Реферат по предмету "Разное"


19 февраля 2009 года – единый день информирования по теме «Безработица и занятость в Беларуси»

19 февраля 2009 года – единый день информирования по теме «Безработица и занятость в Беларуси»1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВЫСОКОЙ ЗАНЯТОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Республику Беларусь отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд. «Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем: повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест; достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы; содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования; усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий. Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%. Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году. Численность занятых в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%. В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г. Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб. По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда: создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.^ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИя ЗАНЯТОСТИ В СТРАНЕ И ИХ РЕШЕНИЕ К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся: снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке; создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов; достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики; повышение территориальной мобильности рабочей силы. Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД. Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин. За прошедший год удельный вес женщин в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др. В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных. Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов. Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест. Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%). Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%). Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет. Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем. Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда. Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265. Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения. В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%. Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения. В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному. Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах. Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства. Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25.^ 3. СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республике. Более 60% объема производимой белорусскими предприятиями продукции ориентировано на экспорт. Многие из них работают с импортным сырьем и материалами. Республика импортирует значительную часть товаров производственного и потребительского назначения. Тем самым на условиях деятельности отечественных товаропроизводителей сказываются изменения объемов торговых оборотов с внешними партнерами, а также изменения цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, курсов валют. Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики. Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к тактике массовых увольнений работников. Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ. В данных условиях с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей, из-за несбалансированности курсов валют снизилась эффективность белорусского экспорта. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы. Вместе с тем в республике не наблюдается и не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства. «Нам надо пережить эти годы. Из этого кризиса сильные выйдут еще более сильными, а слабые предприятия мы поддержим», – заявил Президент страны А.Г. Лукашенко на церемонии пуска природного газа в г. Березино 16 декабря 2008 г. Он потребовал не допустить увеличения безработицы в республике, подчеркнув, что государство не бросит своих людей на произвол судьбы. В соответствии со ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 1 июля 2006 г. наниматели обязаны не позднее чем за три месяца представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников и не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом указанные органы. В целях оперативного выявления проблем на рынке труда республики и регионов органами по труду, занятости и социальной защите организован еженедельный мониторинг обращений граждан в данные органы, а также их регистрации в качестве безработных. Результаты мониторинга показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер. Руководством страны принят план антикризисных мер и осуществляются следующие шаги по модернизации и либерализации экономики: государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий; стабилизация финансовой системы; создание «подушек безопасности» за счет привлечения внешних займов; упрощение процедур деятельности субъектов хозяйствования; экономически целесообразная и социально ответственная приватизация части государственных предприятий; совершенствование налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений, ценового и антимонопольного регулирования; усилия по приданию российскому рублю статуса региональной валюты; другие совместные меры противодействия последствиям кризиса в рамках Союзного государства, Таможенного союза и СНГ. Значительными возможностями для расширения экспортных поставок на внешние рынки располагают сельскохозяйственные предприятия. 10 января 2009 г. во время рассмотрения кадровых назначений А.