Реферат по предмету "Разное"


«актуальные проблемы создания единой автоматизированной информационной системы таможенных органов республики беларусь»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по«Основам информационных технологий»Магистранткафедры таможенного делаСошко Валерия НиколаевнаРуководители:к.э.н. доцент кафедры таможенного делаЦеханович Татьяна Феликсовна,ст. преподавательВоробьев Михаил АлексеевичМинск — 2008 г.ОГЛАВЛЕНИЕ СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 3РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 4ВВЕДЕНИЕ 4ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 7ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕАИС В ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕАИС 17ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМА УНИФИКАЦИИ ЕАИС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОЗДАНИЕ ЕАИС СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 33ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 35ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 36ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 40ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 41ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 43СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 44ПРИЛОЖЕНИЕ 46 ^ СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ АРМ — автоматизированное рабочее место АСОИР — Автоматизированная система обмена информационными ресурсами ВЭД — внешнеэкономическая деятельность ВИТС — ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть ГКПВ — Государственный комитет пограничных войск ГТД — грузовая таможенная декларация ГТК — Государственный таможенный комитет ЕАИС — единая автоматизированная информационная система ИВЦ — Информационно-вычислительный центр ИТТ — информационные таможенные технологии ЛВС — локальная вычислительная сеть МЦТ — Минская центральная таможня ПТО — пункт таможенного оформления ППТО — пограничный пункт таможенного оформления РФ — Российская Федерация СНГ — Содружество Независимых Государств ТКСГ — Таможенный комитет Союзного государства ФТС — Федеральная таможенная служба (Российской Федерации)^ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» ВВЕДЕНИЕ Таможенная система является неотъемлемой частью, а часто и ключевым элементом мировой торговли. Изменения в стратегических тенденциях, происходящие в мировых, региональных и национальных социально-экономических системах, отражаются на ходе развития и изменения управления в таможенной деятельности. Перед таможенными органами всего мира стоит задача всемерного содействия развитию торговли и ВЭД при одновременном сохранении и повышении результативности таможенного контроля. Как показывает мировая практика, данная двойственная задача не может быть эффективно решена без максимального использования современных таможенных технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объема международного товарооборота, усложнением его структуры, ограниченностью кадровых ресурсов таможенных органов и желанием всех участников ВЭД свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного контроля. В таких условиях требуется адекватная реакция таможенной системы, предусматривающая упрощение и ускорение таможенного оформления товаров. Вместе с тем, упрощение таможенных процедур и особенно сокращение времени, затрачиваемого на основные таможенные операции, предполагают, с одной стороны, внедрение автоматизированных информационных систем, а, с другой стороны, построения системы управления рисками таможенного инспектирования и таможенного постаудита. Переход на новый виток развития таможенной системы немыслим без адекватного развития информационного обеспечения управления этими системами. Электронному бизнесу, электронной торговле и электронным внешнеторговым документам должна соответствовать информационно-компьютерная таможенная служба. Внедрение автоматизированных информационных систем, обеспечивающих поддержку процессов обработки таможенных документов, является наиболее действенной мерой, позволяющей формализовать и стандартизировать многие ролевые функции, тем самым сузив возможность таможенных служащих субъективно принимать неверные или неправомерные решения, будучи проверяемыми в режиме реального времени со стороны вышестоящей таможенной администрации [1; с. 16]. Главной тенденцией в современных информационных таможенных технологиях является целевая направленность информации соответствующему потребителю, что, во-первых, обеспечивает информационную поддержку принятия решений и позволяет упреждать негативные последствия, а во-вторых, предусматривает быстрое элек­тронное взаимодействие декларанта (клиента) с таможенным органом в части передачи декларации, а также предварительной сервисной проверки электронного вида декларации [1; с. 68]. Такого