2. ПРОЕКТ «ШКОЛА И МУЗЕЙ» Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся, педагогов школы, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Однако данный проект имеет дело не только со школьными музеями. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музеев также относятся к области проекта «Музей и школа».Проблема проекта: Как создать условия для формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины?Цель проекта: создание условий для развития музейной деятельности в образовательных учреждениях Адмиралтейского района.Новые качества образовательной системы как ожидаемый результат проекта: Школьные музеи становятся центром гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой, учреждениями культуры, общественными организациями. Внедрены новые формы освоения исторического и культурного наследия в работе с музеями.Ценностные смыслы проекта: патриотизм, гражданская позиция, гуманистические ценности.Задачи проекта для организаций дополнительного образования (ДДЮТ «У Вознесенского моста» и ДДТ «Измайловский») и образовательной инфраструктуры района (НМЦ и ЦППРК) Организовать курсы повышения квалификации педагогов по тематике проекта. Повышать статус школьных музеев как центров гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательного учреждения. Изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использовать их в практике для совершенствования педагогического руководства. Определить специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея. Обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации. Выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений.Задачи проекта для образовательных учреждений: Воспитывать у учащихся социальную ответственность, патриотизм и гражданскую позицию по отношению к Санкт-Петербургу и России, укреплять их гуманистических ценностей. Формировать у учащихся толерантность и коммуникативность как основы жизнедеятельности человека, опыта гражданского действия. Развивать у учащихся коммуникативные компетенции, навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям. Использовать возможности государственных и ведомственных музеев для расширения воспитательного и образовательного пространства ОУ.Разработчик проекта: ГОУДОД Дом детского творчества Адмиралтейского района «Измайловский».Участники проекта: ДДТ «Измайловский», руководители музеев ОУ, заместители директоров по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, методисты, педагогические работники и учащиеся ОУ, жители Адмиралтейского района.Ожидаемые результаты проекта: Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея. Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ. Организация взаимодействия ОУ с музеями различной ведомственной принадлежности в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства Освоение учащимися приемов музейной деятельности. Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, городскими (государственными и ведомственными) музеями, СПбАППО, образовательными учреждениями, муниципальными округами, союзами ветеранов, творческими союзами и другими организациями. Расширение информационного пространства деятельности школьных музеев Адмиралтейского района путем сотрудничества с образовательными учреждениями, НМЦ, отделом образования Администрации Адмиралтейского района, Муниципальными округами. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.Ожидаемые образовательные продукты проекта: 1. Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ. 2. Сборник лучших статей конференций по проблематике проекта. 3. Сборник методических разработок по направлениям проекта. 4. Публичный отчет о реализации проекта «Музей и школа». 5. Финальное мероприятие «Итоги реализации проекта «Музей и школа».Критерии оценки результативности проекта: Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране. Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, др. мероприятий воспитательного характера. Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы). Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ. Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.Повышение эффективности взаимодействия школьных музеев с государственными и ведомственными музеями Санкт-Петербурга методом повышения коммуникативной культуры.Риски в реализации проекта и пути их преодоления: № п/п Риски Пути их преодоления 1 Отсутствие финансирования на ожидаемый продукт Поиск спонсорских средств 2 Отсутствие мотивации участия образовательных учреждений в проекте Материальное стимулирование (например, ежегодные гранты или денежные поощрения музеям – победителям в конкурсе музеев ОУ и пр. 3 Отсутствие преемственности в организации работы над проектом в случае смены координаторов проектов Самоорганизация деятельности методического объединения руководителей школьных музеев 4 Введение новых РИС для расчета штатных численности ОУ: отсутствие штатных единиц, обеспечивающих работу школьных музеев. Установление доплат и надбавок за организацию работы со школьными музеями Этапы реализации проекта: ^ Подготовительный этап (апрель 2010 – март 2011 гг.)Цель: принять текст проекта «Школа и музей». Содержание деятельности Анализ состояния проблемы: воспитательных возможностей школьных музеев, материально-технической базы, состояния информационных ресурсов. Сбор информации о состоянии музейной деятельности в ОУ района.Написание и принятие текста проекта. Результат подготовительного этапа – написание и принятие текста проекта «Школа и музей». ^ 2. Стартовый этап (апрель 2011 – август 2011 гг.)