Реферат по предмету "Разное"


§ Культовая практика Афин и союзные полисы 64 § Изменения в культе Афины в 40-е rr. V в до н э

www.diplomrus.ru ® Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Культ Афины и становление Афинской архэ§ 1. Казна союза: от Аполлона к Афине 38§ 2. Культовая практика Афин и союзные полисы 64§ 3. Изменения в культе Афины в 40-е rr.V в. до н. э. 89ГЛАВА II. Методы использования культа Афины в интересах афинского полиса в 440-420 гг. до н. э.§ 1. Колонизационная практика Афин и теменосы Афины 114§ 2. Экспедиция Диотима в Неаполь: религиозный аспект 136§ 3. Почитатели культа Афины 155ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 173СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 188ВВЕДЕНИЕПервый Афинский морской союз, несомненно, сыграл значительную роль в развитии афинской демократии, его существование также оказало влияние на исторические судьбы множества других греческих полисов. Формирование в V в. до н. э.1 в Элладе, раздробленной на сотни полисов с присущими для них стремлениями к автономии и автаркии, политической организации, включавшей в себя в высший период развития более двухсот общин, было феноменальным явлением.Изучение истории Первого Афинского морского союза невозможно без акцентирования внимания на той роли, которую в его становлении и функционировании сыграл культ богини Афины, полисного божества Афин. Психологию этноса, свойственный ему образ мыслей и чувств, закономерность происходивших политических событий очень трудно оценить, не имея представления о религиозных верованиях этого этноса. Религия, несомненно, играла огромную роль, как в быту, так и в общественной жизни древних греков, и сама греческая цивилизация может быть представлена феноменом религиозным в той же мере, что и эстетическим и социально-политическим.Религия была органической частью древнегреческой культуры, а культ божества-покровителя полиса был неразрывно связан с функционированием институтов гражданской общины. В рамках истории становления и развития Первого Афинского морского союза культ Афины, богини-покровительницы полиса Афин, претерпел существенные изменения, превратившись из объекта культа одного автономного полиса в объект культа целого союза городов.Хронологические рамки работы в широком плане определяются временем существования Первого Афинского морского союза, с событий 478/7 г. до окончания Пелопоннесской войны в 404 г. Основное внимание1 Все даты, кроме специально оговоренных, даются до нашей эры. было сосредоточено на периоде с 454 г., с момента переноса казны союза на афинский акрополь и ее помещения под охрану богини Афины, и до 431 г., когда ведение активных военных действий против Спарты коренным образом изменило сложившуюся систему взаимоотношений Афин и союзников.Методологической основой исследования стал метод рационально-критического анализа и комплексного использования информации всех видов доступных исторических источников, необходимых для достижения поставленной цели. При рассмотрении некоторых вопросов применялся сравнительно-исторический метод. Кроме того, нами использовался метод исторических реконструкций, поскольку отрывочность информации, содержащейся в каждой конкретной группе источников, может быть преодолена лишь путем сопоставления.Источники, позволяющие составить представление об интересующем нас процессе и выявить его закономерности и причины, довольно обширны. Основные источники могут быть разделены на две группы. В первую группу входят сочинения ряда античных авторов, повествующие, прежде всего, о политической и социально-экономической истории Афин в Vb, Вторая группа представлена эпиграфическими памятниками, среди которых надо особо выделить декреты афинского народного собрания и договоры афинян с другими полисами. Дополнительными источниками стали поэтические произведения и труды мифографов, позволяющие составить мнение о мифологическом образе богини Афины и проследить его изменение и развитие.Обращаясь к литературным источникам, следует отметить, что среди них также можно выделить несколько групп. Так, отдельный комплекс источников по изучаемой проблеме составляют исторические произведения.