БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по«Основам информационных технологий»магистранткафедры международныхэкономических отношений Мартиросян А.А. __ Руководители:к.э.н., доцент Ковалёв А.В.ст. преподаватель Громко Н.И. Минск – 2009 г.ОГЛАВЛЕНИЕСписок обозначений ко всей выпускной работе ………………………………..3Введение …………………………………………………………………………...4Общая характеристика работы …………………………………………………...6Глава 1. Обзор литературы ……………………………………………………….7Глава 2. Методология и методика исследования ……………………………….9^ Глава 3. Анализ применения информационных технологий в инвестиционной сфере 3.1. Функциональные направления применения информационных технологий в инвестиционной сфере………………………………………10 3.2. Управление экономическими аспектами информационных технологий в банках ………………………………………………………………11 Заключение ………………………………………………………………………...15 Библиографический список ………………………………………………………16 Предметный указатель к реферату ……………………………………………….17 Интернет – ресурсы в предметной области магистранта ……………………….18 Действующий сайт в Интернете ………………………………………………….19 Граф научных интересов ………………………………………………………….20 Список литературы ………………………………………………………………..21^ СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕИТ – информационные технологии; ПО – программное обеспечение; МВФ – международный валютный фонд; АБС – автоматизированная банковская система.^ Реферат на тему «Применение информационных технологий в инвестиционной сфере»ВведениеСегодня для большинства руководителей предприятий вопрос о том, использовать ИТ в бизнесе или нет, не стоит. И действительно, практически в любой даже самой небольшой компании ИТ присутствуют в той или иной степени. Другое дело, что в одних случаях ИТ являются мощным инструментом для повышения эффективности бизнеса, достижения конкурентных преимуществ, снижения различных издержек и т. п., в других – функции ИТ сводятся лишь к технической поддержке работы отдельных подразделений, практически никоим образом не влияя на бизнес предприятия в целом. Сегодня повсеместное использование информационных технологий стало объективной необходимостью. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента их развития, является финансовая сфера. Сейчас обязательными атрибутами любого банка стали компьютеры, электронные терминалы, средства связи и коммуникации и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что процесс информатизации банковской деятельности продолжится. Основными тенденциями станут повышение качества и надежности предлагаемых продуктов и услуг, увеличение скорости осуществления расчетных операций, организация электронного доступа клиентов к банковским продуктам. Эти факторы связаны прежде всего со стремлением банков к достижению конкурентных преимуществ на финансовом рынке. Вследствие применения банковских информационных технологий стали возможны качественное расширение рынка продуктов и услуг, охват большей доли рынка посредством использования банкоматов, электронных расчетных систем, интернет-технологий, оперативный доступ клиентов к информации. Системы управления деятельностью кредитных и финансовых организаций сегодня представляют собой самостоятельное направление в сфере информационного бизнеса. Информационные системы для кредитных организаций прошли достаточно долгий путь развития, в настоящее время они позволяют автоматизировать любые банковские бизнес-процессы: управление ликвидностью, кадрами, банковскими рисками и т.д. Рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем, различающихся как в функциональной части, так и в технической реализации. Сегодня практически обязательными требованиями к любой банковской информационной системе стали возможность сетевой работы многих пользователей, реализация всего комплекса банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитно-депозитной деятельности, валютным операциям, гибкая настройка прав доступа конечных пользователей, поддержка нескольких аппаратных платформ, автоматизированное формирование большинства отчетных форм и возможность их гибкой перенастройки. Помимо программного обеспечения банковские информационные технологии включают еще целый комплекс вопросов, касающихся информационного, аппаратно-технического обеспечения банковских операций и телекоммуникаций. В реферате рассмотрены вопросы управления экономическими аспектами ИТ в банках, функциональные направления применения информационных технологий в банках.^ Общая характеристика работыЦель: Разработка рекомендаций для ИТ-менеджмента и высшего руководства банка по управлению экономическими аспектами информационных технологий в банках.Задачи: Изучение экономических механизмов регулирования ИТ в банках; Изучение функциональные направления применения информационных технологий в банках.^ Объект исследования: Экономические аспекты информационных технологий в банковском бизнесе.