Реферат по предмету "Разное"


16. государственное регулирование развития наукоградов. Сводный реферат

16. ГОСУДАРСТВЕННОЕ регулирование развития наукоградов.Сводный реферат.В основу развития каждого наукограда закладывается индивидуальный подход, исходя из номенклатуры общественных потребностей, его специфических особенностей (1). В настоящее время насчитывается более 60 потенциальных наукоградов – городов и поселков с высокой концентрацией научно-технического потенциала, в которых проживает более 3 млн. человек. По состоянию на конец 2003 г. семь муниципальных образований (МО), где суммарно проживает более 450 тыс. чел., получили такой статус: гг. Обнинск (Калужская обл.), Королев, Дубна, Реутов, Фрязино (Моск. обл.), Мичуринск (Тамбовская обл.), р.п. Кольцово (Новосиб. обл.). Законом определено, что государственная поддержка наукоградов осуществляется в соответствии с программой развития МО как наукограда. Программа является основным документом, в котором отражается идейный замысел развития МО, претендующего на присвоение статуса наукограда, направления его развития, соответствующие мероприятия, ресурсы, система управления программой и контроля. Выделение и распределение финансовых средств после утверждения программы Президентом РФ осуществляют ся под те мероприятия, которые в ней обозначены. Через программу в каждом наукограде создается соответствующая инновационная инфраструктура, осуществляется поиск, отбор и реализация высокоэффективных проектов. Программа развития наукограда дает возможность, во-первых, вовлечь частный капитал в развитие стратегических направлений экономики МО и тех ее подсистем, которые определяют уровень жизни населения; во-вторых, увязать программу развития МО с бизнес-планами предпринимательских структур, предприятиями и организациями всех форм собственности; в-третьих, определить задачи и разработать план деятельности всех подразделений местных органов власти. Программы развития наукоградов базируются на тех же принципах программно-целевого управления, которые приняты при разработке федеральных целевых программ. Наиболее важными из них являются целенаправленность, системность, комплексность, согласованность, приоритетность, своевременность, обеспеченность. Основные цели программ развития наукоградов связаны с сохранением и развитием их научно-технического потенциала, созданием благоприятных условий для инновационной деятельности, развитием предпринимательства, международного сотрудничества и привлечением инвестиций. Место наукоградов в развитии инновационной сферы на сегодняшний день недооценивается, и потенциал этих городов используется не в полной мере (4). Одной из причин этому является ошибочный выбор основной цели политики в отношении наукоградов: переход к бездотационному развитию этих городов. Игнорирование инновационной и научной деятельности в качестве основной цели для наукоградов сказывается на осуществляемых мероприятиях по развитию этих городов и может привести к утрате их инновационного потенциала. В этой связи необходимо усиление государственного регулирования развития наукоградов путем формирования эффективной государственной политики и системы мер. Основой предлагаемого в работе нового концептуального подхода к государственному регулированию развития наукоградов является признание их важнейшими структурными элементами в формировании национальной инновационной системы (НИС). При этом основной целью государственной политики по развитию наукоградов должно быть создание на их основе эффективной, полноценной, самодостаточной НИС, которая позволит стране добиться лидерства в приоритетных направлениях науки и техники. Наукограды являются особой формой реализации научно-технического и инновационного потенциала, в этих городах сохраняются наилучшие условия для инновационной деятельности, включающие квалифицированные кадры, материально-техническую базу, опыт в проведении широкомасштабных научных исследований, собственную систему образования и в ряде случаев – наукоемкое производство. В процессе формирования НИС на эти города могут быть возложены задачи в области реализации важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям науки и техники, выпуск уникальной мелкосерийной инновационной продукции; подготовки кадров для реализации инновационных проектов; создания региональных центров с развитой инновационной инфраструктурой, с целью отработки основных мероприятий по развитию инновационной деятельности на небольшой территории, с последующим расширением зоны инновационной активности, генерируемой наукоградами, до масштабов всей страны. При этом государственное регулирование развития наукоградов должно быть направлено на превращение их в локомотивы научно-технической и инновационной деятельности в стране, придание им функции опорных элементов НИС. В диссертации (2) сформирована и доказана целесообразность ускоренного развития наукоградов как одного