Реферат по предмету "Психология"


интеракция

Цели и структура взаимодействия (интерактивная сторона общения) Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). Это определение взаимодействия необходимо дополнить некоторыми существенными характеристиками:

1. Взаимодействие осуществляется на вербальном и невербальном уровне. Вербальными средствами, т.е. словами, речью, мы передаем мысли, делимся наблюдениями, отдаем распоряжения и т.д. То же самое можно делать и с помощью невербальных средств - жестов, мимики, поз, интонации голоса, взгляда. Невербальные средства чрезвычайно многообразны, и часто имеют решающее значение осуществлении взаимодействия. Можно привести следующую классификацию типов невербальной коммуникации:

1. Кинестетические - связанные с движениями тела *Положение тела в пространстве *Поза *Жесты *Мимика 2. Голосовые *ударение *выделение слов *тон *тембр *громкость *паралингвистические (восклицания, вздохи и т.п.) 3. Прикосновения *какой и к какой части тела *как долго длится контакт *есть ли ответное движение *присутствует ли кто-нибудь еще *какие уже сложились взаимоотношения 4. Одежда *обозначает социальный статус *обеспечивает идентификацию с социальной группой *является украшением

и средством сексуальной привлекательности 5. Дистанция *интимная *межличностная *социальная *публичная 6. Территория *своя *чужая 2. Во взаимодействии поведение универсально В ситуации взаимодействия поведение не может быть лишено универсальности. Даже если нам кажется, что мы “ничего не делаем”, у партнера создается впечатление о нашем состоянии, мыслях, возможных будущих поступках. Прочитывание происходит на невербальном уровне и возникает еще

до того, как произнесено первое слово. Э. Берн указывал, что взаимодействие возникает в тот момент, когда человек осознает, что не находится в одиночестве. 3. Ответственность за качество взаимодействия распределяется обоюдно. Восприятие мыслей и состояния человека нельзя абсолютизировать. Его поведение зависит от того, каким он сам видит себя в той или иной ситуации.

Оценка не всегда совпадает с образоя-Я другого человека Неприятие этого факта приводит к обострению взаимоотношений тогда, когда кто-либо отказывает партнеру в праве видеть ситуацию своими глазами, навязывает ему свое мнение. Для любого человека естественно создавать собственный образ партнера и ситуации. Поэтому взаимодействие может быть эффективным только в условиях равенства и взаимного уважения, а ответственность

за создание атмосферы доверия во взаимоотношениях лежит на всех партнерах и распределяется поровну. Определение взаимодействия требует так же уточнения его структуры и целей. 1. Структура взаимодействия Наше взаимодействие с людьми можно рассматривать как процесс, со своими строгими правилами последовательности действий. Действительно, мы не задумываясь принимаем позу или выражение лица отличное от тех, которые имели бы в одиночестве, стоит другим людям нарушить его.

При встрече с незнакомым человеком мы автоматически выбираем дистанцию большую, чем та, на которой мы бы общались с приятелем. Если эта дистанция непреднамеренно уменьшается, мы приносим извинения с помощью давно устоявшихся словесных штампов. Для тренировки сами попробуйте нарушить ритуальный порядок взаимодействия, а если боитесь, попробуйте вообразить себе такого человека. Еще один пример - разговор. Здесь неизбежно присутствует ряд этапов, без которых взаимодействие немыслимо.

Во-первых, это установление контакта. Нами используется набор невербальных и вербальных сигналов для того, чтобы сообщить друг другу о готовности вступить в контакт. Вновь представьте ситуацию, в которой говорящий или слушающий недостаточно подготовлены к тому, что они делают. Не меньшее искусство - окончание разговора, выход из контакта. Нарушение фиксированного порядка действий вызывает здесь массу неловкостей.

Опять не обойтись без набора сигналов, дающих обеим сторонам информацию о том, что разговор подошел к концу. При этом, это - общепринятые сигналы, понятные как заклинание. Поэтому мы можем говорить о структуре взаимодействия. Есть смысл выделить в ней два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный (внутренний). Первый составляет этикет. Второй относится к психологической стороне взаимодействия.

