10. МЕТОДЫ МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИИ НА КРИМИНОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ Характеристика методов. Собственно правовое информирование. Промульгация. Правовая пропаганда. Правовая агитация. Функции агитации. Метод-программа.В системе управленческого воздействия на факторы преступности и криминологическую ситуацию в целом очень важную роль играет метод. Тем не менее, в современной криминологической литературе этой важной категории отводится не столь значительное место1. Метод в переводе с греческого methodos в буквальном смысле означает “путь”. Его самое общее значение заключается в определенном двуединстве: во-первых, это способ достижения цели, решения конкретной задачи; во-вторых, это и определенным образом упорядоченная деятельность, то есть совокупность приемов или операций практического или теоретической освоения действительности.2 Не претендуя на исчерпывающий анализ всех методов массово-информационного воздействия на криминологическую ситуацию и их полноту описания, остановлюсь на трех наиболее, как мне представляется, активно используемых в правовом воздействии. К этим методам я отношу: собственно правовое информирование, правовую пропаганду и правовую агитацию.10.1. Собственно правовое информирование.^ Понятие метода. Обязательные сообщения в СМИ. Прямые и обратные связи СМИ.О методе собственно правового информирования немного было сказано выше. Данный метод обусловливается характером целей, направленных на сообщение субъектам права нормативных знаний, сообщение им сугубо управленческих решений, требований, программных положений государства для ориентирования в правовой жизни, выбора правомерного поведения и др. Метод собственно-правового информирования проявляется в его формах и средствах, с помощью которых он и реализуется в процессе управленческого воздействия. Сущность данного метода выражается в сообщениях “фотографического” характера, стереотипного опубликования нормативно-правовых актов, официально разъяснительных (интерпретационных) актах, отчетах об определенной деятельности государственных органов, учреждений, предприятий и т. п. Информирование таким способом осуществляется, как правило, официальным субъектом массовой информации, то есть субъектом государственного управления и в ряде случаев специальных государственных средств массовой информации. Статьей 35 Федерального закона о средствах массовой информации предусмотрены обязательные сообщения, то есть публикуемые редакциями в обязательном порядке, бесплатно и в предписанные сроки. К таким сообщениям относятся: - вступившее в законную силу решение суда, в котором содержится требование о его опубликовании через данное СМИ; - сообщение, касающееся деятельности редакции, которое поступило от органа, зарегистрировавшего данное СМИ. Указанная статья Закона о СМИ содержит нормы, обязывающие редакции государственных СМИ опубликование сообщений и материалов федеральных, региональных органов государственной власти в порядке, установленном Федеральным законом “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” от 13 января 1995 года №7-ФЗ,1 а также оперативной информации по вопросам пожарной безопасности в соответствии с требованиями Государственной противопожарной службы МВД РФ (в настоящее время МЧС). Названным выше Федеральным законом регламентированы вопросы, связанные с подготовкой и выпуском в свет обязательных теле- и радиопрограмм, информационных программ, обзорных информационно-просветительских программ, выступлений депутатов, теле- и радиодебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе, иных теле- и радиопрограмм о деятельности федеральных органов государственной власти. Одной из важных форм метода собственно-правового информирования является опубликование через средства массовой информации законопроектов, принятых законов, подзаконных актов, официальных сообщений о государственно-правовой жизни страны и др. - официальное правовое информирование. Юридическая характеристика промульгации была дана выше. К официальному правовому информированию следует отнести и различные обращения правоохранительных органов к населению целях получения от граждан информации, необходимой для решения определенных вопросов правоприменительной деятельности, например, в розыске лиц, пропавших без вести, в установлении лиц, совершивших преступление.3 А в связи с новым порядком отбора заключенных в качестве кандидатов на помилование Президентом РФ списки таких кандидатов подлежат опубликованию в местной прессе. Очевидно, сообщения граждан в ответ на данные обращения тоже следует считать официальными, ибо они представляют собой именно тот результат, достижение которого предполагалось в официальном обращении, и являются основанием для принятия последующих управленческих решений. Официальный характер получают определенного характера сообщения СМИ. Например, в соответствии