Реферат по предмету "Разное"


1. цель и задачи преподавания дисциплины

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель изучения дисциплины – заключается в приобретении студентами знаний основ теории и практики по проблемам курса «Макроэкономика», необходимого для понимания и обладания основных принципов, методов и средств изучения сущности функционирования предприятий как объекта макроэкономики. Основ исследования в данном курсе является макроэкономические процессы и явления. Кроме того, цель преподавания данного курса состоит в приобретение студентами знаний основ функционирования макроэкономической системы и системы отраслей народного хозяйства. В результате изучения дисциплины студенты приобретают систему необходимых знаний и навыков в области идентификации разделов, составляющих макроэкономической тематики, оценки основных макроэкономических показателей и системы основного тождества национальных счетов. 1.2. ^ Задачи изучения дисциплины – состоят в приобретении студентами знаний по вопросам организационных и правовых аспектов макроэкономики, информационного обеспечения макроэкономических процессов, основных проблем функционирования экономической системы государства, основных методов и подходов к макроэкономическому анализу, теории кейнсианского креста, денежного рынка, инфляционного механизма, инвестиционной тематики, совокупных доходов и расходов, экономических циклов и т.д. Одним из главных моментов содержания задач курса является приобретение студентами знаний макроэкономических теорий, доктрин и концепций. Умение разрабатывать подход к анализу и оценке макроэкономических показателей, осуществлять постановку задачи и выбор системы макроэкономического регулирования. Учебная дисциплина «Макроэкономика» представляет собой один из курсов программы подготовки студентов экономических специальностей. Изучение дисциплины опирается на знания из таких базовых дисциплин, как «Введение в специальность», «Микроэкономика», «Основы экономической теории», «История экономических учений», «Политэкономия» и др. При изучении дисциплины «Макроэкономика» стоят следующие задачи: изучить теоретические основы макроэкономики как составной части экономической теории; раскрыть сущность методов макроэкономики и принципов формирования системы методов макроэкономического анализа; изучить основу теории и практики формирования счетов национального дохода, основного тождества национальных счетов классической и неоклассической, либеральной и неолиберальной, кейнсианской и некейсианской, марксистской и рост-марксистской, современной макроэкономической школ; формировать системы глубокого изучения материалов курса для понимания и овладения знаниями настоящего специалиста.1.3. Требования к знаниям и умениям, полученных в ходе изучения дисциплины «Макроэкономика». Умение и знания – составляющие содержание профессиональной подготовки, могут быть приобретены на лекциях, практических и семинарских занятиях, организованных преподавателем в аудитории, или путем самостоятельного изучения материала курса, при условии системного подхода к пониманию значений курса «Макроэкономики», его место в системе других учебных дисциплин, конкурирующих к подготовке современных специалистов экономических специальностей. Это предполагает, что в результате изучения курса студенты должны:1.3.1. Знать: 1.3.1.1. четкую постановку целей изучения курса; 1.3.1.2. структурирование разделов его содержания; 1.3.1.3. выбор в соответствии с целями, форм организации учебной деятельности; 1.3.1.4. выбор средств обучения; 1.3.1.5. диагностику уровня умений и приобретения знаний, т.