рода взаимодействие позволяет повысить качество представляемых в таможенные органы документов. Для эффективной работы таможни необходима информация разного вида, чтобы ускорить процесс таможенного оформления ГТД и существенно повысить качество обработки, в том числе: общего спра­вочного характера; нормативно-законодательная; сведения об оперативно-операционной работе на рабочих местах; специальная для административного контроля и принятия управленческих решений. Последняя является продуктом высоких информационных технологий и отличается сложностью и большим объемом аналитической таможенной деятельности. Эта информация является результатом интеллектуального анализа данных низшего уровня и решения задач высшего уровня сложности, венчающих общую информационную пирамиду [1; с. 68]. С помощью автоматизированного анализа потоков информации значительно облегчается осуществление таможенного контроля, кроме того, результаты анализа служат для повышения оперативности в принятии решений и для пополнения баз данных. Важнейшей перспективной задачей для совершенствования управления новыми таможенными технологиями является построение информационных систем управления, основа которых — регулярная оперативная и без­бумажная технология обмена информацией по таможенной деятель­ности, включая обмен со сторонними организациями. На этой основе строится вся иерархическая пирамида нормативно-справочной ин­формации, позволяющая централизованно, на уровне ГТК или таможен республики, изменять в режиме реального времени данные по основным параметрам и критериям таможенно-тарифного, нетарифного регу­лирования и экспортного контроля. Информационно-справочная под­система должна иметь возможность управлять процессом рассылки таможенных нормативных актов и контролировать их исполнение, а также своевременно информировать сотрудников таможенных орга­нов об изменениях в законодательстве. Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных факторов автоматизации таможенных операций. В данном контексте информационные таможенные технологии, являясь продуктом, построенном на строгом соблюдении правил, заложенных в таможенном законодательстве, обеспечивают единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки. Для многих стран, в том числе и для Республики Беларусь, таможенные платежи являются одной из важнейших статей дохода национального бюджета. Естественно, гарантировать полноту сбора таможенных платежей можно только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей, так как в современной ситуации ручная обработка данных практически невозможна. Важным аспектом работы пограничных пунктов пропуска является согласование состава и последовательности выполнения контрольных операций. В основу работы системы следует положить принцип сквозного контроля, в котором задействованы все государственные контрольные органы, представленные на пункте пропуска. На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной информационной системе таможенных органов данные о внешней торговле (и не только республики, но и о транзите через территорию республики) являются источником информации для анализа и прогнозирования. Практически невозможно было бы вручную обработать в каком-либо министерстве или ведомстве сотни тысяч деклараций для составления элементарнейшего отчета. Данные, накапливаемые в информационной системе таможенных органов Республики Беларусь, в настоящее время являются источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления торгового баланса республики и т. д. [2; с. 336]. Описывая все преимущества внедрения информационных технологий в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: информационная система таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных — полноту, достоверность и актуальность.^ ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ Проблема эффективного информационного обеспечения таможенного дела начала проявлять себя на территории постсоветских стран сравнительно недавно (с начала 90-х годов 20 века). Поэтому до настоящего времени отсутствуют литературные источники и научные работы, в которых бы проводилось комплексное освещение данного феномена, его места в процессе модернизации таможенного дела государства. Касаясь освещенности темы в учебной и научной литературе, необходимо отметить фундаментальный труд российских исследователей А. Д. Ершова и П. С. Копаневой «Информационное обеспечение управления в таможенной системе» [1], который послужил источником общих концептуальных положений об использовании ИТТ и построении Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов. Информационным технологиям в деятельности таможенных органов посвящена глава 7 учебника «Основы таможенного дела» [2] под редакцией А. Н. Сиротского, что стало значительной опорой как в исследовании общих вопросов