с упоминавшимся выше Указом Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" на руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность рассматривать в течение трех дней сообщения СМИ о нарушениях должностными лицами и работниками органов исполнительной власти, ненадлежащем исполнении либо неисполнении вообще государственными служащими указов Президента РФ, вступивших в силу решений суда. По рассмотрении названных фактов названные руководители обязаны в течение двух недель с момента их опубликования официально, письменно проинформировать соответствующие редакции СМИ о результатах рассмотрения сообщений. Одновременно копии материалов рассмотрения сообщений направляются в Главное контрольное управление Президента РФ. А в случае выявления правонарушений материалы направляются в органы прокуратуры. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п.2 ст. 144) по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ, прокурор поручает органу дознания или следователю провести проверку. По результатам рассмотрения такого сообщения принимается соответствующее решение, предусмотренное ст. 145 УПК РФ. Указанная в п. 2 ст. 144 УПК РФ норма является императивной: «проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь». Из этого следует, что сообщение о преступлении в СМИ не может быть игнорировано прокурором. Однако в реальной ситуации такого рода сообщения в силу их массовости обречены на прокурорское игнорирование, за исключением разве что тех, на которые особенно будут акцентировать внимание пресса, общественность. Поэтому данную юридическую норму можно смело отнести к тем самым нормам, которые именуются как нормы с прямой и обратной мотивацией. Эта норма, обязывающая органы прокуратуры систематически следить за периодической печатью4, в то же время вызывает нигилистическое побуждение, которое стимулирует юридический конфликт. В “лучшем” случае норма остается “не замеченной”. Авторы «Очерков теории эффективного уголовного процесса» совершенно правильно замечают по этому поводу: “Если на каждую заметку в печати (а сегодня пожалуй редкий день обходится без сенсационных разоблачений) реагировать подобным образом, то пожалуй бланков от отказе в возбуждении уголовного дела не хватит”5. К числу публикаций, на которые обязаны реагировать государственные органы, следует отнести и критические письма в адрес Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и некоторые другие виды сообщений в СМИ. Однако такого рода «обратная связь» в официально-правовом информировании вызывает у специалистов критические оценки. Как отметила в своем диссертационном исследовании (общетеоретическом анализе правового регулирования деятельности СМИ в современной России) В. А. Авраменко, «обратная реакция» чаще всего отсутствует ввиду присутствия «фигуры умолчания», т. е. «подвергнутый критике субъект предпочитает «не замечать» публикованных (озвученных) фактов»6.10.2. Правовая пропаганда. Понятие метода. Просветительский характер пропаганды. Пропаганда и манипуляцияВ отличие от собственно правового (официального) информирования, правовая пропаганда представляет собой популярное распространение и разъяснение правовых знаний, выбора того или иного варианта правового решения, поступка, поведения и их последствий, практики использования, исполнения, применения определенных юридических норм и его последствий.. Правовая пропаганда находится ближе к толкованию права, юридической практике. Правовая пропаганда может быть представлена как просветительский метод, который играет важную роль в правовом воспитании, формировании правовой культуры, что чрезвычайно важно для обеспечения результативного правового регулирования. В соответствии с природой данного метода используются и соответствующие средства информирования, главным из которых является правовая идея, например, модель поведения, содержащаяся в юридической норме. Идея ближе и понятнее самому субъекту правовой пропаганды. Юридически значимый факт лишь иллюстрирует идею, выступает ее аргументом. Под термином “правовая пропаганда” традиционно понималось агитационно-пропагандистское воздействие с непременной ориентацией на ее собственно политический смысл. Да, пожалуй, и сегодня, в условиях политических баталий, нескончаемых избирательных кампаний восприятие рассматриваемой категории “пропаганда” мало чем отличается от традиционного. Очевидно, в связи с этим в литературе встречаются довольно решительные заявления о неприемлемости пропаганды в каком бы то ни было виде. Например, Я. Засурский категорично утверждает, что “пропаганда, какая бы она ни была, всегда ведет или к обману или к самообману...”7 По убеждению этого автора, общество основано на понимании и анализе того, что происходит в мире, на сознательном принятии решений самим гражданином, а не под влиянием пропагандируемого манипулирования, которым такое решение навязывается. Я не думаю, что мнение Я. Засурского