Предмет исследования: Экономические механизмы регулирования ИТ в банках, функциональные направления применения информационных технологий в банках.^ Положения, выносимые на защиту: Экономика ИТ направлена на обеспечение функционирования экономических механизмов регулирования ИТ-процессами. Ее основные задачи являются оптимизация издержек и помощь высшему руководству в принятии решений в области развития ИТ. ^ Структура и объем реферата: Реферат состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка, включающего 5 источников. Объем работы 20 страниц.^ Глава 1Обзор литературыДля написания реферата автор воспользовался статьями и книгами российских и американских ученых и специалистов-практиков в области банковских информационных технологий. Необходимо отметить, что большая часть статей, посвященных информационным технологиям в банковском бизнесе, адресована прежде всего специалистам по разработке программ и приложений для обеспечения функционирования бизнес-технологий, а также ИТ-менеджерам, так как в этих работах речь идет о технических аспектах использования информационных технологий. Поэтому автор столкнулся с трудностями поиска данных для описания экономических аспектов информационных технологий в банках, а также анализа функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе. В работе российских специалистов-практиков в области банковских и информационных технологий А. Шевелева и А. Тютюнника «Информационные технологии в банках» рассмотрены теоретические и практические вопросы организации и развития ИТ-менеджмента, операционного управления информационными технологиями, управления проектами в области информационных технологий, а также разработаны практические решения и инструментарий для ИТ-менеджмента и высшего руководства банков. Важно отметить, что данная работа имеет высокую практическую значимость для высшего руководства коммерческих банков, так как в ней освящается новая прикладная отрасль знания – экономика ИТ. В статье Пашкуса В.Ю., Пашкус Н.А., Хоменковой С.А. «Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы» рассмотрены вопросы функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе, описаны требования, предъявляемые к современным банковским информационным системам, рассмотрены вопросы влияния информационных технологий на бизнес-технологию банков, а также проблемы реинжиниринга бизнес-процессов. В статье Мсхалой В.А. «Программное обеспечение информационных технологий в банках» проводится анализ требований непосредственно к АБС, а также требований к базовым программным средствам. Раскрывается проблема обеспечения безопасности данных. Говорится об основных свойствах АБС и результатах автоматизации банков, дается оценка банковских систем и как следствие их сравнительный анализ. В статье Титоренко В.Д. «Проблемы создания автоматизированных банковских систем» основное внимание уделяется принципам создания автоматизированных банковских систем, говорится о том, как при их создании учитываются особенности структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Книга Аллен П. «Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха» посвящена теоретическим и практическим аспектам реинжиниринга банка, приводятся примеры того, как информационные технологии могут повлиять на изменение технологии обслуживания клиентов и организационной структуры банка.Глава 2Методология и методика исследованияДля сбора информации были использованы следующие методы: общенаучные: содержательно – аналитические; формально – статистические. метод опроса; документальный метод. Из содержательно – аналитических методов использовались методы анализа и синтеза, а также каузальный метод. Они были необходимы при работе с литературными источниками и для выявления причинно-следственных связей. Такой формально – статистический метод как статистическое описание применялся при анализе данных о ценности ИТ и их влиянии на капитализацию компаний. А методы математической статистики доминировали при количественном анализе полученных данных. Опрос мы использовали в нашем исследовании для выяснения субъективного мнения сотрудников ИТ-управления одного из белорусских коммерческих банков. Он был выборочным, проводился однократно и по характеру взаимодействия исследователя и респондента проходил в очной форме (интервью). Документальный метод являлся преобладающим при анализе состояния изучаемого объекта.^ Глава 3Анализ применения информационных технологий в банковском бизнесе3.1 Функциональные направления применения информационных технологий в банковском бизнесеВ настоящее время рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем управления деятельностью, различающихся как функциональной частью, так и технической реализацией, аппаратной платформой, уровнем системного сервиса, методами защиты информации и т.