Реферат по предмету "Разное"


1: Россия в начале 20 века

Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным. Дж. Восс В данном разделе представлен Разноуровневый контроль знаний по истории России 20 века в 2-х частях. ЧАСТЬ 1Введение Тема 1: Россия в начале 20 века Тема 2: Внешняя политика России в начале 20 века Тема 3: Россия в годы первой революции Тема 4: Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина Тема 5: Русская культура конца 19 – начала 20 века Тема 6: Революция 1917 года в России Тема 7: Становление новой России Тема 8: Советское государство в первой половине 20-х годов 20 века Тема 9: Внешняя политика Советского государства в 20-е – 30-е годы 20 века Тема 10: СССР во второй половине 20-х - 30-е годы 20 века Тема 11: Советская культура в 1917 – 1940 гг. ЧАСТЬ 2 Тема 1 : Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах. Тема 2: Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны. Тема 3: Внешняя политика СССР в годы войны Тема 4: СССР в 1945 – 1953гг. Тема 5: СССР в 1953 – 1964 гг. Тема 6: СССР в годы «коллективного руководства» Тема 7: Перестройка и распад советского общества Тема 8 : Россия на рубеже 20 – 21 веков Список использованной литературы Введение Предлагаемый разноуровневый контроль знаний по истории России ХХ в. ставит своей целью помочь учителю осуществить дифференцированный подход в обучении. Вопросы составлены с учётом новых государственных стандартов школьного образования на основе учебника для 11 класса общеобразовательных учреждений: История России, XX – начало XXI века / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. - М., Просвещение, 2007. Тем не менее, проблематика вопросов и заданий определена таким образом, что она сможет удовлетворить приверженцев любого учебника. Материал разноуровневого контроля сгруппирован по темам и может быть использован при проведении зачётных работ, во время устного опроса или в качестве домашнего задания, а так же на семинарских и факультативных занятиях. Вопросы и задания соответствуют трём уровням развития познавательной деятельности учащихся. ^ 1-й уровень (базовый) предусматривает знание и воспроизведение учащимися основных вопросов темы в объёме учебника. Для успешного выполнения заданий этого уровня учащимся в начале изучения каждой темы предлагается «Карта темы», содержащая базовый минимум (понятия и названия; даты; персоналии; основные вопросы). ^ 2-ой уровень (несколько продвинутый) предусматривает применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации (по образцу). ^ 3-й уровень (углублённый) предусматривает умение учащихся переносить знания в изменённые ситуации. Для успешного выполнения заданий 2-го и 3-го уровней в «Карте темы» учащимся предлагается список дополнительной литературы. Каждый уровень соответствует оценке: 1-й уровень – 3 (удовлетворительно), 2-ой уровень – 4(хорошо), 3-й уровень – 5 (отлично). Уровень работы учащийся выбирает самостоятельно. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ему выбрать уровень, соответствующий его знаниям и умениям на данном этапе обучения. Если учащийся справился с уровнем, который выбрал, то может поработать с более сложным уровнем, и наоборот. Для обеспечения большей свободы выбора заданий-вопросов можно оценить правильность ответов на вопрос каждого уровня по-разному: ответ, относящийся к 1-му уровню в 6 баллов; ответ на вопрос 2-го уровня – 8 баллов; на вопрос 3-го уровня – 10 баллов. Чтобы получить, скажем, оценку «3», за работу в которой, например, содержится по 5 заданий каждого уровня, необходимо: а) ответить на все вопросы 1-го уровня и получить 30 баллов, или б) дать 3 ответа на задания 3-го уровня (10х3=30), или в) 4 ответа на задания 2-го уровня (8х4=32), или г) 3 ответа на задания 1-го уровня и 2 – 2-го уровня (6х3+8х2=34) и т.д. Оценка «3» в данном примере может быть выставлена за баллы от 30 до 39. Оценка «4» (хорошо) выставляется за набранную сумму баллов от 40 до 49. Оценка «5» (отлично) – за 50 баллов. При выборе учителем заданий для контроля только одного уровня оценка «3» может быть выставлена за 50-60% правильных ответов, «4» - за 61-74%, «5» - 74% и больше. Т.о., предлагаемые задания предоставляют шанс каждому ребёнку организовать своё обучение так, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Значительная часть приведённых в сборнике разноуровневых заданий прошла апробацию.