Реферат по предмету "Разное"


14. государственное стимулирование роли малого и среднего бизнеса в инновационном развитии экономики РФ

14. ГОСУДАРСТВЕННОЕ стимулирование роли малого и среднегобизнеса в инновационном развитии экономики РФ.Обзор текущей литературы.Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство следует рассматривать одним из эффективных направлений активизации инновационной деятельности в промышленности (4). В связи с этим проблема повышения эффективности поддержки малого предпринимательства и управления малыми предприятиями (МП) в этой сфере деятельности остается особенно актуальной. Механический перенос формируемой методологии современного российского менеджмента на МП, деятельность которых связана с инновационным процессом не приводит к получению ожидаемого эффекта и, более того, компрометирует эту признанную во всем мире организационно-производственную форму предпринимательства. Среди существующих и препятствующих причин эффективному использованию малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах деятельности, которые уже представляют по своей сути определенные проблемы, наиболее острыми являются следующие. Первая проблема возникла из-за отсутствия рыночного механизма интеграции отдельных субъектов интеллектуальной собственности в добровольно создаваемые коллективы (организации) разработчиков и производителей, способные воспроизвести цепь "исследование – разработка – производство – продажа". Вторая проблема связана с преодолением традиционной для бывшего советского периода развития России организации научно-технической и инвестиционной деятельности. Третья проблема заключается, во-первых, в необходимости возврата в научно-техническую и инновационную сферы деятельности высококвалифицированных научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы профессиональной деятельности или эмигрировавших в другие страны из-за изменения системы ценностей общества; во-вторых, восстановления непрерывности в системе подготовки кадрового потенциала, необходимого для создания российской экономики более высокого технологического уклада. Одним из путей решения этой проблемы видится усиление предпринимательских начал, перенесение центра тяжести в научно-технической и инновационной деятельности на частный капитал, в том числе на мало предпринимательство, полностью компенсируя этим самым сокращение государственных инвестиций в науку, новые технологии и инновации. Четвертая проблема связана с необходимостью создания многоуровневой (на федеральном и региональном уровнях и на уровне предприятий) системы инвестирования научно-технической и инновационной деятельности, основными рычагами которой должны стать рыночные составляющие – конкуренция, цена, прибыль, а организационными формами реализации – целевые программы, ориентированные на приоритетные направления рыночной экономики и социальные проблемы общества. Пятая проблема заключается в необходимости поддержки малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, путем формирования эффективного механизма управления, базирующегося на новой российской управленческой парадигме. Решить эту проблему отдельному и даже группе малых предприятий не под силу. На ее решение должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной власти, ученых, предпринимателей и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма, управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового кредитно-финансового и правового механизма. На сегодня инновационная активность российских компаний низка, доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет лишь 2-3% (2). Правительство предпринимает усилия по созданию национальной инновационной системы (НИС), развитию рынка объектов интеллектуальной собственности, но эти шаги будут успешными тогда, когда российские компании увеличат реальный спрос на инновации. Скорее всего, это должны быть компании, представляющие малый бизнес. В послевоенный период малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейший технологий, которые определяют лицо технического прогресса в настоящее время. Из 61 крупных открытий ХХ века 48 состоялись в малых и средних фирмах. Довольно распространена точка зрения о том, что малый бизнес – инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура (3). Малые предприятия в борьбе за выживание охотнее идут на применение инновационных технологий и разработок, а существенная часть фирм прямо ориентируется на коммерциализацию технологий. Но все предприятия возникают как малые, и все в чем-то новы. Все инновационное – ново, но не все новое – инновация. Организаторы проекта TACIS предложили свое определение малого инновационного предприятия (МИП). МИП – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Малые инновационные организации в России – это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики (5). Малые предприятия, созданные специалистами НИИ, крупных НПО и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются в зависимости от текущих потребностей исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано на оказание научно-инженерных услуг. Во всех развитых странах для поддержки малого бизнеса используются следующие меры экономической и бюджетной политики: - включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции; - списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; - применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях, привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; - льготное кредитование научных разработок и долевое финансирование крупных проектов; - безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для мелкого и среднего бизнеса, а также для создания научной инфраструктуры в регионах). Большую роль в поддержке малого инновационного предпринимательства может сыграть создание инновационных центров и "инкубаторов фирм", которые уже получили широкое распространение за рубежом. Подобные инновационные центры и фирмы создаются в системе Минпромнауки РФ и пока еще только приступают к активной деятельности. Предприняты попытки создания отдельных венчурных фондов и компаний. В настоящее время существует не более двух-трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем реально действующими являются лишь единицы. Все эти компании базируются в Москве. За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования. Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая МП, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности. Однако, несмотря на достаточно обширный положительный зарубежный опыт, целостная система поддержки российского малого бизнеса пока фактически отсутствует . Чего ждут от государства инновационные фирмы? (3). По данным исследований, основная проблема состоит в том, что государственные программы претендуют на роль кредиторов малого бизнеса, а малый бизнес ждет от этих программ лишь налоговых льгот и упрощенной системы регистрации, лицензирования и сертификации продукции. Поддержка малого бизнеса должна носить смешанный общественно-государственный характер. Для этого общественный сектор создает фонды поддержки предпринимательства, фонды венчурного капитала. Сами предприниматели объединяются в гильдии, в регионах организуют Торгово-промышленные палаты. Предпринимательство просит у государства лишь наведения порядка в системе, ему подведомственной (санэпидемстанции, пожарной охране, торговой инспекции, налоговых органах). Об этом свидетельствуют резолюции всех проведенных съездов предприятий Всероссийской конференции малых предприятий. В настоящее время достаточно полезной для информационного обеспечения МП может оказаться деятельность Роспатента (5). Как известно, патенты содержат сведения не только о существе высоких технологичных изобретений, но и об их владельцах, о фирмах-соперниках на рынке аналогичных товаров и т.д. Таким образом, патенты рассматриваются во всем мире как источник не только технической, но и важнейшей предпринимательской информации стратегического значения. Помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора инвестиционных проектов и программ при создании новых производств, а также для уже сложившихся производственных структур, желающих упрочить свое положение на рынке и производить продукцию, соответствующую мировому уровню. В целях реализации Концепции инновационной политики РФ была разработана Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, которая направлена на создание инновационной инфраструктуры, коммерциализацию результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции, подготовку персонала для инновационной деятельности (1). Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровней по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов (ИПК), которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки МИП. Продолжается развитие поддержки МИП в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых МП инновационной сферы из различных регионов России имеют возможность не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов (6). Решению этой проблемы способствует также введение в эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. Разработан механизм коммерциализации технологий, решающий задачу снижения риска для частных инвесторов (1). Он включает систему отбора разработок, имеющих высокую вероятность коммерциализации, формирование на их основе инновационных инвестиционно привлекательных проектов, а также системы финансирования, позволяющую привлекать государственные средства, применять схему долевого финансирования инновационных проектов из различных источников.^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. КУЗНЕЦОВ К.М. Государственные и рыночные механизмы регулирования инновационного предпринимательства // Государственность и государственная служба в России: пути развития: Материалы совмест. междисциплинар. аспирант конф. РАГС – СЗАГС. – СПб., 2004. – Вып. 4. – С. 113 – 115.^ 2. КУРИЛОВ П.Г. Инновационные процессы определяют конкурентоспособность и развитие малого бизнеса // Актуальные проблемы управления – 2004: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (10 – 11 нояб. 2004 г.). – М., 2004. – Вып. 5. – С. 242 – 243.^ 3. ЛОМОВА В.В. Инновации и малый бизнес: точки соприкосновения // Россия и социальные изменения в современном мире: Материалы Междунар. науч. конф. "Ломоносов – 2004". – М., 2004. – Т. 3. – С. 169 – 177. – Библиогр.: с. 177 (7 назв.).4. МАЛОЕ инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов / Е.Н. Евдокимова, С.Г. Поляков, Ю.М. Солдак, И.М. Степнов. – М.: Лаб. Базовых Знаний, 2003. – 180 с. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства, с. 101 – 112.5. СКИДАНОВ В.К. Инновационная деятельность малых предприятий. Перспективы и роль в развитии российской экономики // Актуальные проблемы управления – 2004: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (10 – 11 нояб. 2004 г.). – М., 2004. – Вып. 1. – С. 158 – 161.6. ЦЫГАНОВ А.Г. Инновации в малом бизнесе (Институциональный аспект) // Инновационная экономика России. – 2003. – Дек./Февр. – С. 26 – 30.5.05.2005. Составители: Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Значение мифологии в истории человечества концепция философии мифологии ФВЙ Шеллинга
Реферат Первый казахский ученый просветитель - Чокан Валиханов
Реферат Gulf War Syndrome Essay Research Paper Gulf
Реферат Опорядження будівельних конструкція в заводських умовах
Реферат Формирование письменной речи как компонента литературных способностей учащихся 6х классов
Реферат Нейл Борден Концепция маркетинга микс
Реферат Организация перевозок пассажиров на междугородном автобусном маршруте №220
Реферат Деньги, собственность и массовая психология
Реферат Летопись "искусcтва"
Реферат Макс Вебер 3
Реферат Август 2009 3 августа 85 лет со дня рождения А. Алексина (р. 1924), русского писателя
Реферат Многоплодная беременность Патология околоплодной среды
Реферат Совершенствование политики продвижения товаров и услуг
Реферат Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)
Реферат Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики в ОАО АТФ Банк в Костанае