СОДЕРЖАНИЕ 1 Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Теоретическая часть… 1. Определение понятий «конфликт», «семья»……… 2. Характеристика конфликтов между супругами…… 3. Влияние конфликтов между супругами на воспитание ребенка…. 2. Программа психологического консультирования… Список литературы… 1. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания детей.
1. Определение понятий «конфликт», «семья» Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных
конфликтов - основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обо¬зримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граж¬дан. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эф¬фективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодейст¬вия,
заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. В своей работе мы рассмотрим семейные конфликты, т.к. семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Вообще конфликт – это предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. 4;127. Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. 4;345. Конфликты между родителями — одни из самых рас¬пространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотно¬шения между родителями.
Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предме¬том отечественных психологических исследований. Она, как пра¬вило, изучается в контексте более обширных исследований: се¬мейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития суп¬ружеских конфликтов на развитие детей. Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где проис¬ходит формирование личности. И все же, в отечественной психо¬логии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи
учителей обычно не так фатально сказываются на разви¬тии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты. 2. Характеристика конфликтов между супругами В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками. Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты.
Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основ¬ные причины супружеских конфликтов:  психосексуальная несовместимость супругов;  неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;  неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;  пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению
своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);  неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.  различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях. Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.
Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к дру¬гу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исче¬зает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков (И. Дорно). Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию.
Что же лежит в основе конфликтов в этот период?  Ухудшаются возможности профессионального роста супругов. • У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби). • Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности. • Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ре¬бенка
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который ха¬рактеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков). Четвёртый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением
чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоцио¬нальной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно». Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказы¬вают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная за¬нятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустрой¬ства одного из супругов; длительное отсутствие своего
жилья; отсутствие возможности уст¬роить детей в детское учреждение и др. Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макро¬факторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социально¬го отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная эконо¬мическая
самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние эконо¬мики, финансов, социальной сферы государства. Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Остав¬шиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам (В. Поликарпов, И, Залы¬гина). В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, кон¬фликтные, проблемные и невротические семьи (В.
Торохтий). Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непри¬миримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада. Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются,
порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состоя¬ния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и ком¬промиссным решениям конфликтов. Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, спо¬собных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продол¬жительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем.
В таких семьях вероятно обост¬рение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов. Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревож¬ность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д. Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой
формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через от¬крытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; де¬монстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), ос¬корбление физическими действиями и др.
1.3. Влияние конфликтов между супругами на воспитание ребенка В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-
психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:  не¬врозами;  психозами;  психосоматическими заболеваниями;  сексуальными перверсиями;  отклонениями в поведении; К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность.
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит пер¬вичная социализация личности, осваиваются первые со¬циальные роли, закладываются основные ценности жизни, Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора род¬ственные чувства.
Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека. Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социали¬зации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической
и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.3;346. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из глав¬ных объектов своей профессиональной деятельности, важ¬нейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей:  семейная диагностика; 
семейное консультиро¬вание;  психолого-педагогическое;  просвещение родителей;  коррекция отношения родителей к ребенку;  семейная пси¬хотерапия. Чтобы более подробно рассмотреть проблему вынесения супружеских конфликтов в сферу воспитания детей представим протокол психологического консультирование с ребенком, в семье которого имеет место быть супружеский конфликт. 2. Программа психологического консультирования.
Консультирование осуществлялось в общеобразовательной школе города Орска в 2006 году. От классного руководителя 11 класса поступил запрос: Алина С. в 2006/2007 учебном году два учинила драку с девочками 8 класса. До начала процесса консультирование возникли следующие консультативные гипотезы: 1) агрессивность девочки связана с неблагополучной обстановкой в семье;
2) агрессивность связана с фрустрированной потребностью в самоуважении; 3) агрессивность связана с неблагополучным социальным окружением. Далее в процессе беседы после завершения знакомства психолог-консультант пытается проверить эти гипотезы. ХОД БЕСЕДЫ № этапа и его название Автор сообщения Содержание сообщения Анализ деятельности консультанта 1.
Знакомство Психолог (П) Добрый день. Проходи, пожалуйста, усаживайся поудобнее на кресло. Демонстрация доброжелательности и заинтересованности Клиент (К) (Проходит, садится, осматривается.) Здравствуйте, а зачем Вы меня позвали? П Ты скоро оканчиваешь школу, я всех 11-ков приглашаю, чтобы узнать, какие у вас дальнейшие планы. Меня зовут Ксения Анатольевна. А как мне тебя называть?
Ответ снимает напряжение и располагает к знакомству. К Алина. П Алина, расскажи мне о себе подробнее. Чем увлекаешься, Куда собираешься поступать? Что тебя волнует. Консультант знакомится с клиентом. К Люблю общаться с друзьями, еще сомневаюсь, куда поступать еще не решила. Девушка говорит сразу же, что любит общаться с друзьями, а вот в дальнейших планах на свою жизнь не
уверенна. 2. Проверка 3 гипотезы. П А с кем ты любишь общаться, со сверстниками, одноклассниками, или с друзьями вне школы? Психолог пытается приступить к проверке 3 гипотезы, так как девушка начала говорить о социальном окружении. К В классе я со всеми в хороших отношениях, есть подруги и не из класса, они мои ровесники. Девушка очень дорожит своим окружением, но говорить, что оно неблагоприятное для развития личности еще рано. П А где вы любите встречаться. Психолог продолжает проверку 3 гипотезы.
