Реферат по предмету "Разное"


1. интеграция 19в-1950

1. интеграция 19в-1950В 30-е гг. XIX в. двумя итальянскими демократами, ли­дерами движения за независимость и объединение Италии Карло Каттанео и Джузеппе Мадзини, была впервые выдвинута идея соединенных штатов Европы. А в 1849 г., выступая на Парижском конгрессе европейских паци­фистов, великий французский писатель и общественный деятель республиканец Виктор Гюго также обратился с призывом создать соединенные штаты Европы, которые включали бы и Россию'. Лидером панъевропейского движения в самом начале стал граф Ричард Куденхове-Калерги (Австрия), в 1923 г. выдвинувший план создания соединенных штатов Европы. В его книгах «Пан-Европа», "Борьба за Пан-Европу», «Европа просыпается», развивавших идеи панъевропейского федерализма, явственно ощущалось влияние американского образца. Куденхове-Калерги был не только теоретиком, но и деятельным проводником панъевропеизма: им был основан Панъевропейский союз. Идеи панъевропеизма не получили, однако, ожидавшейся поддержки от ведущих государственных деятелей и лидеров политических партий ведущих стран Европы. В качестве исключения можно рассматривать деятельность французского министра иностранных дел Аристида Бриана, избранного в 1927 г. почетным президентом Панъевропейского союза. Он предложил и план образования европейского союза в рамках Лиги наций, по принципу напоминающего федерацию. Предвидя возможные возражения. Бриан заяв­лял, что государства не будут ограничены в своих суверенных правах. План Бриана, однако, не был принят в Европе, хотя за ним и стояла круп­нейшая держава Европы. Сказывалось то, что в Лиге наций, так и не ставшей универсальной всемирной организацией, европейские страны, особенно ве­дущие, занимали доминирующее положение. Появление панъевропейской федерации не отвечало их интересам. Обострение межгосударственных противоречий в Европе неизбежно вело к свертыванию панъевропейских идей. Это был период прихода к власти фашистских и милитаристских режимов в ряде стран Европы. Затем, в ходе Второй мировой войны, идеи объединенной Европы оставались в сто­роне, но эта война дала пример антигитлеровской коалиции. И хотя страны Европы находились по разные стороны баррикад, победа сил, олицетворяю­щих прогресс человечества, имела поистине историческое значение. Еще до окончания войны вновь стали активно появляться проекты объ­единения Европы. Это обусловливалось ослабленным положением всех европейских стран: как и в Первой мировой войне, раздоры между евро­пейскими государствами обернулись их общим поражением, ослаблением позиций Европы в мировой экономике и политике. Ведущие западноевро­пейские державы активно искали пути своего утверждения в современном мире. Вновь зазвучали призывы к объединению. Панъевропейское движение в том виде, в котором оно существовало до Второй мировой войны, представляло собой весьма слабую базу для быст­рого и кардинального продвижения вперед. Правда, с установлением мира во многих странах появились различные общества, объединения и союзы, выступавшие под лозунгами европейской интеграции. Мера радикальности их проектов определялась их политическими воззрениями. Наиболее решительно выступали сторонники европейского федера­лизма. Показательна в этом отношении Программа из 12 пунктов, приня­тая на Гертенштейновской встрече представителей групп Сопротивления в 1946 г. Эта программа предусматривала создание европейского союза на федеративных началах. Союз мыслился как составная часть общемировой системы ООН. При этом члены Европейского союза должны были передать «часть своих экономических, политических и военных суверенных полномо­чий образованной ими Федерации». Европейский союз был призван забо­титься о планомерном восстановлении хозяйства и сотрудничестве в эконо­мике, культуре, социальной сфере". Преобладающей идеей панъевропеистов по-прежнему оставалось созда­ние соединенных штатов Европы, построенных на условиях, более подходя­щих для объединения государств. Лозунги наднациональности, конфедера-лизма, а то и федерализма провозглашались в более мягких формах. Чтобы продвинуть вперед дело панъевропеизма, ряд организаций образовали Объ­единение союзов европейского единства, а несколько позднее, в октябре 1948 г., появилось самое широкое объединение - Европейское движение, имевшее достаточно активное ядро. Именно оно э значительной мере подго­товило почву для создания в 1949 г. Совета Европы. Уинстон Черчилля: «Мы должны создать нечто вроде Соединенных Штатов Европы... Если говорить