1. интеграция 19в-1950В 30-е гг. XIX в. двумя итальянскими демократами, лидерами движения за независимость и объединение Италии Карло Каттанео и Джузеппе Мадзини, была впервые выдвинута идея соединенных штатов Европы. А в 1849 г., выступая на Парижском конгрессе европейских пацифистов, великий французский писатель и общественный деятель республиканец Виктор Гюго также обратился с призывом создать соединенные штаты Европы, которые включали бы и Россию'. Лидером панъевропейского движения в самом начале стал граф Ричард Куденхове-Калерги (Австрия), в 1923 г. выдвинувший план создания соединенных штатов Европы. В его книгах «Пан-Европа», "Борьба за Пан-Европу», «Европа просыпается», развивавших идеи панъевропейского федерализма, явственно ощущалось влияние американского образца. Куденхове-Калерги был не только теоретиком, но и деятельным проводником панъевропеизма: им был основан Панъевропейский союз. Идеи панъевропеизма не получили, однако, ожидавшейся поддержки от ведущих государственных деятелей и лидеров политических партий ведущих стран Европы. В качестве исключения можно рассматривать деятельность французского министра иностранных дел Аристида Бриана, избранного в 1927 г. почетным президентом Панъевропейского союза. Он предложил и план образования европейского союза в рамках Лиги наций, по принципу напоминающего федерацию. Предвидя возможные возражения. Бриан заявлял, что государства не будут ограничены в своих суверенных правах. План Бриана, однако, не был принят в Европе, хотя за ним и стояла крупнейшая держава Европы. Сказывалось то, что в Лиге наций, так и не ставшей универсальной всемирной организацией, европейские страны, особенно ведущие, занимали доминирующее положение. Появление панъевропейской федерации не отвечало их интересам. Обострение межгосударственных противоречий в Европе неизбежно вело к свертыванию панъевропейских идей. Это был период прихода к власти фашистских и милитаристских режимов в ряде стран Европы. Затем, в ходе Второй мировой войны, идеи объединенной Европы оставались в стороне, но эта война дала пример антигитлеровской коалиции. И хотя страны Европы находились по разные стороны баррикад, победа сил, олицетворяющих прогресс человечества, имела поистине историческое значение. Еще до окончания войны вновь стали активно появляться проекты объединения Европы. Это обусловливалось ослабленным положением всех европейских стран: как и в Первой мировой войне, раздоры между европейскими государствами обернулись их общим поражением, ослаблением позиций Европы в мировой экономике и политике. Ведущие западноевропейские державы активно искали пути своего утверждения в современном мире. Вновь зазвучали призывы к объединению. Панъевропейское движение в том виде, в котором оно существовало до Второй мировой войны, представляло собой весьма слабую базу для быстрого и кардинального продвижения вперед. Правда, с установлением мира во многих странах появились различные общества, объединения и союзы, выступавшие под лозунгами европейской интеграции. Мера радикальности их проектов определялась их политическими воззрениями. Наиболее решительно выступали сторонники европейского федерализма. Показательна в этом отношении Программа из 12 пунктов, принятая на Гертенштейновской встрече представителей групп Сопротивления в 1946 г. Эта программа предусматривала создание европейского союза на федеративных началах. Союз мыслился как составная часть общемировой системы ООН. При этом члены Европейского союза должны были передать «часть своих экономических, политических и военных суверенных полномочий образованной ими Федерации». Европейский союз был призван заботиться о планомерном восстановлении хозяйства и сотрудничестве в экономике, культуре, социальной сфере". Преобладающей идеей панъевропеистов по-прежнему оставалось создание соединенных штатов Европы, построенных на условиях, более подходящих для объединения государств. Лозунги наднациональности, конфедера-лизма, а то и федерализма провозглашались в более мягких формах. Чтобы продвинуть вперед дело панъевропеизма, ряд организаций образовали Объединение союзов европейского единства, а несколько позднее, в октябре 1948 г., появилось самое широкое объединение - Европейское движение, имевшее достаточно активное ядро. Именно оно э значительной мере подготовило почву для