Реферат по предмету "Разное"


2. Эффект научения при выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании

перенос). 2. Эффект научения — при выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании. 3.Эффекты фоновых воздействий и "естественного" развития приводят к неконтролируемой динамике состояния испытуемого в ходе исследования. 4.Взаимодействие процедуры тестирования и состава группы проявляется при исследовании неоднородной группы: интроверты хуже сдают экзамены, чем экстраверты, "тревожные" хуже справляются со скоростными тестами интеллекта. Для контроля эффектов последовательности и переноса следует пользоваться тем же приемом, что и при планировании экспериментов, а именно — контрбалансировкой. Только вместо воздействий меняется порядок проведения тестов. 145Таблица 5. 1 4 Дети Родители Мать Отец 1 Дочь r 11 r 1 2 2 Сын r2 1 r22 Для 3 тестов полный план корреляционного исследования с контрбалансировкой выглядит следующим образом: 1-я группа: А B C 2-я группа: С A B 3-я группа: В C A где A, В , С — различные тесты. Однако я не знаю ни одного случая, когда бы в отечественных корреляционных исследованиях контролировались эффекты тестирования и переноса. Приведу один пример. Нам необходимо было выявить, как влияет вид задания на успешность выполнения сменяющих одна другую задач. Мы предположили, что для испытуемых не безразлично, в какой последовательности им даются тесты. Были выбраны задания на креативность (из теста Торренса) и на общий интеллект (из теста Айзенка). Задачи давались испытуемым в случайном порядке. Оказалось, что если задание на креативность выполняется первым, то скорость и точность решения задачи на интеллект снижается. Обратного эффекта не наблюдалось. Не вдаваясь в объяснения этого явления (это сложная проблема), заметим, что здесь мы столкнулись с классическим эффектом асимметричного переноса. 5. ^ Структурное корреляционное исследование . От предшествующих вариантов эта схема отличается тем, что исследователь выявляет не отсутствие или наличие значимых корреляций, а различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между одними и теми же показателями, измеренными у представителей различных групп. Поясним этот случай примером. Допустим, нам необходимо проверить гипотезу о том, влияет ли пол родителя и пол ребенка на сходство или различие их личностных черт, например уровня нейротизма по Айзенку. Для этого мы должны провести исследование реальных групп — семей. Затем вычисляются коэффициенты корреляции уровней тревожности родителей и детей. Получаются 4 основных коэффициента корреляции: 1) мать — дочь; 2) мать — сын; 3) отец — дочь; 4) отец — сын, и два дополнительных: 5) сын — дочь; 6) мать — отец. Если нас интересует лишь сравнение сходства — различия первой группы корреляций, а не исследование ассортативности, то мы строим 4-клеточную таблицу 2 x 2 (табл. 5.14). Корреляции подвергаются ^ Z- преобразованию и сравниваются по t- критерию Стьюдента. Здесь приведен простейший пример структурного корреляционного исследования. В исследовательской практике встречаются более сложные версии структурных 146Рис. 5.18. Корреляционные графы: структура профессионально-важных качеств операторов сортировочной горки ст. Ярославль-Главный (по В. Д. Шадрикову и В. Н. Дружинину, 1978г.). корреляционных исследований. Чаще всего они проводятся в психологии индивидуальности (Б. Г. Ананьев и его школа), психологии труда и обучения (В. Д. Шадриков), психофизиологии индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов и др.), психосемантике (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.). 6. ^ Лонгитюдное корреляционное исследование . Лонгитюдное исследование — вариант квазиэкспериментальных исследовательских планов. Воздействующей переменной психолог, проводящий лонгитюдное исследование, считает время. Оно является аналогом плана тестирования одной группы в разных условиях. Только условия считаются константными. Результатом любого временного исследования (в том числе и лонгитюдного) является построение временного тренда измеряемых переменных, которые могут быть аналитически описаны теми или иными функциональными зависимостями. Лонгитюдное корреляционное исследование строится по плану временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени. Помимо 147 эффектов обучения, последовательности и т. д. в лонгитюдном исследовании следует учитывать эффект выбывания: не всех испытуемых, первоначально принимавших участие в эксперименте, удается обследовать через какое-то определенное время. Возможно взаимодействие эффектов выбывания и тестирования (отказ от участия в последующем обследовании) и т. д.