2. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельностьНаучно-исследовательская и научно-методическая деятельность института осуществлялась в рамках единой темы: «Профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров в системе непрерывного профессионального образования как условие модернизации образования в Республике Коми» по следующим направлениям, определенным в государственном задании:2.1. Научно-методическое сопровождение республиканских экспериментальных площадок В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и в целях совершенствования деятельности по организации здоровьесбережения, поддержки инновационных направлений развития системы образования Республики Коми в течение 2010 года в четырёх образовательных учреждениях республики осуществлялась плановая научно-методическая экспериментальная деятельность, направленная на отработку современных моделей организации здоровьесбережения: - экспериментальный проект «Растим патриотов: дополнительное образование как средство формирования духовного и физического здоровья учащихся» - МОУ «СОШ № 5» г.Усинск; - проект «Школа полного дня – истоки здоровья, радости, добра» - МОУ «СОШ 18» г.Ухта; - экспериментальный проект «Модель начального общего гимназического образования в режиме школы полного дня в контексте здоровьесбережения участников образовательного процесса» - МАО МО ГО «Прогимназия №81» г.Сыктывкар; - проект «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей» реализуется ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр». К 01.12.2010 года на всех вышеназванных экспериментальных площадках разработаны модели служб, координирующих работу в экспериментальном режиме, совершенствуется пакет нормативно-правовых документов по организации и реализации экспериментальной деятельности, осуществляются плановые мероприятия (в соответствии с утверждёнными годичными планами работы), создан и пополняется банк практических инноваций по темам работы площадок. К 01.12.2010 году все запланированные мероприятия полностью реализованы. В соответствии с программами эксперимента для оценки его эффективности на разных этапах внедрения разработана и реализуется система мониторинговых исследований. В рамках обеспечения научно-методического руководства экспериментальной работой в течение учебного года отработана система методического сопровождения экспериментальной деятельности педагогов. По результатам работы всех площадок издано методическое пособие «Инновационный портал. Из опыта работы республиканских экспериментальных площадок в 2009-2010 учебном году» / Под редакцией С.А. Улановой, Э.В. Качмарчика. – Сыктывкар, 2010. - 102 с.^ 2.2.Научно-методическое руководство опорно-методическими площадками В 2010 году согласно государственному заданию осуществлялась деятельность 40 опорно-методических площадок на базе муниципальных образовательных учреждений республики по направлениям:^ I. «Технологии управления образованием»: 1. «Управление качеством муниципальной системы образования». Управление образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» (научный руководитель Навазова Татьяна Гавриловна, ректор КРИРО; организатор Зезегова Антонина Валентиновна, заведующий РМК). 2. «Управление качеством муниципальной системы образования». Методический кабинет УО администрации МО ГО «Усинск» (научный руководитель Башканова Галина Леонидовна, декан факультета УО; организатор Сенникова Татьяна Владимировна, заведующий РМК). 3. «Управление системой оценки качества образования на муниципальном уровне». Управление образования администрации муниципального района «Корткеросский» (научный руководитель Рассыхаева Ирина Евгеньевна, декан факультета ОО; организатор Киселева Вера Владимировна начальник УО). 4. «Управление изменениями в образовательном учреждении в условиях информатизации учебно-воспитательного процесса». МОУ «Лицей №1», г.Инта (научный руководитель Ваулина Елена Юрисовна, доцент кафедры ИТ; организатор Забавнова Марина Витальевна, заместитель директора). 