единственно верное. Во-первых, пропаганда, как и СМИ - явления отнюдь не суверенные; СМИ, например, “не преследуют самостоятельные собственные цели” 8. Пропаганда как способ деятельности выражает лишь то и в таком виде, что и в каком виде эта деятельность, а точнее деятель, преследует. Во-вторых, не нахожу корректным сравнение пропаганды с манипуляцией. “Манипуляция” (от франц. Manipulation, от лат. Manipulus – горсть, пригоршня, manus - рука) означает «сложный прием в ручной работе»9. По большому счету, манипуляция явилось основой зарождения у предков человека трудовой деятельности10. П. Д. Павленок определяет манипулирование (манипуляцию) как систему способов идеологического, социально-психологического воздействия (прежде всего с помощью СМИ) “в целях изменения мышления, поведения людей, формирования определенного образа жизни, насаждения стереотипов вопреки их интересам”11. При этом “определенный образ жизни” может быть определен в качестве цели манипуляции как правовой образ жизни, основанный на уважительном отношении к праву. И я не нахожу ничего предосудительного в том, чтобы “насаждать” стереотипы правомерного поведения вопреки интересам тех, кто живет по законам коррупции, преступного мира, - казнокрадов, взяточников, чиновников, разворовывающих детские пособия, доводящих ущемленного в правах журналиста до самосожжения, и прочих лиц с извращенным представлением о праве. Метод правовой пропаганды доступен любому субъекту права, как политическая пропаганда - любому политику. И дело, повторяю, не в самом методе пропаганды, а в том, в чьих руках окажется этот метод мощного политического, правового воздействия. И если этот метод активно применяется в предупредительном воздействии на преступность (например, как «уголовно-правовая пропаганда»12), то о какой манипуляции здесь может идти речь?10.3. Правовая агитация. Понятие метода. Психологический характер агитации. Сравнительная характеристика методов пропаганды и агитацииМетод правовой агитации («агитация» в переводе с лат. agitatio означает “побуждение к чему-либо, взбуждение”13) - в большей мере психологический способ правового воздействия на сознание, волю субъекта права. В отличие от правовой пропаганды, данный метод слабо освещен в научной, причем не только в юридической, но и политической литературе, где настоящий метод получил свое развитие, и сегодня активно применяется, в политической жизни, особенно в политических кампаниях. Технологиям агитационной работы, в том числе с использованием СМИ, посвящена, например, недавно опубликованная работа специалиста по связям с общественностью органов государственной власти и местного самоуправления О. Г. Коваля14. Среди литературных источников, посвященных правовой агитации, первыми следует назвать работы В. Т. Томина, который рассматривал данный метод как средство (форму) взаимодействия органов внутренних дел с населением15 прежде всего в раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел. Имеется немало работ (И. Индулена, М. Ю. Кержнера, Н. И. Майорова, Ю. В. Наумкина и др.), в которых находит отражение практика применения правовой агитации в различных направлениях деятельности органов внутренних дел. Именно «правоагитационные» идеи профессора В. Т. Томина в свое время вдохновили меня на диссертационное исследование, посвященное этому методу, которое мне и удалось успешно выполнить под научным руководством Валентина Тимофеевича16. Агитация в правовом воздействии на социальные связи выступает как средство информационно-психологического воздействия на субъектов права в целях побуждения их к нормативно одобряемому поведению. В основе агитации положен факт. Правовая идея придает “агитации фактами” ценностно-ориентационный характер.Значение правовой агитации, применяемой в правовой сфере, заключается в том, что с помощью этого метода становится возможным повышать эффективность правозначимого воздействия на большие и малые социальные общности, на конкретных лиц. В процессе этого воздействия происходит воплощение общественного (социальной ценности и эффективности норм права) в личное, то есть в установки личности, а личное (правомерное поведение лица) - в общесоциальные, то есть соблюдение законности и поддержание правопорядка. Исследование этих тесно взаимосвязанных, но и в то же время довольно специфических по сущности методов позволяет указать на определенные их различия, которые полезно иметь в виду при использовании в юридической практике. Между тем и в законодательстве эти два метода различаются не всегда, что приводит не только к непониманию идеи нормы, но и к ее искажению, затрудняет реализацию права, а порой искажает.Например, в п. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации отражено: “Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства”. Приведенный текст из Основного закона России не только хорошо иллюстрирует приведенную авторскую мысль о традиционном отношении к пропаганде, но показывает на последствия не продуманных до конца понятий “пропаганда”, “агитация”, которые использованы в исходной норме. Предположим, что в первой части текста между пропагандой и агитацией законодатель проводит различие (через разделительный союз “или”). И тогда смысл установления однозначен: не допускается ни тот, ни другой метод, которым может возбуждаться социальная, расовая, национальная или религиозная ненависть, вражда. Но во второй части текста установление касается только запрета на пропаганду, но не на агитацию. Получается, что пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства запрещается, но агитация за названные виды превосходства разрешается. Как “разрешается все, что не запрещено законом”. Сходства и различия правовой пропаганды и правовой агитации можно проследить, если обратиться к их принципиальным связям на примере такой простой модели (см. рис. 1).Цель - предполагаемый Цель - достигнутый результат = результат Правовая Правовая Идея идеологияпропаганда Правовая Правовая Факт психология агитацияЦель - предполагаемый Цель - достигнутый результат = результат Рис. 1. 1. Цель: а) правовой пропаганды - распространение, разъяснение правовых знаний (обычно в популярной форме); б) правовой агитации - побуждение к нужному поведению в правовой сфере. 2. Адресат: а) правовой пропаганды - мировоззренческая сфера правосознания; б) правовой агитации - психологическая сфера правосознания. 3. Сущность средств информации: а) в правовой пропаганде - правовая идея, норма; б) в правовой агитации - правозначимый факт. 4. ^ Отношение компетентности: а) в правовой пропаганде - юридическая идея, норма в большей мере известны, понятны субъекту информации, нежели объекту; б) в правовой агитации - жизненный (юридический) факт в большей мере понятен объекту информации, нежели субъекту. 5. ^ Доминирующая роль информации: а) в правовой пропаганде - доминирует идея в ее мысленном образе, факт как реальное событие берется для иллюстрации идеи; б) в правовой агитации - доминирует жизненный факт, реальное событие, в котором выражена идея субъекта информации, его “предписание”. Общим объектом массово-информационных методов правового воздействия является, конечно же, правосознание. В настоящее время в познавательных целях правосознание моделируется. В его структуре условно выделяются две группы элементов, которыми определяются содержание соответствующих двух сфер правосознания: познавательной сфере или правовой идеологии и поведенческой - или правовой психологии. Больше того, ушедший век в истории человечества называют столетием психологических открытий в космосе человека. И одно из них - экстрасенсорное изменение мира и человека, которое позволяет определить еще одну группу элементов в подсознательной сфере, человеческой психоэнергии как особого энергетического измерения души и тела, наших мыслей и чувств. Вся наша физиология, все наши ощущения и мысли имеют энергетическую базу17. Рассматривая категорию правовой психологии, С. А. Комаров отмечает это ее особое свойство: “Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д.), так и противоправного поведения”18. Правовая психология в отличие от правовой идеологии имеет ярко выраженную практическую направленность, является как бы побудительной силой к деятельности и представляет собой эмоционально волевое отношение, которое проявляется в правовых чувствах, общественных правонастроениях, мнениях, установках. А это закономерно приводит к выводу, что агитационное воздействие на поведение человека происходит преимущественно через психическую сферу его правосознания, где преобразуется состояние чувств, эмоций. Разумеется, и в сферу правовой идеологии информация поступает через те же входы, что и в сферу правовой идеологии. Однако если в первом случае (пропагандистского воздействия) информация лишь проходит через чувства, а предназначается для усвоения и переработки в мировоззренческой сфере правосознания, то во втором случае (агитационного воздействия) информация входит и преобразовывается уже в поведенческо-регулятивной сфере сознания. Именно эта сфера правосознания и представляется наиболее благоприятной для воздействия на нее методом правовой агитации, которая апеллирует прежде всего к эмоциям, чувствам. Однако, обращаясь к специфическим свойствам и сфере преимущественного воздействия правовой агитации, я вовсе не противопоставляю тем самым данный метод методу правовой пропаганде. Оба эти метода выполняют общее предназначение правого воздействия: они призваны формировать в субъектах права правоосознанное поведение. Процесс превращения знаний в действия весьма длительный, многоэтапный. Это и восприятие правовых знаний, и уяснение содержащихся в них идей, это и убеждение в их социальных ценностях, и, наконец, действия как результат развития предыдущих этапов. Что же касается средств идеологического влияния, то