Рис. 5.19 Структурное лонгитюдное исследование отличается от простого лонгитюда тем, что нас интересует не столько изменение центральной тенденции или разброса какой-либо переменной, сколько изменение связей между переменными. Такого рода исследования широко распространены в психогенетике.^ Обработка и интерпретация данных корреляционного исследования . Данные структурного корреляционного исследования представляют собой одну или несколько матриц "испытуемые" х "тесты". Первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и более переменными. Выбор меры связи определяется шкалой, с помощью которой произведены измерения. 1. Если измерения произведены по дихотомической шкале, то для подсчета тесноты связи признаков применяется коэффициент .. Дихотомическую шкалу часто путают со шкалой наименований (даже в пособиях по статистике; см., например, Дж. Гласе и Дж. Стенли. Статистические методы в педагогике и психологии, 1976) Дихотомическая шкала — вырожденный вариант шкалы интервалов; для нее применимы все статистические методы шкалы интервалов. Данные для вычисления коэффициента . представлены в таблице сопряженности (рис. 5.19). 2. Данные представлены в порядковой шкале. Мерой связи, которая соответствует шкале порядка, является коэффициент Кэнделла. Он основан на подсчете несовпадений в порядке следования ранжировок X и Y. Есть ряд испытуемых: сначала мы выстраиваем этот ряд в порядке убывания массы тела, а затем — в порядке убывания роста. Для каждой пары подсчитывается число совпадений и инверсий: совпадение, если их порядок по X и Y одинаков; инверсия, если порядок различен. Разница числа "совпадений" и числа "инверсий", деленная нап ( п — 1)/2, дает коэффициент t. Алгоритм подсчета приведен в пособиях по статистике [см. Дж. Гласе и Дж. Стенли, 1976] и в любом статпакете для персональных компьютеров. 148 Часто для обработки данных, полученных с помощью шкалы порядка, используют коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который является модификацией коэффициента Пирсона для натурального ряда чисел (рангов). Никакого отношения к порядковой шкале он не имеет. Но его рекомендуют применять в том случае, если одно измерение произведено по шкале порядков, а другое — по шкале интервалов. 3. Данные получены по шкале интервалов, или отношений. В этом случае применяется стандартный коэффициент корреляции Пирсона или коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В том случае, если одна переменная является дихотомической, а другая — интервальной, используется так называемый бисериальный коэффициент корреляции. Наконец, если исследователь полагает, что связи между переменными нелинейны, он вычисляет корреляционное отношение, характеризующее величину нелинейной статистической зависимости двух переменных. Корреляционное исследование завершается выводом о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей между переменными. Однако исследователи не ограничиваются такой констатацией. Одна из главных задач, которые возникают перед психологами, — выяснить, не обусловлены ли связи между отдельными параметрами (психологическими свойствами) скрытыми факторами? Для этой цели применяется аппарат редукции числа переменных: методы многомерного анализа данных, которые изучаются психологами в курсе "Математические методы в психологии". 1495.4^ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОГЕНЕТИКЕ Все сказанное в этой главе относится к общепсихологическому исследованию. Существуют, по крайней мере, 4 области планирования исследования, которые редко рассматриваются в литературе, посвященной методам психологической науки. Первая область — многомерный эксперимент . Планы многомерного исследования, в частности эксперимента, являются обобщением традиционных схем для случая n- зависимых переменных. В обычном эксперименте мы исследуем влияние одной независимой переменной на одну зависимую. Многоуровневый факторный эксперимент проводится для изучения влияния 1,2,..., т независимых переменных также на одну зависимую переменную. Многомерный эксперимент предполагает схему т х п , где