2007г.Специфика управления образовательным процессом в условияхличностной парадигмы. Терентьева Г.Г., зам. директора по УМР МОУ Морткинская СОШПарадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований в какой либо системе, в данном случае в системе образования.Чтобы говорить о специфике управления ОУ в условиях личностной парадигмы, необходимо остановиться на специфике самого ОП в условиях личностной парадигмы. Переход к новой личностной парадигме - ведущая тенденция современного образования и в целом педагогического сознания общества в конце ХХ - го столетия. Имеются все основания полагать, что знаниевая парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. При этом разумеется, речь идет не о "вреде" знаний, а о недооценке других составляющих образовательного процесса, об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. В гуманитаризации нуждается собственно не преподаваемая наука, а сама деятельность по ее изучению, стиль мышления педагога, в сознании которого представление об успеваемости как абсолютной ценности должно перерасти в представление об абсолютной ценности личности. Первый шаг, который надлежит сделать в поиске личностной парадигмы образования, — это осмысление данной проблемы в рамках предмета педагогики, понимая его во всей целостности в виде известной триады — целевых, содержательных процессуальных характеристик обучения в их единстве.Рассмотрим специфику подходов в каждом компоненте системы образования отдельно.Отныне вопрос стоит о самой природе педагогической цели: идет ли речь о построении очередной модели «потребного человека» или о радикальном отказе от моделирования личности по неким заранее установленным канонам, под влиянием социального заказа . Если гуманистически мыслящее общество заинтересовано не в «винтике», а в человеке, то в основе педагогической цели должна лежать не модель личности, а модель личностно утверждающей ситуации свободного жизнепроявления индивидуума. Например, говорить, что цель школы — «воспитать личность», не очень корректно, ибо это воспитание начинается не в школе и не в ней заканчивается.Иными словами, цель — это проект некоторой социально-педагогической ситуации, обеспечивающей саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию. В знаниевой парадигме в круг целей не входило собственно личностное развитие ребенка. Личностно ориентированное воспитание же в этом смысле «направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Поэтому целью педагога и школы в целом должно быть кроме обязательных знаний, контролируемых сегодня в разнообразных формах на уровне государства и самореализация личности ребёнка и самого педагога.Поворот образования к личности, сделал актуальным исследование содержания образования в личностно ориентированных образовательных системах. Ведь до недавних пор почти все, что относилось к содержанию образования, описывалось в терминах предметной реальности. Даже сама образовательная система представляет собой набор так называемых «предметов», усвоение которых могло в лучшем случае сформировать соответствующий предметный опыт ученика. Но личность «складывалась» не из самих этих предметов ( физики, истории), а из процессов и деятельностей, которые актуализировались не содержанием изучаемых предметов, не их «значением», а теми смыслами, которые открывались ученику при их изучении. Вместе с тем специфическим "строительным материалом" собственно личностных свойств индивида являются его переживания и психические процессы, внутренние диалоги и коллизии, связанные со смыслоообразованием, рефлексией, самоопределением, с поиском свого места и назначения. Опыт этой внутренней смысло поисковой деятельности в соответствии с развиваемой концепцией является специфическим компонентом содержания образования. Никакой другой опыт не усваивается эффективно, если бездействует личностно-смысловая сфера учащегося. "Образование без души, - говорил М.Мамардашвили, -опустошает душу". В действительности же мы впервые имеем дело с образованием, которое не обладает очевидной предметной формой и вообще не может быть поставлено в расписание в виде учебного предмета. Деятельность, которую выполняет воспитанник в сфере своего личностного опыта (метадеятельность), резко отлична от его деятельности при решении, скажем, физических задач или изучении историографической документации. Поэтому основной задачей педагога становиться через любой предметный материал максимально актуализировать личностный опыт учащегося.Если при проектировании традиционного обучения предметом проектной деятельности является фрагмент содержания и способ его усвоения , они и составляли суть технологии образовании в широком смысле этого слова, то при личностно ориентированном образовании элементом проектирования становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание — часть его. Соответственно и взаимодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и функционализм и обретает черты межличностного, межсубъектного общения. В силу этого педагог востребуется как личность, а не как функционер, поскольку его внутренний личностный мир становится частью содержания образования. Решению данной проблемы сегодня отвечает компетентностный подход к содержанию образования и интеграция содержания предметов с целью формирования целостного взгляда на мир , и определение место человека в нём. Проектирование личностно ориентированного образования приводит к качественно новым педагогическим технологиям. Суть их в том, что проектируется не только предметный материал и способ его подачи, а целостная ситуация, в которой изучаемый материал выступает и как своеобразный повод для ценностно-смысловых исканий личности. Учебная ситуация, востребующая проявления личностной позиции (личностных функций) обучаемого, обозначена в нашем исследовании специальным понятием личностно ориентированной ситуации.