Из сочинений этого жанра прежде всего должен быть назван труд Геродота, хотя в нем внимание автора и уделено более ранним, чем изучаемая эпоха, событиям. В первой части сочинения Геродот (484-между 431 и 425 гг.)1 сосредоточил свое внимание на описании занимательных подробностей давнего прошлого Эллады, а во второй части своего труда изложил события того периода истории, память о котором была еще свежа у его современников — периода греко-персидских войн. В произведении Геродота содержится немало деталей, касающихся обычаев и нравов греков, в том числе и афинян. Эти детали, подчас, вносят ясность в особенности культовой практики эллинов.Наибольшее значение для изучения афинской истории V в. имеет «История» Фукидида. Основное содержание этого труда составляет описание событий крупнейшего межполисного конфликта V в., так называемой Пелопоннесской войны. Фукидид был не только современником описываемых им событий, но и принимал активное участие в военных действиях, будучи избран в коллегию стратегов в 424 г. и командуя афинскими силами в одном из важнейших регионов афинского влияния — во Фракии. Неудачи в военных действиях против спартанского полководца Брасида привели к изгнанию Фукидида из Афин. Вернуться в родной город историк смог только после окончательного завершения войны, возможно, около 400 г.Изложение событий у Фукидида начинается с предыстории войны, то есть дипломатической борьбы 433/2 гг., и обрывается на 410 году. Для нас наибольший интерес представляет первая часть труда Фукидида, так называемая «Археология», в которой содержится краткий очерк исторических событий периода «Пентеконтаэтии», то есть пятидесятилетия 478-431 гг. (Thuc. I. 89-118). Своей основной задачей в этом очерке Фукидид поставил выяснение обстоятельств, которые привели к возрастанию могущества Афин и возбудили недовольство Спарты, послужив тем самым истинной причиной войны. Главным фактором этого процесса афинский историк считал создание афинской морской державы, поэтому этап от1 Борухович ВТ. Научное и литературное значение труда Геродота // Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского. М., 2002. С. 592. образования Делосской симмахии до начала Пелопоннесской войны рассмотрен под знаком происходивших в структуре союза политических изменений. К сожалению, эта часть труда Фукидида очень конспективна, так как, подчиняя повествование главной цели - выяснению причин войны, Фукидид опускает ряд принципиально важных для истории Пентеконтаэтии моментов (перенос союзной казны в Афины, Каллиев мир с Персией, выведение общегреческой колонии Фурии). Тем не менее, даже такое краткое изложение событий предвоенных лет изобилует множеством фактов, показывающих конкретные действия афинян по установлению своего контроля над союзниками, выражавшееся в подавлении антиафинских выступлений, выведении клерухий и апойкий. Кроме отдельных замечаний в основной части своего сочинения, характеристике афинского владычества Фукидид посвящает ряд объемных речей, среди которых наиболее ценными для решения поставленных задач стали речи коринфян и афинян, произнесенные в Спарте в 432 г. (Thuc. I. 68-78), а также речи, вложенные в устаПерикла (Thuc. I. 140-144; II. 35^6, 60-64).Фукидид не ставил своей задачей анализ методов, использовавшихся афинянами для закрепления власти над союзниками, сосредоточив свое внимание на изложении конкретных фактов, тем более он не отмечает роль культа Афины в этом процессе. Это, однако, нисколько не уменьшает значимости приводимых им данных, являющихся наиболее полным изложением событий интересующего нас времени.Из других сочинений исторического жанра наибольший интерес представляет труд Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), который в XI-XII книгах своего труда сообщает некоторые подробности, связанные с историей Первого Афинского морского союза, отсутствующие у иных авторов. Например, из его сообщения мы знаем об экспедиции Толмида в западню Грецию, историк приводит наиболее полные сведения об основании Фурий (Diod. XII. 9-11). Ценность труда Диодора определяется, в первую очередь, тем, что автор использовал для создания своего произведения не только доступные современным исследователям творения Фукидида и Геродота, но активно привлекал данные Эфора, Тимея, Феопомпа и Антиоха, дошедшие до нашего времени лишь во фрагментах.