создания в 1949 г. Совета Европы. Уинстон Черчилля: «Мы должны создать нечто вроде Соединенных Штатов Европы... Если говорить о тех людях, которые стояли у основ современной западноевропейской интеграции, то прежде всего следует назвать два имени - Жана Монне и Робера Шумана. Ж. Монне имел большой опыт международного сотрудничества, немало сделал для создания Европейской организации экономического сотрудничества и принимал активное участие в системе распределения помощи по плану Маршалла. Р. Шуман на рубеже 1950-х гг. занимал пост министра иностранных дел Франции и играл видную роль в формировании ее внешней политики. Ж. Монне тесно сотрудничал с Р. Шуманом и активно поддерживал его идею франко-германского объединения по углю и стали. Гаагский конгресса 1948 г., который высказался за создание европейского культурного центра, призванного формировать общее европейское сознание. 2. Интеграция 1950-60еПервой вехой в развитии реальной интеграции был ^ Договор об учреждении Европейского объединении угля и стали (ЕОУС), или Парижский договор, подписанный 18 апреля 1951 г. представителями шести западноевропейских стран — Франции, Западной Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Он был ратифицирован национальными парламентами и вступил в силу 25 июля 1952 г. в Парижском договоре было установлено, что для решения управленческих вопросов создается сложная политическая система, состоящая из нескольких интеграционных институтов — Высшего руководящего органа, Общей ассамблеи, Специального совета министров (или просто Совета) и Суда, Ключевую роль в этой системе играл Высший руководящий орган. Договор недвусмысленно устанавливал его наднациональный характер. Девять его членов назначались на свои посты правительствами государств-членов, но в личном качестве, по признаку профессиональной компетентности, и должны были быть полностью независимыми, в том числе и от своих правительств. Ассамблея была наделена лишь одним правом — она могла большинством в две трети голосов отправить в отставку Высший руководящий орган в полном составе. Совет был призван обеспечить гармонизацию действий Высшего руководящего органа и национальных государств. Его полномочия были весьма ограниченными — он мог лишь просить Высший руководящий орган рассмотреть предложения и меры, которые он считал соответствующими общим целям и необходимыми для их достижения. Вместе с тем содержавшиеся в Парижском договоре прямая ссылка на конечную цель интеграции (создание федерации) и «жесткая» трактовка принципа наднациональности, которая воплотилась в статусе Высшего руководящего органа, были, как показал опыт, слишком прямолинейными. 1-2 июня 1955 г. собравшиеся в Мессине (Италия) министры иностранных дел «шестерки» создали Межправительственный комитет во главе с П.-А. Спааком, которому было поручено подготовить доклад относительно возможности создания экономического союза «шестерки», и в частности организации сотрудничества в области атомной энергии. «Доклад Спаака» был рассмотрен и одобрен министрами иностранных дел на совещании в Венеции 26 мая 1956 г. ^ 25 марта 1957 г. в Риме представителями «шестерки» были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), получившие название Римских договоров. В этих договорах воплотилась современная правовая и институциональная основа европейской интеграции, которая будет подробно рассмотрена в последующих главах. Цели экономической интеграции включали: • гармоничное развитие всех видов экономической деятельности; • непрерывный и сбалансированный рост; • обеспечение стабильности; • ускоренное повышение уровня жизни. . стремились в первую очередь к ускорению экономического роста и повышению благосостояния населения. Такие важные ограничители роста, как инфляция и загрязнение окружающей среды, были явно вне круга их приоритетов. Для достижения установленных Римским договором целей были избраны два основных средства — создание общего рынка и сближение экономической политики государств — членов ЕС. Первым шагом на пути создания общего рынка должен был стать таможенный союз шести стран. Далее государства-члены должны были сделать следующий шаг вперед — сделать открытые друг для друга внутренние рынки однородными. На этой основе можно было реализовать конечную цель Римского договора — обеспечить «четыре свободы» (свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов). Римский договор был призван также содействовать решению одной из наиболее острых социальных проблем — проблемы сельского хозяйства. Государства-члены договорились об интеграции аграрных рынков и проведении общей сельскохозяйственной политики. Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период продолжительностью 10-12 лет. Первым председателем Комиссии ЕЭС был назначен Вальтер Хальштейн, а председателем Европейского парламента стал Робер Шуман. ^ 3-11 июля 1958 г. на конференции в Стрезе (Италия) был утвержден механизм общей сельскохозяйственной политики. Новые реальности заставили семь западноевропейских стран, не вошедших в состав ЕЭС, — Австрию, Великобританию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию — подумать о защите своих торговых интересов. в Стокгольме (Швеция) была подписана Конвенция о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).Конвенция вступила в силу 3 мая 1960. 1961 год был ознаменован ростом международного признания успехов европейской интеграции: соглаш об ассоциации между Грецией и ЕЭС, Великобр, Дания, Испания, Норвегия и Португалия. Смысл его политики Де Голля заключался в том, чтобы добиться единства Европы, не ущемляя суверенитета национальных государств («Европа отечеств»). Следуя этой линии, французское правительство стремилось всемерно укрепить самостоятельность Франции внутри ЕЭС и ограничить влияние интеграционных институтов. Уже начавшиеся переговоры о расширении ЕЭС были сорваны из-за категорического отказа де Голля допустить присоединение Великобритании. 18 января 1961 г. французское правительство предложило своим партнерам окончательный вариант плана создания политического союза («план Фуше»), который не выходил за рамки традиционных межгосударственных альянсов. Пять других государств-членов предложили альтернативный вариант. Достичь согласия по этому вопросу не удалось. В марте 1965 г. Комиссия внесла предложение о финансировании обшей сельскохозяйственной политики, которое предусматривало предоставление ЕЭС собственных финансовых средств и расширение прав Парламента в бюджетной сфере. Французское правительство выступило против. 6 июля оно информировало своих партнеров о том, что отзывает своего постоянного представителя при ЕЭС. Одновременно оно заявило, что Франция не будет участвовать в заседаниях Совета и Комитета постоянных представителей, а также в работе любых комиссий и рабочих групп. «кризиса пустого кресла». 9 сентября де Голль заявил, что Франция не удовлетворена деятельностью интеграционных институтов, в частности процедурой голосования на основе большинства голосов в Совете и взаимоотношениями между Советом и Комиссией. Для разрешения возникших острых разногласий партнеры Франции предложили созвать чрезвычайное заседание Совета ЕЭС. Два таких заседания состоялись в январе 1966 г. в Люксембурге. Совет принял резолюции об отношениях между Советом и Комиссией и порядке применения процедуры голосования на основе большинства голосов. По настоянию Франции было решено, что каждое государство имеет право требовать применения принципа единогласия, если обсуждаемый вопрос затрагивает его жизненные интересы (знаменитый «люксембургский компромисс»). Французские представители вернулись в Брюссель, «кризис пустого кресла» был исчерпан. Следующей крупной вехой в развитии европейской интеграции стал так называемый «Договор о слиянии» (Договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ). Он был подписан 8 апреля 1965 г. и вступил в силу 1 июля 1967 г. Вместо существовавших до этого трех отдельных Советов (по одному на каждое из трех сообществ) и трех Комиссий были учреждены единый Совет и единая Комиссия ЕС. Договор о слиянии предусматривал также замену финансовых взносов государств-членов на нужды интеграции системой собственных средств Европейских сообществ. Уход с политической сцены генерала де Голля дал возможность постепенно расчистить завалы, образовавшиеся на пути интеграции. Конец 60-х годов ознаменовался новыми успехами интеграционного .строительства. I июля 1968 г., на полтора года раньше, чем предусматривалось Римским договором, был завершен процесс создания таможенного союза. Вступил в силу общий таможенный тариф государств-членов, полностью заменивший национальные тарифы. Успешно шло формирование общей торговой политики. Комиссия, действуя от имени государств-членов, становилась все более активным и влиятельным участником многосторонних торговых переговоров.3.