о тех людях, которые стояли у основ современной запад­ноевропейской интеграции, то прежде всего следует назвать два имени - Жана Монне и Робера Шумана. Ж. Монне имел большой опыт междуна­родного сотрудничества, немало сделал для создания Европейской орга­низации экономического сотрудничества и принимал активное участие в системе распределения помощи по плану Маршалла. Р. Шуман на рубеже 1950-х гг. занимал пост министра иностранных дел Франции и играл видную роль в формировании ее внешней политики. Ж. Монне тесно сотрудничал с Р. Шуманом и активно поддерживал его идею франко-германского объеди­нения по углю и стали. Гаагский конгресса 1948 г., который высказался за создание европейс­кого культурного центра, призванного формировать общее европейское со­знание. 2. Интеграция 1950-60еПервой вехой в развитии реальной интеграции был ^ Договор об учреждении Европейского объединении угля и стали (ЕОУС), или Парижский договор, подписанный 18 апреля 1951 г. представителями шести западноевропейских стран — Франции, Западной Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Он был ратифициро­ван национальными парламентами и вступил в силу 25 июля 1952 г. в Парижском договоре было установлено, что для решения управленческих вопро­сов создается сложная политическая система, состоящая из несколь­ких интеграционных институтов — Высшего руководящего органа, Общей ассамблеи, Специального совета министров (или просто Совета) и Суда, Ключевую роль в этой системе играл Высший руководящий орган. Договор недвусмысленно устанавливал его наднациональный ха­рактер. Девять его членов назначались на свои посты правитель­ствами государств-членов, но в личном качестве, по признаку про­фессиональной компетентности, и должны были быть полностью независимыми, в том числе и от своих правительств. Ассамблея была наделена лишь одним правом — она могла большинством в две трети голосов отправить в отставку Высший руководящий орган в полном составе. Совет был призван обеспечить гармонизацию действий Высшего руководящего органа и национальных государств. Его полномочия были весьма ограничен­ными — он мог лишь просить Высший руководящий орган рассмот­реть предложения и меры, которые он считал соответствующими общим целям и необходимыми для их достижения. Вместе с тем содержавшиеся в Парижском договоре прямая ссыл­ка на конечную цель интеграции (создание федерации) и «жесткая» трактовка принципа наднациональности, которая воплотилась в статусе Высшего руководящего органа, были, как показал опыт, слишком прямолинейными. 1-2 июня 1955 г. собравшиеся в Мессине (Италия) министры иностранных дел «шестерки» создали Межправительственный ко­митет во главе с П.-А. Спааком, которому было поручено подгото­вить доклад относительно возможности создания экономического союза «шестерки», и в частности организации сотрудничества в области атомной энергии. «Доклад Спаака» был рассмотрен и одоб­рен министрами иностранных дел на совещании в Венеции 26 мая 1956 г. ^ 25 марта 1957 г. в Риме представителями «шестерки» были под­писаны Договор об учреждении Европейского экономического сооб­щества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), получившие название Римских догово­ров. В этих договорах воплотилась современная правовая и инсти­туциональная основа европейской интеграции, которая будет под­робно рассмотрена в последующих главах. Цели экономической интеграции включали: • гармоничное развитие всех видов экономической деятельности; • непрерывный и сбалансированный рост; • обеспечение стабильности; • ускоренное повышение уровня жизни. . стремились в первую очередь к ускорению экономического роста и повышению благосостояния населения. Такие важные ограничители роста, как инфляция и загрязнение окружающей среды, были явно вне круга их приоритетов. Для достижения установленных Римским договором целей были избраны два основных средства — создание общего рынка и сближе­ние экономической политики государств — членов ЕС. Первым шагом на пути создания общего рынка должен был стать таможенный союз шести стран. Далее государства-члены должны были сделать следующий шаг вперед — сделать открытые друг для друга внутренние рынки од­нородными. На этой основе можно было реализовать конечную цель Римского договора — обеспечить «четыре свободы» (свободу движения товаров, физичес­ких лиц, услуг и капиталов). Римский договор был призван также содействовать решению одной из наиболее острых социальных проблем — проблемы сель­ского хозяйства. Государства-члены договорились об интеграции аг­рарных рынков и проведении общей сельскохозяйственной политики. Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период продолжительно­стью 10-12 лет. Первым председателем Комиссии ЕЭС был назначен Вальтер Хальштейн, а председателем Европейского парламента стал Робер Шуман. ^ 3-11 июля 1958 г. на конференции в Стрезе (Италия) был утвер­жден механизм общей сельскохозяйственной политики. Новые реальности заставили семь западноевропейских стран, не вошедших в состав ЕЭС, — Австрию, Великобританию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию — подумать о за­щите своих торговых интересов. в Стокгольме (Швеция) была подписана Конвенция о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).Конвенция вступила в силу 3 мая 1960. 1961 год был ознаменован ростом международного признания успехов европейской интеграции: соглаш об ассоциации между Грецией и ЕЭС, Великобр, Дания, Испания, Норвегия и Пор­тугалия. Смысл его политики Де Голля заключался в том, чтобы добиться единства Европы, не ущемляя суверенитета национальных государств («Европа отечеств»). Следуя этой линии, французское правительство стремилось всемерно укре­пить самостоятельность Франции внутри ЕЭС и ограничить влия­ние интеграционных институтов. Уже начавшиеся переговоры о расширении ЕЭС были сорваны из-за категорического отказа де Голля допустить присоединение Великобритании. 18 января 1961 г. французское правительство предложило своим партнерам окончательный вариант плана создания политического союза («план Фуше»), который не выходил за рамки традиционных межгосударственных альянсов. Пять других государств-членов предложили альтернативный вариант. Достичь согласия по этому вопросу не удалось. В марте 1965 г. Комиссия внесла предложение о финансировании обшей сельскохозяйственной политики, которое предусматривало предоставление ЕЭС собственных финансовых средств и расшире­ние прав Парламента в бюджетной сфере. Французское правитель­ство выступило против. 6 июля оно информировало своих партне­ров о том, что отзывает своего постоянного представителя при ЕЭС. Одновременно оно заявило, что Франция не будет участвовать в заседаниях Совета и Комитета постоянных представителей, а также в работе любых комиссий и рабочих групп. «кризиса пустого кресла». 9 сентября де Голль заявил, что Франция не удов­летворена деятельностью интеграционных институтов, в частности процедурой голосования на основе большинства голосов в Совете и взаимоотношениями между Советом и Комиссией. Для разрешения возникших острых разногласий партнеры Фран­ции предложили созвать чрезвычайное заседание Совета ЕЭС. Два таких заседания состоялись в январе 1966 г. в Люксембурге. Совет принял резолюции об отношениях между Советом и Комиссией и порядке применения процедуры голосования на основе большин­ства голосов. По настоянию Франции было решено, что каждое го­сударство имеет право требовать применения принципа единогласия, если обсуждаемый вопрос затрагивает его жизненные интересы (зна­менитый «люксембургский компромисс»). Французские представите­ли вернулись в Брюссель, «кризис пустого кресла» был исчерпан. Следующей крупной вехой в развитии европейской интеграции стал так называемый «Договор о слиянии» (Договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ). Он был подписан 8 апреля 1965 г. и вступил в силу 1 июля 1967 г. Вместо существовавших до этого трех отдельных Советов (по одному на каждое из трех сообществ) и трех Комиссий были учреждены единый Совет и единая Комиссия ЕС. Договор о слиянии предусматривал также замену финансовых взносов государств-членов на нужды интеграции системой собственных средств Европейских сообществ. Уход с политической сцены генерала де Голля дал возможность постепенно расчистить завалы, образовавшиеся на пути интеграции. Конец 60-х годов ознаменовался новыми успехами интеграционного .строительства. I июля 1968 г., на полтора года раньше, чем предусматривалось Римским договором, был завершен процесс создания таможенного союза. Вступил в силу общий таможенный тариф государств-членов, полностью заменивший национальные тарифы. Успешно шло формирование общей торговой политики. Комиссия, действуя от имени государств-членов, становилась все более активным и влиятельным участником многосторонних торговых переговоров.3.