т — число независимых переменных, п — число зависимых переменных. Уже применение плана для 2 независимых и 2 зависимых переменных требует выявления связей между каждой парой независимая — зависимая переменная, т. е. построения 4 таблиц средних результатов 2 x 2 (если сравниваются средние). Кроме того, требуется выявить влияние уровня каждой независимой переменной, а также влияния их взаимодействия на корреляционную связь между двумя зависимыми переменными. Более сложные планы многомерного психологического эксперимента очень трудоемки и требуют автоматизированного планирования и проведения эксперимента, 149 а также особых компьютерных программ обработки результатов. По крайней мере, планирование многомерных экспериментов предоставляет исследователям широкие возможности для творчества. Вторая область планирования исследования — эксперимент в дифференциальной психологии или индивидуально-психологический эксперимент. Целью этого эксперимента является выявление индивидуальных различий поведения в однородных ситуациях. Даже в обычном многомерном исследовании основной гипотезой являются не безусловные суждения "Если Л, то В", а условное суждение "Если Л, то В — при условии С1 , В — при условии С 2... и т. д.". В качестве условия выступают дополнительные переменные — индивидуально- психологические различия. В дифференциально - психологическом эксперименте эти дополнительные переменные становятся основными: мы исследуем личность как детерминанту поведения. Основным статистическим показателем в этом исследовании является не мера центральной тенденции, а показатели вариации значений зависимой переменной. Независимая переменная (задания испытуемому, экспериментальное воздействие) превращается в дополнительную. Варьирование независимой переменной превращается в процедуру подбора методом, сочетающим стратификацию и рандомизацию, например, при разработке тестов группы отбираются по полу и возрасту, но по другим показателям они уравниваются. Планирование дифференциально-психологического исследования — еще одна важнейшая и недостаточно разработанная область экспериментальной психологии. Третья область — кросскультурные исследования . Любое кросскультурное исследование проводится для сопоставления поведения индивидов, выросших в разных социокультурных условиях. Факторы естественного развития и фона (истории), которые в обычном общепсихологическом исследовании выступают как источники артефактов, в кросскультурном исследовании являются аналогами независимой переменной. По сути своей кросскультурное исследование является вариантом эксперимента ex- postfacto (эксперимента, на который ссылаются). Поэтому и все требования к ex- post- facto, а также ограничения при интерпретации полученных результатов относятся и к кросскультурному исследованию в равной мере. Интерес к сравнительному изучению закономерностей психического развития представителей различных культур очень велик, и поэтому планирование кросскультурных исследований является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей экспериментальной психологии. Четвертое, особое направление — планы исследований в психогенетике. Рассмотрим подробнее 2 последних области. 1505.4. 1 Кросскультурное исследование Кросскультурное исследование является, по сути, частным случаем плана сравнения группы. При этом число сравниваемых групп может колебаться (минимум — 2 группы). Условно можно выделить 2 основных плана, используемых в кросскультурных исследованиях. 150 Первый план: сравнение 2 и более естественных или отобранных методом рандомизации групп из 2 популяций. Второй план: сочетание плана сравнения 2 и более групп с лонгитюдом, при котором сопоставляются не только различия в особенностях поведения этих групп, но изучается процесс изменения этих особенностей под влиянием времени либо времени и дополнительных внешних факторов. Однако содержание кросскультурных исследований настолько своеобразно, что большинство специалистов в области теории психологического метода выделяют их в особый тест. Главная особенность кросскультурной психологии — предмет, который и определяет специфику метода. Кросскультурная психология берет свое начало в трудах В. Вундта [Вундт В., 1998] и французских социологов начала XX в.: Г. Лебона [Лебон Г., 1998], А. Фулье [Фулье А., 1998], Г. Тарда [Тард Г., 1998]. Однако эти ученые не проводили эмпирических исследований. Методологом кросскультурной психологии (как и эмпирической психологии) стал Вильгельм Вундт. В 1900 1920 гг. он предпринял издание грандиозной, 10-томной "Психологии народов". Главным проявлением "народного духа" он считал языковую деятельность (в отличие от языковой системы — предмета исследования лингвистов). Этот труд наряду с "Основами физиологической психологии" стал основным вкладом В. Вундта в психологию. Работа "Проблемы психологии народов" является сборником статей, представляющих собой краткое изложение исследовательской программы В. Вундта, и служит введением в многотомную "Психологию народов".