е. установления степени соответствия полученных знаний и результатов процесса обучения; 1.3.1.6. основы методологии и методов макроэкономики; 1.3.1.7. методы оценки в макроэкономике; 1.3.1.8. перечень обеспечивающих дисциплин «Введение в специальность», «Микроэкономика», «Основы экономической теории», «История экономических учений», «Политэкономия»; 1.3.1.9. определение и свойства организационных и правовых аспектов макроэкономики; 1.3.1.10. особенности методов измерения макроэкономических показателей; 1.3.1.11. методы анализа и прогнозирование результатов макроэкономических процессов и явлений.1.3.2. Студенты должны уметь: 1.3.2.1. определять сущность и содержание макроэкономики, дифференцировать основные методы и модели, а также методический инструментарий макроэкономики и макроэкономического анализа; 1.3.2.2. определять основы макроэкономического информационного подхода, выделяемого по характеру отражаемых макроэкономических процессов; 1.3.2.3. систематизировать общие и частные методы используемые в макроэкономике; 1.3.2.4. классифицировать систему макроэкономических измерителей (показателей); 1.3.2.5. сформулировать системы национальных счетов, в условиях либо экономики закрытого типа, либо экономики открытого типа; 1.3.2.6. сформулировать систему факторов успеха в микроэкономике предприятий; 1.3.2.7. раскрыть существующие системы макроэкономического равновесия; 1.3.2.8. установить систему критериев деятельности предприятий.1.3.3. Овладеть навыками и методами: 1.3.3.1. расчета макроэкономических показателей; 1.3.3.2. анализа макроэкономических процессов; 1.3.3.3. макроэкономической интерпретации моделей кейнсианского креста и моделей IS-LM; 1.3.3.4. решения проблем современной макроэкономической тематики; 1.3.3.5. интерпретации модели макроэкономического эндогенного экономического роста; 1.3.3.6. установления и определения денежного рынка; 1.3.3.7. анализа совокупного спроса и совокупного предложения; 1.3.3.8. обоснования решения экономического роста; 1.3.3.9. формирование модели оптимального уровня хозяйствования; 1.3.3.10. экономического обоснования интеграционных процессов.1.3.4. Развить творческие способности 1.3.4.1. в решении задач макроэкономической тематики; 1.3.4.2. в применении различных подходов к исследованию макроэкономических процессов; 1.3.4.3. в раскрытии теории и практики обоснования макроэкономических мультипликаторов; 1.3.4.4. в формировании концепций макроэкономической политики; 1.3.4.5. в применении полученных знаний в решении задач макроэкономической тематики; 1.3.4.6. в использовании на практике профессиональных знаний макроэкономического анализа; 1.3.4.7. в решении сложных проблем, связанных с формулировкой макроэкономики системы закрытого и открытого типа; 1.3.4.8. в формулировке основного тождества национальных счетов.1.4. Перечень дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо при изучении дисциплины «Микроэкономика». Успешное изучение микроэкономики может быть после освоения курса таких дисциплин: – Политическая экономия; – История экономики и экономической мысли; – Микроэкономика; – Экономическая история; – История экономических учений; – Высшая математика; – Размещение производительных сил; – Информатика. 1.5. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), которые базируются на изучаемой дисциплине.^ 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО МОДУЛЯМ, ВИДАМ ЗАНЯТИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ТЕМАМТематический план №зачетного кредита № и название содержательного модуля Общее количествочасов Количество кредитов Распределение времени Аудиторные занятия Самостоятельная работа Лекции Семинарские и практические занятия 1 1. Микроэкономическая теория, теория поведения потребителя и производителя 54 1,5 10 10 34 2. Теория рынка, рыночного равновесия и институционального рыночного хозяйства 72 2,0 14 14 44 3. Проблемы эффективности макроэкономической политики 54 1,5 10 8 36 Всего 180 5 38 32 110 3 Форма отчетности Экзамен ^ 2.1 Содержание лекционного материала по модулям и темамЛекции – 38часа №Лекций Наименование модулей, тем и их краткое содержание Количество часов 1 2 3 СМ –1:^ Системы макроэкономических показателей и современные макроэкономические модел СМ–2: Макроэкономические процессы и механизмы макроэкономического регулирования 5 Инфляция Инфляция: определение и способы измерения. Темп уровень инфляции. Показатели темпов роста и темпов прироста цен. Понятия дефляции и дезинфляции. Проблема измерения инфляции. Качественные и количественные показатели. Критерий гиперинфляции. «Правило 70». Инфляционная спираль. Причины и виды инфляции: инфляция, инспирированная спросом, инфляция издержек, импортируемая инфляция. 