информационного обеспечения таможенной системы, так и практики применения ИТТ в Республике Беларусь. При изучении опыта применения ИТТ в Европейском Союзе основным источником послужила монография В. Мацкевича «Европейский таможенный транзит» [3]. Затрагивается тема ИТТ и в периодических изданиях: отечественной и зарубежной практике внедрения электронного декларирования в деятельность таможенных органов посвящаются статьи белорусского журнала «Таможня и ВЭД» [4, 5], российского «Таможня» [6, 7]. Следует отметить также журналы по компьютерной тематике, такие как “PC Week”, “IT-Daily”, где существенное внимание уделяется техническим аспектам исследуемого объекта, а также развитию информационного обмена как между государственными органами и субъектами хозяйствования, так и на международном уровне. Важную роль в поиске информации по разрабатываемой теме сыграла сеть Интернет, где в электронном виде представлены многие периодические издания и предоставляется возможность получать самые современные данные о развитии сферы ИТТ. Среди нормативно-правовых актов, затрагивающих проблематику информационного обеспечения таможенной системы, следует отметить постановления Совета министров Союзного государства, утвердившие программы создания Единой автоматизированной информационной системы Союзного государства и первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь, вводящие в действие программы информатизации, развития приграничной инфраструктуры, интегрированной телекоммуникационной сети. Информация как объект права представлена в законе Республики Беларусь «Об информатизации» [8], юридическую основу перехода на электронный документооборот являет собой закон «Об электронном документе». Нормативными источниками стали приказы Государственного таможенного комитета (ГТК) Республики Беларусь «Об утверждении Концепции создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь», «О внедрении АИС “ДОКА” в промышленную эксплуатацию», «Об организации антивирусной защиты». Недостаточная изученность исследуемого вопроса и возросшая практическая необходимость его научного обоснования подтверждают актуальность проводимого исследования.^ ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕАИС В ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Интеграционные процессы, наблюдающиеся в современном международном обмене, потребовали адекватной корпоративной реакции со стороны таможенных служб, в том числе Республики Беларусь. Создание новых концепций в таможенном деле тесно связано с переходом от информационных систем таможен к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов (рис. 1). Это проявляется, с одной стороны, в возникновении нового типа таможенной службы — «таможня для участников ВЭД», а с другой — в усилении взаимодействия таможенных служб не только в национальном таможенном пространстве, но и в информационном пространстве стран таможенных союзов, а также в рамках региональных экономических союзов [1; с. 160]. Основная цель создания ЕАИС — резко повысить эффективность работы таможенных органов путем широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах, и построить единую, распределенную по всей таможенной территории сеть [1; с. 84]. Р Исследование проблем и тенденций управления в таможенном делеисунок 1. Комплексная схема основных задач при построении ЕАИС [1; с. 21] Информационное обеспечение управления в интегрированной таможенной системе Анализ особенностей развития информационной среды в таможенной системе Системно-структурный анализ информационных потоков и методология построения информационной системы Разработка принципов построения информационных систем таможен Выбор критериев создания систем Анализ целей, задач и функций управления местного уровня Разработка методов, этапов и рациональной структуры информационного обеспечения Информационно-модульный подход в создании информационных систем Разработка автоматизированной информационной системы таможенных органов Информационно-таможенная технология управления в Единой автоматизированной информационной системе Программные комплексы ЕАИС должны отражать основные направления деятельности таможенных органов и составлять содержание функциональных АРМов, что, в конечном счете, определило назначение ЕАИС:обеспечение подразделений ГТК РБ и правительственных органов данными таможенной статистики внешней торговли;совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами;автоматизация оформления всех типов таможенных документов;повышение эффективности таможенного контроля;информационная поддержка и обобщение данных по взиманию и контролю начисления таможенных платежей, борьбе с контрабандой грузов и другим основным таможенным операциям. На современном этапе развития интеграционных процессов формирование ЕАИС должно строиться на современных принципах: 1) Комплексная достаточность, то есть удовлетворение информационных потребностей внешних и внутренних пользователей системы. В соответствии с данным принципом информация, генерируемая системой, должна охватывать все основные направления интегрированной таможенной деятельности. 