Вундт выделял в науке о "национальном духе" по крайней мере 2 дисциплины: "историческую психологию народов" и "психологическую этнологию". Первая является объяснительной дисциплиной, вторая — описательной. Законы "психологии народов" — суть законы развития, а основа ее — 3 области, содержание которых "превышает объем индивидуального сознания: язык, мифы и обычаи". В отличие от французских психологов и австрийских психоаналитиков В. Вундта меньше всего интересовало массовое поведение и проблема "личность и масса", а больше — содержание "национального духа" (Volksgeist), что, впрочем, соответствовало представлению о психологии как "науке о сознании". Он подчеркивает генетический приоритет "национального духа" перед индивидуальным: "В истории человеческого общества первым звеном бывает не индивидуум, но именно сообщество их. Из племени, из круга родни путем постепенной индивидуализации выделяется самостоятельная индивидуальная личность, вопреки гипотезам рационалистического Просвещения, согласно которым индивидуумы отчасти под гнетом нужды, отчасти путем размышления соединились в общество". Скрытая полемика с французскими социальными психологами присутствует и в трактовке роли подражания. В. Вундт на примерах усвоения индивидуумами 2 языков показывает, что подражание есть не основной, а лишь сопровождающий фактор при социальных взаимодействиях, аналогичной критике он подвергает и "теорию индивидуального изобретения". На место этих теорий он ставит процессы "общего творчества", "ассимиляции" и "диссимиляции", но до конца не раскрывает их природу. Основным методом "психологии народов", по В. Вундту, являлось понимание, сравнительная интерпретация элементов культуры. 151 В современной кросскультурной психологии господствует эмпирический метод. Предметом кросскультурных исследований являются особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей. Отсюда вытекает то, что для правильного планирования кросскультурного исследования следует, во-первых, как минимум, определиться с тем, какие особенности психики могут быть потенциально подвержены влиянию культурных факторов, а также выявить множество параметров поведения, соответствующих этим особенностям. Во-вторых, требуется дать операциональные, а не теоретические определения понятиям "культура" и "культурный фактор", а также описать множество этих факторов, которые предположительно могут повлиять на различия в психических особенностях и поведении людей, принадлежащих к разным культурным общностям. В-третьих, следует выбрать адекватный метод исследования и адекватную методику для измерения особенностей поведения людей, принадлежащих к разным культурам. В-четвертых, следует определиться с объектом исследования. Нужно выбрать для изучения такие популяции, которые явно представляют собой субъекты разных культур. Кроме того, важнейшее значение имеет отбор или выбор групп из популяций, которые были бы репрезентативны с точки зрения принадлежности к сопоставляемым культурам. Рассмотрим более подробно эти вопросы. Кросскультурная психология начинается там, где кончается психогенетика. Результатом психологического исследования является определение относительного вклада генотипа и среды в детерминацию индивидуальных различий людей по какому-либо психологическому свойству. В состав средовой детерминации входят и культурные факторы. Следовательно, на первый взгляд, гипотеза любого кросскультурного исследования должна касаться тех свойств психики, которые в большей мере зависят от среды, чем от наследственности, или же существенно зависят от среды. Однако нет ни одного индивидуально-психологического параметра, который в той или иной степени не подвергался бы средовым влияниям. Поэтому гипотезы о культурной детерминации