Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание Введение… 3 Глава 1. Определение конфликта. Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации…1.1 Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе…1.2 Понятие конфликтной ситуации….…….1.3 Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации…… 10


Выводы… ….13 Глава 2. Понятие гендера. Теоретическое исследование гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации…2.1 Понятие гендера… ………2.2 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты… … 2.3 Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации…22 Выводы… …25 Заключение….27 Список использованных источников… ………….29


Введение В современной жизни конфликт, к сожалению, является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой историю конфликтов, кризисов, недопонимания и борьбы. Еще древние философы считали, что конфликт существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже


Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни и представляет собой ее часть. Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребностями современного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и так далее.


В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено,


Т. Парсонс, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов). Но, как известно, за каждой личностью, которая решает конфликт скрываются


определенные особенности, которые присущи только ей. Наиболее характерным признаком, который накладывает отпечаток на всю жизнь и особенности взаимодействия человека с окружающими есть его принадлежность к полу. Мужчины и женщины отличаются многими сферами – в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере.


Следовательно, что и в различных ситуациях они действуют по-разному. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня каждому человеку важно знать особенности поведения в конфликтной ситуации, а также природу самого конфликта, чтобы успешно его разрешить. Важную роль в урегулировании конфликта играет личность, а также особенности ее поведения в зависимости от принадлежности к полу. Цель исследования: раскрыть сущность и особенности конфликта, изучить гендерные


особенности поведения в конфликтной ситуации. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие исследовательские задачи: - провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта; - изучить конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте; - определить понятие гендера; - описать гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Объект исследования – конфликтные ситуации Предмет исследования – гендерные особенности поведения в


конфликтной ситуации. Гипотеза исследования: гендерные особенности поведения участников конфликтной ситуации зависят от выбранной стратегии поведения. При написании курсовой работы использовался метод теоретического анализа литературы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТА. ХАРАКТЕРИСТИКА


ОСНОВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 1.1 Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас.


Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать [14, c. 3]. Для понимания сущности того или иного социального явления или процесса существенное значение имеет выяснение этимологии того слова, которым обозначается данное явление. Само понятие конфликт (от лат. conflictus) состоит из приставки "con", означающей: с, вместе с кем-либо, против кого-либо, одновременно, а также глагола "flictus" ("fligo"),


который означает: ударять, толкать, сталкивать. Таким образом, интегрирование в одном слове этих элементов дает основание переводить и трактовать его как столкновение, спор, борьбу, противостояние. Такая трактовка изучаемого понятия неизбежно приводит к выводу, что в основе возникновения конфликта как специфического социального феномена лежат объективно существующие противоречия между отдельными индивидами, их группами, государствами. Можно выделить два основных вида таких противоречий.


Первый из них составляют противоречия объективного различия интересов, целей, позиций социальных общностей (семья, организация, территориальная структура, общественное движение, социокультурная группа) или отдельных личностей. Второй включает в себя противоречия, вызываемые реальной политической, экономической и иными формами деятельности властных структур. Оба эти вида противоречий создают объектно-реальную основу конфликтов в обществе [7, c. 22]. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,


которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Скотт Д. дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” [цит. по 25, c. 16]. «Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие,


связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [цит. по 24, c. 214]. А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [цит. по 2, c. 320]. Существует два основных подхода в изучении конфликтов:


Социологический подход. Функционалистская бесконфликтная модель общества, особенно популярная в 30-40-е годы, была разработана в рамках структурно-функционального анализа, основоположником которого был Талкотт Парсонс. Исходным пунктом структурно-функциональной теории является принцип системного строения общества. Т. Парсонс рассматривает общество как целостную систему, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элементов. С его точки зрения общественное равновесие достигается интерпретацией мотивов


действий, гармонизацией ролей через общенормативные культурные стандарты, сохраняющие единство социальной системы и функцию социальной структуры. Социальные институты призваны не допустить девиаций элементов системы конфликтов, обеспечить порядок и стабильность путем определенных ограничений, запретов, контроля в общественной жизни. Следовательно, с точки зрения Т. Парсонса, конфликт нарушает социальный порядок, нормальное функционирование общества.


Естественным состоянием общества являются гармоничные и бесконфликтные отношения между элементами социальной системы. Поэтому следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать [27, c. 210]. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества [11, c.


67]. А.Н.Леонтьев замечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба [27, c.