на каждом из этих этапов с наибольшей активностью действуют свои способы, свои средства. Единая конечная цель правовой агитации и правовой пропаганды во многом обусловливает их тесную взаимосвязь. Но вместе с тем и правовая агитация, правовая пропаганда в достижении этой общей цели проявляют свои имманентные свойства. Проявление этих свойств зависит не только от того, на каком из названных выше этапов идеологического воздействия применяется правовая пропаганда и правовая агитация, но и от характеристики объекта, выбора целей. Например, в формировании мировоззренческой сферы правосознания доминирует правовая пропаганда, главная задача которой заключается в популярном (что отличает ее от толкования права) распространении и разъяснении правовых явлений. В этом случае агитацию можно рассматривать как цель пропаганды. Как известно, одним из внешних факторов (обстоятельств, которые не содержатся в самой норме, но выступают как условия ее реализации) эффективности юридической нормы является информированность граждан об этой норме, Именно поэтому следует стремиться к тому, чтобы граждане, являющиеся субъектами права, то есть постоянными участниками особых общественных отношений, во-первых, хорошо знали правовые нормы, которые регулируют эти отношения, и, во-вторых полно и четко представляли себе свои юридические права и обязанности, способы их осуществления, а также предвидели связанные с этим последствия19. В качестве второго факта эффективности правовой нормы можно выделить надлежащий уровень правосознания субъектов права и их правовой культуры в целом. То есть здесь речь идет не только об осведомленности субъектов права, участников общественных отношений, о содержании и целях правовых норм, но подразумевается осознание ими необходимости, ценности и справедливости норма права, убежденности неуклонно соблюдать их императивы. Обеспечение действенности этих двух факторов прежде всего и составляет, как мне кажется, сущность правовой пропаганды. Исходя из изложенных суждений, правовая агитация представляет собой такое информационное воздействие, прежде всего на волю, а затем на сознание субъектов права, которое побуждает их, во-первых, к воздержанию от поступков, противоречащих праву, а, во-вторых, к правомерному поведению. Роль правовой агитации в правовом воздействии на социальные связи, как мне представляется, заключается в том, чтобы оптимизировать регулятивную и охранительную функции права. Сущность ее состоит в том, чтобы, с одной стороны, стимулировать, вызывать к жизни правомерное поведение, с другой стороны, минимизировать, исключать отклоняющееся, неправомерное поведение. Правовая агитация способствует регулированию поведения людей в согласии с законом, знания которого передаются людям в различных формах правового просвещения, обучения, правовой пропаганды. Правовая пропаганда, понятия которой приводятся в юридической литературе, представляет собой распространение и разъяснение действующего законодательства и практики его применения, то есть формирование правового мировоззрения людей, что в конечном счете должно обусловливать и их правоосознанное (правомерное) поведение. Таким образом, главное различие в сущности этих двух методов и видов информационной деятельности в сфере правовой жизни общества заключается в ближайших целях, на достижение которых они ориентированы. Цель правовой агитации - формирование фактического поведения, его регулирование, побуждение к действию. Цель правовой пропаганды - формирование правового мировоззрения. Правовой агитации совсем не обязательно “проникать” в сферу правовой идеологии правосознания: она “срабатывает” на его низшем уровне - правовой психологии. И воздействует она прежде всего на чувства, эмоции, настроения, интересы, мотивы, привычные ориентации, установки людей, побуждая их к фактическому поведению. Таким образом, если правовая пропаганда формирует положительную правовую активность как качество субъекта права, то правовая агитация формирует положительную правовую активность как фактическое поведение субъекта правоотношений.Характер массово-информационного воздействия с использованием метода правовой агитации конкретизируется прежде всего в зависимости от направлений, целей и задач информационного воздействия на криминологическую ситуацию, содержания объекта, целей, способов и средств его преобразования. При этом: под содержанием объекта предполагается состояние, состав, взаимосвязи его элементов, на которые направляется управленческое воздействие; под целью –смысл воздействия по преобразованию объекта; под способом – приемы, средства преобразования. 3.3.1. Функции правовой агитации. Указанные выше виды побудительного воздействия в сфере предупреждения преступлений, противодействия преступности я рассматриваю как специальные функции правовой агитации. Представляется возможным выделить четыре такие функции: активационную, интегративную, дестабилизационую, интердиктивную20. 