Фрагменты из собственно трудов Феопомпа и Тимея, сбор и издание которых, осуществленное немецким ученым Ф. Якоби, до сих пор актуально, мы также будем привлекать при рассмотрении ряда вопросов, так как сообщаемые этими историками детали зачастую полностью отсутствуют в других сочинениях1.Ценность ряда источников определяется тем, что авторы их были современниками описываемых событий. Среди них могут быть названы Псевдо-Ксенофонт, драматурги Софокл, Эсхил и Аристофан.Неоднозначная оценка Афинской державы дана в «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта. Текст сочинения дошел до нас среди произведений Ксенофонта, однако давно доказано, что оно не принадлежит его перу. Более столетия продолжаются попытки выяснить имя автора, но ни к каком выводу они не привели. Очевидно только одно - создатель «Афинской политии» принадлежал к олигархическим кругам, поэтому в западной литературе его принято называть «старым олигархом»2. Однако нельзя не упомянуть, что попытки атрибутировать это сочинение иногда приводят к совершенно неожиданным результатам: в нем начинают видеть Клеона, который избрал для защиты афинского политического строя форму политического памфлета от имени своих противников, то есть вместо «старого олигарха» получается «молодой демократ»!3 Кто бы ни был автором этого сочинения, написанного во время Архидамовой войны, он не скрывает своего негативного отношения к установившемуся в Афинах строю, который плох уже только потому, что дает власть и благоденствие простому народу, а не аристократии. «Олигарх»1 Jacoby F. Die Fragmente Der Griechischen Historiker. Bd. III. Geschichte Von Stadten Und Volkern - Horographie Und Ethnographie: B. Autoren Uber Einzlne Stadte. Brill, 1997.2 Mattingly H.B. The Date and Purpose of Pseudo-Xenophon Constitution of Athens // CQ. Vol.47.1997.№2. P. 355.3 LangM.L. Cleon as Anty-Pericles // CPh. Vol. 67. 1972. № 3. P. 165-167. рассматривает те способы, которыми демократы поддерживают своих сторонников и среди главных причин сложившегося в афинском полисе положения называет существование державы и подчинение союзников, а также дает характеристику методов, которыми это осуществляется.Важнейшим источником по истории всех сфер жизни афинского общества в указанный период являются произведения афинских драматургов. Творения трагиков — Эсхила (525-456 гг.; «Эвмениды», «Семеро против Фив») и Софокла (496-406 гг.; «Аякс», «Эдип в Колоне») — позволяют выявить черты традиционного образа богини Афины, сложившиеся к V в. в посвященном ей полисе, в них также можно обнаружить оценку авторами политической ситуации в Афинах.Более информативны произведения древнеаттической комедии, а именно творения выдающегося комедиографа Аристофана (446-385 гг.). Как и у трагиков, аудиторией Аристофана были афинские граждане, присутствовавшие на праздничных представлениях, что резко повышает ценность содержащейся в его комедиях информации. Но, в отличие от трагических произведений, комедии имеют острую социально-политическую направленность, содержат критику существующей в полисе ситуации, элементы описания быта. Именно комедии Аристофана дают важные сведения о взаимоотношениях между Афинами и их союзниками, а главное, - позволяют сделать попытки выяснения отношения массы афинского гражданства к существованию архэ и тем методам, с помощью которых афиняне пытались укрепить державу. Из всех творений Аристофана наибольший интерес представляет комедия «Всадники», в тексте которой (1169-1189) содержатся едкие комментарии по поводу изменившегося облика Афины - богини-покровительницы полиса. Использование данныхАристофана несколько осложняется трудностью выяснения личного отношения поэта к событиям внутренней и внешней политики Афин1.Немаловажное значение имеют схолии к некоторым произведениям Аристофана («Осы», «Птицы», «Облака»). Комментарии, составленные в разное время различными авторами, порой дополняют материал комедий, сообщая подробности и раскрывая смысл некоторых высказываний комедиографа.Изучение любого вопроса афинской истории не может обойтись без привлечения труда Аристотеля (384-322 гг.) «Афинская полития». Особенно важен этот трактат для рассмотрения государственного строя афинян. Труд Аристотеля делится на две части, из которых первая представляет исторический очерк развития афинского государственного строя. В главах 23-34 дается в конспективном изложении обзор истории Афин от греко-персидских войн до окончания Пелопоннесской войны. Вторая же часть, а именно главы 42-69, - это подробная характеристика современного автору, то есть относящегося к последней трети IV в., устройства афинского полиса. Именно этот раздел «Афинской политии» предоставляет ценную информацию об организации полисных празднеств.