Реферат по предмету "Разное"


2 разработка раздела аб "по аудиту естественных монополий: рао еэс, рао газпром"

2.2.7. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА АБ "ПО АУДИТУ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: РАО ЕЭС, РАО ГАЗПРОМ" Введение В настоящий момент процесс установления цен и тарифов на товары и услуги, предоставляемые естественными монополиями, не является прозрачным в финансовом отношении. Это создает предпосылки для использования естественными монополиями своего монопольного положения в отраслях, в которых они действуют, для необоснованного завышения цен и тарифов потребителям. Необоснованность назначаемых естественными монополиями цен и тарифов проявляется на отдельных частных примерах, когда цены и тарифы, назначаемые естественными монополиями, сопоставляются с неким внешним реперным показателем в тех случаях, когда потребителям все-таки удается найти альтернативные способы получения товаров и услуг, как правило, предоставляемых естественными монополиями. Один из таких примеров дает металлургическая отрасль. Многие крупные предприятия металлургии под давлением цен и тарифов на электроэнергию, назначаемых зональными электросетями, вынуждены идти на создание собственных генерирующих мощностей. Себестоимость электроэнергии, получаемой металлургическими предприятиями на этих мощностях, в разы отличается от тарифа на электроэнергию, поставляемую зональными энергетическими системами. Так, электроэнергия, самостоятельно вырабатываемая Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) на построенных комбинатом тепловых электростанциях, обходится ММК в 2,5-3 раза дешевле, чем электроэнергия, поставляемая Челябэнерго. Использование электроэнергии, поставляемой естественными монополистами, вдет к нарастанию издержек производства металлургической продукции свыше уровня, позволяющего сохранить ее конкурентоспособность. В этой ситуации ММК перешел к самостоятельному обеспечению себя электроэнергией в размере 80% потребности комбината и панирует перейти к самостоятельному стопроцентному обеспечению электроэнергией в ближайшие год-два. Аналогичная ситуация складывается и на других предприятиях черной металлургии, которые в нарастающей мере удовлетворяют свои потребности в электроэнергии за счет собственных генерирующих мощностей. На ряде крупных предприятиях доля электроэнергии собственного производства достигает от 30 до 50 процентов энергобаланса. Сказанное свидетельствует о необоснованности цен и тарифов естественных монополий, их отрыве от себестоимости производства предоставляемых предприятиями отраслей, находящихся в состоянии естественной монополии, товаров и услуг.^ Задачи аудита естественных монополий Поскольку в конечном итоге в основу цен и тарифов естественных монополий закладывается себестоимость предоставляемых ими услуг и товаров, целью аудита естественных монополий, прежде всего, должен стать анализ используемой на этих предприятиях системы учета затрат и расчета себестоимости единицы продукции. Эта задача упрощается тем обстоятельством, что естественные монополии производят гомогенную продукцию: электроэнергию, газ, тепло или оказывают однородные по своему характеру услуги: железнодорожные пассажирские и грузовые перевозки. В качестве одной из предпосылок проведения аудита естественных монополий предполагается, что под статус естественной монополии подпадает только основная деятельность естественной монополии, в то время как неосновная деятельность, т.е. все прочие виды коммерческой и некоммерческой деятельности под этот статут не подпадают.Целью аудита естественных монополий должна стать оценка обоснованности цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, выявление монопольной сверхприбыли, извлекаемой как посредством превышения нормы прибыли естественных монополий над нормальным уровнем, соответствующим условиям рыночной конкуренции (например, среднего показателя нормы прибыли по стране), так и посредством осуществления неучтенных поставок товаров и услуг, не отражающихся в бухгалтерском учете и отчетности предприятия. Для решения последней задачи особую роль при проведении аудита следует отвести оценке внутри корпоративных систем контроля (контроллинга), используемых в естественных монополиях.