2) Наглядность представления информации о таможенной деятельности, получаемой в виде интегрированных таблиц, графиков, отражающих динамику запрашиваемых показателей с целью анализа для принятия деловых решений и регулирования, а также для выявления складывающихся тенденций и закономерностей. 3) Постоянное хранение в архиве базы данных информации по таможенной статистике, учету и регистрации участников ВЭД в течение всего срока эксплуатации системы, выдача необходимых данных за любой период времени. 4) Предоставление пользователям максимума «сервисных» возможностей при обращении к информационному фонду или базе данных ЕАИС. 5) Открытость системы, то есть возможность наращивания как числа пользователей, так и числа решаемых задач и получения в качестве результата различных сводных форм документов табличного вида и их модификаций [1; с. 86]. Комплексная автоматизированная система на уровне таможни и таможенного поста должна выполнять в автоматическом режиме многие функции управления, контроля и учета деятельности этих органов. Особо важно, чтобы эта система обеспечивала:неразрывную связь процессов оформления грузов с взиманием таможенных платежей;оперативность поступления денежных средств в бюджет за счет ускорения процесса оформления грузов и полноты взимания таможенных платежей;унификацию процесса таможенного оформления грузов;контроль за деятельностью сотрудников таможенных органов и полный контроль за перемещением грузов через таможенную границу;информативность при принятии управленческих решений [1; с. 81]. Управление ЕАИС таможенных органов характеризуется, прежде всего, наличием мощного информационного обмена и проблематичностью в принятии решений. Это обусловлено, во-первых, про­явлением синергетических эффектов, характерных для сложных со­циально-экономических систем, а во-вторых, слабой изученностью процессов самоорганизации и управления контрольно-регулирующих систем международного обмена. Причем главная проблема связана с формализацией процесса начальной организации автоматизированной информационной системы, перехода от случайно формирующихся цепей (типа импор­тер — таможенный перевозчик — декларант — таможня — банк — экспор­тер) к устойчивым интегрированным системам. Вторая, не менее важ­ная проблема касается внутреннего управления в таких интегрирован­ных системах, особенно с участием специализированных отделов, выполняющих предварительные и основные таможенные операции. Эта проблема тесно связана с управлением синхронизацией работы таможенных модулей с учетом изменяющейся внешней среды. Важное место в решении этих проблем отводится созданию ин­формационно-модульного подхода в организации автоматизированных информационных систем. Управление такими системами строится на опе­ративном анализе информационных потоков, поступающих от моду­лей. Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню интегрированной системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы [1; с. 161]. В процессе прохождения информационных потоков, например, в виде таможенных платежей в реальном времени система должна поддерживать электронные взаимодействия декларанта с банком, используя подсистему «банк — клиент». Кроме того, система, поддерживая электронные взаимодействия таможни с банком, должна обеспечивать передачу платежных поручений клиентов таможни, а также поручений на перечисления средств в бюджет и банковских выписок. Данный процесс предполагает, с одной стороны, унификацию и единство таможенных документов, а с другой — наличие в сфере международного обмена достаточного для свободного выбора количества модулей или других объектов таможенной инфраструктуры, института уполномоченных представителей с комплексными функциональными возможностями и подписанными условиями в соответствии с меморандумом взаимопонимания [1; с. 161]. Главная организационная задача при использовании электронного обмена данными состоит в унификации форматов передаваемых со­общений. Технически возможно передавать текст, таблицы, рисунки, осуществлять платежи электронным способом. Для того чтобы отправитель и получатель информации смогли понять друг друга, необходимо выполнить следующие условия:должен быть согласован формат передаваемых сообщений;сообщения должны передаваться по заранее согласованному прото­колу обмена. Это означает, что отправитель и получатель должны заранее договориться о последовательности своих действий при передаче;кроме самого сообщения, то есть информационной части, должны передаваться инструкции о том, что нужно сделать после приема