Определенную помощь в реконструкции событий политической и религиозной истории Афин V в. оказали сочинения антикварного жанра, в частности, труды Страбона и Павсания.В «Географии» Страбона (64 г. до н.э. - ок. 23/24 г. н.э.), помимо сообщаемых им сведений географического и мифологического характера, относящихся к Афинам, Аттике и другим областям Эллады, содержится и ряд упоминаний о конкретных исторических событиях, имевших место в изучаемую нами эпоху. Особый интерес представляют упоминания Страбона о культовом празднике богини Партенопы в италийском Неаполе, которые позволяют проследить его связи с аттическим культом Афины и праздником1 См.: СахнепкоЛ.А. Аристофан и афинские союзники// ВДИ. 1979. №3. С.27-42, где дана подборка литературы по вопросу. Великих Панафиней, а также выяснить степень афинского влияния на произошедшую в Vb. реорганизацию культа неапольского полисного божества. Данные Страбона важны для рассмотрения попытки Афин использовать культ Афины для установления своего влияния за пределами Первого Афинского союза.Изучение культа Афины невозможно без анализа сведений, сообщаемых Павсанием в его историко-археологическом «Описании Эллады». Время жизни Павсания определяется между 110 и 180 гг. н. э., а его сочинение является возрождением старинного жанра периэгезы, то есть описания достопримечательностей какой-либо страны, зародившегося еще в архаическую и классическую эпохи1. Для нас наибольшее значение имеет первая книга, повествующая о занимательных местах Аттики,, в которой приводятся описания святилищ, памятников и статуй, расположенных в Афинах и их окрестностях и сообщаются, между прочим, связанные с ними сказания и легенды. В целом содержание всего труда Павсания весьма ценено для нас, так как остальные книги его не только дополняют материал, изложенный в первой, но и дают возможность некоторых сравнений между культом Афины в Аттике и других областях.Исключительно ценным источником для изучения не только истории Первого Афинского морского союза, но и процесса изменения культовой практики Афин, является ряд сочинений Плутарха (ок. 46-119 гг. н.э.). Прежде всего, это, естественно, «Сравнительные жизнеописания», значение которых для изучения истории античности вообще и афинской истории в частности переоценить трудно. В биографиях Аристида, Фемистокла, Кимона и Никия Плутарх непосредственно обращается к событиям периода Пентеконтаэтии и Пелопоннесской войны. Некоторые подробности о культе1 См. о композиции и источниках труда Павсания: Маринович Л.П, Кошеленко Г.А. Павсаний: жизнь и творчество // Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П.Кондратьва. М, 1994 (С. I-XXII); НжитюкЕ.В. Историко-антикварное сочинение Павсания в русле так называемого греческого возрождения // Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П.Кондратьева. СПб., 1999 (С. 20-25). богини Афины, о восприятии ее образа жителями посвященного ей полиса сообщаются Плутархом в биографии Солона, деятеля гораздо более раннего времени, чем интересующий нас период. В жизнеописании мифологического героя Аттики и царя Афин Тесея также можно обнаружить немало информации, ценной для рассмотрения избранной темы. Несмотря на то, что образ Тесея относится не к исторической реальности, а к мифологической сфере, его биография изобилует сведениями о традициях афинского полиса, о представлениях афинян о его прошлом, в котором они черпали вдохновение.Наибольший интерес из всех биографий Плутарха для нас представляет жизнеописание Перикла, в котором содержатся сведения о колонизационной политике Афин в V в., об обширной строительной программе, предпринятой Периклом. Только в этом произведении имеется сообщение о предпринятой Периклом попытке созыва общеэллинского конгресса в Афинах и дан обзор вопросов, которые конгресс должен был решить.