^ Конкретные задачи аудита естественных монополий Анализ перечня и размера затрат, включаемых естественными монополиями в расчет себестоимости единицы продукции. Установить, включаются ли в эти затраты только затраты на основную деятельность, или за счет основной деятельности идет перекрестное субсидирование неосновной. Ведется ли в естественной монополии раздельный учет затрат на основную и неосновную деятельность. Сопоставление расценок на товары и услуги, получаемые от собственных подразделений и на аналогичные товары и услуги, предлагаемые независимыми отечественными и зарубежными поставщиками. Сопоставление среднего уровня заработной платы сотрудников естественных монополий по профессиональным категориям со средним по стране уровнем заработной платы рабочих и служащих аналогичных специальностей, работающих в аналогичных климатических условиях. Доля накладных затрат в себестоимости продукции. Анализ обоснованности и правильности начисления накладных затрат. Финансирование: сопоставление фактических и рыночных условий долгосрочного и краткосрочного кредитования естественных монополий. Анализ системы внутреннего контроля в естественных монополиях, оценка ее эффективности с точки зрения выявления и пресечения неучтенных и не отражающихся в финансовой отчетности поставок. Анализ структуры активов естественных монополий с точки зрения их соответствия задачам основной деятельности. Анализ начисления износа и списания стоимости активов, относящихся к основной и неосновной деятельности. Анализ начисления затрат на износ (амортизацию) долгосрочных активов на себестоимость реализованной продукции. Выявление перекрестного субсидирования активов, используемых для неосновной деятельности, за счет основной посредством покрытия за счет последней затрат на их износ. Анализ инвестиционной и научно-исследовательской деятельности естественных монополий. Анализ использования нераспределенной прибыли. Анализ финансовой устойчивости естественных монополий, их рентабельности, эффективности финансирования и т.д. на основе основных финансовых коэффициентов в сопоставлении с аналогичным коэффициентами для естественных монополий аналогичного отраслевого профиля в других странах и предприятиями конкретного сектора. Предлагается использовать следующие коэффициенты:^ Назначение и основные виды аналитических коэффициентов Аналитические коэффициенты представляют собой соотношения важнейших показателей финансовой отчетности компании. Эти соотношения, полученные на основе данных отчетного периода, сопоставляются с аналогичными соотношениями за предшествующие периоды, а также с аналогичными показателями по другим компаниям и данными в целом по данной отрасли. Данные по отрасли в целом берутся как медианные, а не средние, что позволяет исключить влияние экстремальных показателей детальности отдельных компаний, которые, как правило, носят случайный характер и не отражают реальных тенденций развития отрасли. Между тем, если бы отраслевые показатели брались бы не как медианные, а как средние, то экстремальные показатели учитывались бы при расчете средней. Поэтому для выявления общеотраслевых тенденций последняя является менее точным ориентиром.1 Сопоставление соотношений важнейших показателей деятельности компании за различные периоды позволяет проследить динамику эффективности ее работы, увидеть тенденции ее развития за последние несколько лет. Сравнение же этих соотношений с аналогичными соотношениями по другим фирмам и по отрасли в целом позволяет сопоставить эффективность данной компании и ее конкурентов, а также оценить ее работу на фоне показателей по отрасли в целом. Очевидно, что такой анализ представляет бесспорную ценность и для руководства компании, и для заинтересованных в результатах ее деятельности сторонних лиц, прежде всего - кредиторов и инвесторов, которые на основе этих данных смогут принять решения о перспективности вложения средств в данную фирму. Кроме того, анализ финансовых коэффициентов, построенных на основе данных отчетности компании, позволяет выявить ее слабые, уязвимые стороны. В зависимости от функционального назначения аналитические коэффициенты делятся на два вида: первичные, причинные, отражающие причинно-следственные зависимости между показателями деятельности компании, и вторичные, результативные, характеризующие эффективность ее работы с финансовой точки зрения. Первичные или причинные коэффициенты называются так потому, что заложенные в их основу параметры могут быть сознательно определены или изменены руководством компании, в то время как вторичные или результативные коэффициенты указывают на последствия действий руководства компании, отражаемых в первичных коэффициентах.