Реферат по предмету "Разное"


2. Финансы предприятий, принципы их организаций

Содержание 1.Введение…………………………………………………………………2 2.Финансы предприятий, принципы их организаций…………………..4 3.Необходимость и сущность кредита…………………………………...7 4.Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений………………………………………………….11 5.Список литературы……………………………………………………..15Введение В России происходили глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Продолжается и по сей день коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они- неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. В современных условиях устойчивость кредитных учреждений и банковской системы в целом является одним из центральных вопросов по стабилизации всего народного хозяйства в целом, так и финансового состояния каждого предприятия. В сложившейся экономической обстановке важное значение имеет кредитная политика как Центрального банка России, так и коммерческих банков. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.^ Финансы предприятий, принципы их организаций. Финансовый механизм предприятия и отраслей, связанный с реализацией контрольной функции финансов, строится на основе стимулов и санкций, их реальность определяют действительные результаты каждого предприятия, его работника. Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом, являющимся их самостоятельным структурным подразделением. На небольших предприятиях финансовый отдел может быть совмещен с отделом сбыта (финансово-сбытовой отдел) или бухгалтерией (бухгалтерско-финансовый отдел). Начальник финансового отдела подчиняется руководителю и несет с ним ответственность за финансовое состояние предприятия. В настоящее время финансы предприятия находятся в кризисном состоянии. Поэтому в данный момент первоочередной задачей для государства и предприятий является укрепление финансов предприятий и на этой основе - стабилизация финансов государства. Без ее претворения в жизнь другие задачи, в том числе и проблемы инфляции, решить невозможно. Основные пути укрепления финансов предприятия связаны с оптимизацией используемых ими денежных средств и ликвидацией их дефицита. Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами. ·Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субьекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложение денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субьекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субьектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности (налоги, начисление амортизации). Принцип самофинансирования Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях. Принцип материальной заинтересованности — объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление. Принцип материальной ответственности — означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства. Принцип обеспечения финансовых резервов — необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли.^ 2.Необходимость и сущность кредита.Прежде всего, в рыночной экономике с помощью кредита облегчается и становится реальным процесс перелива капитала из одних отраслей в другие. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями с учетом рыночной конъюнктуры в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или являются приоритетными с точки зрения общенациональных интересов России. Кредит основной источник удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы. Кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации произведенных товаров, что особенно важно на этапе становления рыночных отношений. Кредит оказывает активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, т.е. превращения ее в дополнительные производственные фонды. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряя формирование источников капитала для расширения производства. Необходимость образования и использования ссудного фонда и конкретной формы его движения - кредита вызывается необхо­димостью: Преодоления противоречий между постоянным образованием денежных резервов, оседающих в процессе оборота у предприятий разных форм собственности, бюджета и населения, и полным использованием их. Обеспечения непрерывного процесса кругооборота капитала в услови­ях функционирования многочисленных отраслей и предприятий с раз­личной длительностью кругооборота средств Коммерческой организации управления предприятиями. Когда на каж­дом предприятии в процесс непрерывного кругооборота индивидуального капитала возникает потребность в дополнительных суммах или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы. При помощи кредитного механизма эти колебания гибко регулируются и предприятия получают средства, нужные им для нормальной работы. В процессе кругооборота капитала свободные ресурсы, высвободившиеся в одних местах, могут быть использованы в других. Дело в том, что у разных отраслей и предприятий время производства и продажи продукции неодинаково, и когда продукция у произво­дителя готова, у покупателя может не оказаться достаточно денег для ее покупки. Такая скорость оборота средств у различных, тесно связанных между собой хозяйственных организаций требует привлечения кредитов для обеспечения бесперебойного процесса производства и реа­лизации продукции. Особенно важен кредит в организации оборотного капитала пред­приятий, имеющих сезонные условия производства или реа­лизации. Кредит им требуется для формирования временных запасов. Кредит обслуживает процесс создания, распределе­ния и использования доходов. Кредит и кредитная система, обслуживая кругооборот средств, принимают участие в распределении валового про­дукта. Без функционирования кредита невозможен был бы перераспределительный процесс. Кредит также необходим, для основы осуществления эмиссии денег как платежных средств. Любая эмиссия - результат кредитной опе­рации. Прирост эмиссии - это прирост ресурсов ссудного фонда. Таким образом, временно свободные денежные средства не остаются неиспользованными, а вовлекаются в полезный хозяйственный оборот, что ускоряет темпы воспроизводства и способствует наиболее рациональному расходованию всех денежных фондов.Кредитный рынок выполняет макроэкономическую функцию. В современной экономике денежный капитал накапливается в основном в виде денежного ссудного капитала. Поэтому накопление денежного капитала важно, прежде всего, с точки зрения его воздействия на весь ход воспроизводства, т.е. в макроэкономическом аспекте. Функции кредитного рынка определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений. При рассмотрении функций кредита следует учитывать отличие их от роли кредита. Если функция — есть проявление сущности, выражение общественного назначения кредита, то через роль раскрываются резуль­таты его использования на основе выполняемых функций. Но, несмотря на различие понятий функций и роли, они взаимосвяза­ны. Посредством использования функций кредита экономические субъек­ты и общество в целом добиваются эффективности производства, ускоре­ния обращения и роста доходов. В силу этого выяснение функций креди­та имеет большое практическое значение для обеспечения таких условий, при которых они проявлялись бы наиболее эффективно. Надо отметить три основные функции кредита: ^ Распределения на возвратной основе денежных средств (распреде­лительная функция); Создания кредитных средств обращения и замещения наличных де­нег (эмиссионная функция); ^ Осуществления контроля за эффективностью деятельности эконо­мических субъектов (контрольная функция). Распределительная функция кредита обнаруживается как при аккумуля­ции средств, так и при их размещении, т.е. посредством кредита происхо­дит распределение денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предпри­ятиям и организациям (так же, как сбережений населения) для удовлетво­рения их потребностей в денежных ресурсах. Таким образом, хозяйства обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для ин­вестиций. Эмиссионная функция — создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Проявляется она в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. обороту предоставляются деньги, как в наличной, так и в безналичной формах. Данная функция кредита обнаруживается и тогда, когда на основе заме­щения наличных денег происходят безналичные расчеты. Хотя функция кредита — категория объективная, существующая неза­висимо от воли и желания людей, кредитная система может создавать условия, позволяющие полнее использовать кредит для достижения по­ставленных целей. С учетом этого банкам и заемщикам рекомендуется использовать различные виды ссуд. Выбирая конкретный вид кредита, заемщики учитывают экономи­ческую целесообразность, выясняют, позволяет ли данная форма креди­тования наиболее полно использовать ссуду для повышения доходности и развития их деятельности. Контрольная функция— это осуществление контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Действие это функции проявляется в том, что в хозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятия. Ведь любой кредитор- банк или предприниматель - через ссуду своими методами контролирует состояния заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга.3. ^ Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений. Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом. Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ( государственный бюджет ( это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально- культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов. Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что: 1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей; 2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями; 3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы. Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ( как его финансовый план. В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет». На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории. Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.Список лит-ры1. «Финансы» Мельников В. Д., Ильясов К. К., Алматы 2001;2. «Общая теория финансов» Учебник, Дробозина Л.А.;3. «Финансы, денежное обращение, кредит» Под ред. Дробозиной Л.А.;4.. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. финансы предприятий: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004. 5. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. М.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М,2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.