Интеграция 1970-первая половина 19801-2 декабря в Гааге главы государств и правительств «шестерки» приняли пакет важных решений. Было решено, в частности, уско­рить окончательное формирование системы финансирования общей сельскохозяйственной политики, увеличить собственные средства Сообщества и расширить бюджетные полномочия Парламента. Одновременно политические руководители ЕЭС поручили Комис­сии и Совету возобновить переговоры о присоединении стран-кандидатов, подготовку к созданию Экономического и валютного союза и системы сотрудничества в области внешней политики. Во исполнение этих решений 30 июня 1970 г. в Люксембурге состоялась торжественная церемония открытия переговоров о при­соединении к сообществам Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии. 7-8 октября того же года Комиссия во главе с люксем­бургским премьер-министром Пьером Вернером представила свой проект создания Экономического и валютного союза («план Вернера»). Одновременно были расширены бюджетные полномочия Пар­ламента. 27 октября Совет одобрил проект создания политического союза {«план Давиньона»). Уже 19 ноября в Мюнхене состоялась первая встреча министров иностранных дел в рамках вновь создан­ной системы политического сотрудничества. 22 марта 1971 г. Совет и представители государств-членов одобрили «план Вернера». Было принято решение о начале координации экономической политики. Все эти проекты дали основание Совету заявить 19-21 октября 1972 г. о намерении государств-членов «преобразовать всю совокупность своих взаимоотношений в Европейский Союз» не позднее 1980 г. 22 января 1972 г. был подписан Договор, касающийся присое­динения Соединенного Королевства, Ирландии, Норвегии и Дании. В связи с тем, что решение о присоединении к ЕЭС Норвегии было отвергнуто на референдуме, 1 января 1973 г. было принято решение о частичном изменении Договора. В тот же день он вступил в силу в уже модифицированном виде. Первым серьезным шоком для западноевропейской экономики стала односторонняя отмена правительством США свободного обмена доллара на золо­то. Еще более серьезные последствия имели события, последовавшие за очередной арабо-израильской войной 6-27 октяб­ря 1973 г. Решение ОПЕК о резком повышении цен на нефть и сокращении или прекращении поставок в некоторые страны больно ударило по Западной Европе в связи с ее высокой зависимостью от поставок ближневосточной нефти. Это тормозило действия госкдарств. Наступил длительный период «евроскептицизма», или «евро-склероза». (Созданная в марте 1972_г. система так называемой «валютной змеи», призванная нейтрализовать резкие колебания обменных курсов, оказалась неудачной) Уже через год Великобри­тания, Ирландия и Италия вышли из нее и установили принцип «свободного плавания» своих валют. За ними последовала Фран­ция. Проект Экономического и валютного союза остался без движе­ния в связи с резким изменением экономических условий; Не полу­чил дальнейшего развития и проект создания политического союза. 3-10 декабря 1974 г. в Париже состоялась очередная встреча в верхах. Руководители государств-членов приняли два важных ин­ституциональных решения: 1) начиная с 1978 г. ввести прямые все­общие выборы депутатов Европейского парламента; 2) создать Европейский совет в составе глав государств и правительств госу­дарств-членов, который должен регулярно собираться на свои засе­дания как в рамках системы сообществ, так и в рамках системы политического сотрудничества. В марте 1975 г. Парламент, Совет и Комиссия приняли совместную декларацию о введении процедуры согласования актов, влекущих за собой серьезные финансовые по­следствия. Тем самым был сделан еще один шаг по пути укрепления финансовой независимости сообществ и усиления роли Парламента. 22 июля того же года в Брюсселе был подписан Договор о создании Счетной палаты. 13 мая 1976 г. вступило в силу решение о создании Европейской валютной системы, просуществовавшей вплоть до на­чала 90-х годов. 20 сентября 1976 г. представители государств — членов ЕС подписали в Брюсселе соглашение о формировании Ев­ропейского парламента посредством прямых всеобщих выборов. Первые прямые выборы были проведены в июне 1979 г. Европей­ский парламент приобрел тем самым непосредственную демократи­ческую легитимность. На протяжении 70-х годов Европейский совет и Совет ЕС не­однократно рассматривали и решали актуальные вопросы общей сельскохозяйственной политики. Постоянным пунктом повестки дня были финансовые претензии Великобритании, которая, как полага­ло британское правительство, несла неоправданно большие расхо­ды по содержанию сообществ, в частности по финансированию общей сельскохозяйственной политики. В июне 1971 г. Совет одобрил предложения Комиссии о создании системы генеральных преференций, распространяющейся на 91 развивающую­ся страну. В 1973 г. ЕС приняло полноправное участие в «Токийском раунде» многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Под эгидой ЕС развивался политический диалог с арабскими странами. 