ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ........................... 5 1.1. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе......................................... 5 1.2. Требования программы «Пралеска» по ознакомлению детей с временами года................................................................................. 8 1.3. Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой............................................................................................ 26^ ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....... 32 2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы................................................................................................... 32 2.2. Описание используемых методик и результатов констатирующего этапа эксперимента............................................. 33 2.3. Формирующий этап эксперимента.................................................... 34 2.4. Анализ полученных результатов и выводы по практической части..................................................................................................... 37ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 40^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 43ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 45ВВЕДЕНИЕГлобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существованию самой жизни на Земле. Только в конце ХХ в. человечество осознало всю пагубность своего «бездумного» хозяйствования на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая безграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.^ Цель исследования: изучить процесс формирования знаний о временах года у старших дошкольников, сформировать у детей нужные представления о временах года и выявить эффективность применения разработанного нами развивающего комплекса мероприятий. ^ Объект: процесс экологического воспитания дошкольников. Предмет исследования: особенности процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с временами года.Гипотеза: при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни экологическое воспитание дошкольников выходит на высокий уровень. Задачи: Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников. Проанализировать требования базисной программы воспитания и обучения в детском саду «Пралеска» по ознакомлению детей с временами года. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня знаний о временах года у старших дошкольников и апробировать его на практике. Выявить эффективность использования комплекса мероприятий в воспитательно-образовательном процессе на экологическое воспитание старших дошкольников. ^ Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; наблюдение, беседа; констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.^ ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ1.1. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природеОкно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети соприкасаются с природой и самостоятельно. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле – морозный иней, снег по колено. Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на детей. Однако всё ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общении с природой? Ведь может случиться, что он оторвет крылья у бабочки или стрекозы, нарвет охапку ландышей, и тут же бросит их под ноги. Отсутствие знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них предрассудков и суеверий. Неправильные представления являются причинами недоброжелательного отношения детей к животным: лягушкам, кошкам и др. Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах. Родители не всегда располагают определенными знаниями в этой области, не имеют обширной познавательной информации о тех явлениях, природы, встреча с которыми наиболее вероятна, и не всегда могут ответить на многие детские «почему», пробудить интерес к окружающему миру. А также у родителей чаще всего нет времени заниматься обучением ребенка. Поэтому роль воспитателя в ознакомлении детей с природой и в обучении правильному поведению в природе очень важна. Однако, как указывает С.А.Суркина, большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, Н.Н.Николаевой, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры [20, с.11]. Исходным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 6-7 лет доказана педагогическими исследованиями Л.С.Игнаткиной, И.А.Комаровой, Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, П.Г.Саморуковой, П.Г.Терентьевой и т. д. Особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой [1, с.27]. Педагог должен расширять, формировать, уточнять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, помогать ребенку понять гармонию в природе, целесообразность всего сущего в ней, учить постигать ее законы, ощутить ее красоту. И чем раньше познакомиться с удивительным миром человек, тем раньше пробудится чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе семян доброты, тем сильнее будет желание сберегать всё растущее и живое. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка. Используя разные методы в работе с детьми, отвечающие их возрастным возможностям, в том числе – возросшей активности, самостоятельности воспитатель может сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка. Он воспитает у детей любовь к жизни во всех ее проявлениях, разовьет способность воспринимать красоту. Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневном жизни. Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм. Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде. Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет. В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света. Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями в живой и неживой природе в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступным взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день. Итак, задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы [1, с.45]. Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.^ 1.2. Требования программы «Пралеска» по ознакомлению детей с временами годаВ соответствии с целью проводимого исследования, выстраивая модель процесса экологического воспитания старших дошкольников, в курсовой работе нами проведен анализ программы «Пралеска» по ознакомлению детей с временами года [17]. Проведенный анализ позволил сделать некоторые выводы. Программа «Пралеска» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Кроме того, программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Рассмотрим подробнее требования программы «Пралеска» в плане ознакомления детей с временами года.Вторая младшая группаОсень Во время прогулок воспитатель способствует накоплению представлений у детей о ярких осенних явлениях в неживой природе, мире растений и животных в соответствии с программой.^ Наблюдения неживой природы. Воспитатель знакомит детей с характерными признаками осени: холодно, идет дождь, на земле лужи, привлекает внимание к ним, приучает замечать состояние погоды. Собираясь на прогулку, говорит о том, что на улице стало холодно, надо теплее одеваться; все люди надевают пальто. На прогулке организует кратковременные наблюдения, старается заинтересовать детей, привлечь их внимание к явлениям природы. В дождливый день, гуляя с ними под навесом, предлагает посмотреть, как идет дождь; от дождя на дорожках лужи, люди идут под зонтиками. Хорошо рассказать потешку: «Дождик-дождик, полно лить, наших детушек мочить». В ветреный день обращают внимание детей на то, как ветер качает деревья, срывает и крутит листья; можно предложить прислушаться к шуму дождя и ветра. В такие дни малышам дают для игр вертушки, бумажные ленточки, ветряные мельницы. Воспитатель учит ребят устанавливать простейшие видимые связи между явлениями: пошел дождь – на дорожках лужи и др.^ Ознакомление с растениями. На первых прогулках следует осмотреть зеленые насаждения участка или другого места прогулки, учить детей беречь растения, не ходить по клумбам. С наступлением яркого расцвечивания деревьев и листопада привлекают внимание детей к этому весеннему явлению. Хорошо показать, какие красивые деревья на участке – у них много красных или желтых листьев. Надо, чтобы дети увидели, что листья падают с деревьев, понаблюдали, как они кружатся в воздухе. Воспитатель просит принести желтый или красный, большой или маленький лист. С осенними листьями можно проводить разнообразные игры, делать их листьев венки и шапочки.^ Наблюдения за животными. Надо пользоваться каждым случаем, чтобы понаблюдать за домашними животными: собакой, кошкой, курами, кроликом. На прогулке можно увидеть воробьев, голубей. Наблюдения надо сопровождать коротенькими пояснениями, помогающими увидеть повадки, характерные внешние признаки животных, задать вопросы, прочитать стихи или спеть песенку о животных.Зима Ознакомление детей младшей группы с наиболее характерными признаками зимнего сезона проводится повседневно во время прогулок на участке детского сада или в ближайшем парке, сквере. Представление о зиме дети получают во время игр, посильного труда, зимних развлечений и кратковременных наблюдений. Чем содержательней и интересней организованы прогулки, тем ярче будут впечатления детей о зиме. Много радости доставляют детям специальные постройки, вокруг которых разворачиваются увлекательные игры.