Интеграция 1970-первая половина 19801-2 декабря в Гааге главы государств и правительств «шестерки» приняли пакет важных решений. Было решено, в частности, ускорить окончательное формирование системы финансирования общей сельскохозяйственной политики, увеличить собственные средства Сообщества и расширить бюджетные полномочия Парламента. Одновременно политические руководители ЕЭС поручили Комиссии и Совету возобновить переговоры о присоединении стран-кандидатов, подготовку к созданию Экономического и валютного союза и системы сотрудничества в области внешней политики. Во исполнение этих решений 30 июня 1970 г. в Люксембурге состоялась торжественная церемония открытия переговоров о присоединении к сообществам Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии. 7-8 октября того же года Комиссия во главе с люксембургским премьер-министром Пьером Вернером представила свой проект создания Экономического и валютного союза («план Вернера»). Одновременно были расширены бюджетные полномочия Парламента. 27 октября Совет одобрил проект создания политического союза {«план Давиньона»). Уже 19 ноября в Мюнхене состоялась первая встреча министров иностранных дел в рамках вновь созданной системы политического сотрудничества. 22 марта 1971 г. Совет и представители государств-членов одобрили «план Вернера». Было принято решение о начале координации экономической политики. Все эти проекты дали основание Совету заявить 19-21 октября 1972 г. о намерении государств-членов «преобразовать всю совокупность своих взаимоотношений в Европейский Союз» не позднее 1980 г. 22 января 1972 г. был подписан Договор, касающийся присоединения Соединенного Королевства, Ирландии, Норвегии и Дании. В связи с тем, что решение о присоединении к ЕЭС Норвегии было отвергнуто на референдуме, 1 января 1973 г. было принято решение о частичном изменении Договора. В тот же день он вступил в силу в уже модифицированном виде. Первым серьезным шоком для западноевропейской экономики стала односторонняя отмена правительством США свободного обмена доллара на золото. Еще более серьезные последствия имели события, последовавшие за очередной арабо-израильской войной 6-27 октября 1973 г. Решение ОПЕК о резком повышении цен на нефть и сокращении или прекращении поставок в некоторые страны больно ударило по Западной Европе в связи с ее высокой зависимостью от поставок ближневосточной нефти. Это тормозило действия госкдарств. Наступил длительный период «евроскептицизма», или «евро-склероза». (Созданная в марте 1972_г. система так называемой «валютной змеи», призванная нейтрализовать резкие колебания обменных курсов, оказалась неудачной) Уже через год Великобритания, Ирландия и Италия вышли из нее и установили принцип «свободного плавания» своих валют. За ними последовала Франция. Проект Экономического и валютного союза остался без движения в связи с резким изменением экономических условий; Не получил дальнейшего развития и проект создания политического союза. 3-10 декабря 1974 г. в Париже состоялась очередная встреча в верхах. Руководители государств-членов приняли два важных институциональных решения: 1) начиная с 1978 г. ввести прямые всеобщие выборы депутатов Европейского парламента; 2) создать Европейский совет в составе глав государств и правительств государств-членов, который должен регулярно собираться на свои заседания как в рамках системы сообществ, так и в рамках системы политического сотрудничества. В марте 1975 г. Парламент, Совет и Комиссия приняли совместную декларацию о введении процедуры согласования актов, влекущих за собой серьезные финансовые последствия. Тем самым был сделан еще один шаг по пути укрепления финансовой независимости сообществ и усиления роли Парламента. 22 июля того же года в Брюсселе был подписан Договор о создании Счетной палаты. 13 мая 1976 г. вступило в силу решение о создании Европейской валютной системы, просуществовавшей вплоть до начала 90-х годов. 