2 Тк Аудитория по расписанию 1 2 3 4 5 6 ^ Инфляция и распределение доходов.Дифференциация доходов как одно из последствий инфляции. Способы измерения дифференциации: коэффициент Джинни, коэффициент концентрации доходов: экономический смысл и методика расчета. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Понятие стагфляции. Влияние инфляции на процесс сбережения и кредитования. Номинальная и реальная процентная ставка. -«- -«- ^ Базовая макроэкономическая модель «Совокупный спрос – совокупное предложение». Общая характеристика модели, отличие ее от модели «спрос – предложение» в микроэкономике. Кривая совокупного спроса (СС): определение. Отрицательный наклон кривой СС. Факторы, влияющие на сдвиг кривой СС, на перемещение вдоль кривой. Кривая совокупного предложения (СП): определение. Характеристика трех отрезков кривой СП: кейнсианского, классического и промежуточного. Факторы, влияющие ни сдвиг кривой СП. Общее макроэкономическое равновесие: 3 ситуации. Эффект храповика. 2 -«- -«- 7 ^ Деньги и банковское дело. Экономический смысл и функции денег. Денежные агрегаты как показатели, определяющие количество денег в обращении. Виды денежных агрегатов, методика расчета. Денежная масса, ее структура и динамика. Предложение денег и спрос на деньги: из чего состоит и как формируется. Банковская система: ее структура и функции. Система частичного резервирования. 2 8 ^ Денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика (ДКП) как один из методов воздействия на экономику. Цели и инструменты ДКП. Различия в подходах кейнсианской и классической (монетаристской) школ. Принцип частичного резервирования и НОР как инструмент ДКП. Фактические, обязательные и избыточные резервы Учетная ставка как инструмент ДКП. Политика в области ставки рефинансирования. 2 -«- -«- 9 ^ Операции на открытом рынке как инструмент ДКП. Причины кризиса рынка ГЦБ. Валютная политика: цели, направления использования. Регулирование валютного курса. Валютный коридор. Анализ процесса регулирования темпов инфляции и темпов экономического роста с помощью инструментов ДКП 2 -«- -«- 10 ^ Фискальная (бюджетная) налоговая политика. Фискальная политика как метод воздействия на экономические процессы. Цели и инструменты бюджетной и налоговой политики. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Сальдо государственного бюджета (дефицит, профицит). Различия в подходах классиков и кейнсианцев. Дефицит государственного бюджета. Сравнить с другими странами. Процесс изменения реального объема производства (ВНП). Мультипликаторы государственных расходов. 2 -«- -«- 11 ^ Налоговая политика. Чистые налоги, налоговое бремя: сущность. Прогрессивная, регрессивная и пропорциональная налоговая шкала. Процесс изменения реального объема производства (ВНП), связанный с изме- 2 -«- -«- 1 2 3 4 5 нениями государственных расходов, с изменениями в чистых налогах. Кривая Лаффера. Взаимозависимость между изменениями в государственных расходах и чистых налогах. Система встроенных стабилизаторов. Методы финансирования дефицита бюджета. Эффект вытеснения. Эффект Оливера-Танци. СМ–3: Проблемы эффективности макроэкономической политики. 12 Долгосрочный экономический рост. Модель Солоу. 1. Эмпирические факты экономического роста (Калдор, 1961). 2. Источники экономического роста. 3. Базовая модель Солоу. 3. Экономический рост: долгосрочная динамика и переходный период. 4. Абсолютная и относительная конвергенция. 5. Модель Солоу с трудосберегающим техническим прогрессом. 6. Недостатки модели Солоу. 7. Модели эндогенного экономического роста. 8. Экономическая политика в отношении долгосрочного экономического роста. 2 -«- -«- 13 ^ Классическая и Кейнсианская макроэкономические теории.Классическая макроэкономическая модель: основные постулаты. Закон Сэя. Дополнение классической теории процессами сбережений и инвестиций, характерными для реальной экономики. 