3.3.1.1. Активационная функция (в переводе с лат activus – «деятельный) есть функция, побуждающая адресата, в качестве которого выступает лицо с правоосознанным поведением, к инициативным действиям, предлагаемым субъектом массово-правовой коммуникации21 (см. рис. 2). «Стимулирование такого познавательно-отклоняющегося поведения, - замечает В. М. Баранов, - позволяет решать задачи нейтрализации негативного отклонения поведения путем направления действий субъектав социально полезное русло»22. При этом эффективность реализации интерди-ктивной функции правовой агитации может быть уси- Агитация «ЗА»лена такими элементами правовых знаний, идей, кото-рые содержатся в поощрительных нормах . Рис. 2. Рассматривая возможности метода правовой агитации, применяемого аппаратами налоговой полиции, М. П. Поляков указывает на перспективы этого массово-коммуникативного метода в побуждении граждан к сообщениям о замышляемых, подготавливаемых или ставших им известными налоговых преступлениях, к контролю за деятельностью лиц, склонных к сокрытию налогов23. «Для повышения эффективности выявления налоговых преступлений, - пишет далее М. П. Поляков, - важное значение имеет активационная функция»24. Убеждение автора в этом основывается, в частности, на данных проведенного им опроса граждан. Как выяснил исследователь, 86,4% опрошенных граждан высказали резкое негативное отношение к утаиванию налогов. 21,7% - были согласны выступить в роли информатора25.3 Рис. 3. .3.1.2. Интегративная функция (от лат. integratio – «восстановление, восполнение») правовой агитации на правлена на восстановление связей людей, развитие их взаимодействия и положительной групповой активности в правоохранительной сфере, на преобразование группового поведения (см. рис. 3). В отличие от акти- вационной функции, которая направлена на формиро- вание и стимулирования побуждений людей к определенным действиям, интегративная функция способствует солидаризации людей в производстве подобных действий. 3.3.1.3. Третья функция – дестабилизационная или дезинтегративная (в переводе с франц. des – «раз…» и лат. integratio – «восстановление») – направлена на рассогласование, разъединение, разрушение некоторых автономных форм управления поведением (см. рис. 4). Настоящая функция играет важную роль, например, в преобразовании группового поведе - ния, что особенно важно для криминологической ситуации, в которой существенную роль играют те «Разобщение» микросоциальные группы, в которых формируются созревают антиобщественные, криминальной на- Рис. 4. правленности установки. «Разобщение» Признавая весьма существенной роль правовой агитации в правоохранительной деятельности, некоторые специалисты тем не менее указывают на определенные трудности, которые могут значительно воспрепятствовать результативности массово-информационного воздействия. И в качестве основной трудности называются следующие обстоятельства: «переход к рыночной экономике предполагает основной упор с патриотизма перенести на рационализм» и «достаточно затруднительно в этой связи использовать средства массовой информации»26. И далее: «на фоне всеобщего настороженного отношения к средствам массовой информации осложнено использование ее дестабилизационной функции, направленной на преобразование поведения лиц с антиобщественной направленностью»27. С выводами М. П. Полякова можно согласиться в той мере, в какой это относится к аудитории, мнение которой им изучено. Что касается, например, населения г. Сыктывкара, то, по данным проведенного мной исследования, всего лишь 4% (!) горожан высказали свое отрицательное отношение к обращению органов прокуратуры, милиции к гражданам с просьбой сообщить о месте нахождения разыскиваемых лиц в связи с совершенными ими преступлениями. При этом на вопрос о том, чем больше всего руководствуются люди, которые сообщают такого рода информацию правоохранительным органам, опрошенные граждане указали в первую очередь: «желание в помочь правосудию» (наряду с «опасением за других людей»). К этому можно добавить хотя бы такой факт – побег из Бутырской тюрьмы трех заключенных. В ответ на обращение, сделанное в телепередаче «Внимание, розыск!» (название-то какое!), к населению с просьбой сообщить о местонахождении преступников уже на следующее утро только в НТВ позвонили 250 человек. Кроме того, массу сообщений получили работники Московского УИН Минюста России. Что касается предположения о неэффективности рассматриваемого метода в разобщении негативных групповых отношений, то в этом, очевидно, есть доля правды. Однако следует иметь в виду, что управленческом воздействие такого рода на факторы преступности предполагает использование комплекса методов, в числе которых применяется и правовая агитация. От применения любого, отдельно взятого метода предупредительного воздействия на преступность бессмысленно ожидать заметных результатов.3.3.1.4. Интердиктивная функция (от лат interdiktum – «запрещение» правовой агитации призвана ставить преграды на пути негативных процессов (см. рис. 52). Она выражается, например, в побуждении граждан к отказу от поддержки, одобрения чьих-либо преступных намерений, отказу от собственных действий, способствующих преступлениям (проявления халатности, излишней доверчивости и т. п.)28. Нетрудно заметить, что если интердиктивная и де-стабилизационная функции носят как бы оборонительный характер, т. е. сдерживающий, противодействующий, раз-рушающий встречные процессы, «отворачивающий» уст- Агитация «ПРОТИВ» ремление к правонарушению, то активационная и интер- Рис. 5.