^ Первичные финансовые коэффициенты 1) Соотношение чистой прибыли и чистого объема продаж Соотношение чистой прибыли и чистого объема продаж (net profit to net sales или return on sales ratio) определяется на основе данных отчета о прибылях и убытках за конкретный учетный период и рассчитывается путем деления показателя чистой прибыли (чистой прибыли) на чистый объем продаж (стоимость продаж в течение периода за вычетом возврата реализованной продукции) и умножения полученного результата на 100%. В зависимости от преследуемых при проведении анализа целей используется либо окончательный, либо промежуточный итог расчета показателя чистой прибыли: это может быть: окончательный итог (чистая прибыль после вычета налогов), и один из промежуточных - чистая прибыль до вычета налогов (этот показатель позволяет проводить непосредственные сопоставления между фирмами одной и той же отрасли независимо от наличия у них задолженности по выплате налогов, использования ими налоговых скидок или кредитов), чистая прибыль от основной деятельности до учета прибылей и убытков от хозяйственных операций, не входящих в основную деятельность, и операций, носящих для данной копании неповторяющийся, случайный характер (чтобы сгладить влияние этих операций на показатель чистой прибыли или чистой прибыли2), чистая прибыль (прибыль) до учета результатов финансовой деятельности компании -вычета затрат на выплату процентов и прибавления поступлений от вложений в ценные бумаги других организаций (это позволяет нивелировать эффекты финансовой деятельности и структуры задолженности компании, ее воздействие на показатель чистой прибыли) или чистая прибыль до выплат владельцам компании. Соотношение чистой прибыли (прибыли) и чистого объема продаж отражает ту часть денежных поступлений, которая реально остается в руках компании с каждого рубля реализованной продукции. Чем выше этот показатель, тем большими возможностями располагает компания для финансирования своего развития за счет внутренних источников. При его росте расширяются возможности фирмы самостоятельно финансировать свой оборотный капитал, не привлекая в этих целях внешние источники финансирования и не отвлекая финансовые ресурсы для выплату процентов по кредитам. Если же этот показатель от периода к периоду характеризуется тенденцией к убыванию, то это означает, что со временем компания лишится возможности самостоятельно финансировать свою деятельность и получать прибыль. При осуществлении продаж в убыток данный коэффициент принимает отрицательное значение, что, при прочих равных, вдет к необходимости расширения заимствования средств для финансирования оборотного капитала и сокращению капитала владельцев компании (всех активов за вычетом всех пассивов). На соотношение чистой прибыли и чистых продаж оказывают воздействие следующие факторы: уровень цен на продукцию компании объем продаж контроль за уровнем издержек производства. Данный коэффициент приобретает еще большую аналитическую ценность если его рассмотреть в сочетании с рядом других соотношений, которые аналитик финансовых результатов деятельности компании может рассчитать по собственному усмотрению. К их числу относятся: соотношение прямых и косвенных затрат на рабочую силу (т.е., затрат, непосредственно переносимых на себестоимости единицы продукции, и затрат, переносимых на себестоимость при помощи расчетных коэффициентов) объем продаж или прибыли в расчете на один метр производственных или торговых площадей объем продаж в расчете на одного работника сумма годовых затрат на основные производственные фонды в расчете на одного работника чистая прибыль в расчете на одного работника и.д.Применительно к естественным монополиям слишком большая велича данного коэффициента (по сравнению с предшествующими периодами или аналогичными предприятиями в других странах, или предприятиями конкурентного сектора может свидетельствовать о наличии монопольной сверхприбыли, особенно при низком уровне приведенных выше показателей, характеризующих эффективность основной деятельности предприятия.