психологических свойств охватывают весь их спектр: от психофизиологических параметров до ценностных ориентации личности. Среди факторов культуры, которые могут потенциально влиять на индивидуально- психологические различия, выделяются универсальные и специфические [Лебедева Н. М., 1998]. Существует множество классификаций, характеризующих психологические особенности культур. Наиболее популярна классификация X. С. Триандиса [Triandis H. С., 1994], который сформулировал понятие "культурный синдром" — определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой. Основными измерениями культуры он считает "простоту — сложность", "индивидуализм — коллективизм", "открытость — закрытость". Ряд исследователей [в частности, ХофстедДж., 1984] выделяют такие параметры, как: 1) дистанция 152 власти — степень неравномерности распределения власти с точки зрения данного общества, 2) избегание неопределенности и 3) маскулинность — фемининность. Разумеется, эти параметры являются крайне примитивными. Даже "закоренелый" этнопсихолог никогда не сочтет их достаточными и даже необходимыми для описания той или иной культуры. Сам термин "культура" — крайне неопределенный. Можно вслед за К. Поппером считать культурой "третий мир", созданную людьми систему "преобразованной реальности". Чаще всего культурные различия сводят к этническим, и под кросскультурным исследованием подразумевают этнопсихологическое исследование. Иногда культуры (точнее — группы людей, принадлежащие к разным культурам) различают по другим критериям: 1) место проживания — речь идет о "городской" и "сельской" культуре; 2) религиозная принадлежность — имеют в виду православную, мусульманскую, протестантскую и пр. культуры; 3) приобщенность к европейской цивилизации и т. д. Гипотезы, которые формируются при проведении кросскультурных исследований, выражают причинно-следственные отношения между культурными факторами и психическими особенностями. Культурные факторы считаются причиной различия психических свойств индивидуумов, принадлежащих к разным культурам. Существует обоснованное предположение об обратном влиянии психических особенностей индивидуумов на характер культуры народов, к которым эти народы принадлежат. В частности, такие гипотезы можно выдвинуть в отношении темпераментных, интеллектуальных и ряда других психических особенностей, наследственная детерминация которых весьма существенна. Кроме того, биофизические факторы также влияют на индивидуально-психологические различия. Однако классические кросскультурные исследования проводятся в рамках парадигм: "культура — причина, психические особенности — следствие". Очевидно, что любое кросскультурное исследование строится по неэкспериментальному плану, экспериментатор не может управлять культурными факторами. Следовательно, нет никаких методических оснований считать связь "культура — особенности психики" причинно- следственной. Правильнее было бы говорить о корреляционной зависимости. В зависимости от методической направленности и предмета содержания кросскультурные исследования делятся на несколько типов. Ф. Ван де Вайвер и К. Леун (1997) предложили классифицировать кросскультурные исследования в зависимости от двух оснований: 1) конфирматорное (направленное на подтверждение либо опровержение теории) — эксплораторное (поисковое) исследование, 2) наличие или отсутствие контекстных переменных (демографических или психологических). Обобщающее исследование проводится при наличии возможностей переноса или обобщения результатов, полученных при исследовании одной культурной общности, на другие. Эти исследования опираются на некоторую теорию и не учитывают влияния контекстных переменных, поэтому в строгом значении не могут быть отнесены к кросскультурным. Они проводятся для подтверждения универсальных гипотез, относящихся ко всем представителям вида Homo sapiens и уточняют внешнюю валидность. 