5. «Система методической работы с педагогическим коллективом на основе индивидуально-дифференцированного подхода профессионального развития воспитателя ДОУ». МДОУ «Детский сад № 30 “Северное сияние”», МДОУ «Детский сад №29 “Рябинушка”», г.Инта (научный руководитель Потолицына Наталья Борисовна, профессор кафедры ДОиВ; организатор Елкина Людмила Николаевна, старший воспитатель МДОУ). 6. «Повышение профессионально-педагогической культуры педагога в системе методической работы в школе». МОУ «СОШ №9», г.Печора (научный руководитель Попова Ванда Цветановна, старший преподаватель каф. ПТиСГО; организатор Хозяинова Ольга Викторовна, заместитель директора).^ II. «Современные педагогические технологии в образовании»: 7. «Детская общественная организация как фактор успешного социально-профессионального самоопределения школьников». МОУ СОШ №10, г.Инта (научный руководитель Каменева Наталья Григорьевна, доцент каф. воспитательных технологий; организатор Корягина Светлана Владимировна зам. директора по ВР). 8. «Технология реализации образовательной программы “Развитие”». МДОУ «Детский сад №89», Эжвинский район г.Сыктывкара (научный руководитель Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Тюрнина Елена Юрьевна, старший воспитатель МДОУ). 9. «Становление профильной школы: современные образовательные технологии в системе профессиональной ориентации, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся». МОУ «СОШ № 39», г.Воркута (научный руководитель Максименко Валерий Анатольевич, доцент кафедры ИТ.; организатор Шорохов Аркадий Александрович, заместитель директора). 10. «Реализация концепции индивидуализации в условиях ДОУ». МДОУ «Детский сад №111», г.Сыктывкар (научный руководитель Гудырева Людмила Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Климова Светлана Михайловна, заведующий МДОУ). 11. «Школа – научно-методический центр экологического воспитания и образования». МОУ «СОШ №2», г. Усинск (научный руководитель Скроцкий Болеслав Владимирович, доцент кафедры ЕМО; организатор Мышкина Галина Петровна, заместитель директора). 12. «Организация предшкольной подготовки с учетом развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста». МДОУ «Детский сад №80», г.Сыктывкар (научный руководитель Котречко Ирина Валерьевна, доцент кафедры ПТвНШ; организатор Куратова Светлана Петровна, заведующий МДОУ). 13. «Современные педагогические технологии: развивающее обучение». МОУ «Усогорская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» (научный руководитель Рочев Сергей Алексеевич, старший преподаватель каф. ЕМО; организатор Ульянова Нина Ионовна, директор МОУ ДОД «ДДТ п.Усогорск»). 14. «Совершенствование профессиональной деятельности педагога через моделирования образовательного процесса на деятельностно-развивающей основе». МДОУ «Детский сад № 103, г.Сыктывкар (научный руководитель Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Черникова Любовь Анатольевна, методист РМК). 15. «Моделирование образовательного процесса на деятельностно-развивающей основе. МДОУ «Детский сад №96», г.Сыктывкар (научный руководитель Карманова Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры ДОиВ; организатор Попова Тамара Михайловна, заведующий ДОУ). 16. «Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей раннего возраста, посещающих ДОУ». МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №39», г.Воркута (научный руководитель Королева Анна Владимировна, преподаватель кафедры ДОиВ; организатор Серегина Светлана Григорьевна, педагог-психолог МДОУ). 17. «Психолого-педагогическая поддержка семьи с особыми образовательными потребностями в предшкольный период». МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №24», г.Воркута (научный руководитель Потолицына Наталья Борисовна, доцент кафедры ДОиВ; Игнатова Любовь Васильевна, заведующий МДОУ). 18. «Апробация форм предшкольного образования детей в сетевом взаимодействии». МДОУ «Детский сад №28 “Гулюпи”», МДОУ «Детский сад №20 “Белочка”», МДОУ «Детский сад №31 “Крепыш”», МДОУ «Детский сад №32 “Родничок”», г.Инта (научный руководитель Потолицына Наталья Борисовна, доцент кафедры ДОиВ; Третьяк Наталья Николаевна, ст. воспитатель МДОУ). 