11 октября 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН предо­ставила Европейским сообществам статус наблюдателя. 28 февраля 1975 г. была подписана первая Ломейская конвенция между ЕС и 46 государствами Африки, Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона (вступила в силу 1 апреля 1976 г.), кото­рая стала главным инструментом политики ЕС в странах «третье­го мира». В течение 1976-1977 гг. были подписаны договоры о сотрудничестве с пятью арабскими государствами Северной Африки. Начиная с мая 1977 г. ЕС становится официальным участником заседаний «большой семерки».. В апреле 1978 г. было подписано первое торговое соглашение между ЕС и КНР. I января 1981 г. вступил в силу Договор о присоединении к ЕС Греции, которая стала десятым государством — членом ЕС. Первые признаки активизации интеграционного процесса в са­мой Западной Европе появились в середине 1983 г. 17-19 июня на заседании Европейского совета в Штутгарте была подписана «тор­жественная декларация» о Европейском Союзе, в которой главы государств и правительств государств — членов ЕС подтвердили уже порядком подзабытую стратегическую цель европейской интег­рации. Однако практическое движение вперед началось лишь с назначением председателем Европейской комиссии известного по­литического деятеля Франции, бывшего министра финансов этой страны Жака Делора. Возглавляемая им Комиссия приступила к исполнению своих обязанностей 7 января 1985 г.4. ЕЕА и Маастрихтский договорВ соответствии с предложениями Комиссии 17 февраля 1986 г. в Люксембурге и 28 февраля 1986года в Гааге был подписан Единый европейский акт (ЕЕА), который вступил в силу 1 июля 1987 г. ЕС впервые дали точное определение пространства «четырех свобод» как единого пространства, без каких-либо внутренних границ, в котором обеспечивается свобод­ное движение товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Это про­странство получило название Единого внутреннего рынка. Было решено завершить его создание к 31 декабря 1992 г. Принципиальное значение для успешного осуществления этой задачи имел пере­ход к принятию всех решений на этот счет посредством квалифици­рованного большинства. Тем самым ни одна страна не имела более права вето в вопросах, относящихся к созданию Единого внутрен­него рынка, была создана договорно-правовая база межправительственного сотруд­ничества государств-членов в области внешней политики. I января 1986 г. произошло третье расширение Сообщества — его 11-м и 12-м членами стали Португалия и Испания. В рамках «Проекта 92» Европейская комиссия во главе с Ж. Де Лором подготовила более 280 законопроектов и прово­дила их через Совет и Парламент. Официальные отношения между ЕС и странами Восточной Евро­пы, в том числе и Советским Союзом, были установлены в 1988 г. после подписания Совместной декларации Европейского сообще­ства и Совета экономической взаимопомощи. Падение берлинской стены поставило Сообщество перед лицом новых сложных проблем. В частности, встал вопрос о порядке объединения ФРГ и ГДР и формах присоединения восточной части Германии к Сообществу. Этот вопрос был решен на внеочередном заседании Европейского Союза 28 апреля 1990 г. в Дублине. По инициативе Сообщества 29 мая 1990 г. был учрежден Евро­пейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 15 июля 1991 г. Совет принял регламент об оказании технической помощи Совет­скому Союзу, который в дальнейшем послужил основой программы ТАСИС. 16 декабря были подписаны Европейские соглашения с Польшей, Венгрией и Чехословакией. Они не предусматривали вступление этих стран в Европейское сообщество. Впоследствии соглашения такого типа были заключены и с другими странами Центральной и Восточной Европы, включая и государства Балтии. Крупнейшей, переломной вехой в развитии европейской интег­рации стало создание Европейского Союза. Один из них базировался на так называемой «концепции дерева» - сделать новые направления интег­рации своего рода «ветвями» старого «дерева» Европейских сообществ. другие предлагали сделать Европейское сообщество главной опорой Союза, а новые направления интеграционного процесса — допол­нительными, относительно самостоятельными его опорами. Эти дополнительные опоры предлагалось строить на принципах меж­правительственного сотрудничества, но «под крышей» общих интеграционных институтов и общего законодательства. Именно этот подход и одержал в конечном счете верх в ходе двух межпра­вительственных конференций, созванных для подготовки новых положений Договора. Подготовленный ими проект был одобрен главами государств и Правительств на очередном заседании Европейского совета в Мааст­рихте (Нидерланды) 9-10 декабря 1991 г. Там же 7 февраля 1992 г. был подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). 