Удачи Вам, коллеги! Россия в начале XX в. Карта темы 1 «Россия в начале XX в. (Экономическое и социально-политическое развитие. Образование политических партий)»Основные понятия и названия: Модернизация; индустриализация; монополия; синдикат; картель; трест; концерн; маргиналы; финансовая олигархия; инвестиции; «аграрный вопрос»; кулаки; люмпены; государственно-капиталистические органы; охранка; «зубатовщина»; «рабочая аристократия»; русификация; партия; социалисты-революционеры (эсеры); социал-демократы (большевики и меньшевики); либералы; консерваторы; диктатура пролетариата; Учредительное собрание; индивидуальный террор; «социализация земли»; «Боевая организация партии эсеров». Основные даты: 1897 г . – проведение С.Ю. Витте денежной реформы. 1894-1917гг. – царствование Николая II . 1902 г . – создание «Партии социалистов- революционеров» (эсеров). 1903 г ., июль - август – II съезд РСДРП, создание Российской социал-демократической рабочей партии. 1903 г ., июль – создание «Союза освобождения». Персоналии: Николай II ; Витте С.Ю.; Путилов А.И.; Плеве В.К.; Сипягин Д.С.; Зубатов С.В.; Чернов В.М.; Гоц М.Р.; Натансон М.А.; Азеф Е.Ф.; Ленин В.И.; Мартов Л.; братья Долгоруковы; Шаховской Д.И.; Головин Ф.А.; Шипов Д.Н.; Победоносцев К.П.; Сипягин Д.С. Основные вопросы: Территория и население России на рубеже XIX – XX в.в. Развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли в начале XX в. Социальная структура в начале XX в. Политическая система Российской империи начала XX в. Внутренняя политика самодержавия в начале XX в. Образование политических партий в России в конце XIX – начале XX в.в. (время появления, лидеры, программные установки). Литература Боханов А.Н. Император Николай II . М., 1998. Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911 гг. М., 1998. Грегори П. Экономический рост российской империи (конец XIX – начало XX в.): новые подсчёты и оценки: Пер. с англ. М., 2003. Из воззвания «Союза 17 октября» с изложением его программы. Из программы конституционно-демократической партии. Из программы партии социалистов-революционеров. Меньшевики. Черносотенцы. Большевики / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 ( CD - Rom for Windows ). История России в лицах с древности до наших дней: биографический словарь. – М., 1997. Политические партии: страницы истории. М., 2000. http://vitte1897.chat.ru (Денежная реформа Витте). Разноуровневый контроль знаний по теме 1 «Россия в начале XX в. (Экономическое и социально-политическое развитие. Образование политических партий)»I уровеньКакова была численность населения Российской империи к 1914 г .? Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах? Какой народ среди населявших Россию в начале XX в. занимал второе по численности место после русских? Что такое «модернизация»? Что такое «монополия»? Какие виды монополистических объединений характерны для российской экономики начала XX века? Какое место в мире по объёму промышленной продукции занимала в начале XX в. Россия? Какое место в мире по концентрации производства и рабочей силы занимала в начале XX в. Россия? Кто был сторонником привлечения иностранного капитала в российскую экономику? Экстенсивно (вширь) или интенсивно(вглубь) развивалась экономика России в начале XX в.? В каком году в России было введено золотое денежное обращение, значительно укрепившее курс рубля и финансовую стабильность империи в целом? Кого в начале века в России называли кулаками ? В каком году вступил на престол Николай II ? Кому принадлежат следующие слова: «…Вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»? Что такое «зубатовщина »? Как назывался орган исполнительной власти Российской империи в начале XX в.? Как называются лица, не имеющие устойчивого, определённого социального положения? Какая социалистическая партия под руководством В.