215]. 2) Психологический подход. По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. Центральным понятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от 3. Фрейда и К. Юнга, К. Хорни не считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами,


— что более точно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, приобретая характер потребностей [26, c. 70]. С.Л. Рубинштейн, Е.Л.Доценко рассматривают конфликт в плане целостной структуры личности как нарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность является конфликтной по самой своей природе, поскольку,


с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей [27, c. 220]. При обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутренних противоречий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается как источник развития индивида, приобретение им качественно


новых образований: таких взглядов придерживаются Л.И. Божович, К.А. Коваль, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, В.Г. Асеев. Таким образом, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений.


Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. 1.2 Понятие конфликтной ситуации В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то


вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Это так называемая конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними [9, с. 111]. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать,


ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности. Аналогично и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной


цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению


дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов [22, с. 216]. В частично понятом конфликте оценка сторонами ситуации существенно расходится с реальным положением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшей проблемы).


В ложном конфликте объективная конфликтная ситуация полностью отсутствует, между субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем не менее стороны ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство. Восприятие субъектом ситуации, как конфликтной не всегда обуславливается какими – либо действиями другой стороны. Исходя из посылки о враждебных намерениях человека, субъект сам ведет себя агрессивно, чем вызывает действительную враждебность. Разные люди оценивают одну и ту же ситуацию и реагируют на нее


по-разному, порой прямо противоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации,


когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом [14, с. 107]. Таким образом, под конфликтной ситуацией обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Несмотря на то, что конфликтная ситуация может складываться как объективно, так и субъективно, осознание


конфликта предполагает элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. 1.3 Характеристика стратегий поведения в конфликтной ситуации К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление. Он также подчеркивает, что в разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили: 1) Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напо¬ристость)


Может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы. Этот стиль можно использовать, если: - исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу; - вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляет¬ся очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее; - вы чувствуете, что у вас нет


иного выбора и вам нечего терять; - вы должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полно¬мочий для выбора этого шага; - вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитар¬ный стиль. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно ис¬пользовать в близких личных отношениях, так как, кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша


точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения более значимого лица [23, с. 19]. 2) Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) Можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внима¬ние нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения — разра¬ботка долгосрочного взаимовыгодного решения.


Такой стиль требует умения объяснить свои желания, выслушать друг друга, сдерживать эмоции. Для раз¬решения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда: - необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений; - у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой - стороной; - стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения [23, с.


19]. 3) Стиль компромисса Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение). Такой подход к разрешению конфликтов целесообразно использовать в следующих ситуациях: - обе стороны


имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью; - удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение; - вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны; - компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять [23, с. 19]. 4) Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) Реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не хотите тратить


время и силы на ее решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьёзных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения рекомендуется в ситуациях, когда: - источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими важными задачами, а потому они считают, что не стоит тратить на него силы; - стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде


чем принять какое-либо решение; - опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию (например, конфликты взрослых детей и родителей); - подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт. Не следует думать, что этот стиль всегда является бегством от проблемы или уклонением от ответственности, так как часто за какой-то промежуток времени она может разрешиться сама собой, или стороны смогут заняться ею позже, когда будут обладать достаточным объемом


информации [23, с. 20]. 5) Стиль приспособления (уступчивость) Означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. К. Томас считает, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.


Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях, когда: - важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, не разрешение конфликта; - предмет разногласия для вас неважен, важнее сохранить добрые отношения; - осознаете, что правда не на вашей стороне; - чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить [23, с. 20] . Таким образом, стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающие значение


для его последующего развития, а зачастую и для конечного результат, исхода конфликта. Стратегии избегания и приспособления, как уже отмечалось, хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход конфликтного взаимодействия. Стратегии соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга: так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив, неудачные попытки


«силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Ни одна из рассмотренных стратегий не может быть эффективной во всех без исключений ситуациях и ни одна из них не может быть выделена как лучшая. Важно эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Выводы: Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации,


государства и человечества в целом. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. В ходе работы мы выяснили, что в основе любого конфликта лежит ситуация,


под которой обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Оценка ситуации в качестве конфликтной даёт основание к принятию каких-либо действий по предотвращению возможного конфликта. В этой связи выделяют 5 основных стратегий поведения: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Однако следует помнить, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте


не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, так как универсального способа реагирования не существует.


ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 2.1 Понятие гендера В своих работах Ш. Берн подчёркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями


мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия). Но факт телесного несходства мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным


мужчине, а что женщине [4, с. 256]. Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно


различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе. В настоящее время обоснованность жёсткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола, ставится биологами под сомнение. Как отмечает Г. Келли [21, с. 64] , выделяется несколько уровней сексуальной организации человека:


 Генетический пол (определённый набор генов)  Гонадный пол (железы внутренней секреции)  Морфологический пол (наружные и внутренние половые органы)  Церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона). Как справедливо подчёркивает Е.П. Ильин сочетание различных характеристик каждого уровня определяет


многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический признак: наличие того или иного детородного органа. Индивиды, рождённые с неопределёнными внешними половыми признаками, воспринимаются как биологическая аномалия. Если у индивида одни гениталии, то ему приписывается одно поведение, если другие то, соответственно, другое поведение [22, с. 117]. Таким образом, в сознании большинства людей присутствует редко осознаваемая


познавательная установка на то, что именно гениталии являются основным критерием и начальной точкой отсчёта при оценке всех составляющих биологического пола. Именно к гениталиям привязываются характеристики генетического, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или отклонений в развитии сексуальности человека. Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, это было вызвано чётким разграничением


конституциональных и социокультурных аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. По мнению В.А. Геодакян, Т.А. Клименковой термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [6, с. 58]. Термин «гендер» – социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики


личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [5, с. 17]. Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические


особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей, указывает Л.Г. Здравомыслов. Вместе с тем далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер – не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности. Только один термин делает акцент на биологических основаниях


психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчёркивает социокультурное происхождение психологических различий [10, с. 192]. И.С. Кон считает, что и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия


[15, с. 771]. По мнению И.А. Школьникова сегодняшняя ситуация такова, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов [21, с. 65]. С.А. Минорова и О.Л. Кустова отметили, что определение пола обычно включает в себя черты непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины


возникновения которых ещё не известны. Проблема в том, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами [18, с. 28]. Таким образом, пол и гендер – не взаимодополняющие категории и социальные конструкты человеческой сексуальности. Термин «пол» делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как термин «гендер» подчёркивает


социокультурное происхождение психологических различий. Вопрос терминологии ещё не до конца разрушен учёными, однако можно сделать вывод о том, что целесообразно использование понятия «пол» только как демографической категории, основанную на биологическом поле, а остальных случаях применять термин «гендер», в связи со смыслом, отражающим социально обусловленную природу мужского и женского. 2.2 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты


Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом [4, с. 31]. Ролевые теории – одно из направлений интеракционистской ориентации. Наиболее известные представители этого направления:


И. Гофман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт [16, с. 26]. В подавляющем большинстве случаев реакцией на социальные нормы является почти автоматическое подчинение, но бесспорно существуют ситуации, когда мы этого не желаем. По мнению И.С. Клециной существуют 3 типа подчинения социальным нормам: 1. Уступчивость – тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит своё


поведение в соответствии с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение. 2. Одобрение, интернализация – тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен. 3. Идентификация – тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели [13, с. 66]. Набор норм, содержащие обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Гендерная роль – это дифференциация деятельности,


статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определённые социальные ожидания (экспектации). И.С. Кон отмечает: «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении» [цит. по 15, с. 765]. Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и


отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида. Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по половому признаку. Основным критерием выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчина перестал


быть только «воином и охотником». И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин – в сфере общественной, что не раз подчёркивает О.А. Воронина и Т.А. Клименкова [5, с. 10]. Гендерные роли можно изучать на 3 различных уровнях: На макросоциальном речь идёт о дифференциации функций по половому признаку и соответствующих культурных


нормах. На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. На интраиндивидном уровне интернализованная гендерная роль – производная от особенностей конкретной личности: индивид строит своё поведение в качестве мужа или отца с учётом, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта.


С.И. Клецкина подчёркивает, что успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов: - знание роли и представления о правилах и обязанностях, связанных с этой ролью; - значимость выполняемой роли; - умение выполнять данную роль; - умение рефлексировать своё ролевое поведение [23, с. 15]. Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим


представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте – это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе [21, c. 76]. На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее


распространены в семейной и профессиональных сферах. Ю.Е. Алёшина и И.Ю. Борисов рассматривали полоролевую дифференциацию как комплексный показатель, учитывающий не только реальное распределение ролей в семье, но и отношение к нему супругов. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов [1, c. 44]. Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных


женских и мужских ролей. Гендерный стереотип закрепления ролей за определённым полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интравидном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление заставляет нас подчиняться гендерным нормам.


Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания. Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причём некоторые личности чрезвычайно поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям. В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости


от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Итак, появление гендерного конфликта имеет место при наличии не только осознания противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект), но когда, это осознание вызывает у участников конфликта негативные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект).


2.3 Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.


С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и другие) Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке. Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве.


И. Таннен, наблюдая за стилями и формами общения мальчиков и девочек, вывела несколько интересных закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин. Естественно, это не значит, что абсолютно все мальчики и девочки используют заложенные в детстве программы общения. Различий в стилях общения мальчиков и девочек много. Есть, однако, два основных, из которых вытекают все прочие:


1) Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения. 2) Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат. Как следствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них может быть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они с большим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой.


Ведь именно при таком «камерном» общении можно наладить близкие дружеские отношения, поделиться секретами, обменяться впечатлениями. С раннего детства девочки знают, что если они будут звучать слишком самоуверенно, то не будут пользоваться успехом в своем кругу. Поэтому они учатся говорить таким образом, чтобы сбалансировать собственные интересы с интересами партнеров по общению [26, c. 92]. Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными.


Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группы воспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака. Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер, который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всеми остальными.


Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы. Ожидания же от общения во взрослой среде уже другие. Так уж получилось, что мир мужчин принимает «только свою единственно правильную модель поведения», игнорируя модель поведения женщин [19, с. 65]. Выявлено, что во всех конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению


интересов. У мужчин данная тенденция выражена слабо. В конфликтах мужчины чаще прибегают к инвективной лексике, «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, а женщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и у некоторых женщин (особенно у более опытных и старших по возрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин к «крепким» выражениям [12, с. 117]. Обнаружено, что женщины ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтными


ситуациями, значительно чаще, чем мужчины; последние предпочитают активное воздействие на проблемно-конфликтные ситуации, тогда как женщины - эмоционально-экспрессивные формы воздействия; в конфликтных ситуациях женщины средних лет и более старшего возраста чаще ориентируются на поддержку семьи, а не друзей; последнее более характерно для мужчин и молодых женщин. В процессе конфликта женщины чаще вспоминают прошлые обиды, «старые грехи» и ошибки, допущенные в прошлом.


Мужчины же в конфликтной ситуации нечасто вспоминают прошлые промахи, а больше придерживаются проблемы, из-за которой произошел конфликт [19, с. 62]. Р.А. Березовская, И.В. Грошев пишут: «Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты» [цит. по 12, с. 118]. Ильин пишет: «Женщины испытывают подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего


состояния. Эта реакция приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируюсь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способ разрядить возникшее негативное напряжение» [цит. по 12, с. 119]. М.А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие)


минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено у них значительно меньше чем у женщин [17, с. 44]. Чуйкова Ю.М. пишет, что при преодолении конфликтов у мужчины больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин - приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания по ее данным выражена и у мужчин и у женщин одинаково [12, с.


111]. Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам,


а женщины придают значение и его внешности. Мужчины более четко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют свое поведение в зависимости от сферы конфликта [12, c. 113]. По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и девочек 1-5-х классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии "борюсь, дерусь" и в 1,5 раза чаще - к стратегии "дразню кого-нибудь" [20, c.


58]. Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии "обнимаю, прижимаю, глажу", "плачу, грущу". Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия. Выводы: Термин «гендер» - это социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус


и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. Противоречия между представлениями о чертах личности и особенностями поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям вызывают гендерные конфликты. Любой гендерный конфликт базируется на половой дифференциации, существующей в любом обществе. Следовательно, в различных ситуациях мужчины и женщины могут действовать


по-разному. В ходе работы было установлено, что женщины в конфликтной ситуации проявляют больше терпимости и стремление к компромиссному примирению интересов. Это обусловлено тем, что они стараются найти решение, основанное на взаимных уступках. Мужчины же выбирают стратегию ухода, так как не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий. Также при преодолении конфликтов мужчинам свойственно отстаивать собственную позицию,


в то время как женщины чаще стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обоих сторон. Мужчины более чётко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют совё поведение в зависимости от сферы конфликта. Заключение В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.


Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. В основе любого конфликта лежит ситуация, под которой обычно понимают


такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Оценка ситуации в качестве конфликтной даёт основание к принятию каких-либо действий по предотвращению возможного конфликта. В этой связи выделяют 5 основных стратегий поведения: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Однако следует помнить, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей


- каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, так как универсального способа реагирования не существует. Также в ходе работы было установлено, что в зависимости от выбранной


стратегии поведения мужчины и женщины в конфликтной ситуации будут проявлять различные особенности поведения. Женщины, в конфликтной ситуации выбирая стратегию компромисса, проявляют больше терпимости и стремление к примирению интересов. В отличие от мужчин они стараются найти решение, основанное на взаимных уступках. Мужчинам же более свойственна стратегия ухода, так как они не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий. Также при преодолении конфликтов, выбирая стратегию конкуренции, мужчины отстаивают


собственную позицию, в то время как женщины чаще выбирают стратегию сотрудничества, потому что стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обоих сторон. Таким образом, в результате исследования были изучены гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте,


описаны гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что гендерные особенности поведения участников конфликтной ситуации зависят от выбранной стратегии поведения. Список использованных источников: 1. Алешина, Ю.Е Борисов, И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов


/ Ю.Е. Алешина, И.Ю. Борисов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология 1984 № 2 С. 44-53. 2. Анцупов, А.Я Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов А.И. Шипилов. – Москва, 2000. – 551 с. 3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс,


2000. – 310 с. 4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с. 5. Воронина, О.А. Феминизм и гендерное равенство / О.А. Воронина. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 320 с. 6. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола / В.А.Геодакян //


Природа. – 1991. № 8. – С.60-69. 7. Громова, О.М. Конфликтология. / О.М. Громова. – Москва: ГАУ, 1993. – 430 с. 8. Грошев, И.В. Половой диморфизм и поведение в конфликте / И.В. Грошев // Психология. – 1996. № 6. – С.13-15. 9. Дмитриев, С.М. Конфликтология / С.М. Дмитриев. – Москва:


Эко – Пресс, 2005. – 111 с. 10. Здравомыслов, Л.Г. Социология конфликта / Л.Г. Здравомыслов. Москва: Аспект Пресс, 1996. – 420 с. 11. Знаков, В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана / В.В.Знаков // Психологический журнал. – 1997. – №1. – С.38-49 12. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /


Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с. 13. Клёцина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клёцина. – Санкт-Петербург, 1998. – 315 с. 14. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – Москва: Владос, 1999. – 340 с. 15. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /


И.С. Кон. – Москва, 2009. – 776 с. 16. Котлова, Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов / / Т.Б. Котлова // Женщина в Российском обществе. – 2002 № 1. – С. 25-33. 17. Круглова, М. А. Мотивация активности личности как регулятор социального поведения / М.А. Круглова // Психология. – 1999. – № 7. – С. 44-45. 18.


Минорова, С.А Кустова, О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах / С.А. Минорова, О.Л. Кустова // Журнал практического психолога. – 1997. – №5. – С. 27–29. 19. Николаева, Л.А. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Л.А. Николаева / Под редакцией Т.В. Барчуновой. – Новосибирск, 1998. С. 62-81. 20. Никольская, И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных


эмоциональных состояний у младших школьников / И.М. Никольская // Психология. – 2001. – № 2. – С. 14-16. 21. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Составитель Е.Г. Луговицкая. – Новгород, 2002. – С. 62-81. 22. Перовская, Л.А. Компетентность в общении: социально – психологический тренинг /


Л.А. Петровская. – Москва: Вестник МГУ, 1989. – 216 с. 23. Психологические основы поведения в конфликте / Составитель И.И. Семененя. – Мозырь, 2007. – 97 с. 24. Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровского. – Москва, 2007. – 510 с. 25. Скотт, Д.Г. Конфликты: пути их преодоления /


Д.Г. Скотт. – Киев, 1991. – 228 с. 26. Таннен, Д. Ты просто меня не понимаешь! / Д. Таннен. – Санкт-Петербург, 1996. – 320 с. 27. Хорни, К. Психология конфликта / Под редакцией Н.В.Гришиной. – Москва, 2000. – 415 с. 28. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск, 1996. – 340с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.