Реферат по предмету "Психология"


классический бихевиоризм Уотсона

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона Исполнитель: студент 2 группы Потока Осень 2006 г. СС. Коробова Н.В. Преподаватель: Малышева Г.И. Нижний Новгород 2009 год Содержание 1. Введение 2. Биография Джона Броадуса Уотсона 3. Бихевиористская теория 4. Заключение 5. Литература Введение В атмосфере нарастающей слабости функционализма зарождается новое

психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм. Бихевиоризм – теоретическое направление в психологии, возникшее в конце 19 – начале 20 веков и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в окружающей среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних

стимулов. Бихевиоризм сложился в русле объективистского понимания принципов научности, предполагавшего возможность построения такой науки о человеке, которая бы базировалась на тех же самых методологических основаниях, что и естественные науки, и опиралась в своих выводах на наблюдение и эксперимент. Как общая объяснительная теория психических процессов бихевиоризм уходит корнями в экспериментальную зоопсихологию. Основоположником бихевиоризма считается американский исследователь

Эдвард Торндайк. Сам он называл себя не бихевиористом, а коннексионистом. Проводя эксперименты с животными, Торндайк (1898), установил, что в рамках одной и той же проблемной ситуации определенная последовательность поведения у животного закрепляется и протекает все более стабильно. Закрепление адаптивного образца поведения Торндайк назвал «запечатленным», а сам факт запечатления – «законом эффекта». Фиксируя промежутки времени, требовавшиеся животному для решения поставленной экспериментатором

проблемы в последовательной серии экспериментов, Торндайк строил «кривые научения»; это была одна из наиболее ранних попыток количественного измерения поведенческих процессов. Однако «кривые научения» не описывали сущности самого процесса запечатления. Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских

схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представлялось Торндайку, считавшему законы научения едиными для человека и остальных живых существ. Биография Джона Броадуса Уотсона Развернутая научная программа бихевиоризма была сформулирована американским психологом Джоном Уотсоном. Ему же принадлежит и сам термин «бихевиоризм». Джон Броадус Уотсон родился 9 января 1878 года в штате

Южная Каролина. Первое образование получил сначала в 1894 г. в Баптистском университете Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1990 г он получил степень магистра. Однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет. Дж. Уотсон был учеником Дж.

Энджелла и Дж. Дьюи. Именно под влиянием этих людей, Джон увлекся психологией. В 1903 г. Уотсон, защитив докторскую диссертацию, на тему: «связи между уровнем развития центральной нервной системы и сложностью поведения белых крыс», так и остался работать в Чикагском университете. Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми.

Тогда же в 1903 г. Дж. Уотсон женился на своей студентке. С 1908 по 1920 гг. – профессор и заведующий психологической лабораторией университета Дж. Гопкинса. Вел там курсы сравнительной и экспериментальной психологии. Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к мысли создания нового направления в психологии, получившего название «бихевиоризм», целью которого стало изучение поведения.

По мнению Уотсона, именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению в отличие от сознания и человеческих чувств. Эти идеи были впервые изложены им в книге «Психология с точки зрения бихевиориста», изданной в 1913 г. В 1915 г. Дж. Уотсон стал Президентом Американской психологической ассоциации. Бихевиоризм получил широкое распространение, и его методы стали использоваться в других науках: социологии, антропологии, педагогике.

В 1919 г. Уотсон развелся, чему предшествовал бурный публичный скандал. Его жена Мери Уотсон опубликовала в газете письма мужа, адресованные его юной любовнице, Розалии Рейнер. Шумиха, поднятая вокруг этого дела, отрицательно повлияла на научную карьеру Уотсона. Ему пришлось бросить работу в университете, и впоследствии он так и не смог никуда больше устроиться. Он оставил науку и занялся коммерческой деятельностью.

В 1920 г. Дж. Уотсон перешел на работу в рекламное агентство Дж. Томпсона, где достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице. В период между 1920 и 1930 гг. вел курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930 г. он издал книгу «Бихевиоризм». Основой для этой работы стали лекции, прочитанные ранее в

Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1936 г. Дж. Уотсон сменил место работы и перешел в другое агентство, где работал до 1945 г. Однако коммерческая карьера не заставила его отказаться от своих взглядов. Наоборот бихевиористские идеи оказались весьма полезны в такой сфере деятельности, как реклама. Уотсон использовал новые принципы рекламного творчества: он обращал особое внимание на форму преподнесения

рекламного сообщения. Он считал, что с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, поэтому основная задача состоит в том, чтобы только найти этот стимул. В 1945 г. Розалия умерла, что сильно повлияло на жизнь ученого. Он отгородился от всех людей, поселился в уединенном месте и жил очень замкнуто. По свидетельствам друзей, время от времени его навещавших, он продолжал писать, занимался наукой.

Однако Уотсон так и не опубликовал написанное, а незадолго до смерти уничтожил. Уотсон Джон Б. умер 25 сентября 1958 года. Бихевиористская теория Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Появление этой психологической школы, одной из самых многочисленных

и распространенных в ХХ в. в США, связывают с выходом в 1913 г. Статьи американского психолога Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой работе сформулированы основные положения новой психологии и ее отличия от «старой психологии», которая изучала сознание. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялись от внешней реальности, замыкалось в кругу

собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучений взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой

и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление». В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева от условных секреторных и двигательных рефлексах.

Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения. Иван Петрович Павлов, который изучал функционирование полушарий головного мозга собак, открыл условный рефлекс, названный впоследствии классическим (или респондентным) обусловливанием.