19. «Современные образовательные технологии в условиях реализации базисного учебного плана двухуровнего обучения (БУП – 2004)». МОУ «СОШ с.Объячево», Прилузский район (научный руководитель Боровинская Лидия Сергеевна, доцент кафедры ПТиСГО; Масальцев Вячеслав Михайлович, директор). 20. Содержание и организация образовательного процесса в условиях разновозрастного сообщества детей дошкольного возраста». МДОУ «Детский сад», п. Усть-Лекчим Корткеросского района (научный руководитель Хабарова Татьяна Валерьяновна, доцент кафедры ДОиВ; Панюкова Людмила Алексеевна, заведующий МДОУ). 21. «Преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации образовательной системы “Школа 2100”». МДОУ «Детский сад №19», п.г.т. Краснозатонский (научный руководитель Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; Косолапова Марианна Валерьевна, заведующий МДОУ). 22. «Проектная технология в педагогическом процессе малокомплектного ДОУ». МДОУ «Детский сад», с.Вомын Корткеросского района (научный руководитель Остапова Зоя Васильевна, доцент кафедры ДОиВ; Козлова Татьяна Анатольевна, заведующий МДОУ). 23. «Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста». МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8», с.Выльгорт Сыктывдинского района (научный руководитель Третьяк Анна Вячеславовна, научный сотрудник лаборатории моделирования систем ДОУ; Пономарева Валентина Васильевна, заведующий МДОУ). 24. «Формирование исследовательской компетентности педагога по проблемам экологического воспитания». МОУ «СОШ №16, г.Сыктывкар (научный руководитель Коваленко Галина Ивановна, доцент кафедры ЕМО; Степанова Светлана Евгеньевна, педагог-организатор). 25. «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей». МДОУ «Детский сад №22», г.Усинск (научный руководитель Карманова Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры ДОиВ; Волкодав Валентина Петровна, заведующий МДОУ).^ III. «Личностно-ориентированное образование»: 26. «Методическое сопровождение программы развития и воспитания детей в ДОУ Республики Коми “Парма”». МДОУ «Детский сад №106», г.Сыктывкар (научный руководитель Потолицына Наталья Борисовна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Гойман Наталья Ефимовна, заместитель заведующего ДОУ). 27. «Влияние культурных традиций на создание воспитывающей среды в ОУ». МОУ «Русская гимназия», г.Сыктывкар (научный руководитель Попова Ванда Цветановна, старший преподаватель каф. ПТиСГО; организатор Екишева Евгения Анатольевна, заместитель директора/ Ломакина Людмила Борисовна, заместитель директора). 28. «Духовно-нравственное воспитание школьников». МОУ «СОШ №27», Эжвинский район г.Сыктывкара (научный руководитель Попова Ванда Цветановна, старший преподаватель каф. ПТиСГО; организатор Кожухова Валентина Владимировна заместитель директора). 29. «Муниципальные ресурсы как условие нравственно-патриотического воспитания школьника». МОУ «СОШ №2», с. Выльгорт Сыктывдинского района (научный руководитель Адаховская Галина Вениаминовна, методист центра ПиДНВ; организатор Власова Галина Федоровна, заместитель директора). 30. «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ». МОУ «Гимназия №3», г.Инта (научный руководитель Мищенко Нина Михайловна, заведующий центром ПиДНВ; Королева Светлана Семеновна, заместитель директора). 31. «Личностно-ориентированное обучение». МОУ «СОШ №3», п.г.т. Жешарт Усть-Вымского района (научный руководитель Дягилева Людмила Сергеевна, доцент каф. ПТиСГО; Ячменева Галина Викторовна, зам. директора). 32. «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса сельской малокомплектной школы». МОУ «Шошенская ООШ», с.Шошка Сыктывдинского района (научный руководитель Павлова Наталья Анатольевна, профессор кафедры ВПиЗЛ; Кузиванова Ирина Анатольевна, заместитель директора). 33. «Социальное партнерство ДОУ и учреждений дополнительного образования по поддержке талантливых детей в условиях сельской местности». МДОУ «Детский сад №9 “Улыбка”», с.Усть-Кулом (научный руководитель Карманова Юлия Владимировна, старший преподаватель ДОиВ; организатор Педюк Светлана Петровна, заведующий МДОУ). 34. «Создание личностно-ориентированной образовательной среды школы». МОУ «СОШ №31», г.