^ 2) Соотношение чистого объема продаж и общей стоимости активов Данный коэффициент рассчитывается при помощи деления чистого объема продаю на общую стоимость всех активов компании. В отличие от соотношения чистой прибыли и чистой стоимости продаж, этот коэффициент выражается не процентах, а в разах. Соотношение чистого объема продаж и общей стоимости активов (asset utilization ratio или asset management ratio) дает представление о том, сколько продукции компания реализует исходя из наличия у нее определенного количества активов. Иначе говоря, этот коэффициент показывает, насколько приобретение активов способствует увеличению росту объема продаж продукции компании на рынке, а значит - получению ею дохода. Данное соотношение служит инструментом контроля за расходованием средств компании на приобретение активов с точки зрения того, насколько оно способствует достижению основной цели компании - расширения сбыта ее продукции на рынке и получению в результате прибыли. Данный коэффициент служит как бы агрегированным показателем, отражающим воздействие ряда других показателей, которые будут рассмотрены далее в настоящей главе: среднего срока поступления платежей по дебиторской задолженности, соотношения себестоимости реализованной продукции и стоимости товарно-материальных запасов и соотношения чистого объема продаж и стоимости основных средств. Кроме того, на его значение оказывает воздействие ряд других важнейших показателей финансовой отчетности компании, таких как сумма располагаемых ею наличных средств и краткосрочных вложений финансовых ресурсов, прочих текущих и нетекущих активов. Соотношение чистого объема продаж и общей стоимости активов в сочетании с соотношением чистой прибыли и чистого объема продаж оказывает непосредственное воздействие на уровень доходности капитала владельцев компании. Чем выше оба этих показателя и каждый из них в отдельности, тем более доходно вложение средств в нее как в текущей, так и в долгосрочной перспективе. Последнее объясняется более широкими возможностями финансирования расширения деятельности компании, ее роста за счет внутренних ресурсов, снижением или вовсе устранением необходимости привлечения заемных средств, выплаты по которым приведут к снижению части прибыли, остающейся в руках владельцев (акционеров) компании. Вместе с тем, гипертрофированное увеличение соотношения чистого объема продаж и общей стоимости активов на фоне характерного для данной отрасли уровня этого показателя или в сравнении с его значением за предшествующие периоды деятельности компании должно насторожить финансового аналитика, поскольку оно может быть следствием декапитализации компании или снижением суммы ее высоко ликвидных текущих активов. В последнем случае компания может оказаться не в состоянии покрыть свои текущие обязательства за счет текущих активов и оказаться в ситуации банкротства. Поэтому данный коэффициент, несмотря на то что он имеет самостоятельное аналитическое значение, не следует рассматривать в отрыве от других первичных и вторичных финансовых коэффициентов. При оценке данного показателя применительно к российским естественным монополиям следует учесть очень значительную степень износа их активов, а также то обстоятельство, что оценка этих активов в соответствии с международными правилами начисления износа дала бы существенно меньшее значение их стоимости. В тоже время, эти активы способны в течение достаточно длительного времени давать их владельцам весьма приличную норму прибыли, что повышает их стоимость в соответствии с международным определением стоимости активов как средства получения дохода в будущем (т.е. стоимость активов может быть оценена на основе дисконтированного притока денежных средств в оставшийся период их эксплуатации). В любом случае, для получения достоверной оценки эффективности использования активов естественных монополий необходимо проведение их предварительной оценки независимым объективным оценщиком, имеющим международное подтверждение своей квалификации.^ 3) Средний срок поступления платежей по дебиторской задолженности Средний срок поступления платежей по дебиторской задолженности (collection period of accounts receivable) может быть рассчитан несколькими способами. Наиболее подробным и в наиболее полной мере отражающим хозяйственной значение данного показателя является первый способ, который предполагает осуществление следующих шагов:Шаг I Определение общей суммы продаж, осуществляемых компанией в кредит. Если компания производит все свои продажи в кредит, то эта сумма окажется равной сумме чистого объема продаж, взятой из отчета о прибылях и убытках. Если же компания продает свою продукцию и в кредит, и за наличный расчет, то стоимость продаж за наличный расчет должна быть вычтена из общей сумы чистых продаж. Это связано с тем, что продажи за наличный расчет не связаны с риском непоступления платежей по ним, характерным для продаж в кредит.