^ Наблюдение неживой природы. Во время прогулок воспитатель привлекает внимание детей к неживой природе: дает возможность не только наблюдать, как падает снег, но и связывать коротенькие наблюдения детей с их активной деятельностью. На прогулках воспитатель обращает внимание детей на погоду. «Какая хорошая погода: солнышко светит, небо голубое, чистое». Подражая воспитателю, дети тоже ищут солнце, замечают цвет неба.^ Наблюдения за птицами. На прогулках надо привлекать детей к наблюдению за птицами, в частности за воробьями – постоянными посетителями участка детского сада. Первое время педагог сам сыплет им корм, затем постепенно привлекает к этому и детей. Они наблюдают, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при шуме или неосторожном движении людей. Воспитатель сопровождает эти наблюдения пояснениями: «Воробушек прыгает», «Отлетел в сторону», «Клюет», «Наклевался и улетел».Весна^ Наблюдения неживой природы. Знакомить малышей с весенними явлениями нужно тогда, когда наступают заметные изменения в природе. Собираясь с детьми на прогулку, воспитатель говорит: «Сегодня тепло, светит солнце, не нужно надевать теплого шарфа...» Чтобы дети увидели и почувствовали эти изменения, можно использовать разнообразные приемы: предложить им, зажмурив глаза, подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелась на солнце одежда, пойти посмотреть, как тает снег на снежной горке, где недавно еще катались на санках, как осела снежная баба, которую слепили дети. Когда подсохнет, можно организовать игры с вертушками, мельницами, бумажными корабликами. Кратковременное наблюдение за таянием снега и льда воспитатель организует на каждой прогулке со всеми детьми или с небольшими группами. Иногда, собираясь на прогулку, предлагает пойти посмотреть на улицу или в сад, как тает снег, и обобщает: «Солнце греет, стало тепло, и снег растаял». По мере таяния снегового покрова нужно обратить внимание на появление проталин (снег растаял, видна земля) и в дальнейшем следить, остался ли еще где-нибудь снег на участке или в саду.^ Наблюдения за растениями. Весной воспитатель знакомит детей с изменениями в жизни растений. Предлагает им посмотреть на зеленую травку, поискать самим, где еще растет она. На последующих прогулках отмечает, что травы выросло много. Такие наблюдения и выполнение несложных самостоятельных заданий занимают и радуют детей, приучают их присматриваться к окружающему. Когда на лугу появляются первые весенние цветы, воспитатель показывает их детям. Сбор весенних цветов доставляет ребятам большую радость. Воспитатель обращает внимание детей на то, что деревья стали зеленые, на них появились маленькие зеленые листочки. Показывает ветку, наклоняя ее ближе, чтобы ребята могли рассмотреть листья, понюхать их, осторожно потрогать. Предлагает им самим поискать, нет ли еще зеленых деревьев, продолжает учить узнавать и называть некоторые деревья, кустарники, например березу, сирень или другие, имеющиеся в окружении детского сада. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья. Большое место должны занять игровые приемы: подбежать к дереву с белыми цветами, найти, где цветет такой цветок и т.п.^ Наблюдения за животными. С первыми теплыми днями появляются на солнечной стороне забора и стен домов перезимовавшие мухи, вылетают бабочки, жуки. Весной воспитатель знакомит детей с первыми появившимися насекомыми, учит различать и называть жука, бабочку, муху. Воспитатель привлекает внимание детей к некоторым перелетным птицам (грачам, скворцам, ласточкам), если они селятся на участке детского сада или в ближайшем окружении.Лето^ Прогулки на луг. Первые прогулки следует провести с целью создания у детей радостного настроения от пребывания на лугу, где так много травы, цветов, где можно играть на травке, рвать цветы и любоваться ими. Воспитатель учит детей беречь траву на лугу, не мять ее, не рвать зря цветы, приучает их играть на краю луга, там же искать наиболее крупные красивые цветы; показывает детям, как надо правильно срывать цветы (на длинном стебельке у самой земли), чтобы можно было составить букет, сплести красивый венок; обращает внимание на то, что здесь много цветов, предлагает найти, узнать, назвать одуванчик, с которым дети познакомились еще весной, или другой цветок, называет его; срывает лютик, показывает его детям, спрашивает, какого цвета этот маленький красивый цветок, еще раз называет его. В течение лета воспитатель знакомит детей и с другими луговыми цветущими растениями, например колокольчиком, ромашкой. срывает это растение, показывает его детям, спрашивает о названии, подтверждает их ответы или называет его сам. В середине июля зацветает красный клевер. Дети обычно радуются, когда среди обилия ранних желтых цветов находят на лугу красные головки клевера. Дети наблюдают, как над цветами порхают бабочки, гудят пчелы и садятся на цветы. Плетение веночков, хороводные и подвижные игры помогают запоминать уведенное, развивают интерес к дальнейшим наблюдениям, например, игры «Поищи такой же», «Найди по описанию». Хорошо использовать небольшие, но образные стихотворения, несложные загадки.