2 июня 1992 г. Маастрихтский договор был неожиданно откло­нен в ходе референдума в Дании. Сообщество было вынуждено пре­доставить Дании ряд исключений и отсрочек. Обнаружились трудности в процессе ратификации договора и в ряде других стран. Маастрихтский договор внес ряд фундаментальных изменений в природу и механизм интеграционного процесса. Суть воплотивших­ся в нем стратегических решений сводилась к следующему: • от Единого внутреннего рынка идти дальше, к полной эконо­мической и валютной интеграции; • придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики; • дополнить наднациональную экономическую интеграцию прочным и постоянным межгосударственным сотрудниче­ством в области внешней и внутренней политики.' ' Маастрихтским договором было оформлено создание Европей­ского Союза, основанного на трех опорах: 1) Европейских сооб­ществах, 2) общей внешней политике и политике безопасности и 3) сотрудничестве в области внутренних дел и юстиции. Все три опоры были объединены единой институциональной структурой. Государства-члены договорились о создании Экономического и валютного союза, введении единой валюты, учреждении института гражданства Европейского Союза,, поддержании (сумма законодательных норм и административных правил Европейского сообщества) и соблюдении принципа субсидиарно­го. Было установлено, что Европей­ский Союз стремится к устойчивому и неинфляционному росту с должной охраной окружающей среды. Одной из высших целей экономической интеграции было признано достижение высокой сте­пени сближения уровня экономической эффективности в государ­ствах-членах. экономическая интеграция приобрела после Маастрихта такое мощное средство, как Экономический и валют­ный союз! I2 мая 1992 г., вскоре после заключения Маастрихтского договора, в Опорто (Португалия) было подписано Соглашение, учреждающее ^ Европейское экономическое пространство (ЕЭП) между 12 государ­ствами — членами ЕС и 7 государствами — участниками Европей­ской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Соглашение вступи­ло в силу I января 1994 г. Оно предусматривает распространение «четырех свобод», действующих на Едином внутреннем рынке ЕС,на страны ЕАСТ. Это предполагает в первую очередь гармонизацию правил конкуренции и других общих правил экономической дея­тельности в странах ЕС и странах ЕАСТ в целях достижения одно­родности экономического пространства в странах — участницах соглашения. 5. Маастрихт - Амстердам Из семи первоначальных участников соглашения со стороны ЕАСТ три (Австрия, Финляндия и Швеция) 1 января 1995 г. стали полноправными членами ЕС. Швейцария не ратифицировала согла­шение в связи с отрицательными результатами референдума по этому вопросу. Поэтому в настоящее время в ЕЭП входят лишь три страны — Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, у 90-е годы прошли под знаком одновременного углубления интег­рации, распространения интеграции на новые области и ее географи­ческого расширения. Процесс углубления интеграции включал строительство Эко­номического и валютного союза, подготовку к введению единой валюты, демократизацию Европейского Союза и подготовку ин­ституциональной реформы. В точном соответствии с заранее установленным графиком 11 государств — членов ЕС (позднее к ним присоединилась Греция) успешно завершили создание Европейского центрального банка и Европейской системы цент­ральных банков. 1 января 1999 г. была введена новая валюта евро. Через два года, 1 января 2002 г., были выпущены в обращение банкноты и монеты евро, а к концу февраля того же года нацио­нальные валюты стран зоны евро полностью прекратили свое суще­ствование. 