При использовании «Сравнительных жизнеописаний» для воссоздания механизма применения культа Афины при взаимоотношениях с союзниками не следует забывать об общей морализаторской направленности сочинения Плутарха. Кроме того, его труд изобилует неточностями в передаче специальных терминов (апойкии, клерухии и т. д.), что объясняется сглаживанием различий между этими понятиями ко времени жизни автора.Кроме «Сравнительных жизнеописаний» из других сочинений Плутарха были привлечены так называемые «Моралии». Этот памятник мысли является собранием более восьмидесяти произведений разного объема и на различные темы, касающиеся почти всех основных разделов греческой культуры1. В первую очередь нас интересуют два сочинения, одно из которых («Об изречениях Пифии») содержит текст дельфийского оракула афинянам, другое («Об Исиде и Осирисе») дает сравнительную1 Подробнее о круге вопросов и источниках этого труда см.: Фрейберг Л.А. «Моралии» Плутарха // ВДИ. 1976. № 3. С. 219-229. характеристику греческих и египетских богов и сообщает некоторые подробности культовой практики эллинов.В поэме «Александра» Ликофрона, автора III—II вв., сохранились сведения об экспедиции некоего афинского наварха в италийский Неаполь и о его участии в реорганизации местного культа по афинскому образцу. Посредством схолий, восходящих к Тимею и Антиоху Сиракузскому, личность флотоводца идентифицируется с Диотимом, одним из афинских политических деятелей эпохи Перикла. Миссия Диотима в Неаполе представляет значительный интерес для анализа способов, использовавшихся Афинами для усиления своего влияния в регионе Западного Средземноморья.Среди источников, сообщающих сведения, необходимые для выяснения изменения мифологического образа Афины в результате превращения из полисной богини в общесоюзное божество, могут быть названы уже упомянутые произведения Аристофана, Страбона, Плутарха и Павсания. Кроме указанных трудов использовались и сочинения более раннего времени, чем изучаемая нами эпоха. Так, например, эпический жанр представлен в данной работе поэмами Гомера и Гесиода. Богиня Афина является одним из главных действующих лиц этих поэтических произведений, а созданный в них образ богини не теряет своего значения вплоть до V в. Мифы о рождении и деяниях Афины применялись, например, при строительстве храмов на акрополе для создания ощущения преемственности между «золотым веком» и временем Перикла.Так называемые гомеровские гимны, запевы-проэмии к героическим песням, формально являясь лишь вступлениями, а на деле превратившись в самостоятельный культовый эпилий, содержат некоторые замечания относительно почитания богов в эпоху, предшествующую изучаемой нами. Особый интерес представляют I гимн «К Аполлону Делосскому» (VII- VI вв.), IV гимн «К Афродите» (к. VII в.), XI гимн «К Афине» (время создания неизвестно)1.Эпиникии Пиндара, относящиеся к концу VI - началу V вв., в каждом из которых обычно содержится пересказ нескольких мифов, передают некоторые традиционные эпитеты Афины . Для нас наиболее важными являются 7 и 13 Олимпийские и 12 Пифийская песни.Жанр мифографии, отрасли литературного труда вторичной по отношению к художественной интерпретации мифов, представлен «Библиотекой», традиционно приписываемой афинскому грамматику Аполлодору (II в. до н. э.)3.Как дополнительные источники нами привлекались некоторые сочинения Платона, Ликурга, Исократа, Демосфена, Элиана и ряда других авторов.Эпиграфические памятники составляют не менее, а в некоторых случаях даже более важный, чем нарративные, комплекс источников нашей работы. Они представлены несколькими категориями надписей. Прежде всего, это списки фороса афинских союзников, один из наиболее ценных источников по истории Афинского морского союза4. Начиная с 454 г., с перенесения союзной казны в Афины, казначеями эллинской казны ежегодно стали выбиваться на камне списки al атгархсн или первых сборов, «первинок» фороса союзников, переданных в казну Афины. Обрываются списки на 414 г., когда вместо фороса в союзе был введен 5 % налог на морскую торговлю.1 О датировке гимнов см.: ЯрхоВ.Н. Комментарии// Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. М., 1995. С. 457-466.2 См. о структуре и характере произведений Пиндара: Гаспаров М.Л. Поэзия Пиндара // ВДИ. 1973. №2. С. 211-219.3 См. об этом: Борухович ВТ. Античная мифография и «Библиотека» Аполлодора// Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В.Г.