18. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ18.1. Опыт работы учреждений дополнительного образования детей по экологическому образованию и формированию экологической культуры18.1.1. Опыт работы МОУ ДОД центра дополнительного образования детей «Радуга» г. Волгодонска в 2009 годуМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей высшей категории «Радуга» - это единственное в г. Волгодонске учреждение экологической направленности для детей. Миссия учреждения: создание культурно-образовательной среды, обеспечивающей ребенку необходимые условия для его развития и социализации на основе проэкологических ценностей. Основными направлениями деятельности являются: реализация дополнительных образовательных программ; организация городских массовых мероприятий с детьми экологической направленности; оказание методической помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений по проблеме формирования экологических знаний учащихся и воспитанников.^ В последние годы одним из главных направлений деятельности центра «Радуга» стала организация и проведение исследовательской и опытнической работы с учащимися. Образовательные программы объединений предусматривают изучение и решение школьниками актуальных для г. Волгодонска экологических проблем. Основные направления исследовательских работ: экологический мониторинг окружающей среды, полевые ботанические и зоологические исследования; акклиматизация и интродукция растений и др. Методической службой центра проводится целенаправленная работа по знакомству учащихся с одним из исследовательских методов, имеющим практическую направленность – методом проектов. В рамках работы Городской заочной эколого-краеведческой школы проведены обучающие семинары для учащихся 7-9 классов по темам: «Метод проектирования», «Шаги проектной деятельности». Затем участники Школы разработали и реализовали на практике экологический проект «Давайте сохраним!» (проблема сохранения хвойных деревьев в предновогодние дни) и экологический проект «Сохраним Донские первоцветы!». Экологические проекты школьников получились социально значимыми и вызвали большой интерес участников. Ими изучена научная и художественная литература по проблематике проектов, выпущены экологические плакаты и листовки, проведены мероприятия по экологическому просвещению учащихся начальных классов (устные журналы, конкурсы рисунков, викторины, компьютерные презентации), подготовлены отчёты о проектной деятельности. Методическая служба организует постоянную целенаправленную работу с педагогами по совершенствованию профессиональных навыков исследовательской и проектной деятельности, что позволяет педагогам, в свою очередь, планировать и проводить учебно-исследовательскую деятельность с воспитанниками. Методистом центра разработаны «Методические рекомендации по созданию образовательных программ исследовательской направленности», в соответствии с которыми педагогами создан ряд программ для одарённых воспитанников и воспитанников, проявляющих устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Данные программы рассчитаны на детей 3-го и более годов обучения. Организация учебной деятельности с воспитанниками по данным программам осуществляется на основе индивидуализации обучения. Кроме того, во все образовательные программы педагогов центра включены разделы, посвященные организации исследовательской деятельности с воспитанниками. Первые наблюдения, опыты и эксперименты проводятся с дошкольниками, младшие школьники разрабатывают и реализуют свои первые экопроекты, с подростками организуется учебно-исследовательская деятельность, а старшеклассники проводят самостоятельные исследования под научным руководством педагогов центра и преподавателей высших учебных заведений. С результатами исследовательской деятельности воспитанники выступают на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня, становятся их призёрами. С 1992года действует Научное общество учащихся. Ежегодно проводится научно-практическая конференция «Первые шаги» членов НОУ центра, возраст участников: от 6 до 18 лет.В прошедшем 2009году Центр традиционно провел ряд городских экологических мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, расширение знаний в области экологии, биологии. Это праздники: «Осенний калейдоскоп», «Волгодонск – наш общий дом», экоакции: «Посади свое дерево», «Чистый берег», «Зеленый дом», «Птицы - наши друзья», городская конференция «Вода – источник жизни», посвященная проблемам охраны и восстановления водных ресурсов Донского края, субботник по очистке от сухостоя и бытового мусора дендропарка города Волгодонска, конкурс экологических проектов «Мой первый экопроект». Работала Городская заочная эколого-краеведческая школа. Особое место в ряде мероприятий занимает городская игра «Грамотный потребитель ХХI века». Данная игра нацелена на формирование социально-трудовой, коммуникативной компетентностей, повышение правовой грамотности подростков. В ходе этой игры подросткам предоставляется возможность расширить и углубить потребительские знания, повысить уровень экологической грамотности. Методика создания игры «Грамотный потребитель ХХI века» разработана методистами