три принципиальные характеристики личиостно ориентированных образовательных технологии: первая — контекстуальность, суть которой в том, что личностно-развивающая ситуация возникает, когда изучаемый текст лежит «в контексте» личностно-смысловой сферы обучаемых; вторая — диалогичность,предполагающая прояснение своих ценностей; третья — предоставление личности своеобразного игрового поля, в котором она могла бы реализовать свои потенции.Самое первое и достаточно бесспорное утверждение состоит в том, что проектируемое обучение должно содержать ситуации, требующие нравственного переживания и адекватного действия обучающегося. «Каждая морально-нравственная конфликтная ситуация, требующая от индивида сознательно-волевого усилия, формирует его как личность, а решение, принятое в этой ситуации, может быть показателем его нравственной личностной зрелости»Исходя из выше названных позиций и принимая во внимание, что предметом труда руководителя является триада налагающихся концентров:1) люди (кадры)— носители профессиональной готовности, соответствующей мотивации и т.п.;2)информация (ориентирующая, поясняющая, предписывающая, рефлексирующая);3) организация как способ построения образовательного процесса, способного выполнить назначенную функцию, необходимо определить специфику деятельности руководителя в условиях личностной парадигмы. Как определить, что руководитель образовательного учреждения занят в школе созданием именно личностно- ориентированной педагогической системы ?К таким критериям можно ориентировочно отнести:1) Управленческий цикл в условиях личностной ориентации образовательного процесса в школе начинается с анализа личностно-развивающих возможностей учебного процесса. При оценке профессиональной деятельности учителя руководителем школы в поле его зрения оказываются не только собственно профессиональные, но и личностные характеристики учителя: смысл и идеал профессиональной деятельности, установка на принятие ученика как целостной личности и оказание ему помощи в самореализации, высокий уровень саморегуляции и рефлексии в профессиональной работе, гибкость и диалогизм стиля педагогического общения, отказ от канонов в пользу авторской позиции, включение нравственно-гуманитарных коллизий в структуру изучаемого материала.2) удержание руководителем в поле своего сознания конечной цели деятельности школы — создания системы условий (ситуации), востребующих проявление и развитие личностного потенциала учащихся и педагога; Создать условия для развития личности ученика и личности педагога может только школа,образовательное пространство которой ориентировано на личность, востребуетличность и ученика, и учителя. Вероятно, в этой школе должна сложиться система ценностей, образующая своеобразную инфракультуру школы. Необходима определенная готовность педагогического коллектива к этому виду деятельности. К показателям этой готовности нами отнесены: уяснение администрацией и учителями сути концепции и путей ее реализации; освоение и применение специфических критериев личностно ориентированного образования применительно к жизнедеятельности учащихся, к работе учителя, к уроку, к воспитательному процессу; овладение технологиями создания личностно ориентированной ситуации, включающими диагностику личностного потенциала школьников, выявление проблемно-конфликтной области их развития, соотнесение возникшей проблемы с возможностями изучаемого предмета и видов деятельности, организуемых при его изучении, продуцирование задачных, диалогических, игровых ситуаций, поиск деятельностно-коммуникативных (интерактивных) форм построения учебных занятий, определение возможностей соприкосновения учебной деятельности учащихся с внеучебной сферой жизнедеятельности детей.В выстраивании системы управления ОП в условиях новой парадигмы наша школа имеет определённый опыт .При разработке системы педагогических советов школы в 2003 году , как ключевого стратегического управленческого органа нами было предусмотрено такие направления развития ОУ как управление развитием ОУ ,обновление содержания образования ,личностно- ориентированное общение, внедрение новых технологий , анализ образовательной ситуации в конце каждого учебного года.На одном из педсоветов по теме «Личностно- ориентированное общение» были рассмотрены и уяснены администрацией и учителями суть концепции ,обсуждены пути ее реализации; освоение и применение специфических критериев личностно ориентированного образования применительно к жизнедеятельности учащихся, к работе учителя, к уроку, были отработаны через тренинги личностно- ориентированного толерантного общения. Через изучение афоризмов и мудрых изречений была разработана модель личностно –ориентированного педагогического общения всех субъектов ОП 3) обеспечение образованности каждого ученика на уровне стандарта и создание возможностей для его индивидуального продвижения и самореализации, т.е. работа над содержанием образования и определение его на всех уровнях , начиная с педагога и заканчивая уровнем школьного БУП; Уяснению нового содержания образования был посвящён педагогический совет «Содержательные линии как системообразующий фактор развития содержания образования»На данном педсовете была актуализирована проблема обновления содержания образования, уяснены понятия качества образования как синтез предметной и социальной компетентности, которая является даже более значимой чем предметная и которая позволяет человеку адаптироваться в постоянной изменяющихся условиях социума. На МО была конкретизирована и отработана знаниевная, деятельностная и ценностно- ориентировочные составляющие социальных компетентностей. В форме практикума было достигнуто понимание того как на практике через содержание учебных предметов можно формировать социальную личностную компетентность учащихся и было акцентировано внимание на учителе , который сам также должен обладать предметной и социальной компетентностью.