сообщения (например, добавить принятую информацию в базу дан­ных, или произвести замену, или инициировать какие-то иные действия) [1; с. 161]. При разработке и внедрении автоматизированных информационных систем должен быть предусмотрен комплекс информационных модулей, служащих для поддержки и обеспечения функционирования и администрирования таможенных операций. В соответствии с представленной схемой информационно-модульная концепция осуществляется путем внедрения в систему готовых, технически и функционально оптимизированных модулей на основе имеющихся интерфейсов подключения и анализа эффективности их применения. Информационные модули таможни можно представить в виде схемы (рис. 3). По-видимому, целесообразно строить современную информационную архитектуру таможенной системы на базе следующих информационных групп модулей:группа целевых модулей, основанных на утвержденной в новой редакции Киотской конвенции (1999 г.) базовых и обязательных таможенных операций (например, классификация и кодирование товаров, определение страны происхождения товаров или таможенной стоимости и др.);группа вспомогательных модулей, которые создают благоприятные условия для упрощения и ускорения таможенного оформления (например, управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление документооборотом и т. д.);группа обеспечивающих модулей, без наличия которых невозможно начинать или осуществлять базовые таможенные операции (например, управление рисками, нормативно-справочная информация, защита информации и т. д.);группа интегрирующих модулей, с помощью которых происходит интеграция с внутренней и внешней средой (ввод/вывод данных, предварительный контроль информации, мониторинг прохождения таможенного оформления, таможенная логистика и т. д.) [1; с. 44-45]. Рисунок 3. Классификация информационных модулей таможенной системы [1; с. 45].Информационная система таможенной деятельности Группа Целевых модулей Группа Вспомогательных модулей Группа Обеспечивающих Модулей Группа Интегрирующих модулей Контроль доставки товаровУправление персоналомНормативно-справочная информацияВнешнее информационное взаимодействие (ввод/вывод данных)Предварительные операции Управление документооборотомУправление рискамиПредварительный контроль входной информацииОбеспечение и контроль оформления товаровУправление финансамиАдминистрированиеМатериально-техническоеобеспечениеЗащита информацииКриптозащита и электронная цифровая подписьУчет акцизных марокНетарифное регулированиеТаможенноезаконодательствоМонитор таможенного оформления для участников ВЭДОбеспечение деятельности руководстваВалютный контрольТаможенная стоимостьОбеспечение правоохранительной деятельностиТаможенныеплатежиТаможенная статистика В качестве необходимых требований по формированию информационных модулей можно считать следующие:осуществлять последовательную логическую детализацию алгоритма выполнения таможенных операций до степени решений, позволяющих записать их на языке программирования;на каждом этапе детализации принятия таможенных решений сохранять взаимно однозначное соответствие между алгоритмом и реализующей его программой;контролировать результаты каждого этапа детализации, подтверждая корректность проведенной детализации [1; с. 109-110]. Необходимо отметить, что каждый нижестоящий уровень и каждый информационный модуль в ЕАИС администрируются централизованно. Дело в том, что одним из важ­нейших аспектов крупных информационных систем являются уп­равляемость, масштабируемость, безопасность, конфиденциальность и сохранность данных. ЕАИС таможенных органов в силу разработанных механизмов ад­министрирования и управления, а также выбранной платформы функ­ционирования должна давать повышение эффективности работы. Реализация автоматизированных информационных систем практически невозможна без анализа внеш­них информационных потоков и организации информационного обес­печения на базе информационно-модульной концепции управления таможенными операциями. Принципы, заложенные в «высокоско­ростном» бизнесе в области международного обмена, требуют пере­осмысления отношения к информации и информационным потокам. Именно в автоматизированных информационных системах должны находить свое воплощение бескон­тактные электронно-информационные таможни и новая электронная инфраструктура. Сетевая модель автоматизированной информационной системы строится в соответствии с иерархией управления и подчиненности таможенных органов. Это позволяет реализовывать информационно-модульные принципы на любом из уровней иерархии и допускать делегирование функций подсистемы на нижние уровни. Администратор автоматизированной информационной системы может просматривать протоколы выполнения операций, кото­рые содержат информацию о том где, когда и кем была выполнена соответствующая операция и с какими параметрами. Для