20 сентября 1976 г. представители государств — членов ЕС подписали в Брюсселе соглашение о формировании Европейского парламента посредством прямых всеобщих выборов. Первые прямые выборы были проведены в июне 1979 г. Европейский парламент приобрел тем самым непосредственную демократическую легитимность. На протяжении 70-х годов Европейский совет и Совет ЕС неоднократно рассматривали и решали актуальные вопросы общей сельскохозяйственной политики. Постоянным пунктом повестки дня были финансовые претензии Великобритании, которая, как полагало британское правительство, несла неоправданно большие расходы по содержанию сообществ, в частности по финансированию общей сельскохозяйственной политики. В июне 1971 г. Совет одобрил предложения Комиссии о создании системы генеральных преференций, распространяющейся на 91 развивающуюся страну. В 1973 г. ЕС приняло полноправное участие в «Токийском раунде» многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Под эгидой ЕС развивался политический диалог с арабскими странами. 11 октября 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН предоставила Европейским сообществам статус наблюдателя. 28 февраля 1975 г. была подписана первая Ломейская конвенция между ЕС и 46 государствами Африки, Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона (вступила в силу 1 апреля 1976 г.), которая стала главным инструментом политики ЕС в странах «третьего мира». В течение 1976-1977 гг. были подписаны договоры о сотрудничестве с пятью арабскими государствами Северной Африки. Начиная с мая 1977 г. ЕС становится официальным участником заседаний «большой семерки».. В апреле 1978 г. было подписано первое торговое соглашение между ЕС и КНР. I января 1981 г. вступил в силу Договор о присоединении к ЕС Греции, которая стала десятым государством — членом ЕС. Первые признаки активизации интеграционного процесса в самой Западной Европе появились в середине 1983 г. 17-19 июня на заседании Европейского совета в Штутгарте была подписана «торжественная декларация» о Европейском Союзе, в которой главы государств и правительств государств — членов ЕС подтвердили уже порядком подзабытую стратегическую цель европейской интеграции. Однако практическое движение вперед началось лишь с назначением председателем Европейской комиссии известного политического деятеля Франции, бывшего министра финансов этой страны Жака Делора. Возглавляемая им Комиссия приступила к исполнению своих обязанностей 7 января 1985 г.4. ЕЕА и Маастрихтский договорВ соответствии с предложениями Комиссии 17 февраля 1986 г. в Люксембурге и 28 февраля 1986года в Гааге был подписан Единый европейский акт (ЕЕА), который вступил в силу 1 июля 1987 г. ЕС впервые дали точное определение пространства «четырех свобод» как единого пространства, без каких-либо внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Это пространство получило название Единого внутреннего рынка. Было решено завершить его создание к 31 декабря 1992 г. Принципиальное значение для успешного осуществления этой задачи имел переход к принятию всех решений на этот счет посредством квалифицированного большинства. Тем самым ни одна страна не имела более права вето в вопросах, относящихся к созданию Единого внутреннего рынка, была создана договорно-правовая база межправительственного сотрудничества государств-членов в области внешней политики. I января 1986 г. произошло третье расширение Сообщества — его 11-м и 12-м членами стали Португалия и Испания. В рамках «Проекта 92» Европейская комиссия во главе с Ж. Де Лором подготовила более 280 законопроектов и проводила их через Совет и Парламент. Официальные отношения между ЕС и странами Восточной Европы, в том числе и Советским Союзом, были установлены в 1988 г. после подписания Совместной декларации Европейского сообщества и Совета экономической взаимопомощи. Падение берлинской стены поставило Сообщество перед лицом новых сложных проблем. В частности, встал вопрос о порядке объединения ФРГ и ГДР и формах присоединения восточной части Германии к Сообществу. Этот вопрос был решен на внеочередном заседании Европейского Союза 28 апреля 1990 г. в Дублине. По инициативе Сообщества 29 мая 1990 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 15 июля 1991 г. Совет принял регламент об оказании технической помощи Советскому Союзу, который в дальнейшем послужил основой программы ТАСИС. 