из приоритетных факторов экономического и политического роста страны. Разработана концепция формирования экономической политики наукоградов, сутью которых является повышение эффективности инновационной деятельности, осуществляемой как в рамках государственных оборонных заказов, так и финансирования из внебюджетных (венчурных и предпринимательских) источников, содействующих развитию прикладной научной деятельности в области новых технологий. Доказана необходимость изменения приоритетов управления развитием наукоградов с целью обеспечения непрерывности цепочки "наука - инновации – социальная сфера". Определена система приоритетов управления развитием наукоградов: - создание условий для развития научно-ориентированных предприятий: а) оборудованные технопарковые зоны; б) наличие инфраструктуры консалтингового сопровождения инвестиционных проектов; в) бизнес-инкубаторы; г) страховые фонды, содействующие венчурным предприятиям в страховании рисков; д) обеспечение условий получения профессионального образования всех уровней; е) создание условий опережающего развития социальной сферы. Сформулированы критерии инвестиционной привлекательности наукоградов: - экономическая и социально-политическая стабильность; - географическое положение и обеспеченность природными ресурсами; - научно-профессиональный кадровый потенциал; - информационные и коммуникационные возможности; - состояние и развитие инфраструктуры рынка; - условия безопасности деятельности. Современные наукограды не только обеспечивают проведение ИР мирового уровня, но и достаточно эффективно передают результаты НИОКР в промышленность. В работе (5) излагаются результаты проведенного сравнительного исследования наукоградов и других родственных им структур. Исходя из выявленных авторами особенностей наукоградов, стратегическими целями управления ими в современных условиях, по мнению авторов, должны быть: - сбалансированное функционирование жилищно-коммунального хозяйства; - массовое строительство бесплатного или недорогого жилья для населения, имеющего невысокие доходы; - обеспечение оптимального функционирования объектов социальной сферы; - обеспечение занятости населения; - поддержание и воспроизводство объектов производственной инфраструктуры (дорог, мостов, общественного транспорта и др.); - оптимальное экологическое развитие. Но обеспечение деятельности институтов – лишь половина дела (3). Встает вопрос, в какой мере эти институты работают на интересы федерации и в какой мере – на интересы субъекта федерации. Речь при этом должна идти о госзаказе, с одной стороны, и выработке приоритетов субъекта федерации, которые он финансирует, с другой. Здесь очень важным аспектом является то, что интересы федерального центра и субъекта федерации очень сильно различаются У федерального центра утверждены приоритетные направления и 52 критические технологии, а также три основные задачи. Первое – сохранить государственный суверенитет. Вторая задача – выход на мировой научный рынок. Третья задача – конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя. Это направление в большей мере связано с интересами и возможностями регионов, чем федерального центра. Именно здесь очень важна роль малого бизнеса и научно-технического бизнеса, от которых федеральный центр ждет определения и осуществления тех приоритетов, которые работали бы на выполнение этой третьей задачи. Проблема же в том, что многие регионы изъявили желание развивать то направление, которое у них является на сегодняшний день главенствующим. Не расширять производство с точки зрения спектра, а развивать то направление, которое и так сегодня развито. Тогда экономика региона будет с еще большим перекосом, чем сегодня, диверсификация не проглядывается. Сейчас наиболее актуально именно выстраивание научно-технических, а не научных приоритетов под углом зрения максимальной диверсификации производства и повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей.^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. ВОЛКОВ В.И. Особенности разработки программ развития наукоградов // Регионология. – 2004. - № 2. – С. 185 – 196.2. ГРОШЕВ К.В. Инновационные подходы в стратегическом управлении развития наукоградов в современной России : Автореф. дис. …канд. экон. наук. – М., 2004. – 27с.^ 3. КУЛАГИН А.С. Региональные аспекты государственной научно-технической политики // Ежегодник научно-практической школы регионального программирования. – М., 2003. – С. 267 – 276.4. РЫНДИН А.В. Государственное регулирование развития наукоградов: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2003. – 24 с.5. СУХИНИН И.В., ЧВАТОВ Р.Г. Особенности стратегического управления наукоградами // Актуальные проблемы управления – 2004: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (10 – 11 нояб. 2004 г.). – М., 2004. – Вып. 6. – С. 242 – 243.18.05.2005. Составители: Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.