153 Исследования, базирующиеся на теории, включают факторы кросскультурного контекста. В них проверяются гипотезы о конкретных связях культурных и психических переменных. В строгом значении термина "кросскультурное исследование" только их можно считать таковыми. Но чаще встречаются исследования психологических различий. Обычно применяется стандартная измерительная процедура и определяется существование значимых различий в среднем или стандартном разбросе измеряемых психических свойств 2 или более групп, принадлежащих к разным культурам. Культурные факторы при планировании исследований не учитываются, а привлекаются лишь для интерпретации полученных различий. Последний тип исследований — "специальные исследования внешней валидно-сти" (точнее было бы сказать — экологической) направлены на выявление различий в проявлении психических свойств под влиянием культурных факторов. Исследуется влияние ряда факторов на 1 (реже 2 или 3) психические особенности. Для обработки данных привлекается техника регрессионного анализа. Как правило, у исследователей нет никаких предварительных соображений о том, какие культурные переменные и в какой мере влияют на психические особенности. Главная проблема планирования кросскультурного исследования — конструирование или выбор методики для регистрации параметров поведения, валидных по описанию к изучаемым психическим особенностям. Любая психологическая измерительная методика является продуктом культуры, чаще всего — западной, и может иметь адекватное значение только в контексте этой культуры. Первая задача исследователя — добиться высокой (содержательной) валидности методики, иначе испытуемые попросту не будут "включаться" в процесс исследования. То, что многие авторы считают достижением конструктной (концептуальной) валидности, является не чем иным, как свидетельством того, что обобщенные представления об исследуемом психическом явлении у лиц, принадлежащих к изучаемым культурным группам, соответствуют теоретическим представлениям исследователя. И в "кросскультурном треугольнике" (не путать с Бермудским) необходимо добиться универсальности поведенческих признаков, измеряемого свойства и их высокой валидности (рис. 5.20). Хотя многие исследователи считают процедуру нахождения "культурно-поведенческих аналогов" основной, я не склонен разделять их позиции. В конце концов физик-теоретик имеет право на свое суждение о причинах падения тел на землю, отличное от представления, принятого в том или ином племени или социальной группе. Равным образом это касается и психологии как естественной науки. Если же понятие "интеллект" кто-то трактует как социальный интеллект или сводит его к успешности решения учебных задач, а не рассматривает его теоретически как общую способность к умственной деятельности, то это его проблема. Другой вопрос, в какой мере на теоретическое представление автора исследования влияет его принадлежность к определенной культуре? Является ли его взгляд универсальным? Для того чтобы избежать "культуральной односторонности", предложены два подхода: конвергентный и дивергентный. Конвергентный подход состоит в том, что исследование проводят представители всех культурных групп, которые являются объектом. 154Рис. 5.20 Каждый исследователь разрабатывает свой тест, который затем предъявляется каждой группе. Таким образом, план исследования можно отобразить следующей схемой (для 2 групп): Группа I O 1 (I) O2 (II) Группа II O3 (I) O4 (II) Очевидно, результаты сравнения O 1 и O3, а также O2 и O4 будут свидетельствовать о межгрупповых различиях. Причем сравнение . O 1 3 и . O24 станет индикатором дифференцирующей силы методик O (I) и O (II). Различия результатов O 1 и O2, а также O3 и O4 будут являться показателями влияния методики измерения на проявления поведения в разных группах. Сопоставление . O 1 2 и . O34 дает информацию об эффекте смещения: влияние взаимодействия методики измерения и состава группы. Дивергентный подход состоит в учете представлений о природе явления, сложившихся у исследователей, принадлежащих к разным культурам, при составлении одной методики. Этот подход возможен лишь при разработке методики, где разнородность заданий не повлияет на ее надежность и валидность (например, при составлении опросников на ценностные ориентации). В иных случаях этот подход ничем не отличается от конвергентного. И все же идеалом для большинства западных исследователей является создание универсальных или свободных от культуры методик. Методика, составленная исследователем, принадлежащим к той же культурной среде, что и тестируемая группа, скорее всего даст иные результаты при ее применении на группе лиц, принадлежащих другой культуре. В частности, тест на социальный интеллект, разработанный на материале исследований жизни и обычаев одного из кочевых племен Северо-Восточной Африки, будет более успешно решен представителями этого племени, нежели тест, разработанный российским психологом на материале жизни рабочих и инженеров Среднего Урала. Эффекты последовательности могут оказать влияние на результаты исследования, проведенного с помощью "конвергентного" плана. Поэтому рекомендуется удвоить число групп и каждую группу тестировать в определенной последовательности. 