16 декабря были подписаны Европейские соглашения с Польшей, Венгрией и Чехословакией. Они не предусматривали вступление этих стран в Европейское сообщество. Впоследствии соглашения такого типа были заключены и с другими странами Центральной и Восточной Европы, включая и государства Балтии. Крупнейшей, переломной вехой в развитии европейской интеграции стало создание Европейского Союза. Один из них базировался на так называемой «концепции дерева» - сделать новые направления интеграции своего рода «ветвями» старого «дерева» Европейских сообществ. другие предлагали сделать Европейское сообщество главной опорой Союза, а новые направления интеграционного процесса — дополнительными, относительно самостоятельными его опорами. Эти дополнительные опоры предлагалось строить на принципах межправительственного сотрудничества, но «под крышей» общих интеграционных институтов и общего законодательства. Именно этот подход и одержал в конечном счете верх в ходе двух межправительственных конференций, созванных для подготовки новых положений Договора. Подготовленный ими проект был одобрен главами государств и Правительств на очередном заседании Европейского совета в Маастрихте (Нидерланды) 9-10 декабря 1991 г. Там же 7 февраля 1992 г. был подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). 2 июня 1992 г. Маастрихтский договор был неожиданно отклонен в ходе референдума в Дании. Сообщество было вынуждено предоставить Дании ряд исключений и отсрочек. Обнаружились трудности в процессе ратификации договора и в ряде других стран. Маастрихтский договор внес ряд фундаментальных изменений в природу и механизм интеграционного процесса. Суть воплотившихся в нем стратегических решений сводилась к следующему: • от Единого внутреннего рынка идти дальше, к полной экономической и валютной интеграции; • придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики; • дополнить наднациональную экономическую интеграцию прочным и постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней и внутренней политики.' ' Маастрихтским договором было оформлено создание Европейского Союза, основанного на трех опорах: 1) Европейских сообществах, 2) общей внешней политике и политике безопасности и 3) сотрудничестве в области внутренних дел и юстиции. Все три опоры были объединены единой институциональной структурой. Государства-члены договорились о создании Экономического и валютного союза, введении единой валюты, учреждении института гражданства Европейского Союза,, поддержании (сумма законодательных норм и административных правил Европейского сообщества) и соблюдении принципа субсидиарного. Было установлено, что Европейский Союз стремится к устойчивому и неинфляционному росту с должной охраной окружающей среды. Одной из высших целей экономической интеграции было признано достижение высокой степени сближения уровня экономической эффективности в государствах-членах. экономическая интеграция приобрела после Маастрихта такое мощное средство, как Экономический и валютный союз! I2 мая 1992 г., вскоре после заключения Маастрихтского договора, в Опорто (Португалия) было подписано Соглашение, учреждающее ^ Европейское экономическое пространство (ЕЭП) между 12 государствами — членами ЕС и 7 государствами — участниками Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Соглашение вступило в силу I января 1994 г. Оно предусматривает распространение «четырех свобод», действующих на Едином внутреннем рынке ЕС,на страны ЕАСТ. Это предполагает в первую очередь гармонизацию правил конкуренции и других общих правил экономической деятельности в странах ЕС и странах ЕАСТ в целях достижения однородности экономического пространства в странах — участницах соглашения. 5. Маастрихт - Амстердам Из семи первоначальных участников соглашения со стороны ЕАСТ три (Австрия, Финляндия и Швеция) 1 января 1995 г. стали полноправными членами ЕС. Швейцария не ратифицировала соглашение в связи с отрицательными результатами референдума по этому вопросу. Поэтому в настоящее время в ЕЭП входят лишь три страны — Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, у 90-е годы прошли под знаком одновременного углубления интеграции, распространения интеграции на новые области и ее географического расширения. Процесс углубления интеграции включал строительство Экономического и валютного союза, подготовку к введению единой валюты, демократизацию Европейского Союза и подготовку институциональной реформы. В точном соответствии с заранее установленным графиком 11 государств — членов ЕС (позднее к ним присоединилась Греция) успешно завершили создание Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков. 1 января 1999 г. была введена новая валюта евро. Через два года, 1 января 2002 г., были выпущены в обращение банкноты и монеты евро, а к концу февраля того же года национальные валюты стран зоны евро полностью прекратили свое существование. 