Боруховича. М., 1993. С. 99-120.4 Наиболее полным и снабженным самими подробными комментариями является следующее издание списков: MerittB.D., Wade-Gery H.T., McGregor M.F. The Athenian Tribute Lists. Vol. 1-3. Cambridge - Princeton, 1939-1949 (non vidi). Хронология податных списков хорошо восстанавливается, так как практически все они имеют в преамбуле серийный номер, а список за № 34 содержит также имя архонта Аристиона, архонтство которого падает на 421/20 г.1 В надписи помещалась сумма at ctTrapxat и название полиса, с фороса которого она была перечислена. Списки с первого по восьмой не обнаруживают никакого специально установленного порядка среди союзников, хотя подспудное деление по географическому признаку уже намечается с девятого списка. С 443/2 года (XII список) появляются пять податных округов: Ионийский, Геллеспонтский, Фракийский, Карийский и Островной (впрочем, в 438/7 г. Карийский округ был включен в состав более крупного Ионийского2).Для изучения культа Афины в союзе важны не только данные, которые можно почерпнуть из списков о времени вхождения того или иного полиса в союз и т.д., но и сам факт существования этого источника. Для изучения роли культа Афины в Первом Афинском морском союзе имеет определяющее значение то, что на стелах отмечался не форос, а ритуальные отчисления полисному божеству Афин.Следующая группа эпиграфических памятников представлена декретами афинского народного собрания о статусе союзных городов. Наибольший интерес среди них представляет декрет об Эрифрах (Tod № 29=ML № 40), датировка которого первоначально варьировалась от 470 до 450 гг.3, но впоследствии декрет был надежно датирован 453/2 г.4 В начальных строках этого декрета содержится первое из известных нам обязательство союзного полиса участвовать в культовом празднике Панафиней. Кроме декрета об1 TodM.N. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century B.C. 2nd ed. Vol. I. Oxford, 1951. P. 52; Meiggs R., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century. 2nd ed. Oxford, 1989. P. 85.2 TodM.N. Op. cit. P. 54; Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 87. г TodM.N. Op.cit.P. 48.4 Meiggs R. The Crisis of Athenian Imperialism // HSCPh. Vol. 67. 1963. P. 19; MerittB.D., Wade-GeryH.T. The Dating of Documents to the Mid-Fifth Century// JHS. Vol. 82. 1962. P. 69. Эрифрах были использованы декреты о Халкиде (Tod № 42=ML № 52, 446/5 г.1) и Мефоне (Tod № 61, 429 г.).Кроме декретов, регулировавших отношения Афин с отдельными полисами союза, определяющее значение имеет и ряд декретов, касающихся всех полисов, входивших в состав державы. Это декреты Фудиппа, Клиния и декрет о регуляции мер и весов.Под именем Фудиппа до нас дошли два декрета афинского народного собрания, касающиеся союзных полисов (Tod № 66=ML № 69). Оба декрета выбиты на одной стеле и были приняты в 425/4 г. Первый из двух декретов учреждает для всех полисов, входящих в состав афинской державы новое, более суровое обложение, а также устанавливает порядок их оповещения о новом обложении и возможность его обжалования. Для нас наибольший интерес представляет второй из декретов Фудиппа, который предписывает всем полисам державы принесение даров на Панафинеи и участие в праздничном шествии. Этим декретом культ Афины окончательно ставится в положение общесоюзного, с обязательным участием всех полисов.Декрет Клиния (IG I . № 66=ML № 46), очевидно, является развитием идей, содержащихся в декретах Фудиппа. Им устанавливается ужесточение отчетности и контроля за сбором фороса. Для нас же наиболее важно, что указанным декретом назначаются меры ответственности за действия против отсылки союзными полисами даров на Панафинеи. Относительно датировки декрета Клиния мнения ученых серьезно расходятся, мы придерживаемся даты 424 г., предложенной X. Маттингли3.1 О датировке этого декрета в науке ведется дискуссия: Виноградов ЮТ. Еще раз о «халкидской псефизме» IG I2 №39// ВДИ. 1967. №2. С. 105-123; ПаршиковА.Е. Организация суда в афинской державе// ВДИ. 1974. №2. С. 3-19; MattinglyH.B. The Athenian Decree for Chalcis (IG I3. 40) // CQ. Vol. 51. 2001. № 1. P. 377-379.2 Tod MM Op. cit. P. 152; см. также: MerittB.D., West A. W. The Athenian Assessment of 425. Ann Arbor, 1934.3 Mattingly H.B. The Athenian Coinage Decree// Historia. Bd. 10. 