2 октября 1997 г. был подписан и 1 мая 1999 г. вступил в силу ^ Амстердамский договор, которым были внесены новые изменения в основополагающие договоры. Договор закрепил неоспоримую обя­занность государств-членов строго соблюдать и охранять фундамен­тальные права человека. Были еще более расширены права Европей­ского парламента. Было провозглашено превращение Европейского Союза в «пространство свободы, безопасности и справедливости», механизм Шенгенского соглашения включен в механизм первой опоры Союза. Расширение сферы интеграции приняло форму подготовки к принятию в ЕС 13 новых членов — 10 стран Центральной и Восточ­ной Европы и 3 стран Южной Европы. Одновременно ЕС активно развивал свои отношения с теми странами, которые не являются кандидатами на вступление в Союз, — государствами СНГ и стра­нами Западных Балкан. Правовой базой отношений с государствами СНГ стали соглашения о партнерстве и сотрудничестве, обеспе­чившие широкое развитие взаимовыгодных связей. Соответствую­щее соглашение между ЕС и Российской Федерацией было подпи­сано 24 июня 1994 г. на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). На Балканах усилия Европейского Союза были направлены на разрешение острого кризиса, возникшего вслед за распадом Югославии. В ходе попыток прекращения военного конфликта достаточно наглядно выявилась неспособность ЕС решить эту зада­чу самостоятельно — пришлось прибегнуть к помощи НАТО и США. Одновременно это стало стимулом дальнейшего развития общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. С большими сложностями был связан процесс институциональ­ной реформы, которая стала абсолютным императивом в связи с перспективой нового географического расширения ЕС. Перво­начально предполагалось решить вопросы институциональ­ной реформы в Амстердамском договоре. Однако сделать это не удалось из-за глубоких разногласий между государствами-членами.6. Ницца 29 марта 2000 г. в Ницце (Франция) был подписан новый Дого­вор, получивший название Ниццского. В нем были решены не­которые назревшие проблемы институциональной реформы — установлены численность и состав институтов ЕС после завершения расширения, распределение голосов в Совете, порядок применения принципа квалифицированного большинства и др. Ратификация Договора неожиданно затянулась в связи с тем, что он был отвергнут на референдуме в Ирландии. Повторное голо­сование по этому вопросу состоялось в октябре 2002 г. и дало положительный результат. Это сделало возможным вступление Ниццского договора в силу в начале 2003 г. Завершающим аккордом в подготовке к расширению ЕС стал Ниццский договор, изменяющий Договор о ЕС, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относя­щиеся к ним акты. Подписанный в Ницце (Франция) 26 фев­раля 2001 г., он вступил в силу с 1 мая 2003 г. Договор состоит из преамбулы и двух частей, содер­жащих 13 статей. При этом ст. 1, относящаяся к изменениям, вносимым в Договор о ЕС, и ст. 2, вносящая изменения в До­говор о Сообществе, содержат многочисленные постановления, сформулированные в виде статей, изменяющих и дополняющих те или иные статьи предшествующих текстов. В результате вновь вводятся статьи, имеющие не только цифровое, но и бук­венное обозначение. К Договору приложен целый ряд документов в форме про­токолов и деклараций. Наиболее важные среди них — это Про­токол о расширении ЕС и Протокол, содержащий Устав Су­да ЕС. Согласно официальной мотивировке главное назначение Договора состоит в завершении «процесса подготовки к функ­ционированию институтов в рамках расширяющегося Европейского Союза, начатого Амстердамским договором». Общая ори­ентация на подготовку к расширению и стремление предотвра­тить и минимизировать вызовы и риски, связанные с приходом большой группы новых государств-членов, отчетливо просле­живаются в содержании Договора. Уточняется процедура нало­жения санкций на государства-члены, не соблюдающие фунда­ментальные ценности и принципы, закрепляемые в Договоре о ЕС. Детализируются постановления, относящиеся к продвину­тому сотрудничеству, возможность которого распространяется на общую внешнюю политику и политику безопасности и со­трудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Од­новременно совершенствуется правовой механизм ОВПБ и вводится его разновидность ОЕПБО, повышаются требования к выработке и проведению общей внешней политики. Центральное место в Договоре занимают постановления, от­носящиеся к институциональной структуре ЕС. Практически в той или в иной степени реформируются все институты ЕС. Из­меняются численный состав и полномочия Европейского пар­ламента. Пересматривается и строго фиксируется число взве­шенных голосов, которыми обладает каждое государство-член в Совете ЕС и которое используется при принятии решений ква­лифицированным большинством. Одновременно вносятся из­менения в саму процедуру голосования и заранее определяется кворум и порог численного большинства, необходимого для принятия решений (обязательная сумма