и педагогами центра дополнительного образования детей «Радуга» при взаимодействии со специалистами Волгодонской ассоциации потребителей. Игра «Грамотный потребитель ХХI века» является игрой обучающей. В процессе организации и проведения игры используются интерактивные формы и методы, что значительно усиливает образовательный эффект. Игра проводится в несколько этапов, ее финал, как правило, проводится в канун Всемирного дня защиты прав потребителя – 15 марта. Организаторы считают, что одним из главных результатов участия подростков в игре является формирование основ потребительских знаний в экономической сфере, расширение представлений о защите прав человека на здоровую окружающую среду и экологическую безопасность. В свою очередь экологическое и потребительское образование способствует развитию активной гражданской позиции подростков, социализации личности, включению подростков в социальную структуру общества. С 2000 по 2009 годы в игре приняли участие около 600 учащихся 3–9-х классов образовательных учреждений города. Материалы игры «Грамотный потребитель ХХI века» могут быть использованы педагогическими работниками образовательных учреждений в рамках уроков истории, обществознания, во внеклассной работе, учреждениями дополнительного образования и другими заинтересованными лицами.ЦДОД «Радуга» оказывает методическую помощь в экологическом образовании и воспитании образовательным учреждениям города. В 2009 году Управлением образования г. Волгодонска проводился городской экологический фестиваль ДОУ «Новое поколение и экология». В организации и проведении фестиваля активное участие приняли специалисты центра «Радуга». Методисты, заведующие отделами, являлись членами жюри конкурса методических разработок по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, конкурса детских рисунков «Берегите природу», конкурса музыкально-театрализованных представлений «Наш дом – природа». Методист А.К. Мамутова выступила на городской педагогической конференции «Новые подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста» с докладом «Реализация принципа непрерывности экологического образования в МОУДОД ЦДОД «Радуга». Методическая служба центра «Радуга» осуществляет методическую поддержку деятельности дошкольных образовательных учреждений: оказание консультативной помощи педагогам ДОУ по организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста; разработку и реализацию в ДОУ экологических образовательных программ исследовательской направленности. В настоящее время педагогами центра «Радуга», работающими на базе городских МДОУ, реализуются образовательные программы, которые помимо исследовательской направленности, содержат региональный, краеведческий компонент, национальные традиции. Занятия построены на игровой основе, разнообразна тематика экологических досугов, развлечений. организацию конференций для юных исследователей природы – дошкольников. Ежегодно в научно-практической конференции «Первые шаги» воспитанники представляют результаты своих первых экологических исследований: наблюдений, опытов, экспериментов, мини-проектов. Так, в работе секции «Юные исследователи природы и родного края» в 2009году приняли участие 12 дошкольников. экологическое просвещение: экскурсии по Музею природы под открытым небом, зооуголку и зимнему саду центра «Радуга»; музейные занятия экологической тематики; представления детского экологического театра и т.п. Музейные занятия расширяют представление детей о природе и экологии Донского края, углубляют знания в области биологии, географии. Способствуют развитию интереса детей к природе, формируют понимание бережного отношения ко всему живому, так как главная особенность музейного занятия – эмоциональное общение с объектами живой природы: растениями и животным.Педагоги центра принимают активное участие в работе городского методического объединения учителей биологии и географии. На заседаниях МО они делятся опытом своей работы, оказывают консультативную помощь учителям школ города. Особенно активно участвует в деятельности МО педагог дополнительного образования высшей категории Бояринова Г.А.. Она подготовила сообщение по теме «Исследовательская деятельность учащихся», создала электронную методическую папку «Редкие и исчезающие растения Дона». В настоящее время педагоги центра участвуют в работе городской проблемной группы учителей биологии и географии над созданием электронного пособия «Природа города Волгодонска и его окрестностей».В течение 15 лет на базе МОУДОД ЦДОД «Радуга» действует Детская городская общественная организация «Росток». Членами общественной организации являются воспитанники центра. Основное направление деятельности организации – экологическое. Данное направление реализуется через подпрограмму «Зелёный мир». Педагоги и активисты ДГОО «РОСТОК» организуют для воспитанников центра и учащихся городских образовательных учреждений разнообразные экологические мероприятия: конкурсы, природоохранные акции, мини-семинары, игры КВН и др. Методисты центра оказывают педагогам ДГОО «РОСТОК» методическую помощь при проведении экологических мероприятий, способствуют привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения эффективной деятельности детской организации.