Реферат по предмету "Разное"


17. Личность как метафизическая категория. Соотнесения понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии

17. Личность как метафизическая категория. Соотнесения понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии. Человек является предметом изучения многих наук. Если естественные науки, имея предметом изучения человека, анализируют его свойства как биологического и нередко биосоциального организма, то личность как социальное качество человека является предметом исследования социальных наук: философии, социологии и психологии.Философия имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мироздания, его сущности, т, е. ведущих свойств, остающихся неизменными в мно­гообразных связях и отношениях его с внешним миром. Такой подход к проблеме человека прямо относится к основному вопросу философии - о первичности или вторичности материи в отношении духа, сознания. Социология исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных, деперсонифицированных свойств в качестве определенного социального типа, основные черты которого есть продукт принадлежности к определенному месту в со­циальной структуре и детерминированы этим положением. Для социолога личность есть интеграция социально заданных функций, ролей, вывернутый вовнутрь «социум». Социолога интересует социальный тип личности, то об­щее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает его от других индивидов. Общепсихологическое изучение личности - это исследование человека как носителя совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения. В противоположность социологическому подходу здесь подчеркивается изучение внутренних, субъективных отношений и качеств человека, делающих его личностью, членом общества. Речь идет о системе мотивов и вообще субъективных свойств человека, о структуре его социально обусловленных качеств как субъекта социальной деятельно­сти. Психолога интересует выявление опосредующей роли внутренних психических свойств и процессов в восприятии воздействий внешней социальной среды, изучение регулятивных функций в поведении личности именно этих внутренних ее свойств и качеств: характера, темперамента, задатков и способностей, мотивации. [2] Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность) в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде. Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». [3]^ Соотнесения понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". В отношении человека используются разные термины и понятия: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность это определенный модус существования человека, т. е. какое-то его определенное качество, состояние или проявление. Человек - понятие самое общее. Оно означает вид в биологической классификации (Homo sapiens) и потому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне мы можем выделить категориальные пары понятий «вид» - «индивид», причем в русском языке за биологическим индивидом закрепилось понятие «особь», а за человеческим - «индивидуум». Человеческий индивид, или индивидуум, есть представитель рода, а именно биологического вида Homo sapiens. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Сущность человека состоит не в его уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном, в его социальном качестве, сближающем его с подобными ему индивидами того же рода, сущность в его социальности. Это социальное качество человека мы и называем лично­стью. В процессе социализации человеческий индивидуум ста­новится личностью, качество которой зависит от социальной среды, от социально-экономического строя, от культуры, т. е. от многочисленных собственно социальных характеристик его окружения. Личность формируется в обществе в процессе онтоге­неза. Поэтому категория парная понятию «личность» - это «общество». Для обозначения уникальности человеческого индивидуума и как биологического, и как социального организма существует понятие индивидуальности. Индивидуальность это биосоциальнуя целостность конкретного человеческого индивидуума. Здесь фиксируется и неповторимость соматических, физиологических и неповторимость психических свойств индивида, и особенность его социальных качеств, связанных со спецификой филогенеза. Наряду с понятиями «человек», «индивидуум», «личность» и «индивидуальность» мы используем понятие «субъект дея­тельности». В широком смысле субъект активности есть ее источник, ее движущее начало. Человек выступает источником (субъектом) познания, труда и общения, т. е. основных видов деятельности, присущих разви­тому человеческому индивиду. Чтобы стать субъектом дея­тельности, индивидуум должен предварительно социализиро­ваться, т. е. сформироваться в данной социальной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в социальную среду. Выделяют 5 видов обществен­ной (социальной) активности или деятельности: познавательную дея­тельность, ценностно-ориентационную, преобразова­тельную или творческую, коммуникативную – общение, художественную, или эстетическое освоение действи­тельности. Комбинация этих видов деятельности в смысле доминирования одних и периферийного существования других создает определенный исторический тип социального субъек­та - субъектотип. В социально-историческом плане можно говорить о том, что эпоха капитализма породила практиче­ски ориентированную личность, тогда как эпоха феодализма продуцировала ценностно-ориентационную деятельность в со­четании с практицизмом и при угнетении рациональной, по­знавательной деятельности. Коммунистический идеал - все­сторонне развитая личность, гармонически сочетающая все виды деятельности. [2]^ Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения: С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера). С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки. Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться. ^ Л.