Павлов доказал, что соединяя условный стимул с безусловным, можно выработать условный рефлекс. Знакомство с учением Павлова вселило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, построения сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер. Эти работы, в сущности, и дали научное основание бихевиоризму. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения

и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, значит, эти термины не указывают на подлинные феномены психологии. Следовательно, все эти термины могут быть исключены из описания деятельности

человека. Этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что выросла из философии, а философия, в сою очередь, из религии. Этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются, поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной форме – старое религиозное понятие «души». «Наблюдения над поведением

могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакции (Р). Простая схема S-Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Можно заменить стимул на прикосновение к роговой оболочке глаза, а реакцию – на моргание и задача бихевиоризма решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов.

Задача физиологии при изучении того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направленности и числа, продолжительности и распространения нервных импульсов и т.д. Эту область бихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую – определение физической и химической природы нервных импульсов. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются

Бихевиористская, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими – два существенных момента, которых требует всякая наука». Задачей психологии было провозглашено выявление соответствий («устойчивых корреляций») между конкретными стимулами и реакциями. Предполагалось наличие однозначных соответствий между конкретным

стимулом и конкретной реакцией, на основе чего Уотсон считал возможным точное предсказание тех поведенческих реакций, которые последуют за введением определенного стимула, и точное определение стимула, вызвавшего ту или иную наблюдаемую на практике реакцию. В идеале предполагалась возможность моделирования желательного поведения членов общества посредством целенаправленного введения необходимых для этого условий (стимулов). Все формы поведения рассматривались как врожденные или приобретенные реакции на те или иные стимулы

среды. Таким образом, психическая деятельность была полностью сведена к совокупности эксплицитных (видимых) и имплицитных («внутренних», скрытых) реакций организма. Под имплицитными понимались эмоциональные и мыслительные реакции, представляющие собой «свернутый», или «отсроченный» вариант эксплицитных реакций. В частности, Уотсон полагал, что «мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра

в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях представляет собой в значительной мере беззвучную речь». Последние годы жизни Уотсон посвятил экспериментальному изучению обусловливания, а именно, образования условных эмоциональных реакций у ребенка.

Суть процесса обусловливания, или научения, как процесса приобретения живым существом необходимых адаптивных реакций, состояла, с его точки зрения, в том, что «стимулы, первоначально не вызывавшие каких-либо реакций, могут впоследствии вызвать ее». Индивидуальный опыт в концепции Уотсона сводился к образованию условны связей между стимулами и реакциями; научение же понималось как усиление одних связей и ослабление других. Экспериментальные исследования

Уотсона побудили его отказаться от теории инстинктов, поскольку большинство сложных реакций оказались условными («надстроенными»). Он указывал на отсутствие врожденной связи между организмом и объектами: вследствие процессов обусловливания стимулами одной и той же реакции могут становиться разные объекты. Уотсоном был сделан важный вывод о том, что «при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, при условии овладения внешней и внутренней средой, возможно,

направить формирование любого ребенка по строго определенному пути». «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков» - говорил Уотсон. Из своих экспериментов Дж.Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и прочие эмоции взрослых

людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами. Но главное он усматривал в другом – в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведение. Уотсон экспериментально доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали на руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока.

Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды.

В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему в тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно

реагировали, когда он располагался уже около тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, Уотсон доказывал, что эмоциональным поведением можно управлять. В результате таких экспериментов, проводимых с детьми, развивалось понимание возможности эффективного метода лечения страхов. Однако именно то, что участниками таких экспериментов становились дети, вызывало серьезное негодование научной психологической общественности.

С точки зрения теории Уотсона личность понимается как сумма действий, производное системы привычек, которые можно обнаружить при фактическом наблюдении в течении достаточно длительного времени. Проблемы личности – это нарушение поведения и конфликты привычек, которые следует лечить посредством разобусловливания и обусловливания. Заключение Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930 -1940 гг когда сложилось новое направление – необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных

переменных» - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма – Э.Ч.Толмен (1886-1959), К.Л.Халл (1884-1952), Б.Ф.Скиннер (1904-1990).

Бихевиоризм родился не так, как обыкновенное продолжение определенного направления в науке. А именно так представляют свою историю бихевиористы. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, чему свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Дж.Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества.

Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса. Литература 1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. 2. Общая психология: учебное пособие / Ванштейн Л.А. и др. – Мн.: Тесей, 2005. 3. Общая психология: учебное пособие для студентов пед.институтов/

В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова и др.; Под ред. В.В.Богословского и др. – 3-е изд перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981. 4. Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм// Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. 5. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)//

Хрестоматия по истории психологии/ Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. 6. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учебное пособие для высших учебных заведений. – 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка
Реферат Демографическое развитие и расселение в странах Латинской Америки
Реферат Финансовая система ведущих зарубежных стран
Реферат Проектирование карпового хозяйства с использованием теплых сбросных вод Псковской ГРЭС с количеством
Реферат Оценка экологического состояния реки Ирбит методом биоиндикации
Реферат П. А. Столыпин 1862-1911
Реферат Социологический анализ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
Реферат Что такое Internet 2
Реферат Іслам 7
Реферат Кинетические модели каталитических реакций
Реферат Организация нормирование и оплата труда в растениеводческой отрасли комплексной бригады агрофирмы
Реферат План финансового оздоровления при использовании нововведений в кризисном предприятии
Реферат Ранний классический позитивизм
Реферат Політична влада: сутність і специфіка
Реферат Любовь в поэзии А.А.Ахматовой