передачи и приема информации с сервера на сервер в системе имеются возмож­ности конфигурации процесса обмена и формулирования гибких ус­ловий приема и передачи информации. В результате управление всей ЕАИС с технологией клиент/сервер может быть реа­лизовано на самом верху иерархии или же распределено между адми­нистраторами различных уровней. Таким образом, создание ЕАИС резко повысит эффективность работы таможенных органов за счет широкой интеграции в международном обмене на базе применения автоматизированных ИТТ, базирующихся на информационно-модульном принципе и современных программно-технических средствах. Структура ЕАИС, несомненно, должна соответствовать действующей организационной структуре таможенных органов, основные компоненты которой обеспечивают автоматизацию существующих органов управления. Но, вместе с тем, она должна модернизироваться и структурироваться в сторону интеграции с новыми международными таможенными технологиями, таможенным сервисом и становиться «таможней для клиентов».^ ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕАИС Основной составляющей ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь является информационно-техническая инфраструктура таможенных органов, в первую очередь такая ее часть как телекоммуникационная сеть. Для ее развития Приказом ГТК от 15 декабря 2001г. № 515-ОД утверждена Концепция создания ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов Республики Беларусь на 2002-2006 годы [9]. Концепция принята в целях внедрения передовых технологий в таможенных органах Республики Беларусь и выработки единой стратегии в создании и развитии сетей передачи данных и телефонии. Концепция представляет собой совокупность положений по созданию, совершенствованию и развитию информационно-технической инфраструктуры таможенных органов. Концепция направлена на поэтапное создание на базе государственной сети связи Республики Беларусь интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь для обеспечения процессов эффективного функционирования информационно-вычислительных сетей таможен, средств автоматизации процедур таможенного оформления и контроля, взимания таможенных платежей, а также системы сбора, обработки, передачи и представления информации о различных показателях ВЭД руководству ГТК Республики Беларусь, предоставления различных услуг связи сотрудникам таможенных органов. ВИТС таможенных органов Республики Беларусь строится как самостоятельная ведомственная сеть с максимальным использованием ресурсов государственной сети связи Министерства связи Республики Беларусь [9; с. 12]. Основные усилия по строительству и развитию ВИТС сосредоточены на поддержании в рабочем состоянии существующей сети передачи данных и связи, максимальном продлении ее технического ресурса. Проводится реконструкция существующих узлов связи в таможнях и ППТО, идет поиск возможных путей интегрирования с министерствами и ведомствами в вопросах использования каналов и линий связи (в частности, достигнута конкретная договоренность с ГКПВ о создании совместной интегрированной телекоммуникационной сети, что будет подробно рассмотрено ниже). Осуществляется поэтапная программа замены устаревшего оборудования на новейшие образцы техники. Происходит как внедрение в ВИТС высокоскоростных систем передачи и обработки информации, так и современных средств технической защиты информации, создаваемых в Республике Беларусь. Технические возможности ВИТС должны позволить достичь следующих преимуществ:значительная экономия средств, так как при этом таможенные органы не будут нуждаться во многих услугах связи, предоставляемых РО «Белтелеком»;обеспечение жесткого контроля ГТК Республики Беларусь за каналами связи, а также всем трафиком передаваемой и принимаемой информации;обеспечение выполнения мероприятий по информационной безопасности на всех уровнях таможенной инфраструктуры как с точки зрения достоверности данных, так и обнаружения фактов несанкционированного доступа;объединение ЛВС с предоставлением ряда других услуг современных информационных технологий. При этом предполагается также перевести транспортную среду на цифровые потоки, каналы (магистральные направления), коммутируемые и не коммутируемые (региональные направления). Достижение этих целей становится технически возможным и экономически выгодным при использовании современных телекоммуникационных технологий. Использование современных технологий передачи, хранения, обработки разнородной информации и доступ к распределенным базам данных позволит в условиях быстроменяющихся внешних воздействий наиболее оптимальным образом управлять организацией таможенного дела. Одним из наиболее важных вопросов при создании ВИТС является организация современной телекоммуникационной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить обмен