческая армия Александра Македонского перешла Тигр и Ефрат, разгромила персов и двинулась на Вавилон, открывший ей ворота. Так на территории Месопотамии началась новая – эллинистическая – эпоха. Примечательно, что Александр Македонский сделал столицей своей империи именно Вавилон, где и скончался в 323 г. до н.э. После его смерти Вавилония оказалась под властью эллинистического Царства Селевкидов. Но во второй половине II в.до н.э. его стали теснить с двух сторон Рим и Парфия (первоначально располагалась на территории нынешнего Туркменистана). В результате в 141 г. до н.э. парфяне завоевали всю Персию и большую часть Месопотамии, включая Вавилонию. В 115 году до н.э. римский император Траян начал наступление на северо-западную Месопотамию и к концу года объявил ее римской провинцией, а следом занял Вавилон и парфянскую столицу Ктесифон. Кроме того, римляне в 64 г. до н.э. завоевали расположенную рядом Сирию, которая оставалась в Империи до конца VI в. Сверное Междуречье через несколько десятилетий после римского завоевания было отвоевано возрожденной Персидской империей. В VI веке нашей эры Месопотамия (как персидская, так и византийская ее части) была завоёвана арабами, которые принесли с собой ислам. Эта территория стал частью арабского халифата Омейядов, а через столетие здесь был основан Багдад, ставший вскоре центром мусульманского мира. В VIII веке н.э. на смену правящей династии Омейядов пришла династия Абассидов. В XI веке н.э. в Северную Месопотамию вторглись племена кочевников-тюрок (сельджуков). В самом конце этого же века на территории Северной Месопотамии появились отряды крестоносцев, которые завладели городом Эдессой и создали здесь свое микрогосударство – графство Эдесское31, но оно оказалось недолговечным, просуществовав около полувека. В XIII веке господствующая династия Абассидов пала. На территории Месопотамии образовалось несколько мелких княжеств, включая курдские. Во второй половине XIII в. весь регион был опустошен нашествием монгольского войска, а в конце XIV и начале XV вв. страна вновь подверглась нашествию войск Тимура (Тамерлана). Затем здесь установилась власть Персии. В 1514 году Османская империя разгромила персидские войска и включила территорию, где проживали курды и езиды, в свой состав. Правда, дальнейшие боевые действия шли не так успешно, и в 1639 году, согласно Зохабскому договору, Османская империя была вынуждена вернуть персам часть Курдистана обратно.32 В 1923 году по Лозаннскому договору произошел новый раздел древней территории, населенной, в том числе, курдами и езидами, между Турцией (правопреемницей Османской империи), Ираном, Ираком и Сирией. Таким образом мы видим, что курды и езиды населяли и, отчасти, продолжают населять территорию, где поочередно господствовали 12 разных государств, исповедовавших, в том числе, такие значительные религии, как: Религия государств Шумер и Аккад (IV тысячелетие до н. э. - начало II тысячелетия до н.э.); Религия Вавилонии (начало II тысячелетия до н.э. - VI век до н.э.)33; Религия Ассирии (XV век до н.э. - VIII век до н.э.); Религия первой Персидской империи Ахеменидов (VII век до н. э. – IV в. до н.э.); Древнегреческие верования и эклектические культы эллинизма (в том числе митраизм) – Империя Александра Македонского и произошедшие от нее государства, а также Римская Империя (IV в. до н.э. – II век н. э.); Религия новой Персидской империи – маздаизм (II век до н.э. –VI век н.э.); Православное христианство Византийской Империи, а также сирийское монофизитство и персидское несторианство ((II век н.э. –VI век н.э.) Ислам (Арабские халифаты, VI век – XIII век; Османская империя, XVI век – ХХ век). Кроме того, следует отметить, что в VI веке до н.э. в течении около 70 лет в Вавилонии находились плененные евреи, исповедовавшие иудаизм, освобожденные затем персами, но и после этого времени в Вавилонии оставалась крупная и влиятельная еврейская община. С 238 года н.э. по территории Северной Месопотамии распространялось манихейство – провозглашенное персом Мани учение, пытавшееся объединить христианство, воспринятое им от гностиков, с зороастризмом,34 а с V века н.