Г. Лукашенко подтвердил, что Беларусь не откажется от реализации Государственной программы возрождения и развития села. То же было сказано и в отношении Государственной целевой программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Значительные возможности обеспечения полной занятости населения связаны также с развитием самозанятости и предпринимательской деятельности в стране. В результате работы по улучшению делового климата, финансовой поддержки организации бизнеса безработными количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в республике год от года возрастает. Число малых предприятий увеличилось за 2008 год на 18% и на 1 января 2009 г. составило 66,4 тыс. Из них в малых и средних городских поселениях страны на начало текущего года зарегистрировано 7 315 малых предприятий, в том числе в 2008 году вновь создано 2 494 малых предприятия. Численность индивидуальных предпринимателей за 2008 год возросла на 1,3% и на 1 января 2009 г. составила 215,6 тыс. человек. Начало нынешнего года характеризуется принятием комплекса мер, направленных на создание привлекательных и простых условий для развития в стране частной инициативы и малого предпринимательства. Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 с февраля 2009 г. республика перешла на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Срок государственной регистрации сокращен до одного дня, перечень представляемых документов минимален, финансовые затраты на организацию собственного дела многократно уменьшены. Наряду с этим, Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а только уведомляется налоговая инспекция и уплачивается единый налог. Это – услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми. Для субъектов малого предпринимательства упрощены процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. С начала года перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в среднем сокращен на 40% по сравнению с ранее действовавшим. Для вовлечения в предпринимательскую деятельность сельского населения с 1 января 2009 г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн. руб.), или на 36%, размер субсидии безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Механизм оказания финансовой поддержки безработным для организации предпринимательской деятельности действует уже на протяжении многих лет. В частности, в 2008 году служба занятости оказала содействие в открытии собственного дела 2,7 тыс. человек. В текущем году для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости предполагается финансово поддержать еще 2,4 тыс. безработных. Кроме того, на развитие малого бизнеса ежегодно выделяются средства из бюджета и иных источников в рамках реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства. На финансирование данной программы в 2008 году было направлено 5,179 млрд. руб. бюджетных средств и средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. Это позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест. В 2009 году на эти цели планируется направить более 6,502 млрд. руб. Таким образом, в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала.^ 4. Работа службы занятости Солигорского района За 2008 год в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 7479 человек, из которых зарегистрировано в качестве безработных 4818 человек. С учетом граждан, состоящих на учете, на 01.01.2009 всего нуждается в трудоустройстве 1061 человек, из них 928 безработных. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.01.2009 составил 1,3% к численности экономически активного населения, остался неизменным по отношению к началу 2008 года. За 2008 год создано 2301 рабочее место, в том числе 44 – за счет бюджетной ссуды из средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, для организации собственного дела 25 безработным оказана финансовая поддержка в сумме 162,7 млн. рублей. Трудоустроено при содействии службы занятости 4308 человек, из них на постоянную работу - 3390 человек, имеющих статус безработного. На предприятиях сельскохозяйственного профиля по направлению службы занятости трудоустроено 152 безработных. На новое место жительства и работы в сельскую местность переселено 6 семей безработных, из других районов и областей принято 3 семьи. В оплачиваемых общественных работах за 2008 год приняло участие 1928 человек незанятого населения, в том числе 1202 безработных. В сельскохозяйственных работах приняло участие 1554 человека. Из средств Фонда на проведение оплачиваемых общественных работ израсходовано 249,8 млн. рублей. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации было направлено 440 человек. В 2009 году намечается создать 2325 новых рабочих мест, трудоустроить 3500 безработных, направить на обучение 440 человек. Обеспечить занятость в свободное от учебы время 555 учащихся, в том числе с использованием средств Фонда 500 человек. Организовать оплачиваемые общественные работы для 1850 человек незанятого населения, из них – 1170 безработных. Отдел идеологической работы Солигорского райисполкома


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості земельної реформи в Івано-Франківській області
Реферат Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище
Реферат Россия в 1917 году. Становление Советской власти
Реферат Essay On Bladerunner Essay Research Paper SoroushBlade
Реферат Інструкція з інвентаризації матеріальних цінностей, розрахунків та інших статей балансу бюджетних установ
Реферат Украина в 40-50 гг. XX века /Укр./
Реферат Тема любви в рассказе А. П. Чехова О любви
Реферат Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
Реферат Умови вирощування і урожайність ріпаку ярого на фоні різних глибин плоскорізного обробітку рунту
Реферат Одномерные и двумерные массивы (таблицы)
Реферат 2 Коэффициент обеспеченности собственными средствами 41 Глава Анализ эффективности использования собственных основных средств на ООО «Окна Москвы»
Реферат Исследование двухконтурной цепи связи генератора с нагрузкой
Реферат Отечественные историки о государе Иване IV Грозном. Н.М. Карамзин
Реферат Аниций Манлий Торкват Северин Боэций
Реферат Церковь в Англии X-XVI вв.