д. Основными функциональными направлениями применения банковских информационных технологий являются: информационные технологии для ведения бухгалтерского учета, которые должны дать возможность обрабатывать все операции, проводимые банком, с приемлемой степенью скорости и надежности, а также осуществлять всю бухгалтерскую и финансовую отчетность. Они должны автоматизировать реальный банковский документооборот, т.е. быть построены «не от проводок, а от операций»; информационные технологии для управленческого учета и стратегического планирования, которые должны предоставлять широкие возможности для контроля и анализа управленческой и учетной информации. Помимо этого, система должна обеспечивать обмен данными с программными продуктами и инструментальными средствами для финансового и статистического анализа; информационные технологии для передачи информации - это различные электронные расчетные межбанковские системы, системы электронной связи отделений и филиалов банка с головным офисом. За последнее время значительно возросло значение новых банковских услуг, предоставляемых клиентам посредством Internet -технологий. Данная проблема также актуальна для банков с развитой сетью филиалов, работающих с ними в режиме On-line . важную роль банковские информационные технологии играют в процессах реинжиниринга и совершенствования кредитных организаций, в организационно-технологической перестройке работы банка. Под реинжинирингом бизнес-процессов понимают фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизес-процессов, когда целью является существенное улучшение показателей деятельности, таких как: 1) резкое сокращение затрат; 2) рост качества сервиса; 3) рост скорости обслуживания клиентов и др. Средства защиты информации многие разработчики информационных систем включают в собственные программные продукты. Помимо этого существуют различные средства независимых разработчиков, осуществляющие защиту передаваемой информации от несанкционированного просмотра и изменения. 3.2. Управление экономическими аспектами информационных технологий в банкахК основным экономическим механизмам регулирования ИТ в банках (элементам системы управления экономическими аспектами деятельности ИТ) можно отнести следующие: 1) управление инвестициями в ИТ; 2) бюджетное планирование; 3) распределение издержек по подразделениям; 4) сравнительный анализ издержек; 5) структурный анализ издержек; 6) трендовый анализ издержек; 7) управление ценностью ИТ. Грамотная система управления экономикой ИТ имеет следующие преимущества: снижение затрат; повышение эффективности и управляемости; достижение прозрачности; улучшение взаимодействия с бизнес-подразделениями; обеспечение сбалансированного развития и достижение конкурентных преимуществ. Управление инвестициями в ИТ состоит в приравнивании ИТ-проектов к прочим инвестиционным проектам организации. Расходы на ИТ должны рассматриваться как внутренние инвестиции с обязательной подготовкой необходимых документов, расчетов и обоснований. Для ИТ-проектов необходимо определение сроков окупаемости, жизненного цикла решения (программы, оборудования). Практическими шагами в направлении развития управления инвестициями в ИТ могут быть следующие: определение ответственных за этот процесс сотрудников и руководителя; разработка и внедрение методики расчета окупаемости ИТ- инвестиций с финансовой и нефинансовой точек зрения; внедрение системы показателей в области ИТ и алгоритм их расчета – общая стоимость владения, период самоокупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, доход на инвестицию и т.д. обязательная оценка возможных альтернативных вариантов инвестиций в ИТ; периодический анализ передового опыта отрасли при выборе инвестиций в ИТ; постоянный процесс совершенствования инвестиционной политики в области ИТ. Бюджетное планирование или бюджетирование – процесс формирования и контроля исполнения детализированного бюджета расходов по отдельным отраслям деятельности. Эффективный процесс бюджетирования предполагает этапы планирования, оценки выполнения плана и контроля над расходами. Для каждого срока существует 2 типа бюджетов. Первый бюджет – прогнозируемый. Второй – реальный бюджет, который строится по результатам деятельности по завершения определенного временного периода. Задача управления - максимально сблизить оба типа бюджетов. Необходимым требованием к структуре бюджетов является их постатейная детализация. Это может быть индивидуально разработанная в целях бюджетного планирования система признаков поступлений и расходов или статей. Система признаков должна быть наглядна и понятна, поэтому она не должна строиться с применением стандартных признаков бухгалтерского учета. Количество признаков строго ограничено, так как излишняя детализация усложняет понимание и мешает наглядному оформлению бюджета. Деление на конкретные статьи расходов