Шаг II Определение суммы продаж в кредит в расчете на один день посредством деления общей суммы продаж в кредит на 365 дней в году.Шаг III Вычисление общей суммы дебиторской задолженности действовавшей в течение учетного периода (по счетам покупателей, их векселям и торговым акцептам).Шаг IV Вычисление среднего срока поступления платежей по дебиторской задолженности посредством деления общей суммы дебиторской задолженности на сумму продаж в кредит в течение одного дня. Существуют также два упрощенных способа вычисления среднего срока поступления платежей по дебиторской задолженности. Первый из них предполагает осуществление следующих шагов:Шаг I Стоимость дебиторской задолженности на конец учетного периода умножается на 365 дней в году.Шаг II Полученный результат делится на чистый объем продаж в течение учетного периода.Шаг III Результат проведенного деления округляется до ближайшего целого числа, которое и считается средним числом дней (сроком) поступления платежей по дебиторской задолженности. При такой методологии расчета среднего срока поступления платежей по дебиторской задолженности не учитывается то обстоятельство, что часть продаж была осуществлена за наличный расчет. Эта часть может быть весьма значительной и даже преобладающей. Аналогичный недостаток имеет и альтернативная ей метода расчета:Шаг I Чистый объем продаж за год делится на 365 и получается чистый объем продаж за день.Шаг II Сумма дебиторской задолженности на конец года делится на полученный при выполнении Шага I результат.Шаг III Полученное частное деление округляется до ближайшего целого числа, составляющего среднее число дней поступления платежей по дебиторской задолженности. Более предпочтительным является использование первого (четырехшагового) метода расчета среднего срока поступления платежей по дебиторской задолженности. Это становится очевидным при рассмотрении тех хозяйственных явлений в деятельности компании, которые характеризует данный показатель: Прежде всего, он отражает эффективность политики компании по кредитованию покупателей с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит, показывает, насколько реальный срок поступления платежей по оплате дебиторской задолженности покупателями отличается от плановых установок компании в отношении этого срока. Кроме того, он показывает вероятность списания дебиторской задолженности в результате непоступления платежей по ее оплате, т.е. характеризует степень коммерческого риска, обусловленного реализацией товара в кредит. Наконец, он позволяет сопоставить условия кредитования покупателей, предлагаемые данной компанией, с одной стороны, и ее конкурентами - с другой, а также провести сравнение этих условий со сложившейся в данной отрасли практикой предоставления кредита покупателям по оплате товара. В целом, чем меньше срок поступления оплаты по дебиторской задолженности со стороны покупателей, тем благоприятнее последствия для финансового состояния компании. По мере сокращения этого срока повышается степень использования ее активов, снижается уровень задолженности и повышается доходность капитала ее владельцев. Вместе с тем, чисто формальное стремление снизить его за счет введения более жестких условий кредитования может оттолкнуть часть покупателей и переориентировать их на конкурентов компании. Анализ данного показателя позволяет компании наметить оптимальную политику по предоставления кредита покупателям, которая, с одной стороны, не вела бы к чрезмерным потерям, вызванным отсутствием оплаты или несвоевременной оплатой проданного в кредит товара (оказанной услуги), а с другой - не отпугнула бы покупателей слишком жесткими условиями продажи (отсутствием или короткими сроками оплаты за реализованный товар). В рамках такой политики компания может определить систему скидок за незамедлительную оплату товара или его оплату в течение определенного оговоренного в контракте срока, а также штрафов (пени) за просроченную оплату.4) ^ Коэффициент оборачиваемости ТМЗ Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов представляет собой соотношение себестоимости реализованной продукции и стоимости ТМЗ (inventory turnover ratio или cost of sales to inventiry ratio). Данный коэффициент рассчитывается путем деления себестоимости реализованной за отчетный период продукции на стоимость ТМЗ на конец данного периода. Использование себестоимости реализованной продукции, а не стоимость ее продаж за период при расчете данного показателя обусловлено тем, что ТМЗ как правило отражаются в учете по себестоимости (реже - по рыночной цене, если последняя ниже). В некоторых случаях более объективную оценку дает использование стоимости ТМЗ не на конец учетного периода, а среднего значения стоимости ТМЗ за период. Это особенно верно при наличии существенных расхождений между стоимостью ТМЗ на конец периода и их средней стоимостью за период, как это часто бывает в производствах, характеризующихся значительными сезонными колебаниями сбыта и уровня запасов. Оборачиваемость же запасов характеризует не только эффективность организации управления производством, но и эффективность снабжения, организации закупок. Этот коэффициент служит показателем эффективности деятельности компании по таким направлениям, как осуществление закупок, производство и сбыт. Чем выше оборачиваемость ТМЗ, тем более эффективно компания организовала свои связи с поставщиками, определила график закупок и осуществляет контроль за состоянием запасов. Низкий же уровень данного коэффициента может свидетельствовать о наличии у компании плохо реализуемых, возможно подлежащих списанию запасов. Кроме того, снижение оборачиваемости ТМЗ, при прочих равных, означает также возрастания риска возникновения убытков, вызванных списанием запасов из-за их порчи или морального устаревания. Важнейшими причинами (рисками) списания ТМЗ могут выступать: Снижение рыночных цен на материалы и компоненты, входящие в состав запасов компании Закупка материалов и компонентов (или готовой продукции - в случае торговой компании), не нашедших применения в ходе ее деятельности Физическая порча в результате старения и действия природных факторов Сезонные колебания спроса Моральное устаревание, обусловленное изменением предпочтений потребителя, появления на рынке более отвечающих его потребностям товаров-заменителей или более совершенных материалов и компонентов, удовлетворяющих потребности компании Преднамеренное или непреднамеренное завышение стоимости ТМЗ компании ее сотрудниками и руководителями, ответственными за оценку стоимости ТМЗ Несоответствие данных бухгалтерского учета и физического пересчета (инвентаризации) ТМЗ Хищение. Списание товарно-материальных запасов в виду перечисленных выше, а также других возможных причин негативно сказывается на сальдо отчета о прибылях и убытках, которое при относительно невысокой прибыли и значительном списании ТМЗ может принять отрицательную величину со всеми вытекающими последствиями для возможности привлечения капитала, курса акций фирмы на фондовом рынке и т.д. Следует отметить, что соотношение себестоимости реализованной продукции и стоимости ТМЗ не отражает физического движения запасов, а говорит лишь об обращении их стоимости. В этом смысле коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов является усредненным показателем, поскольку он формируется и на основе оборота материальных ценностей, которые были проданы или использованы в производстве вскоре после их приобретения, и на основе учета ценностей, длительное время хранящихся на складе компании. Снижение оборачиваемости ТМЗ может служить косвенным свидетельством наличия у компании ряда проблем и неэффективной практики управления по следующим вопросам: Неэффективная система снабжения, материально-технического обеспечения и осуществления закупок, ведущая к увеличению незавершенного производства в результате простоев, вызванных задержками в поступлении необходимых для продолжения производственного процесса материалов, деталей и компонентов, закупаемых у сторонних поставщиков. Наличие просроченных расчетов с поставщиками и, как следствие, ужесточение последними условий поставки и кредитования. Поставщики могут потребовать у неаккуратного плательщика предоплату или оплату по факту, отказавшись продавать свои товары в кредит, или сократить сроки предоставления кредита. Проблемы с перечислением оплаты поставщикам, в свою очередь, могут являться следствием