Исходя из этого третье требование к управлению ОП в условиях личностной парадигмы:4) информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителя, В конечном счете суть управления состоит; в создании условий для профессионального и личностного саморазвития учителя — носителя нового типа педагогической деятельности. Личностная концепция обучения не может быть задана учителю извне или усвоена лишь в ходе какой-то методической лекции или инструктажа. Личностная ориентация мышления — это результат саморазвития, что в значительной мере продиктовано особенностями индивидуальности и предполагает глубинные изменения в их профессиональной мотивации и в ценностном аспекте сознания вообще. Речь идет в данном случае не об учителе-новаторе, готовом внедрять в практику «достижения науки и передового опыта», а об учителе, создающем собственную, адекватную своему личностному потенциалу педагогическую систему. Чтобы в педагогическом процессе была востребована личность ученика, в нем в первую очередь должна быть востребована личность учителя. Она должна состояться, самоопределиться, найти свой, индивидуальный, в какой-то степени уникальный способ профессиональной самореализации, что собственно и обозначается понятием авторской педагогической системы.Т.Е. необходимы два направления работы с педагогом:1.Раскрытие личностного потенциала педагога2.Повышение профессионализма педагогов через усвоение новых технологий, форм работы личностно- ориентированныхДля раскрытия личностного потенциала педагога в нашей школе используются следующие подходы - многообразие методических форм , дающие возможность каждому педагогу найти свою нишу и реализоваться именно в той сфере, в которой он имеет склонности и способности ( открытые уроки, школьные конкурсы разработок уроков, компьютерных продуктов, рабочих программ, творческий месячник в апреле , временные творческие группы при подготовке педагогических советов, районных мероприятий, разработке социальных проектов и вариативных программ, разработке положений, к районному конкурсу «Учитель года», конференции и заседания МО.)- проведение рейтинга методической активности, который уже два года проводится в нашей школе , за основу рейтинга взяты критерии , используемые в конкурсе на грант Президента РФ. Рейтинг подведённый в этом учебном году свидетельствует о радикальном росте методической активности педагогов : 29 педагогов повысили активность в 3-4 раза ( это 40 % коллектива). Победителями рейтинга профессиональной активности стали 13 педагогов ( набравших более 50% баллов). Морткинская школа широко представлена в образовательном пространстве Кондинского района, в районной образовательной сети как обладатель высококвалифицированных кадровых ресурсов. Представители школы входят в различные экспертные группы, координационные и методические советы, аттестационные комиссии различного уровня и т.д., в прошлом учебном году были задействованы 19 человек (26 % коллектива), что свидетельствует о росте профессиональной реализации педагогов.- создание интенсивных форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень педагогического образования; использование интерактивных , неформальных форм работы с педагогическим коллективом, когда в работу включается каждый член коллектива.. Хочется продемонстрировать один фрагмент педагогического совета нашей школы по контрольно – оценочной деятельности, который отражает ситуацию , когда через содержание материала и групповую форму работы актуализируется личностный смысл педагога , когда каждый имеет своё мнение и желает его выразить. Опыт повышения профессионализма педагогов в области новых личностно –ориентированных технологий мы неоднократно представляли на уровне района, поэтому я на нём останавливаться не буду. Только хочется повторить три основных принципа, которые необходимо поставить во главу угла любой технологии, реализации которых необходимо обучать педагогов и их контролировать , это общие принципы личностно ориентированного образования —диалогичность, личностно-смысловая контекстность, творческая игра — Таким образом ориентация на компетентность и творчество учителя, его академическую свободу и профессиональную ответственность, потребность в участии, авторстве, личных достижениях, культ индивидуальности учителя и учащихся, открытости, неформальности в общении, создание команды единомышленников это инструменты формирования своеобразной инфракультуры, системы ценностей школьного коллектива. В основе стиля управления здесь лежит личный пример саморазвития руководителя, научность, компетентность и гуманизм его решений, что и проявляется в деятельности руководителя Морткинской школы.5) отслеживание по теоретически обоснованным критериям того, что учителя школы заняты именно педагогической (личностно ориентированной) деятельностью, а не лишь сопутствующими или имитирующими ее компонентами, т.е ведение мониторинга. Для этого в нашей школе ежегодно педагогами – психологами проводиться диагностика уровня мотивации учащихся , с последующим анализом результатов на МО, диагностика уровня удовлетворённости ОП субъектами ОП.6) Поиск новой структуры и форм образовательного процесса, максимально способствующих раскрытию творческого и личностного потенциала учащихся и педагогов ( Профильное обучение, НОУ, литературные гостиные, Музей, переход на триместровую систему обучения и т.д.)Представленный теоретический модуль дает совокупность общих ориентиров длясоздания в школе личностно-развивающей образовательной системы, однако вразличных образовательных учреждениях конечно могут быть различные пути к этому исходя из индивидуальности каждого педагогического коллектива.