1961. Hft. 2. P. 150-158; idem. Periclean Imperialism // Ancient Society and Institutions. Oxford, 1966. P. 196-203. Не менее интересен и другой афинский декрет, предписывающий всем полисам, входящим в состав союза, использовать афинскую систему мер и весов, и запрещающий чеканку местной монеты, обязуя вместо нее использовать аттическую (Tod№ 67=ML№45). На основании ряда эпиграфических признаков была сделана попытка передвинуть дату принятия декрета на время около 450 г.1 Традиционно этот документ датируется 20-ми гг. V в., а среди причин его принятия называют трудности Архидамовой войны и тяжелое финансовое положение Афин в этот период . Защитники датировки декрета 20-ми гг. V в. одним из аргументов против более ранней даты предлагают считать несоответствие положений декрета принципам политики Перикла начала 40-х гг.3Кроме декретов афинского народного собрания, регулирующих союзные дела, большое значение имеют некоторые эпиграфические документы, прямо не относящиеся к связям Афин и союзников. Это, например, декрет о выведении колонии в Брею (Tod №44=ML №49)4. В данном декрете интересны, прежде всего, сведения о религиозных обязательствах апойкии по отношению к метрополии, которые позволяют провести сравнение между отношением афинян к союзникам и собственным колониям, а также выявить значение выделения богине Афине священных участков - теменосов для процесса укрепления власти Афин в союзе.Не менее важны для достижения поставленных целей так называемые декреты Каллия (Tod №51=ML №58). Эти декреты были приняты в народном собрании в один и тот же день, из них первый касался возвращения1 Segre M. La legge atheniese sull'unificazione della moneta// Clara Rhodos. Vol. IX. 1938. P. 151-178. Эта точка зрения была поддержана Б. Меритом: MerittB.D., Wade-GeryHT. The Dating of Documents... P. 69; MerittB.D. Athens and the Delian League... P. 53-54; Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 114-115.2 TodM.N. Op. cit. P. 163-166; MattinglyH.B. The Athenian Coinage Decree...P. 148-188; idem. Periclean Imperialism... P. 193-197.3 Mattingly H.B. The Athenian Coinage Decree...P. 148.4 Русский перевод и подробный разбор этой надписи см.: ЯйленкоВ.П. Греческая колонизация VII—III вв. до н. э. По данным эпиграфических источников. М., 1982. С. 155-167. долгов казначейству «других богов» и реорганизовывал это казначейство. Второй же устанавливал процедуру займа из казны богини Афины, существенно ограничивая возможности таких займов. По вопросу датировки и отдельным моментам содержания декретов Каллия ведутся споры1.Также нами использованы отчеты о строительстве, предпринятом в Афинах в правление Перикла. Данные этих отчетов позволяют выяснить источники средств, употребленных на эту строительную программу, что, в свою очередь, поможет решить вопрос о том, велось ли финансирование программы за счет союзников Афин или же за счет средств самого полиса. Нами использовались также отчеты о строительстве Парфенона за 434/3 г. (Tod № 52=ML № 59) и Пропилеи (Tod № 53=ML № 60) за тот же период.Кроме указанных эпиграфических памятников, представляющих собой официальную документацию Первого Афинского морского союза и полиса Афин привлекаются некоторые надписи, происходящие с территорий союзников. Это надписи на камнях, отмечавших собой границы священных участков Афины и некоторых других божеств, найденные на Самосе, куда в 439 г. была выведена афинская клерухия. В данной работе используется публикация этих надписей Дж. Барроном .В целом, имеющийся в наличии комплекс источников, хотя и не дает возможности с уверенностью решить многие из проблемных вопросов, все же позволяет достаточно четко проследить основные направления изменения роли главного культа афинского полиса в ходе формирования институтов Афинской державы.История Греции классического периода, и Афин в особенности, всегда привлекала к себе интерес исследователей. Тем не менее, тема роли культа Афины в процессе становления и функционирования Афинского морского союза не получила достойного внимания и не была подвергнута1 См. TodM.N. Op. cit. P. 104-112; MeiggsR., Lewis D. Op. cit. P. 157-161, где дан обзор литературы по вопросу.2 Barron J.P. Religious Propaganda of the Delian League// JHS. Vol. 84. 1964. P. 35-39.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.