Сыктывкар (научный руководитель Дягилева Людмила Сергеевна доцент каф. ПТиСГО; организатор Анталь Надежда Михайловна, заместитель директора).^ IV. «Организация и содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения» 35. «Разработка и реализация модели предпрофильной и профильной подготовки выпускников основной школы». МОУ «СОШ №1» с. Жешарт Усть-Вымского района (научный руководитель Ваулина Елена Юрисовна, доцент кафедры ИТ; организатор Туркина Галина Сергеевна, заместитель директора по УВР). 36. «Организация профильного обучения в сельской школе». МОУ «Ижемская СОШ» (научный руководитель Коваленко Галина Ивановна, доцент кафедры ЕМО; Бородкина Татьяна Васильевна, заместитель директора). 37. «Предпрофильная и профильная подготовка учащихся». МОУ «СОШ», с. Лопьювад Усть-Куломского района (научный руководитель Рочев Сергей Алексеевич, старший преподаватель каф. ЕМО; Ополовникова Тамара Николаевна, директор). 38. «Профильное обучение на базе Корткеросской СОШ» МОУ «СОШ», с. Корткерос (научный руководитель Китайгородская Галина Ивановна, профессор кафедры ЕМО; Вишератина Татьяна Николаевна, заместитель директора). 39. «Реализация модели профильной школы как ресурсного центра Троицко-Печорского района на базе МОУ “СОШ №1” по направлению “Профильное обучение”». МОУ «СОШ №1», п.г.т.Троицко-Печорск Боровинская Лидия Сергеевна, доцент кафедры ПТиСГО; организатор Митусова Антонина Петровна, заместитель директора). 40. «Профильное обучение». МОУ «СОШ», с.Летка Прилузского района (научный руководитель Плосков Валентин Александрович, доцент кафедры ЕМО; Плосков Василий Александрович, заместитель директора).В течение года были закрыты: 1. «Управление качеством муниципальной системы образования». Управление образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» (научный руководитель Навазова Татьяна Гавриловна, ректор КРИРО; организатор Зезегова Антонина Валентиновна, заведующий РМК). 2. «Управление качеством муниципальной системы образования». Методический кабинет УО администрации МО ГО «Усинск» (научный руководитель Башканова Галина Леонидовна, декан факультета УО; организатор Сенникова Татьяна Владимировна, заведующий РМК). 3. «Управление системой оценки качества образования на муниципальном уровне». Управление образования администрации муниципального района «Корткеросский» (научный руководитель Рассыхаева Ирина Евгеньевна, декан факультета ОО; организатор Киселева Вера Владимировна начальник УО). 4. «Детская общественная организация как фактор успешного социально-профессионального самоопределения школьников».МОУ СОШ №10, г.Инта (научный руководитель Каменева Наталья Григорьевна, доцент каф. воспитательных технологий; организатор Корягина Светлана Владимировна зам. директора по ВР). 5. «Становление профильной школы: современные образовательные технологии в системе профессиональной ориентации, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся». МОУ «СОШ № 39», г.Воркута (научный руководитель Максименко Валерий Анатольевич, доцент кафедры ИТ.; организатор Шорохов Аркадий Александрович, заместитель директора). 6. «Современные педагогические технологии: развивающее обучение». МОУ «Усогорская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» (научный руководитель Рочев Сергей Алексеевич, старший преподаватель каф. ЕМО; организатор Ульянова Нина Ионовна, директор МОУ ДОД «ДДТ п.Усогорск»). 7. «Апробация форм предшкольного образования детей в сетевом взаимодействии». МДОУ «Детский сад №28 “Гулюпи”», МДОУ «Детский сад №20 “Белочка”», МДОУ «Детский сад №31 “Крепыш”», МДОУ «Детский сад №32 “Родничок”», г.Инта (научный руководитель Потолицына Наталья Борисовна, доцент кафедры ДОиВ; Третьяк Наталья Николаевна, ст. воспитатель МДОУ). 8. «Влияние культурных традиций на создание воспитывающей среды в ОУ». МОУ «Русская гимназия», г.Сыктывкар (научный руководитель Попова Ванда Цветановна, старший преподаватель каф. ПТиСГО; организатор Екишева Евгения Анатольевна, заместитель директора/ Ломакина Людмила Борисовна, заместитель директора). 9. «Духовно-нравственное воспитание школьников». МОУ «СОШ №27», Эжвинский район г.