М. Чернова была создана в 1902 году из объединившихся народнических кружков? Как предлагали решить аграрный вопрос эсеры? Руководитель боевой организации партии эсеров, тайный агент полиции. Какое название получило радикальное крыло РСДРП? Кто был лидером меньшевиков? В каком году состоялся II съезд РСДРП, на котором были приняты программа-минимум и программа-максимум социал-демократов? Какой союз был создан в 1904 г . либеральной оппозицией? II уровень Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи. Как они влияли на развитие страны? В чём состояли особенности российской экономики в начале XX века по сравнению с предшествующим периодом? Какую роль играло государство в экономике страны в начале XX века? Как вы оцениваете это явление? В чём суть системы личных отработок? Каковы её экономические и политические последствия? Какую роль иностранный капитал сыграл в развитии экономики России периода индустриализации? На какие социальные слои могло опираться российское самодержавие в начале XX в.? Почему, несмотря на явную экономическую дифференциацию деревни, русское крестьянство являлось наиболее однородным в политическом отношении классом? В чём заключались причины общей деградации помещичьего класса в начале XX века? О каких особенностях развития сельского хозяйства России начала XX в. можно узнать из данных, приведённых в таблицах? ^ Производство хлеба в 1909 – 1913 гг. Среднегодовые урожаи пшеницы накануне Первой мировой войны Социальные группы Валовые сборы Товарный хлеб Процент товарности млн.пуд. % млн.пуд. %   Помещики Крестьяне В том числе: зажиточные середняки и бедняки 600 4400   1900   2500 12,0 88,0   38,0   50,0 281,0 1019,0   650,0   369,0 21,6 78,4   50,0   28,4 47,0 23,2   34,0   14,7 Итого: 5000 100,0 1300,0 100,0 26,0   Страны Урожайность (в центнерах с га) БельгияГермания ФранцияКанадаСША АвстралияРоссия 28,7 24,1 13,3 13,310,28,18,5 Средняя продолжительность жизни российского рабочего в начале XX века – всего лишь 40 лет. Почему? Сравните взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на решение крестьянского вопроса. В чём причины краха «зубатовщины»? Почему Николай II , отвечая на вопросы при переписи населения в 1897 г ., с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? Представитель какой политической партии мог выступить со следующими словами:«Долой самодержавие, никаких мирных реформ. Пройдёт время, и в России свершится Социалистическая революция! Но пока Россия не созрела для этого. Пролетариат ещё слаб, крестьянство же вообще не обладает революционным потенциалом. Поэтому курс на социалистическую революцию в данных условиях считаем опасной авантюрой ,а к власти должна прийти либеральная буржуазия»? Какие цели выдвигали земские деятели, «Беседа», «Союз освобождения»? Какими обстоятельствами можно объяснить тот факт, что первыми в Российской империи образовались партии национальной и социалистической ориентации? Что было общего между социал-демократами и эсерами? В чём заключались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров? ^ III уровеньОдин из биографов Николая II писал: «Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своём месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах…В конечном счёте, он сделал для своей супруги в семье всё, что было в его силах; так ли это было для России?.. Попав в гибельную паутину,… Николай оплатил свои ошибки, погибнув как мученик вместе с женой и детьми» (Р.Мэсси). Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего российского царя. В чём видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России? Выскажите своё отношение к тезису о «глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX века». Как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача? Могла ли проблема индустриализации решаться в России так же, как и в ведущих европейских странах? Если нет, то каковы на ваш взгляд, должны были быть её особенности? Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки: Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье. - Кто много лежит, у того и бок болит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. – Труд человека кормит, а лень портит. Известно, что в начале XX в. Россия тратила до 14% бюджета на управление, т.