разнородной информацией между структурными подразделениями ГТК Республики Беларусь. Речь идет о создании в максимальной степени универсальной транспортной среды, которая предоставляет различные услуги связи в интересах широкого круга пользователей и позволяет интегрировать различные виды связи (телефонная, факсимильная, передачи данных, аудио- и видео-, конференцсвязь) на базе единых технологий, схемных решений и наборов, типовых программно-аппаратных средств. При этом основной упор необходимо направить на экономическую сторону вопроса — предоставление максимально возможного спектра услуг по передаче разнородной информации при минимизации затрат на содержание ВИТС, поскольку используются одни и те же каналы для интегрированной передачи разных типов информации. Среди существующих сетей передачи данных, приемлемых для использования в ВИТС таможенных органов, самой современной является сеть ISDN. Цифровая сеть с интеграцией услуг (ISDN) основывается на новых технологиях и создается, отчасти, на базе оборудования и каналов существующей сети общего пользования, а также коммутируемых каналов и оборудования наложенной цифровой сети [9; с. 11]. К неоспоримым преимуществам сети ISDN относятся: 1) увеличение, по сравнению с модемами, порога скорости передачи данных до 64 Кбит/с по обычной телефонной линии (один канал). С помощью протоколов объединения каналов можно достичь скорости 128 Кбит/с. При наличии в оконечном оборудовании функций компрессии скорость может быть и выше; 2) задержка от отправки вызова до установления связи в несколько раз меньше, чем в телефонной сети общего пользования; 3) возможность комбинирования сигналов от нескольких источников для передачи по одной линии, причем для всех источников интерфейс один; 4) отдельный канал сигнализации, позволяющий ускорить процесс установления соединения, но при этом никак не влияющий на уже установленное соединение. Цифровые сети ISDN можно использовать для решения широкого класса задач по передаче информации в следующих областях: телефония и передача данных; объединение удаленных ЛВС; доступ к глобальным компьютерным сетям; передача трафика, чувствительного к задержкам; интеграция различных видов трафика. Технология ISDN привлекательна тем, что она позволяет предоставить по одной физической двухпроводной линии связи комплекс услуг: от высокоскоростной телефонной связи до видеотелефонной связи или передачи данных с высокой скоростью. В основу структуры ВИТС легла существующая структура таможенных органов Республики Беларусь: центральный аппарат ГТК Республики Беларусь, таможни, пункты таможенного оформления. Информационные потоки циркулируют между соседними «по вертикали» подразделениями таможенных органов, а также иногда есть необходимость обмена информацией между таможнями. Учитывая структуру таможенных органов и их размещение на территории республики, ВИТС целесообразно разделить на 3 уровня: 1) Главный узел, который является организационно-техническим объединением телекоммуникационного, коммутирующего оборудования и оборудования, обеспечивающего работу вычислительного центра, центральной ЭАТС, а также линий связи и привязки к государственной сети связи, предприятиям связи. 2) Узлы связи таможен — вспомогательные узлы связи, имеющие в своем составе: аппаратуру уплотнения, ЭАТС, коммутационное оборудование, линии связи и привязки к предприятиям связи. 3) Пункты таможенного оформления (пограничные) — по возможности аппаратуру уплотнения, линии связи к предприятиям связи, терминальное (оконечное) оборудование [9; с. 15]. Топологическая структура ВИТС зависит как от расположения таможенных органов, так и от размещения информационно-вычислительных ресурсов, обеспечивающих в полном объеме все потребности пользователей сети. В ВИТС можно выделить 2 подсети:межрегиональная сеть — объединяющая Главный узел связи и узлы связи таможен — являющаяся скоростной высоконадежной транспортной средой, предоставляющей все свои ресурсы для обмена разнородной информацией;региональные сети — объединяющие по регионам таможни и ПТО (пограничные, внутренние) и обеспечивающие обмен информацией таможен с ПТО, при этом они одновременно являются, при необходимости, сетями доступа к ресурсам межрегиональной сети. Варианты построения ВИТС отражают конкретные пути реализации концепции, тактику ее создания и зависят от достаточно большого количества факторов. Одним из основных является инвестиционная политика. Учитывая существующий уровень финансирования, целесообразна концентрация сил и финансовых ресурсов при строительстве ВИТС в направлении таможня — ППТО. В ходе реализации первого этапа создания ВИТС разработан системный проект ВИТС уровня «Главный узел — Узлы связи таможен» и построен Центральный узел связи МЦТ. В ВИТС включен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.