взвешенных голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление). Целый ряд серьезных уточнений вносится в порядок формирования ЕК и ее структу­ру. Резко возрастают роль и значение Председателя ЕК. Дого­вор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Практически вводится трехзвенная структура судебных ин­станций — Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специали­зированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статус суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Больше того, в ограниченных пределах ему пре­доставляются полномочия в осуществлении преюдициальной процедуры. Детали проводимых изменений фиксируются в но­вом Уставе Суда ЕС, который приложен к Ниццскому договору и дополнен последующими решениями Совета ЕС. Опыт развития событий в ЕС после подписания Ниццского договора подтверждает, что тревоги и опасения, связанные с расширением Союза, отнюдь не беспочвенны. Об этом свиде­тельствуют события вокруг Ирака, вызвавшие серьезные раз­личия в позициях отдельных государств-членов и государств-кандидатов на вступление. Выявились серьезные расхождения по поводу отдельных принципиальных положений Конститу­ции ЕС. Обострились разногласия, порожденные нарушением пакта стабильности со стороны ряда ведущих государств-чле­нов ЕС. Конечно, интеграционные объединения в ходе своего развития неоднократно сталкивались с серьезными противоре­чиями и кризисными явлениями. В конечном счете их удава­лось преодолевать и находить необходимый консенсус. Однако почти удвоение численного состава ЕС с мая 2004 г. способно серьезно осложнить достижение согласия и, как следствие, по­низить оперативность и эффективность осуществления функ­ций Союза. В какой-то мере отыскание общего и приемлемого для всех решения возникающих проблем связывают на совре­менном этапе с выработкой и введением в действие Конститу­ции ЕС.Относительно ОВПБ: появляется расширен круг вспомогательных структур в рамках институтов ЕС: Комитет по политике и безопасности (КПБ), в котором переговоры проходят на уровне послов от стран-участниц ЕС, чуть ниже находится новый Военный комитет ЕвроСоюза (ВКЕС), который призван реализовывать военное управление и руководить ещё одним новым институтом - Военным штабом ЕС (ВШЕС). В компетенцию последнего входят контроль над системой раннего предупреждения, реализация т.н. «петерсбергских» миссий и осуществление других практических задач в рамках ОВПБ ЕС. 7. ЕС в 2000хМежду тем стала совершенно очевидной недостаточность мер, предусмотренных Договором. Поэтому по предложению правитель­ства Германии саммит принял решение созвать в 2004 г. новую межправительственную конференцию, которая должна выработать поправки к основополагающим договорам, в большей мере отвеча­ющие изменившимся объективным условиям и тем вызовам, кото­рые стоят перед Европейским Союзом. 24-25 октября 2002 г. в Брюсселе состоялось заседание Европей­ского совета, на котором были окончательно установлены сроки расширения ЕС. Первые 10 государств подпишут договор о присо­единении в Афинах в апреле 2003 г. и официально станут членами ЕС в начале 2004 г. Для обсуждения будущего интегрирующейся Европы созван спе­циальный Конвент из представителей интеграционных институтов, национальных государств и общественности.8. Европейский совет Практика проведения встреч глав государств и правительств ЕС восходит к 1961 г., когда по инициативе генерала де Голля на выс­шем уровне обсуждалась идея создания политического союза. После его ухода (и провала идеи политической интеграции) эти встречи не пр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нормативне регулювання формування перестрахування та витрачення коштів Фонду соціального страхування
Реферат О ленинском плане монументальной пропаганды
Реферат Разработка туристского продукта для установленного целевого сегмента
Реферат Однорангова операційна система Windows 95 98
Реферат Контроль и выявление негативных факторов, обуславливающих ухудшению промысловой продуктивности в российской зоне Берингова моря
Реферат Bullfighting Essay Research Paper English 1301008
Реферат Инвестиции Мордовии
Реферат Сущность глобальных проблем
Реферат Gregg Easterbrooks Thesis Essay Research Paper Destroy
Реферат Экономическое содержание бюджета государства
Реферат Taoism 2 Essay Research Paper There are
Реферат Златоустовская гравюра на стали 2
Реферат Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
Реферат Имперская держава
Реферат Использование информационных технологий на уроках истории в школе