и поступлений зависит от выбранной модели и утвержденных принципов бюджетирования ИТ. Важным экономическим механизмом регулирования ИТ-процессов является распределение издержек, связанных с ИТ по бизнес-подразделениям. Все издержки ИТ, которые являются обслуживающей структурой, должны распределяться по бизнес-подразделениям, включая: оборудование; программное обеспечение; телекоммуникации; зарплата ИТ-специалистов; административные и прочие расходы. Этот механизм позволяет существенно повысить контролируемость расходов со стороны бизнес-подразделений. Важным в управлении финансовыми аспектами деятельности ИТ является анализ расходов, к основным составляющим которого относят: сравнительный анализ издержек – сравнение ИТ-издержек и агрегированных показателей с другими организациями; структурный анализ издержек – анализ и контроль за соотношением между основными блоками расходов; трендовый анализ издержек – изменение расходов во времени и в сравнении с ростом общих доходов или объема операций банка. Анализ может производиться на основе внутренних данных, а также на основе общепризнанных международных источников (например, computereconomics). Данные информационные ресурсы содержат огромное количество статистической и аналитической информации по затратам на информационные технологии, персонал. Все это позволяет сравнить практически любой аспект деятельности ИТ с организациями данного сектора экономики и приблизительно такого же размера, прогнозировать затраты и быть готовым к изменяющимся условиям и экономическим тенденциям в области ИТ. Управление ценностью ИТ состоит в оценке привлекательности ИТ-решений с точки зрения их влияния на бизнес, с учетом их влияния на капитализацию, прозрачность организации, и активном использовании этой привлекательности ля улучшения экономических показателей деятельности. Использование этого экономического механизма уникально тем, что позволяет по-другому взглянуть на природу ИТ-затрат. Например, одним из основных стимулов внедрения крупной информационной системы ведущего разработчика может быть желание поднять стоимость акций при успешном завершении проекта. Рассмотрим основные механизмы повышения акционерной стоимости банка с помощью информационных технологий. Маркетинговый эффект состоит в том, что информация о начале и тем более успешном завершении ИТ-проекта, являясь положительной новостью на рынке, существенно повышает привлекательность организации и создает ее позитивный образ. Связано это с тем, что новые технологии и прогресс воспринимаются большинством как синонимичные понятия. Стратегические преимущества – использование банками современных информационных технологий может давать им стратегические преимущества перед недостаточно развитыми с технологической точки зрения банками. Сокращение издержек – традиционно считается, что внедрение ИТ несет сокращение операционных расходов и расходов на персонал, а это положительно сказывается на прочих финансовых показателях. Повышение прозрачности (транспарентности) и конролируемости в последнее время приобретает все большее значение, так как такие негативные явления в деятельности кредитных организаций, как ошибки, несанкционированные действия сотрудников в информационных системах, злоупотребления, приносят ощутимые потери. Поэтому повышению прозрачности и контролируемости, что может достигаться с помощью современных информационных систем и специальных технологий, уделяется повышенное внимание. Операционная эффективность – повышение общей операционной эффективности, включая скорость обработки операций, возможность наращивания объема операций, удобство технологий работы, низкую зависимость от персонала, проработанность нестандартных ситуаций. Повышение качества обслуживания клиентов – за счет удобного доступа к необходимой информации, эффективным коммуникациям возможно повышение качества обслуживания клиентов. Расширение ассортимента продуктов – новые информационные технологии не только поддерживают бизнес, но зачастую могут рассматриваться как элемент развития бизнеса. Например, для недостаточно развитых банков внедрение современной международной автоматизированной системы дает возможность улучшить технологию работы и расширить продуктовый ряд. Повышение уровня информационной безопасности – компьютерные преступления несут большой риск для организаций, поэтому эффективная система их выявления предотвращения, функционирующая в банке, повышает его привлекательность. Необходимо отметить, что помимо необходимости уделять большое внимание экономике ИТ через описанные механизмы очень важно доведение результатов анализа экономических аспектов деятельности ИТ до высшего и среднего руководства, так именно они вместе с ИТ-директором должны являться потребителями этой информации. ЗаключениеОсновными функциональными направлениями применения банковских