Сыктывкара (научный руководитель Попова Ванда Цветановна, старший преподаватель каф. ПТиСГО; организатор Кожухова Валентина Владимировна заместитель директора). 10. «Личностно-ориентированное обучение». МОУ «СОШ №3», п.г.т. Жешарт Усть-Вымского района (научный руководитель Дягилева Людмила Сергеевна, доцент каф. ПТиСГО; Ячменева Галина Викторовна, зам. директора). 11. «Социальное партнерство ДОУ и учреждений дополнительного образования по поддержке талантливых детей в условиях сельской местности». МДОУ «Детский сад №9 “Улыбка”», с.Усть-Кулом (научный руководитель Карманова Юлия Владимировна, старший преподаватель ДОиВ; организатор Педюк Светлана Петровна, заведующий МДОУ). 12. «Создание личностно-ориентированной образовательной среды школы». МОУ «СОШ №31», г.Сыктывкар (научный руководитель Дягилева Людмила Сергеевна доцент каф. ПТиСГО; организатор Анталь Надежда Михайловна, заместитель директора). 13. «Разработка и реализация модели предпрофильной и профильной подготовки выпускников основной школы». МОУ «СОШ №1» с. Жешарт Усть-Вымского района (научный руководитель Ваулина Елена Юрисовна, доцент кафедры ИТ; организатор Туркина Галина Сергеевна, заместитель директора по УВР). 14. «Организация профильного обучения в сельской школе». МОУ «Ижемская СОШ» (научный руководитель Коваленко Галина Ивановна, доцент кафедры ЕМО; Бородкина Татьяна Васильевна, заместитель директора). 15. «Предпрофильная и профильная подготовка учащихся». МОУ «СОШ», с. Лопьювад Усть-Куломского района (научный руководитель Рочев Сергей Алексеевич, старший преподаватель каф. ЕМО; Ополовникова Тамара Николаевна, директор). 16. «Профильное обучение на базе Корткеросской СОШ» МОУ «СОШ», с. Корткерос (научный руководитель Китайгородская Галина Ивановна, профессор кафедры ЕМО; Вишератина Татьяна Николаевна, заместитель директора). 17. «Реализация модели профильной школы как ресурсного центра Троицко-Печорского района на базе МОУ “СОШ №1” по направлению “Профильное обучение”». МОУ «СОШ №1», п.г.т.Троицко-Печорск Боровинская Лидия Сергеевна, доцент кафедры ПТиСГО; организатор Митусова Антонина Петровна, заместитель директора). 18. «Профильное обучение». МОУ «СОШ», с.Летка Прилузского района (научный руководитель Плосков Валентин Александрович, доцент кафедры ЕМО; Плосков Василий Александрович, заместитель директора). 19. «Реализация концепции индивидуализации в условиях ДОУ». МДОУ «Детский сад №111», г.Сыктывкар (научный руководитель Гудырева Людмила Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Климова Светлана Михайловна, заведующий МДОУ). 20. «Совершенствование профессиональной деятельности педагога через моделирования образовательного процесса на деятельностно-развивающей основе». МДОУ «Детский сад № 103, г.Сыктывкар (научный руководитель Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Черникова Любовь Анатольевна, методист РМК). 21. «Моделирование образовательного процесса на деятельностно-развивающей основе. МДОУ «Детский сад №96», г.Сыктывкар (научный руководитель Карманова Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры ДОиВ; организатор Попова Тамара Михайловна, заведующий ДОУ).По заявкам, поступившим от образовательных учреждений, открыты новые ОМП: 1. «Индивидуально-дифференцированный подход в системе коррекционно-развивающей работы ДОУ компенсирующего вида». МДОУ «Детский сад №98», г.Сыктывкар (научный руководитель Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Тимкина Татьяна Анатольевна, заведующий МДОУ). 2. «Использование ИКТ в образовательном процессе ОУ». МОУ «СОШ №5», г.Инта (научный руководитель Ваулина Елена Юрисовна, доцент кафедры ИТ; организатор Крук Людмила Васильевна, заместитель директора). 3. «Методическое сопровождение образовательной программы “Дзолюк” в условиях национального детского сада». МДОУ «Детский сад “Оз тусь”», с.Нижний Воч Усть-Куломского района (научный руководитель Остапова Зоя Васильевна, доцент кафедры ДОиВ; организатор Морохина Клавдия Елизаровна, заведующий МДОУ).^ ОМП, действующие в 2010г. (согласно государственному заданию) № ОМП Научный руководитель.