существенных перебоев с поступлением в компанию наличных средств в результате ее деятельности, что может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности, неспособности своевременно собрать платежи по дебиторской задолженности, ухудшении ситуации со сбытом и других негативных явлениях в хозяйственной жизни компании. Кроме того возникновение просроченных расчетов с поставщиками может говорить о появлении у компании трудностей с получением краткосрочных банковских кредитов, которые в отсутствие товарных кредитов можно использовать для погашения кредиторской задолженности по поставкам. Отказ же банков предоставлять фирме кредиты или ограничение кредитных лимитов, размера овердрафта и т.д. служит весьма настораживающим признаком, поскольку банки, заинтересованные в предоставлении кредитов надежным заемщикам, отказывают в кредитах только при значительном возрастании риска неплатежей по ним. Поскольку при предоставлении кредита банки проводят достаточно серьезный анализ платежеспособности заемщика, требуя от последнего предоставления достоверной информации о залоге, состоянии финансов и т.д., то отказ банков от предоставления кредита той или иной фирме свидетельствует о наличии у нее серьезных проблем. Неспособность критически важных для компании поставщиков своевременно поставить ей товары в соответствии с контрактами о поставке и отсутствие или недостаточное количества альтернативных источников аналогичных товаров. Коэффициент оборачиваемости ТМЗ в значительной мере зависит от метода учета движения запасов. При использовании ФИФО из стоимости всех запасов при их расходовании в первую очередь вычитается стоимость запасов, поступивших ранее остальных. В условиях инфляции (которая в большей или меньшей степени присутствует в экономиках подавляющего большинства стран) это означает выбывание более дешевых запасов и их замену более дорогими. В результате себестоимость реализованной продукции (числитель в соотношении себестоимости реализованной продукции и стоимости ТМЗ) снижается, а стоимость ТМЗ (знаменатель) увеличивается. Это ведет к снижению значения частного - коэффициента оборачиваемости товарно-материальных запасов. Использование же ЛИФО предполагает исключение из стоимости ТМЗ наиболее дорогих запасов, поступивших позже остальных. В следствие этого себестоимость реализованной продукции возрастает, а стоимость оставшихся у компании ТМЗ снижается. Числитель коэффициента оборачиваемости запасов увеличивается, а знаменатель сокращается, что ведет к общему увеличению коэффициента оборачиваемости товарно-материальных запасов. Как отмечалось, ФИФО более реально отражает физическое движение запасов. Как правило, в первую очередь используются запасы, дольше остальных находящиеся на складе, чтобы снизить риск потерь из-за их порчи или морального устаревания. Поэтому расчет коэффициента оборачиваемости ТМЗ на основе метода ФИФО дает более достоверную картину движения запасов. Т.о., как и средний период поступления оплаты по дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости ТМЗ служит характеристикой состояния оборотного капитала компании. Замедление оборачиваемости запасов снижает платежеспособность компании по краткосрочным обязательствам, негативно сказывается на прибыли в результате потерь скидок, предоставляемых поставщиками за оплату их товаров в оговоренный срок, может повлечь дополнительные затраты на выплату процентов и в результате привести к снижению притока наличных средств в фирму. Как и другие аналитические финансовые коэффициенты, соотношение себестоимости реализованной продукции и стоимости ТМЗ имеет ценность в сравнении со значениями этого показателя у конкурентов, с его медианным уровнем по отрасли в целом и с его величиной у данной компании за предшествующие периоды. В зависимости от особенностей производственного процесса и коммерческого цикла в той или иной отрасли коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов существенно варьирует, что говорит о неправомерности его межотраслевых сопоставлений.