информационных технологий являются: информационные технологии для ведения бухгалтерского учета; информационные технологии для управленческого учета и стратегического планирования; информационные технологии для передачи информации;реинжиниринг и совершенствование кредитных организаций. Средства защиты информации многие разработчики информационных систем включают в собственные программные продукты. Помимо этого существуют различные средства независимых разработчиков, осуществляющие защиту передаваемой информации от несанкционированного просмотра и изменения. К основным экономическим механизмам регулирования ИТ в банках (элементам системы управления экономическими аспектами деятельности ИТ) можно отнести следующие: 1) управление инвестициями в ИТ; 2) бюджетное планирование; 3) распределение издержек по подразделениям; 4) сравнительный анализ издержек; 5) структурный анализ издержек; 6) трендовый анализ издержек; 7) управление ценностью ИТ. Грамотная система управления экономикой ИТ имеет следующие преимущества: снижение затрат; повышение эффективности и управляемости; достижение прозрачности; улучшение взаимодействия с бизнес-подразделениями; обеспечение сбалансированного развития и достижение конкурентных преимуществ. Необходимо отметить, что помимо необходимости уделять большое внимание экономике ИТ через описанные механизмы очень важно доведение результатов анализа экономических аспектов деятельности ИТ до высшего и среднего руководства, так именно они вместе с ИТ-директором должны являться потребителями этой информации. ^ Библиографический список Аллен П. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха/ Ален П. - М., 2002. – 267 с.Мсхалая В.А. Программное обеспечение информационных технологий в банках/ Мсхалая В.А. // Банки и технологии. – М., 2004.- №4. – С. 42-47.Титоренко В.Д. Проблемы создания автоматизированных банковских систем/ Титоренко В.Д. // Банки и технологии. – М., 2006.- №8.- С. 32-39. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Хоменкова С.А. Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы/ Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Хоменкова С.А. // Банковское дело. – М., 2007.- №11. - С. 7-14.Шевелев А.В., Тютюнника А.П. Информационные технологии в банках/ Шевелев А.В., Тютюнника А.П. – М., 2006. – С. 48-67. Предметный указатель к реферату А автоматизированная банковская система ….7аппаратная платформа ……………………....5 Р распределение издержек ……………10реинжиниринг ……………………….10 Б бизнес- процесс ……………………………..11бухгалтерский учет …………………………10бюджетное планирование ………………….12 Ссокращение издержек ……………….14сравнительный анализ ……………....11структурный анализ …………………11стратегические преимущества ……12 Иинформационные технологии ………………7ИТ - менеджер ……………………………… .6ИТ – затраты ………………………………...11ИТ – проект …………………………………..7 Т трендовый анализ издержек ………13транспарентность ………………….14 Ммаркетинговый эффект …………………….13 Ууправление инвестициями в ИТ ……11управление ценностью в ИТ ………..13управленческий учет ………………11 Ооперационная эффективность ………………7 Ффинансовая отчетность ……………10финансовый анализ …………………12 ^ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ МАГИСТРАНТА 1. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 26.12.2008. Основу информационного содержания Национального правового Интернет - портала составляет правовая информация (тексты правовых актов Республики Беларусь). На данном портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации. На портале: правовых актов – 33034, проектов законов – 44. Включено в Национальный реестр правовых актов: всего - 87838 на 16.12.2008 2. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.nbrb.by . – Дата доступа: 03.01.2009 Основу содержания сайта составляет финансовая информация, представленная в следующих разделах: Банк сегодня: курсы валют, учетные цены на драгоценные металлы, цены на мерные слитки, ставка рефинансирования, текущие ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке, ежедневные ставки межбанковского рынка; Законодательство: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 года №320 «Об утверждении устава Национального банка Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями; Статистика: ставка рефинансирования за 1991-2009 гг.; Банковская система: сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь. 3. Все банки Беларуси [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.select.by . – Дата доступа: 03.01.2009 На сайте представлены актуальные новости банковской системы Республики Беларусь, информация о банках Республики Беларусь, а также иная бизнес-информация. В разделе Финансовая информация представлены данные о ставке рефинансирования, базовой величине, тарифной ставке первого разряда, бюджете прожиточного минимума, минимальной зарплате. 