^ Прогулки в лес. Прогулки в ближайший лес, рощу следует чередовать с прогулками на луг. На первой прогулке надо дать детям почувствовать удовольствие от пребывания в лесу: тут не жарко, шумят деревья, поют птицы; уточнить знания о том, что в лесу растет много больших деревьев, а внизу трава. Можно поиграть в прятки. Нужно обратить внимание и на то, что в лесу, кроме деревьев, много других растений. Спросить, что растет под деревьями, сорвать и принести растение.^ Прогулки на водоем. В течение лета не раз проводят с детьми прогулки к мелкому водоему. Если есть безопасные места, воспитатель организует творческие игры с песком и водой. Здесь закрепляются знания детей о свойствах этих природных материалов (вода льется, одни игрушки, щепочки в ней плавают, а другие тонут; из сырого песка можно лепить, строить, сухой песок рассыпается).Средняя группаОсень В средней группе продолжает воспитание у детей интереса и любви к природе, бережного отношения к растениям и животным. Основным местом прогулок является участок детского сада, но уже можно чаще выходить за пределы его – на улицу, в ближайший сад, бульвар, лес или парк, а следовательно, показать детям разнообразие осенней природы и труда людей. В связи с большей устойчивостью внимания у детей пятого года жизни следует осенью провести несколько целенаправленных прогулок и экскурсию в парк или лес. Детей надо учить в каждом явлении наряду с внешними признаками выделять и более существенные, устанавливать более сложные связи между явлениями природы (идет дождь – земля мокрая, светит солнце – лужи высохли и др.)^ Наблюдения неживой природы. Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Воспитатель время от времени привлекает внимание детей к погоде в связи с их повседневной жизнью и деятельностью. Вначале педагог сам говорит, какая погода: «Как сегодня ярко светит солнце, как тепло, мы сможем хорошо погулять». В дальнейшем можно спросить детей или дать поручение одному ребенку посмотреть в окно и сказать, какая погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки. Такие поручения постепенно приучают ребят и самих обращать внимание на погоду, делать вывод, что осенью идут дожди, холодно, надо одеваться теплее. Надо учить подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день предложить посмотреть на небо и сказать, какое оно – ясное, голубок, чисток. В другой раз дети увидят, что небо покрыто тучами, тучи темные, закрывают солнце, скоро пойдет дождь.^ Наблюдения за растениями. Листопад принадлежит к числу наиболее характерных осенних явлений. На прогулках наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка и ближайшего окружения. Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения: листья пожелтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось. Интересно наблюдать, как осыпаются листья под порывами ветра, прислушаться, как шелестят они, падая, шуршат под ногами. Любуясь красотой осенних пейзажей, воспитатель находит знакомые детям деревья: клен, тополь, березу. Обращает внимание на различную у них окраску листьев. Несколько раз за осень воспитатель организует наблюдения за растениями цветника на своем участке, в парке или сквере. В начале осени дети осматривают клумбы, любуются красивыми цветами. Надо предложить найти знакомые растения: настурцию, астры, анютины глазки. Повторно наблюдения надо провести позже, когда после заморозков побуреет трава, завянут цветы, обратить внимание ребят на то, что цветы погибли от холода. Осенью целесообразно провести одну экскурсию в близлежащий парк или лес, чтобы показать листопад. При планировании экскурсии надо отобрать небольшой по объему программный материал, кратковременные наблюдения сочетать с активной деятельностью детей, с играми и отдыхом.^ Наблюдения за животными. Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, коровой и др. Наблюдения за птицами надо вести в течение всей осени. Необходимо обратить внимание на то, что птиц стало меньше, не слышно их пения, как это было летом, нет уже ласточек, которые жили летом под крышей, улетели скворцы. Чаще всего можно наблюдать на участке воробьев и ворон, в городе – голубей.Зима На прогулках надо расширить и уточнить конкретные представления детей о характерных признаках зимы.