э. здесь начали массово селиться последователи несторианства35 – христианского течения, осужденного как ересь в 431 году на Эфесском Вселенском соборе36. Таким образом, езидизм, появившийся и развивавшийся на данной территории, действительно мог впитать в себя часть представлений, свойственных шумерским, древневавилонским и ассирийским верованиям, зороастризму и маздаизму, иудаизму, на которые позже наслоились элементы христианства37, манихейства и ислама. На основании имеющихся источников попробуем реконструировать основные этапы развития езидизма. Езидизм до шейха АдиКосмогония езидизма, сложившаяся на этапе его становления и впоследствии, видимо, подвергшаяся многим коррективам, передавалась устно и только значительно позже, предположительно в XII веке, была зафиксирована на страницах «Книги Откровения» («Китабе Джилва», араб. «Китаб-аль-джальва»).38 Она говорит о первичности единого Бога («Худе») и о сотворении им мира, полностью покрытого водой. Такая картина прямо перекликается с датированным второй половиной II тыс. до н. э. аккадским мифом «Энума Элиш» (букв.: «Когда Наверху») о том, что сперва созданный мир весь находился под водами.39 После этого Господь создал белую жемчужину и положил ее на спину птицы по имени Анкар, где та пребывала 40 тысяч лет40, и потом разбил. В итоге из пыли жемчуга возникло небо, а из осколков – земля, горы и звезды. Затем Бог за семь дней, начиная с воскресенья, сотворил семь божеств-ангелов: * Шамс - бог Солнца, ассоциирующийся с богом Шамаш в шумеро-аккадской мифологии.41 * Азраиль, он же Исрафиль, он же ангел-павлин Малаки-Таус, - бог особо чтимой в езидизме «утренней звезды», планеты Меркурий. Образ Малаки-Тауса отождествляется с образом с сыном «верховного» вавилонского божества Мардука – богом Набу, который на арамейском языке именовался «Малаки-Таус». * Дардаиль, он же Шейх Син - бог Луны, взятый из древневавилонского пантеона, где также существовал бог Луны по имени Син.42 * Джабраиль - бог растений и земных плодов. * Михаиль - бог небесного свода. * Шемхаиль – бог, ответственный за все рождения и смерти. * Нураиль, он же Езид – бог, который наряду с Шамсом распоряжается Солнцем, отчего и именуется «Эздите Сор», то есть «Красным Езидом», олицетворяющим красно-оранжевый солнечный диск. Отметим, что данный пантеон тождественен вавилонскому пантеону семи божеств во главе с Мардуком и древнеиранскому пантеону семи божеств во главе с Ахурамаздой. При этом, что любопытно, езидские божества можно было почитать как по отдельности, путем персонального обращения к «нужному» богу, так и в виде одного собирательного образа («Ты, о семь богов…»). Сотворив ангелов, Господь предписал им вести дела совместно («хэр хевт мере диване»), а роль архангела отвел Малаки-Таусу. После этого Бог приказал ангелу Джабраилю принести «с четырех сторон света» землю, смешал ее и создал из этой смеси первочеловека Адама («Бени-Адэм»). С одной стороны, здесь очевидно влияние первых глав Книги Бытия, но также не исключено, что таким образом у езидов преломилась шумерская легенда о создании человека из глины.43 Адам отправился в расположенный на территории Северной Местопотамии Эдемский сад, где прожил 40 лет, пока из ребра Адама не была вылеплена Ева («Хава»). Бог разрешил обоим есть что угодно, кроме зерен пшеницы44. Так они прожили ровно сто лет, но затем Малаки-Таус спросил Господа, каким образом должны плодиться потомки Адама и Евы. Творец отдал этот вопрос на решение самому архангелу. В итоге тот отменил запрет на употребление пшеницы, Адам и Ева попробовали ее и у них вздулись животы, что стало доставлять обоим страдания. Тогда по распоряжению Малаки-Тауса прилетел голубь, которым выклевал обоим в телах отверстия. Затем архангел обучил Адама и Еву ремеслам для выживания, и выгнал их из Рая. Так появился «народ Азраиля», он же «народ Малаки-Тауса», он же езидский народ. Самому архангелу-павлину была вручена «Книга судеб» над всеми людьми. Кроме шести других «основных» богов, ему в помощь были приданы божества-покровители, каждое из которых стало ведать определенной сферой жизни: Хатуна Фархан покровительствовала женщинам и детям, Маме Шван – мелкому скоту, Зарзае Гаван – крупному рогатому скоту и т.д. В первоначальном езидизме были только две касты: духовенство («роанвед») и миряне45. Среди обрядов особое место занимала трехразовая молитва, осуществляемая на рассвете, когда верующий становился на колени, обращал лицо к Востоку и просил Бога о даровании милости «72 народам» и «народу езидов»; в полдень, когда Солнце находилось в высшей точке и верующий, соответственно, прославлял солнечное божество; и вечером. Помимо богов, езиды почитали четыре стихии, а особенно огонь («нур»). Кроме того, под влиянием митраизма в езидизм перешло почитание четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Особого ритуала поклонения этим стихиям не существует, однако в их адрес никто не сквернословит, а в отдельных случаях (при наводнениях, пожарах и т.