4. Свободная экономическая зона “Витебск” [Электронный ресурс] / Администрация СЭЗ «Витебск». – Витебск, 2005. - Режим доступа: http://www.fez-vitebsk.by . - Дата доступа: 26.12.08 На сайте представлена информация о действующих резидентах свободной экономической зоны “Витебск”, размещены нормативно-правовые акту, регулирующие деятельность свободных экономических зон в Республике Беларусь. 5. Свободная экономическая зона “Гродноинвест” [Электронный ресурс] / Администрация СЭЗ «Гродноинвест». – Гродно, 2005. - Режим доступа: http://www.invest.grodno.by . - Дата доступа: 26.12.2008 На сайте представлена информация о действующих резидентах свободной экономической зоны “Гродноинвест”, размещены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность свободных экономических зон в Республике Беларусь. 6. Свободная экономическая зона «Минск» [Электронный ресурс] / Администрация СЭЗ «Минск». – Минск, 2002. – Режим доступа: http://www.fezminsk.by . – Дата доступа: 26.12.2008 На сайте представлена информация о действующих резидентах свободной экономической зоны “Минск”, размещены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность свободных экономических зон в Республике Беларусь, имеются публикации белорусских ученых по проблемам развития свободных экономических зон Республики Беларусь, представлены перспективные инвестиционные проекты. 7. Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» [Электронный ресурс] / Администрация СЭЗ «Гомель-Ратон». – Гомель, 2005. – Режим доступа: http://gomelraton.com – Дата доступа: 26.12.2008 На сайте представлена информация о действующих резидентах свободной экономической зоны “Гомель-Ратон”, размещены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность свободных экономических зон в Республике Беларусь, отчеты о деятельности этой свободной экономической зоны. 8. Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» [Электронный ресурс] / Администрация СЭЗ «Брест». – Брест, 2004. – Режим доступа: http://fezbrest.com – Дата доступа: 26.12.2008 На сайте представлена информация о действующих резидентах свободной экономической зоны “Брест”, размещены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность свободных экономических зон в Республике Беларусь, отчеты о деятельности этой свободной экономической зоны. 9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Статистическая информация. – Минск, 2000. – Режим доступа: http://belstat.gov.by . – Дата доступа: 16.11.2008 Представлены материалы, отражающие основную статистическую информацию, характеризующую динамику развития свободных экономических зон Республики Беларусь.ДЕЙСТВУЮЩИЙ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕhttp://www.albmart.narod.ru^ Граф научных интересов магистранта Мартиросяна А.А. факультета международных отношений Специальность «Мировая экономика» Смежные специальности 08.00.01 –Экономическая теория Финансово-кредитные отношения.Кредитно-денежная и налоговая политика. 08.00.10 –Финансы, денежное обращение, кредит Банки и их операции. Инвестиции.Деньги и денежные системы. Основная специальность 08.00.14 –Мировая экономика Мировые валютно-финансовые рынки. Инвестиционные процессы. Мировые рынки и международные экономические отношения. Мирохозяйственные связи и международная торговля. Сопутствующие специальности 01.01.05 –Теория вероятностей и математическая статистика Вероятностные пространства и случайные элементы. Последовательный анализ. Статистические выводы и анализ данных 12.00.14 –Административное право, финансовое право 1. Содержание и организационно-правовое регулирование межгосударственной инвестиционной деятельности. 2. Международно-правовое регулирование инвестиционной и банковской деятельности, деятельности по денежно-валютному обращению. ^ Список литературы Ботт, Э. Использование Microsoft Office XP. Специальное издание: Пер.с англ. / Э.Ботт, В.Леонард. – Москва: Изд.дом "Вильямс", 2002. – 912с. Лабоцкий, В.В. Работа в СУБД Microsoft Access 2000: новые технологии организации, хранения, обработки и анализа данных: Учеб.-метод. пособие / В.В.Лабоцкий, В.Д.Узунов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 83с. Глушаков, С.В. Работа в сети Internet: Учеб. курс / С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько, И.В. Мельников. – Харьков: Фолио, 2002. – 346 с. Новиков Ф.А. Microsoft Office XP в целом: Наиболее полн.рук.в подлиннике / Ф.А.Новиков, А.Д. Яценко. – Санкт-Петербур: BHV-Петербург, 2002. – 928 с. Анисимова, Ж.М. Создание баз данных в СУБД MS ACCESS 2000: Учеб.-метод. пособие/ Междунар. гуманитар.-экон. ин-т; сост.: Ж.М. Анисимова, Н.Н. Дорожкина. – Минск: МГЭИ, 2004. – 86 с. Чекотовский, Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000 / Э.В.Чекотовский. – Москва: Диалектика, 2002. – 464 с. Стоцкий, Ю. С. Office XP: Самоучитель / Ю.С. Стоцкий. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 570 с.