^ Наблюдения неживой природы. С явлениями неживой природы, свойствами снега и льда воспитатель знакомит детей в повседневной жизни, на прогулках, во время коротких наблюдений, в процессе игр, труда, зимних развлечений. В течение всей зимы воспитатель привлекает внимание ребят к ярким и характерным зимним явлениям. Вышли на прогулку, спросить, холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Следует понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метет снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится еще холоднее, мороз щиплет нос, уши. Нельзя пропустить первый снег: его появление вызывает у детей восторг. Понаблюдать, какими хлопьями падает снег, как медленно опускаются снежинки на землю, на крыши, на деревья и забор, затем обойти участок и посмотреть, как быстро все побелело, - все это детям очень интересно. На одной из прогулок можно подойти к замерзшим лужицам, походить по тонкому льду, послушать, как хрустит под ногами ломающийся лед. Взяв льдинку, показать, какой лед прозрачный, а когда установятся морозы, лед твердый, скользкий. В теплые зимние дни следует показать, как легко из снега лепить снежки, он не рассыпается, как в мороз. Так дети узнают о разных свойствах снега.^ Наблюдения за растениями. Следует привлекать внимание ребят к растениям и в зимнее время. Дети наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом, замечают, как в ветреную погоду ветки гнутся и с них осыпается снег. Если есть возможность, можно провести экскурсию в ближайший парк или лес. Для такой экскурсии надо выбрать морозный солнечный день в разгар зимы – в конце декабря или в начале января, когда установится зимняя погода. Хорошо пойти в то же место, где дети были осенью. Выбрать в парке место, где особенно хорошо можно показать красоту зимней природы: снежный покров, деревья, покрытые снегом, блестящие на солнце.Весна Пробуждение природы после зимы, быстрая смена весенних явлений, наконец, изменение содержания игр и развлечений весной радуют детей и возбуждают интерес и любознательность. Это создает благоприятную почву для наблюдений на прогулках, накопления у ребят представлений о признаках весны. В течение всей весны воспитатель приучает детей подмечать характерные изменения в природе, наблюдать за погодой. Целесообразно вначале это делать вместе с детьми (солнце, пасмурно и др.), но постепенно больше активизировать их путем вопросов, простых и конкретных заданий (посмотреть, растаяли ли сосульки на крыше, есть ли еще снег на площадке, где гуляли вчера, и т.п.) Наблюдения на прогулках чередуются с играми, трудом. Много радости доставляют детям пускание корабликов в ручейках, затем игры с водой, где они закрепляют знания о признаках предметов.^ Наблюдения неживой природы. Уже с начала весны проводят наблюдения за характерными явлениями сезона. Прежде всего, внимание детей привлекается к потеплению. Можно использовать разнообразные приемы, опираясь на чувственный опыт ребят. На прогулке предлагают потрогать нагревшуюся на солнце одежду, свою и товарища, подставить под солнечные лучи лицо, отмечают, что солнце светит ярко, стало тепло. Надо привлечь внимание детей к таянию снега, изменению снежного покрова. Для начала следует выбрать солнечный теплый день. Ребята убедятся, что снег и лед на солнце тают. Пройтись по участку, по улице, предложить посмотреть, что стало со снегом, спросить, почему появились лужи, текут ручьи. Показать сосульки: «Посмотрите, дети, какие прозрачные красивые сосульки на крыше. Как они блестят и переливаются на солнце!» Спросить, когда капают сосульки. Послушать звон капели. Через несколько дней прийти к месту первых наблюдений, спросить, что изменилось. Отметить, что снег почернел, его становится все меньше, а луж и ручьев больше, растаяли сосульки от весеннего солнца. Экскурсию к водоему целесообразно провести после того, как он очистится ото льда. Надо обратить внимание детей на то, что льда и снега на реке нет, в реке много воды, над водой летают птицы.^ Наблюдения за растениями. Как только на деревьях и кустарниках начинают заметно набухать и лопаться почки, надо нагнуть венку, чтобы дать детям возможность рассмотреть ее, понюхать душистые почки, листочки, потрогать их пальцами. На каждой прогулке воспитатель поручает ребятам посмотреть, что распустилось, зазеленело на участке, у какого дерева появились листья, некоторым поручает пойти посмотреть, распустилась ли знакомая им сирень, зацвела ли яблоня и пр. Так дети приучаются всматриваться в окружающую природу, замечать изменения в ней. Как и в младшей группе, надо использовать игровые приемы, проводить дидактические игры. Для обобщения и уточнения полученных на прогулках представлений о ярких явлениях весенней природы следует провести экскурсию в парк или лес. Делать это лучше в апреле-мае, когда наступают заметные изменения в природе.^ Наблюдения за животными. В весенний период продолжается наблюдение за птицами. Следует обратить внимание детей на изменение поведения птиц: воробьи садятся на освещенные солнцем деревья, крышу, греются, купаются в лужах, песке, оживленно чирикают. Интересно понаблюдать некоторых перелетных птиц.