Цель: внедрить систему работы по программе РОС в области воспитания в деятельность образовательных организаций района. Содержание деятельности Актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса, выпускников, ветеранов ОУ. Определение круга лиц для сотрудничества по решению проблемы. Выработка механизма реализации проекта с последующим согласованием действий участников проекта. Выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архивах по истории ОУ. Поиск партнеров и привлечение представителей науки, практики и создание временных рабочих групп.Разработка программы деятельности Результат стартового этапаВнедрение деятельности по проекту в деятельность образовательных организаций района. ^ 3. Практический этап (сентябрь 2011 - март 2015 гг.)Цель: реализация намеченных задач проекта Содержание деятельности Создание творческих групп по направлениям деятельности для разработки основных характеристик воспитательной системы музейной педагогики. Проведение совещаний, круглых столов, презентаций и пр. мероприятий по обмену опытом в рамках районного методического объединения руководителей школьных музеев Внедрение инновационных форм и методов, используемых для решения воспитательных задач на базе школьных музеев. Обучение актива музеев на семинарах «Основы школьного музееведения и исторического краеведения». Проведение смотра-конкурса «Лучший школьный музей» по различным номинациям: организация экспозиционной работы, достижения в области поисковой работы, исследовательской работы, социальное партнерство, коммуникативность деятельности, успех и музей. Разработка методической продукции по внедрению музейной педагогики в деятельность школьных музеев, в образовательное пространство учреждения. Проведение семинаров: семинары-совещания с организаторами поисковой работы, руководителями музеев образовательных учреждений. Проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию взаимодействия молодежных и ветеранских организаций. Проведение мероприятий:посвященных юбилейным историческим датам: 2012 г. - 200-летию со Дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией 2012 г. - 100-летию создания Военно-воздушных сил 2013 г. - 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина 2014 г. - 300-летию со Дня первой в российской истории морской победы Русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут 2014 г. - 25-летию вывода советских войск из Афганистанаконкурсов, фестивалей, выставок:Историко-документальные выставки, посвященные: 2011 г. - 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 2012 г. - 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года 2013 г. - выставки-конкурсы детского рисунка «Мы помним мир спасенный», 2013 г. - 200-летию со Дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией 2014 г. - конкурс на лучшую музейную экспозицию патриотической направленности 2014 г. - Проведение мероприятий, посвященных: 70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год) фестивали-конкурсы патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»; молодежно-патриотические акции «Я - гражданин России»; встречи ветеранов и молодежи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов; конкурсы среди обучающихся в образовательных учреждениях на лучшее знание государственной символики России; смотр-конкурс «Лучший школьный музей»; конкурс семейных творческих работ «Петербургское (Ленинградское) детство моих родных и друзей»; конкурс экскурсоводов школьных музеев; выставка детских работ по музейной тематике (активы школьных музеев); историко-краеведческие игры; конференция «Война. Блокада. Ленинград»; историко-краеведческие чтения; Межмузейная ассамблея. 10. Совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий.11. Регулирование реализации проектов как на уровне реализации, так и на уровне выработки решений о ключевых направлениях развития. Результат практического этапаПроведение системы мероприятий проекта и оформление продуктов проекта ^ 4. Рефлексивный этап (март 2015 г.–июнь 2015 г.)Цель: Анализ результатов и оформление продуктов проектов Содержание деятельности Оформление продуктов проектовПрезентации итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.Сборника лучших статей конференций по проблематике проектаСборника методических разработок по направлениям проекта Публичного отчета о реализации проекта «Школа и музей»Проведение финального мероприятия «Итоги реализации проекта «Школа и музей» Результат рефлексивного этапа Достижение запланированных результатов проектаСоздание базы для создания и реализации новой программы развития образовательной системы района. Контроль за реализацией проекта: Мониторинг оценки эффективности проводимых мероприятий в рамках проекта.Глоссарий проекта: В современной практике существуют два основных подхода к организации деятельности детей и подростков на экспозиции музея: музейная педагогика и педагогика музейной деятельности.^ Музейная педагогика – способ освоения музейного пространства и музейных коллекций, основанный на активной деятельности детей на экспозиции музея, организуют которую по преимуществу сами музейные сотрудники.^ Педагогика музейной деятельности - освоение способов познания мира, адекватных природе музея, способность личности переносить этот опыт на все сферы собственной деятельности. При этом организаторами такой познавательной исследовательской работы выступают педагоги, которые работают в тесном сотрудничестве со специалистами музея.Музейная педагогика – специальная научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии и профильной для данного музея дисциплины (или их комплекса), рассматривающая музей как образовательную систему, предметом которой выступает музейная коммуникация. Ее задача – разработка новых методик работы с посетителем, музейно-педагогических программ, изучение воздействия форм музейной коммуникации на различные группы музейной аудитории.