д.) стихиям для укрощения приносят жертвы. Езиды также почитают четырехконечный равносторонний крест митраидов, который изображают на домашней утвари, считают оберегом от дурного глаза и носят в виде украшения. Езидами регулярно отмечалась «священная среда» - поскольку, согласно мифологии, именно в среду родился архангел-павлин Малаки-Таус. В этот день нельзя было работать, его следовало уделять молитвам: среда считалась выходным, а новая неделя начиналась с четверга. Сохранились данные, что на этом этапе в езидизме уже осуществлялись ритуальные жертвоприношения, для которых обычно выбирался белый бычок. В качестве талисмана удачи и защиты езиды охотно применяли равносторонний четырехконечный крест. Видимо, это было прямым заимствованием из религии предшественников. Известно, что документы древних вавилонян времен царя Хаммурапи заканчивались знаком испрошения благословения в форме креста, а при археологических раскопках ассирийского города Кальху, расположенного в нескольких часах езды от иракского Мосула, был найден барельеф ассирийского царя Шамши-Адада (824-812 гг. до н.э.) с равносторонним четырехконечным крестом на шее, являвшимся тогда знаком солнечного божества 46 Среди самых старых табу «дореформенного» езидизма числится запрет одеваться в синее - возможно, потому, что в храме Эзида города Борсиппа, игравшего в Вавилонии большую роль, синий цвет считался цветом планеты Меркурий47, властелином которой у езидов был старший архангел Малаки-Таус, изображаемый синим цветом, то есть цветом божества. Из иранского маздаизма, видимо, были позаимствованы идея о загробном воздаянии в зависимости от грехов и добродетелей48, которой у шумеров и вавилонян еще не было. Езиды верили и продолжают верить, что после смерти душа человека выходит через рот и предстает перед Богом, который судит «по делам». На этом этапе весьма важным является доброе слово, которое должны замолвить за умершего его духовный брат или духовная сестра (более подробно см.ниже). Если Бог считает, что человек жил праведно, то награждает его «продлением жизни» - а вернее, переселением души умершего в «иные миры». Грешник такого права лишается и уходит в небытие. Однако в центре культа оставалось, безусловно, поклонение Солнцу (Шамаш, Шамс), унаследованное от шумеров и вавилонян. Поэтому езидами руководили представители рода Шамсани («солнцепоклонники»). Именно из их среды происходило всё езидское духовенство и глава езидов. Высшим духовенством считались пиры (перс.: «старец»), главным из которых – «пиром пиров» - признавался пир из древнего мидийского рода Хасмаман. Вторжение в северную часть Междуречья арабских племен, начавшиеся с 636-637 годов, привело к исламизации многих местных народов, но вплоть до XII века противившийся этому езидизм отражал, в основном, нормы и каноны древневавилонских верований. Широко известна легенда, что когда Вавилон уже исчез и почти никто не знал точное место расположения города, именно езиды, помнившие о нем, продолжали посещать руины и проводить там свои богослужения. Реформация езидизмаНовый этап в развитии езидизма начался с появлением Ади ибн Мусафира (полное имя: Шараф ад-Дин Абу-л-Фадаил Ади бен Мусафир бен Исмаил бен Муса бен Марван бен аль-Хасан бен Марван), которого чаще называют «шейх Ади»49. Он родился предположительно в 1074 году и принадлежал к арабскому роду бывших халифов Омейядов. Первоначально Ади являлся мусульманином, свою молодость провел в Багдаде, дважды совершал хадж в Мекку. Затем под влиянием суфизма50, являющегося разновидностью исламского мистицизма51, он «отпал» от прежней веры и создал свое собственное синкретическое учение – адавизм («адави»), которое успешно перенес в среду езидов. Именно поэтому сам езидизм принято делить по имени реформатора на «доадийский» и «послеадийский». Резиденцией Ади стал древний храм Лалиш, расположенный в 40 километрах от города Мосул на севере Ирака (ныне территория округа Шейхан губернаторства Мосул). Именно здесь, по езидской мифологии, находился когда-то Рай. Сам храм с двумя конусообразными куполами был построен последователями бога Митры, но потом надолго заброшен. Он стал главным духовным центром езидиов эпохи шейха Ади. Реформация езидизма велась, в первую очередь, путем многочисленных заимствований из ислама. Так, Ади внедрил в религию перенятый у мусульман обряд обрезания и праздник жертвоприношений «Айд-аль адха» (в езидизме - «Айд Курбан»), установил арабизированные формы имен для части божеств езидского пантеона (Шамс – Шамсутдин, Даржаиль – Фархатдин, Михаиль – Аматдин, Джабраиль – Сджатдин и т.