Лето^ Прогулка на луг. На этих прогулках закрепляются и расширяются представления детей о луге, полученные в младшей группе. Как и в младшей группе, на первой прогулке следует дать детям возможность вволю поиграть на траве, нарвать цветов, почувствовать радость от близости природы. На последующих прогулках игры чередуют с наблюдениями, ознакомлением детей с растениями и обитателями луга. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, от них он желтый, золотой. По мере зацветания других растений детей знакомят, например, с колокольчиками, гвоздикой и др. Приемы используются те же, что и в младшей группе, но в средней группе при рассматривании, скажем, двух растений нужно сравнивать их по окраске, величине и форме цветка и листьев, по запаху. Проводятся наблюдения за бабочками, жуками. Во время одной из прогулок следует обратить внимание на то, как много летает бабочек на лугу, проследить, как они садятся на цветы, складывают крылышки, спросить, какого цвета крылышки у бабочек, рассказать детям, что есть разные бабочки – желтые, белые, голубые. Так же проводятся наблюдения за жуками.^ Прогулки в лес. Прогулки на луг чередуются с прогулками в ближайший лес или парк. Пусть на первой прогулке дети поиграют, побегают, почувствуют, как хорошо в лесу в жаркий летний день. На следующей прогулке можно уже начать короткие наблюдения за жизнью леса, расширить представления детей о нем. Надо обратить их внимание на то, что в лесу много высоких деревьев, предложить посмотреть наверх, как высоко растут ветки, обхватить руками дерево – какие у деревьев толстые стволы, показать детям одно-два знакомых дерева и спросить, знают ли они это дерево, как оно называется. Следует познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой. На первых прогулках в июне показать цветущие кустики земляники, сказать, что потом на этих кустиках будут ягоды. Через несколько дней, когда ягоды начнут поспевать, сорвать веточку, рассмотреть цвет, форму ягоды, предложить и самим поискать такие же.^ Наблюдения за домашними животными. В течение лета надо обогатить представления детей о домашних животных и их детенышах. Для этого воспитатель организует повседневные наблюдения за животными вблизи детского сада, а время от времени проводит прогулки на пастбище, в птичник или другие места, где есть домашние животные.Старшая группаОсень На прогулках детей старшей группы знакомят с большим разнообразием сезонных явлений, подводят их к обобщению накопленных знаний о признаках осени. На каждой прогулке нужно привлекать детей к наблюдениям. Воспитанникам старшей группы надо показать уже некоторую последовательность в изменении осенних явлений (с ранней до поздней осени), приучать самим подмечать изменения в окружающей природе. У каждого времени года своя красота, надо дать детям почувствовать красоту осени.^ Наблюдения неживой природы. Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Воспитатель приучает детей следить за погодой, связывая наблюдения с ли^ ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работыДети в старшей группе детского сада уже имеют представления о временах года, о сезонных явлениях в неживой и живой природе, т.к. эти знания им были предоставлены, когда дети были в младшей и средней группах. Теперь, когда дети стали старше, эти представления нужно расширить, уточнить, сформировать реалистическое понимание природных явлений и умение устанавливать связь между ними. Для изучения возможностей формирования знаний о временах года у детей старшего дошкольного возраста мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня знаний дошкольников о сезонных явлениях в природе (зимой и летом). На втором этапе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний дошкольников о временах года. Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования разработанного комплекса мероприятий как средства формирования у детей знаний о временах года. Опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей с временами года мы проводили в детском саду № 12 г.Кобрина Брестской области. В группе, в которой мы проводили целенаправленное изучение ознакомления детей с сезонными явлениями, 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков. Дети по способностям не сильно отличаются друг от друга. Ежедневное наблюдая за ними, мы заметили, что они любознательны, активны, им нравятся и подвижные, и дидактические игры.^ Главная цель опытно-экспериментальной работы – сформировать у детей нужные представления о временах года и выявить эффективность применения разработанного нами развивающего комплекса мероприятий. Задачи: Определить критерии уровня знаний дошкольников о временах года и провести диагностику. Разработать комплекс мероприятий, направле