2 октября 1997 г. был подписан и 1 мая 1999 г. вступил в силу ^ Амстердамский договор, которым были внесены новые изменения в основополагающие договоры. Договор закрепил неоспоримую обязанность государств-членов строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека. Были еще более расширены права Европейского парламента. Было провозглашено превращение Европейского Союза в «пространство свободы, безопасности и справедливости», механизм Шенгенского соглашения включен в механизм первой опоры Союза. Расширение сферы интеграции приняло форму подготовки к принятию в ЕС 13 новых членов — 10 стран Центральной и Восточной Европы и 3 стран Южной Европы. Одновременно ЕС активно развивал свои отношения с теми странами, которые не являются кандидатами на вступление в Союз, — государствами СНГ и странами Западных Балкан. Правовой базой отношений с государствами СНГ стали соглашения о партнерстве и сотрудничестве, обеспечившие широкое развитие взаимовыгодных связей. Соответствующее соглашение между ЕС и Российской Федерацией было подписано 24 июня 1994 г. на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). На Балканах усилия Европейского Союза были направлены на разрешение острого кризиса, возникшего вслед за распадом Югославии. В ходе попыток прекращения военного конфликта достаточно наглядно выявилась неспособность ЕС решить эту задачу самостоятельно — пришлось прибегнуть к помощи НАТО и США. Одновременно это стало стимулом дальнейшего развития общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. С большими сложностями был связан процесс институциональной реформы, которая стала абсолютным императивом в связи с перспективой нового географического расширения ЕС. Первоначально предполагалось решить вопросы институциональной реформы в Амстердамском договоре. Однако сделать это не удалось из-за глубоких разногласий между государствами-членами.6. Ницца 29 марта 2000 г. в Ницце (Франция) был подписан новый Договор, получивший название Ниццского. В нем были решены некоторые назревшие проблемы институциональной реформы — установлены численность и состав институтов ЕС после завершения расширения, распределение голосов в Совете, порядок применения принципа квалифицированного большинства и др. Ратификация Договора неожиданно затянулась в связи с тем, что он был отвергнут на референдуме в Ирландии. Повторное голосование по этому вопросу состоялось в октябре 2002 г. и дало положительный результат. Это сделало возможным вступление Ниццского договора в силу в начале 2003 г. Завершающим аккордом в подготовке к расширению ЕС стал Ниццский договор, изменяющий Договор о ЕС, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. Подписанный в Ницце (Франция) 26 февраля 2001 г., он вступил в силу с 1 мая 2003 г. Договор состоит из преамбулы и двух частей, содержащих 13 статей. При этом ст. 1, относящаяся к изменениям, вносимым в Договор о ЕС, и ст. 2, вносящая изменения в Договор о Сообществе, содержат многочисленные постановления, сформулированные в виде статей, изменяющих и дополняющих те или иные статьи предшествующих текстов. В результате вновь вводятся статьи, имеющие не только цифровое, но и буквенное обозначение. К Договору приложен целый ряд документов в форме протоколов и деклараций. Наиболее важные среди них — это Протокол о расширении ЕС и Протокол, содержащий Устав Суда ЕС. Согласно официальной мотивировке главное назначение Договора состоит в завершении «процесса подготовки к функционированию институтов в рамках расширяющегося Европейского Союза, начатого Амстердамским договором». Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать вызовы и риски, связанные с приходом большой группы новых государств-членов, отчетливо прослеживаются в содержании Договора. Уточняется процедура наложения санкций на государства-члены, не соблюдающие фундаментальные ценности и принципы, закрепляемые в Договоре о ЕС. Детализируются постановления, относящиеся к продвинутому сотрудничеству, возможность которого распространяется на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Одновременно совершенствуется правовой механизм ОВПБ и вводится его разновидность ОЕПБО, повышаются требования к выработке и проведению общей внешней политики. Центральное место в Договоре занимают постановления, относящиеся к институциональной структуре ЕС. Практически в той или в иной степени реформируются все институты ЕС. Изменяются численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется число взвешенных голосов, которыми обладает каждое государство-член в Совете ЕС и которое используется при принятии решений квалифицированным большинством. Одновременно вносятся изменения в саму процедуру голосования и заранее определяется кворум и порог численного большинства, необходимого для принятия решений (обязательная сумма взвешенных голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление). Целый ряд серьезных уточнений вносится в порядок формирования ЕК и ее структуру. Резко возрастают роль и значение Председателя ЕК. Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Практически вводится трехзвенная структура судебных инстанций — Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статус суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Больше того, в ограниченных пределах ему предоставляются полномочия в осуществлении преюдициальной процедуры. Детали проводимых изменений фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который приложен к Ниццскому договору и дополнен последующими решениями Совета ЕС. Опыт развития событий в ЕС после подписания Ниццского договора подтверждает, что тревоги и опасения, связанные с расширением Союза, отнюдь не беспочвенны. Об этом свидетельствуют события вокруг Ирака, вызвавшие серьезные различия в позициях отдельных государств-членов и государств-кандидатов на вступление. Выявились серьезные расхождения по поводу отдельных принципиальных положений Конституции ЕС. Обострились разногласия, порожденные нарушением пакта стабильности со стороны ряда ведущих государств-членов ЕС. Конечно, интеграционные объединения в ходе своего развития неоднократно сталкивались с серьезными противоречиями и кризисными явлениями. В конечном счете их удавалось преодолевать и находить необходимый консенсус. Однако почти удвоение численного состава ЕС с мая 2004 г. способно серьезно осложнить достижение согласия и, как следствие, понизить оперативность и эффективность осуществления функций Союза. В какой-то мере отыскание общего и приемлемого для всех решения возникающих проблем связывают на современном этапе с выработкой и введением в действие Конституции ЕС.Относительно ОВПБ: появляется расширен круг вспомогательных структур в рамках институтов ЕС: Комитет по политике и безопасности (КПБ), в котором переговоры проходят на уровне послов от стран-участниц ЕС, чуть ниже находится новый Военный комитет ЕвроСоюза (ВКЕС), который призван реализовывать военное управление и руководить ещё одним новым институтом - Военным штабом ЕС (ВШЕС). В компетенцию последнего входят контроль над системой раннего предупреждения, реализация т.н. «петерсбергских» миссий и осуществление других практических задач в рамках ОВПБ ЕС. 7. ЕС в 2000хМежду тем стала совершенно очевидной недостаточность мер, предусмотренных Договором. Поэтому по предложению правительства Германии саммит принял решение созвать в 2004 г. новую межправительственную конференцию, которая должна выработать поправки к основополагающим договорам, в большей мере отвечающие изменившимся объективным условиям и тем вызовам, которые стоят перед Европейским Союзом. 24-25 октября 2002 г. в Брюсселе состоялось заседание Европейского совета, на котором были окончательно установлены сроки расширения ЕС. Первые 10 государств подпишут договор о присоединении в Афинах в апреле 2003 г. и официально станут членами ЕС в начале 2004 г. Для обсуждения будущего интегрирующейся Европы созван специальный Конвент из представителей интеграционных институтов, национальных государств и общественности.8. Европейский совет Практика проведения встреч глав государств и правительств ЕС восходит к 1961 г., когда по инициативе генерала де Голля на высшем уровне обсуждалась идея создания политического союза. После его ухода (и провала идеи политической интеграции) эти встречи не пр