диктивная – наступательные функции, которые активизируют и возбуждают новые, прогрессивные процессы. Все четыре функции, совпадая с реализацией предупредительно-регулирующей функции предупреждения преступлений, позволяет более эффективно препятствовать развитию одних и благоприятствовать совершенствованию других общественных отношений в криминологической ситуации.Разумеется, каждая из названных функций не реализуется автономно, о чем уже упоминалось выше. Все они находятся в тесной взаимосвязи, и только в конкретном акте правовой агитации та из них проявляется в большей степени, которая определяется субъектом массово-правовой коммуникации в качестве доминирующей исходя из характеристик управляемого объекта и избираемых целей.3.3.2. Регулирующие принципы правовой агитации. Использование правовой агитации в массово-информационном воздействии на криминологическую ситуацию следует рассматривать как научно управляемый и сознательно регулируемый процесс. Такая регуляция предполагает соблюдение ряда требований, выступающих как основополагающее начало целенаправленного использования правовой агитации в воздействии на преступность и ее факторы. Настоящие требования могут быть сформулированы как регулирующие принципы правовой агитации. На сегодня можно определить три таких принципа: 1) рационального соотношения и взаимодействия; 2) позиционного выбора и распределения ролей; 3) учета временного фактора. 3.3.2.1. Принцип рационального соотношения и взаимодействия, объединяющий и распределяющий силы и средства правовой агитации. Позволяет объединить возможности и средства субъектов массово-правовой коммуникации в организованную и целенаправленную деятельность с использованием различных массово-коммуникативных средств. При этом соотношение их усилий должно быть динамичным, отражающим соотношение тех факторов, которые обусловливают разработку из решений.Принцип рационального соотношения и взаимодействия позволяет дифференцированно использовать функции правовой агитации, выделяя в ряде случаев среди них главную и содействующие ей, либо распределяя их в ином соотношении, учитывая при этом, что преобразование объекта или закрепление его состояния может осуществляться как под влиянием внутренних активизирующих сил (самого объекта, «правопослушного» гражданина, правонарушителя и т. д.), так и под влиянием внешних воздействий – поведения окружающих лиц, общественного мнения и т. д.Дифференцированно используются и массово-коммуникативные средства в зависимости от их имманентных свойств и способностей передавать информацию объекту (оперативность, масштабность, наглядность и т. д.). Например, на стадии подготовительных мероприятий к проведению комплексной операции по предупреждению преступлений (или в большем масштабе – целевой программы) они используются по-разному: в дном случае – чтобы преимущественно проинформировать население, общественность о предстоящих мероприятиях и задачах; в другом – детализировать некоторые аспекты операции (программы).3.3.2.2. Второй принцип – позитивного выбора и распределения ролей – позволяет регулировать тактические приемы правовой агитации в конкретных актах ее применения. В соответствии с данным принципом решается проблема коммуникатора. Причем под агитатором в данном случае понимается не только основной источник побудительного воздействия или субъект. Посылающий информационное сообщение, но и агитатор-посредник, выступающий как вторичный источник этого сообщения.Обращая внимание на данное обстоятельство, некоторые специалисты указывают, что «место выдающегося руководителя и пропагандиста высшего уровня следует определять в связи с обширной структурой агитации на более низких уровнях – с агитаторами более низкого уровня»29. Подразумевая под «местом выдающегося руководителя и пропагандиста» позицию основного коммуникатора, следует указать на ее обусловленность наличием вторичных коммуникаторов, которые способны брать на себя различные роли, корректировать направление, усиливать или ослаблять восприятие побудительной информации в определенной массовой аудитории. В роли вторичных коммуникаторов можно рассматривать тех людей, которые составляют «свою» аудиторию для того или иного печатного издания, той или иной программы т