В 2009 году Центр «Радуга» получил статус областной экспериментальной площадки по теме «Влияние уровня экологической обученности воспитанников на формирование объективного, основанного на научном знании, отношения к атомной энергетике». Итогом разработанного проекта станет модель программы, основанной на интеграции разнообразных форм экологической, образовательной и информационно-просветительской работ с воспитанниками, где будет представлен широкий спектр организационных форм экологической деятельности. Таким образом, будут созданы условия для углубления знаний в области атомной энергетики, формирования навыков экологического мониторинга, что позволит воспитанникам дать объективную оценку состояния окружающей среды в зоне Волгодонской АЭС. Практическими результатами проекта станут образовательные программы исследовательской направленности, программы экологических практикумов и элективных курсов, участие воспитанников в научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней; методические разработки и рекомендации по проведению школьниками экологического мониторинга деятельности объектов атомной энергетики, массовых экологических мероприятий, выпуск памяток и рекомендаций для детей, родителей и педагога по проблематике проекта.18.1.2. Опыт работы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детской эколого-биологической станции первой категории Красносулинского района в 2009 году С 1974 года в г. Красный Сулин работает детская эколого-биологическая станция. С 2000 года коллектив станции работает по проблеме «Энвайроментальная педагогика в учреждениях дополнительного образования». Процесс образования и воспитания на станции строится на основе постулатов «энвайроментальной парадигмы»: Хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.д.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему. Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и в природном контексте. Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природных средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Базирующееся на новой энвайроментальной парадигме экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Отказ от иерархической картины мира. (Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы). Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. Характер взаимодействия с природой определяется своего родом «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе равновесие. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по воздействию с человеком. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой. Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которого характерны: Ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; Восприятие природных объектов, как человека и природы; Восприятие природных объектов, как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; Баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив станции пошел по пути объединения теоретической энвайроментологии с практической энвайроментальной педагогикой. Это связано с тем, что экологические проблемы становятся настолько серьезными, что на постоянное формирование нового экологического сознания в процессе стихийного развития просто не остается времени. Необходимо задействовать все каналы воздействия на личность. Соответственно все лица, которые имеют возможность оказывать это воздействие, должны иметь представление о психических и педагогических основах экологического образования. Передача знаний, умений и навыков – это задача специалистов: преподавателей экологии; в школе – учителей биологии, географии; в дополнительном образовании – педагогов дополнительного образования. Но вот формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – это задача всех педагогов и, в частности, педагогов дополнительного образования. Природа, как окружающая среда достаточно полно представлена в современном экологическом образовании, но свое место должен найти и «мир природы» как совокупность конкретных природных объектов, взятых в единстве и неповторимости. Взаимодействие с миром природы осуществляет следующие функции:Психофизиологическая. Взаимодействие человека с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.Психотерапевтическая. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.Реабилитационная. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. (Наличие живых уголков в образовательных учреждениях).Эстетическая. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.Познавательная. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.Удовлетворения. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.Самореализации. Потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и их личности. Поэтому экологическое образование должно быть направлено на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы, в этом случае экологическое образование становится фактором общего развития и формирования личности.^ Цель экологического образования: формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.