Организатор ОМП. Результат I. «Технологии управления образованием» 1. «Управление качеством муниципальной системы образования». ^ Управление образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Навазова Татьяна Гавриловна, ректор КРИРО; Зезегова Антонина Валентиновна, заведующий РМК. Модель муниципальной системы оценки качества образования.Методические рекомендации «Управление качеством муниципальной системы образования». 2. «Управление качеством муниципальной системы образования»^ Методический кабинет УО администрации МО ГО «Усинск» Башканова Галина Леонидовна, декан факультета УО.Сенникова Татьяна Владимировна заведующий РМК. Модель муниципальной системы оценки качества образования.Методические рекомендации «Управление качеством муниципальной системы образования». 3. «Управление системой оценки качества образования на муниципальном уровне». ^ Управление образования администрации муниципального района «Корткеросский» Рассыхаева Ирина Евгеньевна, декан факультета ОО; Киселева Вера Владимировна начальник УО. Программа деятельности 4. «Управление изменениями в образовательном учреждении в условиях информатизации учебно-воспитательного процесса»^ МОУ «Лицей №1», г.Инта Ваулина Елена Юрисовна, доцент кафедры ИТ.Забавнова Марина Витальевна, заместитель директора. Конкурс компьютерных новогодних рисунков среди учащихся 2-11 классов.Участие школьников в дистанционных курсах: «web- конструирование», «Пишем на компьютере» Роботландского университета, в работе сетевого сообщества «Дневник», в дистанционных олимпиадах, конкурсах: «Эрудиты планеты», Международная олимпиада по основам наук, Интернет–олимпиады по информатике и математике, «Инфознайка», «Кит». 5. «Развитие профессионально-педагогической культуры педагога в системе методической работы в школе»^ МОУ «СОШ №9», г.Печора Попова Ванда Цветановна, старший преподаватель каф. ПТиСГО.Хозяинова Ольга Викторовна, заместитель директора. Семинар для педагогов «Деятельностный подход в воспитании. Субъект-субъектные отношения».Проект «Педагогическая гостиная “Когда закончатся уроки…”».Мониторинг уровня воспитанности учащихся на основе педагогических диагностик. 6. «Система методической работы с педагогическим коллективом на основе индивидуально-дифференцированного подхода профессионального развития воспитателя ДОУ»^ МДОУ «Детский сад № 30 “Северное сияние”», МДОУ «Детский сад №29 “Рябинушка”», г.Инта Потолицына Наталья Борисовна, профессор кафедры ДОиВ. Елкина Людмила Николаевна, старший воспитатель МДОУ. Проект «Методическое сопровождение формирования готовности педагога к инновационной деятельности через интерактивные формы работы».Проект «Внимание – дети!». Формирование у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль (умение применять полученные ранее знания и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.Методическое сопровождение формирования готовности педагога к инновационной деятельности через интерактивные формы работы. ^ II. «Современные педагогические технологии в образовании» 7 «Детская общественная организация как фактор успешного социально-профессионального самоопределения школьников». МОУ СОШ №10, г.Инта Каменева Наталья Григорьевна, доцент каф. воспитательных технологий.Корягина Светлана Владимировна зам. директора по ВР. Методические рекомендации«Детская общественная организация как фактор успешного социально-профессионального самоопределения школьников». 8. «Технология реализации образовательной программы “Развитие”»^ МДОУ «Детский сад №89», Эжвинский район г.Сыктывкара Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ.Тюрнина Елена Юрьевна, старший воспитатель МДОУ. Материалы по диагностике детей 6-7 года жизни.Перфокарты контроля по отслеживанию результатов деятельности воспитателей по освоению программы «Развитие».Дидактические материалы из опыта работы педагогов. 9. «Становление профильной школы: современные образовательные технологии в системе профессиональной ориентации, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся»^ МОУ «СОШ № 39», г.