155 Усовершенствованный план конвергентного кросскультурного исследования для 2 культуральных общностей выглядит следующим образом: Культура Группа 1 O 1 (I) O2 (II) Группа 2 O3 (I) O4 (II) Культура Группа 3 O5 (I) O6 (II) Группа 4 O7 (I) O8 (II) Но даже этот план недостаточен. Необходимо контролировать влияние исследователя. В большинстве кросскультурных исследований тестирование проводит психолог, принадлежащий к одной из 2 тестируемых культуральных общностей или же к 3-й — чаще всего западноевропейской либо североамериканской. Коммуникативные проблемы могут быть основным источником погрешностей. Дело не только в знании испытуемым языка, которым владеет исследователь, или наоборот — знания исследователем языка изучаемой национальной группы. Различия в поведенческих стереотипах, установках, способах общения и т. д. могут быть настолько велики, что приведут к нарушению всей процедуры тестирования и полному искажению результатов. Поэтому целесообразно, чтобы кросскультурные исследования проводились представителями обеих тестируемых культурных групп. Разумеется, применение балансировки, учитывающей личность экспериментатора, резко увеличивает число тестируемых групп. В этом случае следует отказаться от полного плана и воспользоваться планом "латинский квадрат". . Наиболее подвержены влиянию культурных факторов результаты вербальных тестов. Требуется оценить адекватность в каждой исследуемой группе изучаемых психологических конструктов, способа предъявления материала и содержания вопросов или утверждений. Д. Кэмпбелл и О. Вернер [Werner О., Campbell D. Т., 1970] предложили технику двойного перевода методики. Тест переводится с языка оригинала на язык культурной группы, а затем другой переводчик независимо переводит этот текст на язык оригинала. Рассогласования используют для устранения недостатков в формулировке утверждений. Второй прием, предложенный теми же авторами, — "децентрация", а именно, исключение из оригинального текста методики понятий и выражений, которые сложны для перевода или специфичны для культуры, к которой принадлежит автор методики. Однако до сей поры разработано лишь несколько методик, удовлетворяющих критерию культурной универсальности. Американские этнопсихологи разделяют все методики на "культурно-специфичные" и "универсальные". К числу тестов, "свободных от влияния культуры" (и то — по мнению авторов), принадлежат "прогрессивные матрицы" Дж. Равена, "Культурно-свободный тест" (CFT) Р. Б. Кеттелла, опросники Г. Ю. Айзенка ЕР I и EPQ, тест МакКрея и Косты "Большая пятерка" (Big Five) и ряд других. Большинство этнопсихологов считает, что попытки создания методик, свободных от влияния культуры, сродни поискам "вечного двигателя". 156Таблица . 5. 1 5 Бланк методики "Культурно-ценностный дифференциал"^ Инструкция испытуемому. Как вы считаете, насколько характерны данные качества для вашего народа (для другого народа)? Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 — данное качество отсутствует, 2 — качество выражено слабо, 3 — качество выражено средне, 4 — качество выражено в полной мере. Взаимовыручка 4321 1234 Разобщенность Замкнутость 4321 1234 Открытость Дисциплинированность 4321 1234 Своеволие Агрессивность 4321 1234 Миролюбие Верность традициям 4321 1234 . Разрушение традиций Осторожность 4321 1234 Склонность к риску Уважение власти 4321 1234 Недоверие к власти Сердечность 4321 1234 Холодность Подчинение 4321 1234 Самостоятельность Устремленность в прошлое 4321 1234 Устремленность в будущее Законопослушность 4321 1234 Анархия Уступчивость 4321 1234 Соперничество К числу специализированных методических свойств относится "Атлас аффективных значений", созданный Ч. Осгудом и его сотрудниками в 1975 г. Атлас содержит свыше 620 объективных индикаторов субъективных культур. Он является результатом обобщения кросскультурных исследований психосемантических структур юношей и подростков. Однако даже этот атлас создавался на основе "универсальной" психологической концепции — теории метода "семантического дифференциала" Ч. Э. Осгуда [Osgood С. Е., 1962]. Процесс разработки измерительной методики для кросскультурного исследования можно разделить на 3 этапа: 1) выбор группы "надкультурных" (универсальных) переменных и создание культурно-универсальной методики; 2) выделение культурно-специфических переменных и дополнение методики; 3) корректировка методики путем ее кросскультурной валидизации. Такую кросскультурную валидизацию и модификации прошла методика измерения социальной дистанции Е. С. Богардуса [Bogardus E. S., 1950]. В России очень мало методик, разработанных специально для кросскультурных исследований. Часто применяются модификации метода "Семантический дифференциал" Ч. Э. Осгуда (В. Ф. Петренко), модификации теста личностных конструктов Дж. Келли (Г. У. Солдатова). К числу оригинальных следует отнести методику "Типы личностной идентичности", разработанную Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, а также 157 методику — "Культурно-ценностный дифференциал" (Г. У. Солдатова, И. М. Кузнецов и С. В. Рыжова). Рассмотрим последнюю в качестве примера. Цель этой методики — измерение групповых ценностных ориентации: на группу, на власть, друг на друга и на социальные изменения. Ценностные ориентации сформулированы в рамках психологического универсального измерения культуры "индивидуализм — коллективизм". Шкала "ориентация на группу — ориентация на себя" рассматривается на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка — разобщенность), подчиненность группе (подчинение — самостоятельность) и традиционность (верность традициям — разрушение традиций). Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне "открытость к переменам — сопротивление переменам" по параметрам: открытости — закрытости культуры (открытость — замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее — устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску — осторожность). Ориентация друг на друга — в диапазоне "направленность на взаимодействие — отвержение взаимодействия" по параметрам: толерантности — интолерантности (миролюбие — агрессивность), эмоциональности (сердечность — холодность) и мотивации достижения (уступчивость — соперничество). Ориентация на власть — в диапазоне "сильный социальный контроль — слабый социальный контроль" по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность — своеволие, законопослушность — анархия) и значимость авторитета (уважение к власти — недоверие к власти) (табл. 5.15.). На основе "сырых" данных вычисляется степень выраженности измеряемого качества и коэффициент совпадения степеней выраженности качеств в разных группах. Перейдем к решающему моменту любого кросскультурного исследования: выбору популяции, формированию и отбору групп. Исследователь в первую очередь должен выбрать популяцию, соответствующую гипотезе и плану эмпирического исследования. Возможны несколько вариантов. Во-первых, исследователь выбирает популяцию, исходя из практических задач: часто исследования проводятся в рамках, финансируемых государством, научными и общественными фондами, а также частными лицами программ. Иногда исследования проводятся с целью прогнозирования, в частности, конфликтов на межэтнической почве. Исследователь проводит работу с той популяцией, которая соответствует требованиям заказчика. Второй вариант: исследователь выбирает популяцию, исходя только из научных предпосылок. Кросскультурные популяции выбираются в соответствии с научной гипотезой, которая основана на психологической теории. Как правило, исследователи выбирают популяции, исходя из их положения на континууме свойства, характеризующего культуры: это могут быть "открытость — закрытость", "индивидуализм — коллективизм" и пр. Выбор двух популяций позволяет проверить качественную гипотезу о влиянии культуры на поведение, а 3 популяции, расположенные, соответственно, на краях и в центре континуума, позволяют проверить количественную гипотезу. Реже популяции отбираются случайным образом из соображений удобства либо путем рандомизации. Часто приводят пример исследования С. Шварцем [Schwartz S. Н., 1992] структуры ценностных ориентации у представителей 158 36 культур. Для этого С. Шварц приглашал исследователей, принадлежащих к различным этносам и желающих с ним сотрудничать, принять участие в эксперимент


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.