е. в значительной степени на содержание бюрократического аппарата. Для сравнения затраты на эти цели: в Англии – 3%, во Франции – 5%, в Италии и Германии – по 7%. Как вы думаете, чем вызваны такие различия? Вопрос о вхождении нерусских народов в состав Российского государства и по сегодняшний день является актуальным и в то же время противоречивым. С одной стороны, некоторые народы, проживающие по соседству с Россией, вошли в неё на добровольных началах. С другой стороны, Россию столетиями называли (и называют) тюрьмой народов. Как вы думаете, можно ли согласиться с утверждением, что Российская империя была тюрьмой народов? Насколько был оправдан, с вашей точки зрения, эсеровский индивидуальный террор и какой психологический след оставил он в русском обществе начала XX в.? Можно ли согласиться с оценкой, которую дал эсерам один из политических деятелей России, утверждавший, что «социалисты-революционеры поэтому и носят своё двойное прозвище, что их социализм вовсе не революционен, а их революционность не имеет ничего общего с социализмом?». Ответ обоснуйте. Выскажите своё мнение: существуют ли вопросы, по которым представители обеих социалистических партий и либеральной оппозиции были едины? Если «да», то назовите эти вопросы. Если «нет», то почему? На рубеже XIX – XX в.в. в России проживало более 100 народов и народностей и, кроме того, малочисленные этнические группы. У них было неодинаковое прошлое, они исповедовали самые различные религии – православие, католичество, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм и т.п. Многие народы и религии находились во враждебных отношениях. Тем не менее, раскол в российском обществе углублялся не по национальному или религиозному признаку, а по социальному. Почему? Внешняя политика России в начале XX векаКарта темы 2 «Внешняя политика России в начале XX века» Основные понятия и названия : Тройственный союз; Антанта; Китайско-восточная железная дорога (КВЖД); контрибуция; сфера влияния; суверенитет; аннексия; ультиматум; Союз земств и городов (Земгор); военно-промышленные комитеты; прогрессивный блок; братание; «внутренний мир»; «патриотическая тревога»; «революционное пораженчество». Основные даты: 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1904 г .,27 января-20 декабря - оборона военно-морской крепости Порт-Артур. ^ 1904 г .,11-21 августа – Ляодунская военная операция. 1905 г ., 5-24 февраля – поражение русских войск под Мукденом. 1904 г ., 27 января – нападение японцев на русский флот (гибель крейсера «Варяг»). ^ 1904г.,31 марта – гибель командующего Тихоокеанским флотом С.О. Макарова. 1905г.,14-15 мая – поражение 2-й и 3-й тихоокеанских эскадр у о. Цусима. 1905 г .,23 августа – подписание Портсмутского договора. 1879-1882 гг. – оформление Тройственного союза. ^ 1907г. – окончательное оформление Антанты. 1914 г .,19 июня– 1918 г ,3 марта – участие России в Первой мировой войне. 1914 г ., август – проведение русской армией Восточно-Прусской операции. ^ 1914 г .,август-сентябрь – проведение русской армией Галицийской операции. 1915 г .,февраль-март – проведение русской армией Карпатской операции. ^ 1915 г ., август-октябрь – отступление русской армии. 1916 г ., май – Брусиловский прорыв русской армии на Юго-Западном фронте. 1917 г ., июнь-август – последние операции русских войск в ходе Первой мировой войны. ^ 1918 г ., 3 марта – заключение Брестского мирного договора Советской России с Германией и её союзниками. Персоналии: Безобразов А.М.;Куропаткин А.Н.; Кондратенко Р.И.; Стессель А.М.; Макаров С.О.; Рожественский З.П.;Витте С.Ю.; Г.Принцип; Шлиффен; Ренненкампф П.К.; Самсонов А.В.; Брусилов А.А.; вел. кн. Николай Николаевич. Основные вопросы: Международные отношения на рубеже XIX - XX в.в. Основные направления внешней политики России в начале XX в. Русско-японская война: причины, планы воюющих сторон, соотношение сил, ход военных действий, итоги. Участие России в Первой мировой войне: причины войны, планы воюющих сторон, ход военных действий, итоги. Литература Асташов А.Б. Русский крестьянин на фронтах Первой мировой войны // Отечественная история. 2003. №2. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 2001. Краски войны. Униформа первой мировой войны и её кануна // Родина. 1993. №8-9. Мезенцев В. Русско-японская война 1904-1905 годов // Энциклопедия для детей: Т. 5 Ч. 3 История России. XX век. М., 1995. Павлов Д.Б., Петров А.С. Тайны Русско-японской войны 1904-1905 гг. М., 1993. Уткин А.