Воркута Максименко Валерий Анатольевич, доцент кафедры ИТ. Шорохов Аркадий Александрович, заместитель директора. Круглый стол по тематике проблемно ориентированного анализа. Обучающий семинар «Методические рекомендации к анализу современного урока». Фестиваль «Современные педагогические идеи в организации современного, качественного образовательного процесса на уроке».Разработка рабочих тетрадей профориентационной направленности «Человек-профессия», «Мир профессий». 10. «Реализация концепции индивидуализации в условиях ДОУ»^ МДОУ «Детский сад №111», г.Сыктывкар Гудырева Людмила Николаевна, доцент кафедры ДОиВ. Климова Светлана Михайловна, заведующий МДОУ. Методические рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Модульный подход к реализации образовательной программы в условиях ДОУ». 11. «Школа – научно-методический центр экологического воспитания и образования»^ МОУ «СОШ №2», г. Усинск Скроцкий Болеслав Владимирович, доцент кафедры ЕМО.Мышкина Галина Петровна, заместитель директора. Факультативы, интегрированный курс "Экология", кружки, клуб.Сборник работ учителей по экологическому воспитанию.Сборник контрольно-измерительных материалов по экологии. 12. «Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей раннего возраста, посещающих ДОУ»^ МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления№39», г.Воркута Королева Анна Владимировна, преподаватель кафедры ДОиВ.Серегина Светлана Григорьевна, педагог-психолог МДОУ. Проекты индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста 13. «Психолого-педагогическая поддержка семьи с особыми образовательными потребностями в предшкольный период»^ МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №24», г.Воркута Потолицына Наталья Борисовна, доцент кафедры ДОиВ.Игнатова Любовь Васильевна, заведующий МДОУ. Индивидуальная коррекционно – развивающая программа по развитию познавательных процессов.Рабочая учебная программа по познавательному развитию для детей 7 года. 14. «Апробация форм предшкольного образования детей в сетевом взаимодействии»^ МДОУ «Детский сад №28 “Гулюпи”»,МДОУ «Детский сад №20 “Белочка”», МДОУ «Детский сад №31 “Крепыш”», МДОУ «Детский сад №32 “Родничок”», г.Инта Потолицына Наталья Борисовна, доцент кафедры ДОиВ.Третьяк Наталья Николаевна, ст. воспитатель МДОУ. Модель предшкольного образования 15. «Современные образовательные технологии в условиях реализации базисного учебного плана двухуровнего обучения (БУП – 2004)»^ МОУ «СОШ с.Объячево», Прилузский район Боровинская Лидия Сергеевна, доцент кафедры ПТиСГО.Масальцев Вячеслав Михайлович, директор. Программа ОМП. Семинар «Деятельность ОМП в условиях реализации «БУП 2004» и перехода к введению стандартов второго поколения».Создание научного общества учащихся «Эврика» (пакет документов: Положение, Устав, Программа) 16. «Содержание и организация образовательного процесса в условиях разновозрастного сообщества детей дошкольного возраста»^ МДОУ «Детский сад», п. Усть-Лекчим Корткеросского района Хабарова Татьяна Валерьяновна, доцент кафедры ДОиВ.Панюкова Людмила Алексеевна, заведующий МДОУ. Методическое пособие «Содержание и организация образовательного процесса в условиях разновозрастного сообщества детей дошкольного возраста» (на примере сельского малокомплектного детского сада) 17. «Преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации образовательной системы “Школа 2100”»^ МДОУ «Детский сад №19», п.г.т. Краснозатонский Штекляйн Светлана Николаевна, доцент кафедры ДОиВ.Косолапова Марианна Валерьевна, заведующий МДОУ. Программа взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в области преемственности содержания ОС «Школа 2100» и новых ФГОС по начальному общему образованию 18. «Проектная технология в педагогическом процессе малокомплектного ДОУ»^ МДОУ «Детский сад»,с.Вомын Корткеросского района Остапова Зоя Васильевна, доцент кафедры ДОиВ.Козлова Татьяна Анатольевна, заведующий МДОУ. Телепередачи «Чолöм, дзолюк» (канал «Юрган») по темам «Лето», «Осень».Методические разработки проектов и занятий по теме «Времена года». 19. «Современные педагогические технологии: развивающее обучение»^ МОУ «Усогорская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»п.г.т. Усогорск Рочев Сергей Алексеевич, старший преподаватель.