Дело в том, что вступая во взаимодействие, мы удовлетворяем целый ряд потребностей, связанных с поддержанием психического равновесия. Есть потребности, которые мы можем удовлетворить только вместе и посредством других людей. Чаще всего эти потребности кажутся нам настолько естественными, что не осознаются, принимаются как нечто составляющее фон, задний план сцены. Тем не менее, они сущетсвуют и требуют расхода психической энергии. Ритуальный характер взаимодействия позволяет экономить силы, не изобретая каждый раз средства

для налаживания оптимальных отношений. 2) Цели взаимодействия. Цель взаимодействия является удовлетворения ряда социальных потребностей. *Потребность в предсказуемости ситуации и поведения других людей. Одна из потребностей человекасостоит в том, чтобы мир был по возможности предсказуем. Огромный и сложный репертуар форм поведения подразумевает, что удовлетворить эту потребност не так просто. Однако существование имплицитных правил общения помогает решать эту проблему.

Предсказуемая последовательность общения освобождает от необходимости обращать внимание на мелкие детали и направляет внутренние силы на решение более важных задач. *Потребность в контроле над интимностью/доступностью (регулирование внутриличностого пространтства). Для поддержания психологического равновесия чедовеку необходимо обмениваться с окружающими сигналами о том, насколько он в данный момент доступен для других, или в какой степени желает сохранить автономность.

В физическом смысле мы сохраняем определенную дистанцию от окружающих, являющуюся сигналом о степени доступности и готовности к контакту. Имеются и другие, кроме дистанции, невербальные сигналы, позволяющие контролироват внутриличностное пространство. *Потребность в определении принадлежности и статуса. Когда люди собираются вместе, они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Они располагаются определенным образом относительно друг друга, выражают общность интересов

и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность от других. *Потребность в поддержании хороших отношений. Людям свойственно испытывать потребность в хороших отношениях друг с другом. Постоянная агрессивность или неприязнь отрицательно сказываются на психическом состоянии. Поэтому взаимодействие - это серия ритуальных действий, служащих сигналами наших добрых намерений по отношению к другим людям. Выделяются два вида обменов для поддержания отношений: а) развивающие - те,

которые имеют место тогда, когда отношения складываются нормально, и следует только сохранить их на том же уровне; б) корректирующие - те, которые используются для того, чтобы исправить отношения, качество которых не удовлетворяет. *Потребность в самопрезентации (самопредъявлении). Взаимодействие необходимо, чтобы удовлетворить потребность в самоидентификации, в получении сигналов о том, как нас воспринимают окружающие. Самопредъявление имеет, по крайней мере, два компонента.

Один - это контроль за информацией, которую мы предоставляем о себе другим людям, давая им возможность составить о себе представление. Другой компонент связан с ролью, которую мы играем во взаимодействии. Здесь уместно сравнение с театром. Плавное течение пьесы возможно лишь при согласованном выполнении актерами своих ролей. Вообразите Мэри Попписн прерывающую Гамлета посреди его коронного монолога. В этом смысле различные ситуации нашей жизни есть ни что иное

как сцены большого спектакля, в каждой из которых мы играем определенную роль. (Это - психологические роли: они тесно увязаны с социальными, но не сводятся к ним полностью, относятся к способу режиссуры социальных ролей). Удовлетворение потребности в самопрезентации требует умений самораскрытия - т.е. намеренной передачи значимой информации о себе, которая иначе не стала бы известна.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительный анализ различных теорий эмоций. Исследование алекситимии
Реферат Средства против возрастных кризисов
Реферат Сближение в учете налогов на прибыль
Реферат Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А Адлера и
Реферат Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский
Реферат Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура
Реферат Сравнительный анализ развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и норма
Реферат What Is Thatcherism Did It Succeed Essay
Реферат Средства общения
Реферат Сравнительный анализ концепций ФЕВасилюка и ЗФрейда
Реферат Антикризисное управление в комерческом банке
Реферат Dada Vs Surrealism Essay Research Paper What
Реферат Каракитайское ханство
Реферат Frankenstein Protagonist And Antagonist Essay Research Paper
Реферат Sex Education In High School Essay Research