К Ходим в спортивную секцию, посещаем бассейн, кинотеатр. Иногда ходим на дискотеку. Гипотеза 3 не подтверждается. П Алина, а у твоих подруг есть вредные привычки? Тонкий прием, психолог прямо не спрашивает о вредных привычках Алины. К Нет, мы за здоровый образ жизни. Можно точно отрицать 3 гипотезу. 3. Проверка 1 гипотезы
П А как твои родители относятся к твоим друзьям? Сейчас, когда клиент разговорился, переключение его внимания на родителей может быть полезным в том плане, что позволит проверить 1 гипотезу – о неблагоприятной обстановке в семье. К Не знаю, они моей жизнью интересуются. Информации пока еще недостаточно, но та, которая есть, говорит в не пользу благоприятной обстановке в семье. П А в чем это проявляется? Может быть, тебе просто кажется?
И снова проверка 1 гипотезы. К Да зачем о них говорить, у них у самих своих проблем куча. Иногда они мне не разрешают встречаться с друзьями. 4. Выявление проблем семьи ребенка. П А какие проблемы у твоих родителей, они постоянно работают? Психолог хочет сделать акцент, на то, что родители много работают, чтобы ее обеспечить. К Я бы не хотела об этом говорить? Видимо в семье есть проблемы, но пока не понятно, с чем они связаны.
П А как ты учишься, дома ты делаешь уроки. Проверка гипотезы об обстановке в семье. К Учусь хорошо, мне очень нравится учиться. Дома я делаю уроки. П А тебе кто-то мешает? Проверка гипотезы об обстановке в семье. К Бывает, но я уже привыкла, приходится выкручиваться. Но вообще-то мне учеба легко дается, поэтому если не выучу уроки дома, можно легко сориентироваться
в школе. Гипотеза о неблагоприятной обстановке можно подтвердить. Только непонятно, какая там обстановка, насколько тяжелая. П А у тебя есть брат, сестра? К Нет. П Алина, считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми? Проверка 1 гипотезы К Строгим да, но не всегда справедливыми? Видимо в семье ребенка есть недопонимание. П Алина, в чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению
к тебе? К Могут сильно несправедливо наказать. В семье по отношению к ребенку преобладают методы наказания П А как часто родители применяют в отношении тебя «воспитательные меры»? Психолог старается выявить, какие «воспитательные меры» и как часто применяют родители в отношении к ребенку. К Не очень часто. Мама ругается, угрожает, а папа может и физически наказать. Но всегда так было. Раньше у нас была идеальная семья.
Девушка начала говорить искренне о своей семье. П А почему у вас стала неидеальная семья. Психолог К Все изменилось, когда мне исполнилось 16 лет, и в это время папу сократили с работы, мы стали беднее жить. Папа с мамой постоянно ругаются, на меня то обращают внимание, то нет. Мне иногда хочет убежать из дома, не знаю, как дальше жить (плачет).
В семье случился конфликт между супругами на фоне изменения материального положения и семья вступила в 4-ый период конфликтности. Воспитанием ребенка перестали заниматься. П (успокаивает ребенка, поглаживая его). Я считаю, что в вашей семье обязательно изменится, я постараюсь вам помочь. Успокаивает девушку 5. Проверка 2 гипотезы. П А класс у вас хороший, дружный. Чтобы отвлечь ребенка от неприятного разговора
К Очень дружный, у меня практически со всеми нормальные отношения. Я хорошо учусь, многие просят у меня помощи. С 8 по 10 класс я возглавляла Совет старшеклассников. Пока отвергать нельзя 2 гипотезу, так как ребенок в 11 классе не является лидером Совета старшеклассников, необходимо узнать причину. П А почему в 11 классе ты не лидер? Психолог начинает потихоньку выявить причины драки девушки.
К Меня исключили за драку, так как по положению Совета старшеклассников, нельзя драться. Чувствуется, что девушка очень грамотная и знает нормативные документы. 6. Разбор запроса П Давай поговорим, а почему ты дралась, причем два раза с девочками одного и того же класса. К Они младше меня, но бывают могут оскорбить и толкнуть, не извинившись. Поэтому приходится как-то с этим бороться. П Но ведь можно было как мирно решить этот вопрос?
К Да, конечно, но я не знаю, что со мной случилось. Дома постоянные драки, ругань, придя в школу, я не смогла себя сдержать. Еще можно подтвердить 1 гипотезу. П А как ты считаешь, в следующий раз, ты сможешь себя сдержать. К Не знаю. Девушке и ее родителям требуется психологическая помощь. П Давай завтра приходи ко мне, мы с тобой, проанализируем, какие есть способы решения конфликтов.
К Хорошо, приду. П До завтра. К До свидания. Список используемой литературы 1. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с 2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2001. – 528 с. 3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ
Сфера, 2004. – 480 с. 4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 157. 5. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 600 с. 6. Технологии социальной работы / Под ред.
Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия» 2006. – 272 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |