Реферат по предмету "Разное"


2. Приоритетные направления социального развития и создания комфортной среды обитания 15

Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года Оглавление Оглавление 2Раздел 1. Концептуальные положения стратегии 41.1. Комплексная оценка ключевых внешних и внутренних факторов развития, рисков и ресурсных возможностей региона 41.2. Позиционирование региона в мире и России 61.3. Сценарии развития региона 71.4. Цели и задачи развития региона 132. Приоритетные направления социального развития и создания комфортной среды обитания 152.1. Приоритеты демографической и миграционной политики Оренбургской области 152.2. Основные принципы и ключевые механизмы развития рынка труда 162.3. Основные принципы и приоритеты развития социальной инфраструктуры 182.3.1. Образование 182.3.2. Здравоохранение 192.3.3. Физическая культура и спорт 202.3.4. Культура 202.3.5. Социальная политика 212.3.6. Молодежная политика 222.4. Развитие жилищно-коммунального хозяйства области 242.5. Экологическая политика 242.6. Гражданское общество 25^ 3. Приоритетные направления развития экономики 273.1. Общеэкономические ориентиры 273.2. Промышленность 303.2.1. Машиностроение 323.2.2. Металлургический комплекс 343.2.3. Добыча и транспортировка углеводородного сырья 353.2.4. Химическое производство, нефтепереработка и нефтегазохимия 363.3. Агропромышленный комплекс 373.4. Строительный комплекс 433.5. Инновационный комплекс 463.6. Туристско-рекреационный комплекс 483.7. Креативные индустрии 493.8. Финансовый сектор 523.9. Потребительский рынок 54^ 4. Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития 564.1. Транспортно-логистический комплекс 564.2. Электроэнергетика 594.3. Информационно-телекоммуникационный комплекс 65^ 5. Приоритеты пространственного развития 695.1. Развитие системы расселения региона и пространственная политика в социальной сфере 695.2. Пространственная экономическая политика 715.3. Развитие приграничных территорий 76^ 6. Система управления развитием 776.1. Повышение эффективности регионального управления 776.2. Ключевые институты развития области 776.2.1. Международные институты развития 786.2.2. Федеральные институты развития 796.2.3. Региональные институты развития 816.2.4. Механизмы развития муниципальных образований 876.3. «Маркетинговая» политика 886.4. Механизм реализации стратегии 89Реестр инвестиционных проектов Оренбургской области 93 ^ Раздел 1. Концептуальные положения стратегии 1.1. Комплексная оценка ключевых внешних и внутренних факторов развития, рисков и ресурсных возможностей региона Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ:^ Значительный человеческий капитал. На территории области проживает 2115 тыс. человек (7-е место в ПФО). Население региона в среднем моложе, чем в большинстве областей Поволжья и Урала, что свидетельствует о возможности повышения активности жителей области, в том числе предпринимательской. Область многонациональна и неконфликтна, накоплен исторический опыт толерантности сосуществования разных культурно-религиозных групп населения.^ Существенный природно-ресурсный потенциал. Область обладает значительными запасами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др. Природные условия области подходят для выращивания твердых сортов пшеницы, а также для развития животноводства, в том числе ориентированных на рынки других регионов России и на экспорт.^ Потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов. Наличие предприятий металлургической, газо- и нефтехимической промышленности, машиностроительного комплекса, по некоторым видам продукции которого регион занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.^ Полицентричная система расселения. В территориальной структуре расселения выделяются несколько городских центров, что может быть использовано как катализатор социально-экономического развития и позволяет более эффективно организовывать окружающее пространство.Собственные преимущества региона могут быть усилены за счет использования внешних возможностей, которые определяются:^ Приграничным положением области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации стратегических проектов приграничных территорий. В случае укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОСС и ЕврАзЭС, Оренбургская область в большей степени, чем другие регионы сможет использовать его положительные эффекты.^ Транзитным потенциалом области, которое создает предпосылки для обслуживания транзитных грузопотоков из Казахстана и экономически развитых регионов ПФО, вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север-Юг, в перспективе – Европа - Западный Китай, организации мультимодальных комплексов и центров создания добавленной стоимости на их основе.^ Положением области в составе Приволжского федерального округа, как одного из объектов реализации стратегических приоритетов Приволжья в целом в отраслях нефтегазохимического комплекса, транспорта и логистики, АПК и других секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов.В период до 2030 года усилия всех субъектов развития региона будут направлены на преодоление существующих ограничений развития и решение ключевых проблем:^ Траектория предшествующего экономического развития привела к тому, что современная экономика области характеризуется невысокой долей производства конечной продукции, высоким износом основных фондов, малоэффективными технологиями базовых отраслей, низкой производительностью труда в отдельных секторах, сравнительно слабыми стартовыми позициями в развитии «экономики знаний», несоответствием транспортных систем международным требованиям.^ Пространственная конфигурация территории. Широтная протяженность региона при невысокой социально-экономической плотности препятствует внутренней консолидации территории и ориентирует окраины Оренбуржья на соседние региональные центры. Невысокая численность населения регионального центра по сравнению с соседними агломерациями Урало-Поволжья создает менее привлекательные условия для жизни и ведения бизнеса. Необорудованность российско-казахстанской границы повышает издержки ведения бизнеса, перемещения труда и капитала, создает предпосылки для развития трансграничной преступности.^ Социальные проблемы. Уровень доходов населения ниже среднего по РФ, что обусловлено диспропорциями в уровне оплаты труда в различных секторах, (особенно низкая заработная плата в сельском хозяйстве). Повышенная заболеваемость, в том числе социально опасными болезнями. Демографический спад, сопровождаемый оттоком населения. Низкое качество и комфортности среды проживания в городских и районных центрах.^ Особенности природной среды. Антициклональный тип погоды определяет пониженную способность ландшафтов к самоочищению, что усугубляет экологические проблемы, связанные с деятельностью крупных предприятий добывающей промышленности, металлургических производств, предприятий строительной индустрии. Существенны ограничения по водным ресурсам. В условиях нарастающей неопределенности в социально-экономической сфере, как в мире, так и в России, в Оренбургской области должна быть сформирована система управления развитием, инструменты и институты которой возможно будет использовать для минимизации внешних угроз и рисков:Макроэкономических: рисков нестабильности макроэкономической ситуации, которые могут привести к срыву инвестиционных планов. Кроме того, сконцентрированные в области виды экономической деятельности, связанные с производством машин и оборудования, металлургическим производством, а также добычей и переработкой полезных ископаемых, в значительной степени зависят от конъюнктуры мировой экономики.Конкурентных: развитие соседних, экономически более сильных регионов в условиях схожести некоторых экономических ниш может привести к уходу из области инвестиционных потоков в другие регионы. Политических: существует опасность осложнения отношений РФ с государствами Центрально-Азиатского региона из-за вопросов миграционной политики, смены политических элит, глобальных политических изменений и др., что может отрицательно сказаться на перспективах приграничного сотрудничества.Экологических: возможна деградация сельскохозяйственных угодий при их нерациональном использовании; консервация экологических проблем.Природных: высокая вероятность опустынивания части территории региона в связи с глобальными климатическими изменениями. Кроме этого, ожидается снижение рентабельности добычи минерально-сырьевых ресурсов в связи с грядущим ухудшением горно-геологических условий на эксплуатируемых месторождениях.^ 1.2. Позиционирование региона в мире и России Участие Оренбургской области в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется объективным геополитическим и экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы. Оренбургская область расположена на рубеже Европы и Азии, России и Казахстана, Урала и Поволжья (как по физико-географическим границам, так и экономическому районированию). Следовательно, ключевые функции, позиционирующие регион в России и в мире – контактные в одних сферах (реализация международных экономических, культурных, социальных, экологических проектов) и барьерные – в других (обеспечение национальной безопасности). Этим определяются основные приоритетные направления взаимодействия региона с федеральным центром. Оренбуржье – это одна из ключевых для России территорий с точки зрения сотрудничества со странами Центральной Азии, особенно Республикой Казахстан. Через Оренбургскую область проходит оптимальный маршрут планируемого к строительству российского участка международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. Оренбургский участок коридора обладает высокой значимостью не только с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, но и как инфраструктура, соединяющая регионы ПФО с Центрально-Азиатскими странами . Оренбургская область – это исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, регион, расположенный между странами Центральной Азии и высокоразвитыми республиками в составе Российской Федерации с тюркскими титульными этносами. Это определяет стратегический приоритет целостности Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, а задача преодоления изъянов пространственной конфигурации региона и развития приграничных территорий должна позиционироваться не только как региональная, но и как федеральная. Приграничное положение и наиболее короткий путь до регионов Урала, Приволжья и Центра из стран Центральной Азии определяет еще один аспект позиционирования региона – возможность развития функции центра образования и социальной адаптации мигрантов. ^ 1.3. Сценарии развития региона Социально-экономическое развитие Оренбургской области до 2030 года будет происходить на фоне следующих глобальных процессов и тенденций: Старение населения в развитых странах при опережающем росте численности населения в развивающихся странах и завершении демографического перехода в странах Центральной Азии. Тенденция старения населения будет также характерна для России и Оренбургской области. Завершение демографического перехода в странах Центральной Азии будет выражаться в виде тенденций к снижению интенсивности миграционного потока через область в стратегической перспективе. ^ Продолжение индустриализации Китая и Индии и закрепление за Азиатско-Тихоокеанским регионом роли одного из главных локомотивов мирового экономического роста. В настоящее время Китай уже вовлек в сферу экономического влияния большинство стран Юго-Восточной Азии, высокими темпами укрепляются экономические связи с приграничными странами Центрально-Азиатского региона. Интенсивная торговля с Китаем таких стран как Казахстан, Киргизия, Таджикистан существенно смягчила в них последствия мирового экономического кризиса. Однако в будущем Россия (в том числе и через проекты в Оренбургской области) может стать ключевым «противовесом» Китаю и партнером для стран Центральной Азии, необходимым для снижения их экономической зависимости от Китая, что предопределяет благоприятную конъюнктуру для сотрудничества с ними.Вовлечение в мировую хозяйственную систему в прошлом «закрытых» региональных рынков – государств африканского континента, отдельных стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан). Эти рынки могут изучаться и рассматриваться как перспективные для оренбургского бизнеса во второй половине прогнозируемого периода.Постепенное снижение ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения энергетической безопасности в мире в целом; снижение спроса на российские углеводороды на западном направлении экспорта в связи с политикой импортеров по повышению энергетической безопасности, в том числе, с вовлечением возобновляемых источников энергии. Эта тенденция в совокупности с уменьшением объемов добычи углеводородов в области приведет к снижению «нефтяных и газовых» доходов бюджета региона, сформирует дополнительные предпосылки для реструктуризации экономики.Негативная глобальная динамика природной среды и обострение связанных с этим рисков: обострение дефицита пресной воды, изменение агроклиматических условий жизни и хозяйственной деятельности темпами, превышающими адаптационные возможности экономики. Основная прогнозируемая проблема для Оренбургской области – опустынивание южных территорий и существенное сокращение объемов стока в бассейне реки Урал. Для предотвращения негативных последствий необходимо совершенствование системы мониторинга динамики состояния природной среды и активное сотрудничество с Казахстаном в решении водохозяйственных задач в бассейне реки Урал и смежных бассейнов.Усугубление продовольственной проблемы в мире; рост спроса на продукцию агропромышленного комплекса России на новых рынках в странах Азиатско-тихоокеанского региона. Рост спроса на экологически чистую элитарную продукцию создаст благоприятные условия для формирования экспортного сегмента пищевой промышленности, связанного с переработкой продукции животноводства и растениеводства Оренбургской области, которые необходимо поддерживать через активную региональную маркетинговую политику.^ Дальнейшее распространение в мире универсальных стандартов и подходов к ведению бизнеса на фоне повышения значимости локальных культурных различий. В Оренбургской области имеются исторические и географические предпосылки, а также накопленный за последние годы опыт для формирования центра межкультурной коммуникации. В регионе возможно применение наиболее актуальных социальных практик, используемых в различных культурах, для достижения поставленных стратегических целей и задач. Приведенные выше глобальные тенденции и процессы являются внешними рамочными условиями для развития Оренбургской области. Прямое воздействие на траекторию развития региона будут оказывать макроэкономические, внутриполитические и внешнеполитические сценарные условия, которые влияют на достижение целевых индикаторов качества жизни и развития экономики Оренбуржья. Вместе с тем, развитие региона на определенных этапах возможно в соответствии с промежуточными сценариями, что предполагает опережающее реагирование региональных органов власти на вероятные риски.Макроэкономические сценарные условияСценарий постепенного роста в качестве ключевой внешней переменной предполагает замедление темпов потребления природных ресурсов в мире, что приведет к снижению спроса и, соответственно, цен на российские энергоносители, и будет сопровождаться ослаблением рубля по отношению к мировым валютам. В период до 2015 г. после 1-2-летнего периода посткризисной дозагрузки мощностей предприятий, рост экономики России вернется на инвестиционный тренд. Однако темпы восстановления и, как следствие, темпы роста будут невелики. В случае реализации данного сценария крупные нефтяные компании и ОАО «Газпром» не будут рассматривать Оренбургскую область как приоритетный для инвестирования регион и направят ресурсы, которые потенциально могли бы быть локализованы в Оренбуржье, в другие зоны с более масштабными активами. Наиболее привлекательными для инвестирования будут те виды экономической деятельности, развитие которых связано с движением вверх по цепочке добавленной стоимости, что позволит компенсировать невысокие темпы роста цен на сырье. В Оренбургской области такими видами деятельности могут стать: производство продуктов питания, средние и верхние переделы химического комплекса, машиностроение, логистика. Таким образом, на первом этапе данного сценария ключевыми мерами по развитию региона станут активная инвестиционная политика и стимулирование спроса на конечную продукцию. С учетом среднесрочных экономических циклов этап инвестиционного роста ВРП завершится в период с 2015 по 2020 г. ощутимым снижением темпов роста или даже кризисом с глубиной падения в 1-2%. Выход из этого кризиса будет связан с ростом конечного спроса, что приведет к интенсификации импортозамещения, увеличению темпов роста промышленного производства и АПК. К этому времени мировая финансовая система стабилизируется, будут сформированы новые регуляционные механизмы, смягчающие провалы финансовых рынков. В результате, повысится доступность «длинных» кредитных ресурсов, появятся дополнительные стимулы для роста предпринимательской активности. Все это приведет к достаточно высоким темпам роста экономики области вплоть до горизонта планирования. В этот период наиболее вероятно развитие «пионерных» для Оренбургской области отраслей, таких как фармацевтика, производство медицинской техники и оборудования; вероятен переход от научной работы к внедренческой и производственной деятельности в сфере биотехнологий. Будет осуществляться активная коммерциализация научных разработок, импульс к развитию получит сектор платных услуг и информационно-коммуникационные технологии. Среднегодовой рост ВРП в соответствии со сценарием прогнозируется: 2010-2015 годы 2016-2020 годы 2021-2025 годы 2026-2030 годы 3% рост 3-4% средний рост, в один год -1-2% снижение 5-6% роста 6-7% рост Сценарий высокой макроэкономической неустойчивости предполагает рост мировых цен на нефть и другие минеральные ресурсы, который будет определяться сокращением добычи странами ОПЕК и дальнейшим расширением спроса со стороны развивающихся стран, а также вливанием денежной массы в мировую экономику в результате реализации антикризисных программ. Это сформирует тенденцию к укреплению рубля по отношению к мировым валютам. При условии завершения острой фазы мирового экономического кризиса до конца 2010 года, а также закрепления положительной динамики российской экономики в ближайшей перспективе можно ожидать существенного изменения инвестиционных настроений бизнеса. Рост запасов и реализация отложенного спроса приведут к активному посткризисному компенсационному росту. Однако благодаря увеличению цен на нефть и другие экспортные товары этот рост будет обусловлен дозагрузкой существующих мощностей, что приведет к консервации докризисной структуры экономики региона и фиксации низких темпов роста спроса на инвестиции. В результате, уже в период 2010-2012 год можно ожидать снижение темпов роста ВРП до 1-2%. Последующий за этим интенсивный рост экономики региона будет связан с увеличивающимися вместе с ценами на ресурсы государственными расходами, в том числе государственным инвестированием, а также восстановлением доступа к кредитным ресурсам. С 2015 года экономика Оренбургской области в соответствии с общероссийскими трендами будет воспроизводить тенденции 2000-х гг., демонстрируя высокие темпы роста. Однако в соответствии со сценарием не будут найдены механизмы повышения устойчивости мировой финансовой системы, что приведет к новому серьезному кризису в период 2016-2020 гг. Возможное снижение ВРП региона вплоть до -10% будет связано с новым падением цен на нефть и сжатием ключевых экспортных рынков. К этому времени спрос на ресурсы, который ранее поддерживался странами АТР, будет удовлетворяться за счет реализации сырьевых проектов в восточной части страны. Этот кризис поставит перед регионом задачу масштабной реструктуризации экономики. Чтобы избежать ситуации, в которой эту реструктуризацию необходимо совершить в кратчайшие сроки, в случае реализации сценария интенсивного экономического роста в период 2010-2015 годы, необходимо разрабатывать и реализовывать соответствующие программы. Ключевые отрасли, которые потенциально могли бы заместить нефтяные и газовые доходы в бюджете, определены в задачах развития региона – это, прежде всего, машиностроение, агропромышленный комплекс и химическая промышленность. После 2020 года вероятнее всего начнется снижение объемов производства и спроса на энергоносители, производимые на территории Оренбургской области, что приведет к снижению темпов экономического роста. В период с 2026 по 2030 гг. возможен еще один кризис, связанный с переходом мировой экономики на новый технологический уклад. Важнейшим направлением в рамках данного сценария для Оренбуржья является периодическая необходимость актуализации превентивных антикризисных мер. Гипотеза роста среднегодового ВРП по сценарию высокой неустойчивости: 2010-2015 годы 2016-2020 годы 2021-2025 годы 2026-2030 годы 4-5% рост, в 2011 г. падение темпов роста до 1-2% 7-8% средний рост, ближе к концу периода -10 % снижение 4-5% рост 5-6% рост и возможное падение темпов роста до 0-1% в год Сценарии общефедеральной политикиСценарий «либерализации» предусматривает завершение этапа национализации и активную приватизацию в реальном секторе страны в посткризисный период. Ожидается снижение степени централизации бюджетной системы – большая доля собираемых налогов будет оставаться на территории регионов и муниципалитетов, что приведет к усилению межрегиональной поляризации в ПФО, в процессе которого Оренбургская область будет «уступать» соседним регионам часть инвестиций и человеческого капитала. Также более либеральным станет миграционное законодательство, что положительно скажется на миграционном приросте и предложении на рынке труда в период экономического роста. Реализация данного сценария приведет к интенсификации экономического роста, но потребует от властей Оренбургской области принятия мер по повышению конкурентоспособности региона по отношению к более экономически развитым соседним субъектам Федерации. Важнейшим внешним сценарным условием является вступление России (вместе с Казахстаном и Белоруссией) в ВТО. Возможное снижение импортных таможенных тарифов по преобладающей части товаров, производимых на территории области, приведет к определенной потере рынка и ограничит возможности импортозамещения. Наиболее существенной угрозой для оренбургских производителей в этом случае будет китайский демпинг. При этом вступление в ВТО облегчит доступ российских товаров на внешние рынки (особенно в химической промышленности и металлургии, по которым в настоящее время применяется максимум антидемпинговых процедур). В том случае, если будет принято положительное решение по вступлению России в ВТО, бизнесу следует активизировать процессы международной сертификации, привести продукцию в соответствие с европейскими потребительскими стандартами. Это во многом зависит от действий федеральных органов власти в части организации дальнейшего процесса гармонизации отечественных стандартов регулирования технических и технологических норм с международными. Для некоторых предприятий этот процесс может быть весьма затратным и одной из задач органов регионального управления является содействие предприятиям в ходе подготовки к вступлению в ВТО. Значительным рискам в случае вступления в ВТО может быть подвергнуто сельское хозяйство. В развитых странах, в частности, в США и Европейском Союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Особенность практики субсидирования сельского хозяйства в России заключается в том, что, в отличие от других стран, здесь не применяются экспортные субсидии, а также ценовые трансферты или фактическое налогообложение потребителя. Поддержка сельского хозяйства практически полностью выполняется на региональном уровне, а использование именно таких защитных мер довольно ограничено в рамках ВТО. Следовательно, перспективы агропромышленного комплекса региона в этих условиях будут существенно зависеть от переформатирования протекционистской политики со стороны государства. В соответствии с «консервативным сценарием» в посткризисный период в стране продолжится деприватизация, будет происходить дальнейшее увеличение или сохранение доли бюджетных средств, перераспределенных в социальную сферу. Сохранится высокая централизация бюджетной системы. Все эти условия приведут к снижению темпов роста, соответствующих макроэкономическим сценариям, и выравниванию межрегиональных различий. Ключевые меры в этом случае должны быть направлены на повышение темпов роста, максимально возможные средства регионального бюджета и фондов должны направляться на стимулирование развития реального сектора, в первую очередь малого и среднего бизнеса в сферах АПК и наукоемких производств. Данный сценарий предполагает также проведение страной осторожной внешней политики, невступление в ВТО, ограничение миграционного притока.Сценарии развития отношений со странами Центральной Азии Сценарий «дезинтеграции» возможен в случае, если России не удастся укрепить свое влияние в регионе. Лидирующие позиции займут либо страны Ближнего Востока и Турция, либо США. И тот и другой вариант с большой вероятностью приведет к экономической и, возможно, политической дестабилизации в регионе в целом. При этом задача Оренбургской области – усилить барьерную функцию границы и оказывать содействие федеральному центру в обеспечении экономической плотности в приграничных территориях. Оренбуржье в этом случае – это очаг стабильности, привлекающий квалифицированные кадры и ресурсы Центрально-азиатских стран, территория с особыми миграционными условиями для русскоязычного населения государств Центральной Азии. Сценарий «интеграции» предусматривает укрепление политических позиции России в странах Центральной Азии, федеральный центр содействует экономической экспансии в этих странах. В этом случае основная задача Оренбургской области – содействовать обеспечению контактной функции границы, создавать «точки роста» в приграничной зоне, развивать экономические, социальные и экологические направления трансграничного сотрудничества. В случае реализации данного сценария Оренбургской области необходимо принять опережающие меры по созданию условий для реализации транзитных функций. ^ 1.4. Цели и задачи развития региона Цель развития Оренбургской области до 2030 года – повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.^ Рис 1.1. Основные целевые индикаторы развития Оренбургской области. Ключевой задачей органов региональной власти и местного самоуправления является создание в тесном сотрудничестве с бизнесом прозрачной системы институтов социального партнерства; обеспечение условий для конструктивного диалога социальных, профессиональных и этнических групп, формирование активных субъектов развития региона. Такая система позволит установить прямую зависимость между экономическим ростом и социальным развитием области, поможет решить ряд задач формирования комфортной среды проживания, в том числе важнейшую задачу контроля над загрязнением окружающей среды. Достижение цели требует реализации следующих задач:^ Развитие человеческого потенциала, что предусматривает преодоление демографического кризиса, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и стабилизацию численности населения к 2030 г. Развитие социальной инфраструктуры, адаптация системы образования и рынка труда к решению экономических задач позволят обеспечить рост благосостояния населения.^ Создание комфортной среды обитания направлено на формирование условий для самореализации, работы и отдыха населения области, обеспечение высоких стандартов и благоприятных условий для жизни, включая качество окружающей среды и уровень социального развития. Необходимо развитие сектора рыночных услуг в региональном центре и ведущих городах до уровня крупных агломераций России. В сельской местности формирование комфортной среды обитания связано с обеспечением населения базовыми социальными услугами и повышением доступности городских центров. ^ Модернизация традиционных для области отраслей с целью максимизации получения в них добавленной стоимости. Для этого необходимо: - создать высокоэффективный агропромышленный комплекс, включающий производство, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции, переработку и производство продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности, маркетинг и сбыт, логистику и др. - адаптировать номенклатуру продукции машиностроительного комплекса области к новым условиям на российском и мировом рынке и устойчиво занять перспективные рыночные ниши; придать инновационный импульс развитию машиностроительных производств; - реализовать крупные инвестиционные проекты, направленные на коренную модернизацию металлургии и нефтегазохимии. В целом, модернизация традиционных отраслей будет направлена на повышение производительности труда, снижение ресурсоемкости производства, внедрение современных маркетинговых стратегий.^ Формирование постиндустриального сегмента экономики. Ключевыми направлениями развития «новой» экономики региона станут: - развитие научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности по направлению «живые системы» с практическим использованием в агропромышленном комплексе, фармацевтике, производстве медицинской техники и технологий, создание новых конструкционных материалов. Приоритетные (новые) для региона отрасли будут требовать массовой подготовки квалифицированных кадров. Поэтому важнейшей задачей является создание комплекса активно взаимодействующих друг с другом научно-образовательных учреждений, формирующих кадровый потенциал приоритетных отраслей; - формирование экспортного сегмента услуг (рекреация и туризм, бизнес-услуги, логистика, образовательные и медицинские услуги и др.), в первую очередь для населения и бизнеса Казахстана и других стран Центральной Азии; - привлечение в регион креативных индустрий (промышленный дизайн в машиностроении, информационные технологии, инжиниринговые и медиа-центры и др.). ^ Интернационализация и трансграничное сотрудничество. Учитывая роль и позиционирование Оренбургской области как ключевого региона в развитии сотрудничества со странами Центральной Азии и Казахстаном необходимо усиление взаимодействия с федеральными органами власти для реализации международных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов на территории Оренбуржья, а также активное продвижение товаров и услуг региональных производителей на центрально-азиатские рынки. Решению этой задачи будет способствовать создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. ^ 2. Приоритетные направления социального развития и создания комфортной среды обитания Основными факторами повышения качества жизни населения являются развитая социальная инфраструктура, положительная динамика демографических процессов, эффективное использование рабочей силы. Стратегические задачи развития социальной сферы, рассматриваемой как сферы услуг государства, бизнеса и общественных формирований по обеспечению высокого качества жизни населения: - стабилизация численности населения и создание условий для ее последующего роста; - повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности, уменьшение различий в качестве жизни городских и сельских жителей; - совершенствование социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями развития инновационного общества; - улучшение экологической ситуации в городских и сельских поселениях; - повышение эффективности управления в социальной сфере. Важнейшей задачей органов власти является создание условий и пропаганда ведения здорового образа жизни среди всех групп населения. ^ 2.1. Приоритеты демографической и миграционной политики Оренбургской области Цель региональной демографической политики - создание условий для стабилизации численности населения Оренбургской области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирования предпосылок последующего демографического роста. Приоритетными направлениями региональной демографической и миграционной политики являются:^ 1. Снижение смертности населения от управляемых причин, в том числе: профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечнососудистых и онкологических, а также заболеваний, которые дают наибольший процент смертности и инвалидизации среди населения трудоспособного возраста; снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профзаболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда; снижение материнской и младенческой смертности; снижение смертности от самоубийств (за счет развития системы психологической помощи населению).^ 2. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Базой для формирования здорового образа жизни населения является создание условий для массового занятия физической культурой и спортом, развитие туризма для различных социальных групп населения, популяризация здорового образа жизни, создание условий для социализации и самореализации, начиная с детского возраста. ^ 3. Повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая: развитие перинатальной службы, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным; внедрение новых диагно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Электронная почта как сервис глобальной сети. Протоколы передачи почты
Реферат Учёт собственного капитала 2
Реферат А.П Чехов и Украина
Реферат Состязательность процесса и суд первой инстанции
Реферат Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг
Реферат Некоторые аспекты системной перестройки высшего медицинского образования
Реферат Freeskyting возвращение к свободе чудо должно быть непреложно, как таблица умножения
Реферат Права человека (историко-политический очерк)
Реферат Особенности формирования корпоративной культуры в японских и американских компаниях
Реферат Научный метод познания мира
Реферат Наличный и безналичный расчет предприятий
Реферат Технологія виробництва масла шоколадного методом перетворення висо
Реферат Использование PR в сети Интернет
Реферат Camus Essay Research Paper The Stranger by
Реферат Шпаргалка по Бухгалтерскому учету 9