д.), ввел вместо прежней ежедневной трехразовой молитвы привычную в исламе пятиразовую, дал горе рядом с Лалишем название Арафат в честь священной для мусульман одноименной горы близ Мекки, а колодцу под храмом Лалиш имя Зам-Зам в честь священного колодца Замазам на территории известной мекканской мечети «Аль-Мастжид аль-Харам». Для главы езидов было введено арабизированное название «мир» (от «эмир» - араб. «правитель, повелитель»), как стали называть главу всех езидов. Наконец, по инициативе Ади, стремящегося изжить близкую прежним руководителям езидов симпатию к древневавилонским верованиям и привить им «реформированный» езидизм, был отодвинут от реальной власти клан провавилонских «солнцепоклонников» из семейства Шамсани. Древнейшей династии служителей культа оставили роль помощников (перс. «вазир», более известное нам по русской литературе как «визирь») при духовенстве новом, а также функцию «почетного» руководства некоторыми древними праздниками. В свою очередь, пиров, которые до реформ были единственными священнослужителями «командного звена», заставили разделить полномочия с новой кастой – шейхами (араб.: «старейшина», в суффизме - наставник)52 из верных Ади родов Катания и Адания. К ним добавились говорящие на арабском уроженцы Сирии - кавалы (араб.: «оратор»), то есть сборщики религиозных подаяний и, параллельно, мирские проповедники, стараниями которых в езидские молитвы было внесено много арабских слов и оборотов речи, а сами молитвы, соответственно, стали именоваться кавлами (араб.: «высказывание»). Был введен также институт факиров (араб.: «нищий»), то есть монашествующих, и кучаков, которые не будучи служителями культа, выступали с санкции нового духовенства в качестве предсказателей. Кроме того, просто верующих мирян стали называть «мриды» (искаж. от «мюриды», араб.: «ищущие», в суфизме – обозначение неофитов). Из христианства при шейхе Ади были переняты и приспособлены для нужд езидизма обряд водного крещения детей, а также догмат о Втором пришествии Иисуса Христа с поправкой, что за ним явятся и езидские божества, чтобы вновь полноценно властвовать над своим народом. Ади внедрил также культ уважения верующих к 124 пророкам иных религий, «чужим» молельным зданиям и местам поклонения. Видимо, именно при этом реформаторе был введен и принцип не проклинать всевозможных «злых духов», чтобы они не отомстили езидам, а также вообще не упоминать в устной речи имени Сатаны («Шайтана»), чтобы случайно не привлечь этим его внимания. Впоследствии такая тактика привела к появлению в среде мусульман и христиан поверья, будто езиды почитают Сатану53, а под видом Малаки-Тауса поклоняются Иблису Аби – кораническому ангелу, который воспротивился Аллаху, стал его врагом, был низвергнут с небес и получил известность как Шайтан. Езиды эти обвинения, естественно, отрицали54, но поверье оказалось настолько устойчивым, что позже им заразился даже А.С.Пушкин, который хотел дополнить свое знаменитое «Путешествие в Арзрум» принадлежащей ^ Вопрос 1. Является ли Езидизм вероучением?Вопрос, на наш взгляд, сформулирован некорректно, поскольку вероучение – это лишь составная часть религии. Религия (от лат. religare – буквально «восстановление связи») – одна из форм общественного сознания59. Существуют субъективно-идеалистическая (У.Джемс), биологизаторская (З.Фрейд), антропологическая (Д.Фрейзер), феноменологическая (М.Шелер), социологическая (Э.Дюркгейм) и многие другие концепции понимания религии и, соответственно, ее определений, в том числе отечественных. Так, по мнению автора учебника «Религиоведение» О.Ф.Лобазовой, религия – это «система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), и которые основаны на вере в существование Бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного»,60 а по определению автора учебника «Основы религио


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.