2 -«- -«- ^ Условие равновесия денежного и товарного рынков (равенство S=I). Классическая теория занятости и условие равновесия на рынке труда. Денежный рынок в классической теории. Графическое изображение классической модели. Применение классической теории к анализу реальных экономических проблем (безработицы, инфляции). Рынок как саморегулируемая система. Экономические функции государства с точки зрения классиков. Несовершенство классической теории в объяснении некоторых экономических проблем. Тк Аудитория 14 ^ Предпосылки возникновения новой экономической школы. Формирование принципов экономической политики. Упрощенная модель Кейнса. Основной постулат теории Кейнса. Теория потребления, основной психологический закон. Функция потребления, предельная склонность к потреблению и сбережению: их взаимосвязь. Графическое изображение равновесия в модели. Возможность равновесия в состоянии неполной занятости. Необходимость вмешательства государства в регулирование экономики. Теория мультипликатора для функции потребления. Экономический смысл мультипликатора. Ограничения в данной модели. 2 -«- -«- 15 ^ Внешнеэкономическая деятельность.1.Сущность мегаэкономики и современная тематика внешнеэкономических отношений. 2. Мировая экономика и основные направления международного экономического сотрудничества. Унификация и интеграция во внешнеэкономической деятельности. Международное разделение труда и международные экономические связи. 2 -«- -«- ^ 2.3 Содержание самостоятельной работы Самостоятельная работа – 110 часов №п/п Наименование модулей, тем семинарских и практических и их краткое содержание Количество часов Форма контроля Место проведения 1 2 3 4 5 СМ –1:^ Системы макроэкономических показателей и современные макроэкономические модел Теория предельной полезности и поведение потребителя Анализ поведения потребителяСпрос, предложение, их взаимодействие.Теория предприятия: производство и затраты.Вариации факторов производства и оптимум товаропроизводителяТеория рыночных структур: рынок продукта Предприятие и рынок (Монополия, конкуренция, Олигополия,…)Рынки факторов производстваРавновесие и эффективность рыночной системы.Общее равновесие конкурентных рынков Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование; Институциональные аспекты рыночного хозяйства Знание лекционного материала проверяется на семинарских занятиях, в процессе выполнения практических заданий, в процессе написания рефератов и выполнения заданий на самостоятельную работу. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, для чего разработана тематика рефератов и задания для самостоятельной работы. Контроль за текущей успеваемостью студентов осуществляется в форме оценки ответов на семинарах и практических занятиях, проверки выполнения заданий текущего контроля, решения контрольных заданий. Итоговый контроль по дисциплине предусмотрен в форме экзамена.8. Основная и дополнительная литература8.1. Основная литератураБазилиевич Б и др. Макроэкономика. – К.: Знание, 2005.– 251 с.Аналітична економіка: макроекономіка и мікроекономіка/ Панчишин С. И др..– К.: Знання, 2006.– 437с.Задоя А.А. Макроекономіка. – К.: Знання, 2006.– 368с.Макроекономічна теорія / Башнянин Г.І. и др.– Львів: Новий світ, 2006.– 552с. Макроэкономика: учебное пособие для вузов.– Минск: БГЭУ, 2000.Курс лекций по макроэкономике / А.А.Фридман.– М.: МФТИ, 2000 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: учебник.– М.: Инфра, 1997. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика.– М.: Республика, 1992. Р. Дорнбуш, С. Фишер, Макроэкономика.– М.: Изд–во МГУ, 1997. Дж. Сакс, Ф. Лоррен, Макроэкономика: глобальный подход.– М.: Издательство Дело, 1995. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст.– СПБ.: Издательство «Судостроение», 1998. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.– М.: изд–во МГУ, 1994. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. – М.: Дело и сервис, 1999. Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. – С.–Пб.: Эконом. шк., 1994. Долан Э.Дж. Макроэкономика. – С.–Пб., 1994. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. – М.: Бек, 1996.8.2. Дополнительная литература Авдашева С.Б. Современные экономические теории Запада.– М.: Финстатинформ, 1996. Барр Р. Политическая экономия: В 2т. – М.: Международные отношения, 1995. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экон. политики).