Экологическое образование решает следующие задачи: Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимодействиях - в системе «человек-природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Формирование отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует, как поступать с точки зрения экологической целесообразности. Формирование системы умений, навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того чтобы целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать, и понимания и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий позволяет поступать с точки зрения экологической целесообразности. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем, играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание форм общего образования. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей. Все это необходимо для развития и саморазвития личности каждого ребенка. Для успешного овладения любым знанием (в частности экологическим) большое значение имеет характер познавательной деятельности учащихся, определяющейся интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными особенностями и, что особенно важно, личностной мотивацией ученика в овладении предметом. От степени развития мотивации зависит качество восприятия и усвоения им эколого-биологических знаний и. соответственно, представлений об окружающем мире. Хорошо известно, что ни одно, даже очень хорошо подготовленное занятие детского объединения не дает положительных результатов, если не будет у детей сформирована личная заинтересованность в получении знаний на этих занятиях, их активная деятельность на занятии. Актуализация мотивации ученика является первейшим условием для благоприятного решения учебных и воспитательных задач, направленных на развитие и саморазвитие его личности на занятиях детских объединений в нашем учреждении. Педагоги станции работу с детьми строят на основе личностно-ориентированного подхода. Замысел личностно-ориентированных занятий заключается в создании педагогом условий для максимального влияния учебно-воспитательного процесса на развитие индивидуальности учащегося. Его осуществление возможно на основе актуализации мотивации ученика, его интересов и опоры на его личный, субъективный опыт. Таким образом, важнейшими целевыми ориентирами учебного занятия на станции были избраны следующие: Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и окультуривания их субъективного опыта, интереса к окружающему миру. Оказание помощи учащимся в поиске обретения своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуально - познавательных процессов и интересов. Содействие ребенку в формировании положительной «Я – концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания. Внутренняя и внешняя среда учебного развития превращается в пространство для самореализации и самовыражения природных, социально-приобретенных возможностей и способностей детей, занимающихся на станции. Решая эту задачу, были определены характерные черты, присущие такому пространству: наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата на станции; преобладание отношений доверия между участниками педагогического процесса; сформированность творческой, личностно-значимой деятельности, соответствующей потребностям и интересам учащихся; существование реальной свободы выбора у детей и взрослых при участии в учебной и в не учебной деятельности. Эти черты стали своеобразными индикаторами при составлении учебных программ. При написании программ педагоги прилагают все свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому ученику для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой и эстетической деятельности. Для этого очень важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Надо отметить, что фундаментом для проведения учебных занятий и написания учебных программ является учебно-материальная база: теплица 100 м2 – более 250 видов комнатных растений; кабинет «Аквариумистики» (V = 3650 л) – 14 видов рыб и земноводных; кабинет «Орнитологии» - 3 вида птиц. В соответствии с возрастными особенностями учащихся уровень содержания программ определяется как: ознакомительный; базовый; практико-ориентированный; углубленный; опережающий. На последнем уровне содержания целью экологического образования и воспитания является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Только такая личность может быть названа экологической личностью. С позиции энвайроментальной педагогики в процессе экологического образования необходимо формирование, во-первых, системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системы, обеспечивающей деятельность человека как биологического вида, во-вторых, соответствующего сознательного отношения к ней, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования. Все учебные программы, разрабатываемые педагогами, строятся на постулатах энвайроментальной педагогики и отражают сущность экоцентрического типа экологического сознания. Экологическое образование становится неотъемлемой составной частью содержания высшего, основного, среднего и дополнительного образования. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста предлагается очень интересная программа молодого педагога Котелевской Е.Е. «Природа музыкальна». Елена Евгеньевна своей задачей поставила посредством музыки раскрывать индивидуальность каждого ребенка. Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов природы. Формирование экологической культуры учащихся посредством музыки основывается на основных постулатах энвайроментальной педагогики, и, в частности, аудиоэкологии. Музыка естественно и сильно воздействует на эмоциональное состояние человека. Формирование возвышенных, прекрасных и благородных чувств, вызываемых с помощью музыки, помогают воспитывать у детей любовь к природе, их сознательному и бережному отношению к ней. И роль музыки в этом огромна. Кроме этого, у учащихся формируются начальные знания экологической культуры, что является важнейшей задачей в музыкально-экологическом образовании детей. Кроме традиционных занятий Котелевская Е.Е. включила в работу по этой программе и нетрадиционные: музыкально-литературные викторины, экологическое занятие, концерт, музыкальная сказка, музыкальный праздник. Важным аспектом в обучении детей по программе является развитие самостоятельной деятельности. Формированию этого навыка способствуют такие важные формы работы с детьми на музыкальных занятиях, как прослушивание музыки и вовлечение детей в игры, хороводы, инсценировки, которые позволяют им проявить себя с творческой стороны. Важной формой эмоционального обогащения являются концерты. Они создают массу впечатлений, праздничное, приподнятое настроение. Концерты подводят итог пройденного материала, вводят в мир музыки, музыкального искусства. Согласно тематике программы, эти музыкальные мероприятия можно посвящать какому-либо времени года или отдельной теме (охране животных, растений, природе и другим явлениям природы). Не менее интересный мотивационный фактор выбрала и педагог Баташова А.Р. в работе с детьми младшей возрастной группы – это английский язык. Ее программа «Времена года» заняла на областном конкурсе 2005 г в г. Ростове-на-Дону III место. Программа рассчитана на младший школьный возраст и направлена на изучение детьми экологических и природоведческих знаний посредством английского языка. Учитывая социальную и природную сущность человека, направленное на экологическое образование и воспитание детей, педагог в своей работе основывалась на следующих факторах: естественной потребности ребенка к познанию окружающего мира; большому интересу к английскому языку как средству межкультурного общения. Значимость ее программы заключается в том, что ребенок имеет возможность посредством 2-х культур изучать окружающий его мир. Изучение экологии в тесной связи с английским языком позволяет ему расширить возможности общения его с социокультурным миром и природой. В своей работе над программой Баташова А.Р. ставила следующие задачи: приобщение учащихся к миру природы, формирование у них экологических знаний; формирование положительного отношения к природным объектам, ко всем живым существам; формирование положительной мотивации в изучении нового языка; формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, к культуре народа (становление и развитие страноведческой мотивации); создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся (закладывание основы для развития механизмов иноязычной речи, речевой культуры, а также культуры общения в целом); развитие творческих способностей в различных видах художественно- эстетической деятельности; развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, готовности к общению; приобщение детей средствами иностранного языка, музыки, изобразительного творчества к культуре другого народа, осознание культуры своей страны. Осознание природных объектов, их взаимоотношений между собой и человеком: обеспечение непрерывности развития экологического сознания и культуры детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного, младшего школьного, среднего школьного образования и создание необходимых условий для реализации этой преемственности. На этом уровне необходимо осуществлять: знакомство детей с флорой и фауной планеты, родного края, ближайшего окружения; воспитание любви к природе, формирование умения назвать новое, сравнивать, анализировать природные явления; усвоение знаний о природе, о существующих в ней связях, зависимостях, основные факторы влияния деятельности человека на природу; расширение знаний детей по экологии через гармоничное слияние с различными видами познавательной деятельности. С авторской программой «Ступени вдохновения» педагог Калинина Т.