Ульянова Нина Ионовна, директор МОУ ДОД «ДДТ п.Усогорск». Положение о единой образовательной комиссии. Методические рекомендации по интеграции систем основного и дополнительного образования (на основе уже имеющегося: опыта и ряда теоретических предположений) с целью создания единого образовательного пространства в п.Усогорск. 20. «Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»^ МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8», с.ВыльгортСыктывдинского района Третьяк Анна Вячеславовна, научный сотрудник лаборатории моделирования систем ДОУ.Пономарева Валентина Васильевна, заведующий МДОУ. Программа тренинговых занятий «Ниточка доверия» 21. «Формирование исследовательской компетентности педагога по проблемам экологического воспитания»МОУ «СОШ №16,г.Сыктывкар Коваленко Галина Ивановна, доцент кафедры ЕМО.Степанова Светлана Евгеньевна, педагог-организатор. Проект «Молодые исследователи – городу Сыктывкару!»Организация школьного научного общества. Программа ШНО. 22. Организация предшкольной подготовки с учетом развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста^ МДОУ «Детский сад №80»,г.Сыктывкар Котречко Ирина Валерьевна, доцент кафедры ПТвНШ.Куратова Светлана Петровна, заведующий МДОУ. Научно – методическая разработка «Особенности развития предпосылок метапредметных и личностных УУД в старшем дошкольном возрасте». 23. «Совершенствование профессиональной деятельности педаго ^ 2.3.Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта Изучение и трансляция передового педагогического опыта является одним из ведущих направлений деятельности института как регионального научно-методического центра развития образования. Системная работа велась по следующим направлениям, определенным в государственном задании:2.3.1. Изучение, обобщение и распространение опыта работы образовательных учреждений, имеющих статус республиканской экспериментальной площадки (РЭП), опорно-методической площадки (ОМП), ресурсного центра (РЦ), базовых (опорных). В 2010 г. институт курировал 4 РЭП, 40 ОМП, 12 РЦ, 51 базовую (опорную) школу. Их опыт проанализирован, систематизирован и обобщен в 13 материалах общим объемом 24 п.л., в том числе: в 9 статьях в журнале «Образование в Республике Коми», в 4 методических рекомендациях и пособиях: 1. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование программы развития дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации из опыта работы руководителя ДОУ. – Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2010 г.-66 с. 2. Гудырева Л.Н., Климова С.Н. Модульный подход к реализации образовательной программы в условиях ДОУ. Методические рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2010 г.-84 с.3. Формирование общих учебных умений и навыков учащихся: Курс практических учебных занятий с педагогами общеобразовательных школ. Составитель: Куликова Е.М.- / Под ред. Дягилевой Л.С. Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2010 г.-213 с. 4. Коми национальная гимназия – ресурсный центр внедрения НРК в образовательный процесс. Ярошенко Е.Н., Шеболкина Е.П. Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2010 г.- 80 с.^ 2.3.2. Диссеминация опыта учителей-победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Диссеминация предполагает особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом. Основные формы диссеминации, реализуемые КРИРО: 1) накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего: -создание банков инноваций; -профессиональную экспертизу инновационных продуктов; -обобщение информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам;2) тьюторская поддержка школ, осваивающих инновационный опыт победителей ПНПО;3) поддержка и развитие всех форм взаимодействия общеобразовательных учреждений – победителей ПНПО;4) информирование и пропаганда в средствах массовой информации достижений лучших педагогов. Продуктом деятельности по данному направлению может рассматриваться мотивационная и научно-методическая готовность учителя к трансляции ППО на разных уровнях, разработка новых инновационных проектов. Здесь можно отметить участие победителей ПНПО