– М.:АО «ДИС», 1996. Вопросы экономики. – 1999.– №1,2,5,6,8,10. Дж. Сакс, Ф. Ларрен, Макроэкономика: глобальный подход, 1995, гл.7,19. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно–кредитная политика / В.Лукашевича – Л., 1991. – Гл. 19. Ефримова Л.Г. Сборник образцов банковских документов. – М.: Инфра–М, 1995.– 240 с. История экономических учений (современный этап) / А.Г. Худокормова. – М.: Инфра–М, 1998. Курс экономики / Райсберга Б.А. – М.: Инфра–М, 1997. Лейярд р. Макроэкономика: курс лекций для российских читателей.– М.: Джон Уайли энд санз, 1994. Леонтьев В. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика. – М.: Политиздат, 1990. М.Бурда, Ч.Виплош, Макроэкономика. Европейский текст, 1998, гл.15. Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – №2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.– М.:МГУ, 1994.– Гл. 9,10. Р. Дорнбуш, С. Фишер, Макроэкономика, 1997, гл.16. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход.– М.: Дело, 1996. Современная экономическая мысль / В.С.Афанасьева. – М.: Прогресс, 1981. Современный взгляд на эквивалентность Барро–Рикардо: D.Bernheim, Ricardian Equivalence: An Evaluation of Theory and Evidence, NBER Macroeconomics Annual, Vol.2,1987. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. Эдвин Дж. Долан. Деньги, банки и денежно–кредитная политика.– СПБ: АОЗТ, 1994. Эквивалентность Рикардо: D.Ricardo, Funding System in Piero Sraffa (ed.) The Works and Correspondence of David Ricardo, Vol.4, Cambridge: Cambridge University Press, 1951 и R.Barro, Are Government Bonds Net Wealth?, Journal of Political Economy, November,1974. Эклунд К. Эффективная экономика – шведская модель (Экономика для начинающих и не только для них...). – М.: Экономика, 1991. ЭКО. – 1999. – №1,7. Экономист. – 1999. – №1,8. Эксперт. – 1998. – №16(133),27–28(144),43(159).ПротоколСогласования рабочей учебной программы Дисциплина, предшествующая изучению данной дисциплины Ф.И.О.Научная степень и ученое звание преподавателя, ведущего предшествующую дисциплину Подпись Дисциплина, последующая, изучаемая после данной дисциплины Ф.И.О.Научная степень и ученое звание преподавателя, ведущего последующую дисциплину Подпись Высшая математика Ст. преп., Канаева Н.Н. Размещение производительных сил Ст. преп. Банарь В.С. Политическая экономия Ст. преп. Андрющенко Л.Г. Экономика предприятия Доц. Руденко В.Е. История экономических учений Ст. преп. Андрющенко Л.Г. Микроэкономика Доц. Мабиала Ж. Экономическая история Ст. преп. Макуха Г.В. Государственное регулирование экономики Доц. Кушпрак Макроэкономический анализ Доц. Мабиала Ж. Международная экономика Доц. Сафонов В.А. ^ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДИСЦИПЛИНЫ Предыдущие дисциплины и их разделы, которые используются в данной дисциплине Следующие дисциплины и их разделы, которые используют данной дисциплиныВысшая математика Политическая экономия История экономических учений Экономическая историяРазмещение производительных сил Экономика предприятия Макроэкономика Макроэкономич. анализ Государств. регулирование экономикиРабочая учебная программа составлена на основе типовой программы по дисциплине «Макроэкономика» для студентов факультета экономики и менеджмента и учетно-финансового факультета формы обучения специальностей 8.050.107 «Экономика предприятий» и 7.050.106 «Учет и аудит» и 6.050.100 «Банковское дело», утвержденной Министерством образования и науки Украины.Составитель: доцент кафедры экономики, PhD (к.э.н) Мабиала Жильберт___________________________________________________________________________________________________________Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Экономики, протокол №_____ от «_____».______._______Заведующий кафедрой, д.э.н., проф. ______________________________________Караман М.М.Согласована: – в учебно-методическом отделе_________________________ – с деканатом Согласована с кафедрами: 1 _________________________________________ 2 _________________________________________ 3 _________________________________________


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.