А. принимала участие на Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям». Значимость программы «Ступени вдохновения» заключается в том, что, включает четыре учебных модуля, базирующихся на системном подходе к экологическим проблемам. Особо нужно отметить возможность модификаций учебных модулей в зависимости от потребностей и возможности обучающихся. Все изучаемые факты рассматриваются в логической последовательности и с учетом регионального компонента, обеспечивает освоение учащимися знаний особенностей природной среды своего района, области. Это способствует формированию у учащихся экологической культуры и мировоззрения. Практический материал направлен на развитие экологический умений и навыков. Творческие задания формируют эстетический вкус учащихся, способствуют раскрытию творческих способностей, рождают потребность творить, создавать, получать удовольствие от творчества и своих результатов. Основные подходы соответствуют современным требованиям энвайроментальной педагогики, способной приблизить изучаемые процессы и явления к особенностям восприятия детей. В основу программы положены основные идеи энвайроментальной педагогики, основанной на единстве взаимосвязей человека с окружающей средой, на единстве проблематики Малой родины и глобальной экологии. Одной из особенностей реализации программы является освоение учебного материала с обязательным «включением» всех органов чувств учащихся. Дети учатся слушать тишину рассвета, голоса птиц и шум ветра, чувствовать на коже прикосновение лучей солнца или речной прохлады, различать с закрытыми глазами терпкость трав, запах степи и луга, видеть в реальности и через объектив фото и видео камер красоту лунной дорожки, вечернего неба, сельской околицы на рассвете. Устойчивая мотивация формируется на деятельностном подходе к обучению, на активном включении учащихся с первого уровня обучения в природоохранную деятельность. Благодаря этому учащиеся творчески работают не только с натурными объектами, но и с фотографией, литературным материалом, расширяют кругозор, учатся видеть в привычном с детства - прекрасное, создают тематические альбомы: «Село на закате», «Небесные чудеса», «Степь да степь кругом» и т д. В результате, путем проведения коллективных творческих дел, освоения проектной деятельности, в спорах и ошибках, дети приходят к выводу: мир хрупок, мир уникален, мы – часть этого мира, живя на земле, нельзя только пользоваться ее благами, необходимо сохранять и приумножать, нельзя допустить того, чтобы, разрушая природу, человек разрушил себя. Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста, предназначена как для учащихся учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, так и для реализации в рамках внеклассной деятельности в сельских школах учителями биологии. Количество учебных часов при реализации вне системы дополнительного образования может быть изменено по усмотрению учителя за счёт объединения тем, интенсивности подачи теоретического материала, но не за счет сокращения практических занятий. Программа «Природа и фантазия» педагогов Черкесовой Т.М. и Одинцовой Л.Н. составлена для учащихся среднего и старшего звена. С некоторыми изменениями программа может быть использована и для работы с детьми младшей возрастной группы, а также некоторые ее разделы можно использовать при ведении объединений биологического цикла. Например, при ведении курса объединения «Юный натуралист», в теме «Осень в природе» можно использовать работу с засушенными листьями и т.д. Работа с природным материалом позволяет решать одну из важнейших проблем – трудовое обучение и эстетическое воспитание школьников, в свете проходящих в обществе социальных и экономических реформ. По Бондаревской Е.В.: «Воспитание, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, гуманитарное воспитание, очень хорошо осуществлять, включая в этот процесс и средства природы». Эстетическое воспитание и трудовое обучение средствами природы – важнейшая педагогическая задача, в решении которой, незаменимую роль выполняет педагог дополнительного образования, призванный развивать эстетический вкус, склонности подрастающего поколения, создавать условия для выбора профессии по способностям, быть для него проводником в мир прекрасного, развивать потребность к красоте, общении, воспитание гуманной личности, развивать творческое отношение к труду. Целью эстетического воспитания является не только развитие потребностей в красоте, создании ее, но и развитие способности чувствовать и понимать прекрасное. Большое значение в этом отношении имеет работа с природным материалом, и в частности флористика. Приобщение учащихся к данному своеобразному искусству развивает у них любовь к природе, бережное отношение к ней, наблюдательность, эстетический вкус, потребность в познании окружающего мира, стимулирует их к творчеству. Флористика открывает широкие возможности для овладения техникой гербаризации растений, ознакомление с условиями их произрастания, глубоким изучением местной флоры, вырабатывает аккуратность, обеспечивает определенный эмоциональный настрой, позволяя формировать целостность внутреннего мира ребенка. Здесь на лицо элементы соединения трудового, эстетического, гуманного и духовного воспитания личности. Объем материала рассчитан на два года обучения.^ Экологический театр В 2008-2009 учебном году на базе МОУ Орловской СОШ № 1 учащиеся 7-ых классов изучают в рамках предметов география и биология антропогенную экологию. Именно такое направление как антропогенная экология позволяет раскрыть сущность взаимодействия человека и природы. В связи с этим перед преподавателем школы, учителем высшей категории, Михайлюк Т.П. возник вопрос: как интереснее показать детям причины, следствия и пути решения экологических проблем, ведь обычное заучивание сегодня не соответствует пониманию сложности экологических проблем. Важным становится воспитание способности к предвидению событий, обращение к