И. Первая мировая война. М., 2002. http://www.japantoday.ru/voina) (Война с Японией: 100 лет спустя) http://www.rusarchives.ru/federal/rgakfd/iww_f.shtml (Фотодокументы РГАКФД из истории первой мировой войны) Разноуровневый контроль знаний по теме 2 «Внешняя политика России в начале XX века»^ I уровеньПеречислите государства, входившие в состав Тройственного союза. Укажите причины русско-японской войны. В какие годы велась русско-японская война? Кто был назначен командующим Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны? Перечислите основные события русско-японской войны в хронологической последовательности. Определите характер русско-японской войны со стороны Японии, со стороны России. Каковы причины поражения России в войне с Японией? Какой выдающийся русский художник погиб во время русско-японской войны? Каковы условия Портсмутского мира? Почему современники дали С.Ю. Витте шутливое прозвище граф Полусахалинский? Какие два государства создали в 1904 г . союз «Антанта»? Какой полуостров в начале XX века называли «пороховым погребом» Европы? Когда Россия вступила в Первую Мировую войну? Каковы причины Первой Мировой войны? Что явилось поводом к ней? Кто был технически лучше подготовлен к Первой Мировой войне: Россия или Германия? Дайте определение понятию аннексия. Какие два генерала руководили наступлением русских войск в Восточной Пруссии в 1914 г .? Как назывался план военных действий, разработанный начальником германского генерального штаба Шлиффеном? Объясните значение следующих лозунгов: «внутренний мир» , «патриотическая тревога», «революционное пораженчество». Представители каких думских фракций создали прогрессивный блок? Какие территории потеряла Россия в результате «великого отступления»? Как назывался Главный комитет по снабжению армии, созданный вскоре после начала войны? Под руководством какого популярного в армии генерала русские войска одержали ряд крупных побед на юго-западном направлении в 1916 г .? Подписанием какого мирного договора и когда закончилась для России Первая Мировая война? II уровень Какое влияние на общественно-политическую жизнь страны оказала русско-японская война? Военные действия в 1904 г . начала Япония. Можно ли считать Россию жертвой агрессии? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне, чем Россия? Какое условие Портсмутского мира было наиболее тяжёлым для России? Проанализируйте роль географического фактора в русско-японской войне. Как взаимосвязаны между собой события на Западном и Восточном фронтах в 1914 году в ходе Первой Мировой войны? Каковы цели участия России в Первой мировой войне? Военные расходы Англии в 1913 г . составляли 1,54 млрд. (33% бюджета), Франции – 1,64 (40%), России – 1,84 (40%), Германии – 2 млрд. (половина бюджета). О чём свидетельствуют эти цифры? Определите планы Англии и Франции в предстоящей Мировой войне по словам британского министра иностранных дел Э. Грея: «Русские ресурсы настолько велики, что в конечном счёте Германия будет истощена без нашей помощи Россией». Какие изменения произошли в русской армии в ходе Первой Мировой войны? Плеханов Г.В. был свидетелем двух войн, в которых участвовала Россия. Во время русско-японской войны он занял позицию резкой критики русского правительства. Россию же в Первой Мировой войне он поддержал. Почему оценки Плеханова двух в общем-то очень сходных войн оказались столь полярными? Каковы были экономические и политические последствия Первой Мировой войны? В чём причина успеха Брусиловского прорыва? Что побуждало солдат воюющих стран к братанию? III уровень Современники и историки по-разному оценивали и оценивают Портсмутский мирный договор. Одни видели в нём национальный позор, другие - успех русской дипломатии, третьи – закономерный результат развития событий. Чем объяснить противоречащие друг другу оценки? Сформулируйте собственное суждение об итогах войны и Портсмутском мире. Согласны ли вы с оценкой итогов русско-японской войны, предложенной С.Ю. Витте: «И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее , наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы». Свой ответ аргументируйте. Можно ли было предотвратить войну в начале века (именно Мировую войну)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если отрицательный? Фельдмаршал Х. Мольтке утверждал: «Вечный мир – это мечта, и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». Как вы считаете, прав ли германский фельдмаршал? В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Ещё английский адмирал Нельсон говорил: «Кое-что мы должны оставлять на волю случая». Этой же точки зрения придерживались Ллойд-Джордж, У. Черчилль. Подумайте, как соотносятся в начале Первой Мировой войны элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было? Немецкий историк В. Дайест считал, что Первая Мировая война «заложила основы современной цивилизации». Разве это возможно? Ведь война всегда несёт разруху странам и страдания людям, отбрасывает их в своём развитии на много лет назад. Ссылаясь на то, что во время Первой Мировой войны на Западном фронте происходили самые ожесточённые и длительные сражения, а также на то, что именно там были применены новые виды оружия, военные историки США, Великобритании, Франции утверждают, что главным фронтом Первой Мировой войны был именно Западный. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ поясните. Какие факторы следует учитывать, чтобы оценить роль различных фронтов в войне? Как вы думаете, так ли уж важно, какой фронт признавать главным: Восточный или Западный – ведь прошло уже много лет с момента окончания войны? В начале Первой Мировой войны россияне считали, что они защищают своё Отечество. Точно так же думали англичане и немцы, французы и австрийцы. Но разве можно, чтобы страны-участницы одной войны каждая по отдельности относились к ней, как к отечественной? Россия в годы первой революцииКарта темы 3 «Россия в годы первой революции» Основные понятия и названия : Революция; стачка; петиция; «Кровавое воскресенье»; Совет уполномоченных; «булыгинская» Дума; Государственная дума; всеобщая забастовка; Конституционно-демократическая партия (кадеты); «Союз 17 октября» (октябристы); черносотенное движение; парламентаризм; многопартийная система; Государственный совет; курия; фракция; трудовики; вооружённое восстание; третьеиюньский государственный переворот. Основные даты : ^ 1905 г ., 9 января – «Кровавое воскресенье». 1905 г ., май – июль – Всеобщая стачка рабочих в Иваново-Вознесенске, возникновение совета уполномоченных. 1905 г ., июнь – восстание на броненосце «Потёмкин». 1905 г . , октябрь – всеобщая всероссийская политическая стачка. 1905 г .,17 октября – издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка». ^ 1905 г ., ноябрь – издание указа об отмене выкупных платежей для крестьян. 1905 г ., декабрь - вооружённое восстание в Москве. 1905 г ., декабрь – публикация указа «Об изменении положения о выборах в Государственную думу». 1906 г . , февраль – преобразование совещательного Государственного совета в верхнюю законодательную палату Государственной думы. 1906 г . , апрель – публикация «Основных государственных законов Российской империи». 1906 г . , апрель – июль – деятельность I Государственной думы. 1907 г . , февраль – июнь – деятельность II Государственной думы. 1907 г ., 3 июня – разгон II Государственной думы и принятие нового избирательного закона. Персоналии: Гапон Г.; Шмидт П.П.; Булыгин А.Г.; Милюков П.Н.; Гучков А.И.; Пуришкевич В.М.; Муромцев С.А.; Головин Ф.А.; Столыпин П.А.; великий князь Сергей Александрович; Каляев И.П.; Трепов Д.Ф. Основные вопросы : Причины, задачи, движущие силы революции. Этапы и основные события революции. Программные установки кадетов и октябристов (форма правления, национальный, рабочий, аграрный вопросы). Партийные составы первых двух дум, их программы по аграрному вопросу. Итоги и значение революции. Литература: Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. СПб., 1991. Кавторин В.В. Первый шаг к катастрофе: 9 января 1905 г . Свободное размышление строго по документам. СПб., 1992. Ксенофонтов И.Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М., 1996. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905-1907 гг. – 1917-1922 гг. / Пер. с англ. М., 1997. Щацилло К.Ф.Первая русская революция 1905-1907 гг. М., 1985. http :// som . fio . ru / Resources / Drachlerab /2003/03/ st 03/ index . htm (Первая русская революция. Динамика развития) Разноуровневый контроль знаний по теме 3 «Россия в годы первой революции» I уровень Дайте определение понятию революция . Какой по характеру была революция 1905-1907 гг.? Назовите причины революции 1905-1907 гг. Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции? В каком городе в 1905 г. возник первый орган рабочей власти – Совет уполномоченных? Каковы особенности крестьянского движения на I этапе революции? Совещательные или законодательные функции должна была иметь «булыгинская» Дума? Какое событие считается высшей точкой революции 1905 г.? Какие партии оформились в России после подписания Манифеста 17 октября? Назовите их лидеров. Интересы каких слоёв населения они выражали? Какие права и свободы провозглашались Манифестом 17 октября 1905 г.? Какие изменения в положении крестьянства произошли в ноябре 1905 г.? Что такое курия ? Какие курии создавались по избирательному закону для выборов? Какая партия получила большинство мест в I Государственной думе? Кто был её председателем? В каком году начал свою работу первый законодательный русский парламент? Более левой или более правой по своему составу, чем I Дума оказалась созванная II Государственная дума? Укажите хронологические рамки деятельности II Государственной думы. Дайте периодизацию революции 1905-1907 гг. Какой критерий лежит в её основе? Какая дата условно считается днём окончания первой русской революции? Каковы итоги революции и её значение? II уровень Являлась ли революция 1905-1907 гг. неизбежной? Какое место, на ваш взгляд, среди причин революции занимает поражение России в русско-японской войне? Как определяли характер начавшейся революции, её движущие силы, возможные формы борьбы большевики и меньшевики? Изобразите графически события революции 1905-1907 гг., указав наиболее значимые события. Сравните программные установки кадетов и октябристов по следующим вопросам: аграрный, национальный, рабочий, форма правления. Превратилась ли Россия после 17 октября 1905 г . в конституционную монархию? Ответ аргументируйте. Почему Манифест 17 октября воспринимался как частичная победа революции? Анализируя уроки Московского восстания, Г.В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И всё-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». В.И. Ленин был другого мнения: надо было браться – только более решительно и энергично. А какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите доводы за и против высказывания: «Государственная дума ограничивала самодержавие». Сравните состав I и II Государственных дум. Какие изменения в нём произошли и почему? Сравните аграрные проекты кадетов и трудовиков в рамках деятельности I Государственной думы. Почему I Государственная дума была названа «думой народных надежд»? Почему события 3 июня 1907 г. характеризуют как государственный переворот? III уровеньВ начале XX века власти разрешили священнику Георгию Гапону создать рабочую организацию «Общество русских фабричных и заводских рабочих г. Петербурга», которой надлежало руководить мирным развитием рабочего движения с опорой на христианство как источник гуманизма и справедливости. Однако эффект получился противоположный: деятельность общества послужила одним из поводов к революции 1905 – 1907 гг. Как вы думаете, почему это произошло? Весной 1906 г . лидер большевиков В.И. Ульянов (Ленин) писал: «Почему отказываемся мы от участия в выборах? Потому что, участвуя в выборах, мы невольно поддерживаем в народе веру в Думу… Дума не парламент, а уловка самодержавия… новый политический обман». Как вы считаете, верной ли была тактика большевиков по вопросу участия в выборах в Думу? Можно ли согласиться с определением государственного строя России, данным в одной из немецких газет в 1907 г.: «Конституционная империя с самодержавным царём»? В чём заключается опыт российского парламентаризма начала XX в.? Может ли он быть использован в современных условиях? В чём причины поражения революции? Могла ли она вообще победить? При каких условиях? Как бы в этом случае развивалась российская история? Как вы считаете, революция: зло или благо? Л.Н. Толстой собирался написать роман о революции и революционерах, который он предполагал назвать «Нет виноватых». Как вам представляется, какой смысл мог быть вложен в это название? Как вы думаете, почему русской интеллигенции был присущ революционизм? Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина^ Карта темы 4 «Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина» Основные понятия и названия : Третьеиюньская монархия; фракция; Прогрессивный блок; прогрессисты; военно-полевые суды; ренегатство; реформа; хутор; отруб; переселенческая политика; «веховцы»; правые; центристы; левые; октябристский маятник. Основные даты: ^ 1906 г .,9 ноября – указ о выходе крестьян из общины и праве закрепления надельной земли в личную собственность. 1907-1912 гг. – деятельность III Государственной думы. ^ 1912 г ., 4 апреля – расстрел рабочих на Ленских приисках (Ленский расстрел). 1912-1917 гг. – деятельность IV Государственной думы. Персоналии: Столыпин П.А.; Бердяев Н.А.; Булгаков С.Н.; Гершензон М.О.; Богров Д.; Рябушинский П.П.; Хомяков Н.А.; Гучков А.И.; Родзянко М.В. Основные вопросы: Сущность Третьеиюньской монархии. Состав и деятельность III Государственной думы. Столыпинская аграрная реформа (цели, направления, итоги, значение). Политический кризис 1912-1913 гг., начало деятельности IV Государственной думы. Литература: Аврех Я.П. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991. Анфимов А.М. П.А. Столыпин и российское крестьянство. М., 2002. Бок М.П., П.А. Столыпин. Воспоминания о моём отце. М., 1992. Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917 гг.): механизм функционирования. М., 1996. Зырянов П.Н. Пётр Столыпин. Политический портрет. М., 1992. Майсурян А. Пётр Столыпин. Столыпинская земельная реформа // Энциклопедия для детей: История России. XX век. Т. 5.Ч.3. М., 1995. Островский И.В. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001. Разноуровневый контроль знаний по теме 4 «Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина»  I уровень Какое название получила новая система политической организации государства, возникшая после революции 1905-1907 гг.? Какими словами П.А. Столыпин определял новый политический курс, который пытался проводить? Какая курия больше других пострадала из-за принятия нового избирательного закона 3 июня 1907 г.? Сколько лет проработала III Государственная дума? Назовите имена её председателей. Какое название получил механизм голосования в III Государственной думе? Какая партия составила большинство в III Государственной думе? Как относился Столыпин П.А. к революции, к монархии, к Думе? Как назывался, вышедший в 1909 г., знаменитый сборник статей о русской интеллигенции, авторами которых были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве и др.? Объясните значение понятия ренегатство. Каковы цели столыпинской аграрной реформы? За счёт каких земель, в первую очередь, предполагал решить проблему крестьянского малоземелья в Центральной России П.А. Столыпин: помещичьих (путём передачи части их крестьянам) или крестьянских (путём уменьшения числа хозяев)? Как назывался участок земли, выделявшийся, по столыпинской реформе, в личную собственность из общинного надела одному домохозяину? В чём заключались цели переселенческой политики? Какая роль в проведении аграрной реформы отводилась Крестьянскому банку? Укажите событие, соответствующее следующей дате – 1912 г., 4 апреля. Какая часть крестьянских дворов вышла из общины, по столыпинской реформе, до 1914 г.? Назовите основные мероприятия столыпинской аграрной реформы. II уровеньПочему избирательный закон от 3 июня 1907 г. был назван самими же разработчиками «бесстыжим»? Сравните состав III Государственной думы с предыдущими думами. Сравните аграрные проекты, разработанные крестьянскими депутатами (трудовиками), с положениями столыпинского аграрного законодательства. В чём их принципиальные различия? Какая партия могла бы поддержать начинания П.А. Столыпина? Какие проблемы и почему оказались в центре внимания авторов сборника «Вехи»? Почему 16% переселенцев вернулись в родные


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выборочные наблюдения лекции и методические указания
Реферат Крестьянство и сельское хозяйство Омской области в 70-80 гг 20 века
Реферат Кампазіцыйна-структурная арганізацыя навуковых тэкстаў Сродкі арганізацыі навуковых тэкстаў
Реферат Особенности формирования математических понятий в 5-6 классах
Реферат Виды времени отдыха
Реферат Формирование качества сервиса на предприятии
Реферат Інформаційно-аналітична довідка за результатами проведення серпневих нарад
Реферат Товароведение и экспертиза качества сельди солёной
Реферат Анализ процесса профессионального отбора персонала для организации
Реферат Аффективные нарушения в наркологии
Реферат Управление организация учета и контроль наличных денежных средств и
Реферат Зеленая птичка
Реферат Аграрный эксперт
Реферат 5-6 2011 Содержание поэтоград
Реферат Человек и биосфера