С. Выготский много времени посвятил разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка. Центральной категорией, которой Выготский уделял первостепенное внимание была категория сознания. Л.С. Выготский искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой. Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из их развития и становления. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи - преодоления натуралистического понимания личности Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития. Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой "структуры личности" получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями.^ С.Л. Рубинштейн - занимался проблемами психологии мышления и заложил методологические основы психологии. Он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности. Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности. На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности. Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.^ Б.Г. Ананьев. Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека. Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности. Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст - в контекст человекознания.Идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. ^ В.Н. Мясищев подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. Отношения личности - ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди видов отношений он называет эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов. Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).^ Д.Н. Узнадзе. Предметом исследования Д.Н. Узнадзе стала установка как складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. С помощью установки Узнадзе попытался объяснить собственную активность живого организма и преодолеть "постулат непосредственности".^ В.С. Мерлин разработал интегральную теорию индивидуальности, в которой выделял следующие уровни: биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический (уровень темперамента), свойства личности, социальные роли. Между этими уровнями существуют не однозначные, а многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня. Вводя понятие индивидуального стиля деятельности, он имел в виду, что это - своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. 80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода являются: обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова; сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации; особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию); благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход. Типологические исследования можно разделить на два направления: Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная); Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная). Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность". Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает соотношение "личность - жизненный путь", а не "организм - личность", или "личность-деятельность". В основание типологии были положены - активность, как аналог направленности и саморегуляция. Выделены две формы активности: ответственность и инициатива. Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а последняя - как способность личности.В соответствии с одним из признаков современных отечественных исследований в области психологии личности активно начинают изучаться морально-нравственные особенности личностной организации. Это исследование идеалов личности, связи личностных и моральных механизмов (Н.В. Дубровина), моральных и интеллектуальных механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой, проведенном под руководством М.И. Воловиковой, проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении морального развития интеллектуальным. В отечественном исследовании была получена типология, в которой первый тип соответствует представлению Л. Колберга о зависимости морального развития от интеллектуального (дети, не достигшие интеллектуального уровня, не рассматривали моральные задачи как проблемы). Однако второй тип - дети с невысоким интеллектуальным развитием демонстрировали высокий уровень морального развития. Это направление продолжает развиваться в русле психологии понимания (В.В. Знаков).Продолжаются работы по изучению жизненного пути личности, начатые исследованиями Ш. Бюлер и С.Л. Рубинштейна. На данном этапе психологии личности они анализируются в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной и др.Л.И. Анциферова разрабатывает динамическую концепцию личности. В русле этой концепции рассматриваются представления о выходе личности за свои пределы, условия достижения оптимального жизненно-деятельностного состояния, поиск новых мотивов и др.[1]Литература: Ссылка на источник http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/7.html Ссылка на источник http://ecsocman.edu.ru/text/16853252/ Ссылка на источник http://kpip.kbsu.ru/psch/part3.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль персонала в обеспечении безопасности функционирования технологических систем
Реферат «Диагностика и коррекция психологического состояния человека при помощи приборов специального назначения учебно-практической лаборатории мгппу»
Реферат Налогообложение Центрального банка
Реферат Основи інтелектуальної власності
Реферат "Многоликость" внутреннего мира Чичикова на литературном материале поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат Защита копирования DVD
Реферат Кречетников, Михаил Никитич
Реферат Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом
Реферат Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений
Реферат Збройні сили України в період національно-визвольної боротьби 1917—1920 pp.
Реферат Эволюция финансов и финансовой системы России
Реферат Marijuana Essay Research Paper Has the time
Реферат Инновационные конфликты
Реферат Теоретичні основи національного виховання старших дошкільників шляхом ознайомлення з творами українського 3
Реферат Становление и развитие футбола на Ставрополье в конце XIX - начале XXI веков