^ 5) Соотношение чистых продаж и стоимости основных средств Соотношение чистых продаж и стоимости основных средств (net sales to fixed assets)3 определенное на основе бухгалтерских данных о соответствующих аспектах деятельности компании, фактически представляет собой показатель (коэффициент) фондоотдачи в условиях рыночной экономики. Данный коэффициент рассчитывается путем деления стоимости чистых продаж за учетный период (год) на балансовую стоимость основных средств компании и выражается в разах. Соотношение чистых продаж и стоимости основных средств характеризует эффективность их использования с точки зрения обеспечения сбыта продукции фирмы на рынке или способность компании обеспечить реализацию продукции на определенную сумму исходя из имеющихся в ее распоряжении основных средств - машин и оборудования, зданий, земельных участков, вспомогательных приспособлений, мебели, транспортных средств, ресурсов, вложенных в усовершенствование арендованной собственности. В финансовой точки зрения повышение данного коэффициента говорит об увеличении степени использования активов в целях получения дохода, снижении необходимости в размещении долговых обязательств и повышении доходности вложенного в компанию капитала. Иначе говоря, этот показатель дает представление о том, насколько инвестиции, вложенные в средства производства, приносят компании доход. Высокий уровень данного коэффициента говорит об относительном снижении доли затрат на износ оборудования и начисления амортизации в себестоимости продукции. Однако, повышение фондоотдачи может быть сопряжено с определенными издержками, причем как обоснованными, так и необоснованными, например, с ростом затрат на оплату труда (при замещении средств механизации и автоматизации живым трудом), с увеличением командировочных расходов (при поиске более дешевого оборудования и его закупке в регионах, отдаленных от места расположения предприятия) и т.д. Следует учесть, что гипертрофированно высокий уровень соотношения стоимости чистого объема продаж и основных средств может свидетельствовать и о том, что компания использует устаревшее производственное оборудование, балансовая стоимость которого снизилась в результате износа. Как отмечалось, такая ситуация является типичной для российских естественных монополий, поэтому рост фондоотдачи при условии отсутствия введения новых производственных фондов может служить скорее настораживающим признаком, а не показателем эффективности. Превышение соотношения чистой стоимости реализованной продукции и стоимости основных средств над медианным для данной отрасли уровнем свидетельствует о высокой степени загруженности производственных мощностей, что само по себе говорит о достаточно высокой эффективности их использования. Вместе с тем, приближение степени загруженности производственных мощностей к уровню полной загрузки (т.е. при их использовании на полную мощность) компания лишается резервных мощностей, которые ей могут понадобиться в случае получения дополнительного производственного заказа. Кроме того, поддержание определенного уровня резервных мощностей служит инструментом повышения гибкости производственной политики компании, расширяет возможности перехода от производства одного вида продукции к созданию другого. Кроме того, дефицит мощностей одного вида может привести к невозможности использования мощностей другого из-за возникновения “узких мест” на пути производственного потока. Допустим, осуществление фрезерной обработки некой детали возможно только после проведения токарной. При дефиците мощностей по токарной обработке фрезерные станки будут простаивать в ожидании, пока будет завершена токарная обработка данной детали. Снижение уровня рассматриваемого коэффициента по сравнению с предшествующим периодом, особенно скачкообразное, может говорить о приобретении компанией новых дорогостоящих основных средств и необязательно свидетельствует о необоснованной повышении фондоемкости. В то же время значительное снижение соотношения чистой стоимости реализованной продукции и стоимости основных средств означает целый ряд финансовых проблем для компании: Необоснованно высокое расходование оборотного капитала Увеличение бремени задолженности (как краткосрочной, так и долгосрочной) Снижение уровня доходности в расчете на единицу продукции за счет увеличения доли затрат на основной капитал в себестоимости и т.д.^ 6) Дополнительные удельные показатели, воздействующие на соотношение чистых продаж и суммарных активов Ключевыми удельными показателями (коэффициентами) характеризующими степень использования активов в целях расширения продаж продукции компании и получения ею в результате дохода являются описанные выше соот


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.